Вот и у Анри Матисса появилась молодая помощница, с которой не смогла смирится его жена, Амели Парейр и ее борьба за мужа завершилась разводом. 10 января 1898 года Анри Матисс женился на Амели Парейр (фр. Amlie Noellie Parayre), которая родила ему сыновей Жана-Жерара (1899—1976) и Пьера (1900—1989). Многие задаются вопросом, была ли Лидия Делекторская женой художника Анри Матисса.
Личную жизнь Анри Матисса украсили три женщины. Обладающая естественной красотой Лидия, уроженка Сибири, вскоре стала олицетворением идеала женской красоты Анри Матисса, тонкого ценителя женственности и красоты, воспетой на его чувственных полотнах. В знак признательности дважды в год на протяжении всех двадцати лет пребывания Лидии в доме Матиссов, она получала от художника написанные его рукой собственные портреты, которые, по словам Анри, должны были обеспечить ее будущее.
Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. Офисная повседневность миллионов производителей добавочной стоимости теперь представляет собой непрерывный ритуал «вырезать-вставить», появилась копипаста — примитивный ритуал превращения лодырей-дипломников в специалистов, а рядовых жлобов в кандидатов наук. "Я не революционер по принципу", – сказал он однажды. Ибо получается, что это какая-то песочница, в которой вы копошитесь.
Хотя отношения в семье Матисса из-за его привязанности к Лидии были очень напряженными. Сразу после смерти художника она собрала свои вещи и ушла из его дома.
Худых — больше, чем толстых. Эта техника не была чем-то новым для художника: он использовал ее еще в 1919 году. 260 х 389 см. Если лекарства от астмы не помогали, я садилась у его кровати, брала руку и просто, но настойчиво спрашивала, какая «задняя мысль» его беспокоит. Движение к новому стилю оказалось стремительным, современниками он принят не был и издевательские насмешки, действительно, звучали в зале чаще, чем любые другие отзывы: «Зрители корчились от смеха, а критики публично оскорбляли Матисса», – обобщала происходившее Хилари Сперлинг. Так, Берди Стайн их двоюродная сестра из Нью-Йорка, приобрела одну работу в сентябре 1907 года Аннет Розеншайн, подруга детства, – три Гарриет Леви, подруга Сары, прибывшая в Париж вместе с Алисой Токлас в 1907 году, тоже купила несколько полотен, которые увезла в Сан-Франциско в 1910-м. Игорю Стравинскому, честно признававшему, что «живопись Матисса никогда не увлекала», сам балет и его сценография не понравились: «Вся постановка, особенно в части работы Матисса, была неудачной». В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне.
Волею судьбы дети и жена Матисса были в эти годы оторваны от него. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Визит Матисса был недолгим — всего пару недель. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника.
Аналогичная судьба ждала собрание Морозова, которое 11 апреля 1919 года получило наименование «Второй музей новой западной живописи», а бывший владелец был назначен заместителем хранителя собственной коллекции (так же, как искусствовед Борис Терновец, 1884–1941) и в течение нескольких месяцев исполнял эту должность, сопровождая посетителей по залам музея. Пикассо был молод, с трудом говорил по-французски и жаждал славы. – Но когда ему было слишком тяжело, он посылал ее за мной. Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Все остальное здесь придумал сам Матисс. Несмотря на известность, что Матисс приобрел, «прогремев» на Осеннем салоне 1905 года, его финансовое положение оставалось стесненным. 1930—1940: Раздвинутое пространство картины.
Учитывая, что еще около двадцати картин Матисса Кристиан Тетцен-Лунд купил непосредственно у самого художника, справедливы были слова Петерсена о том, что собрание этого коллекционера дает «такое полное представление об искусстве Анри Матисса, вряд ли уступающее второму крупному собранию работ художника – московской коллекции Щукина». Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины.
Во время панических атак она уводила его на многочасовые прогулки. Попытка устроиться рабочим сцены в оперный театр оказалась безуспешной. Обеспокоенные состоянием своего имущества, Сара и Майкл через полторы недели отправились в США, взяв с собой три картины Матисса (две из них установлены точно – это «Зеленая полоса» и «Цыганка», а третьей, вероятно, была «Женщина в кимоно») и один его рисунок. Врачи не надеялись на благоприятный исход и Матисс молил доктора подарить ему хотя бы еще пару лет — ведь столько всего еще нужно было претворить в жизнь. Под влиянием позднего импрессиониста Поля Синьяка, который в 1904 посетил Матисса в Сен-Тропезе из-под кисти Матисса появился первый шедевр — «Роскошь, покой и наслаждение» (1904/1905).
На памятнике надпись: " Матисс сохранил ее красоту для вечности". Отношение же Лео к работам Анри Матисса было очень непростым. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Цвет — сильная сторона Матисса он считается едва ли не лучшим колористом XX века.
В то время как картины и скульптуры Пикассо характеризовались наличием углов и шокированием новым (по крайней мере, во время его кубического периода), работы Матисса отличались наличием извилистых кривых, берущих начало в традиционном изобразительном искусстве. Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи. Лишь в апреле 1902-го Берте Вайль (BertheWeill, 1865–1951) удалось продать натюрморт и этюд Матисса, выручив за обе работы скромную сумму в двести франков. Воспоминание о Бискре», приобретенной Лео в 1907-м. В общем, основоположник фовизма был за ней как за каменной стеной.
Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. Банальная психология: некоторые цвета (например голубой и зеленый) и плавные изгибы воспринимаются людьми как что-то спокойное и безопасное, а яркие цвета (вроде красного) и резкие изломы как что-то динамичное и агрессивное. Когда Сара купила его, Гертруда заметила своей золовке, что портрет «слишком интимный», чтобы вешать его на стену рядом с другими картинами. С СРК, к счастью, Матисс умудрялся справляться сам.
Круг судеб замкнулся. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Помня об этих грандиозных ошибках и зная, за какие громадные суммы продаются сейчас произведения Анри Матисса и его единомышленников, в начале своего пути не имевших денег покупать краски и холсты, хочется надеяться, что в настоящем и будущем человечество больше не повторит подобных ошибок. Это привлекает внимание и заставляет присмотреться более тщательно. А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899).
Впрочем, юноша чуть ли не на память выучил басни Лафонтена – именно их он писал в «заключениях», которые нужны были только для того, «чтобы израсходовать необходимое количество гербовой бумаги в соответствии со значительностью процесса», – никто, даже судья их не читал. А в остальном на этот вопрос хорошо ответят друг-художник, друг-коллекционер и сам Матисс. Кроме того, она считала своим долгом позировать мужу, присутствовать во время сеансов в мастерской и обхаживать натурщиц (поить кофе, кормить, обогревать и утешать после того, какмэтр на них наорал). Фона в привычном понимании в этой работе нет. Но об этом уже сказано в других разделах.
Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. В то время художник писал громадное полотно «Танец». Однако еще более важно другое. краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами.
Что поделать, она была женщиной не в его вкусе. Результатом двух путешествий в Марокко (1911—1913) стало появление ярких излучающих свет ландшафтов и фигурных композиций, краски которых резко контрастируют друг с другом (например, «Бербер», 1913). В начале первой мировой войны 44-летний Матисс хотел уйти в армию добровольцем, но получил отказ. Мы ее «раскусывали» и я моментально доказывала ему, что в ней нет совершенно ничего беспокойного и приступ астмы утихал».
Матиссу и его последователям был отведен целый зал, в котором картины были развешены среди псевдоклассических статуй. Один из попавших туда критиков (Луи Воксель) в приступе дурноты воскликнул, указывая на антицизирующихАфродит и Аполлонов:«Donatello chez les fauves. В биографии Хилари Сперлинг Анри Матиссу приписывается фраза о том, что из всех членов семьи Стайнов «одна только Сара обладала интуицией и чутьем» и это, конечно, не соответствовало действительности. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья».
Щукин поселился в Париже, где умер 10 января 1936 года. В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков. Там начался его отход от техники дивизио-низма.
Он переехал в новый дом в Исси-де-Мулино и предпринял несколько больших путешествий, посетив Северную Африку, Испанию, Германию и Россию. Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Все, внимание зрителя потеряно. В каталог произведений Матисса, составленный итальянским исследователем Массимо Карра и опубликованный издательством «Rizolli», включены 32 работы, созданные ранее 1905 года.
В отчаянии Анри схватил нож и исполосовал полотно. Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. Матиссу тогда было 63 года, Лидии – 22 и она была очень красива. После того, как Щукин был выселен из комнат, которые занимал он и члены его семьи, в одну небольшую каморку при кухне, он вначале отправил в Германию жену и дочь, а затем вместе с сыном Иваном в августе 1918-го тайно последовал за ними. Их отношения сложно описать.
Портрет Сары Стайн, которая благоговела перед гением художника, предстает необыкновенно одухотворенным и искренним. Структура живописи и работа с цветом последнего оказали особенное влияние на творчество Матисса, назвавшего его своим главным вдохновителем18. Теперь приходилось обеспечивать семью, но Матисс не желал работать только ради продаж, подстраиваясь под вкусы богатых покупателей. Друг-художник — бельгиец Анри Эвенполь — писал Матиссу об одной из его ранних работ (ещё даже не такой яркой как «Женщина в шляпе»): «Мой живописный хлам, мои безделушки — все стало серым, серым и безликим рядом с ней. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну.
Другое название этой работы – «Десерт». Однако Тетцен-Лунд был прежде всего коммерсантом, а не ценителем искусства и, едва собрав коллекцию, почти сразу начал перепродавать работы, оказавшиеся в его собственности (Трюггве Саген продал принадлежавшие ему и очень подорожавшие работы Матисса еще быстрее, уже в мае 1924 года). Но за рамки песочницы это восхищение не выходит.
Так случилось и с Анри Матиссом, его женой Амели и натурщицей Лидией Делекторской, которую Матисс называл "светом очей" и которая после смерти художника, владея громадным богатством в виде картин и эскизов Матисса, жила почти нищей и отказывалась что-либо продавать. Матисс использовал цвет ради цвета, став лидером фовизма вместе с Андре Дереном. Однако относительно того, что касается роли Гертруды как «первооткрывательницы», вопросов оказывается существенно больше. Мясин же в своих воспоминаниях назвал декорации Матисса «восхитительными», указав, что они «обладали очарованием и утонченностью». Одной из главных особенностей его работы была способность оставаться «невидимым» для людей, которых он снимал.
Морозов умер 22 июля 1921 года по дороге на воды в Карлсбад, куда направлялся на лечение. Прежде всего, в то время картины покупала все же не она, а ее брат Лео (1872–1947) Гертруда вошла во вкус позднее, в ходе интенсивного общения с Пикассо, на протяжении многих месяцев 1906 года писавшего ее портрет. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. " Вас интересует, была ли я "женой" Матисса.
В начале декабря 1947 г. Матисс определил план работы, в согласии с доминиканскими монахами, братом Рейссинье и с отцом Кутюрье. Зачем. Тогда он придумал особую технику декупажа (papier decoup) — составление ярких сюжетов из обрезков предварительно выкрашенной гуашью бумаги. Хотя его стилистические сдвиги были не столь выраженными, как у Пикассо, его искусство претерпело значительную эволюцию по мере развития. Некоторые историки искусства считают, что "Память Океании" (и еще одна габаритная работа, сделанная примерно в то же время под названием "Улитка"), были ответами на крупномасштабную абстракцию, появившуюся в Соединенных Штатах в то время, в частности, "абстрактный экспрессионизм".
Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками.
Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. В 1929-м коллекции Щукина и Морозова были объединены в Государственный музей нового западного искусства, однако в 1948 году на волне кампании по борьбе с «космополитизмом» и «низкопоклонством перед Западом» этот уникальный музей был расформирован, а полотна поделены между Эрмитажем и ГМИИ имени Пушкина. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26.
Среди последних работ, которые Матисс создал перед своей смертью – «Память Океании», прообразом которой стала старая фотография, сделанной в 1930 г. на шхуне на Таити. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. В частности, «Голубая обнаженная» была приобретена Эттой Кон, которая завещала ее, как и всю их с сестрой коллекцию, Балтиморскому музею искусств, где это полотно находится и поныне. Друг-заказчик — русский купец и коллекционер Сергей Иванович Щукин, который рассказывал, что потратил неодну неделю, рассматривая и изучая купленные им (дорого) матиссовские панно «Танец» и «Музыка» — рыдая от отчаяния и злости — чтобы к ним привыкнуть но потом, преодолев неприятие, буквально в них влюбился. Тогда же Матисс создал и графический портрет Леонида Мясина.
Так и случилось. Художник сделал несколько эскизов. Это приобретение, как утверждается, стало началом многолетней дружбы: «Гертруда Стайн и ее брат часто ходили в гости к Матиссам, а Матиссы бывали у них что ни день». Теперь Матисс наконец-то мог вздохнуть полной грудью, ведь ему было на что жить. Мне кажется, что искусство должно быть понятно каждому.
Из стихийного акта творения разрезки превратились в операцию подмены и приумножения. Однако, когда картины Матисса стало возможно выгодно перепродать, Лео так и поступил. Дата создания: 1905 Дивизионизм был характерен для стиля неоимпрессионизма и представляет собой подход, при котором происходит разделение цветов на точки, пятна или мазки, которые «смешиваются» на расстоянии, составляя полную картину.
Твой этюд потрясал таинственным звучанием, звонким и сверкающим, подобно мерцанию витража. Эта дружба в его судьбе значила многое. Утешающее, успокаивающее разум, что-то вроде хорошего кресла".
20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Она не стала писать мемуары, а начала собирать и покупать рисунки, гравюры и книги Матисса. Скандал, вызванный появлением дерзких полотен на Осеннем сезоне, был только на руку «дикарям».
История действительно трагичная. И он отправился путешествовать. Безусловно. А поиски собственного стиля, «живопись, подчиненная чувству» и «упрощенное виденье предметов» не очень-то нравились публике, привыкшей к классическим сюжетам Салона.
А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Он знакомился с художниками разных стран. Журнал, оказывается, был ему знаком и он назвал мне имя автора картины, прибавив, что он будет счастлив познакомиться с человеком, который хочет воспроизвести ее, в Париже никому не нужную и не интересную (sic. ). При этом он всегда фокусировался на заманчивом развлечении пигментами и оттенками.
Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Эти две работы (ныне обе они экспонируются в Музее современного искусства Сан-Франциско) во многом схожи: на обеих мы видим погрудный портрет человека, представленный в приглушенных тонах. Но большого успеха она не имела. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма (пуантилизма) используя раздельные точечные мазки. Творческие кризисы случались у Матисса постоянно или, точнее будет сказать, что у него иногда случались промежутки между творческими кризисами — он был перфекционистом и буквально «вылизывал» своипроизведения (один из знакомых, позднее наблюдавших за его работой, восхищался тем, что замена одной единственной линии полностью меняла впечатление от картины) и очень редко бывал доволен результатом. Стайны подружились с художником. Позднее Альфред Барр в своей первой фундаментальной обзорной книге о Матиссе назвал Кристиана Тетцен-Лунда «самым крупным коллекционером работ Матисса в десятилетие с 1915-го по 1925 год». Но, по его словам, «в музее я чувствовал себя как в библиотеке, в которой хранятся старинные издания, а мне хотелось создать нечто свое».
Матисс испытывавший недостаток в средствах, оформлял театральные спектакли, а Амели открыла шляпную мастерскую. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Есть некоторые имена (среди них Пабло Пикассо), которые стали неотделимыми от современного искусства, но никто так тесно не ассоциируется с получением плотского удовольствия от цвета, как Анри Матисс (1869-1954).
После войны Матисс провел зиму в Ницце, а в 1921 переселился туда окончательно. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. В 1892 приехал в Париж, где посещал мастерскую Бугро, Академию Жюльена, Школу Изящных Искусств (эколь де боз ар), школу декоративного искусства, позже в 1895-98 годах занимается в матерской у Гюстава Моро. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19.
Заказы поступали со всех уголков света и вскоре ему понадобилась помощь. У неё пригорело – мол как ты не понимаешь, та картина не отличеатся от фотографии, там нет души, там не о чем задуматься, а тут тебе надо присмотреться подумать, отойти на расстояние и посмотреть получше, представить этот пейзаж самому, вот это настоящее искусство. Четкие линии из которых составлен портрет, озарены тусклой золотистой охрой. Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину». Оно может вызывать разные эмоции, но не должно быть такого, чтоб кто-то абсолютно искренне сказал, глядя на картину это хуета какая-то, что здесь блять вообще нарисовано.
Но не получается» Сегодня на пляж высыпало много людей. Из одиннадцати произведений Матисса в коллекции Морозова первым появился приобретенный 1 октября 1907 года за тысячу франков «Букет», за ним – купленный в 1908-м за пятьсот франков ранний натюрморт «Синий горшок и лимон», положивший начало уникальной группе натюрмортов этого художника. Матисс едва ли сумел бы «выйти в гении» и обеспечить приемлемый (при этом отнюдь не роскошный) образ жизни своей семье, если бы не поддержка ценителей извне, которые находились на периферии художественной жизни Франции, будь то американские евреи Стайны и сестры Кон, русские купцы Щукин и Морозов или датчане – торговец Кристиан Тетцен-Лунд и инженер Йоханнес Румп. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. Так началась дружба между Матиссом и четой старшего из Стайнов и его супругой. Во-первых, такое на холсте случилось в первый раз.
Об этих людях имеет смысл помнить и нам. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Когда же он привез работу в родительский дом, то Анна Элоиза категорично заявила: «Это не живопись». В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905).
Восемь картин Матисса из собрания Тетцен-Лунда приобрел инженер и рантье Йоханнес Румп (1861–1932), сам покупавший с июня 1914 года среди многих других работы и этого художника. В 1891 Матисс поступил в парижскую «Академи Жюльен», однако уже через год бросил учебу С 1893 он посещал уроки Гюстава Моро в Школе изящных искусств, а в 1895 записался туда официально. Если вводные верны, то разговор сугубо деловой.
Именно в этой технике выполнены иллюстрации к книге «Джаз» (Le Jazz), которую Матисс не только оформил, но и написал. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16. Так возникло название одного из стилей современного искусства — фовизм. В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос».
Осенью 1919 года Анри Матисс, не знавший английского языка, специально приехал в Лондон, чтобы вместе с русским танцором и хореографом Леонидом Мясиным и композитором Игорем Стравинским работать над балетом «Песнь соловья», премьера которого состоялась в Париже 2 февраля 1920 года (16 июля того же года балет был впервые показан в лондонском Ковент-Гарден). У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Вещь была сильно написана, хотя и несколько черновата. Кстати, первый, кто пригласил Анри Матисса – в свое время не принятого в оперный театр даже рабочим сцены – работать над декорациями и костюмами к спектаклю, был русский антрепренер Сергей Дягилев (1872–1929).
Он также мог сидеть на стуле, но его потеря подвижности означала, что он больше не мог рисовать. Результатом этой встречи стала первая выставка Матисса в США, состоявшаяся в 1908 году. Нью-йоркское издательство «Abrams» на протяжении многих десятилетий выпускало серию монографических альбомов выдающихся художников, каждый из которых включал сорок цветных иллюстраций шесть из сорока репродуцированных в альбоме Матисса картин были созданы до 1905 года.
Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. И так же естественно, что пожилой мужчина полюбил эту молодую красавицу. Когда законная жена после многих лет брака обнаруживает, что была для мужа кем-то вроде служанки, что настоящей любовью в их отношениях и не пахло. 5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах).
Иенс Тисс, директор Музея изящных искусств Христиании (Норвегия), провел у меня два дня, главным образом изучая Ваши картины (на второй день он был с десяти утра до шести вечера). Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном). Расслабляющая атмосфера Южной Франции вдохновила его на создание чувственной серии «Одалиски» — в ней он изобразил облаченных в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Зато известно, что Иван Морозов советовался с находившимся в Париже Валентином Серовым по поводу работ Эдуарда Мане (он отсоветовал покупать пейзаж «Улица Монье, украшенная флагами») и Винсента Ван Гога, но нет никаких сведений о том, что он консультировался с автором своего портрета относительно приобретения работ Анри Матисса. Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме.
Ну и, наконец, сам Матиссчетко определил цель своей живописи: отражать «свое внутреннее видение самыми простыми и самыми скупыми средствами». По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Гертруда обстоятельно рассказывает, как они с Лео (а жили они тогда вместе в большой квартире на улице Флёрю, где сейчас висит напоминающая об этом мемориальная доска) приобретали одну за другой работы Матисса, всячески пропагандируя его творчество. Тем не менее в Нью-Йорке, куда Стайны прибыли уже в октябре, чтобы оттуда отправиться на пароходе во Францию их усилия по продвижению творчества Матисса были вознаграждены: один из их знакомых, художник Джордж Оф (1876–1954), попросил приобрести для него работу Матисса. Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902). Совсем иначе выглядит портрет супруга Сары Майкла.
Сколько же таких и подобных историй было и в реальности и в разнообразных мелодрамах. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. По свидетельству Стайн, Амели добавила, что «на разницу как раз купили бы зимние вещи для Марго» – дочери художника, родившейся до знакомства с Амели и удочеренной им. Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования.
Друг и дружеский соперник Пикассо, темпераментно он был антиподом испанского художника. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. Почему. «О чем я думаю.
Имя его было Анри Матисс, никому в Париже не ведомое, кроме тесного круга друзей. Блондинок мало. При создании «Танца» (1933/1934) Матисс впервые применил цветную бумагу из которой вырезал нужные формы.
Были ли двое выдающихся художников знакомы, установить пока не удалось: в 1910 году Серов писал в письме в редакцию газеты «Речь», что был «очевидцем» восхищения Матисса постановкой «Шахерезады» в Париже силами дягилевской труппы, а осенью 1911-го, когда Матисс был в Москве, Серов присутствовал на некоторых приемах, устроенных в его честь или прошедших с его участием (в частности, в честь актрисы Марии Блюменталь-Тамариной) однако разговаривали ли они хотя бы раз, достоверно не известно. Художники имевшие супругу-менеджера, как правило уходили обеспеченными людьми, оставляли наследство и добрую память. Холст, масло. Для второго этажа художник придумал сюжет с музицирующими и слушающими. Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой.
После 1907 года ни Лео, ни Гертруда не купили ни одной работы Матисса. В 1907 году именно она убедила художника, во-первых, открыть свою художественную студию (просуществовавшую до июня 1910-го), а во-вторых изложить теоретические основы своего стиля на бумаге – так появились «Записки художника». Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. На этом можно выстроить интересный сюжет и зритель его обнаружит. Анри Матисс по-прежнему оставался художником, привлекавшим почти исключительно иностранных ценителей, готовых платить и довольно много: панно «Танец» и «Музыка», созданные в 1910 году, огромны (в окончательном варианте 2, 6 на 3, 9 метра каждая) – Щукин заплатил за них 27 тысяч франков. Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма.
И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». Ее критика была для Матисса столь же важна, как и ее восхищение. Холст, масло. Фотохудожник Феликс Надар писал, что «публике в лицо швырнули банку красок», а арт-критик Гюстав Жеффруа возмущался «размалеванной эксцентричностью» работ Матисса.
