Популярность Арчимбольдо была огромна, но прошло время, кунсткамера была разграблена во время Тридцатилетней войны (1618–1648), ряд картин Арчимбольдо были вывезены в Швецию, некоторые осели в частных коллекциях, а некоторые попросту исчезли. Арчимбольдо служил семье Габсбургов на протяжении более 25 лет. Согласно П. Мориджиа, в 1562 году Арчимбольдо уступил призыву императора Максимилиана II и покинул Милан на 25 лет.
440 лет назад в 1573 году итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo, 1526-1527 – 1593) завершил создание живописной серии «Времена года», которая сделала его знаменитым.
Образ «Воды» Арчимбольдо составил из рыб, ракообразных, осьминогов и жемчужин, «Повара» – из кухонной утвари, а «Лето» (1573) представил в виде созревших плодов. Данная работа символизирует лето из цикла «Времена года», который состоит из четырех стилистических схожих антропоморфных портретов.
Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Там есть еще эмблема Габсбургов — огниво. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали.
В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Несмотря на то, что очень немногие произведения Арчимбольдо доступны на арт-рынке их аукционная стоимость находится в диапазоне 5—10 миллионов долларов. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста.
Сохранились сведения, что в возрасте 22 лет Арчимбольдо работал помощником своего отца, украшавшего Миланский собор. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15.
Изображенный на картине повар, при переворачивании превращается в блюдо с мясом. Император Рудольф II в 1580 году пожаловал Арчимбольдо дворянство. Плоды здесь сочетаются с пушками, что напоминает о венгерских войнах Габсбургов. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. могут быть истолкованы как символ высшего единства, вечности.
Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее. Таким образом, миска с овощами преображалась в толстощекую физиономию. Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Он был известен как автор картин в стиле «каприччо» – причудливых импровизаций, которые пользовались большим успехом.
Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже— анфас. победитель – одна из аллегорий на императора, – украшен орденом Золотого Руна (родового знака принадлежности к австрийскому дому). Им была основана одна из первых кунсткамер – предшественница современных музеев. Предметы изображенные «малыми голландцами» на натюрмортах, часто представляли собой аллегорию, а картины имели символический смысл. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28. Несколько позже (1566) появились «Элементы».
это аллегорич. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14.
Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II. Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14.
А. был заново открыт сюрреалистами в 20в. Он создавал для них яркую, нарядную сценографию. Писал также гротескные антропоморфные пейзажи, с холмами и скалами в виде голов и плеч. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18.
Личной концепцией художника, руководствуясь которой он создал свой образ мира, был вкус к «натуральной тайне». Душой творчества Арчимбольдо была идея метаморфозы, в ней он видел один из возможных путей познания Вселенной идея, жившая в подсознании всех художников- маньеристов, стремившихся в своих усложненных, многозначительных образах совместить многие явления. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13.
Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20. Обычная миска с овощами преображалась в толстощекую физиономию. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25. Его кора подобна коже, ветви – волосам.
Эти рисунки поразили воображение юного художника и остались в памяти. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи.
В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Марс жарко сверкает, голова его охвачена сиянием, все цветовое решение картины – огонь и золото. Портрет Рудольфа-Вертумна в образе загадочного бога садов, природы и изменчивости "бога перемен" как бы объединяет и продолжает обе эти серии (1591). Публиковались и другие работы20. Загадочна не только живопись этого художника, но и его жизнь.
Он родился в Милане. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Зима. Попытки интерпретации начинаются с осмысления культурного фона и философии художника, однако единого мнения на этот счёт не выработано.
Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. Только позже она была перевернута, чтобы вызывать смех. В сочетании с гармоничными, природными тонами и полутонами портреты будят воображение. За «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна» художник был пожалован почётным титулом пфальцграфа.
Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года. Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо и его жизнь. В сохранившихся рисунках и эскизах (обычно голубой акварелью в той же технике, как известно исполнен и ряд отличных портретных набросков) варьируется тема растительного и животного мира используемая с бесконечным разнообразием и неизменным декоративным эффектом.
Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4. Как будто под действием какого-то алхимического изменения овощи создавали изображение человека. голов, пёстрых по колориту погрудных «портретов», скомпонованных из тщательно выписанных растений, плодов, цветов, минералов и др.
Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. При поддержке Максимилиана он исполнил первый вариант серии «Времена года», который был представлен императору в день Нового года (1569). Его отец был художником, дядя – архиепископом, умным и образованным человеком. фантастич. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14.
У каждого времени года свои признаки. "Времена года" и "Стихии" (вода, воздух, огонь, земля) сопоставлялись философами того времени с процессами, происходящими в организме самого человека. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Был куратором имп. орнаментом для собора вКомо. ФердинандомI позднее пользовался покровительством императоров МаксимилианаII и РудольфаII (придворный художник до 1587 в 1591 получил титул графа Палатинского).
Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243. наследия– галерея Уффици во Флоренции идр. 1591, замок Скоклостер, близ Уппсалы, Швеция). В его композициях зритель встречал много новых, лишь входивших в обиход изображений малоизвестных ранее животных (например, тюленя, спрута и др. ) все они выписаны тщательно и безошибочно, как на иллюстрациях ко всякого рода «Описаниям» и «Театрам», распространявшимся тогда по всей образованной Европе вместе с картами далеких городов и стран. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году.
