Арчимбольдо творит фантастику из повседневности: в сумме нечто иное, чем обычное сложение частей (Социолог Ролан Бартес). Именно у Рудольфа Джузеппе Арчимбольдо пользовался особой славой и почетом. Те, кто не любит много букв и просто хочет посмотреть четыре стихии и времена года Джузеппе Арчимбольдо — сразу вниз листайте. Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо, написавшего второй вариант «Времен года» (1573). Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США.
В статье краткая биография Джузеппе Арчимбольдо и его картины. Заново Джузеппе Арчимбольдо открыли только в ХХ веке сюрреалисты, признав художника величайшим мастером абстрактного искусства XVI века. После смерти Арчимбольдо и его покровителя — императора Рудольфа, наследие художника быстро забылось, многие произведения были утрачены. Служа ему, Арчимбольдо носил титул «Мастер Празднеств».
Картины Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo) всегда производили и производят неизгладимое впечатление. Экстравагантным художником Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo) были написаны работы, которые смело можно рассматривать в ряду оптических иллюзий. Джузеппе Арчимбольдо (итал. Giuseppe Arcimboldo 1526 или 1527, Милан — 11 июля 1593, там же) — итальянский живописец, декоратор, обычно причисляемый к представителям маньеризма. Арчимбольдо в эти годы пишет второй вариант «Времён года» (1573), посвящает императору красный кожаный фолиант, содержащий 150 рисунков ручкой и чернилами (1585).
Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. В настоящее время Арчимбольдо считается классиком маньеризма. Через год, 11 июля 1593, Джузеппе Арчимбольдо скончался. Восхищенный этими картинами Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо.
Состоял на службе у Габсбургов в Австрии и Богемии (15621587) сначала при имперском дворе Фердинанда I в Вене как портретист-копировщик, затем, когда императором Священной Римской империи становится Максимилиан II (1564), Арчимбольдо художник при дворе. Портреты Арчимбольдо зачастую напоминают волшебные сказки из детства, они пропитаны аллегориями: вместо носа мы видим огурец, на месте щеки персик, а в качестве воротника выступают колосья. Арчимбольдо, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами.
Джузеппе Арчимбольдо появился на свет в 1526-м или 1527-м в Милане, Италия (Milan, Italy). Год спустя Арчимбольдо скончался, причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни». Став придворным портретистом в 1562 году Арчимбольдо производит фурор благодаря написанию очень необычных и странных портретов, в которых, для построения композиции используются изображенияфруктов, овощей и других органических элементов. В 1570 Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет— смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II.
Согласно П. Мориджиа, в 1562 году Арчимбольдо уступил призыву императора Максимилиана II и покинул Милан на 25 лет. Арчимбольдо наиболее известен за его оригинальные портреты, сложенные полностью из таких объектов, как фрукты, овощи, цветы, рыбы, книги и т. д. Заново Джузеппе Арчимбольдо открыли только в ХХ веке сюрреалисты, признав художника величайшим мастером абстрактного искусства XVI века. Состоял на службе у Габсбургов в Австрии и Богемии (1562—1587) сначала— при имперском дворе Фердинанда I в Вене— как портретист-копировщик, затем, когда императором Священной Римской империи стал Максимилиан II (1564), Арчимбольдо— художник при дворе.
После создания эскизов на сюжеты Священного писания и создания гербовых щитов для самого князя Фердинанда из Богемии, Джузеппе Арчимбольдо в 1562 году был приглашен в Прагу, на службу уже ставшему на престол Фердинанду I в качестве придворного художника. Тольков начале 1900-х годов имя Джузеппе Арчимбольдо вновь появилось на слуху именно тогда о его работах и узнал весь художественный мир. Арчимбольдо выступает также как архитектор, художник-постановщик спектаклей инженер, водный инженер. Даже современники Джузеппе Арчимбольдо понимали и ценили искусство художника, как что-то виртуозное и гениальное. Часть критиков в своих дебатах называла картины Арчимбольдо порождением его больного ума, но большинство придерживалось мнения, что художник вполне психически уравновешен и просто увлечен Ренессансом с его загадками, головоломками и причудами.