Все люди на картине находятся в неподвижности. Щукин не погрешил против истины, написав в октябре 1913 года Матиссу: «Моя гостиная становится настоящим музеем Вашего искусства». Пространство позади фигуры заполнено тремя цветовыми плоскостями, написанными так же смело, как и лицо мадам Матисс. Амели Парейр очень серьезно отнеслась ко своим обязанностям жены художника. Нередко «другое искусство» первыми воспринимали как раз социальные аутсайдеры: вспомним, что русский авангард 1960-х собирали не профессора искусствоведения, а Александр Глезер и Леонид Талочкин, с советскими художественными институциями никак не связанные. – Затем я нацарапала Матиссу короткое письмо, в котором приблизительно обрисовала приглянувшиеся рисунки и попросила мне их продать, но при одном условии: он возьмет за них не «дружескую цену», так как я не хочу его обременять, а цену, которую он запросил бы с торговца картинами. «Они ее купили. » – с триумфом сказал он через некоторое время, так как «от волнения перехватило дух и не мог произнести ни звука».
С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. 18 апреля 1906 года в Сан-Франциско произошло землетрясение.
Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские. Пара заказала у художника портрет их сына Аллена – Матисс создал его в 1907 году. В отчаянии он записался на бесплатные вечерние курсы в муниципальную Школу ремесел. Первым – в декабре 1922 года – было продано полотно «Радость жизни», купленное Лео Стайном в Салоне Независимых в 1906-м новый покупатель – американский врач изобретатель и коллекционер Альфред Барнс (1872–1951) – заплатил за полотно 45 тысяч франков, что почти вдвое превышало сумму, уплаченную Тетцен-Лундом тремя годами ранее.
1917—1929: В Ницце.
Казалось бы, все ясно, но ясность эта обманчива. Кто-то делает куличики, а кто-то ими восхищается. – "Танец" написан мной всего тремя красками.
Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. В течение своего творческого пути он создал некоторые из величайших шедевров 20-го века. Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Он прожил еще 13 лет. По его замыслу, человек, входящий в дом с улицы, должен был проникнуться «чувством облегчения», вот таким образом для первого этажа Матисс выбрал сюжет с танцем. Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны.
Анри Матисс. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Во время приступов депрессии жена утешала Матисса.
Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Под впечатлением поездки в Алжир в 1906 Матисс увлекся линейными орнаментами мусульманского Востока в стиле арабесок (например, «Накрытый стол — красная гармония», 1908). Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур.
Старший сын Пьер еще до войны переехал в США. Жил Матисс в это время трудно. Именно Сара в начале 1907 года познакомила Матисса с Эдвардом Стайхеном (1879–1973). Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме.
Весной 1919 года коллекция была открыта для посещения под названием «Первый музей новой западной живописи». Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. «Вклад Матисса в этот балет был столь же значителен, как и музыка композитора или работа хореографа», – отмечал Мясин. С одной стороны — смех, свист и улюлюканье, с другой — «Каждый вечер спускавшиеся с Монмартра толпы бунтарей наводняли зал как столетие назад стекавшиеся к Национальному конвенту восставшие из предместья Сент-Антуан». Он помещен между двумя работами его отца изображающих женщин, солидную – на высоком стуле и маленькую скульптуру чувственной, лежащей обнаженной. Они достигли известности благодаря поддержке, оказанной им ценителями «со стороны», ни с какой стороны не принадлежавшими к художественному истеблишменту тех обществ, в которых эти художники творили.
Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера.
Стайхен организовал еще две выставки работ художника, в 1910-м и 1912 годах. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий).
Стремясь предугадать «звезды завтрашнего дня» и выстраивая свой статус в обществе в роли теоретика-провозвестника «нового искусства», Лео покупал картины Матисса, однако полюбить их так и не смог, вследствие чего приобретенные им работы сменили владельца. Изначально Анри Матисс планировал представить на Осеннем салоне 1905 года другую работу – пейзаж «Порт-Абайль», созданный в пуантилистской манере, над которым работал очень долго и который перед экспонированием хотел показать матери, чтобы получить ее «благословение». На похороны ее не пригласили. Тогда в доме четы Матисс появилась Лидия Делекторская, 22-летняя эмигрантка из России, ставшая секретарем художника.
Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. Сейчас «Женщина в шляпе» — одно изнаиболее ценных сокровищ Музея современного искусства в Сан-Франциско. Это шедевр. Частично загороженный декоративной ковкой вид на задний двор находится между ними, как повешенная картина.
Она же стала сиделкой для его супруги во время ее болезни. Сами фотографии являют собой симфонию парадоксов, сочетание несочетаемого, которое благодаря великолепной совместной работе двух художников, получилось эмоционально насыщенным и ярким.
Удача для художника, если устаревшая, но почитаемая супруга становится секретарем, агентом и нянькой. Тогда из не особо-то прикладного искусства получится точно работающий, великий ширпотреб. 1891: В поисках чистых красок. Судя по портретам, они были счастливы. И нет и да.
Это изображение жены Матисса является наглядным тому примером. Годом позже все повторилось с картиной «Голубая обнаженная. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Как-то незаметно мадам Лидия стала для художника незаменимой: сиделка, пунктуальный и аккуратный секретарь, она даже, когда это стало необходимо (у Матисса начало все больше болеть правое плечо), соскребала по его просьбе краску с холстов, чтобы мастер мог всецело расходовать свои силы исключительно на творчество.
Нужно, однако, уточнить, что «ранним» этот период в творчестве Матисса счесть никак нельзя: целый ряд его произведений был создан существенно раньше. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Исчезают стул и обои. Спонтанность — это, в данном случае, скорее видимость.
Довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма (техника, при которой изображение наносится небольшими точками из чистых несмешанных красок) в пользу широких, энергичных штрихов. В 1935 году, когда Сара и Майкл навсегда уехали в США, Матисс грустно написал ей: «Мне кажется, что вместе с Вами меня покинула лучшая часть моей публики». Когда тридцать лет спустя Гертруда приписала главную роль себе, а Сару не упомянула вовсе, рассерженный ее поступком Матисс в 1935 году прямо сказал в интервью в «Transition»: «Сара Стайн, которую Гертруда Стайн не сочла нужным упомянуть, была в действительности самым умным и чувствующим человеком в этой семье». Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам.
Картины Матисса были хорошо продуманы, глубоко «пережиты» и тщательно выполнены — и чтобы понять их требуется приложить не меньше интеллектуальных и эмоциональных усилий чем художник. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Отсюда и «детский» рисунок и небрежные, аляповатые мазки кисти. Так ведь не должно быть.
Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок. После смерти своего учителя (Моро умер в 1898) Матисс ушел из академии. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. » словоfauve — собирательноеопределение для крупных хищников семейства кошачьих). Четыре картины и девять рисунков Матисса были показаны на выставке «Золотого руна» в 1909 году. Анри Матиссу (Henri Matisse) удалось приобрести известность и немного поправить финансовое положение, что дало ему возможность продолжить занятия живописью.
В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг. Стул и обои еще присутствуют здесь, но уже на четвертой стадии Матисс совершает резкую композиционную модернизацию картины. Однако главная роль в поддержке Анри Матисса принадлежала другому русскому промышленнику. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Означает ли он лучшие времена в прошлом или будущем.
В ней он преподавал в 1908-1911 гг. Наконец, несколько работ Матисса в 1913-м экспонировались на первой американской международной выставке современного искусства – так называемой Арсенальной выставке (ArmoryShow). А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.
Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Она дала ему возможность соединить рисунок и цвет в единое целое. Ответ пришел не сразу, Матисс якобы очень попрекал жену упущенной возможностью получить сравнительно приличные деньги, но через день или два «Марго принесла им маленькую голубую телеграмму». В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма. Феномен появления «другой эстетики» (а появляется она с завидной регулярностью) и реакции на нее общества необычайно интересен сам по себе: никакой новый художественный стиль нигде и никогда не принимали на ура ни зрители, ни критики.
Таким образом, поддерживался главный профессиональный принцип фотографа – не подделывать настоящее и показывать только правду. Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг. У Анри и Амели один за другим родились два сына. Г-н Остхауз приходил дважды (на обед и на ужин) и я заметил, что Ваши картины произвели на него большое впечатление. Она вызвала к себе повышенный и нездоровый интерес.
Под влиянием Стайнов картины художника начали покупать их родственники и знакомые. Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской. Перед концертом нам удалось немного поговорить. 1906: Обращение к декоративному искусству.
Художник знал об этом, поскольку осенью 1911 года гостил в Москве в доме Щукина, где к тому времени висели уже 25 его работ (большинство из которых по его настоянию были перевешены в так называемую Розовую гостиную). Хранителем коллекции Щукина в Москве была назначена его дочь Екатерина Келлер (1890–1977). Опыт этого живописца и скульптора наглядно доказывает, что никакое овладение культурно-языковым капиталом не гарантирует успешной карьеры, причем даже тогда, когда речь идет о незаурядном таланте и колоссальном трудолюбии (у Матисса все это было). Именно Сара и Майкл в течение двух критических для развития фовизма лет, в 1906–1907 годах, когда у Матисса не было ни поддержки, ни денег, купили «Зеленую линию» – первый портрет Амели (часто ошибочно считающийся вторым) и по меньшей мере еще четыре работы, в том числе крайне важный автопортрет художника. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. Другой сын, ставший скульптором, жил под Парижем.
Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. Так появились на свет две самых известных работы Матисса — «Танец» (La Danse) и «Музыка» (La Musique). В ней был прекрасный общий гармоничный цветовой тон.
Ее биография проста и недлинна. Два полотна, в том числе «Молодой моряк» (1906), ныне хранящееся в Музее Метрополитен в Нью-Йорке, были включены в 1910 году в состав чрезвычайно пестрого «Салона Издебского» и показаны, кроме Петербурга, в Одессе, Киеве и Риге. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8.
С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901). Понимать искусство – это не прерогатива высокодуховных личностей иначе в нем нет смысла. Хотя его супруга Амели Парайер (бракосочетание в 1898, двое детей) была владелицей модной лавки их финансовое положение оставляло желать лучшего. Четверть — молодежь. Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников.
Некоторые из художников, считающиеся в настоящее время столпами европейского искусства, на протяжении многих лет абсолютно не воспринимались своими современниками. Психические проблемы включали в себя: депрессию, панические атаки, бессонницу и синдром раздраженного кишечника. А. Матисс «Музыка» (1910). Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета.
Знакомые, кстати, глядя на Щукина, часами глядящего на картины Матисса, были уверены, что он сошел с ума от этой ужасной живописи правда Щукин в итоге многих из них обратил в поклонников французского художника.
Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. ». Знакомство Матисса и Пикассо произошло в салоне Стайн на Рю де Флёр в Париже. В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он.
Она взяла на себя все домашние хлопоты — а к 1905 году хлопоты включали в себя двух сыновей художника и его дочь от бывшей любовницы. Она открыла шляпный магазин — для того, чтобы обеспечивать семью (картины Матисса в первый десяток лет их брака не пользовались особым спросом). И самое главное — она помогала справляться гению створческими кризисами и психическими проблемами. Разумеется, это иллюзия. Существуют лишь предположения искусствоведов. У нее уличная одежда, а он одет в полосатую пижаму (выбранный наряд не только для сна, но и для работы в студии). Когда в 1905 он выставил свои работы в парижском «Осеннем салоне» вместе с другими художниками, среди которых были, в частности, Андре Дерен и Морис де Вламинк их резкие, энергичные краски буквально потрясли публику и один из критиков дал художникам ироничное прозвище «Fauws» («дикие»). Но со временем Матисс перешел от тире и точек к более широким плоскостям цвета, которые оставили всяческие претензии на реализм. Во время бессонницы она читала ему до утра книги.
Спустя несколько лет различные полотна Анри Матисса экспонировались в России на нескольких выставках: состоявшийся в апреле–мае 1908 года в Москве салон «Золотое руно» включал его картины «Прическа» (1901), «Терраса в Сен-Тропезе» (1904), «Герань и фрукты» (1906) и «Насыпь в Коллиуре» (1907) (ни одна из этих работ, впрочем, не была приобретена российскими покупателями). Высоких было больше, чем низких.
Период 1905–1915 годов «ранний» не для Матисса, а для фовизма. Первым пунктом назначения стал Алжир. Им был Анри Матисс, девушку звали Лидия Делекторская.
В отношении оценки собственного портрета, права — как обычно — оказалась жена. Искусство должно быть понятно любому. Примером могут служить «Музыка» (1939) и «Румынская блуза» (1940). Все это заметно улучшило материальное положение живописца.
«Две недели тому назад я вернулся в Москву и за это время имел удовольствие принять у себя г-на Остхауза, основателя музея в Хагене и нескольких директоров музеев (д-ра Петера Тессена из Берлина, д-ра X. фон Тренкмольда из Франкфурта, д-ра Хампе из Нюрнберга, д-ра Полашека из Гамбурга, д-ра Бака из Дармштадта, Макса Зауэрландта из Галле и Иенса Тисса из Христиании). В России эти произведения нравились отнюдь не всем (академик живописи Илья Остроухов, увидев два панно Анри Матисса на лестнице в доме Щукина, охарактеризовал их словом «ужасно»), но Щукин пророчески писал Матиссу: «Публика против Вас, но будущее за Вами». Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8.
Широко раскрытые, глубокие и немного грустные глаза обращены на зрителя. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. Это невозможно, если вы не умеете управлять взглядом зрителя. Даже водопроводчику. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее.
И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка».
Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. » (в вольном переводе — «Донателло среди диких зверей. Еще одной особенностью работ является то, что Картье-Брессон всегда старался запечатлеть на снимке «решающий момент», который достигается в секунды наивысшего эмоционального напряжения. "Румынская блуза" была написана в том же году, когда нацисты захватили Францию и говорят, что Матисс создал картину, чтобы приободрить себя в один из самых мрачных моментов для своей страны. Сам Матисс признался, что не знал, почему он выбрал красный цвет для композиции, хотя одна более ранняя картина "Красная комната" (1908) также характеризовалась преобладанием малинового.