Теперь, созерцая картину Апофеоз Гомера (Дневной сон Гала) слышишь действи-тельно гомерический хохот Дали над собой. Создал большую картину «Апофеоз Гомера» (использовав античный термин апофеоз, апофеосис). Теперь, созерцая картину "Апофеоз Гомера (Дневной сон Гала)" слышишь действи-тельно гомерический хохот Дали над собой. "апофеоз Гомера. " подводит итог первой половины жизни художника, где признаются нелицеприятные обстоятельства, которые когда-то тонко Дали высмеивал у своего отца ("Загадка Вильгельма Телля". Апофеоз Гомера.
Эксгибиционизм Сальвадора Дали в "Апофеозе Гомера" достиг своего апогея.
В этом же году художник вернулся к давно интересовавшей его теме Рафаэля, создав композицию «Рафаэль и Форнарина», на которой представлен парный портрет его кумира с возлюбленной. Не оставил он и занятий музыкой под руководством известного скрипача Лежана5.
Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже4. Пишет портреты друзей — пейзажиста Гране (1807, Экс-ан-Прованс, Музей Гране) и других, прекрасно передающие черты нового поколения, — людей эпохи романтизма, которых отличает героическая приподнятость, независимость духа, внутреннее горение, повышенная эмоциональность. Стендаль утверждал, что портрет короля на этой картине принадлежит «к числу самых красивых исторических картин»54.
Тело и лицо богини соответствует отрешённому и спокойно-безмятежному энгровскому идеалу. Но желания этой женщины ни для кого не являлись секретом. Из-за того, что работа шла чрезвычайно медленно, модель и художник поссорились и портрет остался недописанным, Энгр успел закончить только канделябр слева9.
Тем большее разочарование вызывала холодность публики к результатам шестилетнего труда. Однако именно в этот период он создал несколько самых своих знаменитых портретов, в первую очередь «Портрет Луи Франсуа Бертена», директора газеты Journal des dbats (1832). Как и положено мудрецу-провидцу, Г. представлялся слепцом соответственно (как «слепец») толковалось и само его имя (историком Эфором, 4в.
В отличие от родителей она изображена не в интерьере гостиной, а в пейзаже. Былая удаль скульптуры исчезла. Образ пятнадцатилетней мадемуазель Ривьер не по-детски значителен. Гайдн, Моцарт, Глюк — его любимые композиторы. Женское начало ассоциируется с льющейся водой— и то и другое означает начало жизни.
Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции. Среди семейных графических портретов римского периода выделяется «Семья Стамати», сочетающая композиционную целостность и динамизм. Своим прародителем Г. считали рапсоды– исполнители эпич. Однажды он привёл на сеанс в Академию натурщика-горбуна и вызвал изрядный скандал.
Немедленно последовали знаки внимания и от консервативно настроенного Французского королевства: художника наградил орденом Почётного легиона лично король Карл X, а в 1825 году его избрали членом Академии изящных искусств (членом-корреспондентом которой он был ещё с 1823 года). Начиная с античности, считался творцом двух первых эпических поэм Европы – «Илиады» и «Одиссеи». Сама женщина превращалась в произведение искусства (Портрет Инес Муатессье, 1851, Лондон, Национальная галерея). Однако и радикал Ш. Делеклюз увидел в «Апофеозе» выражение всех академических идеалов красоты, согласно которым художник должен облагораживать реальность, а не воспроизводить её. Эринии карают за преступления против семьи, поруганных нищих, клятвопреступлений. «Апофеозу» Энгр придавал большое значение, полагая, что именно эта картина станет «самым прекрасным и самым главным произведением всей его жизни». Богиня победы Нике осеняет его голову лавровым венком.
Герцог Орлеанский прислал особое письмо, полное похвал работам прославленного мастера. Лувр. Кроме того, ему приписывалось авторство т. н. Монтень называл Гомера «богоравным». Древнерусский читатель мог найти упоминание о Гомере (Омире, как называли на Руси Гомера, следуя византийскому произношению) уже в «Житии» первоучителя Кирилла, а о Троянской войне прочесть в переведенных уже в киевскую эпоху византийских всемирных хрониках.
В особняке Бартолини в 1820 году был создан один из самых известных у него «Портрет графа Н. Д. Гурьева». Ни боги, ни судьба не совпадают с нравственным законом, но все же еще до всякой философии мы видим царящую в мире правду. «Портрет Филибера Ривьера» демонстрирует видного чиновника Империи, он сидит спокойно, поза его элегантна. Париж.
Именно эти песни стали материалом для автора (или авторов) обеих эпопей. Естественным для Энгра было было обращение к сюжету Данте о Паоло и Франческе да Римини55. Каменная глыба потеряла свою вертикальность. Помимо портретов, он получил в 1812 году несколько заказов на оформление интерьеров, создав в том числе огромную композицию (5 метров в длину) «Ромул, победивший Акрона» для римской резиденции Наполеона.
Ее фигура четко вырисовывается на фоне неба, подобно памятнику. Сколько властной силы в этой мощной «львиной» голове, с седой гривой, в благообразном лице, сколько уверенности в своем всемогуществе в позе, в жесте рук с крепкими, цепкими пальцами — один из критиков с возмущением назвал их «паучьими». Дуранте, М. Вест). Столь же спокойно и выражение его лица.
Особенно полная передача ренессансного стиля характерна для «Смерти Леонардо». В тот же период он создал одно из немногих своих полотен на современную тему— «Папа Пий VII в Сикстинской капелле». Сурово отнеслись критики и к «готическому» стилю портрета Каролины Ривьер, упрекая художника в «нарочитой точности и сухой прорисовке» фигуры юной девушки25. В ней уже нет былой стати. Он работал тонко отточенным графитным карандашом, передавая фигуру единой непрерывной линией, почти без моделировок. Художнику был 71 год, его избраннице— 43 года.
Человеческое тело есть гробница бессмертного духа, души, демона. Однако позднее возник конфликт со Святым престолом, поскольку Энгр привлёк своих студентов, чтобы снять копии с 42 фресок Рафаэля из станц и лоджий91. В 1817 году скончалась его мать. Поборники идеи авторского создания гомеровских поэм обычно относят его жизнь к 8–7вв. В 1821 и 1823 годах «Венера» упоминается в переписке, но так и не была закончена. В качестве родителей Г., по разным источникам, фигурировали музы и Аполлон, а также сын Одиссея Телемак считалось, что изначально Г. носил другое имя (Мелес, Мелисеген и др. ), а собственно Г. он стал именоваться позже. Но вскоре все это забылось — Энгр едет, наконец, в Италию.
