Антонио да Корреджо (собственно Антонио Аллегри итал. Correggio Antonio Allegri около 1489, Корреджо, Эмилия — около 5 марта 1534, там же) — итальянский живописец периода Высокого Возрождения. Что такое корреджо, антонио аллегри да. Значение термина «Корреджо, антонио аллегри да» в Энциклопедии Кольера.
Антонио да Корреджо (собственно Антонио Аллегри итал. Correggio Antonio Allegri около 1489, Корреджо, Эмилия— около 5 марта 1534, там же)— итальянский живописец периода Высокого Возрождения. Антонио Аллегри да Корреджо родился в городке Корреджо близ Модены около 1489, точная дата неизвестна. Антонио да Корреджо (собственно Антонио Аллегри итал. Correggio Antonio Allegri около 1489, Корреджо, Эмилия — около 5 марта 1534, там же) — итальянский живописец периода Высокого Возрождения, крупнейший из мастеров Пармы, предшественник динамики и чувственности искусства барокко.
Антонио да Корреджо (собственно Антонио Аллегри итал. Антонио да Корреджо (собственно Антонио Аллегри да Корреджо, (итал. Correggio, собственно Антонио Аллегри (Allegri), прозванный Корреджо по месту своего рождения (в Моденской области) — знаменитый итальянский живописец (1494—1534). Антонио Аллегри родился в небольшом городке Корреджо в Эмилии, откуда и получил свое прозвище.
Дерево, масло, 205141 см. В оратории братства св.
29.
В то время как он работал над этими фресками, он пустил на скачках Сан Бернаба приведенного им с собою варварийского скакуна и судьбе было угодно, чтобы его лошадь оказалась настолько лучше других, что получила палио21. Франциском, св. Помимо того, соблюдая приличествующие каждому облики, он подчеркнул в патриархах их преклонный возраст, в апостолах – простодушие, в мучениках – Но еще большую гениальность проявил он в изображении богословов христианских, которые группами по двое, по трое, по шестеро ведут спор и в их лицах видны любознательность и усилие разрешить свои сомнения, передающиеся и жестами их и движениями тела, настороженным вниманием и нахмуренными бровями и изумлением, выражающимся у каждого на свой лад, по-разному и особенности. Петра вокруг церкви св. Если человек к чему-нибудь не способен, то как бы он ни старался, он не сможет этого достичь, между тем как другой с помощью природных дарований добьется всего без малейшего труда.
Да и, правда, скорее творение божественное, чем человеческое32.
Рафаэль прибыл в Рим поздней осенью 1508 г. и с 1509 г. начал работать в Ватикане. Содома умер в 1549 г. Биография Содомы у Вазари – одна из самых пристрастных.
Весьма характерно для Корреджо, что в центральной фреске («Вознесение Богородицы на небо») он абсолютно пренебрег теми основными требованиями, которые вытекали из архитектуры собора. На правой не капеллы Содома написал идущего на казнь преступника, который не хочет покаяться и обратиться к Богу, отчаявшись в его милосердии. Однако вернемся к гравюрам: щедрость Рафаэля по отношению к Бавиера была причиной того, что Марко из Равенны и многие другие так заинтересовались этим совершенным способом, что гравюры – до сих пор бывшие большой редкостью – стали очень многочисленными, как это мы видим теперь а Уго да Карпи, человек изобретательный и одаренный большим воображением, придумал способ гравировать по дереву при помощи трех дощечек, последовательно передающих средний тон, свет и тень таким способом можно прекрасно воспроизводить световые оттенки – прекрасное и остроумное открытие55, создавшее множество гравюр, о чем подробнее будет сказано в «Жизнеописании Маркантонио из Болоньи».
Ансана, св. Но не принимают они во внимание и не знают, что девы непорочные не стареют и на долгое время сохраняют выражение лица своего незапятнанным, а пораженные скорбью, как Христос испытывают обратное. Не умолчу, что сообщивший мне эти сведения мессер Никколо Массини, замечательный во всех отношениях человек, является также и истинным любителем искусства.
Correggio, собственно Антонио Аллегри (Allegri), прозванный Корреджо по месту своего рождения (в Моденской области) – знаменитый итальянский художник (1494 – 1534). Дерево, масло, 105102 см. В те времена у Лоренцо Медичи Великолепного в его саду на площади Сан-Марко служил скульптор Бертольдо4 не столько в качестве стража и хранителя многочисленных прекрасных древностей, которые тот скопил и собрал здесь, не жалея расходов, сколько из желания Лоренцо создать школу искусных живописцев и скульпторов и поставить их главою и руководителем вышеназванного Бертольдо, бывшего учеником Донателло хотя был он стар и сам работать уже не мог, тем не менее оставался мастером очень опытным и известным благодаря тщательнейше выполненной им отделке кафедры учителя его Донателло, а также многим другим наброскам из бронзы с изображениями битв и прочим мелочам, по мастерской обработке которых он не имел тогда во Флоренции себе соперников. В изголовии у него после смерти поставили в той комнате, где он обычно работал, законченную им для кардинала де Медичи картину «Преображение» и у всякого, видевшего его мертвым и столь живое его произведение, душа разрывалась от горя.
И заказал ему его святейшество свою собственную статую в пять локтей вышиной. Morelli). На упомянутом выше чане Джан Беллино написал:Joannes Bellinus Venetus р. 151427.
Антонио Аллегри да Корреджо (ок. Маркуолы.
Немного позже он написал для Якопо VI синьора Пьомбино еще ряд полотен. Позволительно думать, что душа его украшает теперь небеса, как талант его украшал землю.
В переводе то и другое опущено. Судьбе было угодно, чтоб он встретился там с мессером Лоренцо ди Галеотто деи Медичи, богатым и почтенным дворянином, возле которого он немного оправился и собрался было остаться у него надолго. Вазари в самом конце биографии приводит целиком и ее и латинскую же элегию другого Рафаэлева друга, Кастильоне. Случайно тогда Пьеро Содерини взглянул вверх, статуя ему очень понравилась, но когда он ее с разных сторон осмотрел, то сказал: «Нос у него, кажется мне, великоват». Гвидубальдо Монтефельтро, герцог Урбинский (ум.
Вернувшись и увидев рисунок Микеланджело, Доменико сказал: «Этот знает больше меня», – и поразился новой манерой и новой передачей натуры, которыми в столь раннем возрасте уже владел юноша благодаря данному небом таланту, столь развитому, что большего не мог пожелать себе и художник, работавший много лет. Фреска создает ощущение легкости, воздушности и бесконечности, достигаемое за счет искажения перспективы и тщательно продуманной передачи света.
В церковке св. Неверно. Но очень типично, что план, выработанный Рафаэлем, отклонился от плана Браманте.
Получил Микеланджело за свою работу от Пьеро Содерини 400 скуди поставили ее в 1504 году. Среди прочих была здесь фигура старика, укрывшего голову для защиты от солнца венком из плюща. Виктор в античном вооружении с мечом в руке, рядом с ним св. Абсолютно несомненно, что Рафаэль мальчиком имел доступ ко двору и там приобрел светский лоск, так помогавший ему впоследствии в жизни.
Тогда же он сделал в мраморе набросок статуи св. Для монументальной живописи Корреджо характерна игривая легкость и декоративное изящество (росписи в монастыре Сан-Паоло в Парме, между 1517 и 1520 годы). Испытал влияние Андреа Мантеньи, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Доссо Досс. Национальная галерея, Парма.
Два аллегорические изображения: «Триумф добродетели» и «Порок, управляемый страстями», написанные гуашью и находящиеся в луврском музее, прекрасно характеризуют последнюю пору деятельности Корреджо. Окончив эти работы, он исполнил для церкви Санта Мария Нуова в Венеции, на маленькой доске «Благовещение»91, а затем, пользуясь помощью своих учеников, – «Тайную вечерю»92 в трапезной церкви Сан Джованни Паоло далее, в церкви Сан Сальвадоре – алтарный образ с Преображением на горе Фавор93, а для другого алтаря этой же церкви – Благовещение94. Георгием.
Там же находится обнаженный св.
В то время как, следуя этой манере, достиг он величайшей славы, папа Пий II8 поручил расписать книгохранилище Сиенского собора Пинтуриккьо и этот последний, бывший другом Рафаэля и, зная его в качестве отличного рисовальщика, взял его с собою в Сиену, где Рафаэль сделал ему несколько рисунков и картонов для этой работы. 14. Эту картину Тициан подписал своим именем28. Он обогатил живопись величайшим даром – своим колоритом, которым он владел как настоящий мастер благодаря ему и прозрела Ломбардия, где в области живописи обнаружилось столько прекрасных дарований, последовавших его примеру в создании произведений похвальныхи достойных упоминания ибо, показав нам в своих картинах, с какой легкостью он преодолел трудности в изображении волос, он научил нас, как это надо делать22 этим навеки обязаны ему все художники23. 42). Антония Падуанского и – лучшую из этих фигур – св.
Это прозвище не причиняло ему ни неудовольствия, ни обиды наоборот, он похвалялся им, складывал по его поводу разные куплеты и песенки и распевал их под аккомпанемент лютни без всякого стеснения. Когда он подрос, отец начал обучать его живописи, видя в нем большую склонность к этому искусству и прекраснейший талант таким образом, уже через несколько лет Рафаэль, еще будучи отроком, стал оказывать большую помощь Джованни во многих работах исполненных им в герцогстве Урбинском. Иеронимом» (в Гамптонкортском собрании) и «Четыре святых» (у лорда Ашбуртона). Франциска прямо поразительна.
С росписи существуют копии работы Агостино и Аннибале Карраччи и акварели Паоло Тоски. Здесь он закончил одну стену гробницы, а в Риме собственноручно исполнил фигуры двух пленников, поистине небесные творения и еще несколько превосходнейших статуй. Проект Рафаэля – базилика в виде латинского креста. Затем, продолжая роспись дворцовых зал, написал он чудо с причастием, происшедшее в Орвието или в Больсене, где изображен служащий мессу священник, сгорающий от стыда при виде того, как из-за его неверия гостия (причастие) кровью заливает антиминс (алтарь), в глазах его виден ужас, он вне себя, смущенно и растерянно оглядывая прихожан и по положению его видно, что они трясутся от страха, как это обычно бывает в таких случаях.
Нередко она искупает анатомические погрешности и излишнюю экзальтацию в движениях. Иоанна и св. Иеронимом» (в пармской пинакотеке), прозванная «Днем», по причине неподражаемого блеска своего теплого, солнечного колорита «Юпитер и Антиопа» (в луврском музее в Париже), «Школа Амура» (в национальной галерее, в Лондоне), «Ганимед», «Ио и Юпитер» (в Вене), «Даная» (в галерее Боргезе, в Риме), «Леда» (в берлинской галерее) – произведения, не только замечательные своим техническим совершенством, но и пленительные по своей красоте и наивной чувственности. Мавра и св.
4. Очень хвалили также и картину маслом с изображением Богоматери41, написанную им для мессера Энеа Савини из Когостерелли и другое полотно, написанное для Ассуеро Реттори из Сан Мартино изображающее римлянку Лукрецию, наносящую себе удар и поддерживаемую отцом и мужем: положение фигур прекрасно, а голова полна изящества. Когда мальчишки, собираясь по обыкновению идти вслед за сорванным палио и при салюте труб выкрикивать имя или прозвище хозяина лошади-победительницы, стали спрашивать у Джованантонио, какое нужно возглашать имя, он ответил: «Содома Содома. » Они и принялись так кричать. Якова, а сверху в пирамидальном полукружии – Бога отца, окруженного ангелами39. Многим обязан он также Тимотео делла Вите (1469-1523), своему земляку, вернувшемуся в 1495 г. в Урбино из Болоньи, где учился у Франческо Франча. Исходя от этого исторически признанного подлинным, произведения Корреджо, новейшая художественная критика приписывает этому художнику следующие «Мадонны», предшествовавшие дрезденской: у г. Фриццони в Милане, в галерее Уффици, во Флоренции и в городских музеях Павии и Милана.
71. Так это произведение еще гораздо больше прежних прославило и возвеличило его талант.
И для Биндо Альтовити43 написал он портрет его в юности, считающийся изумительным. Эта картина по-настоящему хороша и заслуживает больших похвал23. Его двор, где блистала супруга его Елизавета Гонзага, был прославлен графом Кастильоне, будущим ближайшим другом Рафаэля, в книге «Il Cortegiano».
Когда увидел он произведение Микеланджело, то изумился. Эта статуя была поставлена в нише над порталом собора св.
Якова, где у них гробницы. (вплоть до Тьеполо и даже позже).
Существует анекдот о том, как Содома познакомился с испанским командованием. Видно, как люди уже выносят вещи и сокровища, но, заметив Гелиодора, спасающегося от жестокого преследования и повергнутого ниц некими, одному ему видимыми, тремя воинами (ибо это – видение), они чувствуют себя охваченными приступом ужаса и страха, которые испытывают все спутники Гелиодора и пытаются бежать, но спотыкаются со своей ношей.
aposГак или иначе, с папой он поссорился. Но потом она ему надоела и так как он был скотом, то не пожелал больше ее видеть. в 1612) известным своими копиями с картин Корреджо. Рохом и патроном людей этого цеха, св. св.
выше) Вазари снова и снова хвалит Корреджо за изображение волос. 1494) был – Вазари прав – живописцем очень скромным.
Мадонна с младенцем и святыми, 1523. В церкви Сан Доменико, в капелле св. К этому времени относятся: «Мадонна, кормящая Младенца грудью» (в Императорском Эрмитаже и в будапештской галерее), «Христос в Гефсиманском саду» (в Апслейгоузе), «Мученическая кончина св.
Августина, направо от входа, он написал на дереве поклонение волхвов, которое считается по справедливости прекрасным произведением. Естественно, что этим не исчерпывается значение Корреджо в истории живописи, тем более, что Вазари в начале «Жизнеописания» хвалит Корреджо как превосходнейшего колориста. 52.
Бернардо Дивицио да Биббиена или просто Биббиена (1470-1520) – один из обаятелънейших и остроумнейших людей своего времени, автор комедии «La Calandra», немного гуманист, ни в какой мере не богослов, в кардиналы, конечно, не годился. Написал он и королеву Марию, а равно и императора Карл герцога Саксонского, когда тот был в заточении. Портрет этот достался потом его наследнику, Джулио Романо и находился в Мантуе. Весьма вероятно, что это – литературная реминисценция, понятная притом пиетете, который питал Вазари к античности: Плиний Старший в своей «Естественной истории» хвалит Парразия за изображение волос, а с Плинием Вазари, несомненно, был знаком. Бастиана, голого, возле колонны эти произведения считаются очень хорошими картинами30.
История эта выполнена с большой непосредственностью и вместе с тем тщательно выписана. Но она в большей своей части сильно пострадала от погоды и от времени. Сикста, в Пьяченце, написал он алтарный образ Богоматери со св. На заднем плане картины вписаны сцены мученичества этих святых. Лучшие в этой великолепной группе портретов исполненных Рафаэлем в эту пору в Риме, – мадридский портрет неизвестного кардинала (не Алидози) и двойной портрет Наваджеро и Беаццано в римской галерее Дориа.
Бенедикт все эти фигуры – превосходны28. Kunstkrit. Цецилию, брошенную в кипящее масло.
Екатерины Сиенской, там, где под алтарной сенью находится голова этой святой, заключенная в серебряную голову, Джованантонио написал два сюжета с обеих сторон названной сени. 2. Иоанном Крестителем, св. Явились посредники с просьбой, чтобы он был допущен и было ему разрешено. Гораздо труднее было ему справляться с задачами техническими и хозяйственными, которые были связаны с такой сложной постройкой.
Но двухлетнее пребывание в Милане (1498-1500), где он если и не был учеником Леонардо, то во всяком случае складывался непосредственно под его влиянием, сформировало его вполне. Значит, он должен был отвезти его в Перуджу раньше, что мало правдоподобно. Вазари преувеличивает бедность Корреджо. Его учеником был Эванджелиста ди Пьяндимеллето. За эту работу он заслужил от венецианского сената должность на Немецком подворье под названием сенсерия с доходом в триста золотых в год.
Севастианом» (исполненная для моденского собора) и «Мадонна со св. Вокруг этих композиций поручил он Джованни да Удине написать рамку в виде венков из прекраснейших цветов, листьев и плодов. Но там он прожил недолго ибо заболев и не имея никого, кто ходил бы за ним и ничего, на что можно было бы о нем заботиться, он поступил в Большой госпиталь, где и окончил свою жизнь через несколько недель46. Св. В «Сне» и «Короновании» уже больше заметно влияние Перуджино. В настоящее время оно оказывается пострадавшим до такой степени, что трудно составить себе понятие об его первоначальной прелести (оригинальный эскиз этого произведения — в Императорском Эрмитаже, в СПб. ).
В то время Тициан подружился с божественным Людовико Ариосто33, который признал его отличным живописцем и прославил его в своем «Неистовом Роланде». Оба портрета находятся в гардеробной герцога среди многих других отменнейших картин. Картина преисполнена благородства и высокой духовности. Бианки, как о том сообщают дошедшие до нас весьма скудные сведения о его молодости.
Петра в Риме и в нем поместить свою гробницу, о чем рассказано в другом месте. Екатерина принимает из рук младенца Христа обручальное кольцо. Георгий» был написан несколько позднее (1506) и герцогом Урбинским предназначен в подарок Генриху VII английскому в виде благодарности за присланный Гвидубальдо орден Подвязки. Содома прожил 75 лет и умер в 1554 году50.
Папа вознаградил Содому и сделал кавалером за эту великолепную работу16. Для Джулио деи Медичи, кардинала и вице-канцлера, написал он картину «Преображение»69, которую собирался отправить во Францию, причем над ней он безустанно и собственноручно работал и достиг последней степени совершенства в этой вещи представил он преображенного Христа на горе Фавор, у подошвы которой поджидают его одиннадцать апостолов сюда же привели бесноватого мальчика, чтобы Христос, сойдя с горы, его исцелил мальчик корчится в конвульсиях, кричит и закатывает глаза, являя муки своего тела, оскверненного коварным бесом и, побледнев, делает вынужденные и пугливые движения. Точно также исполнял он картины и другие живописные работы для многих владетельных особ в Ломбардии, в том числе – две картины в Мантуе по заказу герцога Федериго II12 для посылки их императору: вещи поистине достойные такого властителя.
К этому же периоду относятся «Христос, являющийся Марии Магдалине в виде садовника» (в мадридском музее) и «Мадонна с корзиной» (в лондонской национальной галерее).
Считая ее ни на что не пригодной и полагая, что чтобы он из нее ни сделал, все будет лучше, чем оставлять ее в таком положении, они охотно ее ему уступили ибо разбивать ли ее на куски, оставлять ли ее затесанной в таком виде – все равно пользы от нее никакой нет. Там тоже три фрески: «Изгнание Илиодора», «Освобождение апостола Петра» и «Больсенская месса». св. Николая, который, словно живой, сидит на каменном троне, а ангел держит его митру эта вещь была ему заказана Пикколо Крассо110, адвокатом.
Содома произвел полную революцию. «Славнейший» Гвидубальдо II делла Ровере, сын Франческо Мария. В живописи Антонио Корреджо заметно активное развитие изобразительного искусства. 13. После отца учителем Рафаэля был Эванджелиста ли Пьяндимеллето.
Третьей была (1516-1517) «Станца Пожара» (прежняя Torre Borgia), где фрески были исполнены учениками по картонам Рафаэля, а личное его участие выразилось только в отдельных частях главной фрески «Пожар в Борго». «Ночь» (для црк.
Оба эти произведения превосходны и удивительны. 4. Для кардинала Колонна написал он на холсте прекрасного св.
Золотой же блестящий шар на кресле папы, в котором, как в зеркале, отражается (так велик его блеск) свет, падающий из окна и плечи папы и перспектива комнаты – все сделано так искусно, что никакой другой мастер ничего подобного не написал и не мог бы написать за эту картину папа щедро его вознаградил и находится она теперь во Флоренции, в гардеробной герцога. Картины капеллы св. Марка для увековечения памяти дожа24. Они сделали свое дело и ушли. Живопись этого художника необыкновенная, волшебная и чарующая. биографию П. делла Франческа, сн.
Затем папа поручил Рафаэлю, талант которого все возрастал, расписать еще комнату возле большой залы, а он, достигнув уже в то время величайшей славы исполнил еще маслом портрет папы Юлия так правдоподобно, что жутко на него глядеть, будто бы и в самом деле он сидел перед нами живой произведение это находится теперь в Санта Мария дель Пополо вместе с одновременно написанной прекраснейшей картиной «Рождество Христово», где дева Мария держит покров над младенцем, который прекрасен и лицом и телом, как подобает истинному сыну Божию столь же прекрасна лицом и статью Богоматерь исполненная не только высочайшей красоты и благоговейного счастья. А с другой стороны, абсолютно ясно (и свидетелем тому каждодневный опыт), что и талант один не приносит больших плодов, если ему не сопутствует счастье. Его первый учитель Мартино Спанцотти в Верчелли мог научить его немногому.
Там к имевшемуся уже образу Богоматери он написал справа св. Киджи увез его с собою в Рим, где папа Юлий II налаживал роспись папских покоев в Ватикане, построенных когда-то папой Николаем V, причем Киджи добился того, что и Джованантонио также была дана работа.
Бастиана. Его привезли в Сиену купцы, агенты Спаннокки2. Были там также и исполненные с большим искусством амуры испытывающие на камне, золотые ли у них стрелы или свинцовые, но больше всего придавала прелести Венере чистейшая и прозрачная вода, которая, стекая по скалам, омывала ее ноги, нисколько их не затемняя вот таким образом вид этой чистоты, сочетающейся с нежностью, вызывает в созерцающем взоре сочувственное волнение. cit. Другой его портрет, написанный Рафаэлем, находится в галерее Питти, где Рафаэлев же портрет Томмазо (Федры) Ингирами их общего друга, актера, тоже едва не ставшего кардиналом при тороватом на красные шапки Льве Х. Еще один портрет члена дружеской римской компании, графа Кастильоне, сделанный Рафаэлем для его молодой жены, теперь в Лувре.
Подтверждением этому служат многократные упоминания произведений Корреджо в дневниках путешественников, посетивших в Италию в XVIII и XIX в. в. 6 июля 2011 г. на аукционе Sothebys полотно Корреджо «Мадонна с младенцем и юным Иоанном Крестителем» была продана Национальной галерее Виктории в Мельбурне за 3 625 250 фунтов стерлингов. Картины художника хранятся в Лувре, Государственном Эрмитаже, Венском Музее истории искусств, Национальной галерее Пармы, Дрезденской галерее старых мастеров, Берлинской картинной галерее, Лондонской Национальной галерее, Национальном музее Прадо, Музее Тиссена-Борнемиссы, Будапештском Музее изобразительных искусств, Метрополитен-музее, Детройтском институте искусств. Затем для короля католического он написал поколенную фигуру св. Любя Микеланджело и видя его очень способным к рисованию, Граначчи ежедневно снабжал его рисунками Гирландайо, который не только во Флоренции, но и во всей Италии почитался одним из лучших мастеров, какие были. На гробнице элегантная латинская эпитафия, составленная другом его, кардиналом Бембо.
Для черных монахов монастыря св. И здесь замечательны перспективные сокращения снизу вверх.
В этой росписи было кое-что достойное похвалы. Со временем он обращается к поискам динамической экспрессии: в росписях церкви Сан-Джованни Эванджелиста (1520 – 1523) и собора (1526-1530) в Парме, где сложные ракурсы и направлена вверх вихреобразно композиция предвещают пространственные эффекты эпохи барокко. Для королевы португальской он сделал на холсте «Бичевание Христа», привязанного иудеями к столбу, с фигурами немного меньше натуральной величины107 для церкви Сан Доменико в Анконе в качестве алтарного образа – распятие с превосходнейшими фигурами Богоматери, св. Так приобрел он себе очень большую известность.
Якова. Севастианом (исполненная для моденского собора) и Мадонна со св.
Описание работ Рафаэля в ватиканских Станцах у Вазари чрезвычайно путано и дает абсолютно неверное представление о фресках, особенно о тех, которые в Stanza della Segnatura: тут он свалил в одну кучу фигуры «Диспута» и «Афинской школы». Иеронимом (в Гамптонкортском собрании) и Четыре святых (у лорда Ашбуртона). Рафаэль, успев повидать еще недоступную для обозрения капеллу Микеланджело, написал здесь несколько пророков и сивилл, это произведение считается наилучшим среди его произведений и прекраснейшей из всех его прекрасных вещей. биографию Мазаччо, 45) и абсолютно исключительный гений декоративного искусства Джованни да Удине (1487-1564).
Другая композиция посвящена тому же Льву IV и изображает битву с турецким флотом в Остии, приплывшим, чтобы взять его в плен. Иосифом и св. Если бы Рафаэль сумел на этом остановиться, не старался изменить свою прежнюю Манеру или придать ей больше величия, упорством своим доказывая, что не хуже Микеланджело передаст нагое тело, он не умалил бы отчасти своего имени ибо написанные им обнаженные фигуры в зале именуемой «башней Борджиа», где представлен пожар в Карго, хотя и прекрасны, не могут, однако, быть названы во всем совершенными. Поистине, думается мне, все это не могло бы быть передано с большим совершенством.
Рассказывают и по-другому об этом бегстве его из Рима, будто бы папа разгневался на Микеланджело, который не желал показывать ничего из своих произведений и подозревал, что его слуги, как то не раз бывало, пускали папу переодетого посмотреть их, когда Микеланджело не было во дворце или на работе и бот однажды папа улестил помощников Микеланджело деньгами, чтобы они впустили его в капеллу Сикста, его дяди, которую он заказал Микеланджело расписать, о чем ниже будет рассказано, но на этот раз Микеланджело спрятался, подозревая предательство прислужников и стал бросать с подмостков доски при входе папы, который, не думая, что застанет его здесь, удалился в бешенстве. Он исполнил собственноручно все картоны и написал фреской многие фигуры65. вступительную статью).
1530 г., Леда – 1530-1532. Другой давно бы пришел в отчаяние от того, что до сих нор только понапрасну терял свое время и никогда при всем своем таланте не достиг бы того, что сделал Рафаэль ибо он, отделавшись от манеры Пьетро из мастера вновь стал учеником, чтобы изучить во всех отношениях трудную манеру Микеланджело и уже в зрелые годы с невероятным усердием в несколько месяцев усвоил то, для чего в раннем, более восприимчивом возрасте требуется много лет.
Около того же времени (после 1514) он, вероятно, участвовал вместе с другими художниками в исполнении фресок дворца в Новелларе, по заказу вдовы Джампьетро Гонзаги. Проспера в Реджо) «Мадонна с св. 50. Проспера в Реджо) Мадонна с св. Вопросы, которые едва ли когда- нибудь будут разрешены, см, об этом: Ivan Lermolieff (G.
Для церкви Санта Мария Маджоре он написал картину изображающую св. Иосифа. Манера эта явилась причиной тому, что многие, желая ей подражать и показать свое умение, писали нескладные вещи а произошло это оттого, что хотя многим и кажется, что картины Тициана исполнены без всякого труда, на самом же деле это не так и они ошибаются ибо можно разглядеть, что вещи его не раз переписаны и что труд его несомненен.
А у своих ног изобразил ворона, мартышку9 и других своих животных. Но особенно среди других хорош один из амуров, который мочится в реку и отражается в воде, в то время как остальные окружают пьедестал имеющий форму алтаря, на котором статуя Венеры с морской раковиной в правой руке, а по обеим сторонам Грация и Красота – прекраснейшие фигуры исполненные с невероятным тщанием29. Художник оказал большое влияние на религиозное искусство Возрождения. Тем более знаменательно его троекратное упоминание изящной техники изображения волос.
Иоанна Евангелиста (часть Коронования Богоматери снята с первоначального места и хранится в пармской библиотеке). Станковые композиции Корреджо, проникнутые праздничным светским духом, отличаются мягкостью интимных образов, эффектностью изысканных поз и движений, динамической асимметрией композиции, светлым, нарядным, прихотливо-изменчивым колоритом (Мадонна со святым Франциском, 1514 – 1515, Мадонна со святым Георгием, 1530 – 1532 гг., – обе в Картинной галерее, Дрезден, Обручение святой Екатерины, Лувр, Париж). Герцог поставил Победу в Большую залу своего дворца, расписанного Вазари.
Не говоря уже о многих частностях, композиция эта размещена так стройно и соразмерно, Рафаэль доказал ею свою зрелость и бесспорно одержал верх над всеми, кто владеет кистью, ее украшением служит также прекрасно соблюденная перспектива и множество фигур исполненных до такой степени мягко и тонко, что папа Юлий велел сбить фрески других мастеров, старинных и современных и на долю Рафаэля выпала честь одному заменить всех прежде здесь работавших. Сиенская живопись из тихого треченто сразу перескочила в бурное чинквеченто.
Сикстом и св. Плацидия их отцами для служения Богу, третий – сожжение готами Монтекассино. Из учеников – сотрудников Рафаэля – самым деятельным был Франческо Пенни, по прозванию Фатторе (1488-1528), а самыми даровитыми – Джулио Романо (см.
Ко времени пребывания Аллегри в Корреджио (до 1516) относятся: «Бегство в Египет» (в галерее Уффици), «Мадонна со св. Ее окружают несколько амуров, поистине прелестных. Среди женщин одна является главной фигурой картины стоя на коленях впереди апостолов, она оглядывается на них, жестом руки указывая на несчастного бесноватого и все апостолы, кто сидя, кто стоя, кто преклонив колено, выказывают величайшее сострадание его горю.
К этому времени относятся: Мадонна, кормящая Младенца грудью (в Императорском Эрмитаже и в будапештской галерее), Христос в Гефсиманском саду (в Апслейгоузе), Мученическая кончина св. 22.
Воодушевленный этим, папа Юлий решил заново перестроить собор св. Бианки, как о том сообщают дошедшие до нас весьма скудные сведения о его молодости. Людовика, св.
Матфея в попечительстве Санта Мария дель Фьоре эта статуя – совершенство, хотя и не закончена она научает скульпторов правильно высекать фигуры из мрамора для этого следует очень осторожно снимать слой мрамора, сохраняя за собой возможность в случае надобности что- нибудь удалить или изменить. Николая17, а в Сан-Северо, небольшом монастыре Камальдульского ордена в том же городе, в часовне Богоматери написал фреску, где изображен Христос во славе и Бог-отец, вокруг них ангелы и шестеро восседающих святых: Бенедикт, Ромуальд, Лаврентии, Иероним, Мавр и Плацидий18. «Ио и Юпитер» знаменует высший подъем эпохи, когда проповедуемое Савонаролой умерщвление плоти сменилось торжеством чувственности. 30.
В другой раз он опять пошел, чтобы поговорить с папой, но не был допущен и привратник папский сказал ему, что не приказало его впускать некий епископ сказал тогда привратнику: «Может быть, ты не знаешь, кто это такой" – «Отлично знаю, – отвечал тот, – но ведь меня поставили, чтобы выполнять приказы начальства и папы». Когда его близкий друг Агостино Киджи поручил ему расписать нижний этаж своего дворца, Рафаэль не мог работать спокойно из-за любви к одной женщине, так что Агостино, придя в отчаяние, с трудом добился, наконец, того, чтобы его возлюбленная все время находилась в той части дома, где работал Рафаэль только благодаря ему работа была закончена. Композиционное построение искусно соединяет фигуры первого плана с изображением пейзажа.
1460- 1510), моденский художник. Франциска. С 1516 г. Корреджо жил и работал в Парме. Не менее искусно и талантливо изображен св.
Однажды, посетив Тициана в Бельведере, Микеланджело и Вазари увидали у него картину, над которой он работал: обнаженную женщину в образе Данаи, принимающей в свое лоно Зевса в виде золотого дождя87 и (как это принято в присутствии художника) очень ее расхвалили. Фрески пармского собора дошлидо нас в довольно хорошей сохранности, а об испорченных местах можно судить по акварелям Паоло Тоски (1788-1854), хотя последний сильно «подсластил» Корреджо. 5. Оказав сравнительно небольшое влияние на современников и попав в круг тех влияний, которые исходили от Мелоццо да Форли, Микеланджело и Мантеньи (произведения первых двух Корреджо, по- видимому, не мог знать), Корреджо сильнее повлиял на живописцев барокко XVII и XVIII вв. Голову Ио впоследствии восстановил Прудон, голову Леды Шлезингер. 57.
Он же расписывал и арку перед капеллою, где изобразил Бога-отца35. Картина эта, абсолютно законченная, но не доставленная еще к месту своего назначения, чуть было не погибла рассказывают, что, когда повезли ее морем в Палермо, разразилась страшнейшая буря, корабль разбился о подводную скалу, потонули и люди и весь груз, за исключением одной только этой картины, упакованной в ящик, которая морем унесена была к Генуе здесь ее выудили, вытащили на берег и поставили около нее стражу, думая, что она послана Богом ибо осталась она абсолютно невредимой, без малейшего пятна или порчи, как будто даже яростный ветер и волны морские пощадили ее. Назарий, Бастиан, архангел Гавриил и Богоматерь, принимают благовестие77.
Потом, взглянув вниз на гонфалоньера, стоявшего и глядевшего, сказал: «Теперь посмотрите». Варварой, редчайшее и необычайное произведение61. Живописные работы его относятся приблизительно к 1512 году.
В это же время он сделал набросок двух оставшихся неоконченными мраморных рельефов: один из них для Таддео Таддеи и ныне находящийся в его доме, другой для Бартоломео Питти29. Петра, заключенного Иродом в темницу и охраняемого вооруженной стражей. примеч. И поистине велика сила дарования у тех, кого поддерживает щедрость правителей.
Если даже не говорить о вилле Фарнезина, то и упоминаемые Вазари вилла Мадама (здание в папских виноградниках), к сожалению, плохо сохранившаяся, капелла Киджи и дворец папского придворного Джанбаттиста даль Аквила дают представление об особенностях архитектурного таланта Рафаэля. 1450-1527), посредственного живописца из Корреджо. В настоящее время оно оказывается пострадавшим до такой степени, что трудно составить себе понятие об его первоначальной прелести (оригинальный эскиз этого произведения – в Императорском Эрмитаже, в СПб. ).
Также и монахини находящегося в этом городе монастыря св.
На вопрос, кто его оскорбил, он достал свой набросок. Ко времени пребывания Аллегри в Корреджио (до 1516) относятся: Бегство в Египет (в галерее Уффици), Мадонна со св. Над этой картиной в полукружии прекрасно написал он Бога-отца, а на пределле алтаря – три небольшие картины: «Моление о чаше», «Несение креста» (где прекрасны изображения влекущих Христа солдат) и тело Христово на руках матери – «Пьета» произведение это, поистине изумительное и полное благочестия, высоко чтимо монахинями и весьма прославлялось всеми художниками19. в 1527) и от Антонио Бартолотти (ок.
На той, что справа, он изобразил св. В 28 лет (если он родился в 1494) Корреджо женился на своей землячке Джиролиме Мерлини и имел четырех детей: трех девочек (из них две умерли очень рано) и сына Помпонио (1522- 1593) впоследствии ставшего живописцем. На него также оказали сильное влияние Андреа Мантенья, Рафаэль и Микеланджело.
С этими тремя перлами живописи могут соперничать корреджиевские «Мадонна со св. Проект Браманте представлял собою храм центральной системы в виде греческого креста. Однако ее частично компенсируют колористические тона и ясное освещение лиц персонажей. Михаил» (маленький).
Все это, повторяю, принял во внимание Рафаэль и так как в области, присущей Микеланджело, он не мог сравняться с ним, то решил не отстать от него или даже превзойти его в другом вот таким образом, не тратя времени даром, он принялся не подражать ему и вырабатывать наилучшую манеру в тех областях, о которых мы сейчас рассказали. Ибо, кроме Богоматери, которую очень хвалили, первого из волхвов и нескольких лошадей, там есть голова одного пастуха между двумя деревьями, которая кажется совсем живой37.
Вот таким образом он принялся за работу, чтобы показать свое искусство новому папе. Это та самая, которая находится в настоящее время на алтаре76. 7. Одновременно с этой работой Корреджо исполнил фрески «Благовещение» (в црк.
При урбинском дворе он состоял чем-то вроде министра изящных искусств и в некотором смысле задавал тон в этом видном центре культуры. Николая полнена маленькая картина на дереве с изображением св. В церкви Сан Спирито по заказу испанцев он расписал капеллу св.
Вернувшись, наконец, в Венецию, Тициан закончил для маркиза дель Васто так называемое «Обращение» этого полководца к своим солдатам88. Там же находятся портреты Карла V, короля Франциска в молодости, герцога Гвидубальдо II, папы Сикста IV, папы Юлия II Павла III, старшего кардинала лотарингского и Солимана императора турецкого все это – прекраснейшие портреты исполненные, повторяю, рукой Тициана74. Начал он с потолка в Зале подписей, где папы обыкновенно подписывали бреве о помиловании. Анна в своем старчестве, протягивающая, сидя, Богоматери ее сына со столь прекрасным тельцем и совершенным лицом, что своей улыбкой он веселит взоры всех Богоматерь же Рафаэль представил такой прекраснейшей, как только можно изобразить Пресвятую Деву: со скромным взглядом, целомудренным челом изящным носом и полным достоинства ртом простая ее одежда указывает на бесконечную се чистоту и простоту. Этот образ жизни, с одной стороны – чудачества, с другой – работы и картины, в числе которых было кое-что хорошее, создали ему такое имя в Сиене, главным образом среди народа и низших слоев (нобили знали его гораздо лучше)6, что многие считали его великим человеком.
С этими тремя перлами живописи могут соперничать корреджиевские Мадонна со св. Вентури доказал, что аллегория Силы в полукруге одной из стен – первое произведение Рафаэля (1500). Гений художника еще полнее выступает в его знаменитых картинах дрезденской галереи: «Рождество Христа» или так назыв. Ибо мне передавали за достоверное, что Джованантонио дошел в своем ничегонеделании и в своей лени до того, что не делал ни рисунков, ни картонов, когда ему нужно было писать сюжеты вроде этого, но ограничивался тем, что набрасывал рисунок кистью по извести (чего никогда не делается), очевидно, таким способом он писал и эту картину.
А так как Джованни знал, насколько важно для детей молоко их собственной матери, а не кормилицы, то он и пожелал, когда родился Рафаэль (которому дали это имя при крещении в знак счастливого предзнаменования), чтобы его единственного сына кормила родная мать3 и чтобы он с нежного возраста привыкал у себя дома к отцовским обычаям, а не к грубым и неблагородным нравам и навыкам простолюдинов и крестьян. Сигизмунд, св. Когда Микеланджело начал заниматься искусством у Доменико, ему исполнилось четырнадцать лет и хотя некто, составлявший его жизнеописание после 1550 года, когда я впервые написал мои «Жизнеописания», утверждает2, что другие по незнанию наговорили много небылиц и пропустили достойное упоминания и в частности, хотя он называет Доменико завистником, который будто бы никакой помощи Микеланджело не оказал, однако все это неправда, как то можно видеть по записи, сделанной рукою Лодовико – отца Микеланджело в книге Доменико эта книга принадлежит ныне его наследникам и гласит так: «1488.
У него юное лицо с очень скромным выражением, соединенным с приятным и располагающим изяществом, а на голове черный берет30. Это относится и к св. Так изо дня в день росло у Микеланджело желание творить и Лодовико, не умея отвлечь мальчика от рисования и видя, что для этого нет способов, но совету друзей решил отдать его к Доменико Гирландайо, чтобы стал он у него обучаться и чтобы не пропадали бесплодно его способности. Портреты Карла V короля Филиппа Тициан послал герцогу Козимо который хранит их в своей гардеробной.
Христиане отбросили вражеский флот в море и в гавани уже много пленников, которых прекрасные и мужественные воины вытаскивают за бороды из лодок и в рабском вретище заставляют проходить перед св. 1489-1534) родился в маленьком итальянском городке Корреджо. Считается, что основам живописи мальчик обучался у брата своего отца, художника Лоренцо Аллегри. С 1503 г. по 1505 г. Корреджо был учеником художника Франческо Бьянки в городе Мантуе, где, вероятно и познакомился с работами Лоренцо Коста и Франческо Франсия, влияние которых заметно в его ранних работах. В 1506 г. Корреджо вернулся в родной городок и жил там до 1510 г. В 1514 г. художник подписал контракт на создание алтаря Мадонны в местном монастыре Св. Ибо поистине тот, кто целиком доверяется одному счастью, не раз бывает обманут.
В следующем, 1508 году Тициан выпустил гравюру на дереве с изображением торжества веры с бесчисленным количеством фигур: прародителями, патриархами, пророками, сивиллами, невинными мучениками, апостолами и Иисусом Христом, несомым в славе четырьмя евангелистами и четырьмя отцами церкви, со святыми исповедниками на заднем плане. С целью усиления эмоционального звучания образов, Корреджо иногда прибегает к эффектам контрастного ночного освещения (Поклонение пастухов или Ночь, около 1530, Картинная галерея, Дрезден). Заказ был исполнен в 1530 г., когда испанский гарнизон занимал Сиену.
Самой природе, развиваемой упражнением и изучением были присущи умение и чувство изящного, так что с каждым днем создавал Микеланджело все болеепрекрасные произведения, как это начало явственно обнаруживаться в рисунке, сделанном им с гравюры немца Мартино3 и доставившем ему величайшую славу: когда прислали во Флоренцию гравюру на меди означенного Мартино изображавшую, как дьяволы терзают св. То же сделал Рафаэль в фигуре св. Блажен и тот, кто служил ему, работая под его началом ибо всякий, подражая ему, с честью достигал искомой цели и кто следует ему в его занятиях искусством, будет почитаем в мире, а кто уподобится ему в святом его характере, будет отмечен на небесах72. Елизаветы, успение и венчание на небе. Madonna della Sedia галереи Питти, написанная в Риме).
В отдельную группу соединены Аполлон и все девять муз, столь прекрасные и божественные, что от них веет жизнью и очарованием. Петрония. Около того же времени (после 1514) он, вероятно, участвовал вместе с другими художниками в исполнении фресок дворца в Новелларе, по заказу вдовы Джампьетро Гонзаги.
Обошлась же эта работа в семьдесят тысяч скуди и до сих пор хранится в папской капелле. Сверх того соизволил правитель сопроводить его истинного нравственной философией и украсить сладостной поэзией, чтобы мир почитал его избранником и восхищался его удивительнейшей жизнью и творениями, святостью нравов и всеми поступками, так что могли бы мы именовать его скорее небесным, нежели земным явлением и видя, что в этой области духовной деятельности, в удивительнейших этих искусствах, т. е. в живописи, скульптуре и архитектуре, тосканские таланты, среди всех остальных, наиболее значительны и возвышенны ибо тосканцы превосходят остальных итальянцев трудолюбием и стремлением развивать все эти способности, – соизволил правитель избрать Флоренцию среди всех других городов достойнейшим ему отечеством, чтобы этим одним ее гражданином завершилось все совершенство ее дарований. Отступление это сделано мною ради истины его будет достаточно и для остальной части этого «Жизнеописания». «Станца Константина», четвертая, была расписана уже почти без участия Рафаэля.
14. Наконец, этот отличнейший художник послал королю католическому «Тайную вечерю», написанную на холсте длиною в семь локтей, – произведение исключительной красоты129. Вскоре затем Агостино Киджи из Сиены, богатейший купец и большой друг талантливых людейЗ8, заказал Рафаэлю расписать капеллу, после того как тот написал в лоджии его дворца (ныне известного под именем палаццо Киджи в Трастевере)39 в нежнейших тонах Галатею на колеснице, влекомой по морю двумя дельфинами и окруженной тритонами и разными морскими божествами. св.
Убедившись в такой ошибке, Рафаэль, как человек сообразительный, впоследствии решил работать самостоятельно, без чужой помощи, над картиной «Преображение», писанной им для церкви Сан Пьетро – ин – Монторио, в которой проявил все вышеописанные особенности, необходимые для хорошей живописи. В углах той же оратории он написал27 святого в епископском облачении, св. И уже возврат стал невозможен.
Нет сомнений, что именно за это Антонио заслужил всякие отличия и почести при жизни и всяческой изустной и писаной славы после смерти14. Виктора, св.
Если это и принесло ему кое в чем пользу, то под конец обратилось во вред. Вазари описывает обе картины не вполне точно он имеет в виду «Леду», находящуюся ныне в Берлине и «Данаю» (а не «Венеру», как он утверждает), находящуюся ныне в Риме (галерея Боргезе). Пока Рафаэль работал над этими картинами, отказываться от которых было не в его интересах, так как предназначались они для важных и влиятельных лиц, он не переставал в то же время по порядку расписывать папские комнаты и залы. Предложение это понравилось Рафаэлю и вот таким образом, бросив работу во Флоренции и не докончив картины для Дэи (хотя он и оставил ее в таком виде, что после его смерти она была перенесена мессером Бальдассаром из Пеши в приходскую церковь на его родине), он уехал в Рим. Произведение было одним из первых образцов эффекта барочного иллюзионизма. Вознесение Богородицы.
Петра. Прибыв в Рим, в течение нескольких месяцев он не получал от папы никакой работы. Это было достаточным основанием для того, чтобы в противоположность им она дала Рафаэлю блеск редчайших достоинств души соединенных с таким изяществом, усердием, красотой, скромностью и нравственностью поступков они могли бы прикрыть собой самый отвратительный порок или величайший позор.
Мистическое обручение святой Екатерины, около 1517. Наряду с этим он исполнил множество других произведений, помимо уже упомянутых. Бернардина, рядом с церковью св. Павла, которая действительно кажется исполненной Святого Духа140.
Копия этой картины находится в неаполитанском музее, где хранятся также грациозная Мадонна Корреджо известная под названием «Цыганки» (La Zingarella) и «Мадонна с кроликом». Могила Рафаэля находится между второй и третьей нишей слева. Антония – аббата и св.
Его композиция весьма неординарна. 60. В противоположность ему св. Джованни умер, когда его сыну было 11 лет.
На алтаре – статуя Мадонны работы флорентийского скульптора Лоренцетто (1494-1514), того самого, которому Рафаэль заказывал статуи для капеллы Киджи. Видя это и Микеланджело из соревнования вылепил их несколько, а Лоренцо, видя его прекрасное дарование, навсегда его отметил приободренный этим, через несколько дней принялся он копировать в мраморе имевшуюся там античную голову Фавна, старого и морщинистого, с отбитым носом и смеющимся ртом и хоть никогда Микеланджело в руках не держал ни мрамора, ни резца, подделка удалась ему так, что Великолепный изумился и, видя, как по собственной своей фантазии открыл он Фавну рот и сделал ему язык и показал все зубы, Лоренцо сказал, милостиво шутя, как ему было свойственно: «Однако ты должен был бы знать, что у стариков не все зубы бывают целы, всегда скольких- нибудь у них не хватает». Св.
Gronau (op. Ансан, который производит обряд крещения и другом – св. Франчья, Л. Косту и Бианки, но уже отличающейся большей свободой движений, живостью концепции, правильностью рисунка, силой и гармонией красок. Также в Риме сделал он начерно восемь статуй36, а во Франции – пять и закончил Победу с пленником у ее ног. Копия этой картины находится в неаполитанском музее, где хранятся также грациозная Мадонна Корреджо известная под названием Цыганки (La Zingarella) и Мадонна с кроликом.
В действительности же мы часто видим обратное. – «Теперь мне больше нравится, – ответил гонфалоньер, – вы придали больше жизни». Там же имеется и св. Трудно понять, почему, говоря об архитектурных работах Рафаэля, Вазари обходит молчанием его роль в постройке собора св. В XVIII веке ее окрестили Форнариной.
Таким образом, в скором времени он смог открыть для обозрения залу именуемую «башней Борджиа», где на каждой стене исполнил по композиции, две из которых оказались над окнами, а две – на сплошных стенах.
На первой стене представил он пожар в Борго Веккьо в Риме, где св. Наконец папа одобрил проект своей гробницы, который явился лучшим свидетельством талантов Микеланджело и превышал все древние и императорские гробницы красотою, величественностью, обильной орнаментацией и богатством статуй. Якова Компостельского существуют. Фрески хора остались не выполненными, в куполе же художник изобразил (в 1526 – 1530 гг. ) «Взятие Богоматери на небо», – произведение, хотя и не отличающееся правильностью рисунка, однако, может считаться, с технической и живописной стороны, чудом искусства. На что Аньоло, которому нравилось произведение, сказал: «Дам ему 70» а тот не удовлетворялся и за малое доверие к себе и потребовал у Аньоло вдвойне против того, сколько запросил сначала таким образом, чтобы получить картину, Аньоло принужден послать ему 140 скуди. По правде говоря, если бы Антонио не доводил своих произведений до совершенства, которое мы в них видим, его рисунки (хотя в них есть и хорошая манера и красота и мастерство) никогда не заслужили бы ему среди художников той славы, какою пользуются лучшие его произведения.
Ему было указано ехать в Болонью, куда прибыл уже из Рима его святейшество. В предисловии к третьей части «Жизнеописаний», а также при описании «Леды (см. «Леда» вместе с «Ио» (ныне в Вене, повторение в Берлине) попала после долгих скитаний во владение герцога Филиппа Орлеанского, сын которого совершил акт вандализма, вырезав головы на обеих картинах.
И нам неизвестно, какой из существующих женских портретов Рафаэля должен считаться ее изображением: «La donna velata» галереи Питти, женская фигура в Трибуне галереи Уффици (принадлежность ее Рафаэлю оспаривается), портрет римской галереи Барберини или какая-нибудь из мадонн (например. По их же уговору он написал в качестве подарка для папы полуфигуру Христа в образе «Се человек».
Иеронимом (в пармской пинакотеке), прозванная Днем, по причине неподражаемого блеска своего теплого, солнечного колорита Юпитер и Антиопа (в луврском музее в Париже), Школа Амура (в национальной галерее, в Лондоне), Ганимед, Ио и Юпитер (в Вене), Даная (в галерее Боргезе, в Риме), Леда (в берлинской галерее) — произведения, не только замечательные своим техническим совершенством, но и пленительные по своей красоте и наивной чувственности. Он изобразил римлянку Лукрецию, обнаженную, закалывающую себя кинжалом. В церкви Сан Себастьяна им же для алтаря св. Марк и св. В апостолах этих видны гневность и неземная смелость, ниспосылаемые небесным правосудием своим слугам для защиты святейшей религии это чувствует и Аттила, сидящий на прекраснейшем вороном коне с белыми ногами и звездой во лбу он поднимает испуганным движением голову и устремляется в бегство.
4). А теперь обратимся к рассказу. Иоанна, св. Вот таким образом она вышла очень обыкновенной и успеха не имела. Более подробно на содержании этих фресок Вазари не останавливается в «Жизнеописании Джироламо да Кар пи» и несколькими строками ниже.
Обе картины показывают только по торжественным праздникам. Первоначальное художественное образование получил под руководством своего дяди, Л. Аллегри и Бартолотти, а в дальнейшем пользовался уроками феррарского живописца Фр. Но и тут и там он рос, не теряя своей индивидуальности.
Все эти фигуры вышли гораздо лучше, чем на картинах в соборе45. Святой Себастьян присутствует при символическом обручении. Кроме того, он написал еще Европу, переплывающую море на быке104. В 1538 г. он переселился в Парму, где получил от образованной в духе гуманизма настоятельницы м-ря Сан-Паоло поручение украсить один из ее покоев фресками мифологического содержания.
Эрмитажный «Св. Георгий» и луврский же «Св. «Скорбь о Христе», Гигант флорентийский иупомянутый картон создали такую славу Микеланджело, что, когда в 1503 году33 умер папа Александр VI, новый папа Юлий II пригласил к себе Микеланджело, которому было около 29 лет, обещав ему великие милости и заказал ему свою гробницу на путевые издержки выплатили ему сто скуди из папской казны. Иосифом и св. Если бы у Джованантонио из Верчелли1 вместе со счастьем было бы такое же мастерство (а это могло бы быть, если бы он работал и учился), то к концу жизни, полной увлечений и животных страстей, он не делал бы глупостей в старости и не был бы доведен до жестокой нужды.
Петра и св. Гипсы и гротески делались под наблюдением Джованни да Удине, а фигуры писал Джулио Романо, впрочем, работавший мало, вследствие чего Джованни Франческо из Болоньи, Пьерино дель Вага, Пеллегрино да Модена, Винченцо да Сан Джиминьяно, Полидоро да Караваджо и еще многие другие художники трудились над разными частностями этой работы, которую Рафаэль завершил с таким совершенством, что велел даже доставить из Флоренции пол исполненный Лука делла Роббиа59. Фрески хора остались не выполненными, в куполе же художник изобразил (в 1526—1530 гг. ) Взятие Богоматери на небо, — произведение, хотя и не отличающееся правильностью рисунка, однако, может считаться, с технической и живописной стороны, чудом искусства.
Вот таким образом при нем дело мало подвинулось вперед. В это время у Микеланджело произошла та яростная ссора с папой в капелле – об этом мы расскажем в его «Жизнеописании», – и он принужден был бежать во Флоренцию. Восседающие полукругом в воздухе святые не только кажутся живыми по своимкраскам, но и так даны в ракурсе, что производят впечатление рельефа на них разнообразные, прекрасными складками ложащиеся одежды, выражение их лиц скорее небесное, чем человеческое, как то видно по лику Христа, который являет ту кротость и милосердие, которые может передать людям божественность искусства.
О нем нечего больше сказать49. Содома действительно гениальный художник. В конце концов, добрый и любящий отец понимая, что сын может научиться от него самого очень немногому, решил устроить его у Пьетро Перуджино4, который, как ему говорили, был в то время лучшим среди художников.
Августина и. св. Однако, хотя многие и учились у Тициана, число тех, которые по праву могли бы называться его учениками, очень невелико ибо он не столько сам учил, сколько каждый в большей или меньшей степени учился у него в зависимости от того, что умел почерпнуть из его произведений142.
Бастиана и св.
Весьма вероятно, что в 1510 г., по смерти Бианки, он посетил Мантую, где изучал произведения Мантеньи и что на него также имел влияние Лоренцо Лотто. Джованни Санти (род.
Ниже по бокам алтаря он написал св. Р. 116, 134, 140, 163) датирует картины так: Даная – 1526 г., Ио – ок. Роспись купола пармского собора – последняя большая работа Коррелло начата около 1525 г. (контракт подписан еще в 1522) и продолжалась до смерти художника, вполне ее закончить он не успел. Это искусство светотени, вместе с неподражаемым умением передавать чувственную прелесть юной жизни, отвели Корреджо место в немногочисленном ряду светил первой величины на горизонте итальянского искусства. На обратной стороне хоругви – Богоматерь с сыном на руках, а внизу св.
Затем он написал портреты Карла V89, короля католического90 и многие другие. Словом, жил он не как художник, а как князь. 2.
Марию Магдалину и св. Более прелестных и совершенных фигур ни один художник не мог бы создать. Все работы в этой церкви были исполнены в промежуток между 1520 и 1524 гг., что удостоверяется сохранившимися расписками художника. Рох и несколько бичующихся. А Микеланджело (см.
Со временем сильно увеличилось семейство Лодовико и так как был он малосостоятелен и скуден доходами, то приспособил своих детей к шерстяному и шелковому делу Микеланджело же, уже подросший, был отдан на обучение грамоте учителю Франческо из Урбино однако по своей природной одаренности стремился он к рисованию, на которое и употреблял тайком все свое свободное время, за что отец и учителя его бранили, а порою и бивали, считая, вероятно, что стремиться к этому неведомому им искусству есть дело низкое и недостойное древнего их рода. 54. Studien, V. I. Марии-Аннунциаты) и Мадонна делла-Скала (теперь в пармской пинакотеке первоначально помещалась над городскими воротами).
биографию Тициана, 94), Перине дель Вата (см. Иоанна Евангелиста (часть «Коронования Богоматери» снята с первоначального места и хранится в пармской библиотеке). (В 1798 г. образ был разрезан и недавно отдельные куски его отождествлены в музеях Неаполя и Брешии. ) Одновременно написан «Сон рыцаря» лондонской Национальной галереи, а «Коронование Марии», о котором говорит Вазари, сделано в следующем 1502 г. (ныне в Ватиканской галерее).
Средняя часть фрески (две центральные фигуры коронования) была снята и находится ныне в Пармской библиотеке. Св. По смерти Лоренцо. Однако что за потеря времени все это перечислять.
S. 45 (1890). Плакидия» и «Положение во гроб» (в пармской пинакотеке).
Иоанна и картину эту кардинал очень любил, однако по просьбе излечившего его медика мессера Якопо да Карпи, которому он был бесконечно обязан, подарил ее ему, теперь же она во Флоренции у Франческо Бенинтенди68. Духа на апостолов», причем Бог является в виде пламени, а Св. Эти полотна входят в цикл, сюжетом которого были любовные связи Юпитера.
Марии-Аннунциаты) и «Мадонна делла-Скала» (теперь в пармской пинакотеке первоначально помещалась над городскими воротами). Иллюзионистическое мастерство Корреджо при этом было настолько велико, что на нем училось все последующее поколение, подражая его сокращениям снизу вверх. Возможно также, что учителем его был Бианки Феррари (ок. Одновременно с этой работой Корреджо исполнил фрески Благовещение (в церкви св. Там изображены Богоматерь, вознесшаяся на небо, Иисус Христос, ее венчающий и возле саркофага – двенадцать апостолов, созерцающих небесную славу, а на пределле внизу три небольших картины: «Благовещение», "Поклонение волхвов» и «Сретение Господне»5. Что это в самом деле так, можно видеть как по самой картине, так и по рисунку, который я получил от самого Содомы и который находится в моей «Книге рисунков»34.
Дух в виде голубя так как картина эта спустя небольшое время попортилась, Тициану пришлось после долгих препирательств с братией ее переписывать. Так как произведений Тициана – бесчисленное множество, в особенности портретов, то почти немыслимо все упомянуть. Удостоверяю сего первого апреля, что я, Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти, поручаю сына моего, Микеланджело, Доменико и Давиду ди Томмазо ди Курарадо на ближайшие три года с тем условием и сговором, что означенный Микеланджело обязуется находиться у вышеназванных означенное время, обучаясь рисованию и упражняясь в означенном ремесле и во всем, что вышеназванные ему поручат и что означенные Доменико и Давид обязуются уплатить ему в течение трех лет двадцать четыре полноценных флорина: в первый год шесть флоринов, во второй год восемь флоринов, в третий – десять флоринов, а всего 96 лир» и ниже имеется такая собственноручная расписка Лодовико: «Сего 16 апреля вышеназванным Микеланджело получено два золотых флорина золотом получено мною, Лодовико ди Леонардо, его отцом, за его счет 12 лир 12 сольдо». Незадолго перед Содомой в Сиене работали умбрийцы Перуджино и Пинтуриккьо и такой яркий представитель тосканской школы, как Синьорелли. Для братства св. Прибыл он в Болонью и не успел даже переменить сапоги, как явились приближенные папы и повели его в сопровождении одного из епископов кардинала Содерини – так как сам кардинал по болезни не мог явиться – к его святейшеству во Дворец шестнадцати когда подошли они к папе, Микеланджело склонил колени, а его святейшество, взглянув исподлобья и как будто гневно, Сказал: «Вместо того, чтобы явиться к нам, ты ждал, чтобы мы явились к тебе», намекая на то, что Болонья ближе к Флоренции, чем Рим.
Содома – грань. В церкви св. Георгием».
3. Эрмитажная «Мадонна Конестабиле» и «Мадонна» музея Шантильи. В этой вещи Тициан обнаружил пылкую, прекрасную манеру и совершенство техники15. Петра было подписано 1 августа того же года.
Тот, придя, немало посмеялся простоте и добродушию его и рассказывал о выдумке его своим друзьям.
Потом, так как ему надоело жить в Вольтерре, в доме этого дворянина ибо он привык быть свободным, Джованантонио покинул Вольтерру и уехал в Пизу. Следующей Рафаэль расписал Станцу Илиодора (1512-1514), почти всю (еще плафон, по-видимому, работы Перуцци) собственноручно.
О искусство живописи. Недаром впоследствии Микеланджело увидел работу Рафаэля, он подумал, что Браманте (как это и было в действительности) сделал ему это назло для пользы и славы Рафаэля. Рафаэль отверг идею движения, воплощенную в проекте Браманте и принял идею покоя, которая так гармонировала с его душевными свойствами.
Вазари по ошибке (может быть, повторяя венецианскую шутку) говорит о битве при Кьярададде, в которой венецианцы потерпели поражение. Лувр, Париж. св.
Вслед за тем он для дома своего кума мессера Джованни Данна, фламандского дворянина и купца, написал его портрет, где он изображен как живой11, а также картину «Се человек» со многими фигурами, которую как сам Тициан, так и другие считают очень хорошим произведением12. А посередине картины, под Богоматерью, Рафаэль написал младенца, который стоит, глядя вверх и держа в руках дощечку с надписью, невозможно изящнее и лучше передать красоту его лица и соответствие всего его облика и вдобавок ко всему тут имеется еще своеобразный и красивый пейзаж, выполненный с полным совершенством. до 1446 – 1 авг. Когда в 1550 году я был в Риме, то показал его Микеланджело, который признал этот лист и с удовольствием вновь его сматривал, по скромности говоря, что в юности более владел он искусством, чем тогда, в старости.
Павел и Моисей. Потом написал последовательно (1509-1512) «Диспут» и «Афинскую школу» на продольных стенах, а на поперечных, где окна, – «Парнас» и еще серию аллегорических фигур. Кроме того, Джованни обладал большим вкусом и очень разнообразными талантами. В этот период им созданы такие шедевры, как «Поклонение волхвов», «He прикасайся ко мне», «Рождество», «Похищение Ганимеда». Антонио Аллегри да Корреджо умер в марте 1534 г. Многие арт-критики считают творчество Корреджо эклектичным, поскольку между его картинами не всегда прослеживается стилистическая связь. Плакидия и Положение во гроб (в пармской пинакотеке). Этот Риччо, говорю я, создал много вещей хороших и достойных похвалы в Сиене и в других местах. Разгневавшись, папа посохом ударил епископа со словами: «Невежа – ты, раз говоришь ему такие грубости, каких и мы не хотим ему сказать».
Окончив эту картину, он вернулся в Сиену, усталый, бедный и старый. св. Екатерину и стоящих но бокам – св. Две другие картины этого цикла — «Леда» и «Даная» — находятся в Берлине и Риме. Ночь (для црк.
К этому же периоду относятся Христос, являющийся Марии Магдалине в виде садовника (в мадридском музее) и Мадонна с корзиной (в лондонской национальной галерее). Заказ был исполнен в 1537 г. Картина сгорела в 1577 Сохранились: 1) уменьшенная, хорошая копия во Флоренции в Уффици, 2) гравюра Джулио Фонтана, сделанная с оригинала, 3) рисунок Рубенса с рисунка или с эскиза Тициана (Вена, Альбертина).
Теперь же он принялся за изучение обнаженных тел, анатомически сравнивая мускулы вскрытых трупов и живых людей, где благодаря кожному покрову они являются совсем иными и наблюдая, как они становятся толще и мягче, какие изящные сокращения получаются от перемены точки зрения, как мускулы вздуваются, опускаются и поднимаются при движении одного члена или всего тела, а также как скрепляются кости, нервы и жилы, каким- то образом он усовершенствовался во всем, что необходимо знать хорошему художнику.