Антропов работал в «живописной команде» Канцелярии от строений. Видным мастером декоративной живописи середины столетия был итальянец Джузеппе Валериани (1702—1761, в Петербурге с 1745). В 1755 приезжал для работы в Москву (живопись плафона Головинского дворца), оформлял здесь также торжества по случаю восшествия на престол Екатерины II (1762). Работой художников «живописной команды» руководил Андрей Матвеев, а позже — Иван Яковлевич Вишняков (1699 — после 1761), один из наиболее видных русских живописцев середины столетия.
К этому времени относятся его лучшие произведения, в частности портреты А. М. Измайловой (1754 Третьяковская галлерея), походного атамана Донского войска, бригадира Ф. И. Краснощекова (1761 Русский музей), архиепископа Сильвестра Кулябки, М. А. Румянцевой (1764 Русский музей), супругов Д. И. и А. В. Бутурлиных (1763 Третьяковская галлерея). Лицо модели идеализировано, его контуры и черты отличаются безупречной ровностью, форма строится с помощью обобщенных рафинированных линий, размер глаз преувеличен. Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи.
К числу лучших ранних произведений Левицкого в этом жанре следует причислить портрет директора Академии художеств архитектора А. Ф. Кокоринова (1769—1770 Русский музей). В начале 18 в. работали Роман Никитин (брат Ивана Никитина), Иван Адольский-Большой, Григорий Адольский и некоторые другие, менее значительные портретисты. Характерно, что к 1730-м годам Каравакк меняет свою манеру. Однако, в трактовке Антропова, она выглядит весьма пожилой женщиной. Выступал также как реставратор, писал иконы и портреты.
В 1714 был прислан в Петербург вместе с другими мастеровыми и передан в ведение Адмиралтейской коллегии, где со временем получил чин «малярного» подмастерья. Среди них был и А. П. Антропов.
А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галле-рее, Государственной библиотеке им. Типичен для зрелого Левицкого огромный портрет П. А. Демидова в рост (1773 Третьяковская галлерея) (илл. Первым его учителем был портретист А. Матвеев. В середине 18 в. (в 1743 г. ) в Петербург из Германии приехал Георг Гроот (1716—1749). Здесь присущая его живописи декоративность открывается во всем своем блеске. Этот «вкус» к точности воспроизведения художник привил и своим ученикам. Антропов придерживался единой композиционной схемы, почти ее не варьируя. Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна покровительствовали иностранным живописцам.
АНТРОПОВ, АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ (1716–1795), русский художник, художник-портретист. В портрете Измайловой изображенная характеризована художником как типичная для своего времени представительница дворянского сословия, властная, прямая, привыкшая повелевать.
На нем халат, колпак и домашние туфли. Систематического образования Аргунов не получил.
Они связаны с семьей графов Шереметевых: портреты петровского фельдмаршала Б. П. Шереметева в латах (1768 музей-усадьба Кусково) и его жены А. П. Шереметевой (1768 там же). Матвеев сыграл большую роль как руководитель «живописной команды Канцелярии от строений» — организации, выполнявшей ответственные государственные заказы, связанные с декорированием церквей, дворцов и различных увеселительных построек, — и сам участвовал в их исполнении. Как портретист он начинает свой творческий путь в начале 1750-х гг. Достоверных произведений Вишнякова дошло до нас совсем немного. политической реакцией.
Третьяковская галлерея). Безукоризненно написаны пухлые маленькие руки «пастушки», ее кокетливый передник из прозрачной кисеи с мушками, плотный серый шелк мужского костюма ее партнерши. Учеником Антропова также был русский художник П. С. Дрождин. Рокотовым был создан целый цикл женских портретов: одним из лучших здесь может считаться портрет В. Е. Новосильцевой (1780 Третьяковская галлерея).
За четыре года (1752-1756 гг. ) он безо всякой посторонней помощи выполняет образа для иконостаса, расписывает купол и стены. В Москве Алексей Петрович знакомится с Шуваловым Иваном Ивановичем. В 1760 г. он был принят в Академию художеств, а в первой половине 1760-х гг.
