Анри Матисскраткая биография и интересные факты из жизни французского живописца, графика и скульптора изложены в этой статье.
В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования. В 1891 Матисс поступил в парижскую «Академи Жюльен», однако уже через год бросил учебу С 1893 он посещал уроки Гюстава Моро в Школе изящных искусств, а в 1895 записался туда официально. За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике.
Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Две зимы, проведённые художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В 1948-1953 годах по заказу доминиканского ордена Анри Матисс работал над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе.
Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. Дальше красочная точка и цветовая энергия увеличиваются, появляются красочные ореолы вокруг формы, цветовой рисунок внутри композиции, взаимодействие больших колористических масс. Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны».
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма. По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера.
В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. (рельеф «Обнажённая женская фигура со спины», 1930 г. ). Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26.
Женщины, написанные лишь несколькими тщательно продуманными линиями, напоминают упрощенные скульптуры, в тохватало обитателям XX века. 1931-33 «Одалиска в красных шароварах», 1924-25). К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х гг., но особенно часто в 20-30-х гг. В последние годы Анри больше работает как иллюстратор, увлекается коллажами.
Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай.
В Сен-Тропез из-под кисти художника вышел первый шедевр — Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Матиссу пришлось выполнить эту просьбу. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи. В феврале 1902 года он принял участие в совместной выставке во вновь открывшейся галерее Берты Вейль. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Цвет для художника был не столько средством изображения, сколько формой выражения ярких чувств и переживании.
1906: Обращение к декоративному искусству. В дальнейшем красочная точка заметно увеличилась, цветовая энергия ее возросла, появился интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. Матисс принадлежал к прогрессивным кругам французской интеллигенции, был активным борцом за мир.
К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х гг., но особенно часто в 20— 30-х гг. (фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке.
Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские. Он знакомился с художниками разных стран. Все эти полотна изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, являются результатом долгого изучения природных форм. Незадолго до возвращения во Францию он встретился с капитаном Морисом ле Глэ и тот произнёс пророческие слова: «Ориентализм, конечно, в моде.
У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане.
Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. использовал лаконичный гибкий рисунок, чётко ритмизованную композицию, контрастное сочетание цветов, то ярких и локальных (панно Танец и Музыка – оба 1910, ГЭ), то богатых оттенками основного тона (Мастерская художника, 1911, ГМИИ). В 1948-53 годах по заказу доминиканского ордена Матисс работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение».
Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Матисс Анри Эмиль Бенуа (Matisse) (31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция — 3 ноября 1954, Ницца, Франция), французский художник, график и скульптор, лидер течения фовистов.
О живописи Матисса говорят, что она музыкальна. После войны Матисс провел зиму в Ницце, а в 1921 переселился туда окончательно. Примером могут служить «Музыка» (1939) и «Румынская блуза» (1940). Постоянные мотивы в его творчестве — танец идиллические сцены, узоры ковров и тканей, плоды, вазы и статуэтки («Красные рыбы», 1911г.
Учился в Париже – в академии Жюлиана (с 1892) у А. В. Бугро и Школе изящных искусств (с 1893) у Г. Моро. Изображение интерьера — жанр живописи. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке.
Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902).
Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создал эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок.
Анри Матисс. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. Преподавание велось на некоммерческой основе.
Перед Второй мировой войной (World War II) Матисс иллюстрировал книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее.
Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. Мать увлекалась росписью керамики.
В 1908 году русский купец Сергей Иванович Щукин заказал художнику три декоративных панноПанно (французское Panneau) — 1) Обрамленная часть стены, потолка, заполняемая изображением или орнаментом. 2) Картина или рельеф, предназначенные для постоянного или временного украшения определенного участка стены или потолка. Это его так увлекло, что он, к огорчению своего отца, решил стать художником. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка.
и костюмов для балета Игоря Федоровича Стравинского «Соловей» (хореография Леонида Федоровича Мясина, постановка С. Дягилева). Существуют лишь предположения искусствоведов. В произведениях 20-х гг. Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера.
Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Таким для него явился Поль Гоген.
В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. 1917—1929: В Ницце. Ж. Помпиду). Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера.
И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». Зачем. Позднее Матисс называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета. Импрессионизм очень впечатлил Матисса. В 1891 году Анри снова приехал в Париж. Анри Матисс (Henri Matisse) – выдающийся французский художник, лидер течения фовистов – известен своей мастерской передачей в цвете изысканных эмоций и чувств.