Когда в ходе Тридцатилетней войны шведская армия вторглась в Прагу в 1648-м, многие из картин Арчимбольдо были взяты из коллекции Рудольфа II. Любивший все необычное и экстравагантное Рудольф II предоставил Арчимбольдо невероятную свободу творчества. Восхищенный Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо. В 1562, после неоднократных приглашений императора Фердинанда I, Арчимбольдо приехал в Прагу и поступил на службу в качестве придворного художника.
Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо. Во всяком случае, прослеживается влияние Леонардо да Винчи известно, что Арчимбольдо исполнял картоны для шпалер в Ферраре. Джузеппе Арчимбольдо (итал. Giuseppe Arcimboldo 1526 или 1527, Милан — 11 июля 1593, там же) — итальянский живописец, декоратор, обычно причисляемый к представителям маньеризма. Состоял на службе у Габсбургов в Австрии и Богемии (1562—1587) сначала— при имперском дворе Фердинанда I в Вене— как портретист-копировщик, затем, когда императором Священной Римской империи становится Максимилиан II (1564), Арчимбольдо— художник при дворе.
Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода. После его смерти в 1593 году, все коллекцииАрчимбольдо были утеряны и разбросаны по миру на протяжении очень длительного времени. Отслужив 12лет при дворе Рудольфа II, 60-летний Арчимбольдо попросил оботставке ив1587 году вернулся вМилан.
Арчимбольдо в эти годы написал второй вариант «Времён года» (1573), посвятил императору красный кожаный фолиант, содержавший 150 рисунков ручкой и чернилами (1585). Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Джузеппе Арчимбольдо (1526 или 1527, Милан — 11 июля 1593, там же) — итальянский живописец, декоратор, обычно причисляемый к представителям маньеризма.
Творческое наследие Арчимбольдо плохо идентифицировано, особенно это касается ранних его работ и картин в традиционном стиле. Донас дошло 14картин Арчимбольдо. В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II.
С 14 мая 2015 года в отделе «Искусство» в рамках проекта «Вернисаж» начала свою работу книжно-иллюстративная выставка «Съедобные портреты Арчимбольдо». Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подражаний его стилю. Джузеппе Арчимбольдо (итал. Xасть критиков называла картины Арчимбольдо порождением его больного ума, но большинство придерживалось мнения, что художник вполне психически уравновешен и просто увлечен Ренессансом с его загадками, головоломками и причудами.
Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Ударом волшебной кисти Джузеппе Арчимбольдо трансформировал реальность. Отслужив при дворе в общем счете более 30 лет из которых 12 лет служил Руд ольфу II, Джузеппе Арчимбольдо попросил об отставке, на что получил положительный ответ вместе с высокими почестями от императора и отправился к себе на родину в Милан.
Согласно П. Мориджиа, в 1562 году Арчимбольдо уступил призыву императора Максимилиана II и покинул Милан на 25 лет. Портреты Арчимбольдо напоминают волшебные сказки из детства. На выставке представлены материалы, знакомящие с жизнью и творчеством художника Джузеппе Арчимбольдо.
На службе у императора Арчимбольдо занимался написанием серии портретов королевской семьи в крайне необычном собственном стиле под названием «Времена года». Его отец, Бьяджо Арчимбольдо (Biagio Arcimboldo), был художником. В своих работах Арчимбольдо упоминает такие культуры, как баклажаны, которые были возвращеныиз отдаленных колоний Нового Света (Северная и Южная Америка). Внастоящее время Арчимбольдо считается классиком маньеризма.
Джузеппе Арчимбольдо был одним из самых ярких представителей маньеризма.
Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. Судя по документам из Альманаха Высочайшей императорской династии, Арчимбольдо был связан с венским двором до самой кончины императора Максимилиана в 1576 году. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. По мнению Хоке, в эпоху Ренессанса художник должен был являться в первую очередь талантливым ремесленником, умело имитирующим природу, поскольку понятие прекрасного основывалось на её изучении.
Создал несколько портретов членов императорской семьи, первый вариант серии «Времена года» («Лето» и «Зима» находятся в Музее искусств в Вене, «Весна» — в мадридской академии «Сан-Фернандо», «Осень» утеряна). Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». В сочетании с гармоничными, природными тонами и полутонами портреты будят воображение. Некоторые историки искусства считают произведение портретом самого Максимилиана II.
На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. В начале 1550-х гг. На воинственное начало указывают и пушки. Если смотреть вблизи, это нагромождение фруктов и овощей. Впечатление причудливой гротесковой игры рождали растительные узоры, стилизованные плоды, орнаментальные мотивы в самых неожиданных сочетаниях. Первую серию фантастических портретов-коллажей художник выполнил для Максимилиана II в 1563 г., это были «Времена года».
Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу – императора Максимилиана. Кауфман вообще скептически относился к атрибуции работ Арчимбольдо и признавал несомненными оригиналами только четыре картины, а именно те, на которых имелась подпись художника. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt). По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж.
Он изобретает карикатуру. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. За «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи рейнских гильдеров. Портрет библиотекаря состоит только из вещей имеющихся в читальном зале. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце.
Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. Сначала картина висела так, чтобы можно было видеть прежде всего натюрморт. Как будто под действием какого-то алхимического изменения овощи создавали изображение человека. Отец Арчимбольдо дружил сучеником Леонардо даВинчи Бернардино Луини, укоторого после отъезда Леонардо изМилана остались наброски изаписные книжки учителя.
Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо.
Его дедушка был архиепископом, отец— художником. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14. Фамилия Арчимбольдо – южногерманского происхождения.
Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6. Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее. Полотно входит в цикл «Профессии».
Публиковались и другие работы. Произведения Арчимбольдо восхищали своей оригинальностью современников. Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Таким образом, миска с овощами преображалась в толстощекую физиономию.
По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Вода. Арчимбольдо, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста.
Эти рисунки поразили воображение юного художника и остались в памяти.
По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22. С восхищением писали современники и о его рисунках, подаренных Рудольфу II (тетрадь со 150 рисунками хранится во Флоренции в галерее Уффици) и об оригинальной формы лютне, придуманной Арчимбольдо для Кунсткамеры Рудольфа II. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие.
«Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20. У каждого времени года свои признаки. "Времена года" и "Стихии" (вода, воздух, огонь, земля) сопоставлялись философами того времени с процессами, происходящими в организме самого человека. Зима.
Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4. В 22 года Арчимбольдо помогал отцу расписывать Миланский собор. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж.
Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея). Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке.
Дата рождения художника неизвестна. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. О них упоминали в Трактате об искусстве живописи Джованни Паоло Ломаццо (1584) и Грегорио Команини (1591) в издании Фиджино или О цели живописи. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. К примеру, для создания Библиотекаря (The Librarian) он использовал все те предметы, которые символизировали книжную культуру того времени, включая занавески, разделявшие отдельные кабинеты в библиотеке. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. В эпоху Арчимбольдо были очень популярны так называемые картины-перевертыши.
В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают.
Это же самый настоящий сюрреализм 16 века». Искусство Арчимбольдо нагло и сатирично. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. Рисунок в Лувре— «Повар»— составлен из кухонных элементов.
В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31. Арчимбольдо Джузеппе, картины которого вызывали интерес у королевских особ, долгое время (около 25 лет) был придворным художником Габсбургов. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо.
В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. победитель – одна из аллегорий на императора, – украшен орденом Золотого Руна (родового знака принадлежности к австрийскому дому). При поддержке Максимилиана он исполнил первый вариант серии «Времена года», который был представлен императору в день Нового года (1569). Закономерно возникает вопрос об источниках такого стиля, причём многие историки искусства (Б. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Он родился в Милане в 1527 году.
Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»). В качестве придворных астрологов он содержал выдающихся учёных — Тихо Браге и Иоганна Кеплера.
Изображенный на картине повар, при переворачивании превращается в блюдо с мясом. Несколько позже (1566) появились «Элементы». Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11. Во всяком случае, поздние его полотна представляли что-то новое, абсолютно незнакомое. Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года. Вообще художнику очень повезло с покровителями. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами.
Личной концепцией художника, руководствуясь которой он создал свой образ мира, был вкус к «натуральной тайне». Душой творчества Арчимбольдо была идея метаморфозы, в ней он видел один из возможных путей познания Вселенной идея, жившая в подсознании всех художников- маньеристов, стремившихся в своих усложненных, многозначительных образах совместить многие явления. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны. Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины.
Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля».
Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи.
«Сложносочиненная» эмблемно-герметическая конструкция, спрятанная в живых, реальных предметах, необычайно адекватна складывающемуся в Праге вкусу с его любовью к маске и курьезу, выдумке и неожиданности, а также высочайшей техничности исполнения. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры». Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости.
Но все эти художники-копиисты так и остались фокусниками и давно забыты, в отличие от самого Джузеппе Арчимбольдо имя которого навечно вписано в историю мировой живописи. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. «Арчимбольдески» уже в XVII в. наводнили Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы. Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции».
Император привлек его к расширению своей коллекции, влившейся впоследствии в уникальное собрание 16 в. — «Кабинет искусств и всевозможных редкостей» Рудольфа II. Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26.
Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии.
Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей). и «Вода», в Венском музее Изобразительного искусства. Огонь.
У того же Мориджиа упоминается, что прапрадед Джузеппе — Гвидо Антонио Арчимбольдо — овдовев, стал в 1489 году архиепископом Милана, унаследовав сан от покойного брата Джованни. Некоторые листья вечнозеленых растений и ветви других деревьев служат волосами, а соломенный коврик играет роль костюма. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. В период его правления творчество художника было наиболее плодотворным: знаменитый цикл «Четыре стихии» («Вода» и «Огонь» находятся в Музее искусств в Вене, местонахождение «Земли» и «Воздуха» не установлено), несколько повторений серии «Времена года» (один из вариантов 1573 был приобретен Лувром), «Адвокат», «Повар», «Официантка» (две последние картины, а также множество других, написанных в этот период, утеряны). В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Марс жарко сверкает, голова его охвачена сиянием, все цветовое решение картины – огонь и золото. Портрет Рудольфа-Вертумна в образе загадочного бога садов, природы и изменчивости "бога перемен" как бы объединяет и продолжает обе эти серии (1591). Что это такое.
В трудах Т. Дакосты Кауфмана проводится последовательно серьёзная интерпретация наследия Арчимбольдо в контексте культуры XVI века. Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году).
С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля».
Как правило, маньеризм свидетельствовал о тесной связи между человеком и природой. Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. Стоит отдалиться – и видишь лицо. Оба символа позволяют предположить, что зима — любимое время года императора. Такого рода представления являлись и элементом имперской пропаганды, демонстрируя прочность положения государства и величие монархии.
Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. Однако он был лишь одним из придворных живописцев, наряду с Доменико и Джеронимо Поццо и Джулио Лучинио, которые также получали жалованье, но из разных источников. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года. Обычная миска с овощами преображалась в толстощекую физиономию.
В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. По мнению Г. Хоке, в сознании возникает concetto— концепция картины или картина концепции, умственный первообраз. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Крупнейшая энциклопедическая выставка наследия Арчимбольдо, на которой было представлено около 150 его работ, включая графику, была проведена в Вене в 2008 году41. В эпоху Ренессанса при дворах европейских монархов было принято устраивать праздники, турниры и т. п. — яркие и торжественные, они надолго запоминались современникам.
Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25.