Иван Петрович Аргунов (1727—1802), крепостной графов Шереметевых, принадлежал к замечательной семье крепостных, давшей русскому искусству архитекторов, скульпторов, живописцев. Художник остро дает почувствовать эксцентричность натуры портретируемого. Заслуженно знаменит портрет Сарры, дочери начальника Канцелярии от строений В. Фермора, – хрупкая фигурка девочки в пышном парадном платье на фоне условного архитектурно-пейзажного задника одновременно чопорно-лукава (жесты непропорционально длинных рук) и трогательно-простодушна в своей детскости (лицо), наивно-манерна, как вся придворная русская культура того времени. Родился в Петербурге 14 (25) марта 1716 в семье слесарного мастера Оружейного двора. Некоторое время в первой половине 1750-х гг. Интимная теплота, вложенная художником в портрет воспитанницы Шереметевых, девочки-калмычки Анны (1769 музей-усадьба Кусково), говорит о внимании художника к образу человека, стоящего на низших ступенях социальной лестницы.
Портреты Бутурлиных почти идентичны – изображенные даны в одной и той же позе и кажутся застывшими. Как портретист Антропов раскрывается в 1750—1760-х гг. Некоторые из этих черт указывают на связь искусства Антропова с русской парсуной. 328). Особо следует остановиться на больших, образующих единый декоративный ансамбль парадных портретах (в рост) воспитанниц Смольного института для благородных девиц (Русский музей): Е. И. Нелидовой (1773), Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской (1773), А. П. Левшиной (1775), Г. И. Алымовой (1776) и других.
В 1732 г. Антропов был принят в качестве ученика в Канцелярию от строений, где учился у Матвеева Андрея Матвеевича. Исполнил немало монументально-декоративных росписей в духе западного барокко: в Зимнем (1744–1745), Царскосельском (1749), Петергофском (1750) и других дворцах под его началом был также украшен Андреевский собор в Киеве (1752–1755). Никитин и Матвеев не были одинокими. Имел частную школу.
В известных в настоящее время портретах Вишнякова, например в Портретах императрицы Елизаветы Петровны (1743 Третьяковская галлерея) и С. В. Фермор (1745 Русский музей), чувствуется некоторая статичность композиции, скованность в постановке фигур, несколько архаическая трактовка объемной формы — черты, сближающие их с портретами самого начала 18 в., еще близкими парсуне. К 40—50-м гг. Манере мастера присущи сильные колористические контрасты (он накладывает теплые тона, словно яркие румяна на лицо) и предметная материальность форм, как бы выступающих из полотна. В духе подобного представления о человеческом достоинстве написан Левицким и портрет Д. Дидро (1773 — 1774 Женева), в котором художник подчеркивает высокую интеллектуальность, ясность и благородство мысли.
К сожалению большинство из этих работ не сохранилось. Замечательны и женские портреты художника. Типичный пример — портреты супругов Хрипуновых (1757 Москва, музей Останкино). XVIII в. относится творчество Ивана Яковлевича Вишнякова (1699—1761).
Как указывает надпись на обороте, ей было в то время 54 года. К числу его наиболее интересных работ такого рода следует отнести и так называемые «исторические портреты», написанные не с натуры. Стилистически она родственна позднебарочным и в меньшей степени рокайльным направлениям западноевропейского искусства.
Мерцающая, тончайших полутонов живопись придает образу некоторую недосказанность, образ приобретает особенную остроту, почти загадочность. 306. ). С 1739 работал там же в «живописной команде» под руководством И. Я. Вишнякова. Красный бант невольно акцентирует внимание на двойном подбородке.
Антропов работал в Киеве, расписывая там Андреевский собор. В 1740— 1750-х гг. Портретистов 1740—1750-х гг. Однако эта область живописного искусства не поднимается до тех художественных высот, которые были свойственны современной ей архитектуре.
подъем русской художественной культуры достигает своего апогея. Наиболее интересной и известной является работа Андрея Матвеева «Автопортрет с женой» (1729 Русский музей), котрая принадлежит петровскому времени и высоким чувством человеческого достоинства, которое вкладывает художник в создаваемые образы и индивидуальностью характеристик и внутренней энергией, которой дышит лицо молодого живописца. Как известно, Шувалов И. И.
Образный строй этих произведений связан с характерным для парадного портрета 18 в. изображением женщины как существа «веселонравного, любящего только смехи и забавы». А самые незначительные детали в одежде тщательно продуманы и закономерны. Наиболее интересен в художественном отношении небольшой портрет (возможно, эскиз) из собрания Третьяковской галлереи — аллегорическое изображение Екатерины, сжигающей на алтаре богини правосудия маки, символизирующие сон.
Принципами классицизма пронизано и творчество живописцев И. А. Акимова (1755—1814) и Г. И. Угрюмова (1764—1823). Среди них – портреты императрицы Елизаветы Петровны (1743), Ф. Н. Голицына (1760 обе работы – в Третьяковской галерее, Москва), Сарры-Элеоноры Фермор (ок. Особенно интересны его миниатюрные портреты Петра I и членов царской семьи (Эрмитаж). Вторым выдающимся портретистом начала столетия был А. М. Матвеев.
В доме Антропова поселились ученики с Украины, одним из которых был Дмитрий Левицкий. Девушки-подростки изображены разыгрывающими пастушескую сценку.
Рокотов, как и все русские портретисты 18 в., работал и в жанре парадного портрета.
Начавшийся еще при Петре, этот процесс привел в конце 1720-х — начале 1730-х гг. Один из лучших в этой группе — двухфигурный портрет Хованской и Хрущовой. К концу 1760-х — началу 1770-х гг.
Алексей Петрович Антропов (1716—1795) был сыном слесарного мастера петербургского Оружейного двора. Русский музей) и П. Ю. Квашниной-Самариной (1770-е гг. Он не скрывает уже порядком грузную и расплывшуюся фигуру женщины. В ранних опытах Аргунова можно усмотреть некоторые следы воздействия искусства конца 17— начала 18 в. (портреты Лобановых-Ростовских, 1750—1754 Русский музей). Написанный им около 1730 г. коронационный портрет императрицы Анны Иоанновны (Третьяковская галлерея) однообразен и сух по живописи, полон торжественной застылости, перекликающейся с традицией русского портрета конца 17 в. Этот портрет — апофеоз русской дворянской государственности в ее наиболее реакционной, деспотической форме.
К числу лучших произведений Никитина относятся также хранящиеся в Русском музее портреты: «Напольный гетман» (1720-е гг. ), «Петр I на смертном одре» (1725) и портрет С. Г. Строганова (1726). Однако в Москве у Антропова нет постоянной работы и он возвращается в Петербург и с помощью Шувалова получает место надзирателя за живописцами и иконописцами при Синоде, с обязательством взять учеников и «обучать их не скрыто искусному живописному иконописному и финифтяному мастерству». Портрет Анны Васильевны Бутурлиной (1708 -1771) — парный к портрету мужа Д. И. Бутурлина.
В. Алпатову, А. И. Архангельской, Б. М. Бернштейну, А. Г. Габричевскому, 3. Колористическая гамма портретов построена на сдержанном созвучии серых и коричневых тонов. Учеником Антропова также был русский художник П. С. Дрождин. Энергичное, с крупными чертами лицо, словно вырублено из крепкого дерева.
С видимым удовольствием пишет он их неправильные, но чрезвычайно милые русские лица. Жизнь Рокотова известна мало. В 1732 был зачислен в Канцелярию от строений, где учился у А. Матвеева.
В стенах Канцелярии от строений Антропов получил первоначальное профессиональное образование. ВИШНЯКОВ, ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ (1699–1761), русский художник, представитель нового русского искусства, вызванного к жизни реформами Петра I. Родился в Москве в 1699. От собственно росписей его работы мало что сохранилось примером же церковного искусства Антропова может служить иконостас Андреевского собора, при создании которого одним из его помощников был Г. К. Левицкий.
Художественный язык Никитина очень сдержан и конкретен. Мастерство художника особенно ощущается в передаче живого, умного и слегка презрительного взгляда поэта.
В живом взгляде темных глаз чувствуются твердость характера, обстоятельность и ясность ума. Стремясь передать телесность, осязаемость объекта изображения, художник делает очень четкой и выпуклой лепку лица и фигуры, которые, как бы выходят за плоскость холста и напоминают ярко раскрашенный скульптурный рельеф. Черты ее лица даны правдиво, с несколько жестковатой пластической определенностью. Вторым крупным мастером русской портретной живописи этого времени был Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735—1822), ученик Антропова.
В 1752 г. Алексей Петрович отправился в Киев, где ему предстояло работать в храме Андрея Первозванного (храм был построен по проекту Бартоломео Франческо Растрелли русским архитектором Мичуриным Иваном Федоровичем). В это же время он писал и большие парадные портреты. Очень интересны и портреты Н. Е. и А. П. Струйских (1772 Третьяковская галлерея). В доме Антропова поселились ученики с Украины, одним из которых был Дмитрий Левицкий.
Стали развиваться черты внешней парадности, что было вызвано усилением общественного веса дворянства, в особенности старой и новой дворянской аристократии. Теперь жена равная мужу личность, опора с жизни, помощница в его трудах. В них поиски определенного, навеянного эпохой идеала чувствуются особенно отчетливо. Портрет отличается ярким колоритом и контрастом цветовых вариаций. нельзя считать непосредственными преемниками искусства живописцев петровского времени.
Новая, светская культура проникает в более широкие слои русского общества. Тонкое чувство декоративности, присущее Грооту, могло многому научить русских мастеров. Непосредственное чувство искреннее и безмятежное наслаждение сквозят в лицах и движениях девушек, взволнованных своими нарядными платьями, торжественностью момента, с искренним увлечением «осваивающих» жеманные манеры светских кокеток.
Изобразительное искусство стало главным образом средством украшения дворцов и церквей. Однако, в отличие от них, вишняковским портретам свойственно своеобразное изящество колорита, чуждое тяжеловесно-наивной представительности парсуны. Художник выходит за границы парадного изображения, где, согласно теории того времени, портретируемый должен говорить о себе: «Я есть оный царь, окруженный величеством». Шувалов приглашает художника преподавать на создаваемом факультете искусства, а до его основания— зачисляет в университет на должность «живописного мастера».
К числу последних относятся портреты Петра I (1754 Эрмитаж) Елизаветы Петровны (1758—1760) и большая мозаичная картина «Полтавская баталия» (1762—1764 Ленинград, Академия наук СССР), композиция которой была создана на основе некоторых батальных картин и гравюр западноевропейских художников.
Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование». Типичным ранним произведением Никитина является портрет племянницы Петра I, Прасковьи Иоанновны (1714 Ленинград, Русский музей), несколько напоминающий парсуну отсутствием световоздушной среды и локальностью цвета. Синий и красный цвета в ее одежде локальны и насыщенны. Например, сохранившиеся его письма к бургомистру Палеха содержат требования решать спорные вопросы на общем собрании крестьян, «по мирскому приговору». Портрет этого привлекательного человека принадлежит к лучшим творениям Антропова, хотя по живописи своей после портрета А. М. Измайловой он может показаться несколько архаичным, «парсунным» и потому, на первый взгляд, неожиданным. В портрете Шереметева с собакой (1753 Эрмитаж), в портрете того же Шереметева из Останкинского музея (1760) Аргунов открывается как художник, свободно владеющий композицией, легко справляющийся в поколенном и поясном изображении с посадкой модели, жестом, движением, расположением аксессуаров и т. п. Особенно хорош первый портрет, создающий чрезвычайно законченный образ холодно-надменного большого барина.
Рисунок в портрете безукоризнен. Антропов Алексей Петрович (25. 03. 1716-23. 06. 1795) родился в Санкт-Петербурге. Эти труды принесли ему репутацию искусного мастера в живописи.
было временем нового расцвета русского искусства. Но было бы ошибкой не видеть огромной роли народных масс в этой борьбе. Синоде (1761), окончательно обосновался в Петербурге с 1766. Характеристика, данная Петру, чужда ложной патетики.
Портретируемые представлены в непринужденных позах, в домашней одежде, за чтением. Его портреты (в особенности — конный портрет императрицы Елизаветы Петровны) носят типично рокайльный характер. В конце 1770-х—1780-х гг. В. И. Ленина, Музею архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР и персонально—М. Однако в Москве у Антропова нет постоянной работы и он возвращается в Петербург и с помощью Шувалова получает место надзирателя за живописцами и иконописцами при Синоде, с обязательством взять учеников и «обучать их не скрыто искусному живописному иконописному и финифтяному мастерству». В них узнаются черты умных и своенравных «оригиналов» второй половины 18 столетия, этого «золотого века» богатой и независимой русской дворянской аристократии.
Его лучшей – и в наибольшей степени барочно-рокайльной – парадной картиной является большой портрет императора Петра III, написанный для Сената (1762, Русский музей, вариант в Третьяковской галерее). Шувалов приглашает художника преподавать на создаваемом факультете искусства, а до его основания— зачисляет в университет на должность «живописного мастера». Назначенный главным надзирателем живописных и иконописных работ при Св.
Ранние работы Рокотова этого типа относятся к 1750-м — первой половине 1760-х гг. Аргунов владел западноевропейской манерой живописи и в своих работах гармонично сочетал иностранную технику с подлинно русской самобытностью. Однако уже в портретах опекунов можно найти отступления от этих канонов. Таков, например, красивый коронационный портрет Екатерины II (1763 Третьяковская галлерея), а также более поздние портреты опекунов Московского воспитательного дома.
Интересен так называемый портрет отца художника (1779 Третьяковская галлерея) изображающий старика священника с усталым, сосредоточенным выражением лица. относится несколько юношеских портретов А. И. Воронцова, так называемого «Неизвестного в треуголке» (в Третьяковской галлерее) и другие. 1750) и ее брата Вильгельма (Вилима) Фермора (вторая половина 1750-х годов оба портрета – в Русском музее, Петербург), Н. Тишинина и его супруги (1755, Историко-художественный музей, Рыбинск эти две картины являются единственными подписными работами Вишнякова).
Одним из самых ярких проявлений реалистической основы его искусства является также «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784 Третьяковская галлерея). Ее лицо, с вопросительно поднятыми бровями и обиженно опущенными уголками губ, выражает беспокойство. Этот «вкус» к точности воспроизведения художник привил и своим ученикам. Антропов придерживался единой композиционной схемы, почти ее не варьируя. Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв. В 1716 г. в Петербург приехал французский художник Луи Каравакк (умер в 1754 г. ). Позднее он работал в качестве помощника у Георга Гроота. В творчестве Левицкого большое место занимает парадный портрет. Шувалов приглашает Алексея Петровича преподавать.
Никитин, сын священника, в юности преподавал арифметику и рисование. Наиболее значительной работой этого круга является портрет поэта В. И. Майкова (ок. Начало 1740-х гг. В 1760-е гг. Таков, например, портрет архитектора и поэта Н. А. Львова (1789 Третьяковская галлерея) и приписываемый Левицкому портрет известного прогрессивного общественного деятеля, писателя и публициста Н. И. Новикова (1796—1797 Третьяковская галлерея).
Тональная живопись Рокотова с ее особенным мерцанием света и «сумеречностью» фонов, в которых тают контуры человеческой фигуры, здесь кажется особенно убедительной, выражающей самую суть образа. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, стр. Происхождение он ведет от крепостных крестьян. Одно из центральных произведений Никитина зрелой поры его творчества — портрет Петра I (1721 Русский музей), свидетельствующий о глубине реалистических исканий русской портретной живописи на новом историческом этапе ее развития. Это состояние подчеркивает и колорит портрета, построенный на контрастном сочетании глубокого синего цвета шелковой накидки с ярким блеском ломких складок, беспорядочно лежащих на плечах. Антропов был внимателен к деталям до мелочей: он мог без труда воспроизвести узор плетения кружев, рисунок и форму серьги в ухе.
Его отец был чиновником в Канцелярии от строений. Наиболее значительными мастерами миниатюры начала 18 в. можно считать Андрея Григорьевича Овсова (1678— 1740-е гг. ) и Григория Семеновича Мусикийского (умер в 1737).