Творческое наследие Арчимбольдо плохо идентифицировано, особенно это касается ранних его работ и картин в традиционном стиле. Xасть критиков называла картины Арчимбольдо порождением его больного ума, но большинство придерживалось мнения, что художник вполне психически уравновешен и просто увлечен Ренессансом с его загадками, головоломками и причудами. Тольков начале 1900-х годов имя Джузеппе Арчимбольдо вновь появилось на слуху именно тогда о его работах и узнал весь художественный мир. После смерти Арчимбольдо и его покровителя — императора Рудольфа, наследие художника быстро забылось, многие произведения были утрачены. Джузеппе Арчимбольдо – это новатор своей эпохи, который приподнял завесу времени и заглянул в будущее, предвосхитил появление сюрреализма.
Став придворным портретистом в 1562 году Арчимбольдо производит фурор благодаря написанию очень необычных и странных портретов, в которых, для построения композиции используются изображенияфруктов, овощей и других органических элементов. Те, кто не любит много букв и просто хочет посмотреть четыре стихии и времена года Джузеппе Арчимбольдо — сразу вниз листайте. Арчимбольдо в эти годы написал второй вариант «Времён года» (1573), посвятил императору красный кожаный фолиант, содержавший 150 рисунков ручкой и чернилами (1585). Джузеппе Арчимбольдо появился на свет в 1526-м или 1527-м в Милане, Италия (Milan, Italy).
Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Восхищенный этими картинами Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо. Джузеппе Арчимбольдо (1526 или 1527, Милан — 11 июля 1593, там же) — итальянский живописец, декоратор, обычно причисляемый к представителям маньеризма.
Джузеппе Арчимбольдо родился в 1530 году в Милане, в семье художника. Другой нью-йоркский фотохудожник Klaus Enrique Gerdes создал серию фоторабот под общим названием Арчимбольдо, где попытался повторить работы великого мастера используя реальные фрукты, овощи и цветы. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки).
Арчимбольдо – ярчайший визуалист эпохи позднего Возрождения, создал свой собственный причудливый стиль. Отслужив 12 лет при дворе Рудольфа II, 60-летний Арчимбольдо попросил об отставке и в 1587 году вернулся в Милан. В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II. Когда в ходе Тридцатилетней войны шведская армия вторглась в Прагу в 1648-м, многие из картин Арчимбольдо были взяты из коллекции Рудольфа II.
Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода. Согласно П. Мориджиа, в 1562 году Арчимбольдо уступил призыву императора Максимилиана II и покинул Милан на 25 лет. Ударом волшебной кисти Джузеппе Арчимбольдо трансформировал реальность.
Год спустя Арчимбольдо скончался, причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни». Однако, Джузеппе Арчимбольдо родился в 1530 году. Джузеппе Арчимбольдо (итал. Восхищенный Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо.
Даже современники Арчимбольдо отдавали себе отчет в том, что среди них живет и творит гений. Экстравагантным художником Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo) были написаны работы, которые смело можно рассматривать в ряду оптических иллюзий. Его композиции пользовались огромнейшим успехом им подражали и подражателей называли «арчимбольдесками». Часть критиков в своих дебатах называла картины Арчимбольдо порождением его больного ума, но большинство придерживалось мнения, что художник вполне психически уравновешен и просто увлечен Ренессансом с его загадками, головоломками и причудами.
Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо. Популярность Арчимбольдо была огромна, но прошло время, кунсткамера была разграблена во время Тридцатилетней войны (1618–1648), ряд картин Арчимбольдо были вывезены в Швецию, некоторые осели в частных коллекциях, а некоторые попросту исчезли. Арчимбольдо служил семье Габсбургов на протяжении более 25 лет. Картины Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo) всегда производили и производят неизгладимое впечатление.
Арчимбольдо в эти годы пишет второй вариант «Времён года» (1573), посвящает императору красный кожаный фолиант, содержащий 150 рисунков ручкой и чернилами (1585). Арчимбольдо, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. Служа ему, Арчимбольдо носил титул «Мастер Празднеств».