Ключ к реконструкции мировоззрения Арчимбольдо виделся им в символике придворных торжеств, режиссируемых художником и в его аллегорических сериях. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному». Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». На праздничной процессии 1571 года император предстал именно в костюме Зимы, что также намекало на его роль владыки всего мира. Восхищенный этими картинами Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо. При инвентаризации коллекции Рудольфа II в 1607—1611 годах в описи были учтены 4 фолианта эскизов Арчимбольдо, один из которых уцелел.
Джузеппе известен как маньерист 16-го века. для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо. Кроме предметов, относящихся к огню и освещению, композицию заполняет также немалый арсенал огнестрельного оружия — такого, как пистолет, маленькая пушка и пороховая мортира.
Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо. Рудольф состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563 год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий — «Огонь» и «Вода», 1566 год, в Венском Музее истории искусств.
Земля. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Публиковались и другие работы20. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов – огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами.
При дворе императора работали такие знаменитые ученые, как Тихо Браге и Иоганн Кеплер. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году.
Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо.
Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана. Его портрет Весна (The Spring) был полностью скомпонован из различных весенних цветов и растений. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников – Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»).
Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»). В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Картины художника при жизни вызывали споры.
В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо. Современники причисляли его, как и Содому, к маньеристам. Он создавал для них яркую, нарядную сценографию.
Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. Вероятно именно знакомство снаследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца».
Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Дата рождения художника неизвестна. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года».
Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи (Бернардино Луини), у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). могут быть истолкованы как символ высшего единства, вечности.
В сохранившихся рисунках и эскизах (обычно голубой акварелью в той же технике, как известно исполнен и ряд отличных портретных набросков) варьируется тема растительного и животного мира используемая с бесконечным разнообразием и неизменным декоративным эффектом. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). «Вертумн» был особенно оценён обществом и в особенности самим Рудольфом. Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось.
Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44.
Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Уже современники Арчимбольдо вполне отдавали себе отчет в том, что имеют дело с гением. После 1551 года имя Бьяджо перестаёт фигурировать в документах, возможно из-за кончины единственным точно идентифицированным произведением отца и сына является упомянутый витраж.
Достаточно потереть два огнива имитирующие нос и ухо фигуры, чтобы они вспыхнули искрами. Например, «Огонь», он же Марс, т. е. Интересна деятельность Арчимбольдо как «Мастера Празднеств». Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас. Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира. И даже самое слабое дуновение ветра может привести к тому, что вся фигура начнет пылать. Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж.
В расходной книге собора Комо сохранился счёт 1558 года в 119 лир, выданных Д. Арчимбольдо за эскиз гобелена. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства.
Сохранились альбомы с эскизами (изображения костюмов, процессий и балов) художника, подаренные им Рудольфу II. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры».
Какое расхождение с имперской статью героя и какое мужество для той эпохи. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному». На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Вариантов «Времен года» было несколько. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года».
Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода. Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо и его жизнь. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Это было продолжение позднего Средневековья – искусство, воплощающее идеи.
Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. Там есть еще эмблема Габсбургов — огниво. Среди его друзей были: будущий биограф – инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» – основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини – профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста.
Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось.
Внутри каждого цикла также наблюдается симметрия: две головы обязательно смотрят направо, а две— налево. Арчимбольдо также попытался показать свою признательность природе через свои портреты. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит ХХ веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Арчимбольдо в эти годы написал второй вариант «Времён года» (1573), посвятил императору красный кожаный фолиант, содержавший 150 рисунков ручкой и чернилами (1585).
Джузеппе, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года».
Живописью в этот период художник занимался, видимо, немного. Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста.
После смерти Арчимбольдо и его покровителя — императора Рудольфа — наследие художника быстро забылось, многие произведения были утрачены. Его отец был художником, дядя – архиепископом, умным и образованным человеком.
Имеются еще три картины-перевертыша, цикл «Четыре элемента», «Сезоны» и сохранившиеся в самом большом количестве во всем наследии Арчимбольдо Джузеппе картины «Времена года», причем все сезоны нарисованы в нескольких вариантах. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде.
Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt). Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде». Уже современники Арчимбольдо вполне отдавали себе отчет в том, что имеют дело с гением. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо.
Художник развлекается. Обе эти серии (составляюшие по Аристотелю «Универсум») символизируют связь микрокосма с макрокосмом, т. е. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. Наравне с отцом он оказал значительное влияние на воспитание Джузеппе и пробудил в нем интерес к наукам, философии. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie – театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века.
Мы смотрим и получаем впечатление не от носа или глаз, а от всего лица). Но дело в том, что случайных предметов на полотнах нет. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Его кора подобна коже, ветви – волосам.
Он имел вкус к искусству, особенно живописи интересовался и науками, особенно оккультными. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо.
Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Дата рождения художника неизвестна.
Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже— анфас. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Он играет со зрителем, создает оптические иллюзии, чтобы ввести в заблуждение. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах.
На полотнах "Лето" и "Осень" – композиции из фруктов и овощей, на портрете "Весна" – цветочная композиция, "Зима" – ветвистое дерево с кислым лимоном. В 1591 художник написал два своих самых прославленных полотна — «Флору» и «Вертумна» (последнюю работу друзья считали портретом Рудольфа) — и послал их императору в Прагу тот не только пришел в восторг от этих шедевров, но и пожаловал художнику титул пфальцграфа. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. После восшествия на престол нового императора в 1575 году положение Арчимбольдо при дворе, вероятно изменилось мало, во всяком случае, он продолжал получать прежнее жалованье — 20 флоринов в месяц. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Эти произведения настолько необычны, что вполне объясним вспыхнувший к ним интерес. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника.
Самое большое количество картин под названием «Весна». Джузеппе Арчимбольдо родился в1527 году вМилане. Мифология, близкая сердцу Арчимбольдо, тоже «мага» метаморфоз.
Аллегории сезонов: «Лето» и «Зима», 1563г. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер). Рисунок в Луврском музее— «Повар»— составлен из кухонных элементов. С Рудольфом II его связывала личная дружба.
Публиковались и другие работы. На воинственное начало указывают и пушки. В литературе XVII – XVIII веков он не упоминался вовсе. Воздух. Интерес к нему вспыхнул после выхода в свет монографии искусствоведа К. Касати в 1885 году. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Рисунок в Лувре — «Повар» — составлен из кухонных элементов.
Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей). Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подражаний его стилю. Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов.
Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ – «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному».
Сын Луини, однако, общался с Джузеппе Арчимбольдо и показывал ему альбомы и записи Леонардо, оставшиеся в семье. Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер).
В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет— смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II. Все у императора было особое – и его кабинет, заполненный произведениями искусства и редкостями и люди – ученые, астрономы и такой художник, как Арчимбольдо с его особого рода живописью. Цикл "Времена года" включает четыре портрета. В этих мероприятиях принимали участие аристократы и прелаты, центральной фигурой действа всегда был монарх. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Предполагают, что, увидев рукописи и рисунки Леонардо (а такая возможность у Арчимбольдо была), молодой художник навсегда сохранил в памяти гениальные наброски удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее.
Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов. Лица стилизованы эффект формы и светотени в пространстве создаётся весьма искусной компоновкой элементов.
С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Эти трансформации стали источником вдохновения и предметом подражания для Сальвадора Дали. К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо) и Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело.
Загадочна не только живопись этого художника, но и его жизнь. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28. Фигура пожилого и усталого человека возникает из древесного пня (символ прочности и стабильности), проросшего узловатыми ветвями, переплетение которых создает форму императорской короны. Концепция этой картины отличается от других аллегорических изображений времен года и не является, в сущности, аллегорическимпортретом. Император продолжал выказывать художнику своё благоволение: в 1580 году пожаловал Арчимбольдо и его сыну Бенедетто дворянство с правом иметь собственный герб. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея). Существует версия, что Арчимбольдо профессионально занимался естествознанием и сотрудничал на этой почве с У. Альдовранди. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55.
Даже оторопь берет. Если смотреть в определенном положении на другую картину – можно увидеть натюрморт, состоящий из репы, редиски, лука, осота, грибов, каштанов и различных орехов, но стоит развернуть его на 180 градусов, как он превращается в аллегорический портрет человека, глаза которого «состоят» соответственно из грецкого и лесного ореха. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». В нем отсутствует гармония между духовной и телесной природой человека. Он родился в Милане.
Публиковались и другие работы. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Оно благоухает цветами и плодами и, подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать". Второй вариант был написан уже при Рудольфе. Похожую точку зрения высказывал Р. Барт, но он сводил творчество художника к своей теории языка, полагая, что основа философии искусства Арчимбольдо – лингвистическая, поскольку не создавая новых знаков, он их путал, смешивал, комбинировал, то есть исполнял роль новатора языка. Существует версия, что росписи в церкви св. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде».
Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года. Картины Арчимбольдо пользовались столь большим успехом у современников, что породили целые вереницы подражателей именуемых «арчимбольдесками». Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9.
Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь» и «Вода», 1566год, в Венском Музее истории искусств. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Год спустя Арчимбольдо скончался, причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни». (Музей Изобразительного искусства, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь», 1566г.
Только позже она была перевернута, чтобы вызывать смех. С появлением сюрреализма его апологеты и теоретики обратили внимание на формальные эксперименты Арчимбольдо и в первой половине ХХ века ему наследию было посвящено много статей. Всё это — чтобы прославить императора, чтобы укрепить его политическую власть и развлечь людей, представить монарха героем. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»).
По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году). Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Плоды здесь сочетаются с пушками, что напоминает о венгерских войнах Габсбургов.
Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Известно, что в 1577 он дважды повторил «Времена года». Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас.
На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы – павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. В их доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени. В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма.
Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце.
Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году.
В его композициях зритель встречал много новых, лишь входивших в обиход изображений малоизвестных ранее животных (например, тюленя, спрута и др. ) все они выписаны тщательно и безошибочно, как на иллюстрациях ко всякого рода «Описаниям» и «Театрам», распространявшимся тогда по всей образованной Европе вместе с картами далеких городов и стран. В начале 1550-х гг.
«Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее.
Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». В основе его «Цветового клавикорда» лежала идея о соответствии каждому звуковому тону определенного цвета из составленной им цветовой шкалы. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28. Существует версия, что росписи в церкви св.
Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. Маньеризму присуща претенциозность. Максимилиан II, по характеристике историка Т. Грановского, «принадлежал к числу тех благородных умов и характеров, которые не часто встречаются в век, волнуемый религиозными страстями и фанатизмом». В первом цикле времен года, в духе модной в то время натурфилософии, каждая картина соответствует определенному периоду жизни человека. Весна показывает нам его в самые юные годы, с лицом, полным свежих цветов Лето — как молодого человека, отсюда фрукты, которые созрели Осень (утраченная картина) изображает уже зрелого мужчину, а Зима представляет старца с редкой растрепанной бородой, со сморщенной и увядшей кожей.
На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман. Публиковались и другие работы. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. В его доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную.
Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо».
Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Несмотря на то, что очень немногие произведения Арчимбольдо доступны на арт-рынке их аукционная стоимость находится в диапазоне 5—10 миллионов долларов. Попытки интерпретации начинаются с осмысления культурного фона и философии художника, однако единого мнения на этот счёт не выработано.
Это должно было оказать влияние на становление молодого художника. Об этой связи прекрасно написал известный врач Парацельс (1493-1541): "Дерево – тоже тело. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». На воинственное начало указывают и пушки.
Исследователь предполагает, что цикл был представлен императору уже после возвращения художника из Милана, примерно в начале нового, 1569 года. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». В портрете Зима (The Winter), в основном, задействованы корни деревьев. Существует версия, что росписи в церкви св.
В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха.