Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243. Позже эти собрания стали основой знаменитого музея — Кунсткамеры РудольфаII. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде.
Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Современники причисляли его, как и Содому, к маньеристам.
Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо. Он отвечал при дворе за архитектуру и театрально-художественное оформление всех мероприятий. Картины Арчимбольдо пользовались столь большим успехом у современников, что породили целые вереницы подражателей именуемых «арчимбольдесками». Так, с помощью художника он создал Кабинет искусства и редкостей. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо».
Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов – огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Существует версия, что росписи в церкви св.
«Вертумн» был особенно оценён обществом и в особенности самим Рудольфом. В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее. Вариантов «Времен года» было несколько.
Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман. С появлением сюрреализма его апологеты и теоретики обратили внимание на формальные эксперименты Арчимбольдо и в первой половине XX века ему наследию было посвящено много статей.
Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Он родился в Милане в 1527 году. Прослужив при дворе Габсбургов около 25 лет, в 1587 году художник вышел в отставку и вернулся в Милан, однако продолжал создавать произведения в избранном им стиле, которые отсылал в Прагу. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма.
Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание. Дата рождения художника неизвестна. О них упоминали в Трактате об искусстве живописи Джованни Паоло Ломаццо (1584) и Грегорио Команини (1591) в издании Фиджино или О цели живописи. «Арчимбольдески» уже в XVII в. наводнили Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы.
Огонь. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось.
По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы.
Фамилия Арчимбольдо – южногерманского происхождения. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит ХХ веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Известно, что в 1551 году Джузеппе расписал пять гербов по заказу герцога Богемского Фердинанда – ещё до того, как он стал императором. После смерти Арчимбольдо и его покровителя — императора Рудольфа — наследие художника быстро забылось, многие произведения были утрачены. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей). Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста.
Несмотря на то, что очень немногие произведения Арчимбольдо доступны на арт-рынке их аукционная стоимость находится в диапазоне 5—10 миллионов долларов. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. О высокой чести, оказываемой ему двором, говорит тот факт, что в 1592 году Джузеппе Арчибальдо был пожалован дворянский титул с правом на собственный герб и должность пфальцграфа, управляющего королевским дворцом при отсутствии хозяина. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». При инвентаризации коллекции Рудольфа II в 1607—1611 годах в описи были учтены 4 фолианта эскизов Арчимбольдо, один из которых уцелел.
Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года. Затем Арчимбольдо служил его сыну Максимилиану II и внуку Рудольфу II в Вене и в Праге. Исследователь предполагает, что цикл был представлен императору уже после возвращения художника из Милана, примерно в начале нового, 1569 года. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу.
Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. С Рудольфом II его связывала личная дружба. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года. Сначала картина висела так, чтобы можно было видеть прежде всего натюрморт.
Люди на них были как бы собраны из различных вещей из-за чего их часто называют вакханалией природы. В 1575 году Максимилиан II узаконил положение внебрачного сына Арчимбольдо – Бенедетто, а в 1576 году художник удостоился последнего дара императора в размере 200 гульденов. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Так, в картине«Библиотекарь» он использовал вещи, ассоциирующиеся с книжной культурой.
Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста. Имеются еще три картины-перевертыша, цикл «Четыре элемента», «Сезоны» и сохранившиеся в самом большом количестве во всем наследии Арчимбольдо Джузеппе картины «Времена года», причем все сезоны нарисованы в нескольких вариантах.
Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников – Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»). С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6. Уже современники Арчимбольдо вполне отдавали себе отчет в том, что имеют дело с гением. Воздух. Вероятно именно знакомство с наследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо.
Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»). В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Маньеризм всегда свидетельствует о вырождении одного и скором пришествии нового стиля. Именно благодаря Рудольфу, в Праге была основана кунсткамера — собрание разнообразной экзотики, начиная с живописи и кончая зверинцем.
«Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее. Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер). Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо.
Рисунок в Лувре — «Повар» — составлен из кухонных элементов. В третьем акте рыцари выходили за барьер и атаковали друг друга самым разнообразным оружием. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Только позже она была перевернута, чтобы вызывать смех.
Полотно входит в цикл «Профессии». Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. А если развернуть его на 180 градусов, то он превращается в аллегорический портрет человека, глаза которого состоят соответственно из грецкого и лесного ореха.
Несмотря на то, что очень немногие произведения Арчимбольдо доступны на арт-рынке их аукционная стоимость находится в диапазоне 5 – 10 миллионов долларов. Похожую точку зрения высказывал Р. Барт, но он сводил творчество художника к своей теории языка, полагая, что основа философии искусства Арчимбольдо— лингвистическая, поскольку не создавая новых знаков, он их путал, смешивал, комбинировал, то есть исполнял роль новатора языка. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». При этом следует иметь в виду, что его художественные работы крайне редко или вовсе не фигурируют в сохранившихся документах. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры».
В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». На воинственное начало указывают и пушки. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt). В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма.
Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Естественно их роль была несколько пародийной. Его отец был художником, дядя – архиепископом, умным и образованным человеком.
Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента.
Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде». Картины художника при жизни вызывали споры. для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Дата рождения художника неизвестна.
Вода. Земля. На воинственное начало указывают и пушки. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана.
Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи (Бернардино Луини), у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. В их доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени.
Биограф художника сообщает, что МаксимилианII, ставший императором после ФердинандаI, весьма высоко ценил Арчимбольдо и не только прислушивался к его суждениям, но и «подстраивался» под его вкус. Обычная миска с овощами преображалась в толстощекую физиономию. Стараниями Арчимбольдо она пополнилась многими редкостями и диковинками, а также картинами Дюрера и Брейгеля.
В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному». Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце.
В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Несмотря на то, что очень немногие произведения Арчимбольдо доступны на арт-рынке их аукционная стоимость находится в диапазоне 5—10 миллионов долларов. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. После 1559 года имя Арчимбольдо не упоминается в документах о строительстве Миланского собора. Но они так и остались фокусниками и давно забыты, в то время как яркое исполненное глубокой мысли, абсолютное искусство великого Арчимбольдо продолжает волновать до сих пор.
Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Публиковались и другие работы.
Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха. В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет— смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II.
По словам Сальвадора Дали, Джузеппе Арчимбольдо явился предтечей сюрреализма. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США.
Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника. Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце.
Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха. Император продолжал выказывать художнику своё благоволение: в 1580 году пожаловал Арчимбольдо и его сыну Бенедетто дворянство с правом иметь собственный герб. Данная работа символизирует лето из цикла «Времена года», который состоит из четырех стилистических схожих антропоморфных портретов. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора.
Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей). На воинственное начало указывают и пушки. В эпоху Арчимбольдо были очень популярны так называемые картины-перевертыши. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены.
Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Характерно, что и Максимилиан II и Рудольф II заказывали художнику авторские повторения его знаменитых циклов для того, чтобы дарить их своим политическим оппонентам и союзникам. Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подражаний его стилю. Иногда эти полу- портреты полу-натюрморты имели явное потретное сходство. Некоторые учёные утверждали, что художник высмеял их образованность. Трехметровые Зима, Весна, Лето и Осень были впервые представлены аудитории на поляне музейного парка, после чего начался трехлетний тур по музеям и ботаническим паркам США.
Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо.
Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. В этих мероприятиях принимали участие аристократы и прелаты, центральной фигурой действа всегда был монарх. Турнир и триумфальное шествие оформлялись как театрализованное представление, сюжет для которого брался из античной мифологии или истории, причём император играл роль героя, чьи подвиги обязательно заканчивались триумфом.
Если смотреть в определенном положении на другую картину – можно увидеть натюрморт, состоящий из репы, редиски, лука, осота, грибов, каштанов и различных орехов, но стоит развернуть его на 180 градусов, как он превращается в аллегорический портрет человека, глаза которого «состоят» соответственно из грецкого и лесного ореха. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. И даже самое слабое дуновение ветра может привести к тому, что вся фигура начнет пылать. Начиная с 1562 года жизнь и творческая биография Арчимбольдо достаточно хорошо документированы, особенно благодаря венским Архиву австрийских исторических документов и императорскому архиву. Маньеризм (от итал. Джузеппе, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами.
Рудольф состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей. В первом цикле времен года, в духе модной в то время натурфилософии, каждая картина соответствует определенному периоду жизни человека. Весна показывает нам его в самые юные годы, с лицом, полным свежих цветов Лето — как молодого человека, отсюда фрукты, которые созрели Осень (утраченная картина) изображает уже зрелого мужчину, а Зима представляет старца с редкой растрепанной бородой, со сморщенной и увядшей кожей.
Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц.
Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Дакоста Кауфман подчёркивал тесную связь картин Арчимбольдо и его эскизов костюмов для торжественных процессий, которые представляли собой аллегории императорской власти и гармонии, которую несёт миру благодетельность Габсбургов. Даже оторопь берет. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии.
По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости.
Некоторые историки искусства считают произведение портретом самого Максимилиана II. Искусство маньеризма выражается в преобладании формы над содержанием. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры».
Публиковались и другие работы. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»). Она одета в соломенную блузу, украшенную по вороту и рукавам колосьями спелой пшеницы, на них, если присмотреться, можно различить год написания и имя живописца.
В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже— анфас. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены.
В нем отсутствует гармония между духовной и телесной природой человека. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах.
При этом следует иметь в виду, что его художественные работы крайне редко или вовсе не фигурируют в сохранившихся документах. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея). Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26. Всего сохранилось около 20 его картин, однако утрачено намного больше, судя по упоминаниям современников и в документах.
Во всяком случае, поздние его полотна представляли что-то новое, абсолютно незнакомое. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи.
Творческое наследие Арчимбольдо плохо идентифицировано, особенно это касается ранних его работ и картин в традиционном стиле. Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31.
Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста. По мнению Хоке, в эпоху Ренессанса художник должен был являться в первую очередь талантливым ремесленником, умело имитирующим природу, поскольку понятие прекрасного основывалось на её изучении.
Его композиции пользовались таким большим успехом, что породили целые вереницы подражателей именуемых арчимбольдесками. Турнир и триумфальное шествие оформлялись как театрализованное представление, сюжет для которого брался из античной мифологии или истории, причём император играл роль героя, чьи подвиги обязательно заканчивались триумфом. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось.
Изображенный на картине повар, при переворачивании превращается в блюдо с мясом. Загадочна не только живопись этого художника, но и его жизнь. Маньеризму присуща претенциозность.
Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Б. Гейгер рассматривал творчество художника как инверсию, когда в красоте видится уродство или наоборот, поскольку безобразие превышает собой красоту, развлекая царственного заказчика. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»).
Восхищенный этими картинами Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55. Но в 16 -м символика натбрморта еще затмевает его эстетическое значение.
В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt).
Достаточно потереть два огнива имитирующие нос и ухо фигуры, чтобы они вспыхнули искрами. Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде. С восхищением писали современники и о его рисунках, подаренных Рудольфу II (тетрадь со 150 рисунками хранится во Флоренции в галерее Уффици) и об оригинальной формы лютне, придуманной Арчимбольдо для Кунсткамеры Рудольфа II. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22.
Существует версия, что росписи в церкви св. Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо.
Предполагают, что, увидев рукописи и рисунки Леонардо (а такая возможность у Арчимбольдо была), молодой художник навсегда сохранил в памяти гениальные наброски удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица. Self-Portrait on Paper, 1587. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9. К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо) и Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело. Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов.
Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь» и «Вода», 1566год, в Венском Музее истории искусств. С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18.
Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному».
При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году). В созданных им символических портретах-аллегориях в единый художественный образ сплетаются «представители» фауны (цикл «Стихии»), флоры (цикл «Времена года»), а также различные предметы: горшки, кастрюли, рабочие инструменты, даже книги. Это было продолжение позднего Средневековья – искусство, воплощающее идеи. Наиболее ярко эта его роль проявилась в Италии, где маньеризм предвещал рождение Барокко.
Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде».
Интерес к нему вспыхнул после выхода в свет монографии искусствоведа К. Касати в 1885 году. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Джузеппе Арчимбольдо родился в 1527 году в Милане. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу – императора Максимилиана.
Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах.
Среди его друзей были: будущий биограф – инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» – основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини – профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14. Красота отдельно взятой детали становится важнее красоты целого. В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых.
Дата рождения художника неизвестна. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50. Портрет библиотекаря состоит только из вещей имеющихся в читальном зале. Рисунок сохранился и демонстрирует склонность художника к изображению роскошных растительных орнаментов, цветов и фруктов, а также изобилие спиралевидных элементов, которые не оставляют на плоскости пустого пространства — явный намёк на развившийся позднее стиль10. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности.
Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Эти произведения настолько необычны, что вполне объясним вспыхнувший к ним интерес. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости.
В третьем акте рыцари выходили за барьер и атаковали друг друга самым разнообразным оружием. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ – «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника. Подобное представление характерно и для древних культур.
Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг. Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27. Арчимбольдо был художником, наделенным неисчерпаемой фантазией.
Рисунок в Лувре— «Повар»— составлен из кухонных элементов. Palazzo Rosso, Genoa. По мнению Хоке, в эпоху Ренессанса художник должен был являться в первую очередь талантливым ремесленником, умело имитирующим природу, поскольку понятие прекрасного основывалось на её изучении. Джузеппе Арчимбольди известный как Арчимбольдо (1526 или 1527 — 1593), получил первое художественное образование в мастерской своего отца Бьяджо в Милане. Арчимбольдо в эти годы написал второй вариант «Времён года» (1573), посвятил императору красный кожаный фолиант, содержавший 150 рисунков ручкой и чернилами (1585).
Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе.
Зима. Это же самый настоящий сюрреализм 16 века». Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие.
Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы. Издали эти натюрморты похожи на обычные портреты. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie – театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20.
Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Так в 2012 году в лондонском музее изобразительного искусства — Dulwich Picture Gallery экспонировалась серия скульптур Четыре сезона. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. Публиковались и другие работы20.
Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. Объекты Арчимбольдо выбирал не случайно, каждый из них связан с определённой характеристикой персонажа. В начале 1550-х гг. Его дедушка был архиепископом, отец — художником.
Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо.
Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году.
Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11. Иногда – это пародия иногда – хвалебная песнь. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. Существует версия, что росписи в церкви св. В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых.
Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году). Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года».
Среди этих замечательных ученых Арчимбольдо занимал не последнее место. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас.
Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563 год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий — «Огонь» и «Вода», 1566 год, в Венском Музее истории искусств. Pencil, pen and ink, wash and warecoloured ink, gray wash on paper, 442 x 318 mm.
Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста. Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане. В литературе XVII – XVIII веков он не упоминался вовсе.
В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному». Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года.
Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года. При поддержке Максимилиана он исполнил первый вариант серии «Времена года», который был представлен императору в день Нового года (1569). Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14.
На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана. Фигура пожилого и усталого человека возникает из древесного пня (символ прочности и стабильности), проросшего узловатыми ветвями, переплетение которых создает форму императорской короны. Концепция этой картины отличается от других аллегорических изображений времен года и не является, в сущности, аллегорическимпортретом.
Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых.
Имеются сведения, что отец Арчимольдо — Бьяджо — дружил с учеником Леонардо да Винчи — Бернардино Луини, скончавшимся в 1532 году. Но дело в том, что случайных предметов на полотнах нет. Такого рода представления являлись и элементом имперской пропаганды, демонстрируя прочность положения государства и величие монархии. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо.
Именно благодаря Рудольфу, в Праге была основана кунсткамера – собрание разнообразной экзотики, начиная с живописи и кончая зверинцем. С появлением сюрреализма его апологеты и теоретики обратили внимание на формальные эксперименты Арчимбольдо и в первой половине XX века ему наследию было посвящено много статей. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи.
В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5. Там есть еще эмблема Габсбургов — огниво. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы – павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами. Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее.
Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Арчимбольдо Джузеппе, картины которого вызывали интерес у королевских особ, долгое время (около 25 лет) был придворным художником Габсбургов. Им была основана одна из первых кунсткамер – предшественница современных музеев.
Что это такое. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Оба символа позволяют предположить, что зима — любимое время года императора.
Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Это, возможно, свидетельствует, что в тот период Арчимбольдо был известен гораздо больше, чем предполагается сейчас.
Второй вариант был написан уже при Рудольфе. Публиковались и другие работы. Таким образом, миска с овощами преображалась в толстощекую физиономию.
Великий иллюзионист живописи Джузеппе Арчимбольдо. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны. Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. Самое большое количество картин под названием «Весна». Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо.
Большинство его современников, также известных людей, смотрели на него с восхищением из-за его талантов и его изобретательности не только в живописи, но также и в организации игр, свадеб, коронаций, процессий. До нас дошло 17 станковых картин, принадлежащих кисти художника. Вообще художнику очень повезло с покровителями. Его картины восхищали своей оригинальностью современников.
В ноябре 1586 года он был удостоен пожалования в 1500 флоринов, что составляло его четырёхкратный годовой оклад. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14.