Его кисти принадлежит один из шедевров портретного жанра в европейском искусстве XIX века «Портрет Луи Франсуа Бертена» (1832, Париж, Лувр) — основателя влиятельной газеты Журналь де деба. Этот поэт (или поэты) был, вероятно, одним из аэдов, которые, по меньшей мере, с микенской эпохи (XV-XII вв. Гомер также изображается рядом с музой или с лирой в руках, а его стихи записывает на дощечку Каллиопа, муза эпической поэзии (рис. 192, 193). Это привело его к изучению дорафаэлевской живописи Италии, которую тогда именовали «примитивной» и средневековой книжной миниатюры. ГОМЕР (), легендарный др. -греч. В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают106. Элегии писались двустишьем (гекзаметр-пентаметр) и затем исполнялись на пирах или народных сходках под аккомпанемент флейты.
Альбер Вольф, который в 1870-е годы освещал выставки импрессионистов, писал, что ретроспектива Энгра явилась для него «откровением», поскольку неизвестные широкой публике произведения и эскизы намного превосходили широко разрекламированные творения художника128. Заметный демографический рост говорил об очевидном процветании. до н. э. и др. ), первое упоминание которого встречается у лирич. Картина «Руджеро, освобождающий Анджелику» вновь не укладывалась в рамки классицизма, напротив, сюжет и композиционное решение отвечают эстетике романтической школы живописи, хотя Энгр был ярым её противником. О причине догадался врач Эрасистрат, когда увидел, как Стратоника зашла в помещение, где на ложе был распростёрт Антиох и какова его реакция101. Другой вариант этимологии имени Гомера – «заложник», якобы потому, что сам Гомер либо его отец находились в плену на Востоке.
В дальнейшем власти продолжали награждать живописца: в 1855 году он стал первым художником, возведённым в ранг великого офицера Ордена Почётного легиона наконец император Наполеон III в 1862 году сделал Энгра сенатором, несмотря на то, что у него резко ухудшился слух и он был плохим оратором105. Позднее Энгр-старший был избран членом Тулузской академии2. Далее в зеркальной симметрии выставлены 42 фигуры (41 мужчина и единственная женщина— Сапфо) художников, литераторов и политиков с древнейших времён до XVII века79.
В начале всего был Хронос (Время), светлый Эфир и беспредельный Хаос. На рисунке изображена семья французского консула в Чивитавеккья.
По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица109. Бартолини тогда ваял графскую жену. Аристократические формы правления неуклонно преобразовывались в республиканские. мифопоэтич. Ему заказывают «Портрет Бонапарта — Первого консула» (1804, Льеж, Музей изящных искусств) и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели.
По Н. Вольфу, в лучших работах Энгра доминируют фигуры с чётко обрисованными контурами, что подчёркивается резким, «не атмосферным» освещением. Этот портрет, как и большинство портретных работ позднего периода, вызывал единогласное одобрение современников Энгра и современных искусствоведов122. В Риме он поглощен работой изучением памятников античности, произведений мастеров Возрождения и, особенно, боготворимого им Рафаэля.
Обнаженный возница удерживает поводья.
Революция 1848 года во Франции, как и события 1830 года, оставила Энгра безучастным. Экспозиция начиналась с Давида, Энгр был представлен 11 полотнами, включая «Большую одалиску», «Стратонику», «Одалиску с рабыней», несколько портретов106. Не случайно, что в дальнейшем он испытал сильнейшее влияние Делакруа, после чего учитель от него отказался.
Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей115. Музыкальная одаренность угадывается в мелодичности ритмов и линий его картин. Весной 1806 года были выделены средства на четырёхлетнюю пенсионерскую поездку в Рим.
В Александрии ему возвёл святилище царь Птолемей IV Филопатор. Неоклассицизм. учёные истолковывают его как «слагатель», просто «сказитель, певец» (Г. Надь) или как «в собрании» (М. Дуранте, М. Вест).
поэтам (Архилоху и тому же Гесиоду), Г. стал объектом культа: храмы в его честь (т. н. В 1799 году поступает в Парижскую Академию художеств и в 1801-м получает Римскую премию за картину «Послы Агамемнона у Ахилла» (1801, Париж, Школа изящных искусств), дающую право продолжать обучение в Риме. В портретах матери и дочери Ривьер Энгр впервые использовал характерный для него приём— диспропорциональное изображение фигуры.
Потеряли свою твердость и усы Дон Кихота, с которым себя часто сравнивал Дали. Во многих картинах Дали компенсирует подобные страхи мстительностью, уродуя лица женщин. Связывая имя с поэтической деятельностью Гомера, современные учёные истолковывают его как «слагатель», просто «сказитель, певец» (Гомер Надь) или как «в собрании» (М. Своим прародителем Гомера считали рапсоды – исполнители эпических поэм именовавшие себя сыновьями Гомера («гомеридами»).
С точки зрения В. Раздольской, картина стала «стилистической реконструкцией», в которой рафаэлевское влияние абсолютно нивелировало творческую оригинальность самого Энгра. Энгр в этой работе широко использовал восточные аксессуары, но сам тип одалиски не несёт специфически «восточных» черт, в отличие от марокканских и алжирских женщин Делакруа. Подобно другим архаическим поэтам (Архилоху и тому же Гесиоду), Гомер стал объектом культа: храмы в его честь (так называемые гомерейоны) существовали на Хиосе, в Смирне и др. олицетворением традиции, подобным легендарным инд. В 1845—1846 годах Энгр очень далеко продвинулся в своей работе и даже согласился писать парную композицию «Железный век».
В 1852 г. Энгр женился на 43-летней Дельфин Рамель (художнику был 71 год). Разные ученые по-разному оценивают, насколько велика была роль творческой индивидуальности в окончательном оформлении этих поэм, но превалирует мнение, что Гомер ни в коем случае не является лишь пустым (или собирательным) именем.
Сюжет увлёк Энгра ещё в период работы над «Юпитером и Фетидой», но только заказ герцога Орлеанского побудил художника реализовать его. до н. э. использовали элегическую строфу для выражения любовных переживаний (Архилох, Симонид), философских и нравственных рассуждений (Солон, Феогнид), прославления воинской доблести (Каллин, Тир-тей), а также для политических куплетов (Мимнерм). А вот желания самого Дали для многих остаются загадкой.
Она же сравнивала лучшие работы Энгра, включая портреты, с барельефами «с нежными переходами формы»141. Современники даже называли его «буржуазным Юпитером-громовержцем»84. В качестве родителей Гомера, по разным источникам, фигурировали музы и Аполлон, а также сын Одиссея Телемак считалось, что изначально Гомер носил другое имя (Мелес, Мелисеген и др. ), а собственно Гомером он стал именоваться позже. На мольберте Энгр показал неоконченную картину «Форнарина» и на заднем плане— тондо «Мадонна делла Седиа», для которых Рафаэлю позировала одна и та же натурщица53.
Фидий держит в руках атрибуты своей профессии— резец и молоток. В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года. Нельзя не заметить и потрясающую проработку неба, его мягкий, но яркий колорит. С одиннадцати до семнадцати лет Доминик учился в Академии художеств Тулузы. На фреске Рафаэля «Парнас» (1508) в «Станцах Рафаэля» в Ватикане изображен в лавровом венке слепой Гомер, декламирующий стихи.
В том же 1801 году картина «Послы Агамемнона у Ахилла» была удостоена Римской премии, что позволяло Энгру на четыре года отправиться во Французскую Академию в Риме. В соединении с портретом короля образовалось абсолютно эклектическое произведение. Большинство суждений об искусстве и методе содержится в девятой тетради. до н. э. ). Фигура изображена со спины, причём контур создаёт ощущение единого движения кисти. Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий «Большая купальщица» (Купальщица Вальпинсона) (1808) исполненная элегантной грации и царственности «Большая одалиска» (1814) дышащая томной негой и чувственностью «Турецкая баня» (1863 все — Париж, Лувр).
Официальные круги приняли картину с восторгом. эпоса скорее считают Г. мифопоэтич. Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу112. до н. э. ) передавали из поколения в поколение память о мифическом и героическом прошлом. На этом фоне выделяется экспрессия взгляда, чего Энгр всегда добивался в своей живописи ибо учил, что «в каждой голове главное, что надо сделать, — это заставить говорить глаза»20.
Афина принесла Зевсу сердце Диониса Загревса и Зевс возродил его, а титанов поразил молнией. Стиль этот требует употребления сложных эпитетов («быстроногий», «розовоперстая»), которые в меньшей степени определяются свойствами описываемой особы или предмета, а в значительно большей — метрическими свойствами самого эпитета. C 1800 года Энгр участвовал в конкурсе на соискание Римской премии, представив полотно «Сципион с сыном и послами Антиоха» (не сохранилось), но оно заняло только второе место7. Короля прессы называли «делателем министров», Его Величеством Бертеном I. Именно таким увидел его Энгр — несокрушимая глыба источающая энергию и волю. Надгробие выполнил в 1868 году римский студент Энгра— скульптор Виктор Бальтар.
Среди многих фигур узнаются Гесиод, Перикл, Александр Македонский, Юлий Цезарь, Данте из живописцев — Рафаэль, Н. Пуссен, Ш. Лебрен (сравн. Гера из ревности подослала титанов, которые растерзали Диониса. произведений, в т. ч. Кроме того, ему приписывалось авторство так называемых гомеровских гимнов и ряда других произведений, в том числе комических поэм «Война мышей и лягушек» и «Маргит». Он также оценивается как крупнейший представитель. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoисторизма в европейской живописи, заявляя, что развитие живописи достигло пика при Рафаэле, далее пошло в неверном направлении и его, Энгра, миссия— продолжить с того же уровня, который был достигнут в эпоху Ренессанса. Этот сюжет пользовался популярностью с конца XVIII века: его воспроизвёл учитель Энгра— Давид, а в 1792 году в Париже состоялась премьера оперы «Стратоника» Мегюля, которая была возобновлена в 1821 году. Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу— «буржуазным комфортом».
В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год»50. Есть также основания полагать, что Энгр всерьёз увлёкся искусством Востока, во всяком случае, один из современников иронически назвал его «китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин»36. Среди портретов, написанных Энгром в этот период, выделяется портрет графини Луизы дОссонвиль, который он сам называл «отчаянно трудным» и писал в течение трёх лет (1842—1845). Впрочем, Энгра и его заказчиков это беспокоило мало47.
Там были представлены его работы, выполненные во Флоренции и Риме, включая «Сикстинскую капеллу» и «Смерть Леонардо». Формально полотно полностью отвечало канонам классицизма— композиция выстроена фронтально, заметны явный примат рисунка и строгая выписанность деталей, но фактически было образцом произвольного композиционного решения. Греческая поэзия демонстрирует потрясающее разнообразие форм и жанров. Художник выполнил и множество графических портретов42.
при этом удаётся даже проследить их «относительную датировку»: считается, что «Одиссея» была создана уже постаревшим и умудрённым Г. Приверженцы устной теории происхождения др. -греч. За год до назначения Эгра директором стипендиат Школы изящных искусств Ксавье Сигалон должен был снять копию «Страшного суда» Микеланджело в натуральную величину (она должна была отправиться в Париж как учебное пособие), но так и не смог пробиться сквозь противодействие властей Ватикана. Широкая публика смогла увидеть картину только в начале XX века. Не родословная богов, а своего рода богословская система отличает орфизм.
Энгр был хорошим учителем и большинство его студентов стали видными представителями салонно-академического направления самые известные из них— Поль Бальз, Эжен-Эммануэль Амори-Дюваль и Ипполит Фландрен, автор больших декоративных циклов в парижских церквях. У подножия трона — аллегорические женские фигуры — «Илиада» и «Одиссея». И «Одалиска» и «Антиох» были восторженно приняты на Салоне 1840 года, что означало для Энгра возможность вернуться в Париж после окончания срока его полномочий директора Французской Академии102. Вокруг расположились великие художники, поэты, композиторы, государственные деятели разных времен, в чьих делах, по мнению Энгра, «отразилась духовная сущность Гомера». Греки говорили об этосе (обычае) и номосе (законе).
Неудачным признаётся и цветовое решение, в котором нет единства82. В. Раздольская утверждала, что он «эффектный и броский по цвету, но лишённый подлинной образной значительности»27. В Риме Энгр продолжал работать в портретном жанре, создав изображения М. Гране и мадам Девосе (оба— 1807 года). Сам он утверждал, что искажение пропорций, форм и масштабных соотношений вполне позволительно, если позволяет подчеркнуть характер и «выявить элемент прекрасного»45. Этот вид лирики в VII–VI вв. Земельные собственники претендовали на власть в крупных полисах. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что «работы Энгра не живописны, колориту сознательно отводится второстепенная роль, отсутствуют и светотеневые эффекты»141. Затем следует новый заказ: Портрет Наполеона на императорском троне (1806, Париж, Музей армии). Неразрешенным остается вопрос, создал ли Илиаду и Одиссею один поэт или это произведения двух разных авторов (чем, по мнению многих ученых, объясняются различия в видении мира, поэтической технике и языке обеих поэм).
Его женские портреты имеют очень широкий спектр эмоциональных красок: от чувственного «Портрета мадам Сенонн» к реалистичному «Портрет мадемуазель Жанны Гонен» и холодному «Портрет принцессы де Бройля». Ниже, по сторонам трона, показаны аллегории Илиады и Одиссеи.
рельеф Архелая из Приены «Апофеоз Гомера» (2в.
Картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII» скрупулёзно воспроизводит детали обстановки, доспехи исторические одеяния всё это передано в сухой, жёсткой манере. Сумма гонорара составила 3000 франков. Перчатки на руках Каролины Ривьер создают впечатление, что «руки слишком крупные для столь изящного юного создания»24. Сольная лирика включает большое разнообразие жанров, форм и размеров.
Из пепла титанов и крови Диониса произошел весь род человеческий, наполовину божественный, наполовину запятнанный кровью. Многочисленные детали (небрежность причёски и складок плаща), поза героя, оторвавшегося от творчества, показывают, что он— созидатель и служитель прекрасного, что полностью отвечает эстетике романтизма19. Основной темой Апофеоза Гомера является признание художника, прежде всего самому себе, в том, что все его труды будут иметь только познавательный смысл, так как основную работу в своей жизни он так и не сделал, да и не сделает уже никогда.
Во Флоренции Энгр продолжал заниматься портретами. Я уверен, что исследованием символики в картинах С. Дали занимались многие. Энгр прекрасно играл на скрипке и в юности подрабатывал этим. По дороге останавливается во Флоренции, где сильное впечатление на него произвел Мазаччо.
Гомер возглавляет группу самых прославленных язычников, которых Данте с Вергилием встречают на своем пути («Божественная комедия», Ад, 4). Как и обычно у Энгра, портрет полон конкретных деталей. Для античного восприятия Г. в высшей степени характерен знаменитый эллинистич.
Состояние менады давно стало визитной карточкой Гала. Особого расцвета она достигла в творчестве лесбосских поэтов VII-VI вв. Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана». «Большая одалиска» показывает интерес Энгра к ориентализму, вообще характерному для эпохи романтизма. Его английские последователи стремились превратить классицистскую статуарную «бесчувственность» в «деиндивидуализированность» иными словами, они стремились «депсихологизировать» женское тело и превратить его в «эротический принцип per se»149. Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них»137.
Помимо мастерской Давида, молодой Энгр посещал Академию Сюиса, основанную бывшим натурщиком Шарлем Сюисом, где можно было писать за малую плату8. В настоящее время не подлежит сомнению, что Илиада и Одиссея явились результатом долгих веков развития греческой эпической поэзии, а вовсе не ее началом.
Так Дали отобразил свою импотенцию и инцестуозные желания. Д. Перова, напротив, утверждает, что «именно таким Бонапарт пришёл к власти в 1799— решительным, уверенным и непоколебимым генералом»8. Самые известные свои портреты раннего периода Энгр создал в 1804—1805 годах.
Современные искусствоведы не считают эту работу Энгра удачной, так, В. Раздольская называет эту композицию «застывшей» и «лишённой живого чувства». Политическую свободу древних греков можно оценить должным образом, если сравнить ее с условиями развития восточных народов. кой. Сюжетом гомеровских поэм является Троянская война и последующее возвращение героев домой.
гомеровских гимнов и ряда др. Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини— Сальваторе). Интенсивная работа привела и к тому, что уже в августе 1807 года он разорвал помолвку, написав в последнем письме к Форестье, что для него теперь немыслимо покинуть Италию37. Тем не менее, немногие современники, которые могли видеть картину, восприняли её как «порнографическую» (хотя при желании там можно найти намёк на лесбийскую сцену)125. Салон 1808 года оказался этапным для развития французской художественной жизни, его иногда именуют «предромантическим».
В том же Салоне была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа, написанная на современную животрепещущую тему (расправа турок с греками на острове Хиос). Нет никаких аксессуаров, которые отвлекали бы от лица персонажа. Энгр превосходный рисовальщик, но и своих сюжетах он всегда беспристрастен и эмоционально отстранен, ему неинтересно выражение лица человека.
Сам же Энгр, комментируя свой творческий метод, заявлял: «Строя фигуру, не создавайте её по частям, согласуйте всё одновременно и, как правильно говорят, рисуйте ансамбль»48. Но не только похотливые желания Галы и собственные страхи прописал автор в этом фрагменте.
У греков не было священных книг в качестве плодов божественного откровения. Народ Греции защищает честь Менелая. Несмотря на надменно-бесстрастный облик портретируемого, по мнению В. Раздольской, Энгр привнёс в картину «оттенок романтической взволнованности» благодаря пейзажу с грозовым небом и синеющими вдали горами. Он родился в беотийской Аскре и всю жизнь провел в родной деревне, трудясь на пашне. комич.
Энгр полностью разделял взгляды академистов на жанровую систему, определял себя как исторического живописца, в то время как портреты в его понимании были «низшим» жанром, которым можно заниматься только для заработка8. Подобно др. Образ Мадонны написан под влиянием Рафаэля, но ей недостает теплоты и человечности. В портрете мадам Ривьер имеются несоответствия в размерах головы, плеч и линии груди. Гомер представил также обзор ахейских и троянских войск (знаменитый список кораблей и перечень троянпев во второй песне — возможно, наиболее ранняя часть эпопеи) и приказал Елене показывать Приаму со стен Трои самых выдающихся греческих вождей. Ахилл изображён играющим на лире в компании Патрокла.
В 1813 году Энгр женился.
Она заметно нуждается в подпорке-костыле, в посторонней помощи, в твердом эректоре. Первыми центрами стали ионийские колонии, Милет и другие города — цветущие оазисы. Приверженцы устной теории происхождения древнегреческого эпоса скорее считают Гомера мифопоэтическим олицетворением традиции, подобным легендарным индийским поэтам Вьясе и Вальмики, по преданию, создавшим «Махабхарату» и «Рамаяну». Подобной откровенной иронии над собой я не встречал. Где-то, на задворках сознания, художник стремится через гниение вознестись, возвыситься. Был исключён Рубенс, которого Энгр обозвал «мясником» и лишь после долгих колебаний был добавлен Шекспир.
Этот жанр полностью исчез с появлением фотографии. В соответствии с классицистской техникой, Энгр не признавал видимых мазков, писал «гладко», так же как не признавал смешения цветов, которым активно пользовались художники-романтики. Энгр добивался в этом образе особого лиризма, Жан Кассу в 1947 году назвал его «Французской Джокондой»23. На Всемирной выставке 1855 года были экспонированы 66 полотен Энгра, в том числе недавно написанная картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймском соборе 17 июля 1429 года», «Апофеоз Наполеона», «Мадонна с причастием» и множество других.
Н. Вольф отмечал, что эта работа как нельзя лучше иллюстрирует тематическое противостояние Энгра и Делакруа, причём «Турецкая баня» воспроизводит западные «гаремные клише и фантазии». «Вдохновение поэта»). Его лицо сосредоточено, его тело изображено «живым» в противоположность статуарности фигуры Сфинкса40. Ещё одной известной работой Энгра был «Портрет княгини Полины де Брольи» (1853).
Существовали различные жанры хоровой лирики: пеаны или торжественные песни в честь богов (Алкман, Пиндар, Вак-хилид), дифирамбы или хоровые песни в честь Диониса (Арион, Симонид), гипорхемы или танцевальные песни (Алкман, Стесихор). Николаю и Александру Невскому. «Лишь одеяния ангелов, переливающихся розовато-золотистыми оттенками, заставляют вспомнить лучшие колористические находки Энгра, как и идеальная пластика фигур»71. Др.
ВАлександрии ему возвёл святилище царь ПтолемейIV Филопатор. В этом плане Кабанель в своём «Рождении Венеры» прямо полемизировал с Энгром при полном формальном соответствии канону148. Главной задачей художника стало достоверное изображение фресок Сикстинской капеллы, в том числе «Страшного суда» Микеланджело на западной стене47.
Из такой космогонии понятна суть жертвенных ритуалов, кровавых обрядов, дававших возможность очищения и искупления. Художник изобразил восседающего на троне Гомера на ступенях перед фасадом древнегреческого храма ионического ордера (рис. 194). История всегда трогала Энгра, по воспоминаниям, он плакал, когда читал её ученикам98. Известен анекдот этого времени: однажды семья туристов постучалась в мастерскую Энгра и глава семейства спросил: «Это здесь живёт человек, который рисует удивительно живые маленькие портреты. » Энгр раздражённо ответил: «Нет.
Жан Огюст начал заниматься портретной живописью, главным образом для заработка, подписывая свои работы «Энгр-сын» (фр. Ingres-fils)4. Неудачным признаётся и цветовое решение, в котором нет единства.
«Апофеозу» Энгр придавал большое значение, полагая, что именно эта картина станет «самым прекрасным и самым главным произведением всей его жизни»80. Орфики обосновывали тезис бессмертия души в рамках дуалистической оппозиции души и тела.
Связывая имя с поэтич. певца Каллина (7в. Художник продолжал напряжённо работать, в январе 1801 года он был удостоен премии за натурное поясное изображение «Мужской торс».
В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое. Однако в государстве нет денег и поездка отложена. Фигуры прекрасно вписаны в пространство холста, линии, контуры каллиграфически точны, великолепно прописаны детали ампирной обстановки, костюма сквозь внешнюю светскость проступают черты индивидуальности каждого.
В сентябре, за несколько дней до открытия Салона, Энгр отправился в Рим31. Однако, по мнению В. Раздольской именно в портретах Энгр смог «выразить и притом блистательно, своё время»16. Был исключён Рубенс, которого Энгр обозвал «мясником» и лишь после долгих колебаний был добавлен Шекспир. Всего художник прожил в Италии 24 года103. Они словно бросают вызов всему миру, подобно героям Байрона. Во время переписки Энгр попытался нарисовать её портрет на основе описаний в письмах и при очном знакомстве в сентябре реальный образ и рисунок совпали.
Такие отзывы огорчали, казались несправедливыми. Однако и радикал Ш. Делеклюз увидел в «Апофеозе» выражение всех академических идеалов красоты, согласно которым художник должен облагораживать реальность, а не воспроизводить её81. В 1806 году Энгр по собственной инициативе создал весьма амбициозный «Портрет Наполеона на императорском троне» (размером 259162 см).
Сюжет взят из эпоса Ариосто «Неистовый Роланд». Как и для всех академистов, обнажённое женское тело для Энгра воплощало высшее проявление красоты. Повторение «Купальщицы» задаёт волнообразные линии, которые в композиции акцентируются немногими стоящими фигурами. Ф. Конисби отмечал, что «Торс» и «Послы» обозначают окончательный разрыв Энгра и Давида: эти картины отмечены сильным влиянием стиля Джона Флаксмана, причём Энгр весьма последовательно воплощал флаксмановскую графичность средствами живописи маслом15. Итоговым для пребывания Энгра в Риме стало его огромное полотно «Юпитер и Фетида», законченное в 1811 году.
Ещё в 1809 году первый заказ ему сделал Иоахим Мюрат. Композиция «Апофеоза» строго центрична и основана на «Афинской школе» Рафаэля. Вероятнее всего Бонапарт не позировал художникам и Энгр выполнил свою работу по портрету Наполеона, выполненного Антуаном-Жаном Гро в 1802 году.
Женская фигура в неприкрашенном интерьере кажется застывшей во времени и пространстве. гомерейоны) существовали на Хиосе, в Смирне и др. В этих же тонах выполнен сложный по структуре натюрморт на переднем плане.
Здесь часто встречаются повторы и так называемый формульный эпический стиль. Лошади вздыбились. В 1802 г. Энгр дебютировал на престижной живописной выставке. И то и другое (а также многие иные эпизоды) не соответствует десятому году борьбы под Троей. Иногда создаётся впечатление, что «руки персонажей пририсованы к римским портретным бюстам»145. Ее древнейшим памятником являются эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», а также фрагменты киклических сказаний, созданных по их мотивам. Ядро орфических верований можно суммировать так. Композиция «Апофеоза» строго центрична и основана на «Афинской школе» Рафаэля.
ГОМЕР (), легендарный древнегреческий поэт. «Спора Гомера и Гесиода» (4в. Во Францию они отправились морем через Геную и вернулись в Париж в середине мая. Композиция «Венеры» была использована в другом известном полотне Энгра— «Источник». Жан Огюст получил первые уроки музыки и рисования дома и далее был отдан в школу в Монтобане (фр. cole des Frres de lducation Chrtienne), где он смог в очень раннем возрасте реализоваться как художник и скрипач4.
Прекрасные формы человеческого тела — постоянный источник вдохновения для художника. «Сон Оссиана»— картина, демонстрирующая свободу романтического решения, что подчёркивается резкими контрастами светотени ирреальностью изображённого пространства и бесплотностью фигур44. Творчество Энгра делится на ряд этапов. Французское министерство внутренних дел поручило ему написать алтарный образ для собора малой родины художника— Монтобана— на тему «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богородицы для Французского королевства».
Остальные пять изображали его друзей и выполнялись на досуге от главного занятия65. Прежде всего это касается Мадонны и ангелов, в которых явно улавливаются прямые заимствования из «Сикстинской Мадонны» или «Мадонны ди Фолиньо». Выда ющиеся авторы VII–VI вв. В декабре они обвенчались. фигуры Истории, Поэзии, Трагедии и Комедии, символизирующие всю античную словесность, а на голову ему возлагают венок Время (Хронос) и Мир (Ойкумена)– некоторые учёные усматривают в них образы самого ПтолемеяIV Филопатора и его супруги Арсинои.
Сюжет полотна взят из Троянского цикла: изображены Одиссей (в красном одеянии), Аякс и старец Феникс, направленные Агамемноном примириться с великим героем. Для души он продолжал делать карандашные портреты (всего 23 за все шесть лет пребывания в Риме), моделями для которых служили друзья и гости95. Дали осознал свое одиночество. Названная по имени коллекционера, купившего картину, купальщица Вольпенсон являет гармоничное воплощение классической красоты, увиденной в живой женщине. Энгра тепло принял тогдашний директор Академии— Жозеф Сюве, который счёл, что пенсионеры из Парижа нуждаются не в руководстве, а в полной творческой свободе.
Весной 1820 года Энгры переехали во Флоренцию, причём Жан Огюст в порыве раздражения охарактеризовал римскую жизнь как «13 лет рабства»58. Женщина без головы продолжает отображать давнюю проблему страха Дали перед прекрасным полом и, в частности, перед матерью. до н. э. ): Г. иконографически уподоблен окружённому музами и Аполлоном Зевсу, свою дань ему воздают аллегорич. Сам Сальвадор Дали пытался объяснять смысл своих произведений, хотя признавался, что не всегда может рассказать о том, что написал. В Салоне 1806 года художник показывает портреты государственного советника Ривьера, его жены и дочери (все — 1805, Париж, Лувр).
Сохранилось 10 тетрадей Энгра, 9 из которых хранятся в музее в Монтобане. Томление полуденного сна. Франция. Ещё одной известной картиной этого периода стал «Сон Оссиана», заказанный на тему чрезвычайно модной тогда мистификации Макферсона (её поклонником был Наполеон).
Нагая женщина подставила свое лицо ветру, амуры трубят гимны. Религия на путях веры достигает целей, которые философия ищет при помощи понятий и разума. Работа была высоко оценена директором Школы изящных искусств, который писал, что «Эдип воплощает прекрасный дух античности, высокого и благородного искусства» и что картина являет собой «дух мастера последних веков Римской империи»41. Свою задачу он видел в продолжении ренессансного искусства с той же стадии, на которой оно остановилось. В новое время к образу Гомера часто обращались крупные художники, например Рафаэль («Парнас») и Энгр («Апофеоз Гомера»).
Единственный звук или движение, присутствующее в композиции это тонкая струя воды. Напротив именно 1848 годом подписана одна из наиболее известных работ художника— «Венера Анадиомена». Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. В этой картине выделяется цветовое решение, в котором ведущее значение имеют красные тона в сочетании с белизной постели и волос Леонардо.
Мастер стремится выявить особую гармонию, таящуюся в «неправильности» ее черт. В Салоне 1824 года художник показал «Обет Людовика XIII» (Монтобан, Собор) — король представлен коленопреклоненным перед Мадонной с Младенцем.
до н. э. ). — Его надо найти в самой модели». Одним из немногих положительных отзывов были суждения Теофиля Готье, который оценил монументальное построение композиции, её величие и умение художника воссоздать «суровый дух далёкой эпохи»87.
«Мое кресло стоит трона», — утверждал издатель. В 1791 году отец решил, что сыну необходимо более фундаментальное образование и отдал его на обучение в тулузскую Академию живописи, скульптуры и архитектуры (фр. Acadmie Royale de Peinture, Sculpture et Architecture), которая из-за перипетий революции потеряла статус «Королевской». Энгр называл данное полотно «своей большой исторической миниатюрой» (формат картины 5798 см). Она предназначалась для публичного исполнения и часто была связана с религиозным культом. В этом же году он едет в Париж и становится учеником знаменитого Давида.
Вещь очень холодная, парадная, но не лишенная декоративного эффекта. Родственной элегии была ямбическая поэзия, возникшая из жанра насмешливой песни или шуточной перебранки. Он предпочитал использовать интенсивные цветовые пятна и полутона. Стиль исторических жанровых картин Энгра отвечал вкусам новых властей: ностальгии по стабильной королевской власти при «старом порядке»56.
146 x 98 см. «Рафаэль и Форнарина» знаменовала начало большой серии небольших по формату картин, чьи сюжеты основаны на разнообразных исторических анекдотах и литературе эпохе Ренессанса. Дали осознал свое одиночество. Линию ортодоксального академизма продолжала «Мадонна перед чашей с причастием», написанная в 1841 году по заказу наследника русского престола— будущего императора Александра II.
Г. схож в этом с изображённым в «Одиссее» певцом Демодоком и одновременно соответствует «автопортрету» «слепого старца с Хиоса» из гомеровского гимна «К Аполлону» (авторство которого приписывалось в древности также поэту Кинефу, 6в. Одним из последних лириков был Пиндар, писавший хвалебные песни в честь победителей состязаний (эпиникии). Энгр очень тяжело переживал эту потерю, затворился у себя в квартире и всю вторую половину 1849 года вообще не мог работать112.
Как и Н. А. Дмитриева, Вольф отмечал, что «Энгр поклонялся превосходству линии и холодным цветам». Где-то, на задворках сознания, художник стремится через гниение вознестись, возвыситься. Картина была решена сдержанно в плане эмоций и колорита. Продуктивность Энгра-художника из-за его прямых обязанностей несколько снизилась. существовали версии пребывания Орфея в преисподней.
Через Милан, Болонью и Флоренцию Энгр последовал в Рим, куда прибыл 11 октября 1806 года. Очень своеобразным оказался «Автопортрет» 24-летнего художника (в 1850 году Энгр полностью его переписал)18. Искусствоведы практически единодушны в том, что самая сильная сторона Энгра-художника (как и его учителя Давида)— искусство портрета141, это мнение стало ведущим ещё со времён Всемирной выставки 1855 года142.
Энгр направил в тот год картину «Эдип и Сфинкс»— первое своё отчётное полотно. Энгр именовал Делакруа своим «анти-Я» и явно был более непримирим в их конфронтации, активно используя доступные ему административные ресурсы. также Данте в изобразительном искусстве). Энгр открыто называл себя гением и ещё в 1806 году откровенно писал, что его «терзает жажда славы».
Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884—1887). н. э. и др. ) содержат либо полностью вымышленные сведения, либо традиц. Июльская революция оставила Энгра равнодушным. Выбирая религиозные предпочтения, греки были практически свободны. С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне.
«Не старайтесь создавать красивый характер, — говорил Энгр. На Салоне 1834 года очень неоднозначные оценки получило эпическое полотно «Мученичество святого Симфориона», заказанное художнику ещё в 1824 году.
Композиция «Золотого века» отталкивалась от фресок Рафаэля в Ватикане— строго организованная и с полукруглым завершением. «На мой взгляд, — писал Стендаль, — это очень сухое произведение». Хоровая лирика возникла на основе сольной песни, рефрен к которой подхватывался хором. Энгр преуспевал в живописи и получил несколько наград за годы учения, а также хорошо изучил историю искусства4.
И свет и тени сбалансированы, цветовое решение также сдержанно: желтоватые тона тела, зеленоватый занавес слева и белые драпировки. Только в 1862 году он создал станковый, уменьшенный вариант «Золотого века», причём подготовительные материалы к нему «поражают экспрессией и смелостью обобщения»112113. Начиная с античности считался творцом двух первых эпич. Большой работой стал «Апофеоз Наполеона I», написанный в 1853 году на потолке зала в Отель де Виль (Париж), «Портрет принцессы Альберт де Бройля» был завершена в 1853 году и «Жанна дАрк на коронации Карла VII» появилась в 1854 г. (последняя работа была выполнена преимущественно с помощью ассистентов).
К 1808 году относится «Большая купальщица» или «Купальщица Вальпинсона» (по имени коллекционера-владельца), написанная за сравнительно короткий срок в едином творческом порыве. Он рождает Ночь, от нее — Небо и Землю, людей и животных. В 1864 году он написал заново «Эдипа». поэм Европы– «Илиады» и «Одиссеи». деятельностью Г., совр. архаич. Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие.
Все эти художники позднее тесно общались во время пребывания в Риме. вариант этимологии имени Г. – «заложник», якобы потому, что сам Г. либо его отец находились в плену на Востоке. Позже он скажет ученикам: «Надо добиваться умения верно петь карандашом и кистью». представления о великом певце, отчасти почерпнутые из самих гомеровских поэм. Ярко выражено стремление поэта придать этим объемным произведениям определенную связность (через организацию фабулы вокруг одного основного стержня, сходного построения первой и последней песен, благодаря параллелям, связывающим отдельные песни, воссозданию предшествующих событий и предсказанию будущих). Атрибуты на столе символизируют его профессию (бюст Керубини) и характеризуют вкусы— на столе представлены сочинения Данте и Макиавелли, партитура Гайдна63.
Возможно, его родина — Гасконь — наградила художника упорством в достижении цели и бурным темпераментом. поэм именовавшие себя сыновьями Г. («гомеридами»). Однако сегодня можно сказать, что ни одна из этих попыток не прошла проверки временем. «Портрет Бонапарта— первого консула» разными критиками оценивался по-разному.
Поскольку на это полотно претендовали сразу пять коллекционеров, Энгр устроил аукцион. Позднеантичные биографии Г. («О жизни и поэзии Гомера» Псевдо-Плутарха, 2–3вв.
В христианскую эру некоторые греческие философы признавали факт первичности восточной мудрости, однако это ничего не доказывает ибо классические каноны античной философии в это время ушли в прошлое. Женщину без головы, в прямом и переносном смыслах этого слова, свою мать. Ниже, по сторонам трона, показаны аллегории Илиады и Одиссеи.
Энгр сам отмечал, что главным в картине видит «моделировку светом». Отшлифованное совершенство картин Энгра вдохновлено работами его кумира Рафаэля. Рядом с ним — Данте и Вергилий (см. По преданию, Гомер был слепым, боги наказали его за клевету на Елену Прекрасную. Последняя его картина— восьмая по счёту версия «Мадонны с причастием»— символически датирована 31 декабря 1866 года127. Картина досталась графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков108.
Красочный акцент сделан только на узоре головной повязки на самой границе серого фона43. Сожаление, как "Постоянство памяти", остается с художником навсегда. Современные искусствоведы не считают эту работу Энгра удачной, так, В. Раздольская называет эту композицию «застывшей» и «лишённой живого чувства».
В центре картины, на заднем плане, по зеркальной глади моря возле мыса Креус, где прошло самое лучшее время жизни Сальвадора Дали, мчится колесница Вакха. до н. э.
Однако только 12 ноября 1824 года— за 15 дней до закрытия— Энгр смог экспонировать в Салоне «Обет Людовика XIII», после чего критики единогласно назвали его «Салоном романтической битвы»: одновременно была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа73. Но в глубине души мастер предпочитал писать прекрасных женщин, а не деловых мужчин. Ещё одной известной римской работой Энгра стала картина «Антиох и Стратоника», написанная на сюжет Плутарха. до н. э. ).
Материалы тетрадей Энгра публиковались в 1947 и 1994 годах132. В соответствии с первой фразой вступления, Илиада есть повесть о гневе Ахилла. Существует также версия о влиянии иллюстраций Флаксмана к «Илиаде», в этом случае образцом был Зевс29.
Впрочем, Гэри Тинтероу заметил, что сейчас такой стиль выглядит китчем108. Особое внимание привлекает портрет дочери (мы ничего не знаем о ней, кроме того, что девушка умерла в год создания портрета). Пейзаж также подчёркивал идеализированные картины земного рая— он был бесплотным, пуссеновским по духу. Именно отсутствие догм и их хранителей помогло философской мысли греков сохранить свободную спонтанность развития. За пределами Франции самое большое собрание Энгра находится в музеях США140. смешение разл.
Королевским указом он был возведён в достоинство пэра. Далее в зеркальной симметрии выставлены 42 фигуры (41 мужчина и единственная женщина— Сапфо) художников, литераторов и политиков с древнейших времён до XVII века. Первые поэты лишь оформляли верования конкретных людей.
"Памятник" падает и ничто не может остановить процесс разрушения. В 40 лет. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. Энгр именовал Делакруа своим «анти-Я» и явно был более непримирим в их конфронтации, активно используя доступные ему административные ресурсы. Искусствоведы противопоставляли этим двум портретам изображение дочери— Каролины Ривьер. Так, Энгр не допустил избрания Делакруа в Институт Франции ибо считал его недостойным стать официально признанным мастером и наставником новых поколений художников73. Фидий держит в руках атрибуты своей профессии— резец и молоток.
Однако, по сравнению с ренессансным прототипом, в работе французского художника было больше декоративных элементов и взгляд модели, как обычно у Энгра, устремлён на зрителя и «ищет с ним контакта»43. Главное божество орфиков — Дионис, символ судьбы мира, порожден Зевсом Змием и Персефоной. В России хранятся считанные произведения Энгра— первоначальный вариант «Мадонны перед чашей с причастием» (ГМИИ)99 и «Портрет графа Гурьева» (Государственный Эрмитаж). Современники ощущали некий дискомфорт при сопоставлении Парижа, полностью перестроенного бароном Османом и живописного наследия Энгра, копировавшего ренессансные образцы и призывавшего «Назад, к Рафаэлю. ». В отборе персон «великих» Энгр проявил почти курьёзную нетерпимость к тем, кто лично был ему антипатичен.
По Н. А. Дмитриевой, «всякий раз, когда французское искусство начинает тосковать по утраченной ясности, оно вспоминает Энгра»150. поэтам Вьясе и Вальмики, по преданию, создавшим «Махабхарату» и «Рамаяну». Он был первенцем в семье Жана-Мари-Жозефа Энгра (1755—1814) и Анны Муле (1758—1817). Пока нет понятия закона, но у героев Гомера есть четкое представление о правосудии. В 1793—1796 годах выступал второй скрипкой в оркестре тулузского Капитолия (фр. Orchestre du Capitole de Toulouse)— оперного театра6.
По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его творческой жизни»118. Уже в VI в. до н. э. Неколебимых догматов они не знали.
поэм «Война мышей и лягушек» и «Маргит». Особое место в искусствоведении традиционно занимает истолкование Энгром жанра ню. Первая премия в конкурсе 1797 года за рисунок сопровождалась аттестацией, предсказавшей, что художник «прославит отечество своим необыкновенным талантом». Впрочем, в его ориентальных и некоторых мифологических работах, созданных под влиянием романтиков, «мелодия линии сменяется более чувственным колоритом»144.
поэт. Парижский Салон 1824 года открылся, когда Энгр ещё находился в пути. Для Гомера конечность человеческого пути была неоспоримым постулатом. Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале. Холст, масло. Современники оценили картину, так, Теофиль Готье высокопарно заявил, что «так могло выглядеть творение Апеллеса». В. И. Раздольская писала, что Энгр следовал в «Послах» классицистским принципам— композиция построена как барельеф, персонажи также решены статуарно, причём художник достаточно свободно интерпретировал античные прототипы16. Полуженщину-полульва греческой мифологии Энгр показал в тени скал, что символизировало «тёмную» иррациональную природу тайны, противостоящей свету разума Эдипа.
Доминик Энгр родился на юге Франции в старинном городе Монтобане. В результате он категорически отказался впредь участвовать в работе Салона и охарактеризовал парижскую публику как «невежественную и жестокую»88.
Эта картина в России была раскритикована как католическая по духу действительно, застывшие позы и канонические цвета прямо соотносятся с католической церковной иконографией99. Их «война» закончилась только в июле 1857 года, когда Делакруа был, наконец избран действительным членом Академии изящных искусств на место умершего Поля Делароша, с которым Энгр тоже в своё время поссорился119.
Эти портреты, которые ныне хранятся в Лувре, критика разругала, называя их «готическими», а самого мастера обвиняя в подражании художникам XV века. Ярким примером является «энгровский период» одного из ведущих представителей импрессионизма— Огюста Ренуара, пришедшийся на 1880-е годы.
В отборе персон «великих» Энгр проявил почти курьёзную нетерпимость к тем, кто лично был ему антипатичен.