Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Поняв, что скачущие матиссовские танцоры проиграют мощной «Гернике», кураторы выставки решили заменить «Танец» на «Фею электричества» Рауля Дюфи. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Сразу же после завершения панно, получившего название «Парижский танец», художник пытается заинтересовать им публичный музей или владельцев открытого частного собрания.
Его «натуралистическая кадриль» – это всегда яркая эмоция, накаленная динамика, разгул «животных страстей». В «Настурциях» сознательно созданный эффект «картины в картине» выявляет намерение художника вывести фигуры «Танца» из картинной плоскости в реальный мир. Включая в композицию собственное панно Танец" II (Музей современного искусства, Нью-Йорк), Матисс вводит в работу интригу, создавая эффект картины в картине". Соразмерный ему эскиз, созданный в 1909 году (МoMA, Нью-Йорк), оставался в мастерской Матисса в Исси-ле-Мулино под Парижем. По возвращении из Америки Матисс принялся доделывать первый вариант «Танца». В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро.
В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. Вдохновляли его не только сюжеты, увиденные в кабаре и салонах. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Доминика и Девы Марии. Барнс был счастлив: «Теперь это помещение вполне можно назвать собором. Возникает новый мотив: написанные на холсте фигуры «Танца» как бы кружатся вокруг треножника с вазой с настурциями, что и отразилось в историческом названии картины – «Танец вокруг настурций».
В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). В 1930году американским коллекционером Альбертом Барнсом было заказано масштабное панно «Танец». В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Ж. Помпиду, Париж). Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). – Синий цвет передает небо, розовый – тела танцовщиков, а зеленым цветом изображен холм». Матисс говорил, что для него это был новый старт, так же как в эпоху фовизма, когда необходимо было уйти от сложности и утонченности к элементарным принципам – чистому цвету, форме и движению, к «материалам, возбуждающим чувства».
По его замыслу, человек, входящий в дом с улицы, должен был проникнуться «чувством облегчения», вот таким образом для первого этажа Матисс выбрал сюжет с танцем. Теперь Матисс наконец-то мог вздохнуть полной грудью, ведь ему было на что жить. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Другую, знакомую многим картину под названием «Голубые танцовщицы» написал Эдгар Дега. Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка. Больше Матисс никогда не видел свой «Танец».
В зале установили специальное освещение и продлили вход на выставку до полуночи, чтобы все желающие могли посмотреть «Танец», прежде чем панно отравится в Штаты. 4 мая Матисс отплыл в Нью-Йорк вместе с аккуратно уложенными в трюме панно. Удивительная вещь – танец: жизнь и ритм.
В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Знаете, недостатка идей у меня не бывает. Тема панно — танец. Танец для Матисса продолжится и в балетном театре. У создания картины «Танец» своя необычная история. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи.
Его также очень интересовала проблема костюма для настоящего и механического соловья. Ваша живопись лучится красками, словно витраж». Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. Сам Дега говорил: «Меня называют живописцем танцовщиц. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. И, кажется, миг и танец поднимет тебя к небу.
Несмотря на серьезную разницу в эстетических воззрениях — в отличие от Матисса Пикассо всегда интересовала форма — последний увидел в лице француза соперника. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Пикассо был молод, с трудом говорил по-французски и жаждал славы.
Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. 1901-04 — годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Кажется, случайно подмеченный эффект танца" написанных на холсте фигур вокруг реальной вазы с цветами разрушает границу между реальным и воображаемым художником миром энергия танца" буквально выплескивается на зрителя. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им.
Выбор стиля и сюжета панно Барнс полностью предоставил Матиссу, который сразу решил, что будет писать «Танец». Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Образ танцовщиц часто встречается в работах современных авторов.
Посетив его в прошлом году, я понял, что он горит желанием оформить какой-нибудь балет. Другие же, как говорит куратор выставки Анн Балдассари, «приходили посмеяться над Щукиным». И он решает возвратиться к первоначальному полотну, ждавшему его в мастерской-гараже. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Второй вариант был забракован из за ошибки Матисса в размерах помещения.
Предыдущий (второй) вариант был дописан и в 1936году был куплен Музеем современного искусства Парижа. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Самая первая неоконченная версия, считается лишь этюдом к картине. Художник беспристрастен и объективен. Полотно прибыло в Москву не сразу: Матисс решил показать его в Осеннем салоне 1912 года. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Барнс заказал Матиссу настенные панно, втрое превышавшие по размерам щукинские «Танец» и «Музыку» вместе взятые. Новый, более свободный и более лиричный «Танец» Матисс набросал в начале июля с поразительной скоростью. Первый раз он поместил хоровод в танцем в «радости жизни», которая теперь висела в Мерионе у Барнса.
В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Сергей Щукин получил картину лишь осенью 1913 года. Он искренне увлекся идеей создания декораций для Песни соловья. В 1930 после путешествия на Таити Матисс приступил к созданию панно для галереи Альберта Барнеса в Мерионе (около Филадельфии, штат Пенсильвания). Именно эта картина когда-то вдохновила Сергея Щукина, заказавшего в 1909 году Матиссу первый «Танец».
Панно Танец» художник стремится показать, что любое произведение искусства (в данном случае работа самого Матисса «Танец») создает вокруг себя особую одухотворенную среду. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В середине ноября, закончив «забракованный» «Танец», Матисс привез его в свою мастерскую и повесил на стену «словно театральный занавес»). Панно должно было экспонироваться летом 1937 года на «Выставке независимого искусства 1895-1937» в Пти-Пале.
Выбор сюжета и техники заказчик оставил Матиссу. Матисс и Пикассо должны были занять в экспозиции достойное место.
В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». «Я смотрел, как танцуют, – пишет Матисс. В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде.
Работа над декоративным панно для Барнса приближалась к завершению и вскоре «Танец» был представлен публике в Париже в галерее Жоржа Пти. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. В своем собрании Щукин видел и просветительскую роль. Доминика и Девы Марии. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах.
В начале 1931, сняв под мастерскую гараж, художник приступает к осуществлению грандиозного танцевального замысла. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Вот что пишет один из современников: «Мы видели в Осеннем салоне удивительное полотно «Танец». В субботу 13 мая первое из трех панно было установлено. В 1920 году художник создаст декорации и костюмы к спектаклю «Песнь соловья» на музыку Игоря Стравинского (Русский балет Дягилева).
В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Первоначально предполагалось, что «Танец» займет почетное место в павильоне Франции, однако первенство здесь осталось за Раулем Дюфи и его «Феей электричества», а панно Матисса находились в запасниках до конца 1970-х годов, когда они впервые были выставлены на всеобщее обозрение. Существует три варианта картины «Парижский танец». Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств».
Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
Задник был белым, на трех падугах были нарисованы черные зубчатые края. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Образы молодых танцоров – символ чистоты и красоты», – рассказывает художник. «Этот танец, – говорил Матисс, – долго жил во мне, я уже поместил его в Радости жизни, моей первой большой композиции».
Его «Танец» существует в двух вариантах, один из которых находится в петербургском «Эрмитаже». Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. «Мною владел ритм танца, который вел меня», – признавался он позже. Взбешенный заказчик в тот же день отплыл во Францию и 4 марта 1932 года уже беседовал в Париже с художником. Напряженная работа по сложению из бумажных фрагментов окончательного облика панно растянулась более чем на год.
У Матисса они уже готовы. Он демонстрирует красоту женского тела в классическом понимании эстетских стандартов. А вопрос, который меня волнует, – «Где найти время. », – рассказывает художник Брюс Холверда, автор серии сюрреалистичных работ с танцорами в главной роли.
Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. «Просто я очень люблю танец.
Когда ты кружишься, кружишься в бесконечном цветном хороводе. «Никто не решал проблемы формы и цвета таким образом ни до, ни после него», – заявил сюрреалист Андре Массон, наблюдавший, как Матисс дирижирует своей указкой – словно настоящей волшебной палочкой» («Я должен был перестраивать свою работу как постановщик Она чем-то походила на бесконечную киносъемку, но здесь я зависел от архитектуры и она задавала тон. Интересный факт: бразильские СМИ заподозрили создателей логотипа Олимпиады-2016, которая должна пройти в Рио-де-Жанейро, в плагиате – якобы визуализация заимствована у американского благотворительного фонда Telluride Foundation, логотип которой в свою очередь имеет очевидные сходства с «Танцем» Матисса. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Есть и другие отзывы. Именно в этой технике выполнены иллюстрации к книге «Джаз» (Le Jazz), которую Матисс не только оформил, но и написал.
Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Коллекционер предложил или сделать панно поменьше или нарисовать женщин в платьях.
Этот царственный арабеск, этот захватывающий изгиб идущий от повернутой головы к выпуклости бедра и нисходящий вдоль вытянутой ноги, воплощает для меня оргиастический дифирамб, в котором Ницше воспел энтузиазм молодой Эллады». – Как только я увидел панно на месте, я почувствовал, что оно отделилось от меня У меня в мастерской оно было просто живописным холстом, а в музее Барнса стало тяжелым, твердым как камень – казалось, что оно сделано одновременно со зданием». Художнику уже шел седьмой десяток.
На абстрактно-геометрическом трехцветном фоне панно «Танец» изображены безликие белые фигуры в разнообразных движениях.
Русский прямо обезумел от вашей картины. Пять женских фигур не совсем пропорциональны, но они завораживают своей естественностью. Русский уже сейчас заплатил за картину «Игра в шары». Построение композиции нужно было начинать заново. Центральным произведением объединенной этим мотивом группы работ выступает всемирно известное панно «Танец» (ныне в Эрмитаже, Санкт-Петербург) исполненное в 1910 году для лестницы особняка С. И. 1912В картине «Настурции. Танец — это слаженное взаимодействие персонажей, а рисунок их тел образует гигантский орнамент. В ходе создания панно «Танец» Матисс познакомился с Лидией Николаевной Делекторской, которую нанял в качестве секретаря для наведения порядка в многочисленных эскизах.
Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Художник отправлялся в Америку, ожидая за океаном шумный прием и внимание прессы и публики. Ж. Помпиду, Париж). Это содержание картины обретало особый смысл в доме Сергея Щукина, где находилось знаменитое панно Танец" (ГЭ), доме, ставшем одной из первых в мире целостных реализаций художественной концепции Матисса. Щукина зрители назвали собирателем хлама и обвинили в безвкусице.
Слева большая фигура увлекает всю цепь. Правда, он написал художнику, что не может повесить такую картину у себя на лестнице. До конца его жизни (и жизни Матисса) фонд в Мерионе было позволено посещать только по личному разрешению владельца, который из принципа отказывал в этой возможности не только журналистам, но и коллекционерам, кураторам и просто любителям живописи. Лотрека привлекало сценическое действие и танец как таковой.
Яркое солнце, сладкие финики, пестрые ткани и расписная керамика — эта настоящая восточная сказка навсегда пленила сердце художника, оказав огромное влияние на его творчество. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Стоит отметить, что тема танца поднималась в искусстве не единожды.
В картине «Настурции. Визит Матисса был недолгим — всего пару недель. Закончив первые «неудавшиеся» панно с шестью скачущими фигурами, которые стали еще более возбужденными и агрессивными, он приступил к варианту номер два второй серии холстов.
«Люди всегда интересуются, как мне приходят идеи и что я вообще изображаю. Его полотна изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. Заказ на декоративное панно с танцевальной темой Анри Матисс (фр. HenriMatisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция – 3 ноября 1954, Ницца) получает от Щукина в 1908 году и сразу же начинает писать эскиз «Танца». Доминика и Девы Марии. Память о старых мастерах и предшественниках сохранится надолго. Художник обратился к своей любимой теме— теме танца. Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара. Какое упоение.
Еще в 1980-е годы его коллекция оставалась по-прежнему труднодоступной для публики. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Картина была переписана заново и отдана заказчику. Через шесть месяцев работы Матисс решил использовать для работы абсолютно новый метод.
Лидия также ухаживала за его супругой, слабеющей здоровьем и утратившей былую красоту. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им.
В отличие от современного ему кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, а основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи. Летом 1936 года первая версия мерионского «Танца» была куплена Музеем современного искусства города Парижа. Экспрессивный ритм композиции задается не только мощными фигурами танцующих, обладающих почти космичностью, но и стремительно убегающей диагональю плинтуса пола.
Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. Я выбрал Идзиковского на роль механического соловья и Карсавину – на роль настоящего. Матисс задумал ее как неотъемлемую часть постановки. Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством П. Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), П. Сезанна.
Панно Танец» художник стремится показать, что любое произведение искусства (в данном случае работа самогоМатисса «Танец») создает вокруг себя особую одухотворенную среду. Когда началась Октябрьская революция, Щукину пришлось спешно покинуть Россию. Мне легко жить с танцем», – скажет он при создании «Танца» для Москвы. Скандал, вызванный появлением дерзких полотен на Осеннем сезоне, был только на руку «дикарям».
Прекрасный рисовальщик, Матисс был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Анри Матисс не был исключением. По его мнению, они должны были быть просты и элегантны. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Границы между уже подготовленными панно были меньше, чем следует. Еще одна встреча с балетным театром и хореографом Леонидом Мясиным произойдет в 1939 году.
Уже к ноябрю Матисс завершает «бумажный» вариант композиции, который тщательно переносит на новые, специально заказанные холсты. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Вместе с панно «Разговор» (Эрмитаж) и «Уголок мастерской» (ГМИИ) они образовали триптих, помещенный на торцовой стене Большой столовой в доме коллекционера. Тогда он придумал особую технику декупажа (papier decoup) — составление ярких сюжетов из обрезков предварительно выкрашенной гуашью бумаги. Даже цветные репродукции «Танца» (равно как и «Радости жизни» и других картин) были запрещены.
В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Вернувшись в Ниццу, Матисс приколол репродукцию щукинского панно на стену в гараже и вчерне набросал серию «вариаций на тему» нового «Танца». «Я был готов исполнить столько декоративных росписей, сколько бы мне заказали», – смиренно говорил он позже. Хотя Матисс никогда прежде не делал эскизы для каких-либо сценических постановок, его декорации, выполненные с минимумом украшений, обладали всем очарованием и утонченностью придуманного Андерсеном китайского императорского дворца. Она же стала сиделкой для его супруги во время ее болезни.
Она позировала ему каждый день и приводила в порядок его дела. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Для второго этажа художник придумал сюжет с музицирующими и слушающими. «Он больной, – написал Матисс дочери. Все просто. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им.
Матисс обожал ее, а Лидия преклонялась перед ним. Первым пунктом назначения стал Алжир. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. В Ниццу он вернулся подавленным, с трудом понимая, что же на самом деле произошло. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Но не все так зло набросились на «Танец» Матисса.
Колористическое решение произведения лаконично, цвета разделены почти по символическому принципу: на активные (розово-красные) и пассивные (синие). После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. Барнс, как показало время, оказался верен своему слову. Матисс получил от него крупные заказы. Композиционно картина восходит к «Радости жизни», где на дальнем плане кружится хоровод. Несмотря на известность, что Матисс приобрел, «прогремев» на Осеннем салоне 1905 года, его финансовое положение оставалось стесненным.
Мастер вскоре стал включать его в композиции, продолжающие начатую тему. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Панно Танец II» также предшествовал подготовительный эскиз (музей Метрополитен, Нью-Йорк), отличающийся большей скованностью и схематичностью. На первом эскизе он изобразил огромные фигуры, поглощенные танцем, «выходившим» за границы трех огромных арок, составлявших это декоративное панно.
Художник сделал несколько эскизов. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Художник не изменил своей страсти и вновь, как и двадцать лет назад изобразил танец. Впервые в работе над панно он применил технику «декупаж» — коллаж из вырезанных бумажных фрагментов, которая позволила в результате долгих поисков найти идеальную компоновку фигур: прикрепляя к холсту вырезанные силуэты, автор мог бесконечно менять их положение на плоскости, добиваясь максимальной выразительности. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.
«Танец написан мной всего тремя красками, – скажет Матисс. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Все это между нами – главное то, что он дал мне возможность выразить себя в огромном масштабе и признал, насколько был на это способен, блестящий результат моей работы.
«Танец» появился на стене дворца Токио только в 1977 году. Декоративное полотно следовало уместить в арочных сводах над окнами. И хотя эта работа прекрасна, Матисс ею недоволен и не думает ее отдавать». Он прожил еще 13 лет. Темой его панно для Барнса, как когда-то для Шукина, станет танец. Не секрет, что известность автору принесла серия работ, посвященная ночной жизни Парижа. «Балет – это идеальное сочетание визуальной и исполнительной составляющих.
Ж. Помпиду). Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Так просто, наивно, что замирает сердце. Ж. Помпиду, Париж). Ж. Помпиду, Париж). Так в его творчестве появляется и стремительно набирает обороты балетная тематика.
На их исполнение у художника должно было уйти по меньшей мере двенадцать месяцев, однако Матиссзапросил за панно всего тридцать тысяч долларов (небольшой холст Матисса обошелся Барнсу в том же году в половину этой суммы). Для экспонирования панно был выстроен специальный зал. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898. Ж. Помпиду). В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.
В начале работы Матисс использует технику гуашного декупажа. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Сергею Щукину понадобилось много смелости, чтобы привезти и повесить в своем доме «каннибалистические» ню. По одной из версий, в основе композиционного решения лежит древнегреческая вазопись, по другой – автора вдохновили «Русские сезоны» Дягилева.
Какая вакханка. Полотна «Танец» и «Музыку» он вывести не успел и они направились в Эрмитаж. В его мастерской появляются ученики из разных стран. Матисс своим смелым решением отбросить лишнее принес своей картине небывалую славу. И он отправился путешествовать. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи.
Художник избегал показывать результаты и не сообщал об изобретенной им необычной технике. В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул Сергей Щукин. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.
Она дала ему возможность соединить рисунок и цвет в единое целое. Танцевальная тема продолжает волновать художника. Такая возможность представилась лишь в 1936 году, когда «Танец» (три панно) будет приобретен парижским музеем Пти-Пале на средства, выделенные для проведения Всемирной выставки 1937 года. Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового тона. Над керамической крышей изображающей небо с облаками, парит ажурный крест над входом в капеллу — керамическое панно с изображением св. С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах.
Так появились на свет две самых известных работы Матисса — «Танец» (La Danse) и «Музыка» (La Musique). Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Здесь есть нечто из тех цветных снов, которые порой снятся в детстве.
Неистовый хоровод на синем фоне заставляет кружиться розовые тела. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Знакомство Матисса и Пикассо произошло в салоне Стайн на Рю де Флёр в Париже.
Гневная телеграмма Барнса «Вы допустили грандиозную ошибку» лишь подтвердила опасения, что он ошибся в размерах почти на целый метр и двенадцать месяцев проработал зря. К работе с бумажными силуэтами Матисс еще обратится в своем творчестве позднее. Тема панно — танец. Работа близилась к завершению, когда в январе 1932 выяснилась ошибка в измерениях ширины оснований сводов – почти на полметра. Для людей искусства это было тяжелое время.
Анри Матиссу (Henri Matisse) удалось приобрести известность и немного поправить финансовое положение, что дало ему возможность продолжить занятия живописью. Кружащийся на вершине холма хоровод захватывает своей легкостью и простотой. И вот теперь, вернувшись из Мериона к себе в Ниццу, Матисс приступает к мерионскому «Танцу».
Право выбора темы и техники заказчик предоставил живописцу. Тема панно — танец. «Танец» написан с помощью всего лишь трех цветов – красного, зеленого и синего. По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера. В героинях его полотен сочетается грациозность и непосредственность, погруженность в процесс и ощущение постоянного присутствия зрителя. Матисс объяснял, что таким образом он хотел «обратиться к новой публике в Америке».
Перед отправкой в Россию панно «Танец» было выставлено в Париже на «Осеннем салоне». Щукина. Заказы поступали со всех уголков света и вскоре ему понадобилась помощь.