Свое знаменитое произведение «Спящая цыганка», также посвященное женскому образу, Руссо заканчивает всего через месяц после смерти своего единственного сына Анри-Анатоля.
P. 94). В комнатах на первом этаже проживает хозяин со своей семьей, а выше находятся квартиры постояльцев. Картина вызвала насмешки публики из-за нарочитого построения планов и слишком тщательно выписанными деталями пейзажа. Пылающий вдали огонь довершит жестокость, причиненную оружием.
Возможно, что, работая над «Свадьбой», художник черпал вдохновение в какой-нибудь фотографии, но о причинах его обращения к данной теме, также как и о личностях прототипов персонажей, ничего не известно. В намерении придать Музе особую значительность художник сильно увеличил объем ее фигуры, но при этом «небесное вдохновенье» уподобилось толстушке из простонародья. Он не оставляет сомнений в наличии специального замысла, согласно которому бессмысленно требовать от художника жизненно правдивого портретного сходства с изображенными людьми. Однажды январским вечером 1908 года Руссо и Аполлинер появляются в Баго-Лавуар, где в небольшом деревянном домике устроил свою мастерскую художник из Каталонии Пабло Пикассо (1881 – 1973).
Руссо рассматривал свою картину как абсолютно реалистичную. Хотя, когда много позже, поэт Гийом Аполлинер (1880 — 1918) пишет поэму о пребывании Руссо в красочной Стране ацтеков, художник ни разу не пытается её опровергнуть, как и ряд других мифов о своей жизни. Вероятно, он начал рисовать уже около 1870 года. Из фотографии в портрет П. Лоти перешли суммарно переданные черты лица, турецкая феска, стоячий белый воротник манишки (своего рода пьедестал для головы) и ясные, четкие контуры вылепленной светом фигуры. Руссо приписал его в год свадьбы.
Все мертвы или умирают. Позы этих коренастых фигур неустойчивы, а жесты неуверенны, как будто им навязали не свойственные им роли. Лишь год спустя друзья собрали необходимую сумму и установили на могиле надгробие с эпитафией, написанной Аполлинером. Земля устлана телами погибших: толстые и худые, нагие и одетые. Давал уроки живописи и игры на скрипке.
Реальное лицо становится игрушкой в руках художника, актером, который и не подозревает о том, что уже играет написанную для него автором роль. Жертва тигра находится за пределами картины и автор даёт зрителю возможность самому решать исход охоты, однако название «Сюрприз. » позволяет предположить, что охота была удачной для тигра. Прекрасно воспринимается горизонтально построенная композиция.
4 сентября Руссо скончался от сепсиса. Поэт имеет вид добропорядочного буржуа со свадебной фотографии, Муза – дебелой пышногрудой матроны. Пьесы, которые писал Руссо, позднее были признаны первыми опытами театра абсурда («Месть русской сироты», 1898 «Посещение выставки 1889 года», 1899). Она познакомила посетителей с удивительными культурами самых экзотических народов. Позднее Руссо утверждал, что тигр на картине готовился напасть на группу исследователей. Они представлены в неких райских кущах, Поэт — с его традиционными атрибутами: свитком и гусиным пером, Муза — в «античных» одеяниях и венке, с благословляющим жестом поднятой руки.
Самоучка. Его коллеги и друзья единогласно утверждают, что картина достойна наилучших отзывов. cit. ). Эти строки через год после смерти Анри Руссо написал мелом на его надгробном камне Гийом Аполлинер, один из немногих современников (вместе с супругами Делоне и хозяином дома, где жил Руссо, месье Кевалем), любивший и понимавший искусство Таможенника.
Когда же Руссо спросили, почему же он изобразил её таким образом, он ответил, что «большому поэту нужна большая муза». «Картина излучает красоту, это неоспоримо, — писал Аполлинер. Старьевщик свалил в кучу несколько холстов перед входом в лавку. Две изображенные на диптихе Музы – Евтерпа и Эрато – символизируют лирическую и любовную поэзию.
Но оба элемента имеют, скорее, второстепенное значение. При этом сам Руссо был уверен в том, что не совершает ничего противозаконного. cit.
Сегодня они забыты так прочно, что с трудом можно припомнить их работы. Продолжающаяся серия, выпускаемая совместно с немецким издательством Taschen. Руссо, Анри Жюльен Феликс, прозванный Таможенником (Le Douanier), французский художник. Прекрасно воспринимается горизонтально построенная композиция. Выражали своё восхищение художнику и Робер Делоне, бывший, вместе со своей женой Соней (1885 – 1979), одним из основоположников абстракционизма.
В 1885 ушел в отставку и занялся живописью. История о том, что в армейские годы он был членом экспедиционного корпуса, направленного в Мексику (Mexico), никем не доказана.
Ярким элементом картины является фигура рыбака на переднем плане. В 1891-м была выставлена его картина Тигр в тропический шторм (известная как Surprised. Нам известно несколько его собственных комментариев к картинам. Создается впечатление, что мы где-то в провинции а не в Париже. Святой Иероним, спящий на льве – названия этих работ напоминают нам о Руссо.
См. : Vallier D. Op. Случай, рассказанный А. Перрюшо, заставляет в данном усомниться. Его магазин на Монпарнасе располагался всего в нескольких метрах от мастерской живописца. В таком виде эта тема перешла к римлянам, получив свое иконографическое воплощение на стенках саркофагов, а затем стала популярной в эпоху раннего христианства, символизируя бессмертие души.
Фотография была сделана в 1904 году и приводится в каталоге Д. Валье (Vallier D. Op. При взгляде на картину, сразу бросается в глаза небо, с причудливыми облаками на нем. Поэт и Муза и сегодня вызывает у неискушенного зрителю улыбку. Сам художник гордился работой.
Их поражает все – обилие диковинных чужестранцев на улицах, среди которых на набережной Сены они встречают членов секты «аннамитов» в шляпах, с длинными волосами тут же принимают их за женщин и изумлению нет конца, когда они убеждаются, что это мужчины. За весь вечер художник не проронил ни слова, только что-то чертил в своем блокноте. «Двадцать два зеленых оттенка. » — гордо сообщил художник известному итальянскому критику Арджендо Соффиччи, пришедшему к нему посмотреть на новую работу. (1909, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им.
Таким образом, художник-самоучка Руссо пытался следовать традиции, несмотря на все усилия остающейся для него недостижимой. В этой автобиографической справке вместо «я» везде стоит слово «он». cit. ). При этом это случилось. В Автопортрете также присутствуют Музы.
При всей очевидности этих влияний назвать Руссо подражателем нельзя. Этот рассказ никак не подтверждается официальными документами. Весь вечер Руссо исполнял роль короля шутов. Это она держит весь центр картины. На другой картине этого же периода — «Крестьянская свадьба», мы видим невесту, которая смотрит на нас со смиренным почтением.
они абсолютно другие. Поскольку он никогда не учился живописи, то работал, следуя аналогиям. Жена умерла в 1888 году. Да потому, что в это время проходила Гаагская конференция, а я даже об этом не подумал.
Пейзаж теряет функцию передачи не только образа «данной конкретной местности», но и природы вообще он сводится к сумме простейших элементов и становится знаком, указателем к портрету, составляя с ним целое. Руссо женился в Париже в 18б9 году, когда ему было 25 лет. Разумеется, не существует никаких прямых аналогий между византийским диптихом и картиной Руссо.
Он устремлен навстречу новому искусству. Привлекает к себе внимание изображение Св. На стене висит произведение художника-самоучки «Портрет госпожи М» (та самая таинственная «Ядвига»). Случайно мимо проходит лев, обнюхивает ее и не причиняет ей зла». Данный портрет следует также отнести к изобретенному Руссо жанру «портрета-пейзажа», о чем пойдет речь ниже и что лишний раз указывает на более позднюю датировку. На самом ли деле Руссо был таким простаком, каким его часто представляют. Иначе говоря, эффекта отдаления он достигал цветом.
Фотография была нужна, чтобы, сделав ее предметом художественного анализа, создать «стиль Руссо». Здесь мы опять вступаем в область догадок. На картине странный раздутый младенец в белом платьице, вырисовывающийся, как изваяние, на фоне голубого неба в позе балаганного зазывалы, держит на веревочке «ожившего» полишинеля в ярком шутовском костюме и с лицом, напоминающим самого Анри Руссо. Узнавали и потому смеялись. Он вызывал улыбки у друзей из окружения Аполлинера и Пикассо. Самые ранние полотна, дошедшие до нас, датируются 1880 годом.
Со временем Руссо добавлял к автопортрету всё больше седины. Пришла посмертная слава. Из этой кучи высовывался портрет, женское лицо с неподвижным, окаменевшим взглядом, по-французски проникновенным, решительным и ясным. Он снова влюблен, но Леония, вдова 59 лет, отказывается стать его женой.
Щукина. Позади него мост и дома со множеством печных труб.
Однако все это абсолютно иное, нежели тональный колорит. В руках у Ядвиги – ветвь дерева. По мнению молодого писателя, наивное искусство Таможенника, откровенное и бескомпромиссное, шокирует обывателя.
Руссо требовалось пояснение, стремительный, адресованный к изображению комментарий. Пикассо утверждал, что Руссо – это не явление. Это полотно находилось в мастерской Руссо вплоть до его смерти, украшая одну из стен. Руссо обеспечивал себе своеобразный пропуск в искусство, которого ему недоставало.
Здесь можно было вдосталь посмеяться. Долгое время он являлся членом группы Независимых, поскольку был убежден, что каждый первооткрыватель, чье сознание стремится к красоте и доброте, должен обладать возможностью творить в обстановке полной свободы.
В Салоне Независимых этот портрет фигурировал под названием Муза, вдохновляющая поэта. Тот же полуоткрытый, все пожирающий рот. Первые критики салонов попались на удочку лубочных описаний его картин, объявив их прямым доказательством наивности и психологической несостоятельности Руссо. Звоним и входим: нас встречает Руссо». Руссо стремился объединить эти понятия. В настоящее время находится в Лувре, в галерее Же-де-Пом.
Спустя год, Руссо вновь потешает зрителей в Салоне Независимых своим произведением «Зарубежные представители прибыли под знаменем мира отдать честь Республике». да. — Спросите у художников, они все единодушны в своем восхищении».
Произведение «Неприятный сюрприз» чем-то близко к «Заклинательнице змей». Была у меня такая приятельница, как будто люди с другой планеты-за год сделала 3 или 4 выставки, до того не писавшая лет 20 -25. Эта книга выдержала несколько изданий. Он торопливо подписывает бесчисленные бумаги.
Продолжающаяся серия, выпускаемая совместно с немецким издательством Taschen. Руссо, Анри Жюльен Феликс, прозванный Таможенником (Le Douanier), французский художник. Муза Урания изображена Лесюером с поднятой в указующем жесте правой рукой.
Но любимейшей его темой стали экзотические пейзажи — густые тропические леса с гуляющими по ним хищниками и аборигенами. К примеру, выразительно использован черный цвет. С именем Руссо связано возникновение в живописи нового понятия – примитивизма.
Всё утопает в лунном свете, царит поэтичная атмосфера. Тем самым портрет представляет собой аллегорию Судьбы. В 1885 ушел в отставку и занялся живописью.
Действие происходит в иссушенной пустыне. На самом ли деле Руссо был таким простаком, каким его часто представляют. В подоле у ребенка-Судьбы лежат цветы – символы бессмертия, «цветы поэта». Перед тем, как явиться в часть, Руссо пришлось отсидеть месяц в тюрьме. P. 98), Д. Валье датирует эту картину 1895 годом. Это не единственная правка картины после 1890 года.
Природа растерзана. передать нам. Художник фиксировал на «Портрете-пейзаже» изменения, которые происходили с ним с годами. Проводя на службе 60 часов в неделю, Руссо мог посвящать живописи только воскресные дни.
Не менее интересен с точки зрения параллелизма живописи Руссо с фотографией портрет Артиллеристы четвертой батареи III полка. Здесь прямое называние персонажей и одновременно это шуточная запись. Работало лишь подсознание. Критически относившаяся к ней Фернанда Оливье впоследствии писала, что «с возрастом изящная Мари становилась все более похожей на портрет Руссо». Клерком Руссо работал недолго вскоре его выгнали на улицу, уличив в воровстве марок и мелочи из кассы (сумма, надо сказать, была мизерной).
Жером — звезда официального искусства — принадлежал к группе художников — помпьеров, названных так за присущую их полотнам помпезную роскошь и вычурную пышность и за характерные головные уборы их античных героев, напоминающие каски пожарников (pompiers). Как и в ряде других полотен, торжественность и серьезность сочетаются у Руссо с мягкой иронией, дружеской шуткой и найти правильную интонацию помог ему лубок. Чтобы заполнить его, Руссо начал рисовать – для собственного удовольствия. Переливающиеся оттенки зелени создают ощущение глубины. Уже в «Карнавальном вечере» присутствуют будущие черты его индивидуального стиля, развитые в поздних работах: чередование планов, размещение фигур на фоне пейзажа и тщательная проработка всех элементов композиции. Я никогда больше не видел палитры, которая бы блистала такой живописной гаммой зелени». Отчего все это.
Однако Таможеннику так и не удается завоевать ни того, ни другого. Вскоре все семейство Руссо переезжает, кто куда. Своим «Сном» художник осветил грядущему поколению дорогу в сюрреалистическое искусство, опередив своё время.
Все проведенные в армии годы (1864-68) Руссо прослужил кларнетистом духового оркестра 52-го пехотного полка. Musee National dArt Moderne. Гаргантюа подцепил на вилку теленка и подносит его к полуоткрытой красной пасти на огромном лице-маске, похожем на вырезанную из дерева марионетку с остановившимся взглядом и гигантскими усами, которые «длиннее и шире, чем крылья мельницы», как сказано в пояснительной надписи-легенде, расположенной под картинкой.
Они одеты в типичные костюмы XVIII века. На развороте альбома с имитацией странички из календаря с датой «31 декабря» и рисунками различных урбанистических форм и конторских вывесок черным шрифтом выведено начало следующего текста: «Бог отец в своем американском бюро. P. 84, 111, 112. Хотя «Нападение в джунглях» принесло известность Анри Руссо и он продолжал ежегодно выставляться на Салоне независимых, к теме джунглей он вернулся лишь спустя несколько лет.
На полотне тщательно написан фон вплоть до проработки деталей и оставлены места (нанесен только рисунок) для фигур. Кроме того, Руссо открыл собственную "школу" (именно так он называл частные уроки в своей крохотной мастерской), предлагая всем желающим пройти у него "курс декламации, музыки и рисования". Если бы мне удалось сделать картину, передающую этот эффект». Но дело прогорает и в доме Руссо поселяется бедность.
Я спросил цену. Прежде всего, это касалось выбора сюжетов и манеры письма.
Этот короткий текст, на первый взгляд, лишенный значительного смысла, – все, что осталось от этого замысла (с самого начала, вряд ли предполагавшего участие Руссо). Слева видна река, а на заднем плане изображен мост. Перед нами готовый трафарет, в который остается только «встать» Аполлинеру и Лорансен и картина будет окончена. В 1895 году появился один из немногих положительных откликов на творчество Руссо. Так получилось, что Жером создал всего один портрет. В 1895 году появился один из немногих положительных откликов на творчество Руссо.
Пять су, – ответил старьевщик. – Вы можете использовать его оборотную сторону. К счастью, просьба Руссо была удовлетворена после рождественских праздников. К счастью, Руссо оказался очень стойким к сарказму и критике публики. Вероятно, что картина Девочка в розовом платье написана с живой модели.
Быть может, вот таким образом Руссо придал полишинелю свои портретные черты, а фигуру Аполлинера, к которой прикасается Муза, напротив изобразил в виде картонной марионетки. Повсюду деревья. К сожалению, текст не приносит ни гроша В декабре 1893 года Руссо увольняется со службы по выслуге лет. Подобно сочинителю лубка, Руссо как бы призывает: «Посмотрите, вот цыганка, вот луна, а вот лев». Над портретом смеялась не только искушенная публика.
О сознательной «наивности» Руссо пишет и Н. Бродская (Бродская Н. В. На что Руссо отвечает: «Все должно оставаться так, как есть». Они поженились в 1869 году и Клеманс родила ему 9 детей, 7 из которых умерли во младенчестве от туберкулёза. Не меньшие сюрпризы поджидают их и в знаменитом Ботаническом саду. Эта деталь вызывает особый интерес тем, что является традиционным символом смерти.
Позднее Пикассо вспоминал: «Я шел по улице Мартир. Paris, 1925. Иначе говоря, он почтительно заявляет: «Я этого не понимаю, следовательно, это — идиотизм». "Руссо черпает вдохновение из собственной фантазии, – писал один из них.
Все это означает, что Аполлинер на своем портрете стоит в «канонической» позе артиста-творца в момент вдохновения. Они никогда не были в столице и решились на это далекое путешествие под влиянием неугомонной Жоржетты. А сколько писем я получил со всего мира из Бельгии, Германии, России, отовсюду. P. 103–108.
В цветистый пейзаж «примитивного» искусства прорвался мотив, заимствованный из репертуара официальных Салонов — обнаженная на ложе и художническая интуиция Руссо отреагировала на неожиданность этой встречи сюжетом переполоха в девственном лесу. Разрешение на работу в знаменитом музее художник получил благодаря своему другу — Феликсу Клеману (1826 — 1888), бывшему, как и сам Руссо, художником-самоучкой. И только мужчина, стоящий справа от невесты, отдаленно напоминает самого Руссо.
Поэт одет по моде 1900-х годов: на нем черный выходной костюм, жилет и белоснежная рубашка с галстуком-бабочкой. Это настолько ошеломило Дега, что беседа не получила продолжения». Клеманс Бутар была первой женой Руссо. Облик Св. После серьезных испытаний ему удалось стать известным широкому кругу художников.
Холст был довольно крупного формата. В копии Руссо не только переписал «цветы поэта», но поправил оригинал, лишив его обаяния натуры и ассоциативной сложности, обнажив программную основу. «Наивное» искусство Руссо, шагая в ногу с импрессионизмом, в скором времени отделилось в абсолютно другую школу. По тонкому замечанию одного из исследователей, она «звучит как голос диктора за экраном» во всей своей бесстрастной непритязательности. Его непритязательная, на первый взгляд, поэтика к моменту создания «Конца мира» уже признана и оценена представителями авангарда.
Его картины неизменно вызывали у людей начала века приступы гомерического хохота. Упоминание в одной фразе бороды со свободой творчества в качестве самохарактеристики не просто шутка.
Маленькие фигурки пешеходов сливаются с домами, оттеняемыми рыжей листвой. Они представлены в неких райских кущах, Поэт — с его традиционными атрибутами: свитком и гусиным пером, Муза — в «античных» одеяниях и венке, с благословляющим жестом поднятой руки. () Я не двигался, с восхищением наблюдая, как трепетно он относился к работе своего воображения, ничему и никому не позволяя вмешиваться в процесс творчества, чтобы не нарушить гармонию рисунка. Картины Руссо не принимали всерьез в качестве произведений искусства. Paris, 1964.
Составлял документы для неграмотных. Самый знаменитый такой банкет был дан в 1908 году в мастерской Пикассо. cit. Olivier F. Op.
Его внимание сосредоточивалось главным. В конце жизни он добавил к этому списку имя Бонна. Художник упрощает формы, создавая свою неповторимую манеру живописи. Но зато и в таком комментировании Таможенник проложил дорогу будущим авангардистам. «И люди не видали никогда такого бородача». Остались только сын и дочь.
В каталоге выставки «Мир наивов», состоявшейся в Париже в 1964 году, приводятся сведения о покупке этого портрета комедиографом Ж. Куртели для домашнего «музея ужасов» в 1906 году. Но Руссо вдруг спросил: "А вы, мсье Дега, где выставляетесь вы.
Надо сказать, его карьера художника, наконец-то начала стремительно набирать обороты. Разве это не есть яркая самобытность. Разочарование Аполлинера при первом знакомстве с портретом можно понять.
А в глубине едва заметна фигура притаившегося охотника. Приехавший врач поставил лежавшему в бреду художнику ошибочный диагноз ("белая горячка") и отправил его в лечебницу для алкоголиков. Одним из первых в искусстве XX века он преображает бесхитростные плоды массовой культуры, превращая цветы на обоях в «восхитительный сад». Пылающий вдали огонь довершит жестокость, причиненную оружием. О годах его молодости почти ничего не известно. Однако традиция семейного ремесла на нем и закончилась.
Он представляет собой совершенство определенного образа мыслей. Возможно вот таким образом, позже он нарочно отказался от всякой перспективы в своих полотнах. Он одновременно работал над всеми подобными оттенками на картине. По каким же образцам мог учиться писать портреты Руссо. Более того, если лев в пустыне у себя дома, то почему бы туда случайно не забрести девице.
Руссо наверняка их любил и внимательно рассматривал: ему, участнику франко-прусской войны, где во время сражения он потерял часть уха, были дроги эти простодушные патриотические лубки, прославлявшие французских солдат-защитников Парижа. Она играет на трубе, традиционно являющейся символом прославления.
Нам очень мало известно о круге интересов Руссо и его научных занятий. Только у Руссо наивные полудетские картинки получили новую жизнь, а их персонажи превратились в героев современного городского мифа, занявших вскоре в искусстве XX века такое же место, как их предшественники в культуре XIX столетия. Считается, что это портрет первой жены художника. P. 6). встретились на какойто выставке и Дега воскликнул: А, это вы, господин Руссо. Для подобного утверждения нет фактических данных, напротив известно, что картина числилась непроданной по бюллетеням Салона Независимых 1905 года, на котором она экспонировалась.
Портрет обычно датировался началом 1890-х годов. В списке отправленных им в салон картин оно называется «Война», а ниже Руссо записал: «Она приближается, устрашающая, оставляя за собой отчаяние, слезы и руины». Картины твои — из Мексики родом, Где жгучее солнце и буйство природы». Жарри, увидев и полюбив работы стареющего Руссо, занялся их "рекламой".
Вероятно, Руссо проводил много часов в древнеегипетском отделе Лувра. Руссо пытался подражать Жерому. Однако второй том так и не появился. На нем юные Музы в венках предаются музицированию.
cit. C. 19). После демобилизации он вновь стал клерком – на этот раз в конторе судебного исполнителя.
Лес составлен из самых обыкновенных цветов и отдельно стоящих ветвей, покрытых листьями. Совсем не случайно. Датировка портрета между 1904 и 1906 годами представляется достаточно убедительной. Но к чему искать гипотетического заказчика.
Вероятно, он начал рисовать уже около 1870 года. Следует подвергнуть это утверждение сомнению.
Его интерес к работам Бонна определялся желанием постичь традиционное. Он оставался верен лубочной культуре своего родного квартала Плезанс, где жили не художники и музыканты, но народ попроще – простые ремесленники, лавочники, отставные вояки, с удовольствием распевавшие «Молоденькую мельничиху» или «Юную паромщицу», также героиню известного эпинальского лубка. Единство колорита, не нарушаемое другими тонами, например, синим пятном маленькой тачки у черного забора, без тени сомнения показывает, что Руссо было известно действие воздуха, приглушающего цвет.
Недаром Руссо считал себя «великим реалистом». И в этом он действительно уникален. Художник очень дорожил этой дружбой.
Этот натюрморт экспонировался в Салоне под названием Цветы поэта. Все мертвы или умирают. Непритязательная лубочная стилистика придала «восточной» манере Руссо, как ее окрестили молодые художники-авангардисты, особый оттенок, сделала ее современной, насытила теми элементами повседневной городской культуры, которые стремилось освоить молодое искусство XX века. Пышность и красочность растительности всегда зависят от цвета. В этом полотне не только текстовая легенда сближает его с лубком. cit. На закате жизни (в конце 1907 года) Руссо умудрился угодить в еще один судебный процесс.
В роли музы поэта на полотне изображена художница и близкая подруга Аполлинера — Мари Лоренсен (1883 – 1956). Служил чиновником в таможне у заставы Ванв в Париже. Он никогда не забудет журналистов, которые его поняли и поддержали в моменты уныния, помогли ему сделать из себя того, кем он должен был стать.
Художник Арденго Соффичи был еще больше поражен методом письма Руссо. Зашло ли оно настолько далеко, чтобы разрешить ему установить мольберт на рабочем месте. Но при более глубоком рассмотрении он представляется чрезвычайно интересным документом. Среди приятелей Руссо был и Альфред Жари (1873 — 1907), художник познакомился с ним в то время, когда произведение последнего – «Король Убу» (1896 год), сделавшее его знаменитым основоположником театра абсурда, ещё не было написано.
У Музы слишком большая голова с лунообразным лицом, вросшая в плечи и приставленная к ее телу «чужая» гигантская рука. Не менее важным связующим звеном между «вывесочным» искусством Руссо, а через него – профессиональным искусством грядущего столетия являются лубочные картинки из Эпиналя, расцвет производства которых падает на начало XIX века.
И так же, как смеются на аттракционе с кривыми зеркалами, смеялась публика на выставке перед портретом Руссо. Ее круглые бедра чуть прикрыты ниспадающими до колен волосами. В 1903 году он вновь участвует в двух художественных салонах – Независимых художников (в марте) и в первом Осеннем Салоне, открывшемся в октябре. Испанский гений даже устроил в честь художника-постимпрессиониста банкет, наполовину серьезный, наполовину шуточный, в своей студии в Бато-Лавуар (Le Bateau-Lavoir) в 1908-м. Долгое время Жозефина пренебрегала любовными признаниями живописца и согласилась стать его женой лишь после преждевременной кончины Анри-Анатоля. cit.
Он даже разработал собственный метод изображения хлещущих струй дождя тонкими «нитками» серебряной краски, наносимой по диагонали полотна. Но в отличие от начинавших пользоваться известностью у парижан шансонье из артистического «Ша нуар» или других монмартрских кабачков, Руссо никогда не доходил ни до прямой сатиры на правительство, ни до изысканного абсурдизма. Не случайно Аполлинер в 1914 году в своем журнале «Суаре де Пари» издал значительную часть литературного и эпистолярного наследия Руссо, обратив особое внимание на подписи к картинам. Вот пример одной из историй, связанных с жизнью Руссо и его друзьями.
То же желание стало источником большого разочарования, на этот раз связанного с портретом. «Мебельная фабрика в Альфортвигле» была написана на десять лет раньше, чем «Вид с моста Севри». А. С. Хотя мужчина, стоящий справа от невесты, чем-то отдаленно напоминает самого художника. – подхватывает супруга Лебожек. – Ну прямо на четыре метра каждый раз.
Солнце садится за горизонт». И они правы». У растений и цветов в картинах Руссо есть еще одно, только им присущее свойство.
Руссо был самоучкой его работы представляют собой настоящее примитивное искусство. Аполинер обиделся и не принял подарок.
Гийом Аполлинер рассказывал о том, как художника работал над его портретом (1909, «Муза, вдохновляющая поэта (Портрет Аполлинера и Мари Лорансен)») : «прежде всего С 1905 года Руссо выставлялся в Осеннем салоне. самоотдача до донышка. Ее принято считать заказным портретом. cit. Не случайно их узнавали современники. Отчего все это.
Он отвечал, что спящая представлена в окружении своих снов. Он даже заключает договор с фирмой «Аргус», согласно которому, ему присылались все журнальные статьи и газетные вырезки, в которых содержались рецензии и отклики о его творчестве. P. 144). Поначалу Анри служил у судебного пристава, однако несколько месяцев спустя ему удалось найти место на городской таможне, отсюда его прозвище – «Таможенник».
Да потому, что в это время проходила Гаагская конференция, а я даже об этом не подумал. Он устремлен навстречу новому искусству. Его искусство представляет в большей мере пример современного мифотворчества, где рожденные фантазией художника образы связываются с увиденным в действительности. Возможно, он доставал их и впоследствии, уже в Париже, наряду с почтовыми открытками и географическими атласами. Таможенник Руссо выставляет «Сон» на 26-м аукционе Независимых в 1910 году.
В немалой степени помогла этому Всемирная выставка, состоявшаяся в Париже в 1889 году. И, хотя на первый взгляд это может показаться неправдоподобным. Когда американский художник Макс Вебер (1881 – 1961), навещая Руссо в его мастерской, рассматривает эту, еще не завершенную картину, он обращает внимание автора на диспропорцию между собаками и остальными изображенными предметами и персонажами. Этим свойством наделены не только растения в пейзажах, но и цветы в натюрмортах.
У платоников Муза отождествлялась с бессмертной душой поэта и философа. Земля густо покрыта ужасными руинами, на ней не осталось ни зелени, ни травы. «Только с 1885 года, после многочисленных разочарований, я смог посвятить себя искусству, учился сам, познавал природу и пользовался советами Жерома и Клемана», — так говорит о себе Анри Руссо. Правда и сын дожил лишь до 18 лет.
Кажется, что Руссо наделяет почву на своих картинах (гладкую закрашенную поверхность, обозначающую зеленый луг) особой плодоносной силой. Хотя, всего через год, его произведение «Война», выставленная на Салоне Независимых, получает широкий резонанс, в частности, ею восхищается писатель Альфред Жари (1873 – 1907), с легкой руки которого, художник Анри Руссо получает прозвище «Таможенник» (Le Douanier), закрепившееся за ним на всю жизнь.
Старательный имитатор салонного искусства, Руссо излагает риторические обороты «высокого стиля» языком уличного просторечья и его косноязычье выдает некую правду об обветшалости аллегорического жанра. Все это делает сцену очень условной, почти сюрреалистической. Поэт держит гусиное перо и свиток, простые атрибуты, объясняющие его ремесло. Но однажды он сам – кто бы мог подумать. Сверху висел транспарант: "Честь и слава Руссо. Нищего живописца похоронили на кладбище для бедняков. Однажды Жари заказал живописцу свой портрет.
Этот другой человек держал кисть. Кроме того, он сочинял музыку и в 1885 году был удостоен диплома Литературной и музыкальной Академии Франции за сочиненный им вальс «Клеманс». В небе летит воздушный шар. Но связав свое ученичество с именами Жерома и Клемана.
Всемирные выставки давали ему огромную пищу для наблюдений. Как и в «Заклинательнице», женщина окружена теми же причудливыми деревьями с яркой листвой, а на заднем плане – на берегу волшебного озера изображены густые леса из причудливых деревьев. Герой картины «Бричка отца Жюньета» (1908 год) – реальный персонаж – продавец овощей, бывший приятелем Руссо (правда, его настоящее имя было Клод Жюньер). Изначально его изображение было лишь композиционной необходимостью.
Сам же Руссо объяснял, что его дар отвергли, так как он изобразил «неправильные цветы», вместо гвоздик нарисовал левкои. Но Руссо вдруг спросил: А вы, мсье Дега, где выставляетесь вы. Поразительно, но их движение на полотне ощущается почти физически.
Руссо не раз сталкивался с подобным подходом. Цыганка одета в восточные одежды. Занимающее треть картины небо, нарочито уменьшенные деревья вдали — все это говорит о попытке художника — самоучки каким-то образом определить границы пространства, придать ему глубину, то есть — показать перспективу, что для Руссо, лишенного академических знаний и навыков, было настоящим камнем преткновения. Насчет смелости: мне кажется, такие люди ничего не боятся и делают, что хотят. Каменная мостовая уступила место лужайке.
что они делают. Вспомним строчки из его знаменитой и столь же мистифицированной «Автобиографии»: «Как отличительный признак он носит бороду лопатой и является участником Салона Независимых в течение ряда лет, веря, что абсолютная свобода творчества вознаградит смельчака». А как математически точно он изображал фигуру человека. Эти работы хорошо известны – особенно "Карнавальный вечер".
Он исходит только из своих возможностей он обладает редким по нынешним временам качеством – абсолютной самобытностью. Год спустя, в 1886, художник Поль Синьяк (1863 — 1935), заинтересовавшись работами Анри Руссо, приглашает его участвовать в новой выставке. На протяжении четверти века (с 1886 по 1910 годы) Руссо лишь два раза пропустил выставки этого Салона. Эта работа явилась еще одной формой проявления фантазии художника.
Потом подходит к Пикассо и тихо говорит ему на ухо: «Мы — два самых великих художника эпохи». Художник считал себя изобретателем нового жанра – «портрета-пейзажа». Аналогичные подписи сделаны Руссо к картинам Спящая цыганка и Сон Ядвиги. У ее ног копошатся овца и корова, микроскопические рядом с этим колоссом. Тогда понятно, почему его руки анатомически неправильно приставлены к туловищу. Так Руссо вступил в последний период своей жизни, апогеем которого стала картина Сон. Эта деталь вызывает особый интерес, так как обычно символизирует собой смерть.
Catalogue, 14). Базельский вариант – наглядный зрительный комментарий к московской картине. Карикатурные женские фигурки с лубка обрели в портрете-монументе Руссо, возможно, написанном уже после смерти «Ядвиги»-Клементины, строгую торжественность, но лубочные персонажи, видимо, крепко утвердились в его художественном сознании. В руках художник держит кисть и палитру, где написаны два имени – Клеманс и Жозефина. Творческая манера самого художника отнесена к примитивизму, благодаря его самобытному стилю и из-за его любви к итальянским художникам – примитивистам, таким как Фра Анджелико (ок. 1400 — 1455) и Джотто (1267 – 1337), творившим в XIV и XV веках, когда ещё не были открыты законы классической перспективы именно отсутствие которой и станет настоящей визитной карточкой всего творчества Руссо.
Никакой выгоды от этой операции он не имел. Именно вот таким образом его и принято называть "Таможенником". На этих вечерах выступал любительский ансамбль (на скрипке в нем играл сам Руссо), читались стихи и показывались другие концертные номера.
Но художник по-прежнему крайне нуждается. Его картина «Ребенок с марионеткой», производит какое-то странное впечатление, заставляющее содрогнуться. В 1893 году Руссо вышел на пенсию.
Хватало при этом и розыгрышей талантливого чудака. cit. Ведь известно, что, когда он хотел выразить свое восхищение перед понравившейся ему картиной, он говорил: «Это вышло просто по-египетски. ». Критик «Меркюр де Франс» Л. Руа писал о картине «Война или Всадница раздора», выставленной у «независимых» в 1894 году: «Господин Руссо разделил судьбу многих новаторов. Выразил это Руссо за несколько месяцев до своей смерти, когда он создал Сон.
Художник прибавляет к своей картине следующие строки: «Ядвиге снится волшебный сон, Она спокойно уснула Под звуки флейты неизвестного соблазнителя. Они встретились на какой-то выставке и Дега воскликнул: «А, это вы, господин Руссо. Его «Муза, вдохновляющая поэта» (1909, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. О каком заказе здесь может идти речь. Иногда писал портреты на заказ.
Такой стиль отвечал его поверхностному знакомству с живописными возможностями «академическая» видимость достигалась также с помощью сильных светотеневых контрастов и большого количества лазури, выделявшей рельефы фигур. На первой картине Ядвига позирует так, как это обычно происходит в фотоателье – стоит на заставленном цветочными вазонами балконе на фоне массивной гардины и декораций фантастического пейзажа. Благодаря этому Анри Руссо вскоре приобрёл популярность. Он также имитирует по композиции групповой фотоснимок. Например, альбом Ф. Леже «Конец мира», текст к которому написал Б. Сандрар.
Он верил в привидения и увлекался рисованием. Муза «держит» поэта – вот почему он «одержим», – говорил Платон. 85. Работа оставляла много свободного времени. К концу 1880-х годов определяются главнейшие темы живописи Руссо.
– попался на удочку. Невольно нарушая их, сам Руссо вряд ли сознавал, чего он достиг.
Отличительный признак жанра изобретенного Руссо, состоит в том, что, невзирая на его название, в «портрете-пейзаже» отсутствуют как портрет, так и пейзаж в классическом смысле. Картина великолепно передает потрясающую атмосферу бедствия и невосполнимых потерь ничто и никогда не будет здесь жить. Прекрасно зная коллекцию картинной галереи Лувра, художник часто копировал произведения старых мастеров.
Анри, правда, это не очень огорчало. Клеман знакомит Таможенника с Леоном Жеромом (1824 – 1904), работавшим в то время над художественным воплощением возвышенных сцен античной мифологии и древневосточных сюжетов. Однако уже в следующем году он выставляет на Салоне Независимых свою картину «Война». Вскоре, Руссо отходит от импрессионистов, хотя по-прежнему разделяет их неприязнь к традиционным канонам изобразительного искусства.
Начал заниматься живописью в 40 лет. Надо думать, к этому восхищению примешивалась и толика зависти. Именно Руссо заставил общество признать самоценность творчества художников-примитивистов. В 1907 году Руссо пишет большое полотно «Представители иностранных держав прибывают, чтобы присягнуть республике в знак мира». Черные змеи, будто завороженные волшебными звуками её дудочки, неспешно выползают отовсюду, причем если на первый взгляд они едва различимы, то, когда взгляд привыкает к пестрому разнообразию и начинает различать детали их видишь все больше и больше.
Причудливость и густота растений облегчали Руссо решение проблемы построения пространства. По поводу картины «Сон» (1910, Нью-Йорк, Музей современного искусства) Руссо теребили насмешливым вопросом: каким образом красавица на красном канапе оказалась среди джунглей. Республика, в красных одеждах и фригийской шапке (головной убор эпохи Французской революции 1789 года) торжественно возвышается над всеми, держа в вытянутой руке оливковую ветвь. Однако одно из его полотен кто-то из зрителей порезал ножиком. Меняющиеся оттенки причудливых растений создавали ощущение зрительной удаленности. Анри Руссо.
Картину 1890 года «Я сам, портрет-пейзаж» (Национальная галерея, Прага) можно назвать программным произведением художника. Талант --это ведь Дар Божий. «Вероятно, они больные все, бедные», – делает предположение госпожа Лебожек. До зрелых лет дожила лишь одна дочь. Выдуманный пейзаж не хуже настоящего. Не дышим. ».
Земля густо покрыта ужасными руинами, на ней не осталось ни зелени, ни травы. Художник был очарован ими и эхо этого очарования звучит во многих его произведениях. На картине «Встреча в лесу» изображены влюбленные, едущие верхом и смотрящие друг на друга. Он расплачивается с Руссо деньгами из родительского наследства и везде расхваливает его талант.
А в 1947 году его останки были торжественно перезахоронены на родине художника, в Лавале. Природа растерзана. Оставаясь преданным Независимым, он был преисполнен пиетета к Жерому. Они по смыслу отделены от него, «оторвались» и висят в пространстве, как на полотнах сюрреалистов, поскольку это не просто руки, а эмблема поэта в представлении Руссо. И далее: «Как отличительный признак он носит густую бороду и является участником Салона Независимых в течение ряда лет, веря, что абсолютная свобода творчества вознаградит смельчака». Ужас достиг апогея у тех, кто еще дышит.
Но, в отличие от Таможенника, Клеман был признан и обласкан властями. Репертуар Руссо был весьма разнообразен. Руссо явился самой мощной фигурой данного течения. Этот банкет оставил яркий след в памяти его участников.
Сама стена украшена флажками, фонариками и большим плакатом с надписью «В честь Руссо». Известно, каким едким остроумием обладал Дега. Красные и серо-зеленые крыши прекрасно соответствуют гамме осеннего пейзажа. На этой картине мы видим женщину, напуганную медведем.
Аполлинер и Лорансен во втором варианте почти полностью утратили портретные черты. В 1871 году Руссо поступил на службу в городскую таможню. Возможно именно страсть к эпатажу и провокациям сближает Руссо и Жари. В ней Шеттук решительно отрицает легенду о Руссо как о «талантливом юродивом», считая его яркой личностью (не без способностей к мистификациям) и уникальным живописцем. «Я» или «он» – загадка самоотражения «я», за которой мы последуем, анализируя каждое предложение автобиографической справки Руссо.
Его характерная особая примета – окладистая борода. Просто внутреннее чутьё--они должно этот дар не зарыть --а отдать. Однако меня на картине узнали даже те, кто со мной не знаком». Несмотря на все «измерения», в портрете отсутствовала «фотографическая» точность.
Пушкина) по замыслу — аллегорический портрет Аполлинера и его возлюбленной Мари Лорансен. Однако это случилось.
Знаменитые картинки с изображениями излюбленных французских святых были в каждом доме эти крупные гравированные листы развешивались в детских и в притворах католических соборов, входя, как и «ех voto», в состав популярной церковной культуры. Руссо был самоучкой его работы представляют собой настоящее примитивное искусство. С 1886-го Руссо регулярно выставлялся в Салоне независимых (Salon des Indpendants), хотя его работы не выходили на передний план. Это, пожалуй, представляется неправдоподобным. На полотне мы узнаем стоящих на трибуне шестерых президентов Французской Республики (одетых в черное), Российского императора (в желто — голубом мундире), короля Англии (с левой стороны), а также справа: Франца Иосифа из Австрии, Петра I из Сербии, Вильгельма II из Германии, Леопольда II из Бельгии, Георгия I из Греции, персидского шаха и царя Эфиопии. Он в нарукавниках и с зеленым, снегозащитным козырьком на глазах.
А. С. Где начинается первое, где кончается второе. Изображал предместья Парижа, фантастические виды тропических лесов, писал портреты.
Именно из газет Руссо однажды узнает, что мэрия Парижа присудила ему медаль. Трагическим фарсом выглядели и последние его дни. Однако, принимая во внимание сложность датировки произведений Руссо ибо в дошедших до нас работах почти невозможно проследить эволюцию стиля, а также предлагая гипотезу о работе Руссо над этим портретом по стамбульской фотографии, автор статьи склонен датировать Портрет Лоти после 1904 года. В 1908 году в своей мастерской в общежитии «Плавучая прачечная» Пикассо устроил банкет в честь художника: тот восседал на самодельном троне под плакатом «Честь и слава Руссо. ». Тянула бричку питомица Жуньера — кобыла Роза.
Сын провинциального жестянщика, Руссо служил в 1871—1893 годах в налоговом управлении Парижа из-за чего получил впоследствии прозвище «Таможенник».
Постепенно критики стали относиться к странному художнику более серьезно. Крупнейший представитель наивной живописи. Модели (Аполлинер и Лорансен) как бы попали в царство кривых зеркал и художник навеки запечатлел их искаженные отражения. Странствующая цыганка исполнительница песен под мандолину спит глубоким сном, сломленная усталостью, рядом с ней изображён лежащий кувшин (внутри него питьевая вода). Себя и свою жену Руссо видит как отражение в дагерротипе.
Например, выразительно использован черный цвет. Описание банкета см. : Raynal M. Ор. Жуньер всегда помогал художнику, которому часто не хватает на продукты денег. Между тем, в Мексике он точно не бывал. Работая над «Свадьбой», художник, скорее всего, черпал вдохновение из какой-нибудь фотографии, но причины обращения к данной теме, как и личности прототипов персонажей, не известны. Букет преображается, превращаясь в сад, фантастический расцветший лес.
P. 48–65 Stein G. Op. Именно представители неоимпрессионизма, в частности Жорж Сера (1859 – 1891) и Поль Синьяк (1863 – 1935), были первыми, кто уже в 1886 году признал в Руссо гениального и самобытного мастера.
" Это настолько ошеломило Дега, что беседа не получила продолжения. После этого Руссо отделался условным наказанием. По разным причинам и в разное время каждый из этих академических авторитетов, действительно, сыграл значительную роль в его жизни.
Это принципиально отличает композицию «Заклинательницы» Руссо от его «Войны», где горизонтальное построение всего полотна создает эффект распада и символизирует разрушение и уничтожение. Работа получает широкий резонанс, в частности, ее замечает писатель Атьфред Жари (1873 –), с чьей легкой руки художник Анри Руссо и получил прозвище «Таможенник» (Le Douanier).
Почему необычность должна давать повод для насмешек. Импрессионизм предполагал творческую свободу, которая была так необходима Руссо. Таким он хотел запечатлеть себя для потомков. Пьеса так и называется: «Посещение выставки 1889 года».
У Руссо родилось девять детей, однако большинство умерло в раннем возрасте. Руководствуясь сведениями о том, что Руссо работал над заказными портретами ради заработка исследователи не задумываясь относят к их числу и Свадьбу. Субъективно или объективно.
Из-за непреодолимых для него технических трудностей в его картинах сохранялся неразрешимый контраст содержательной условности (линейная перспектива) и эмоционального понимания (воздушная перспектива), соединяющихся в изобразительном искусстве со времен Ренессанса. Скорее, в картине зашифрована тема зависимости личности от управляющих ею надмирных сил, воплощенных в образе ребенка-монстра. На одной из дверей табличка — «Уроки риторики, музыки, рисования, сольфеджио». Будучи самоучкой, он отнюдь не был невежественным в живописи.
По мнению Руссо, участие в Салоне Независимых давало ему право называть себя художником. Очевидно, что перед нами не портрет девочки, а аллегория Весны. Борода Руссо всегда была его отличительным признаком, главным элементом театрализации его внешнего облика наряду с черным сюртуком и бархатным беретом.
Супруги Лебожек еще в Бретани, перед отъездом, поставили перед собой две цели – обязательно попить фруктовой воды, которая бесплатно льется из новых фонтанчиков, установленных неким миллионером по всему Парижу и посмотреть на инвалида с деревянной головой, живущего на покое в знаменитом Доме Инвалидов.
Но однажды он сам – кто бы мог подумать. Нет правил, есть желание-люди другой породы. Опередив время, своим «Сном» он осветил грядущему поколению дорогу в искусство сюрреализма. Ощущение глубины подчеркнуто переливающимися оттенками зелени.
И Леже еще раз прямо на рисунке записывает, как протокол, строчки: «он встает, зажигает огромную сигару». Пушкина) по замыслу — аллегорический портрет Аполлинера и его возлюбленной Мари Лорансен. В то время только он осмеливался верить в это. Разумеется, в этом представлении тоже был элемент иронической игры.
Это она держит весь центр картины. Известно, каким едким остроумием обладал Дега. Мечта, то есть к наиболее загадочным его произведениям. Ужас достиг апогея у тех, кто еще дышит. Сорванные цветы в вазе продолжают жить, отделяются один от другого в процессе своего роста и тянутся к небу.
Земля устлана телами погибших: толстые и худые, нагие и одетые. В эпинальских картинках содержалось очень много привлекательного для художника-наива: многокрасочность рассказа, гротескная повествовательность, экзотика и сенсационность предлагаемого сюжета. Руссо пребывал во сне наяву, как и женщина на темно-красной софе. Наделённые им чувствуют это и знают своё предназначение в этой жизни. Имени Жозефины на картине не было во время первого показа. и уверенность в том.
«Вальтон (имеется в виду Ф. Валлотон. – М. Б. ), Синьяк, Каррьер, Вийетт, Люс, Сера, Ортиц, Писсарро, Жоден, Анри Руссо и т. д. и т. д. и все прочие конкуренты». Неожиданно появляется лев, обнюхивает её, однако не трогает девушку. Я знаю вашу живопись» и, как рассказывает Серюзье, «выдержал паузу, подыскивая словцо покрепче, никак не приходившее ему на ум. Документальные характеристики модели, своего рода «отпечатки пальцев», должны остаться, присутствовать в образе, трансформированном воображением художника и особенностями его стиля. Большинство произведений Руссо, созданных до 1900 года, утрачено. На первой картине лес густой и непроходимый, на второй — светлый и прозрачный.
У Бонна он обнаружил эффектное использование черного и белого – эти крайности цвета всегда завораживали Руссо и он широко применял их, особенно в портретах: к черному он обращался, чтобы придать образам большую значимость (вот таким образом почти все изображенные на его портретах одеты в черное). Вот для чего измерял Руссо их лица и руки. Синьяк очень высоко ценил его талант колориста, а Камиль Писсарро (1831- 1903) громко восторгался работами художника, признавая, что в них именно «чувства на первом месте». Любовь диких животных в клетке. Эффект картины состоит в переворачивании нормальных представлений о масштабе. В руках Ядвига держит ветвь.
P. 78–83 Salmon А. Op. Текст к Спящей цыганке выглядит столь же описательским, «дикторским», лишь комментирующим изображение: «Бродячая цыганка играющая на мандолине, поставив рядом свой кувшин, спит глубоким сном при поэтическом свете луны. Д. Валье высказывает сомнения, что работа над первым вариантом, хранящимся в ГМИИ, также велась по трафарету. Работы Руссо пришлись по вкусу Пабло Пикассо (Pablo Picasso).
Каждая из Муз диптиха образует с фигурой своего поэта самостоятельную группу. Даже не смотря на тщательно выстроенные буквой «V» деревья и какого-то несуразного пса, расположившегося на переднем плане, которые теоретически должны были композиционно обозначить перспективу, впечатление коллажности, производимое этой картиной им стереть не удалось. Мода на примитивизм возникает в начале XX века, когда появляется интерес к творчеству художников-любителей, так называемых «воскресных живописцев».
Когда я написал Единение народов, в котором представители иностранных держав присягают Республике в знак мира, я не мог выйти с выставки, так много было желающих пожать мне руку и поздравить. Их лица, став совсем плоскими, превратились в аккуратно расчерченные симметричные маски. Легко можно себе представить бывших стрелков четвертой батареи, а ныне добропорядочных буржуа или мелких чиновников, которые спустя годы встретились в Париже и решили сняться на память о былых временах. Вот таким образом он не мог отличить исторического от устаревшего.
Их Руссо мог видеть в Париже и в Анжере, где он жил в юности. Этот уникальный документ демонстрирует процесс работы Руссо над портретом. Соффиччи был потрясен живописной манерой Руссо.
Не только вид изменился вся композиция разработана на основе градаций зеленого цвета. Поэт обретает вдохновение извне, будучи избранным. О годах его молодости почти ничего не известно. Со временем все изменилось. Руссо представил автопортрет на Салоне независимых в марте 1890 года.
Старательный имитатор салонного искусства, Руссо излагает риторические обороты «высокого стиля» языком уличного просторечья и его косноязычье выдает некую правду об обветшалости аллегорического жанра. Два оттенка зеленых сменяют друг друга на переднем плане в одном из них ясно ощутимо присутствие синего, подчеркивающего разницу в цвете дерна, разделенного дорожкой. ) и тогда Руссо удостоился первой серьезной рецензии от молодого художника Феликса Валлоттона (Flix Vallotton), который назвал картину альфой и омегой живописи. Тело Музы скрыто под античным пеплосом. Зрителям они казались пришедшими из тропических лесов. При этом автор твердо верил, что следует правилам академической живописи.
Самые ранние полотна, дошедшие до нас, датируются 1880 годом. Саму Клеманс свела в могилу чахотка.
Руссо, подобно Эмилю Бернару (1868 — 1941) и Полю Гогену, полностью игнорирует принципы классической перспективы. Ему важно было не ошибиться в расчетах изготовляя свой трафарет-ширму. (См. : Le Monde des Naifs.
В намерении придать Музе особую значительность художник сильно увеличил объем ее фигуры, но при этом «небесное вдохновенье» уподобилось толстушке из простонародья. Обычные слова превратились в признания, открывавшие самые сокровенные мысли Руссо: «. Руссо Анри-Жюльен-Феликс (1844-1910) – французский художник. Думаю, что именно отсюда такая внутренняя сила. И в то же время в этом портрете-программе присутствует образ человека с широко известной фотографии.
Такие же «лубочные» лица у футболистов, подбросивших алый мяч и застывших вместо паузы в игре в момент некоего таинственного ритуала. Руссо чутко реагирует на изменение облика любимого города, что находит отражение в «водевиле». И все же фотоснимок необходим художнику.
В целом базельский вариант отличается от московского строгой иконописностью. – попался на удочку.
Сына тоже назвали Жюльеном – он подписывался Анри Жюльен Руссо. Идея написать портрет Аполлинера и его подруги в облике поэта и Музы возникла у Руссо сразу после знаменитого банкета, устроенного в его честь Пикассо с друзьями в Бато Лавуар на Монмартре. В 1886 году он впервые представил публике оригинальную работу «Карнавальный вечер» на Салоне независимых. Ребенок-Судьба в картине – не слепая фортуна, но источник жизни (в облике монстра) и вдохновения.
С 1886 выставлял свои картины в «Салоне независимых» и «Осеннем салоне». Однако после того, как персонаж был закончен, художник обнаружил, что этот рыбак, ожидающий клева символизирует некое существование вне времени и пространства, воплощая, таким образом, на картине вечность. С все большей свободой он развивал тему растений, заполнявших переплетением форм громадные полотна.
Поэтический комментарий не сделал полотно менее загадочным, напротив, своей лубочной непритязательностью еще более спровоцировал читателя и зрителя на расшифровку подсознательных ассоциаций на заре появления сюрреализма. Гораздо лучше обои и пейзаж на стене.
Он ошибся. Есть повод выпить и мы будем пить и ликовать: «Да здравствует Руссо. » Вокруг стола собрались: художники Жорж Брак (1882 – 1963), Мари Лоренсен и Андре Дерен (1880 – 1954), писатель Андре Саломон, поэт Макс Якоб (1876 — 1944) и две американки – известный литератор Гертруда Стайн (1874 — 1946) и Алисия Токлас. В 1884 году он получил разрешение копировать картины в Лувре, Люксембургском музее и Версале, что и стало его единственной художественной школой (если не считать советов Жан-Леона Жерома). Эта многоцветная феерия, расцвеченная иностранными флагами, проходит под лозунгом, написанном на трех чёрных тумбах, стоящих на переднем плане полотна: «Работа, свобода, равенство». Их можно узнать в парном портрете Гийома Аполлинера и Мари Лорансен, особенно в базельском варианте портрета, что и вызвало первоначальное возмущение заказчиков подобное лицо-маска взирает на нас с портрета Жозефа Брюммера (друг и заказчик Руссо, как и Аполлинер), сидящего с папиросой в руке в кресле посреди экзотического пейзажа. Л., 1977.
Муза поэзии по установившейся традиции должна носить голубые, небесные цвета. " Кончилось все веселой попойкой. Я очень прошу Вас не уничтожать мою карьеру, для которой я так много работал».
«Мое начальство постаралось назначить меня на спокойную должность и работа не была для меня тяжким бременем». Семья Руссо разбогатела в годы Революции на распродаже общественного имущества.
И растения и персонажи вырваны из реального пространства, своего подлинного состояния и характерной формы, однако все они выписаны так тщательно, что выглядят правдоподобными. Явно субъективное замечание выявляет намеренную объективность слов Руссо. (Perruchot H. Op.
Д. Валье подчеркивает, что Руссо сознательно подходил к проблеме «кривого зеркала» в портрете искажая натуру с присущей ему экспрессией (Vallier D. Op. Случай, рассказанный А. Перрюшо, заставляет в этом усомниться. – писал художник. Не дышим. ». Сами по себе растения не представляют у Руссо определенные образы, которые можно было бы найти в хорошо изученной европейской флоре. до капельки.
В сознании Руссо запечатлелись очень многие персонажи и образы лубка. Портрет находится в Кунстхаузе в Цюрихе. Жари был в восторге. Картина «Сон», ставшая одной из последних произведений Руссо, считается завещанием художника. Анри Руссо, художник, улица Верцингеториг, 15, Париж.
Вино льется рекой, Руссо берет скрипку и играет когда-то написанный им для Клеманс вальс. Руссо родился и вырос в Лавале, старинном французском провинциальном городке. Что за бессмысленная ирония судьбы. ». В 1870-1871 годах во время франко-прусской войны он находился в действующей армии. В 1869 году Руссо женился на Клеманс Буатар, дочери торговца мебелью.
Обстоятельства потребовали того, чтобы Руссо говорил о себе в третьем лице. Остроумная Мари Лорансен, увидев себя в облике Музы, от души расхохоталась. «Сон», одно из последних полотен Руссо, считается завещанием художника. Но Руссо было достаточно одной комментирующей фразы.