Вне Франции можно отметить влияние Руссо и его последователей на культуру Германии (Кант, Фихте, Гете, Шиллер), Италии (Уго Фосколо), Англии (Голдсмит, Бернс, Байрон, Шелли, Вордсворт), России (Н. Меняющиеся оттенки причудливых растений создавали ощущение зрительной удаленности.
Большой интерес представляет его серия новелл под названием «Современницы» (1780 — 1783, т. 1 — 42), которая посвящена главным образом положению женщины, ее важной роли в обществе — в труде, в быту, в семье. В Савойе он принял католичество. Причудливость и густота растений облегчали Руссо решение проблемы построения пространства. Вот почему Руссо всегда будет верен новому «салону без жюри». В нем с удивительной правдивостью отражена жизнь людей светского общества.
История о том, что в армейские годы он был членом экспедиционного корпуса, направленного в Мексику (Mexico), никем не доказана. Жан-Жак Руссо (Jean-Jacques Rousseau, 1712 — 1778) в большей мере, чем кто-либо из французских просветителей, может быть назван предтечей идейным провозвестником Французской революции. Один из них — Луи-Себастьен Мерсье (Louis Sebastien Mercier, 1740 — 1814). Вторжение цивилизации в жизнь Поля и Виргинии оказывается губительным.
Пышность и красочность растительности всегда зависят от цвета. Это был долгий и, по мнению Руссо, самый счастливый период в развитии цивилизации, названный им «юностью человечества». Уверенность в собственной гениальности позволила ему стать целеустремленной личностью, стойкой, как скала, а почти детская наивность – незаурядным художником. Зрителям они казались пришедшими из тропических лесов.
Сословные предрассудки подвергаются прямому осуждению (особенно в письмах Эдуарда Бомстона, друга Сен-Пре, которые представляют собой целые трактаты). Там и была написана первая часть «Исповеди». Руссо подробно описывает свои поступки, он их объясняет особенностями своего характера.
Противоречия между природой и цивилизацией Руссо считает возможным разрешить их слиянием: общественные учреждения, науки искусства, а главное, отношения между людьми должны проникнуться «естественной нравственностью» тогда общество станет второй природой для человека. Однако первые признаки цивилизации (появление огня изобретение орудий труда, оружия для защиты и нападения) вносят известное расслоение среди людей и порождают неравенство. Несмотря на постоянное недомогание (у Клеманс туберкулез), она помогает мужу зарабатывать деньги, без устали занимаясь шитьем. Эти успехи отмечены в его биографии не только потому, что он всемирно известный художник, но и то, что он – автор вальса «Клеманс», названного по имени первой жены. Наиболее полно свое отношение к религии писатель выразил именно в этом романе, в разделе «Исповедание веры Савойского викария».
Шесть частей романа разбиваются на две книги. Но дело, увы, прогорает и отныне в доме Руссо поселяется бедность. Дикарь лишен инстинкта общественности, он не создан природой социальным существом у дикарей нет языка, они не ведут «оседлого» образа жизни.
К описанию картин коммунистической общины Ретиф де Ла Бретон обращается не раз. Выразил это Руссо за несколько месяцев до своей смерти, когда он создал Сон. В романе «Поль и Виргиния» (1778), который первоначально входил в четвертый том «Этюдов о природе», с наибольшей полнотой отразилось мировосприятие автора, основанное на сочетании культа природы и чувствительности. В 1885 ушел в отставку и занялся живописью.
А в романе «Южное открытие» (1781) прославляется вслед за Руссо идеальная жизнь на лоне природы, свободная от развращенного влияния преступной цивилизации, т. е. подлинный золотой век. Глубокий самоанализ сочетается в «Исповеди» с пониманием ценности духовной жизни человека, его достоинства и значимости. Он рассматривает последовательные этапы в развитии человечества и начинает с изучения дикаря, «естественного человека» и «естественного состояния». Первые шесть книг «Исповеди» исполнены оптимизма, восторженного отношения к жизни и людям последние шесть проникнуты горечью, подозрительностью. Речь идет об отношениях и между слугами и господами (которые заключаются в выполнении взаимных обязанностей, в совместных развлечениях) и между родителями и детьми (воспитание — это прежде всего формирование характера и ума, а не формальное обучение наукам) и между мужем и женой (которые строятся на взаимном доверии и уважении).
В 1758 г. он пишет ответ на статью дАламбера о Женеве, предназначенную для «Энциклопедии». В трактате «О театре или Новый опыт о драматическом искусстве» (1773) Мерсье отмечает, что Руссо не отрицает театра вообще, но отвергает те принципы, которые определяли содержание пьес и спектаклей, по ним поставленных. Так Руссо вступил в последний период своей жизни, апогеем которого стала картина Сон. Несмотря на сарказм публики и критики, Руссо не сдается.
В то время, когда Альфред Жари знакомится с Руссо известное произведение «Король Убу» (1896), которое сделает его основоположником театра абсурда, еще не иаписано. Это сочинение стало причиной того, что Руссо полностью отошел от энциклопедистов порвал он и с Вольтером, который резко отвергал многие воззрения Руссо, что в дальнейшем вызвало резкую полемику, названную «ссорой философов» Руссо много работает, его сочинения, особенно «Эмиль» (1762), вызывают активные преследования властей и Руссо вынужден вновь оставить Францию. В своем семействе она ощущает полноту сердца, а это — тоже состояние любви. было поистине огромно. Руссо принял участие в конкурсе, объявленном Дижонской Академией наук и создал два своих знаменитых «Рассуждения».
Однажды Жарн заказал художнику свой портрет. Руссо не стал «заморачиваться» техникой и законами перспективы, а передавал ее с помощью оттенков интуитивно учитывая изменение цвета по мере удаления от объектов. В своих драмах («Разрушение Лиги или Сдача Парижа», 1782 «Портрет Филиппа II, короля испанского», 1785 и др. ) он обращается к истории, чтобы найти в ней причины существующего зла и с ее помощью бороться против фанатизма и тирании.
«Рассуждение о причинах и основаниях неравенства среди людей» (1755) свидетельствует о том, что Руссо увидел оборотную сторону буржуазного прогресса. В нем с наибольшей четкостью проявился и творческий метод Руссо: основные проблемы — культ добродетели и природы — решаются в романе с помощью «сердечного воображения» герои романа стали идеальным воплощением концепции человека в понимании Руссо чувствительный аспект проявляется в описании волнений сердца, патетики любви, отчаяния страсти в романе выражена душа автора, его повествование «жжет бумагу». Теперь становятся более заметными их природные физические и умственные различия.
Мерсье писал также литературно-критические, философские, лингвистические труды. В романе «Совращенный поселянин или Опасности города» (1775) главной темой становится типично руссоистская тема столкновения добродетельного, не искушенного соблазнами цивилизации крестьянина Эдмона с пороками, царящими в Париже: доверчивый Эдмон делается преступником им овладевают дурные страсти. В большой композиции Сон (1910, Нью-Йорк, коллекция Дженис) сочетание реальных и воображаемых пространства и времени предвосхищает опыты сюрреализма. На одной из дверей табличка – «Уроки риторики, музыки, рисования, сольфеджио».
Роман эпистолярный: форма писем придавала его повествованию ощущение достоверности, правдивости и помогала глубоко проникнуть в мир человеческих переживаний. Социально-политические идеи Руссо получили отражение в теории утопического коммунизма, сформулированной Габриелем Мабли (1709 — 1785) Они оказали также большое влияние на деятелей Французской революции, определив многие важнейшие принципы Декларации прав гражданина и человека, взгляды представителей различных течений в революции. 1782 — 1789), которую признают самой искренней автобиографией в мировой литературе. В 1891-м была выставлена его картина Тигр в тропический шторм (известная как Surprised. Создается впечатление, что мы не в Париже, а где-то в провинции. Деятельность Мерсье и его творчество отличались большой разносторонностью, но всюду он проводит идеи Руссо, касается ли это отношения к проблемам природы, государства и права, религии, морали, воспитания и т. д. В философском романе «Дикарь» (1767) устами индейца Задзема повествуется о «естественной» жизни в нетронутых лесах Америки, полной безоблачного счастья, до тех пор пока страна не стала жертвой колонизаторов, принесших с собою все ужасы цивилизации.
Чувство долга и лежит в основе добродетели, без которой «нет жизни порядочному человеку». Вскоре Руссо, однако, возвращается во Францию. Особое внимание уделяется воспитанию женщины.
За это время он закончил «Исповедь», написал несколько философских сочинений. В 1871 году Анри Руссо устраивается на работу в таможню Акцизного департамента (в XIX веке ввозимые в Париж товары облагались налогом). Люди изощренного ума, лицемеры, воплощение коварства и жестокости, они умеют проникнуть в души других.
В этом «Письме дАламберу о зрелищах» Руссо решительно и резко отверг предложение дАламбера открыть в Женеве театр. Сама Юлия испытывает уважение и доверие к мужу, она любит детей и обретает новое счастье в выполнении обязанностей жены, матери, хозяйки дома. Последователем Руссо был Пьер-Амбруаз-Франсуа Шодерло де Лакло (Pierre-Ambroise-Francois Choderlos de Laclos, 1741 — 1803), автор единственного романа, который прославил его имя, — «Опасные связи» (1782). Одним из самых пламенных почитателей и последователей Руссо был Жак-Анри Бернарден де Сен-Пьер (Jacques-Henri Bernardin de Saint-Pierre, 1737 — 1814), оставивший большое творческое наследие: книгу очерков «Путешествие на Иль-де-Франс» (1773), философские сочинения «Этюды о природе» (1784 — 1787), «Гармонии природы» (1815), повесть «Индийская хижина» (1791), рассказ «Суратская кофейня» (1791). Работы Руссо пришлись по вкусу Пабло Пикассо (Pablo Picasso). С 1886-го Руссо регулярно выставлялся в Салоне независимых (Salon des Indpendants), хотя его работы не выходили на передний план.
В 1898 году Анри Руссо, свободолюбивый массон, венчается с ней в церкви. Вот таким образом герои вынуждены прибегать к притворству, расчету, чтоб быть вместе, быть счастливыми они нарушают не только несправедливые социальные законы, но и законы «божеские и человеческие» (связь Юлии и Сен-Пре получает огласку, это вызывает болезнь и смерть матери Юлии выходя замуж, Юлия поначалу была готова к любви втроем, впоследствии она ужасается своей готовности предаться греху). По существу, это подробно изложенная идеальная конституция, которая, по убеждению писателя, может обеспечить любому государству максимум свобод и равноправие граждан. Однако и родина закрыла перед ним двери.
Рожденный в Лавале в 1844 году в семье с отчаянно скромными доходами, он вынужден был изначально посвятить себя не тому ремеслу, к которому влекла его любовь к искусству», – так, от третьего лица, напишет о себе Анри Руссо в автобиографической справке для книги «Портреты следующего столетия», которая, впрочем, так и не увидит свет. В историческом обзоре влияния наук и искусств на жизнь отдельных народов (древних египтян, греков, римлян, византийцев) он отмечает, как постепенно под влиянием роскоши, цивилизаций развращались нравы и угасали добродетели. Синьяк. Руссо предлагает реформы, чтобы избежать «одряхления» человечества.
Он писал оперы, которые не без успеха были представлены на французской сцене. Храм такой религии — вся природа и сам человек. Критика цивилизации у Руссо отнюдь не означает призыва разрушить общество и вернуться к «естественному состоянию», гибельного для современного испорченного человека. Целью Руссо было создать «сделанный с натуры, абсолютно правдивый и точный свой портрет».
Дикари не знают, что такое «твое» и «мое» и, как следствие этого им не знакомы зависимость и раболепство. Действие романа происходит, в основном, в Швейцарии, у подножия Альп. Он, в частности, осуждает своих соратников по «Энциклопедии», отстаивает свою правоту. В серии книг «Странные идеи» (1769 — 1789) он описывает существование подобной общины в условиях городской жизни.
Горячим поклонником Руссо был, в частности, вождь якобинцев Робеспьер он и его сторонники проповедовали руссоистский культ добродетели и чувствительного сердца, преклонение перед природой, культ «Верховного Существа». Возможно именно страсть к провокациям и эпатажу сближает Жари и Руссо. Со временем все изменилось.
Свою жизнь, полную гонений и лишений, скитальческую и беспорядочную, Руссо изложил в «Исповеди» (1766 — 1769 опубл.
М. Карамзин, А. Н. Радищев, А. С. Пушкин, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой). По выходным супруги часто гуляют в парижских парках. Тогда Руссо принимает приглашение философа Д. Юма и едет в Англию. Эта работа явилась еще одной формой проявления фантазии художника.
Горячим и восторженным поклонником Руссо был и Никола Ретиф де Ла Бретон (Nicolas Restif de la Bretonne, 1734 — 1806), бургундский крестьянин, огромным трудом и невероятными усилиями пробивший себе путь в литературу. Свое творчество Руссо начал как автор философских трактатов «Трактат о науках и искусствах» (1750) ставил целью определить общественную и нравственную роль наук и искусств. В 1770 г. он поселился близ Парижа, где и провел последние восемь лет жизни. Руссоизм в самом демократическом его проявлении определил основы мировоззрения писателя. Жари – в восторге. Немецкий коллекционер Вильгельм Угде, первый, кто посвятит художнику книгу (1911 г. ) и один из завсегдатаев вечеринок у Таможенника, описывает улочку, где находится дом Руссо: «Она длиной в несколько шагов и упирается в каменную стену. Философы-просветители Дидро, дАламбер, Кондильяк, Гримм радушно приняли его в свой круг.
По природе, утверждает Руссо, «люди равны, словно звери». Речь идет в романе и о будущем Франции, когда земли будут справедливо распределены и отданы в собственность счастливым и свободным землевладельцам города превращены в сады новые люди, воспитанные по системе Руссо, будут отличаться простотой нравов и добродетелями восторжествует идеал общественного и государственного устройства.
В понятие добродетели у Руссо входит и религиозное чувство. Он требует актуальной социальной тематики, жизненной обусловленности и общественной значимости характеров персонажей он хочет, чтобы театр воспитывал гражданские добродетели и героизм, чтобы в театре отражалась жизнь социальных низов, а «высокая» тематика преследовала бы высокие воспитательно-гражданские цели. Однако художник по-прежнему нуждается.
Он влюблен, но Леония, 59 – летняя вдова, отказывается стать его женой. Этот период Руссо называет «детством человечества» и утверждает, что так люди жили веками и природа не готовила их для общественной жизни. Это также философский роман, наиболее полно раскрывший мировоззрение Руссо. Я очень прошу Вас не уничтожать мою карьеру, для которой я так много работал».
В письмах Сен-Пре, наблюдавшего жизнь диких народов во время кругосветного путешествия, восхваляется «естественное состояние» человека, живущего на лоне природы. Работа получает широкий резонанс, в частности, ее замечает писатель Атьфред Жари, с чьей легкой руки художник Анри Руссо и получил прозвище «Таможенник» (Le Douanier). Вольмар — бесстрастный мудрец — слушается в первую очередь голоса разума. Однако никакого противоречия между пафосом чувства и пафосом добродетели не существует. Юлия страстно любит Сен-Пре, но теперь она понимает, что «естественная нравственность» основана на добродетели, добиться которой можно лишь путем самопреодоления. Неравенство утверждается с появлением собственности, особенно на землю. После рождественских праздников просьба Руссо была удовлетворена.
Неравенство становится характерной чертой общественного устройства.
Мерсье был и автором книги очерков, посвященной описанию современных ему быта и нравов, — «Картина Парижа» (1781 -1788), в которых постоянно противопоставляется богатый Париж, погибающий в пороках излишеств и извращений и Париж-труженик, бедствующий, голодный, лишенный самого необходимого для элементарного существования. Руссо был самоучкой его работы представляют собой настоящее примитивное искусство.
В первых трех частях Руссо изображает естественное чувство, которое разрушает общественные преграды, все условности цивилизации, -это любовь Юлии и Сен-Пре. Однако уже в следующем году он выставляет на Салоне Независимых свою картину «Война». Пока Руссо осуждает цивилизацию только с этической точки зрения.
«Исповедь» оказала огромное воздействие на развитие литературного процесса в дальнейшем. В социально-бытовых драмах («Судья», 1774 «Тачка уксусника», 1776 «Дезертир», 1782) Мерсье отражает нарастание социальных конфликтов в современном обществе. Как и Руссо, Бернарден де Сен-Пьер пропагандировал культ природы, которая создана Творцом для удовлетворения потребностей человека и с которой связано понимание добродетели, а также культ чувствительности. Женщину-труженицу (крестьянку, работницу, прачку, белошвейку, модистку, актрису) он противопоставляет светским дамам и куртизанкам, о которых пишет с откровенным возмущением.
Утопический роман «Год две тысячи четыреста сороковой» (1770), являющийся сатирой на общественно-политические порядки во Франции, стал образным воплощением социально-правовых положений Руссо изложенных в «Общественном договоре». Следовательно, религиозное чувство — это глубоко интимные переживания. Но, говорит Руссо, «чувствительная душа — это роковой подарок неба». Этот период в жизни людей Руссо называет «дряхлостью человечества». Испанский гений даже устроил в честь художника-постимпрессиониста банкет, наполовину серьезный, наполовину шуточный, в своей студии в Бато-Лавуар (Le Bateau-Lavoir) в 1908-м.
Но в «Исповеди» он говорит не только о своих достоинствах и недостатках — он подводит итог важным философским размышлениям всей своей жизни, касающимся таких проблем, как значимость личности, понимание сложности и противоречивости ее развития культ природы, ощущение которой неотделимо от душевного мира человека и следование законам которой — это залог жизни добродетельной, простой и чистой, постоянное острое ощущение социальной несправедливости и стремление к гражданскому переустройству. Оставив школу, Анри поступает на службу в адвокатское бюро. Тем самым он проповедует эгалитарный социализм. Его карьера стремительно набирает обороты. По мнению представителей художественного авангарда, все предыдущие «независимые» салоны чем дальше, тем больше напоминают официальный Салон и молодые художники постепенно начинают ощущать потребность выставлять свои работы в других местах.
«Общественный договор» (1762) — это трактат по истории и теории государственного права, в нем Руссо выразил свои социально-политические воззрения. К руссоизму восходят и романтическое представление о мире у Шатобриана, взгляды социалистов-утопистов XIX в. (Фурье, Сен-Симон), демократические идеи Жорж Санд.
Руссо замечает, что прогресс человечества — это прогресс неравенства в двух его видах: в различии природных свойств индивидов и в общественном плане (неравенство сословное и имущественное именно в последнем и заключается, по мысли Руссо источник современных общественных бед). Под влиянием быстро прогрессирующего психического расстройства (мания преследования) Руссо поссорился с Юмом, всюду видя лишь недоброжелателей. Сама религиозность имеет два истока — культ природы и культ человеческого сердца. Влияние руссоизма на литературную и философскую жизнь Европы конца XVIII — XIX вв. Он заключает договор с фирмой «Аргус», которая присылает ему все газетные вырезки и журнальные статьи, в которых содержатся отклики о его творчестве.
В этих новых естественных условиях рождается новый человек и новая нравственность. По природе дикарь не зол: ему свойственны простые, легко удовлетворяемые физические потребности простейшие психические акты дикаря, связанные с ограниченными потребностями, мягки и сдерживаются состраданием, выполняющим в «естественном состоянии» роль закона. Он исходит из убеждения, что современные ему люди испорченные цивилизацией, уже не могут вернуться к «естественному состоянию». Подлинной энциклопедией руссоизма стал роман «Юлия или Новая Элоиза» (1761). В девятнадцать лет, подстрекаемый приятелями, он крадет из бухгалтерии бюро мизерную сумму, которой, впрочем, ему «хватило» для того, чтобы поставить крест на своей адвокатской карьере и попасть под суд.
) и тогда Руссо удостоился первой серьезной рецензии от молодого художника Феликса Валлоттона (Flix Vallotton), который назвал картину альфой и омегой живописи. Звоним и входим: нас встречает Руссо». Именно из газет художник однажды узнает, что мэрия Парижа награждает его медалью.
Абсолютная власть принадлежит народу, а законодатель — лишь агент общей воли. Природа в нем играет существенную идейно-смысловую и художественную роль. Пропаганда «естественной нравственности» — это единственно достойная цель философии и литературы.