Giuseppe Arcimboldo), (1527, Милан — 11 июля 1593, Милан) — итальянский живописец, декоратор, представитель маньеризма. Джузеппе Арчимбольдо (итал. Giuseppe Arcimboldo 1526 или 1527, Милан — 11 июля 1593, там же) — итальянский живописец, декоратор, обычно причисляемый к представителям маньеризма. Его отец, Бьяджо Арчимбольдо (Biagio Arcimboldo), был художником. Джузеппе Арчимбольдо (итал. Giuseppe Arcimboldo 1526 или 1527, Милан — 11 июля 1593, там же) — итальянский живописец, декоратор, обычно причисляемый к представителям маньеризма.
Дата рождения художника неизвестна. Его отец был художником, дядя – архиепископом, умным и образованным человеком. проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. После восшествия на престол нового императора в 1575 году положение Арчимбольдо при дворе, вероятно изменилось мало, во всяком случае, он продолжал получать прежнее жалованье — 20 флоринов в месяц. Существует версия, что росписи в церкви св.
Предполагают, что, увидев рукописи и рисунки Леонардо (а такая возможность у Арчимбольдо была), молодой художник навсегда сохранил в памяти гениальные наброски удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Интерес к нему вспыхнул после выхода в свет монографии искусствоведа К. Касати в 1885 году. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6. Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо.
В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. При инвентаризации коллекции Рудольфа II в 1607—1611 годах в описи были учтены 4 фолианта эскизов Арчимбольдо, один из которых уцелел. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна».
С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. Оба символа позволяют предположить, что зима — любимое время года императора. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США.
И даже самое слабое дуновение ветра может привести к тому, что вся фигура начнет пылать. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. На воинственное начало указывают и пушки. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную.
Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. Большинство его современников, также известных людей, смотрели на него с восхищением из-за его талантов и его изобретательности не только в живописи, но также и в организации игр, свадеб, коронаций, процессий. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243.
Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас. Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде». Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов.
В первом цикле времен года, в духе модной в то время натурфилософии, каждая картина соответствует определенному периоду жизни человека. Весна показывает нам его в самые юные годы, с лицом, полным свежих цветов Лето — как молодого человека, отсюда фрукты, которые созрели Осень (утраченная картина) изображает уже зрелого мужчину, а Зима представляет старца с редкой растрепанной бородой, со сморщенной и увядшей кожей. Таким образом, миска с овощами преображалась в толстощекую физиономию. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. В портрете Зима (The Winter), в основном, задействованы корни деревьев.
Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника. Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов.
Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». Современники причисляли его, как и Содому, к маньеристам. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман.
По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Он отвечал при дворе за архитектуру и театрально-художественное оформление всех мероприятий. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году.
Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже— анфас. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt). Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана.
В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось.
Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Арчимбольдо Джузеппе, картины которого вызывали интерес у королевских особ, долгое время (около 25 лет) был придворным художником Габсбургов.
В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры». В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея).
Достаточно потереть два огнива имитирующие нос и ухо фигуры, чтобы они вспыхнули искрами. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Джузеппе известен как маньерист 16-го века. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году).
На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии.
Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Публиковались и другие работы. В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет— смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II.
Однако он заявил, что в некоторых витражах можно рассмотреть элементы будущего стиля arcimboldesque. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Портрет библиотекаря состоит только из вещей имеющихся в читальном зале. Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь» и «Вода», 1566год, в Венском Музее истории искусств. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора.
Дата рождения художника неизвестна. Фигура пожилого и усталого человека возникает из древесного пня (символ прочности и стабильности), проросшего узловатыми ветвями, переплетение которых создает форму императорской короны. Концепция этой картины отличается от других аллегорических изображений времен года и не является, в сущности, аллегорическимпортретом. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11. Полотно входит в цикл «Профессии».
Во всяком случае, поздние его полотна представляли что-то новое, абсолютно незнакомое. Рисунок в Лувре— «Повар»— составлен из кухонных элементов. На воинственное начало указывают и пушки. Согласно сведениям, записанным при жизни биографом художника — иезуитом Паоло Мориджиа, род восходил ещё ко временам Карла Великого, тогда же его представители перебрались в Италию. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось.
По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Далее кафедра переходила к прочим представителям рода, в частности, в 1550—1555 годах миланским архиепископом был Джананьело Арчимбольдо — потомок внучатого племянника Гвидо23.
Его портрет Весна (The Spring) был полностью скомпонован из различных весенних цветов и растений. К примеру, для создания Библиотекаря (The Librarian) он использовал все те предметы, которые символизировали книжную культуру того времени, включая занавески, разделявшие отдельные кабинеты в библиотеке. Ключ к реконструкции мировоззрения Арчимбольдо виделся им в символике придворных торжеств, режиссируемых художником и в его аллегорических сериях. Только позже она была перевернута, чтобы вызывать смех. Джузеппе, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами.
Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана.
Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века.
При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины. Творческое наследие Арчимбольдо плохо идентифицировано, особенно это касается ранних его работ и картин в традиционном стиле. Картины художника при жизни вызывали споры.
Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»).
(Музей Изобразительного искусства, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь», 1566г. Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года».
Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55. Некоторые историки искусства считают произведение портретом самого Максимилиана II. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Зима.
По мнению Хоке, в эпоху Ренессанса художник должен был являться в первую очередь талантливым ремесленником, умело имитирующим природу, поскольку понятие прекрасного основывалось на её изучении. В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Арчимбольдо в эти годы написал второй вариант «Времён года» (1573), посвятил императору красный кожаный фолиант, содержавший 150 рисунков ручкой и чернилами (1585).
В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. С Рудольфом II его связывала личная дружба. Арчимбольдо родился в эпоху позднего Ренессанса и его первые работы написаны в традиционной ренессансной манере.
Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. и «Вода», в Венском музее Изобразительного искусства. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали.
Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года».
Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста.
Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Но дело в том, что случайных предметов на полотнах нет. Публиковались и другие работы. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США.
Начиная с 1562 года жизнь и творческая биография Арчимбольдо достаточно хорошо документированы, особенно благодаря венским Архиву австрийских исторических документов и императорскому архиву. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи (Бернардино Луини), у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико. Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана.
По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Загадочна не только живопись этого художника, но и его жизнь. Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года. Вообще художнику очень повезло с покровителями. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов).
В их доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени. Как будто под действием какого-то алхимического изменения овощи создавали изображение человека. Существует версия, что росписи в церкви св.
Арчимбольдо также попытался показать свою признательность природе через свои портреты. Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. Если смотреть в определенном положении на другую картину – можно увидеть натюрморт, состоящий из репы, редиски, лука, осота, грибов, каштанов и различных орехов, но стоит развернуть его на 180 градусов, как он превращается в аллегорический портрет человека, глаза которого «состоят» соответственно из грецкого и лесного ореха.
«Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Что это такое. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. При поддержке Максимилиана он исполнил первый вариант серии «Времена года», который был представлен императору в день Нового года (1569).
Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Несмотря на то, что очень немногие произведения Арчимбольдо доступны на арт-рынке их аукционная стоимость находится в диапазоне 5—10 миллионов долларов. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции».
Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства.
Публиковались и другие работы20. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Обычная миска с овощами преображалась в толстощекую физиономию.
Он родился в Милане в 1527 году. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде.
В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному». В эпоху Арчимбольдо были очень популярны так называемые картины-перевертыши. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. Имеются еще три картины-перевертыша, цикл «Четыре элемента», «Сезоны» и сохранившиеся в самом большом количестве во всем наследии Арчимбольдо Джузеппе картины «Времена года», причем все сезоны нарисованы в нескольких вариантах. Вариантов «Времен года» было несколько.
Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Как правило, маньеризм свидетельствовал о тесной связи между человеком и природой.
Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо. Сначала картина висела так, чтобы можно было видеть прежде всего натюрморт. Эти произведения настолько необычны, что вполне объясним вспыхнувший к ним интерес.
Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста.
В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9. Самое большое количество картин под названием «Весна». И Максимиллиан и Рудольф очень любили изящные искусства и, в особенности, все странное и необычное. Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке.
В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди.
Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»). Ещё в 1570 году император Максимилиан отрядил Арчимбольдо в Прагу — ко двору своего наследника Рудольфа, с которым у художника сложились и хорошие личные отношения. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4.
Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха. С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году.
Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит ХХ веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Второй вариант был написан уже при Рудольфе. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Там есть еще эмблема Габсбургов — огниво.
Маньеризму присуща претенциозность. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов).
Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Уже современники Арчимбольдо вполне отдавали себе отчет в том, что имеют дело с гением.
Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Это же самый настоящий сюрреализм 16 века».
По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо. Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25.
Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14. Даже оторопь берет.
В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма. В нем отсутствует гармония между духовной и телесной природой человека.
Ключ к реконструкции мировоззрения Арчимбольдо виделся им в символике придворных торжеств, режиссируемых художником и в его аллегорических сериях. Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года».
Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Рисунок в Луврском музее— «Повар»— составлен из кухонных элементов.
Аллегории сезонов: «Лето» и «Зима», 1563г. Изображенный на картине повар, при переворачивании превращается в блюдо с мясом. Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости.
Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей). По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28.
В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51. Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II.