Испытал влияние импрессионизма и неоимпрессионизма, П. Гогена искусства арабского Востока. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. «Красное и черное» на музыку Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные, линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем – изображение самого Доминика. Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования. В 40-х гг. Матисс также копировал их манеру письма.
Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Художник с головой ушел в эксперименты с цветом, пробуя создавать на полотне немыслимые до той поры цветовые контрасты. Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие.
Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. В 1905 году Анри Матисс выставил картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Шарля Бодлера), где декоративизм стиля модернМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков.
Буквально год спустя, молодому человеку сделали операцию по удалению аппендицита, после чего мама, забавы ради, принесла ему в больницу принадлежности для рисования. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898 году. В эти года, французская публика уже смирилась с импрессионизмом. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Свет разных длин волн L возбуждает разные цветовые ощущения излучения с L от 380 до 470 нм имеют фиолетовый и синий цвет, от 470 до 500 нм — сине-зеленый, от 500 до 560 нм — зеленый, от 560 до 590 нм — желто-оранжевый, от 590 до 760 нм — красный. Третье панно – «Купание или Медитация» – осталось лишь в набросках.
«Парижский танец» известен в трех вариантах. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения.
В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. Это уже не интимная живопись, она приобретает космическое звучание. Стиль его живописи заметно упростился рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства имени Жоржа Помпиду, Париж). В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». Основные элементы и выразительные средства музыки — лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония инструментовка.
Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном.
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Излюбленные темы Матисса – интерьеры с фруктами и цветами, танцующие и купающиеся фигуры, одалиски, чарующие своей красотой Атмосфера радости и праздника отличительная черта всего творчества мастера («Танец». Умер 84-летний маэстро 3 ноября 1954 года под Ниццей.
Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьереИнтерьер (от французского interieur — внутренний), в архитектуре — внутреннее пространство здания или помещение в здании (вестибюль, комната, зал). художник часто прибегает к технике аппликаций из цветной бумаги (серия «Джаз», 1944— 1947 гг. ). В работах Матисса второй половины 10-х гг.
Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Доминика и Девы Марии. Жил Матисс в это время трудно. Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск.
Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. Под влиянием позднего импрессиониста Поля Синьяка, который в 1904 посетил Матисса в Сен-Тропезе из-под кисти Матисса появился первый шедевр— «Роскошь, покой и наслаждение» (1904/1905). С 1890 по 1902 он ежегодно создавал несколько картин, близких по духу импрессионистам. При создании «Танца» (1933/1934) Матисс впервые применил цветную бумагу из которой вырезал нужные формы. Летом 1904 Матисс вместе с художниками-неоимпрессионистами П. Синьяком и Э. Кроссом поехал на юг Франции, в Сен-Тропез художник начал использовать технику дивизионизмаДивизионизм (от французского division — разделение), в живописи — письмо четко различимыми раздельными мазками, рассчитанными на оптическое смешение красок в глазу зрителя.
Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899). Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8. Их первая встреча состоялась в Салоне Стайн на улице Рю де Флёрю в Париже, в котором Матисс регулярно выставлялся в течение года. художник сочетает открытия предыдущих периодов, декоративность фовизма с аналитически чётким построением композиции (фриз «Танец» в Музее Барнеса, 1931—1932 гг. ) и с тонко нюансированным цветовым строем («Ветка сливового дерева», 1948 г. ). Холст, масло.
Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. Под впечатлением поездки в Алжир в 1906 Матисс увлекся линейными орнаментами мусульманского Востока в стиле арабесок (например, «Накрытый стол— красная гармония», 1908). У Анри и Амели один за другим родились два сына. Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования.
Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе. Учился в Париже, в академии Жюлиана (с 1891 г. ) у А. В. Бугро, в Школе декоративных искусств (с 1893 г. ) и в Школе изящных искусств (1895— 1899 гг. ) у Г. Моро.
Первая персональная выставка состоялась в 1904 году у А. Воллара. Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». 1891: В поисках чистых красок.
Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощённого рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 года. Анри пришлось отправить семью к своим родителям, а самому искать приличный заработок. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. Панно «Парижский танец» было задумано Матиссом на склоне лет.
На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Но из всякого правила обязательно должны быть исключения, лишь подтверждающие это правило. Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи». Такой, наверное, воспринимал художник свою жену.
Он возвратился в Сен-Кантен и устроился на работу клерком у присяжного поверенного. В 1889 году у Анри случился приступ аппендицита. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже.
Колорит картин становится мрачным, а рисунок – почти схематичным. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— (1904/1905). Картины из щукинской коллекции, «отрезанные» войной от остального мира, после революции были конфискованы государством, всю середину XX века пролежали взаперти в советских подвалах и увидели свет лишь после смерти Сталина (и самого Матисса).
