После создания эскизов на сюжеты Священного писания и создания гербовых щитов для самого князя Фердинанда из Богемии, Джузеппе Арчимбольдо в 1562 году был приглашен в Прагу, на службу уже ставшему на престол Фердинанду I в качестве придворного художника. Экстравагантным художником Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo) были написаны работы, которые смело можно рассматривать в ряду оптических иллюзий. Джузеппе Арчимбольдо был выдающимся живописцем и декоратором из Милана, а также внуком архиепископа миланского. Ударом волшебной кисти Джузеппе Арчимбольдо трансформировал реальность.
Картины Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo) всегда производили и производят неизгладимое впечатление. На выставке представлены материалы, знакомящие с жизнью и творчеством художника Джузеппе Арчимбольдо. Джузеппе Арчимбольдо появился на свет в 1526-м или 1527-м в Милане, Италия (Milan, Italy). Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Джузеппе Арчимбольдо (итал.
Те, кто не любит много букв и просто хочет посмотреть четыре стихии и времена года Джузеппе Арчимбольдо — сразу вниз листайте. Отслужив при дворе в общем счете более 30 лет из которых 12 лет служил Руд ольфу II, Джузеппе Арчимбольдо попросил об отставке, на что получил положительный ответ вместе с высокими почестями от императора и отправился к себе на родину в Милан. Заново Джузеппе Арчимбольдо открыли только в ХХ веке сюрреалисты, признав художника величайшим мастером абстрактного искусства XVI века. Заново Джузеппе Арчимбольдо открыли только в ХХ веке сюрреалисты, признав художника величайшим мастером абстрактного искусства XVI века.
Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане. Тольков начале 1900-х годов имя Джузеппе Арчимбольдо вновь появилось на слуху именно тогда о его работах и узнал весь художественный мир. Джузеппе Арчимбольдо (итал. Giuseppe Arcimboldo 1526 или 1527, Милан — 11 июля 1593, там же) — итальянский живописец, декоратор, обычно причисляемый к представителям маньеризма.
Даже современники Джузеппе Арчимбольдо понимали и ценили искусство художника, как что-то виртуозное и гениальное. В статье краткая биография Джузеппе Арчимбольдо и его картины. Джузеппе Арчимбольдо был одним из самых ярких представителей маньеризма.
Джузеппе Арчимбольдо (итал. Giuseppe Arcimboldo 1526 или 1527, Милан — 11 июля 1593, там же) — итальянский живописец, декоратор, обычно причисляемый к представителям маньеризма. Джузеппе Арчимбольдо (1526 или 1527, Милан — 11 июля 1593, там же) — итальянский живописец, декоратор, обычно причисляемый к представителям маньеризма. Джузеппе Арчимбольдо (итал.
Через год, 11 июля 1593, Джузеппе Арчимбольдо скончался. Именно у Рудольфа Джузеппе Арчимбольдо пользовался особой славой и почетом. Данная работа Джузеппе Арчимбольдо – одна из наиболее известных из всех портретов этого императора из-за того, что этот портрет итальянского художника представляет Рудольф II в образе вертлявого бога Вертумна из древнего Рима, который сложен из разных ягод, фруктов и овощей.
«Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены. Как будто под действием какого-то алхимического изменения овощи создают изображение человека. Рисунок в Лувре — «Повар» — составлен из кухонных элементов. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее.
Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов – огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie – театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века.
Внутри каждого цикла также наблюдается симметрия: две головы обязательно смотрят направо, а две – налево. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. В период его правления творчество художника было наиболее плодотворным: знаменитый цикл «Четыре стихии» («Вода» и «Огонь» находятся в Музее искусств в Вене, местонахождение «Земли» и «Воздуха» не установлено), несколько повторений серии «Времена года» (один из вариантов 1573 был приобретен Лувром), «Адвокат», «Повар», «Официантка» (две последние картины, а также множество других, написанных в этот период, утеряны). По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов).
Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас.
Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея). Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Внутри каждого цикла также наблюдается симметрия: две головы обязательно смотрят направо, а две— налево. Он играет со зрителем, создает оптические иллюзии, чтобы ввести в заблуждение.
Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века. Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо. За «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна» художник был пожалован почётным титулом пфальцграфа.
Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt). для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо.
Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. «Арчимбольдески» уже в XVII в. наводнили Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы. Картины художника при жизни вызывали споры. Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее. В 1591 художник написал два своих самых прославленных полотна — «Флору» и «Вертумна» (последнюю работу друзья считали портретом Рудольфа) — и послал их императору в Прагу тот не только пришел в восторг от этих шедевров, но и пожаловал художнику титул пфальцграфа.
В нем отсутствует гармония между духовной и телесной природой человека. Существует версия, что росписи в церкви св. Только позже она была перевернута, чтобы вызывать смех. Рисунок в Луврском музее— «Повар»— составлен из кухонных элементов.
Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников – Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»). Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода. Мифология, близкая сердцу Арчимбольдо, тоже «мага» метаморфоз. Как правило, маньеризм свидетельствовал о тесной связи между человеком и природой.
По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых.
Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста. Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико. Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник.
Марс жарко сверкает, голова его охвачена сиянием, все цветовое решение картины – огонь и золото. Портрет Рудольфа-Вертумна в образе загадочного бога садов, природы и изменчивости "бога перемен" как бы объединяет и продолжает обе эти серии (1591). После 1551 года имя Бьяджо перестаёт фигурировать в документах, возможно из-за кончины единственным точно идентифицированным произведением отца и сына является упомянутый витраж. На воинственное начало указывают и пушки. Сначала картина висела так, чтобы можно было видеть прежде всего натюрморт. Арчимбольдо в эти годы написал второй вариант «Времён года» (1573), посвятил императору красный кожаный фолиант, содержавший 150 рисунков ручкой и чернилами (1585). По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены.
Существует версия, что росписи в церкви св. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман.
Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах.
Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. Второй вариант был написан уже при Рудольфе. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. (Музей Изобразительного искусства, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь», 1566г.
Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают. Впервые в документах имя художника Джузеппе Арчимбольдо зафиксировано в 1549 году вместе с отцом — они разрабатывали эскизы жития св. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха.
Маньеризму присуща претенциозность. Данный стиль поощрялся императорами-заказчиками и даже служил предметом для подражания. На воинственное начало указывают и пушки. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии.
Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подражаний его стилю. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля».
Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей). Вероятно именно знакомство снаследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе.
Максимилиан II, по характеристике историка Т. Грановского, «принадлежал к числу тех благородных умов и характеров, которые не часто встречаются в век, волнуемый религиозными страстями и фанатизмом». Публиковались и другие работы. Его портрет Весна (The Spring) был полностью скомпонован из различных весенних цветов и растений. Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Впечатление причудливой гротесковой игры рождали растительные узоры, стилизованные плоды, орнаментальные мотивы в самых неожиданных сочетаниях. Первую серию фантастических портретов-коллажей художник выполнил для Максимилиана II в 1563 г., это были «Времена года».
Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Воздух. В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых.
Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. И даже самое слабое дуновение ветра может привести к тому, что вся фигура начнет пылать. Если смотреть вблизи, это нагромождение фруктов и овощей.
Джузеппе, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. Полотно входит в цикл «Профессии». За «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи рейнских гильдеров. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства.
В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу – императора Максимилиана. Характерно, что и Максимилиан II и Рудольф II заказывали художнику авторские повторения его знаменитых циклов для того, чтобы дарить их своим политическим оппонентам и союзникам. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18.
Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Его композиции пользовались таким большим успехом, что породили целые вереницы подражателей именуемых арчимбольдесками. Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо и его жизнь.
В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному». Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма. Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь» и «Вода», 1566год, в Венском Музее истории искусств. Все у императора было особое – и его кабинет, заполненный произведениями искусства и редкостями и люди – ученые, астрономы и такой художник, как Арчимбольдо с его особого рода живописью. Цикл "Времена года" включает четыре портрета. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному».
Плоды здесь сочетаются с пушками, что напоминает о венгерских войнах Габсбургов. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей). Даже оторопь берет. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности.
Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». Аллегории сезонов: «Лето» и «Зима», 1563г. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник.
Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году). Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Предполагают, что, увидев рукописи и рисунки Леонардо (а такая возможность у Арчимбольдо была), молодой художник навсегда сохранил в памяти гениальные наброски удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году.
При поддержке Максимилиана он исполнил первый вариант серии «Времена года», который был представлен императору в день Нового года (1569). Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt). Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. В первом цикле времен года, в духе модной в то время натурфилософии, каждая картина соответствует определенному периоду жизни человека. Весна показывает нам его в самые юные годы, с лицом, полным свежих цветов Лето — как молодого человека, отсюда фрукты, которые созрели Осень (утраченная картина) изображает уже зрелого мужчину, а Зима представляет старца с редкой растрепанной бородой, со сморщенной и увядшей кожей. С появлением сюрреализма его апологеты и теоретики обратили внимание на формальные эксперименты Арчимбольдо и в первой половине XX века ему наследию было посвящено много статей. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости.
Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. В его доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени. Вода. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи.
Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц.
Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста. Во всяком случае, поздние его полотна представляли что-то новое, абсолютно незнакомое. В литературе XVII – XVIII веков он не упоминался вовсе. Публиковались и другие работы.
Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея). Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Зима.
Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26.
Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Дата рождения художника неизвестна.
В сочетании с гармоничными, природными тонами и полутонами портреты будят воображение. Император Рудольф II в 1580 году пожаловал Арчимбольдо дворянство. Произведения Арчимбольдо восхищали своей оригинальностью современников. Эти рисунки поразили воображение юного художника и остались в памяти. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо».
Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента.
«Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14.
Оно благоухает цветами и плодами и, подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать". Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. С Рудольфом II его связывала личная дружба.
Дата рождения художника неизвестна. Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер).
Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Сохранилось около двух десятков работ Арчимбольдо того периода — официальных портретов и специфических картин, выполненных в виде необычного сочетания предметов, растений и животных возможно, на стилевое своеобразие оказала влияние придворная кунсткамера, которую курировал художник.
В их доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени. Арчимбольдо родился в эпоху позднего Ренессанса и его первые работы написаны в традиционной ренессансной манере. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». В 1592 году император присвоил художнику почётный придворный титул пфальцграфа — в Священной Римской империи XVI века этой чести удостоились всего три художника: Содома, Тициан и Арчимбольдо. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Арчимбольдо Джузеппе, картины которого вызывали интерес у королевских особ, долгое время (около 25 лет) был придворным художником Габсбургов. Какое расхождение с имперской статью героя и какое мужество для той эпохи.
Восхищенный этими картинами Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо. Таким образом, миска с овощами преображалась в толстощекую физиономию. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит ХХ веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Публиковались и другие работы.
Отслужив 12 лет при дворе Рудольфа II, 60-летний Арчимбольдо попросил об отставке и в 1587 вернулся в Милан. Фамилия Арчимбольдо – южногерманского происхождения. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31. Интересна деятельность Арчимбольдо как «Мастера Празднеств». С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Портрет библиотекаря состоит только из вещей имеющихся в читальном зале. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе.
Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Там есть еще эмблема Габсбургов — огниво. Он изобретает карикатуру. В эпоху Арчимбольдо были очень популярны так называемые картины-перевертыши.
В начале 1550-х гг. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг. Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы. Достаточно потереть два огнива имитирующие нос и ухо фигуры, чтобы они вспыхнули искрами.
Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо. Например, «Огонь», он же Марс, т. е. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо.
В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному». Рисунок в Лувре— «Повар»— составлен из кухонных элементов. В ноябре 1586 года он был удостоен пожалования в 1500 флоринов, что составляло его четырёхкратный годовой оклад30. Его кора подобна коже, ветви – волосам. Среди его друзей были: будущий биограф – инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» – основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини – профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие.
Несколько позже (1566) появились «Элементы». Его дедушка был архиепископом, отец— художником. «Сложносочиненная» эмблемно-герметическая конструкция, спрятанная в живых, реальных предметах, необычайно адекватна складывающемуся в Праге вкусу с его любовью к маске и курьезу, выдумке и неожиданности, а также высочайшей техничности исполнения. Он имел вкус к искусству, особенно живописи интересовался и науками, особенно оккультными.
Художник развлекается. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году.
Джузеппе известен как маньерист 16-го века. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6.
Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. В 22 года Арчимбольдо помогал отцу расписывать Миланский собор.
Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде. Огонь. Эти произведения настолько необычны, что вполне объясним вспыхнувший к ним интерес. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Обычная миска с овощами преображалась в толстощекую физиономию.
В 1562, после неоднократных приглашений императора Фердинанда I, Арчимбольдо приехал в Прагу и поступил на службу в качестве придворного художника. В качестве придворных астрологов он содержал выдающихся учёных — Тихо Браге и Иоганна Кеплера. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди.
Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов. В портрете Зима (The Winter), в основном, задействованы корни деревьев. Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж.
Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»). По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28.
Люди на них были как бы собраны из различных вещей из-за чего их часто называют вакханалией природы. Известно, что в 1577 он дважды повторил «Времена года». Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ – «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо. Публиковались и другие работы20.
Обе эти серии (составляюшие по Аристотелю «Универсум») символизируют связь микрокосма с макрокосмом, т. е. Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры». В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет— смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II.
Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года. На праздничной процессии 1571 года император предстал именно в костюме Зимы, что также намекало на его роль владыки всего мира. В сохранившихся рисунках и эскизах (обычно голубой акварелью в той же технике, как известно исполнен и ряд отличных портретных набросков) варьируется тема растительного и животного мира используемая с бесконечным разнообразием и неизменным декоративным эффектом. Если смотреть в определенном положении на другую картину – можно увидеть натюрморт, состоящий из репы, редиски, лука, осота, грибов, каштанов и различных орехов, но стоит развернуть его на 180 градусов, как он превращается в аллегорический портрет человека, глаза которого «состоят» соответственно из грецкого и лесного ореха.
В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». У каждого времени года свои признаки. "Времена года" и "Стихии" (вода, воздух, огонь, земля) сопоставлялись философами того времени с процессами, происходящими в организме самого человека. О них упоминали в Трактате об искусстве живописи Джованни Паоло Ломаццо (1584) и Грегорио Команини (1591) в издании Фиджино или О цели живописи. В его композициях зритель встречал много новых, лишь входивших в обиход изображений малоизвестных ранее животных (например, тюленя, спрута и др. ) все они выписаны тщательно и безошибочно, как на иллюстрациях ко всякого рода «Описаниям» и «Театрам», распространявшимся тогда по всей образованной Европе вместе с картами далеких городов и стран.
Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди.
При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины.
Живописью в этот период художник занимался, видимо, немного. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. Уже современники Арчимбольдо вполне отдавали себе отчет в том, что имеют дело с гением. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года».
Рисунок сохранился и демонстрирует склонность художника к изображению роскошных растительных орнаментов, цветов и фруктов, а также изобилие спиралевидных элементов, которые не оставляют на плоскости пустого пространства — явный намёк на развившийся позднее стиль. победитель – одна из аллегорий на императора, – украшен орденом Золотого Руна (родового знака принадлежности к австрийскому дому). Арчимбольдо также попытался показать свою признательность природе через свои портреты. Об этой связи прекрасно написал известный врач Парацельс (1493-1541): "Дерево – тоже тело.
В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Император привлек его к расширению своей коллекции, влившейся впоследствии в уникальное собрание 16 в. — «Кабинет искусств и всевозможных редкостей» Рудольфа II. Эти трансформации стали источником вдохновения и предметом подражания для Сальвадора Дали. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы – павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Что это такое.
Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже— анфас. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Его отец был художником, дядя – архиепископом, умным и образованным человеком. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная.
Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи (Бернардино Луини), у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Сын Луини, однако, общался с Джузеппе Арчимбольдо и показывал ему альбомы и записи Леонардо, оставшиеся в семье. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году.
Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Имеются еще три картины-перевертыша, цикл «Четыре элемента», «Сезоны» и сохранившиеся в самом большом количестве во всем наследии Арчимбольдо Джузеппе картины «Времена года», причем все сезоны нарисованы в нескольких вариантах.
Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане. В основе его «Цветового клавикорда» лежала идея о соответствии каждому звуковому тону определенного цвета из составленной им цветовой шкалы.
Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи.
Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер). Существует версия, что росписи в церкви св. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году). Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения.
Арчимбольдо, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. По мнению Хоке, в эпоху Ренессанса художник должен был являться в первую очередь талантливым ремесленником, умело имитирующим природу, поскольку понятие прекрасного основывалось на её изучении. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США.
Стоит отдалиться – и видишь лицо. для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо. Такого рода представления являлись и элементом имперской пропаганды, демонстрируя прочность положения государства и величие монархии. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Но дело в том, что случайных предметов на полотнах нет.
С восхищением писали современники и о его рисунках, подаренных Рудольфу II (тетрадь со 150 рисунками хранится во Флоренции в галерее Уффици) и об оригинальной формы лютне, придуманной Арчимбольдо для Кунсткамеры Рудольфа II. Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов).
Крупнейшая энциклопедическая выставка наследия Арчимбольдо, на которой было представлено около 150 его работ, включая графику, была проведена в Вене в 2008 году. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51. Сохранились альбомы с эскизами (изображения костюмов, процессий и балов) художника, подаренные им Рудольфу II. Это было продолжение позднего Средневековья – искусство, воплощающее идеи.
По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22. Джузеппе Арчимбольдо родился в1527 году вМилане. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11.
Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце.
Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде». Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. В начале 1550-х гг.
Рудольф II по натуре был эксцентриком, обладал слабым, склонным к депрессиям характером и стремился избегать проблем. Уже современники Арчимбольдо вполне отдавали себе отчет в том, что имеют дело с гением. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции».
Всего сохранилось около 20 его картин, однако утрачено намного больше, судя по упоминаниям современников и в документах. Он родился в Милане. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи.
В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II. Изображенный на картине повар, при переворачивании превращается в блюдо с мясом. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»). Вообще художнику очень повезло с покровителями. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля».
Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана. Дата рождения художника неизвестна. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50.
Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563 год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий — «Огонь» и «Вода», 1566 год, в Венском Музее истории искусств. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года».
Личной концепцией художника, руководствуясь которой он создал свой образ мира, был вкус к «натуральной тайне». Душой творчества Арчимбольдо была идея метаморфозы, в ней он видел один из возможных путей познания Вселенной идея, жившая в подсознании всех художников- маньеристов, стремившихся в своих усложненных, многозначительных образах совместить многие явления. К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо) и Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4.
Загадочна не только живопись этого художника, но и его жизнь. Искусство Арчимбольдо нагло и сатирично. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. Вариантов «Времен года» было несколько.
Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Мы смотрим и получаем впечатление не от носа или глаз, а от всего лица). Публиковались и другие работы. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»). Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке.
могут быть истолкованы как символ высшего единства, вечности. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде». Начиная с 1562 года жизнь и творческая биография Арчимбольдо достаточно хорошо документированы, особенно благодаря венским Архиву австрийских исторических документов и императорскому архиву. Творческое наследие Арчимбольдо плохо идентифицировано, особенно это касается ранних его работ и картин в традиционном стиле. Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана.
С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Картины Арчимбольдо пользовались столь большим успехом у современников, что породили целые вереницы подражателей именуемых «арчимбольдесками». Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха.
И Максимиллиан и Рудольф очень любили изящные искусства и, в особенности, все странное и необычное. Самое большое количество картин под названием «Весна». Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо».
С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас. и «Вода», в Венском музее Изобразительного искусства. Он создавал для них яркую, нарядную сценографию. На воинственное начало указывают и пушки.
Это же самый настоящий сюрреализм 16 века». К примеру, для создания Библиотекаря (The Librarian) он использовал все те предметы, которые символизировали книжную культуру того времени, включая занавески, разделявшие отдельные кабинеты в библиотеке. Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки).
Рудольф состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо.
Современники причисляли его, как и Содому, к маньеристам. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры». Год спустя Арчимбольдо скончался, причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни».
Некоторые историки искусства считают произведение портретом самого Максимилиана II. Интерес к нему вспыхнул после выхода в свет монографии искусствоведа К. Касати в 1885 году. проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. «Вертумн» был особенно оценён обществом и в особенности самим Рудольфом.
Это должно было оказать влияние на становление молодого художника. Он родился в Милане в 1527 году. Земля. Фигура пожилого и усталого человека возникает из древесного пня (символ прочности и стабильности), проросшего узловатыми ветвями, переплетение которых создает форму императорской короны. Концепция этой картины отличается от других аллегорических изображений времен года и не является, в сущности, аллегорическимпортретом. Создал несколько портретов членов императорской семьи, первый вариант серии «Времена года» («Лето» и «Зима» находятся в Музее искусств в Вене, «Весна» — в мадридской академии «Сан-Фернандо», «Осень» утеряна).
После смерти Арчимбольдо и его покровителя — императора Рудольфа — наследие художника быстро забылось, многие произведения были утрачены. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года.
Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Это должно было оказать влияние на становление молодого художника. Известно, что в 1551 году Джузеппе расписал пять гербов по заказу герцога Богемского Фердинанда — ещё до того, как он стал императором. При дворе императора работали такие знаменитые ученые, как Тихо Браге и Иоганн Кеплер. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28. Оба символа позволяют предположить, что зима — любимое время года императора.
.