В первом цикле времен года, в духе модной в то время натурфилософии, каждая картина соответствует определенному периоду жизни человека. Весна показывает нам его в самые юные годы, с лицом, полным свежих цветов Лето — как молодого человека, отсюда фрукты, которые созрели Осень (утраченная картина) изображает уже зрелого мужчину, а Зима представляет старца с редкой растрепанной бородой, со сморщенной и увядшей кожей. Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие.
Учился у отца, Бьяджи Арчимбольдо, вместе с которым работал в качестве художника по стеклув Миланском соборе (1549–58). По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28.
Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Оба символа позволяют предположить, что зима — любимое время года императора.
Если смотреть в определенном положении на другую картину – можно увидеть натюрморт, состоящий из репы, редиски, лука, осота, грибов, каштанов и различных орехов, но стоит развернуть его на 180 градусов, как он превращается в аллегорический портрет человека, глаза которого «состоят» соответственно из грецкого и лесного ореха. часть его графич. Фигура пожилого и усталого человека возникает из древесного пня (символ прочности и стабильности), проросшего узловатыми ветвями, переплетение которых создает форму императорской короны. Концепция этой картины отличается от других аллегорических изображений времен года и не является, в сущности, аллегорическимпортретом. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50. При этом 12 августа 1587 года датировано распоряжение Рудольфа II о награждении художника 1500 флоринами за длительную службу царствующему дому37.
В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Сначала картина висела так, чтобы можно было видеть прежде всего натюрморт. АРЧИМБОЛЬДО (Arcimboldo) Джузеппе итал. Всё это — чтобы прославить императора, чтобы укрепить его политическую власть и развлечь людей, представить монарха героем.
С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Джузеппе, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. Вообще художнику очень повезло с покровителями. Второй вариант был написан уже при Рудольфе.
Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи (Бернардино Луини), у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико. Некоторые историки искусства считают произведение портретом самого Максимилиана II.
Даже оторопь берет. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». Анаморфоза).
художник. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26. Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы. Об этой связи прекрасно написал известный врач Парацельс (1493-1541): "Дерево – тоже тело. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж.
В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. Помимо цветочных и предметных натюрмортов, получили развитие натюрморты в стиле «суета сует» (vanitas), требующие от зрителя знания библейских и религиозных сюжетов, а также натюрморты-обманки. Существует версия, что росписи в церкви св.
Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». На воинственное начало указывают и пушки. По мнению Г. Хоке, в сознании возникает concetto— концепция картины или картина концепции, умственный первообраз. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Достаточно потереть два огнива имитирующие нос и ухо фигуры, чтобы они вспыхнули искрами. В 1562 приглашён в Прагу имп.
Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма.
музей, Вена Лувр, Париж Дрезденская галерея и др. Однако история натюрморта ведет свое начало от античности. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают. КЛЮЧЕВАЯ ТЕМА НАТЮРМОРТ: В XVII веке в Голландии и Фландрии возник новый самостоятельный жанр живописи – натюрморт (nature morte – «мертвая природа»), – представляющий собой изображение неодушевленных предметов.
Обе эти серии (составляюшие по Аристотелю «Универсум») символизируют связь микрокосма с макрокосмом, т. е. Ключ к реконструкции мировоззрения Арчимбольдо виделся им в символике придворных торжеств, режиссируемых художником и в его аллегорических сериях. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11.
В осн. книг) (см.
Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы. Впечатление причудливой гротесковой игры рождали растительные узоры, стилизованные плоды, орнаментальные мотивы в самых неожиданных сочетаниях. Первую серию фантастических портретов-коллажей художник выполнил для Максимилиана II в 1563 г., это были «Времена года». Вариантов «Времен года» было несколько. природных изделий (реже рукотворных, напр. персонификации времён года или природных стихий (Худож. -историч.
Это же самый настоящий сюрреализм 16 века». Например, «Огонь», он же Марс, т. е. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось.
Эти трансформации стали источником вдохновения и предметом подражания для Сальвадора Дали. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». «Сложносочиненная» эмблемно-герметическая конструкция, спрятанная в живых, реальных предметах, необычайно адекватна складывающемуся в Праге вкусу с его любовью к маске и курьезу, выдумке и неожиданности, а также высочайшей техничности исполнения.
В эпоху Арчимбольдо были очень популярны так называемые картины-перевертыши. По картонам А. (1558) исполнены шпалеры сманьеристич. Рисунок в Лувре— «Повар»— составлен из кухонных элементов. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. Мы смотрим и получаем впечатление не от носа или глаз, а от всего лица). Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира.
кунсткамеры и организатором придворных празднеств (их эскизы составляют осн. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Оно благоухает цветами и плодами и, подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать".
По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22. Она также относится к первой серии, написанной для Максимилиана II, о чем свидетельствует инициал М на одеянии фигуры. В их доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5. И даже самое слабое дуновение ветра может привести к тому, что вся фигура начнет пылать.
С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции».
Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь» и «Вода», 1566год, в Венском Музее истории искусств. Дата рождения художника неизвестна. Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента.
В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». собрания) лишь одна из «голов» является собственно портретом («РудольфII в образе Вертумна», ок. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу.
Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». По словам Сальвадора Дали, Джузеппе Арчимбольдо явился предтечей сюрреализма. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9. Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27.
Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея).