Умение: создание композиции (портрета) с помощью трансформации реальных образов в оригинальное решение темы «Арчимбольдески». Цель: Познакомить родителей и детей с нетрадиционной техникой аппликации — арчимбольдески (аппликация из овощей и фруктов). Воспитатель: Тема сегодняшнего собрания «Нетрадиционная техника аппликации– арчимбольдески (аппликации из овощей)». Давайте же попробуем сделать свои «арчимбольдески».
Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов160— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико.
За «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна» художник был пожалован почётным титулом пфальцграфа. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие.
Еще современники сравнивали его с Фаустом и Просперо, героем последней пьесы В. Шекспира «Буря». Лучшая, может быть, работа Арчимбодьдо — его портрет Рудольфа. В картине «Лето» (1573, Лувр) развита тема знойного летнего полдня, символизирующего молодость. Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563 год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий — «Огонь» и «Вода», 1566 год, в Венском Музее истории искусств.
На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман. В нем отсутствует гармония между духовной и телесной природой человека. И только после того как шведский коллекционер Олаф Гранберг в 1911 г. в Стокгольме опубликовал «Генеральную опись сокровищ искусств в Швеции», картины мастера получили известность. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Так, с помощью художника он создал Кабинет искусства и редкостей.
Второй вариант был написан уже при Рудольфе. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. Такого рода представления являлись и элементом имперской пропаганды, демонстрируя прочность положения государства и величие монархии. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца».
Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. Природа это одновременно бесконечное растение, бесконечное животное и бесконечный камень.
Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Итальянский художник периода маньеризма. Тольков начале 1900-х годов имя Джузеппе Арчимбольдо вновь появилось на слуху именно тогда о его работах и узнал весь художественный мир.
Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. В «Огне» художник надевает на шею персонажа цепь ордена Золотого руна, украшенную кремнями (намек на рыцарский орден, основанный Габсбургами.
В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II.
Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». Вероятно именно знакомство с наследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо. Так, в картине «Флора» многочисленные цветы, разнообразные изображенные в сотнях тончайших цветовых нюансов лепестки соединяются в женский образ, таинственный и загадочный.
Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Затем имя Арчимбольдо пропадает из анналов истории и всплывает только в 1562 году в Праге, где художник прочно обосновался и находился 26 лет в качестве придворного портретиста Фердинанда I (король Богемии и император Священной Римской империи в 1558-1564 годах), затем Максимилиана II (император в 1564-1576 годах), а затем служил его преемнику – Рудольфу II. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана. На воинственное начало указывают и пушки. Его дедушка был архиепископом, отец – художником. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14.
Известно, что существовал (ныне его местонахождение неизвестно) автопортрет Арчимбольдо, написанный маслом в 1570 году, — единственный, если не считать рисунка пером, хранящегося в Национальной галерее Праги. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной.
В «Воздухе» орел и павлин являются символами империи и Австрийского императорского дома. Что это такое. Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы.
РудольфII, собравший в Праге, согласно преданию, несколько десятков алхимиков, не столько мечтал о получении «алхимического золота», сколько испытывал потребность сотрудничать с силами «астрального» мира. Таким же образом он умел передать и целых две октавы. Публиковались и другие работы.
В их доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже— анфас. Здесь Арчимбольдо как бы предвосхищает позднейшую идею Новалиса (1772–1801): «Всё поэтически созданное должно быть живым индивидом. Гейгер и А. Вентури) указывали, что Арчимбольдо мог быть связан как с гротескной традицией немецкой готики — по пути в Вену он вполне мог посетить Аугсбург и Мюнхен, так и с наследием Леонардо да Винчи, которое он точно изучал в Милане21.
Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному». Арчимбольдо в эти годы пишет второй вариант «Времён года» (1573), посвящает императору красный кожаный фолиант, содержащий 150 рисунков ручкой и чернилами (1585). Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Кроме того, мы здесь находим все образцы «симпатий», характерные для данной стихии.
Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку. Полотно входит в цикл «Профессии». С Рудольфом II его связывала личная дружба. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее.
Огонь. Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы. Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи.
Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». На воинственное начало указывают и пушки. Закономерно возникает вопрос об источниках такого стиля, причём многие историки искусства (Б. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста.
Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит ХХ веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Это полностью соответствовало вкусам современного им общества и самого императора. Рудольф состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей. Это же самый настоящий сюрреализм 16 века».
Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. В картине «Осень» (1573, Лувр) тема «среднего возраста» находит свое развитие в изображении осенних плодов, освещенных лучами заходящего солнца. Современники причисляли его, как и Содому, к маньеристам. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста.
Позже эти собрания стали основой знаменитого музея-кунсткамеры РудольфаII. Рисунок в Лувре — «Повар» — составлен из кухонных элементов. Публиковались и другие работы20. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22.
Известно, что Арчимбольдо с юности трудился вместе со своим отцом, например, при строительстве Миланского собора, где он выполнял картоны для витражей. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо. Картины Арчимбольдо пользовались столь большим успехом у современников, что породили целые вереницы подражателей именуемых «арчимбольдесками».
Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Вертумн был богом превращений, метаморфозом природного изобилия.
Цвет здесь «знойный», насыщенный, «летний». В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. В «Земле» шкура льва Геракла и шкура барана также истолковываются как символы Габсбургов (лев намекает на Богемское королевство). Наконец, в «Воде» аллюзия на империю скрыта в коралловой ветви, напоминающей корону, в драгоценных камнях серег и в жемчужном ожерелье. Арчимбольдо стал настоящим символом этого искусства и этогодвора. Краски весенние: тепло-желтые и алые цветы, нежно-зеленые листья.
Джузеппе, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. Сначала картина висела так, чтобы можно было видеть прежде всего натюрморт. В настоящее время Арчимбольдо считается классиком маньеризма.
Таким образом, миска с овощами преображалась в толстощекую физиономию. Природа и человек сливаются воедино. На праздничной процессии 1571 года император предстал именно в костюме Зимы, что также намекало на его роль владыки всего мира.
Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Главная тема его картин – игра с образами и формами. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны.
Оба символа позволяют предположить, что зима — любимое время года императора. Многие искусствоведы по сей день бьются над вопросом, как время зарождения барокко могло создать такого своеобразного художника, тем не менее удачно вписавшегося в господствовавший тогда стиль «маньеризм». Это суть земля, воздух, огонь и вода. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников160— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подражаний его стилю.
Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»). Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15.
Это всё равно, полагаю ли я универсум в себе или себя в универсуме. В своей работе О тайной философии (1510 г. ) Агриппа пишет: Есть всего четыре элемента или стихии, т. е. четыре основания для всех телесных вещей. Рисунок сохранился и демонстрирует склонность художника к изображению роскошных растительных орнаментов, цветов и фруктов, а также изобилие спиралевидных элементов, которые не оставляют на плоскости пустого пространства — явный намёк на развившийся позднее стиль10. В то же самое время он— инженер, создатель фонтанов, принимал участие в основании музея искусств.
Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь» и «Вода», 1566год, в Венском Музее истории искусств. Рудольф II по натуре был эксцентриком, обладал слабым, склонным к депрессиям характером и стремился избегать проблем. Поперек скалы вздымается мост, под ним — поднятая решетка, дающая дорогу потоку воды. Перед вами картоны для витражей этого собора подготовленные Арчимбольдо (совместно с отцом). Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц.
Его отец был художником, дядя – архиепископом, умным и образованным человеком. Самая известная из «овощных» картин Арчимбольдо — портрет императора Рудольфа II. Изображенный на картине повар, при переворачивании превращается в блюдо с мясом.
Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Упоминая об Александре Македонском как о высоком покровителе живописцев древности, он не преминул заметить: «Но кто требует новых примеров, тот должен, коли для него это возможно, отправиться к императору Римской империи РудольфуII — величайшему из современных нам ценителей живописи». «Осень» показана в виде буйства винограда, гранатов и множества других плодов, формирующих профиль весёлого и крепкого мужчины. Многие пытались писать в манере Джузеппе Арчимбольдо, но они были только вторыми8230 Несмотря на то, что художник был известен при жизни, его сын сумел выручить за работы отца всего несколько флоринов. В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет160— смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II. После 1559 года имя Арчимбольдо не упоминается в документах о строительстве Миланского собора. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста.
Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II. Постепенно, начиная с чистого белого и добавляя все больше черной краски, Арчимбольдо удавалось передать октаву из двенадцати полутонов с помощью цветов в диапазоне от «низкого» белого до «высокого» черного. Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира. Интересно решены третий и четвертый типы.
Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Некоторые историки искусства считают произведение портретом самого Максимилиана II. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит ХХ веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства. К сожалению, документальных свидетельство его жизни сохранилось крайне мало.
Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде».
Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. Она также относится к первой серии, написанной для Максимилиана II, о чем свидетельствует инициал М на одеянии фигуры. В течение двух лет пребывания на службе у императора Фердинанда I, помимо портретов императорской семьи, художник написал цикл «Времена года» (1563 год, включает четыре портрета-аллегории). Дата рождения художника неизвестна. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали.
Вариантов «Времен года» было несколько. Ярко сверкают растения на темном фоне, который символизирует ночь. При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины.
Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51. Восхищенный этими картинами Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо. Загадочна не только живопись этого художника, но и его жизнь. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt). Они называют и дату создания «Вертумна» — 1590 г. Поэма Команини, посвященная этой картине, была послана в Прагу вместе с картиной. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы160— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее.
Согласно сведениям, записанным при жизни биографом художника — иезуитом Паоло Мориджиа, род восходил ещё ко временам Карла Великого, тогда же его представители перебрались в Италию. Только позже она была перевернута, чтобы вызывать смех. Арчимбольдо же всегда имеет перед собой более высокую задачу, в духе рудольфинской натурфилософской учености и этот тайныйсмысл, даже если мы не умеем его расшифровать, всё же придаеткартине оттенок внутренней серьёзности, значительности. Дата рождения художника неизвестна.
Особенности расположения картин отражают господствовавшие в эпоху позднего Средневековья представления о годовом цикле, который в то время обычно делили на два полугодия (зимне-весеннее и летне-осеннее) также и у Арчимбольдо соседние периоды одного полугодия обращены друг к другу, как бы переговариваясь друг с другом и образуя единую композицию. В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу160— императора Максимилиана. Рисунок в Лувре— «Повар»— составлен из кухонных элементов. Воздух.
Образ этот зашифрован, каждая его деталь связана с необычной личностью Рудольфа. Публиковались и другие работы20. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243. Там есть еще эмблема Габсбургов — огниво. С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают.
Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». Тот факт, что картины Арчимбольдо несколько столетий «скрывались» в частных собраниях, стал причиной того, что искусство его до середины 20-х годов прошлого столетия было практически неизвестно широкой публике. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры». Обратимся теперь непосредственно к «Временам года». Он родился в Милане в семье живописца Бьяджо Арчимбольдо, последователя Леонардо да Винчи. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо.
Вплетённая в круговорот этих символическихобозначений, персона императора Максимилиана из серии Времена годав её аллегорическом истолковании (в облике зимы, таящей в недрахсвоих золотые плоды будущего лета, в соответствии с представлениемо том, что зима — голова года, как считали римляне) утверждаетидею постоянства и высшей, природной естественности императорскойвласти, священной империи Габсбургов. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет— смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года. Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея).
В недавно изданной книге Н. П. Гордеева «Пражская научная школа» утверждается, что «Рудольф стремился к универсальному знанию (пансофия), а через него к познанию гармонии мира и созданию гармонического общества. Активно участвовал в придворной жизни Европы в роли портретиста и декоратора празднеств (Вена, Париж и Прага при дворе короля Рудольфа II). Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11. Портрет библиотекаря состоит только из вещей имеющихся в читальном зале.
Так, здесь мы находим четыре вида пламени, о которых говорит Агриппа. Достаточно потереть два огнива имитирующие нос и ухо фигуры, чтобы они вспыхнули искрами. Даже оторопь берет. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Так началась мода на картины в стиле Арчимбольдо — их стали называть «арчимбольдесками».
8230 Энциклопедический словарь — Арчимбольдо, Джузеппе Джузеппе Арчимбольдо (итал. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года».
Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Забытый средневековый художник был провозглашен в 20 веке предтечей сюрреализма, Миланский художник эпохи Ренессанса и придворный художник пражских Габсбургов, которому с помощью визуальных каламбуров удавалось создавать символические фигуры. Эти идеи характерны и для последней картины Арчимбольдо «Вертумн», которую друзья художника Джованни Ломаццо и Грегорио Команини называют «Портретом РудольфаII». Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6. Дедушка Арчимбольдо был архиепископом, отец — художником. Команини превосходно уловил поэзию «Флоры», соотнесенность отдельного с целым и проявление целого в отдельном.
В 1592 г. РудольфII император Священной Римской империи, возвел его в титул пфальцграфа. Критики отмечают сходство картин Арчимбольдо с картинами Сальвадора Дали и Макса Эрнста.
После смерти Фердинанда I Арчимбольдо был вновь назначен придворным живописцем у Максимилиана II и по его поручению испольнил еще четыре версии «Времен года». Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6. При поддержке Максимилиана он исполнил первый вариант серии «Времена года», который был представлен императору в день Нового года (1569). Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Прага считалась в то время культурным центром всей Европы.
Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха. На автопортрете (в одной из французских монографий воспроизведен его черно-белый вариант) лицо философа, мыслителя, человека громадного интеллекта. Фигура пожилого и усталого человека возникает из древесного пня (символ прочности и стабильности), проросшего узловатыми ветвями, переплетение которых создает форму императорской короны. Концепция этой картины отличается от других аллегорических изображений времен года и не является, в сущности, аллегорическимпортретом. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55.
Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. «Времена года» — цикл из четырёх работ итальянского живописца шестнадцатого века Джузеппе Арчимбольдо, создавшего их по заказу императора. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). При дворе РудольфаII, как и во всей Европе, была особенно популярна магическая теория знаменитого немецкого ученого Агриппы Неттесгеймского (1486–1535), построенная на той мысли, что как высшее влияет на низшее, так и обратно — всё низшее влияет на высшее, только в меньшей степени.
С его именем также связывают и картины в более традиционном стиле — чаще портреты, но их атрибуция не всегда бесспорна23. Здесь такой цвет, каким бывают цветы и травы на утренней заре. Существует версия, что росписи в церкви св. Недаром он стал героем пражских мифов, повествующих о его общении с духами. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Маньеризму присуща претенциозность. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243.
В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31.
Вода. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас.
С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Прослужив при дворе Габсбургов около 25 лет, в 1587 году художник вышел в отставку и вернулся в Милан, однако продолжал создавать произведения в избранном им стиле, которые отсылал в Прагу. Эти рисунки поразили воображение молодого художника и остались в его памяти.
Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. Если смотреть в определенном положении, эта картина изображает натюрморт, состоящий из репы, редиски, лука, осота, грибов, каштанов и различных орехов. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии.
В 1570 Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет — смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. В цикле «Стихии» раскрываются все особенности гения Арчимбольдо. Согласно мифу, Вертумн мог принимать любой образ.
В 1563 году пишет первую серию портретов, составленных из овощей и фруктов и других элементов растительного мира, «Времена года». Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20.
С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». «Лето» — уже не девушка, а молодая женщина картина ярко передаёт пышность и зрелость, богатство фруктов, ягод и овощей. В 1562 году германский император Фердинанд приглашает Арчимбольдо на должность придворного портретиста, а при Рудольфе II в Праге художник получает придворное звание «мастера празднеств» за создание различных механизмов, музыкальных инструментов и картин для устроения придворных празднеств. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля».
Картины Джузеппе Арчибальдо остаются одним из самых загадочных явлений живописи XVI века. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. «Времена года» характеризуются причудливым сочетанием множества объектов окружающей природы, в аллегорической форме отражающих дух своего времени и его восприятие. И даже самое слабое дуновение ветра может привести к тому, что вся фигура начнет пылать. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22.
В 1591 написаны, вероятно, наиболее известные из его картин — «Флора» (1591) и «Вертемнус» (1590—1591), которые он послал в Прагу. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо».
Зима. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. «Арчимбольдески» уже в XVII в. наводнили Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы.
Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5. Или при создании собора в Комо – там художником были созданы эскизы для нескольких ковров. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо. Это суть огонь, земля, вода и воздух. Имеются еще три картины-перевертыша, цикл «Четыре элемента», «Сезоны» и сохранившиеся в самом большом количестве во всем наследии Арчимбольдо Джузеппе картины «Времена года», причем все сезоны нарисованы в нескольких вариантах.
Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде. Арчимбольдо — автор семнадцати станковых полотен. В эпоху Арчимбольдо были очень популярны так называемые картины-перевертыши. Во всяком случае, поздние его полотна представляли что-то новое, абсолютно незнакомое. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года».
И это есть принципы и начало всех тел их свойств и их чудесных действий. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году.
Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. В череде итальянских художников он стоит особняком, но его произведения, в основном изображающие человеческие силуэты, составленные из фруктов и овощей, до сих пор являются одними из самых притягательных. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50.
Арчимбольдо в эти годы написал второй вариант «Времён года» (1573), посвятил императору красный кожаный фолиант, содержавший 150 рисунков ручкой и чернилами (1585). Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие.
Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Кауфман вообще скептически относился к атрибуции работ Арчимбольдо и признавал несомненными оригиналами только четыре картины, а именно те, на которых имелась подпись художника.
Арчимбольдо Джузеппе, картины которого вызывали интерес у королевских особ, долгое время (около 25 лет) был придворным художником Габсбургов. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века. При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди.
Из них образуется всё, но образуется не путем смешения. Картины художника при жизни вызывали споры. Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо и его жизнь. Картины Арчимбольдо пользовались столь большим успехом у современников, что породили целые вереницы подражателей именуемых «арчимбольдесками».
О высокой чести, оказываемой ему двором, говорит тот факт, что в 1592 году Джузеппе Арчибальдо был пожалован дворянский титул с правом на собственный герб и должность пфальцграфа, управляющего королевским дворцом при отсутствии хозяина. Если смотреть в определенном положении на другую картину – можно увидеть натюрморт, состоящий из репы, редиски, лука, осота, грибов, каштанов и различных орехов, но стоит развернуть его на 180 градусов, как он превращается в аллегорический портрет человека, глаза которого «состоят» соответственно из грецкого и лесного ореха. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28. Существует версия, что росписи в церкви св. Интерес к нему вспыхнул после выхода в свет монографии искусствоведа К. Касати в 1885 году.
Арчимбольдо в эти годы написал второй вариант «Времён года» (1573), посвятил императору красный кожаный фолиант, содержавший 150 рисунков ручкой и чернилами (1585) Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже160— анфас. Эти идеи наиболее ярко отразились в картине Арчимбольдо «Огонь» (1566, Вена), входящей в цикл «Стихии». Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». На воинственное начало указывают и пушки. Вообще художнику очень повезло с покровителями.
В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Уже после смерти Рудольфа гениальный астроном Иоганн Кеплер, один из виднейших деятелей Пражской школы, в своей работе «Рудольфовы таблицы», подводящей итоги многолетним астрономическим исследованиям, ставил Рудольфа в один ряд с Юлием Цезарем и Альфонсо Мудрым, которые всегда сознавали высокую роль всеобщего просвещения и значение индивидуального образования, постоянно содействовали развитию науки, объединяли вокруг себя знаменитых ученых и художников. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника.
Это было продолжение позднего Средневековья160— искусство, воплощающее идеи. Судьбу художника предсказывали и Джузеппе, однако просто писать красками портреты ему было скучно, даже если это изображения итальянских дожей или и среди бумаг художника, оказавшихся у ученика да Винчи и друга Арчимбольдо, обнаружил зарисовки растений, животных. Из металлов ему «симпатичны» золото и яшма изображенные здесь на ордене Золотого Руна. Гейгер и А. Вентури) указывали, что Арчимбольдо мог быть связан как с гротескной традицией немецкой готики — по пути в Вену он вполне мог посетить Аугсбург и Мюнхен, так и с наследием Леонардо да Винчи, которое он точно изучал в Милане. «Вертумн» был особенно оценён обществом и в особенности самим Рудольфом. Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная.
Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»).
Так, например, «Весна» Арчибальдо часто включается в энциклопедии живописи даже для самых маленьких. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Эти произведения настолько необычны, что вполне объясним вспыхнувший к ним интерес. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Миланский»)5. В первом цикле времен года, в духе модной в то время натурфилософии, каждая картина соответствует определенному периоду жизни человека. Весна показывает нам его в самые юные годы, с лицом, полным свежих цветов Лето — как молодого человека, отсюда фрукты, которые созрели Осень (утраченная картина) изображает уже зрелого мужчину, а Зима представляет старца с редкой растрепанной бородой, со сморщенной и увядшей кожей. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана.
И Максимиллиан и Рудольф очень любили изящные искусства и, в особенности, все странное и необычное. К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо) и Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело. Вертумн — этрусское божество садов и обработки земли. Его биограф сообщает, что отец Рудольфа II МаксимилианII высоко ценил Арчимбольдо и не только прислушивался к его суждениям, но и «подстраивался» под его вкус.
Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Повторить приемы композиции (ритм, симметрия и асиметрия, равновесие и выделение сюжетно-композицинного центра), средства композиции (формат, пространство, композиционный центр, равновесие, контраст, светотень, цвет, декоративность, целостность).
Второй вариант этой серии датируется 1573 г. и приобретен Лувром в 1964 г. Цикл «Стихии» относится к 1566–1571 гг. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Земля. В ноябре 1586 года он был удостоен пожалования в 1500 флоринов, что составляло его четырёхкратный годовой оклад30. В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма.
Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей). Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II. Творческое наследие Арчимбольдо плохо идентифицировано, особенно это касается ранних его работ и картин в традиционном стиле.
Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года. Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. Для императора написал нимфу Флору и портрет императора. При поддержке Максимилиана он исполнил первый вариант серии «Времена года», который был представлен императору в день Нового года (1569). Арчимбольдо, Джузеппе Википедия — Арчимбольди (arcimboldo) Джузеппе (ок. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи (Бернардино Луини), у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна».
По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году).
Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. Обычная миска с овощами преображалась в толстощекую физиономию. На родину Арчимбольдо вернулся в возрасте шестидесяти лет довольно известным художником. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года. Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане. Но дело в том, что случайных предметов на полотнах нет.
Самое большое количество картин под названием «Весна». На полотнах «Лето» (на воротнике вплетена подпись художника, а на рукаве имеется дата) и «Осень» (последняя изображена в виде Вакха, с головой, увенчанной виноградными гроздьями и листьями) — композиции из фруктов и овощей, на портрете «Весна» — цветочная композиция, «Зима» — ветвистое дерево с кислым лимоном.
Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо.