Картина Анри Матисса «Танец» из Эрмитажа огромна. Яркость цветов, простота техники, экспрессия – картины французского художника Анри Матисса поражают неординарностью.
Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Он постоянно варьировал густоту нанесения, бумага тут и там просвечивала через краску и цвет на картине будто «дышал». Голова женщины выглядит непропорционально маленькой по сравнению с телом.
Эти плоскости играют в картине важную роль — в том числе и композиционную. Покупка картины и скандал вокруг нее сыграли на руку талантливому экспериментатору. Позднее эта тема повторится в «Танце с настурциями». Алжир и творчество художникаЗнакомство в 1906 году с искусством исламского Востока навсегда запало в душу мастера.
Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. Все остальное здесь придумал сам Матисс. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. Щукина зрители назвали собирателем хлама и обвинили в безвкусице. В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение».
Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. А. Матисс «Музыка» (1910). Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. В 1889 году у Матисса случается приступ аппендицита.
Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов.
Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально. Очертания стола с трудом угадываются. Среди последних работ, которые Матисс создал перед своей смертью – «Память Океании», прообразом которой стала старая фотография, сделанной в 1930 г. на шхуне на Таити. Созданный в загородном доме Матисса, этот холст изображает художника и его жену, разговаривающими в комнате с видом на сад. На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.
Выйдя из больницы, Анри стремительно наверстывал упущенное. Живопись стала для него обретением потерянного рая и смысла жизни. Наконец, воображение художника не могли не поразить уникальные во всем мировом искусстве древнерусские иконостасы, заключавшие внутри чисто живописного ансамбля идею храма, строго конструктивной и пронизанной философским смыслом архитектуры причем все это создано только с помощью линий, цвета и света.
В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Фона в привычном понимании в этой работе нет. Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». Когда началась Октябрьская революция, Щукину пришлось спешно покинуть Россию. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.
Писал картины на прикрепленных к стене холстах с помощью длинной палки, создавал композиции в технике «декупажа» из кусочков цветной бумаги. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». «Русский» след в жизни художника становился все явственнее. Он знакомится с работами Ван Гога, А. Дерена, М. Вламинка. В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее».
Некоторые историки искусства считают, что "Память Океании" (и еще одна габаритная работа, сделанная примерно в то же время под названием "Улитка"), были ответами на крупномасштабную абстракцию, появившуюся в Соединенных Штатах в то время, в частности, "абстрактный экспрессионизм". Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту. В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере.
В волшебных по колориту пейзажах, написанных с натуры из окна комнаты отеля или в саду виллы семьи Брукс в Танжере в праздной восточной неге растянувшихся на полу Арабской кофейни, как на райском лугу, марокканцев без лиц, целиком отдавшихся созерцанию золотых рыбок, плещущихся за прозрачными стенками древней по форме чаши, воплощена мечта о гармоничном космосе, высшей Радости Жизни. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Перед отправкой в Россию панно «Танец» было выставлено в Париже на «Осеннем салоне». Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины.
Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. Матисс использовал цвет ради цвета, став лидером фовизма вместе с Андре Дереном.
Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. – "Танец" написан мной всего тремя красками. Исчезают стул и обои.
Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок. В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Друг и дружеский соперник Пикассо, темпераментно он был антиподом испанского художника.
Он знакомился с художниками разных стран. Матисс много путешествовал: посетил Италию (1907), Германию (1908, 1910), Испанию (1910 – 1911). К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне. С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже.
Ковёр на этой картине – реальный. Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Знаменитый художник Анри Матисс (1869-1954) увлекался различными течениями в живописи, возникшими в конце XIX и начале XX столетий. Он отобразил их фигурную красоту, яркие отблески света на них. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов.
«Гармония в красном» или «Красная комната» (1908 г. ), «Одалиска в шароварах» – примеры воздействия мусульманской темы на живописца. Анри Матисс картины пишет, подчиняясь цветам и ритмам арабесок. Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).
В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). В 1891 году Матисс отправился в Париж с намерением изучать живопись. Это изображение жены Матисса является наглядным тому примером. Сам Щукин оказался не вполне доволен результатом и попросил художника скрыть половые органы персонажей картин, поскольку в его доме жили две женщины.
Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Одна из самых известных работ этого периода — «Роскошь, покой и наслаждение». Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный.
Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору.
Мастер призывает взглянуть зрителя на нелегкую жизнь, как на красочную и радостную игру. Какие произведения Матисса находятся в РоссииМногие картины Матисса (37 произведений) находится в коллекциях Эрмитажа и ГМИИ на Волхонке. Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался.
Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Там начался его отход от техники дивизио-низма.
Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо.
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16. Среди его находок отметим искусно подобранные контрастные оттенки пурпурного и зеленого цвета. Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Утешающее, успокаивающее разум, что-то вроде хорошего кресла". Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования.
В дому у него живут девочки, которых Щукин забрал после смерти родственников и обнаженные тела им видеть нельзя. Сумма этих впечатлений и особенно опыт работы с натуры в Марокко каждый раз по-своему трансформировали способ передачи на холсте живой природы, подсказывая конкретное композиционное решение, а подчас и древнюю ассоциацию прототип. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Картины с названиями «Синий горшок и лимон», «Посуда на столе», «Вид Коллиура», «Игра в шары», «Семейный портрет», «Музыка» находятся в экспозиции Эрмитажа. Другие, такие как «Синий кувшин», «Красные рыбы», «Танец с настурциями», можно увидеть в Москве. «Танец»: картина МатиссаЭтот знаменитый огромный холст размером 2, 6 х 3, 9 м Сергей Щукин заказал художнику для своей парадной лестницы в 1906 году. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Но большого успеха она не имела. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма (пуантилизма) используя раздельные точечные мазки.
Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. За время двухмесячного пребывания на больничной койке Матисс копировал цветные открытки. Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. Фигуры персонажей обведены черным контуром, заполненным впоследствии краской.
В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Зачем. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. Доминика и Девы Марии. В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма. Зато с предельной выразительностью передан экстаз, захвативший танцующих.
В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул Сергей Щукин. Другое название этой работы – «Десерт». А его принципами стало использование ярких цветов, декоративность и упрощенность формы.
В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг.
краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. За распахнутыми окнами художника открываются прекрасные пейзажи, а глубокое небо его морских пейзажей написано таким цветом, от которого перехватывает дыхание и начинает кружиться голова.
Впрочем и сам художник однажды заметил: «Фигура интересует меня намного сильнее, чем натюрморт или пейзаж». Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. Фона в привычном понимании в этой работе нет. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски.
Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Исповедание веры, которому Матисс отдался в это время: цвет не должен имитировать свет, но сам должен превращаться в источник света. Именно он, этот мазок, перевернул представление о живописи. Сначала Анри начал копировать цветные открытки, это его так увлекло, что он решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур, где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1892 г. он приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. На выставке мусульманского искусства в Мюнхене в 1903 г. Матисс впервые познакомился с этим видом живописи, которая произвела на него сильное впечатление и дала направление дальнейшего развития его таланта.
Жил Матисс в это время трудно. Вместе с ними он создает стиль именуемый фовизм («дикий»). В рамках этого течения написаны картины Матисса «Разговор», «Буфет или красная комната», «Танец», «Музыка», «Фрукты и бронза», «Корзина с апельсинами», «Натюрморт с голубой скатертью». Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному.
Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков.
Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. Но реалистический подход к живописи его быстро перестал вдохновлять.
И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Именно в этот момент юный Генри впервые берет в руки кисть и начинает рисовать. Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег». Коллекционер предложил или сделать панно поменьше или нарисовать женщин в платьях.
Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Он является продолжением ковра на стене.
Анри Матисс. В 1890 году, находясь в больнице на длительном лечении, он попробовал заняться живописью, о чем впоследствии вспоминал: «С того момента, как в моих руках оказалась коробка красок, я понял, что это и есть моя жизнь». В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Искаженные размеры нижней части тела героини картины заставляют вспомнить о примитивной африканской скульптуре, для которой характерны похожие законы «построения» образа.
Матиссу пришлось выполнить эту просьбу. Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. Стайны подружились с художником. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).
В период учебы в Школе декоративных искусств (с 1893 по 1895) он знакомится с Альбером Марке, вместе с которым поступает впоследствии в Академию изящных искусств в мастерскую Гюстава Моро. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Но такие работы, как "Голубая обнаженная" – возможно, эпический образ творческого пути художника – были задуманы, чтобы существовать сами по себе, придавая основам эстетики Матисса эффект квинтэссенции. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар.
Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. Но потом устыдился своей слабости и послал Матиссу телеграмму, что его работу он приобретает. Вдохновили художника на это панно картина «Золотой век» Лукаса Кранаха, греческая вазовая живопись, Русские сезоны Дягилева и, конечно, фарандола. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. Сам Матисс признался, что не знал, почему он выбрал красный цвет для композиции, хотя одна более ранняя картина "Красная комната" (1908) также характеризовалась преобладанием малинового. Ж. Помпиду, Париж). Такой, какой был у Матисса в его доме.
Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. Краски, принесенные ею в больницу, остались в его руках навсегда. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса.
Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент.
Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном). В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью.
Ему это так понравилось, что он решает стать художником, очень огорчая своего отца. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Гармония интенсивных и чистых цветов вызвала отторжение.
Ища свой стиль, свое выражение видения мира, он обращался к различным техническим приемам. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). "Я не революционер по принципу", – сказал он однажды.
Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Есть некоторые имена (среди них Пабло Пикассо), которые стали неотделимыми от современного искусства, но никто так тесно не ассоциируется с получением плотского удовольствия от цвета, как Анри Матисс (1869-1954). В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. Тема панно — танец.
Разумеется, это иллюзия. Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск. Особенного внимания заслуживал его мазок. Его яркие работы оставили глубокий след во французской и мировой живописи. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета.
Тема панно — танец. Его полотна изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах.
Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». В Ницце он написал множество интерьеров, в которых внутреннее и внешнее пространства неизменно разделены между собой. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. У нее уличная одежда, а он одет в полосатую пижаму (выбранный наряд не только для сна, но и для работы в студии). Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину».
Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. У Анри и Амели один за другим родились два сына.
Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. Эта техника не была чем-то новым для художника: он использовал ее еще в 1919 году. Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий).
Это умышленное нарушение пропорций как бы обозначает иерархию «значимостей» — женское тело представляло для художника больший интерес. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. fauves). Творить он не переставал до конца. Фоном им служат синее небо и зеленая трава. В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере.
Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Все люди на картине находятся в неподвижности. Речь идет о фовизме. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе.
Ж. Помпиду). Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. Холст, масло.
Анри впервые начал рисовать, копируя цветные открытки во время двухмесячного пребывания в больнице. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. Означает ли он лучшие времена в прошлом или будущем. Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902).
Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи. Но об этом уже сказано в других разделах. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада).
Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Пять женских фигур не совсем пропорциональны, но они завораживают своей естественностью. Напевая ее, Матисс рисовал пять розовых женских фигур в вакхическом хороводе. Эта дружба в его судьбе значила многое.
В ней он преподавал в 1908-1911 гг. 260 х 389 см. Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. В течение своего творческого пути он создал некоторые из величайших шедевров 20-го века.
Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Стилистика тут дивизионистская, но композиция обнаруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Как заметил биограф художника, Лоуренс Гоуинг, «был период, когда постоянным сюжетом Матисса стало обнаженное женское тело». В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им.
Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. Правда, он написал художнику, что не может повесить такую картину у себя на лестнице. Холст, масло. Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине.
Когда Щукину в 1909 году Матисс прислал первый эскиз с изображенными обнаженными танцующими девушками, коллекционер был в восторге. «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899). Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Но «Розовая обнаженная» «сделана» абсолютно иначе.
Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. Полотна «Танец» и «Музыку» он вывести не успел и они направились в Эрмитаж. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру.
В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет.
Сразу после поездки художник написал «Голубую обнаженную». До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней.
Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Все остальное здесь придумал сам Матисс. Спустя десять лет художник отправляется на Таити, а затем создает панно изображающее восемь танцующих фигур, для фонда Барнса в Филадельфии. О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года.
В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году.
Вскоре Матисс отошёл и от пуантилизма, отказавшись от точечных штрихов в пользу широких свободных мазков. Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. При этом он всегда фокусировался на заманчивом развлечении пигментами и оттенками.
Преподавание велось на некоммерческой основе. Эпитет «дикие», прозвучавший в их адрес, дал имя целому направлению.
Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. Художники стали искать новые подходы, пробовать новые стили изображения. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8.
Помогает определиться в пространстве также окно. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере».
В 17 лет уехал в Париж и поступил на юридический факультет Сорбонны. Это видно и по его картинам.
Одним из самых значительных поздних творений художника стала доминиканская Капелла Четок в Вансе, близ Ниццы (1948 – 1951). В то время как картины и скульптуры Пикассо характеризовались наличием углов и шокированием новым (по крайней мере, во время его кубического периода), работы Матисса отличались наличием извилистых кривых, берущих начало в традиционном изобразительном искусстве. В данном случае мы видим перед собой огромное, сведенное к простейшим формам, женское тело, заполняющее собой почти все пространство холста. Кажется, что слепящее марокканское солнце, которое Матисс застал, приехав в Танжер во второй раз, в конце октября 1912 года, съело все очертания предметов, выжгло яркие краски прежних Матиссовых живописных панно.
Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Всмотримся в еще одно его произведение, написанное для столовой С. Щукина. «Красная комната», ЭрмитажПлоское пространство комнаты заливает алый цвет. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.
Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Наряду с живописными произведениями известны его замечательные графические рисунки, гравюры, скульптуры, рисунки для тканей. Визит Матисса был недолгим – всего две недели. Посетители Осеннего Салона 1905 года восприняли его в штыки из-за неприемлемой палитры и отступления от привычных канонов.
Аналогично были восприняты и работы других участников Салона — Дерена, Вламинка, Марке. В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. «Танец», созданный вместе с картиной «Музыка», был написан в 1910 году по заказу российского коллекционера Сергея Щукина. По тем же одалискам, например, сидящим или лежащим в причудливых чувственных позах. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме.
Все, кто видел картину «Танец» в Эрмитаже, наверняка были под впечатлением от этого огромного полотна (размер 260х391), вибрирующего яркостью красного, синего, благородного зеленого. Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. Последней работой мастера стал макет витражного окна для церкви в Покантико-Хиллс (штат Нью-Йорк), созданный по заказу Нельсона Рокфеллера. С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901). Интересно, что одноимённый балет – Послеполуденный отдых фавна – был поставлен Дягилевским балетом лишь в 1912. Эпоха фовизма и скандальная известность Матисса начались с полотна «Женщина в шляпе». Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса.
Все это заметно улучшило материальное положение живописца. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом.
Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. У создания картины «Танец» своя необычная история. В последние годы состояние здоровья художника ухудшилось.
Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. На одном из написанных им в то время полотен изображены гипсовый бюст работы Огюста Родена, рисунок Винсента ван Гога, картины Поля Гогена и Поля Сезанна.
Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. Джон Питер Рассел стал своеобразным духовным наставником Матисса: он познакомил его с импрессионизмом и ввёл в теорию цвета, оказав тем самым, определяющее влияние на его творческий путь.
Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Его звали Теодор Паллади, румынский художник, с которым Матисс поддерживал многолетнюю переписку.
Матисс же занял собственную позицию, став, по сути, предтечей «Модерновой революции». Так и случилось. Танец была создана в 1910 г. Это полотно было создано Анри Матиссом для Московского особняка С. И. Щукина. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет.
Углы комнаты даёт другим цветом. Существуют лишь предположения искусствоведов. В настоящее время существует в двух версиях. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции.
Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Больше ничего нет. Однако именно за счет этой противоречивости — сочетания классических и новаторских форм — Матиссу впервые по-настоящему удалось показать зрителю собственное видение реальности. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». Цены на его работы и интерес к ним стали расти.
Яркий пунцовый цвет здесь прекрасно сбалансирован с синим и зеленым. Чтобы увидеть на листе свои большие живописныепанно Танец и Музыка, принять участие в развеске других полотен, приобретенных С. Щукиным, а также решить для себя вопросы о новых монументальных циклах для щукинского домашнего музея, Матисс осенью 1911 года вместе со Щукиным приехал из Парижа через Петербург в Москву. Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи».
Овальный предмет в середине заднего плана картины представляет собой вазу с цветами, стоящую на резном стуле. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными. Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой.
На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане.
Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. Новые впечатления, знакомства, обстоятельства всегда находили отражение в его творчестве. В Париже молодой художник окунается в бурлящий новыми веяниями мир искусства.
Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. Незадолго до возвращения во Францию он встретился с капитаном Морисом ле Глэ и тот произнёс пророческие слова: «Ориентализм, конечно, в моде. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога. Вместе с Альбером Марке занимался декорированием объектов для Всемирной выставки в Гран-Палэ, в Париже в 1900 году. (фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке.
Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Структура живописи и работа с цветом последнего оказали особенное влияние на творчество Матисса, назвавшего его своим главным вдохновителем18. «Мне стало неинтересно копировать предмет. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым.
В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Ни одной лишней детали. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Мы дадим краткую характеристику последнему произведению. «Натюрморт»В это время картины Матисса отличаются ярким колоритом, контрастностью, чистотой и резкостью цветов, плоскостностью и отсутствием теней. Осенний Салон этого года был для Матисса провальным, также как и для других молодых авторов – Марке, Вламинка и Дерена сами художники, с подачи критика Вокселя, были названы «дикими» и это французское слово послужило появлению термина «фовизм», обозначившему с тех пор новое направление живописи.