Состоял на службе у Габсбургов в Австрии и Богемии (1562—1587) сначала— при имперском дворе Фердинанда I в Вене— как портретист-копировщик, затем, когда императором Священной Римской империи становится Максимилиан II (1564), Арчимбольдо— художник при дворе. Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо, написавшего второй вариант «Времен года» (1573). В 1562, после неоднократных приглашений императора Фердинанда I, Арчимбольдо приехал в Прагу и поступил на службу в качестве придворного художника.
Его отец, Бьяджо Арчимбольдо (Biagio Arcimboldo), был художником. После его смерти в 1593 году, все коллекцииАрчимбольдо были утеряны и разбросаны по миру на протяжении очень длительного времени. В настоящее время Арчимбольдо считается классиком маньеризма. До нас дошло 14 картин Арчимбольдо.
Джузеппе Арчимбольдо (итал. Giuseppe Arcimboldo 1526 или 1527, Милан — 11 июля 1593, там же) — итальянский живописец, декоратор, обычно причисляемый к представителям маньеризма. В своих работах Арчимбольдо упоминает такие культуры, как баклажаны, которые были возвращеныиз отдаленных колоний Нового Света (Северная и Южная Америка). Портреты Арчимбольдо напоминают волшебные сказки из детства.
В 1570 Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет— смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II. Джузеппе Арчимбольдо (также записанный Arcimboldi) (1526 или 1527 – 11 июля 1593) был итальянский живописец известный прежде всего созданием образных голов портрета, сделанных полностью из объектов, таких как фрукты, овощи, цветы, рыба и книги. В статье краткая биография Джузеппе Арчимбольдо и его картины.
Как его отец, Джузеппе Арчимбольдо начал свою карьеру как проектировщик для витража и фресок в местных соборах, когда ему был 21 год. Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо. Арчимбольдо. Арчимбольдо наиболее известен за его оригинальные портреты, сложенные полностью из таких объектов, как фрукты, овощи, цветы, рыбы, книги и т. д. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США.
Отец Джузеппе, Бьяджо Арчимбольдо, был художником Милана. Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подражаний его стилю. Состоял на службе у Габсбургов в Австрии и Богемии (15621587) сначала при имперском дворе Фердинанда I в Вене как портретист-копировщик, затем, когда императором Священной Римской империи становится Максимилиан II (1564), Арчимбольдо художник при дворе. Портреты Арчимбольдо зачастую напоминают волшебные сказки из детства, они пропитаны аллегориями: вместо носа мы видим огурец, на месте щеки персик, а в качестве воротника выступают колосья.
Состоял на службе у Габсбургов в Австрии и Богемии (1562—1587) сначала— при имперском дворе Фердинанда I в Вене— как портретист-копировщик, затем, когда императором Священной Римской империи стал Максимилиан II (1564), Арчимбольдо— художник при дворе. Арчимбольдо выступает также как архитектор, художник-постановщик спектаклей инженер, водный инженер. Заново Джузеппе Арчимбольдо открыли только в ХХ веке сюрреалисты, признав художника величайшим мастером абстрактного искусства XVI века. С 14 мая 2015 года в отделе «Искусство» в рамках проекта «Вернисаж» начала свою работу книжно-иллюстративная выставка «Съедобные портреты Арчимбольдо».
Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. На выставке представлены материалы, знакомящие с жизнью и творчеством художника Джузеппе Арчимбольдо. Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане.
Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане. Арчимбольдо также попытался показать свою признательность природе через свои портреты. При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14.
С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Таким образом, миска с овощами преображалась в толстощекую физиономию. На воинственное начало указывают и пушки.
Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27. Так в 2012 году в лондонском музее изобразительного искусства — Dulwich Picture Gallery экспонировалась серия скульптур Четыре сезона. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. Джузеппе известен как маньерист 16-го века. Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году.
Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь» и «Вода», 1566год, в Венском Музее истории искусств. «Времена года» — цикл из четырёх работ итальянского живописца шестнадцатого века Джузеппе Арчимбольдо, создавшего их по заказу императора. Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас. Даже оторопь берет. Вариантов «Времен года» было несколько.
Полотно входит в цикл «Профессии». Рудольф состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей. Арчимбольдо в эти годы написал второй вариант «Времён года» (1573), посвятил императору красный кожаный фолиант, содержавший 150 рисунков ручкой и чернилами (1585). «Лето» — уже не девушка, а молодая женщина картина ярко передаёт пышность и зрелость, богатство фруктов, ягод и овощей. Аллегории сезонов: «Лето» и «Зима», 1563г. Там есть еще эмблема Габсбургов — огниво.
В их доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени. «Вертумн» был особенно оценён обществом и в особенности самим Рудольфом. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28. Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана.
Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают. Как правило, маньеризм свидетельствовал о тесной связи между человеком и природой. В Вене под тремя картинами положены зеркала.
Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Джузеппе, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. Публиковались и другие работы20. В созданных им символических портретах-аллегориях в единый художественный образ сплетаются «представители» фауны (цикл «Стихии»), флоры (цикл «Времена года»), а также различные предметы: горшки, кастрюли, рабочие инструменты, даже книги.
Маньерист был склонен показывать тесные отношения между человеком и природой. Характерно, что и Максимилиан II и Рудольф II заказывали художнику авторские повторения его знаменитых циклов для того, чтобы дарить их своим политическим оппонентам и союзникам. Оба символа позволяют предположить, что зима — любимое время года императора. Потребовалось три столетия, чтобы понять, насколько он важен для искусства. Некоторые листья вечнозеленых растений и ветви других деревьев служат волосами, а соломенный коврик играет роль костюма. для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо.
Вода. Арчимбольдо Джузеппе, картины которого вызывали интерес у королевских особ, долгое время (около 25 лет) был придворным художником Габсбургов. Современники причисляли его, как и Содому, к маньеристам. Вряд ли сам художник больше всего ценил такие картины. Второй вариант был написан уже при Рудольфе.
Arcimboldo также попытался выразить его признательность природы через его портреты. Ман Рэй, Рене Магритт и Дали утверждали, что работы Арчимбольдо стали для них источником вдохновения. Он родился в Милане в 1527 году.
На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Это не помешало ему оказаться напрочь забытым уже в следующем веке и даже в инвентарях любимых Габсбургов его работы анонимно значились как «школа Леонардо». С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо».
Изображенный на картине повар, при переворачивании превращается в блюдо с мясом. Его дедушка был архиепископом, отец — художником. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц.
Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. (Музей Изобразительного искусства, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь», 1566г. После 1559 года имя Арчимбольдо не упоминается в документах о строительстве Миланского собора11. К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо) и Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело.
Воздух. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14.
Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. И даже самое слабое дуновение ветра может привести к тому, что вся фигура начнет пылать. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31. С другой стороны, Зимой, человек был составлен главным образом корней деревьев. Сначала картина висела так, чтобы можно было видеть прежде всего натюрморт.
Земля. Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы. Огонь. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40.
К примеру, для создания Библиотекаря (The Librarian) он использовал все те предметы, которые символизировали книжную культуру того времени, включая занавески, разделявшие отдельные кабинеты в библиотеке. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Фигура пожилого и усталого человека возникает из древесного пня (символ прочности и стабильности), проросшего узловатыми ветвями, переплетение которых создает форму императорской короны. Концепция этой картины отличается от других аллегорических изображений времен года и не является, в сущности, аллегорическимпортретом. Судя по документам из Альманаха Высочайшей императорской династии, Арчимбольдо был связан с венским двором до самой кончины императора Максимилиана в 1576 году.
Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас.
С одной стороны поражает символическая точность художника, настолько метко он отобразил дух каждого времени года. В программу придворных празднеств входили и рыцарские турниры, включающие три акта: сначала парный поединок, в котором конные рыцари пытались по обе стороны барьера выбить друг друга из сёдел. Что это такое. В портрете Зима (The Winter), в основном, задействованы корни деревьев. Но, постепенно Вы понимаете, что это человек, который просто растворился в своей работе. Картины художника при жизни вызывали споры.
Времена года чередуются в неизменном порядке, символизируя как постоянство природы, так и вечность правления дома Габсбургов. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года. Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико.
В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет— смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II. Ещё в 1570 году император Максимилиан отрядил Арчимбольдо в Прагу — ко двору своего наследника Рудольфа, с которым у художника сложились и хорошие личные отношения. Им была основана одна из первых кунсткамер – предшественница современных музеев. Но вряд ли это обстоятельство отменяет значимость самого героя выставки.
Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55.
Его работы показали не только природу и людей, но также и как близко они были связаны. При поддержке Максимилиана он исполнил первый вариант серии «Времена года», который был представлен императору в день Нового года (1569).
Его портрет Весна (The Spring) был полностью скомпонован из различных весенних цветов и растений.
В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Император Рудольф II в 1580 году пожаловал Арчимбольдо дворянство. Существует версия, что росписи в церкви св. Рисунок в Луврском музее— «Повар»— составлен из кухонных элементов.
Каждый объект был связан характеристикой. Загадочна не только живопись этого художника, но и его жизнь. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента.
Рисунок в Лувре— «Повар»— составлен из кухонных элементов. Если смотреть в определенном положении на другую картину – можно увидеть натюрморт, состоящий из репы, редиски, лука, осота, грибов, каштанов и различных орехов, но стоит развернуть его на 180 градусов, как он превращается в аллегорический портрет человека, глаза которого «состоят» соответственно из грецкого и лесного ореха. Эти произведения настолько необычны, что вполне объясним вспыхнувший к ним интерес. В нем отсутствует гармония между духовной и телесной природой человека. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник.
Имеются еще три картины-перевертыша, цикл «Четыре элемента», «Сезоны» и сохранившиеся в самом большом количестве во всем наследии Арчимбольдо Джузеппе картины «Времена года», причем все сезоны нарисованы в нескольких вариантах. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». В рабочих тетрадях Леонардо сохранилось немало набросков со схожими сюжетами. Arcimboldo известен как Маньерист 16-го века.
Предполагают, что, увидев рукописи и рисунки Леонардо (а такая возможность у Арчимбольдо была), молодой художник навсегда сохранил в памяти гениальные наброски удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». В 1565 году Джузеппе Арчимбольдо пишет картину «Библиотекарь». Изображения составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных, рыб, жемчужин, музыкальных и иных инструментов, книг и т. д. Лица стилизованы эффект формы и светотени в пространстве создаётся весьма искусной компоновкой элементов.
Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер). Екатерины для витражей Миланского собора с этим заказом они были связаны до 1557 года — сохранилось более 150 счетов57. Не будучи воинственным, он стремился к примирению своих католических и протестантских подданных, но при этом был склонен к мистике. Восстановлением истины занялись сюрреалисты, начиная с Макса Эрнста, а Дали ставил Арчимбольдо в один ряд с Аристофаном и Фрейдом, когда выстраивал генеалогию собственного «параноидного письма». Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50.
При нем в Праге работали астрономы Иоганн Кеплер и Тихо Браге, художники Бартоломеус Шпрангер и Ханс фон Аахен, скульпторы Адриан де Врис и Джамболоньи. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. Только позже она была перевернута, чтобы вызывать смех. В первом цикле времен года, в духе модной в то время натурфилософии, каждая картина соответствует определенному периоду жизни человека. Весна показывает нам его в самые юные годы, с лицом, полным свежих цветов Лето — как молодого человека, отсюда фрукты, которые созрели Осень (утраченная картина) изображает уже зрелого мужчину, а Зима представляет старца с редкой растрепанной бородой, со сморщенной и увядшей кожей.
Всё это— чтобы прославить императора, чтобы укрепить его политическую власть и развлечь людей, представить монарха героем. Вообще художнику очень повезло с покровителями. «Осень» показана в виде буйства винограда, гранатов и множества других плодов, формирующих профиль весёлого и крепкого мужчины. Также вполне вероятно его пребывание на родине в 1581 году, поскольку в одной из записей городского архива от 17 марта упоминается, что тогда его сыну Бенедетто ещё не исполнилось 18 лет36.
Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Из Италии его и призвали к своему двору Габсбурги.
Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6. Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы. В начале 1550-х гг. Но дело в том, что случайных предметов на полотнах нет. Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Результатом стало понимание человека как собрания всех природных элементов.
До нас дошло 17 станковых картин, принадлежащих кисти художника. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже— анфас.
В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Зима. «Времена года» характеризуются причудливым сочетанием множества объектов окружающей природы, в аллегорической форме отражающих дух своего времени и его восприятие. Уже современники Арчимбольдо вполне отдавали себе отчет в том, что имеют дело с гением.
Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. По словам Сальвадора Дали, Джузеппе Арчимбольдо явился предтечей сюрреализма.
Но этот человек не просто впитал в себя черты профессии, но и стал неотъемлемой её частью, частью библиотеки – книгами, за которыми он следил и ухаживал. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии.
Маньеризму присуща претенциозность. Особенности расположения картин отражают господствовавшие в эпоху позднего Средневековья представления о годовом цикле, который в то время обычно делили на два полугодия (зимне-весеннее и летне-осеннее) также и у Арчимбольдо соседние периоды одного полугодия обращены друг к другу, как бы переговариваясь друг с другом и образуя единую композицию. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II. и «Вода», в Венском музее Изобразительного искусства.
Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563 год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий — «Огонь» и «Вода», 1566 год, в Венском Музее истории искусств. Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо. Восхищенный этими картинами Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо.
Джузеппе Арчимбольдо родился в 1527 году в Милане. Рисунок в Лувре — «Повар» — составлен из кухонных элементов.
Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо.
По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28. Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку.
Аллегории сезонов: «Лето» и «Зима», 1563г. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Ряд искусствоведов также утверждают, что стиль миланских работ Арчимбольдо отражает влияние Гауденцио Феррари10.
В эпоху Арчимбольдо были очень популярны так называемые картины-перевертыши. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи (Бернардино Луини), у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Он не просто усовершенствовал прием, но, поставив его на поток, умудрился избежать банальности. Достаточно потереть два огнива имитирующие нос и ухо фигуры, чтобы они вспыхнули искрами. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. На расстоянии его портреты были похожи на нормальные человеческие портреты.
Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. Вероятно именно знакомство с наследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо. Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо».
Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма. Весной человеческий портрет был составлен из только различных весенних цветов и растений.
Это же самый настоящий сюрреализм 16 века». Во всяком случае, поздние его полотна представляли что-то новое, абсолютно незнакомое.
По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26. Дата рождения художника неизвестна. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20. Самое большое количество картин под названием «Весна». Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости.
Успех у современников был огромным. и «Вода», в Венском музее Изобразительного искусства. Сын Луини, однако, общался с Джузеппе Арчимбольдо и показывал ему альбомы и записи Леонардо, оставшиеся в семье. На выставке в Вене Арчимбольдо представлен с энциклопедической полнотой.
Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подражаний его стилю. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44.
Они были тщательно построены его воображением. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас.
Интерес к нему вспыхнул после выхода в свет монографии искусствоведа К. Касати в 1885 году. Лица стилизованы искусное размещение элементов в пространстве создаёт эффект формы и светотени. Рисунок в Луврском музее— «Повар»— составлен из кухонных элементов.
Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея). Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Портрет библиотекаря состоит только из вещей имеющихся в читальном зале. С Рудольфом II его связывала личная дружба.
Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9. (Музей Изобразительного искусства, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь», 1566г.
Некоторые историки искусства считают произведение портретом самого Максимилиана II. Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов.
Его отец был художником, дядя – архиепископом, умным и образованным человеком. Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Хвосты животных, которые стали бородой портрета использовались в качестве тряпок.
Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее. Зритель, смотря на это полотно, сначала видит кипу книг, разложенных причудливым образом. Обычная миска с овощами преображалась в толстощекую физиономию.