Они основали «Музей», ставший на много веков центром художественной и научной жизни, знаменитую библиотеку, самую большую в античном мире, насчитывавшую более семисот тысяч свитков папируса и пергамента. Это представление не изгладилось и поныне.
Напротив, в камне и в бронзе умело переданы тонкие нюансы живого тела. Трудно переоценить влияние античной скульптуры на скульпторов последующих эпох. А Афина Парфенос погибла еще в глубокой древности. Он стоит неподвижно перед зрителем. Сохранились метопы греческих храмов на Сицилии: храма Малых метоп 570-550 годы до н. э., храма С в Селинунте 540-530 годов до н. э. (Палермо, Национальный музей) В первом из них сохранилось изображение Похищения Европы интересное тем, как скульптор передал среду происходящего действия.
Время видоизменило облик греческих статуй, но не изуродовало их. Такое смелое решение автора послужило ярким примером для его последователей, которые с не меньшим успехом создавали предметы искусства в стиле «Figura serpentinata» — особенной технике изображающей человека или животное в зачастую неестественной, напряженной, но очень выразительной, с точки зрения наблюдателя, позе. Христианская церковь постаралась облечь в конкретную форму незыблемых религиозных верований новое мироощущение, в котором Восток со своими страхами перед неразгаданными силами природы, вечной борьбой со Зверем находил отклик у обездоленных всего античного мира. Хранящийся в настоящее время в Британском музее фриз был расположен внутри целлы храма. Как же могли сохраниться исчезнувшие скульптуры. Например, Дискобол скульптора Мирона, Дорифор Поликлета, «Афродита Книдская» Праксителя, Лаокоон скульптора Агесандра.
Колонны его (восемь по фасадам и семнадцать по бокам), более легкие и тонкие по пропорциям, чуть наклонены внутрь при небольшом выпуклом искривлении горизонталей цоколя и перекрытия. Попытки познакомить детей с древней скульптурой наталкиваются подчас на непредвиденную сложность, когда родители просто не решаются показывать ребёнку обнажённые статуи, считая подобные изображения чуть ли не порнографией. Буров: «Я поднялся по зигзагам подхода прошел через портик — и остановился. Благодаря этому его статуи были более эластичными и гибкими.
А перед тем греки как минимум несколько веков доходили до мысли о том, что душа есть не просто дух, дыхание, но нечто индивидуально-личное и, так сказать, «стационарное», очень постепенно продвигаясь от понятия к понятию. Некоторые из них в силу внешних причин остались незаконченными, но были расписаны и установлены на свои места. Он состоял из двух ярусов.
Во многом тому причиной послужило фанатичное уничтожение статуй верующими христианами. И уже за одно это мы должны им быть признательны. Но достаточно взглянуть хотя бы на искалеченную голову раненого воина (Афины, Национальный археологический музей), чтобы почувствовать великую силу его гения.
Фидий наделил Зевса человеческим благородством. Несмотря на то, что большинство работ этого талантливого человека находятся во Флоренции и Болонье, в Риме тоже можно познакомиться с некоторыми из его произведений. Множество историй связаны с этой скульптурой.
Вход обычно украшался фронтоном треугольной формы. Венец, борода Зевса были из сверкающего золота.
до н. э. Зловеще в своей жестокости низколобое лицо Нерона, самого знаменитого из венценосных извергов Древнего Рима (мрамор, Рим, Национальный музей).
Но эти цельные копии не первоклассные. И все же это — типичное римское произведение. Вместе с архаической стилистикой абсолютно исчезла архаическая улыбка. Таким образом изображения граждан Афин сливались в единое целое с миром богов и героев.
Здесь в честь покровительницы города — богини Афины отмечался праздник Панафинеи.
Ансамбль, в своей стройности более совершенный, чем природа. Уже в IV веке греки почитали с помощью скульптур своих полководцев. Иные новшества появились во фризе храма Аполлона в Бассах, построенного ок. Уже в эпоху архаики, в VII—VI столетиях, были созданы замечательные статуи и ансамбли.
Взять того же Копьеносца. Живое движение передает драматичность происходящего. Но нельзя поставить эту «Венеру» в ряд со многими другими, ей современными или даже более ранними изваяниями богов и богинь, свидетельствующими об изрядном техническом мастерстве, но не об оригинальности замысла. Самыми первыми человекообразными изображениями в Европе, как уже говорилось выше, были «палеолитические венеры» — крошечные фигурки из бивней мамонта или мягких пород камня.
Атлет ведет себя как заслуженный победитель – он не показывает усталости, хотя его тело и требует отдыха после борьбы. К Скопасу же восходит и фриз Пергамского алтаря, однако это никак не академическое произведение, а памятник искусства, знаменующий новый великий взмах крыльев. Во время их ночного свидания была полная луна. Подлинников сохранилось немного: время не щадит даже самые уникальные творения.
Ибо красота этих статуй как бы выливается из самой их души. Это молодой эллин, приносящий тельца на алтарь божества. Сюжет этот не раз уже был использован греческими художниками (в частности, в вазописи) как олицетворение торжества культуры (представленного лапифами) над варварством, над все той же темной силой Зверя в образе наконец поверженного брыкающегося кентавра. Верим мы, глядя на портрет Калигулы, всем рассказам о его бесчисленных злодеяниях.
525 года (Дельфы, музей) изображающий гигантомахию. (Достаточно сказать, что такой авторитетный выразитель наисовременнейших западных эстетических вкусов, как французский писатель и теоретик искусства Андрэ Мальро, поместил в своем труде «Воображаемый музей мировой скульптуры» вдвое меньше репродукций скульптурных памятников Древней Эллады, чем так называемых примитивных цивилизаций Америки, Африки и Океании. ) Но упорно хочется верить, что величавая красота Парфенона снова восторжествует в сознании человечества, утверждая в нем вечный идеал гуманизма. 440 года, дошедший до нас только в сухих мраморных копиях (Неаполь, Национальный музей). Во всяком случае, по размаху творчества, по силе и глубине психологического проникновения.
Картины писались на досках или на сырой штукатурке. Но это не статичный покой древнеегипетских статуй. На лицах сражающихся еще странно блуждает архаическая улыбка. Это было основным направлением того времени. Тяжеловесные объемы тел суровы, в них четко выявлены тектонические членения. Одновременно развивается и монументальная скульптура, оформляющая архитектурные постройки.
Остановимся в Эрмитаже перед портретом неизвестного римлянина исполненным, вероятно, в самом конце I в. Это несомненный шедевр, в котором римская точность изображения сочетается с традиционным эллинским мастерством, документальность образа — с внутренней одухотворенностью. Зато истинным «философом на престоле», мыслителем исполненным душевного благородства, предстает Марк Аврелий, проповедовавщий в своих писаниях стоицизм, отрешение от земных благ.
Они соответствуют геометрическим членениям квадратов метоп. Это художественное изменение порождает и некоторую перемену в тематике. Ведь, как мы знаем, принцип греческого классического искусства — это воспроизведение природы, творчески исправленное и дополненное художником, выявляющим в ней несколько более того, что видит глаз. Вся композиция еще недостаточно слитна, слишком подчеркнуто симметрична, не воодушевлена единым вольным дыханием. Это — знаменитая на весь мир италийская ваза IV в. до н. э., найденная вблизи древнего города Кумы (в Кампании), названная за совершенство композиции и богатство украшения «Царицей ваз» и хотя, вероятно, не созданная в самой Греции, отражает высшие достижения греческой пластики. Вся входящая в его ансамбль скульптура так или иначе передаёт дух его искусства.
Как человек, умело и легко владеющий своим телом, копьеносец чуть согнул одну ногу и переместил тяжесть корпуса на другую. Какое отношение имеет теория чисел к греческому искусству. В доказательство невиновности Фидий снял со скульптуры все золотые предметы и взвесел их. Тени легли абсолютно горизонтально, параллельно швам кладки мраморных стен Эрехтейона.
Бытовой жанр (иногда с уклоном в гротеск) и портрет получают все большее распространение. 520 года (Афины, музей Акрополя), от которого сохранилась замечательная группа восточного фронтона изображающая Афину, повергающую наземь гиганта. Главное в черно-лаковой вазе из Кум — это ее действительно безупречные пропорции, стройный контур, общая гармония форм и поразительные по красоте многофигурные рельефы (сохранившие следы яркой раскраски), посвященные культу богини плодородия Деметры, знаменитым Элевсинским мистериям, где самые мрачные сцены сменялись радужными видениями, символизируя смерть и жизнь, вечное увядание и пробуждение природы.
Перед нами подробнейшее и добросовестное повествование. Правую руку он поднял в повелевающем жесте, левой поддерживает императорскую тогу.
Фигуры эгинских фронтонов одномасштабны (выше других только сама Афина), что уже знаменует значительный прогресс: те, кто ближе к центру, стоят во весь рост, боковые изображены коленопреклоненными и лежащими. Статуи Афродиты восходят к Праксителю (в Александрии работали скульпторами два его сына), но они менее величавы, чем их прообразы, подчеркнуто грациозны.
Но книдяне предпочли все перенести, чем расстаться со статуей. Этот могучего сложения человек полон чувства собственного достоинства. Эти изменения поспособствовали появлению таких ярких произведений, как бронзовая статуя «Возничий» (около 470 года до н. э. ), объединяющая монументальность и тщательную проработку мелких деталей и рельеф «Трона Людовизи» (около 460 года до н. э. ), живописующее рождение Афродиты. Лаокоон — скульптурная группа страдающих людей, которая показана в мучительной борьбе. Статуя была найдена относительно недавно, в XVII веке.
520 года (оба в Национальном музее в Афинах). Рядом с ней крошечная фигурка Персея, вносящая в композицию асимметрию. 590 года до н. э. (Керкира, музей. ) Здесь изображен миф о Медузе-Горгоне и Персее. Статуи создавались по заказу граждан греческих полисов и эллинистических царей.
На белой стене появилась тень юноши. Но эта уверенность оказалась несостоятельной. Важное место занимает архитектоническая конструкция человеческого тела.
Наконец, IV в. до н. э. К последним относятся статуи победителя в беге Лада и превращенной в телку Ио. В Лувре собрана великолепная коллекция скульптур начиная с Античности, заканчивая Новым временем.
Красок поначалу у древних греков было всего четыре — белая, черная, красная и желтая. Высота громовержца, восседавшего на золотом троне, поражала (14 метров). Этот маяк считался одним из «семи чудес света». Зарождение греческой скульптуры можно отнести к эпохе гомеровской Греции (XII—VIII веков дон. э. ). Вот большая мраморная статуя императора Августа (27 до н. э. — 14 н. э. ) из Прима-Порты, которая выставлена в Ватиканском музее. В скульптуре автору удалось очень естественно передать не только мелкие элементы, но и общее положение тела, грамотно распределив массу фигуры.
Вспомним суждения Лессинга о границах изобразительного искусства в поэзии, его слова о том, что «греческий художник не изображал ничего, кроме красоты». Жест ее и приподнятая нога приводят в волнение ее одеяние, которое кажется влажным, так оно мягко обволакивает весь стан. Эти статуи по вдохновению и стилю восходят к Скопасу.
Это свидание оказалось последним. И это отнюдь не нарушает реализма. Залы, посвященные этому виду искусству, расположены на двух нижних этажах крыла Ришелье. Не та ли, что с древнейших времен представлялась человеку в страшном образе Зверя. Как и многие другие гении, Фидий не избегнул при жизни злобной зависти и клеветы. Общим своим замыслом вся композиция, скорее, напоминает уже известные нам рельефные повествования бранных подвигов ассирийских царей, однако с меньшей изобразительной мощью, хотя и с лучшим знанием анатомии и от греков идущим умением свободнее располагать фигуры в пространстве. Особенно греки предпочитали скульптуру. Эту операцию осуществил «просвещеннейший» ценитель искусства лорд Эльджин, генерал и дипломат, занимавший пост английского посланника в Константинополе.
На территории самой Греции во второй половине VI столетия было создано скульптурное убранство второго Гекатомпедона в Афинах ок. Тот или иной стиль наиболее четко выражались в храмах.
Их не было бы в этом стиле без Фидия. kalos – прекрасный agathos добрый). Самый знаменитый – двор Марли, где можно увидеть четыре прекрасные конные статуи, прозванные «кони Марли» авторства Гийома Кусту. Великий Поликлет и другой знаменитый ваятель — Кресилай (автор героизированного портрета Перикла, одного из самых ранних греческих портретных изваяний) — испытали его влияние.
Пракситель за обе статуи назначил одинаковую плату. Именно повествование, а не обобщенное изображение. Сочетание телесной красоты и доброты души подчеркивало его божественную идеальность.
Савившаяся своим честолюбием и красотой Арсиноя, на которой, по египетскому царскому обычаю, женился ее брат Птолемей Филадельф. Процветает карикатура, веселая, но порой и жалящая. Фигуры Тесея и Антиопы слились здесь в единый пластический монолит. Но чувствуется, что этот успех дался с трудом, что это еще только проба.
Лисипп стремился создавать статуи, полные изящества и элегантности. «Экстаз Святой Терезы» изваял Лоренцо Бернини по заказу венецианского кардинала в конце XVII века. создается из образов, набросанных разумом. В первом помещалась заупокойная камера, во втором — заупокойный храм. Его творчество приходится на 460—420 годы до н. э. С его именем связывается т. н. «Канон Поликлета» — система пропорциональных отношений, определяющая красоту человеческого тела.
Пройдём же по некоторым его этапам и мы. Все эти достижения лягут в основу расцвета культуры в эпоху Возрождения. Греки всегда полагали, что только в прекрасном теле может жить прекрасная душа.
Тем не менее, в статуях VII века дон. э. — корах и куросах— возникает стремление к передаче объема тела, гармоническому равновесию форм, утонченному ритму. Не только духом своим, но и обликом. Эти рельефы — отзвуки монументальной скульптуры величайших греческих мастеров V и IV вв. Статуи мастера воплощают героев, богов и животных.
Они могли иметь религиозные или политические функции. вносит в греческую скульптуру новые настроения. Не живое человеческое лицо, а символ. Целый период аттической керамики носит имя Фидия. Жизнь великого скульптора заканчилась жестокой казнью.
Замечательное творческое дерзание. Так и было, конечно, в эпоху великого расцвета.
Слава таких статуй подчас порождала превратное представление о всем эллинском искусстве.
Так, все стоящие фигуры напоминают изваяния школы Праксителя, а сидящие — школы Фидия. Здесь представлены амазономахия и кентавромахия. И еще у Светония: «Когда вздорожал скот, которым откармливали диких зверей для зрелищ, он велел бросить им на растерзание преступников и, обходя для этого тюрьмы, он не смотрел, кто в чем виноват, а прямо приказывал, стоя в дверях, забирать всех». Один из известнейших исследователей искусства древней Греции, Иоганн Винкельман (1717-1768) говорит о греческой скульптуре: Знатоки и подражатели греческих произведений находят в их мастерских творениях не только прекраснейшую натуру, но и больше, чем натуру, а именно некую идеальную ее красоту, которая. Особенностью италийских рельефов является приземистость пропорций. Итак, значительная часть греческой скульптуры – это иллюстрации к мифам, которые в древности были не просто «сказками о богах», но и средством передачи важнейшей информации об устройстве мира, жизненных устоях, должном и недолжном.
Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ), организация Армия Воли Народа (АВН), Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «BH», «BandH»), «Артподготовка», «Аум Сенрике». Колоссальная голова — около полутора метров — от статуи императора Константина, перенесшего в 330 г. столицу империи в Византию, ставшую Константинополем — «Вторым Римом» (Рим, Палаццо консерваторов). Интересны так же метопы сокровищницы и небольшого храма из святилища Геры близ Пестума в устье реки Селы (второй четверти и конца VI века до н. э., Палермо, Национальный музей).
Солнце садилось в море. Однако «жанровые» мотивы, такие как «Мальчик, вынимающий занозу», на самом деле продолжают ряд этически значимых образов. Некоторые другие, хоть и в обломках, дают более яркое представление об этом великом произведении: голова Афродиты в парижском Лувре, с такими милыми и одухотворенными чертами торсы ее, тоже в Лувре и в Неаполитанском музее, в которых мы угадываем чарующую женственность оригинала и даже римская копия, снятая не с оригинала, а с эллинистической статуи, навеянной гением Праксителя, «Венера Хвощинского» (названная так по имени приобретшего ее русского собирателя), в которой, кажется нам, мрамор излучает тепло прекрасного тела богини (этот обломок — гордость античного отдела музея изобразительных искусств им. В этом новом каноне голова составляет уже не 1. 7, a лишь 1/8 всего роста. Ныне всемирно известный «Возничий» — редкий образец бронзовой скульптуры, случайно уцелевший фрагмент групповой композиции исполненной около 450 г. до н. э.
На момент изготовления данной работы мастеру было всего 24 года. Причем верят, будто статуя была сооружена при благосклонном участии самой богини. Лисипп натуралистично изображала глаза и волосы статуй. Наследие греческого искусства тут, конечно, сыграло свою роль. Александрийское искусство чрезвычайно многолико.
Богиня в образе прекрасной женщины – олицетворение Афин. Лисипп уменьшил голову и туловище фигур по сравнению с ногами и руками. Дерзнувший подобрать флейту Марсий в испуге отпрянул от разгневанной богини. Бронзовое его изваяние (Рим, Музей Терм) — ярчайший образец эллинистического искусства. 470 года (Дельфы, музей), где передача мелких натуралистических деталей (вены, ногти, пушок на висках) не мешает монументальности образа в целом.
Мы верим в его власть, в обретенную им свободу. Конечно, нормы и установки в греческом искусстве менялись на протяжении истории. В центре представлен Аполлон, властно простёрший свою руку.
Эти едва уловимые для глаза отступления от канона имеют решающее значение. Достижения Фидия в Парфеноне были не исчерпующими для его творчества. Кажется, ещё немного и юноша примет какое-то важное решение и побежит дальше. А другой римский историк, Дион, добавляет, что, когда отец одного из казнимых «спросил, можно ли ему хотя бы закрыть глаза, он приказал умертвить и отца».
Аполлон царит над жаркой схваткой, верша ее исход. Знаменитый «Мосхофор» что значит тельценосец (Афины, Национальный археологический музей). Отдельные фигуры прекрасны, например, раненый воин и лучник, натягивающий тетиву. Как видим, подобные статуи использовавшиеся, например, в качестве памятников знаменитым атлетам, облик человеческого тела передают уже гораздо более подробно, однако и они являются своего рода «схемой человека».
На нем был изображен сюжет битвы греков с амазонками. Были попытки алгебраически осмыслить гармонию. Цель его- не воспроизводить фигуру умершего, дабы обеспечить спасительный приют для его «Ка», не утверждать незыблемость установленной власти в памятниках, возвеличивающих эту власть, не воздействовать магически на силы природы, воплощаемые художником в конкретных образах. Девушка взяла кусочек угля и обвела его тень. Гармония создаётся уравновешенностью всех форм, лишённых при этом строгой фронтальности. Я пробыл около него, в нем и с ним целый день.
На этом основании великий греческий скульптор Поликлет (V век до н. э. ) создал скульптуру юноши-копьеносца (V в. до н. э. ), которую называют Дорифор (Копьеносец) или Канон – по названию сочинения скульптора, где он, рассуждая о теории искусства, рассматривает законы изображения абсолютного человека. Тогда Фидия обвенили в безбожии. Статуя эта, о которой упоминает лишь один греческий автор, по-видимому, не считалась шедевром Праксителя.
Преодолеть неподвижность помогает хиазм или иначе, контрапост. Лисипп был уроженцом пелопонесского города Сикион, но много лет жил в Македонии. Перед тем как проститься с Акрополем, взглянем на рельеф балюстрады храма Ники Аптерос, т. е. Расцвет и высочайший подъём греческой скульптуры пришёлся на период ранней и высокой классики (V века дон. э).
Изгнание из Афин, а затем и смерть Фидия не умалили сияния его гения. Первое научное исследование того, что есть гармония, предпринял Пифагор. «Дискобол» изображает атлета, приготовившегося пустить свой снаряд.
Каждую четвертую осень на Акрополь поднималась торжественная процессия граждан. Тончайшей моделировкой, в которой он превзошел всех своих предшественников, оживляя мрамор мерцающими световыми бликами и придавая гладкому камню нежную бархатистость с виртуозностью, лишь ему присущей, Пракситель запечатлел в плавности контуров и идеальных пропорциях тела богини, в трогательной естественности ее позы, во взоре ее, «влажном и блестящем», по свидетельству древних, те великие начала, что выражала в греческой мифологии Афродита, начала извечные в сознании и грезах человеческого рода: Красоту и Любовь. В Древней Греции люди чрезвычайно ценили красоту. Чтобы ее увидеть, многие плавали на Книд. А это, в свою очередь, неизбежно приводило к заимствованию уже найденной формы (с приспособлением к внутреннему содержанию, которое эта форма выражала у ее создателя), т. е.
Cтатуи VII – VI вв. Согласно греческой мифологии, кентавры (полулюди-полулошади) пытались похитить жен горных жителей лапифов, но те уберегли жен и в жестоком бою уничтожили кентавров. мы их прекрасно знаем. Считается, что рассуждения художника можно отнести и к его скульптуре. Покоренные провинции все решительнее проявляли свою волю. Бескрылой Победы (бескрылой, чтобы она никогда не улетала из Афин), перед самыми Пропилеями (Афины, Музей Акрополя). На камее Гонзага — обобщенные образы, навеянные классическими канонами.
«Как глубина морская остается всегда спокойной, сколько бы ни бушевало море на поверхности, точно так же образы, созданные греками, обнаруживают среди всех волнений страсти великую и твердую душу». Не удивительно же, что все это не увлекало греческого ваятеля на путь новых поисков, побуждая его всего лишь «смастерить» статую, которая показалась бы не хуже оригинала Праксителя или Лисиппа. Поликлет любил изображать атлетов в состоянии покоя.
Впрочем, Поликлету не было свойственно жёсткое, механическое следование данной схеме. В знаменитой комедии «Мир» великого современника Фидия Аристофана сказано по этому поводу, что, очевидно, богиня мира близка Фидию и «потому так красива, что в родстве с ним». Кажется, еще секунда и атлет метнет снаряд. Его прославленные при жизни работы известны по мраморным копиям (оригиналы были бронзовые) или не сохранились вообще.
Что же до вопросов взрослых, то нужно иметь в виду, что та идея о разделении человека на душу и тело, которая в христианской антропологии привела, в конце концов, к идее подчинённости тела душе (а ещё позже, в некоторых протестантских ответвлениях и вовсе – к жёсткому табуированию телесного), впервые была чётко сформулирована, пожалуй, лишь у Платона. Вот как описывает это впечатление известный отечественный архитектор А. К. Как не было бы ни статуй беспечных юношей, лениво опирающихся на дерево, ни пленяющих своей лирической красотой обнаженных мраморных богинь, в великом множестве украсивших виллы и парки вельмож в эллинистическую и римскую пору, как не было бы вообще праксителевского стиля, праксителевской сладостной неги, так долго удерживавшихся в античном искусстве, — не будь подлинного«Отдыхающего сатира» и подлинной «Афродиты Книдской», ныне утраченных бог весть где и как. Многие англичане (в частности, Байрон в своей знаменитой поэме «Чайльд Гарольд») сурово осудили его за варварское обращение с великими памятниками искусства и за неблаговидные методы приобретения художественных ценностей.
В материалах агентства "Ридус" упомянуты следующие экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), Исламское Государство (ИГИЛ, ИГ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Славянский Союз». Древнее предание гласит, как появилась первая картина. Да эта белизна пленительна, но она порождена временем, восстановившим природный цвет мрамора. В галикарнасском мавзолее сочетались все три ордера. В настоящее время судить о композиции в целом позволяют её старые зарисовки.
В чем же особенность идеала. Древняя Греция была одним из величайших государств мира. Мы не знаем, кто автор портрета — грек ли, отдавший Риму с его мироощущением и вкусами свое дарование, римлянин или иной художник императорский подданный, вдохновившийся греческими образцами, но крепко вросший в римскую землю, — как неведомы авторы (в большинстве, вероятно, рабы) и других замечательных изваяний, созданных в римскую эру. Древнегреческая культура оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации. Вместе с тем, он сумел объединить все метопы единым композиционным ритмом. к тому, что мы называем академизмом.
Её опережала вазопись, опиравшаяся на уже имеющиеся достижения прошедших веков. В Эллинистическую эпоху число таких статуй выросло.
Значение античности как источника духовных и эстетических идеалов переоценить невозможно. Высочайшими качествами обладают сохранившиеся фигуры восточного фронтона — лежащий Кефал (или Дионис) и сидящие Мойры (или Афродита, Пейто и Диона). Море обозначено волнообразными силуэтами двух дельфинов. В последующие времена точность сохранилась в основе римского художественного портрета.
Античное равновесие между духом и телом явно нарушено в пользу первого. В Сицилии (в Сиракузах) чеканятся замечательные монеты, в которых мы ясно распознаем отзвук пластического совершенства скульптур Парфенона. В двух римских мраморных копиях (в Риме и в Мюнхенской глиптотеке) она дошла до нас целиком, так что мы знаем ее общий облик. Главная героиня произведения – Святая Тереза, погруженная в состояние духовного озарения. Несмотря на все ещё крайне сдержанные движения, в них нет уже никакой застылости. Так можно описать статую Зевса для храма в Олимпии: Огромный четырнадцатиметровый бог восседал на золотом троне и казалось, встань он, распрями широкие плечи – тесно станет ему в обширном зале и низок окажется потолок. Однако в фигуре богини, снимающей сандалию, с большой силой проявляется скорее лирический интимный мотив, свойственный позднее Праксителю.
Вес в точности совпал с весом данного на скульптуру золота. И не напрасно. Сейчас раскрашенные статуи выглядят аляповато и нелепо. Выше ярусов была высокая пирамида, увенчанная четырехконной колесницей (квадригой). Лицо построено правильно, гармонично, согласно греческим образцам. Знаменитый «Дискобол» – его творение.
Ведь Александрия, где преподавал Евклид, была колыбелью названной по его имени геометрии. до н. э. симметричны: одна половина тела – зеркальное отражение другой. На закате эпохи поздней классики трудился еще один известный греческий скульптор – Лисипп. Остались лишь их описания и копии. 430 года, также сохранившийся лишь в многочисленных копиях.
Ни малейшего наклона или поворота головы, но губы раскрыты в улыбке. И то, что композиция ансамбля, подчиняясь природе, зиждется не на симметрии, еще усиливает его внутреннюю свободу при безупречной уравновешенности составных частей. Таков же и торс Милани конца VI века (Флоренция, Национальный музей). Вокруг ствола колонны Траяна, воздвигнутой в начале II в. до н. э. на форуме Траяна, над самой могилой этого императора, вьется широкой лентой рельеф, прославляющий его победы над даками, царство которых (нынешняя Румыния) было, наконец, завоевано римлянами.
Во время ее существования и на ее территории были заложены основы европейского искусства. Не изменяя своим основным закономерностям, дорический ордер здесь как бы впитывает непринужденное изящество ионического, что и создает, в целом, могучий, полногласный архитектурный аккорд такой же безупречной ясности и чистоты, как и девственный образ Афины Парфенос.
Другим примером фронтонных композиций этого времени является скульптура храма Зевса в Олимпии 468—456 годов (Олимпия, музей). Фидий был изгнан из Афин, но невиновность его была вскоре доказана. Скульптор же, в традициях древнегреческой пластики, представил его совершенным атлетом.
Другое подобное произведение хранится в базилике Санта Мария делла Виттория. Скульптура Парфенона сильно пострадала. Но мы даже не знаем имени его создателя. Пусть совершенство истинно великого оригинала и неповторимо, но произведение искусства, являющее новую «вариацию прекрасного», бессмертно даже в случае своей гибели.
Стройный юноша, подобный колонне, принявшей человеческий облик (строго вертикальные складки его одеяния еще усиливают это сходство). Пифагорейская школа считала число основой и началом мира. Новое, свойственное ранней классике понимание гармонии можно увидеть в бронзовой статуе «Возничий» ок.
В каждой из них есть свой оттенок пластического состояния. Сюжеты этих стройных композиций заимствованы из «Илиады». Жуток его пристальный взгляд и чувствуешь, что не может быть пощады от этого совсем молодого властителя (он закончил двадцати девяти лет свою страшную жизнь) с наглухо сжатыми губами, любившего напоминать, что он может сделать все, что угодно: и с кем угодно. Несмотря на подобную мощь бог не выглядел грозным: Фидий создал спокойного, величественного и торжественного Зевса, несколько строгого, но вместе с тем и доброго. Знаменитый «Апоксиомен» (Рим, Ватикан).
600 года (Афины, Национальный музей) и статуя конца VII века (Нью-Йорк, Метрополитен-музей). В раскрепощении движений достигнут несомненный успех. Изображение Фидия на щите и стала причиной конфликта. Однако — как тогда говорили — вслед за ним «прочь ушла» из Афин сама богиня мира Ирина.
Линейная стройность греческого зодчества обнаруживалась в этом памятнике огромных размеров (он, по-видимому, достигал сорока — пятидесяти метров высоты), своей торжественностью напоминавшем заупокойные сооружения древних восточных владык. Свое мастерство он оттачивал изучая канон Поликлета. Самой знаменитой работой Поликлета был бронзовый «Дорифор» (копьеносец) ок. За это бог морей Посейдон послал из моря двух змей и они задушили Лаокоона и его сыновей. Это образ победителя в состязаниях, не прервавшего бег вопреки произошедшей неприятности.
Статуи Поликлета полны напряженной жизни. На неровной возвышенности целостность этого ансамбля воспринимается постепенно. Оказывается, самое прямое, поскольку гармония сфер Вселенной и гармония всего мира выражается одними и теми же отношениями чисел, главные из которых – отношения 2/1, 3/2 и 4/3 (в музыке это соответственно октава, квинта и кварта). Тяжеловестность господствует над соразмерностью.
Помимо фронтонов рельефами украшались метопы дорических храмов. Но уже полностью разоблачителен при всей своей благородной сдержанности портрет преемника Тиберия — Калигулы (Копенгаген, Глиптотека), убийцы и истязателя, в конце концов заколотого своим приближенным. Одним из раннеклассических примером взаимодействия скульптуры с архитектурой являются фронтоны храма Афины Афайи на о. Эгина 500—480 годов (Мюнхен, Глиптотека) изображающие войну греков с троянцами. И правда, ответьте мне всего лишь на один простой вопрос: куда улетит в следующий момент диск, брошенный дискоболом. Тоже идеализированный портрет, но не на классический греческий, а на египетский лад.
Классический идеал победно утверждается в скульптуре. архаическую – улыбку. Сюжет олимпийского фронтона: битва лапифов с кентаврами. Характерные, остро индивидуальные черты, чуть прищуренные глаза, отнюдь не идеальное телосложение.
Позднее, в период классицизма статуи приобретают большее разнообразие форм. Им согрето все греческое искусство последней трети V в. до н. э. Греческий идеал определяется термином калокагатия (греч. Непрерывные войны, междоусобные распри, восстания провинций, бегство рабов, сознание бесправия с каждым веком все более подтачивали фундамент«римского мира». В 460-450 годы в Аттике работал скульптор Мирон из Элевфер.
К произведениях ионийских скульпторов относится кора ( 675) с Афинского Акрополя (музей Акрополя), сохранившая яркую раскраску. Внутрь храма с его статуей Афины войти могли лишь жрецы. Они, значит, полностью трехмерны, полностью раскрепощены. 430 года Иктином.
Среди греков Фидий изобразил себя и любимого им Перикла. Характерно исчезновение архаической улыбки, присутствующей ещё на первом фронтоне. То есть, подобные «3D-иллюстрации» были для древних людей куда важнее, чем для меня в детстве. В чем же, однако, заключался собственно римский вклад в искусство ваяния.
Так европейское искусство начало свой долгий путь от грубых и лишь отдалённо человекоподобных «палеолитических венер» к совершенным в пропорциях работам Мирона, а от них – далее путь, который условно можно было бы назвать дорогой к человеку, – сначала к его телу, а потом и к душе – правда, пока ещё в психологическом смысле этого слова. Так, например, все многочисленные куросы по какой-то необъяснимой причине стоят в одной и той же позе – прижав руки в туловищу, выдвинув вперёд левую ногу самые последние подозрения в портретности окончательно развеиваются при взгляде на их лица – с одинаково отсутствующим выражением и губами, растянутыми в жутковатую – т. н. Только он, бог света, спокоен среди бури, бушующей рядом, где каждый жест, каждое лицо, каждый порыв дополняют друг друга, составляя единое, неразрывное целое, прекрасное в своей стройности и исполненное динамизма. К аттическим куросам относятся так же статуя с мыса Сунион ок. Лишь лицо обладает портретным сходством: спокойный взгляд, характерная челка.
Скопас, Пракситель и Лисипп — величайшие греческие ваятели поздней классики. Одна из Побед (их несколько на балюстраде) развязывает сандалию. Вальдгауэром: «Рим есть как индивидуальность Рим есть в тех строгих формах, в которых возродились под его владычеством древние образы Рим есть в том великом организме, который разнес семена античной культуры, давая им возможность оплодотворить новые, еще варварские народы и, наконец, Рим есть в создании цивилизованного мира на основании культурных эллинских элементов и, видоизменяя их, сообразно с новыми задачами, только Рим и мог создать великую эпоху портретной скульптуры». Человеческая фигура строится Лисиппом по-новому, не в ее пластическом синтезе, как в изваяниях Мирона или Поликлета, а в некоем мимолетном аспекте, такой именно, как она представилась (показалась) художнику в данное мгновение и какой она еще не была в предыдущем и уже не будет в последующем.
Чисто римская доля, внесенная в сокровищницу мировой культуры, прекрасно определена (как раз в связи с римским портретом) крупнейшим знатоком античного искусства О. Ф. Этот образ — один из самых пленительных в мировом искусстве. Метопы храма посвящены подвигам Геракла. Представление о подлинной пластике мастера даёт бронзовая статуэтка юноши 3-й четверти V века до н. э. (Лувр). Молва объявила статую Зевса одним из семи чудес света. Или же к эклектизму, т. е.
В нем, особенно в скульптуре, воплощен идеал человека. И ни с одной стороны вызываемый ею восторг не меньше». И вот он сам, главный властелин — Диадох. Она стояла внутри храма и была несказанно прекрасна.
510 года (Халкида, музей). Точность, окрыленная творческим вдохновением и замечательным мастерством. Полулежащий юноша, герой или бог (быть может, Дионис), с побитым лицом, обломанными кистями рук и ступнями. Дискобол (иначе, метатель диска) запечатлен в то мгновение, когда, откинув назад руку с тяжелым диском, он уже готов метнуть его вдаль. Боясь народного возмущения, лорд Эльджин вывез ночью всю свою добычу в Англию.
Современником Фидия, мастером второго направления был Поликлет. Он дружил с Александром Великим и делал его скульптурные портреты. Причиной этому послужил щит Афины. В рельефе колонны Траяна мы видим римские и варварские лагеря, приготовления к походу, штурмы крепостей, переправы, беспощадные бои.
— И это неудивительно. «Отцов он заставлял присутствовать при казни сыновей, — пишет Светоний, — за одним из них он послал носилки, когда тот попробовал уклониться по нездоровью другого он тотчас после зрелища казни пригласил к столу и всяческими любезностями принуждал шутить и веселиться».
Современники отмечали, что работы Лисиппа в отличие от «Дорифора» производили впечатление более компактных и сбалансированных. И в конце концов они подорвали объединяющую власть Рима. За редким исключением статуи приобретают соразмерный человеку масштаб.
Улыбка словно изнутри освещает скульптуру выражением радости жизни. Книдская Афродита известна нам только по копиям да по заимствованиям. К более поздним работам Поликлета относится Диадумен ок. Но можно сказать без преувеличения: доведенное до совершенства искусство ярко индивидуализированного портрета, полностью обнажающего внутренний мир данного человека, — это, по существу, римское достижение. Пергамские ваятели создали замечательные статуи сраженных галлов. Первые из дошедших до нас греческих скульптур еще явно отражают влияние Египта. В основе композиции – принцип перекрестной неравномерности движения тела: левая сторона (рука, держащая копье и отставленная назад нога) расслаблена, но одновременно в движении в противоположность напряженной и статичной правой (опорная нога и выпрямленная вдоль тела рука).
Фронтон при этом обрушился и разбился. Но жители Коса эту статую признали серьезной и скромной отвергнутую ими купили книдяне. Город Пергам, столица обширного малоазийского эллинистического государства, славился, как и Александрия, богатейшей библиотекой (пергамент, по-гречески «пергамская кожа» — пергамское изобретение), своими художественными сокровищами, высокой культурой и пышностью. «Часто люди считают это китчем, — говорит Винченц. Группа «Афина и Марсий» представляет миф о флейте, проклятой Афиной потому, что при игре на ней раздувались щеки и уродовалось лицо. От созданного им или под его прямым руководством скульптурного убранства храма Афины в Тегее (Скопас, прославившийся не только как ваятель, но и как зодчий, был и строителем этого храма) остались лишь несколько обломков.
На этом пути искусство впервые обретает особое, лишь ему присущее назначение. Сталкиваясь со скульптурами Древней Греции, многие выдающиеся умы выражали неподдельное восхищение. Это победитель в состязании.
Ведь не грешил против реализма Пифагор Регийский, запечатлевая в едином образе два разных движения. Существует три основных стиля таких сооружений.
Особое состояние «героического минора», переданное благодаря вниманию к оттенкам пластической формы, присутствует в «Раненой амазонке» (мраморная копия в Метрополитен-музее, Нью-Йорк). Со слов древнего автора, было известно, что статуя Праксителя «Гермес с Дионисом» стояла в храме в Олимпии.
Но до нас дошли и более ранние произведения. Лучшие памятники древнегреческой скульптуры были созданы в V в. до н. э. Заслуживают внимание статуи и рельефы других построек афинского Акрополя. По преданию мастер был любимым творцом Александра Македонского.
Бронза становится излюбленным материалом ваятеля ибо металл покорнее камня и в нем легче придавать фигуре любое положение, даже самое смелое, мгновенное, подчас даже «выдуманное». Несмотря на все достежения Фидия, общественность Греции смогли настроить протев него. Римляне не только навезли великое множество греческих статуй (кроме того, они привозили и египетские обелиски), но в самых широких масштабах копировали греческие оригиналы.
Ведь Пракситель этой статуей создал славу Книду. Самой известной скульптурой Поликлета считается «Дорифор» или «Копьеносец». Все эти скульптуры погибли и тем не менее.
И ее слава была неизмеримо выше. Юноша погиб. Скорее он имел в виду канон как общий принцип расшифровки структуры человеческого тела. Август-оратор обращается к народу. Скованные позы, вытянутые руки прижаты к мускулистому телу.
Пушкина). Она были лишена симметричной застылости. Скромный, хотя и сознающий свою победу юноша, озаренный славой. С восточной стороны действие заканчивалось фигурами пирующих богов. А. С.