В 1888 году Матисс получил диплом юриста и, вернувшись в родной город, стал работать клерком у местного присяжного поверенного. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета.
Последняя работа Матисса – оформление интерьера (в том числе витражи) Капеллы чёток в Вансе близ Ниццы (1948-53). В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр — Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). В работе «Танец» (1910) представлена экстатическая пляска, навеянная впечатлениями от русских сезонов Сергея Дягилева, выступлений Айседоры Аункан и греческой вазовой живописи. Там начался его отход от техники дивизионизма. сочетался с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту.
Здесь же он знакомится с австралийцем Джоном Питером Расселом. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Начиная со второй половины 1900-х гг. В 30—40-х гг. Анри Эмиль Бенуа Матисс родился в Ле Като-Камбрези на севере Франции.
Постепенно он освободился от «музейных» впечатлений, палитра его посветлела появилась техника импрессионистического дробного мазка. Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг. Специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику – декупаж (в переводе с французского – «вырезание»). Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951).
Amlie Noellie Parayre). художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Следующим шагом в освоении новых территорий живописи стало увлечение Матисса дивизионизмом, длившееся до 1905-го, когда художник обосновался на юге Франции.
Даже самые консервативные критики приняли это течение, как данность. В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставил ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. (рельеф Обнажённая женская фигура со спины, бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг. «Мне стало неинтересно копировать предмет.
Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже. С 1918 года художник почти безвыездно живет в Ницце изредка навещая в Париж. Все люди на картине находятся в неподвижности. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ.
В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Анри копировал произведения старых французских и голландских мастеров. В Сен-Тропез из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и использовал разнообразные техники.
Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок. Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим. Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет.
Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов Сергея Павловича Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. и вакханалии. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов. Пришло время творческих экспериментов, проявившихся в создании в картинах цветовых контрастов, на тот период просто немыслимых. Прекрасный рисовальщик, он был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания нескольких интенсивных цветов.
Над керамической крышей изображающей небо с облаками, парит ажурный крест над входом в капеллу – керамическое панно с изображением св. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. fauves). В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков.
Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально. Действительно, за редким исключением в его картинах не увидишь невзрачных будничных мотивов. Матисс испытывавший недостаток в средствах, оформлял театральные спектакли, а Амели открыла шляпную мастерскую.
Холст, масло. Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Но большого успеха она не имела. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма (пуантилизма) используя раздельные точечные мазки. Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской. Все остальное здесь придумал сам Матисс.
Результатом двух путешествий в Марокко (1911—1913), последнее из которых он осуществил совместно с художником Шарлем Камуаном, стало появление ярких излучающих свет ландшафтов и фигурных композиций, краски которых резко контрастируют друг с другом (например, «Бербер», 1913). В начале первой мировой войны 44-летний Матисс хотел уйти в армию добровольцем, но получил отказ. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» — от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913 годы), еще сильнее обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.
Он возвращается в маленький городок Сен-Кантен и начинает работать помощником адвоката. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. Цветовые контрасты резко выделены и подчеркнуты. Отец хотел, чтобы сын поскорее встал на ноги, видел в нем юриста, обеспеченного человека, но его желания так и остались мечтой. Одним из первых, кто оценил талант Матисса, был русский предприниматель и коллекционер Сергей Иванович Щукин. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. 12 В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905).
А предыдущий, «бракованный», художник успел закончить, в 1936 году уступив работу за скромное вознаграждение Музею современного искусства в Париже. К 1906 году он завершил работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» французского поэта-символиста Стефана Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторалиПастораль (французское pastorale, от латинского pastoralis — пастушеский), в литературе — утвердившееся в 17-18 веков наименование группы жанров, тематически нацеленных на литературно-стилизованное изображение естественной, природной жизни (пасторальный метажанр). Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. После Первой мировой войны (First World War) Матисс преимущественно жил в Ницце.
В зимние месяцы с 1911 по 1913 годов художник посетил Танжер (Марокко), создал марокканский триптихТриптих (от греческого triptychos — сложенный втрое) — 1)3-створчатый складень. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Но об этом уже сказано в других разделах. Анри Матисс родился 31 декабря 1869 года в Ле Като, Нор.
В «Музыке» даны фигуры артистов играющих на различных инструментах. Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Этим же годом датирована работа Читающая (Государственный музей современного искусства, Париж). Под влиянием живописи Огюста Ренуара, с которым Матисс познакомился в Ницце, он увлекся изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») заинтересовался мастерами рококоРококо («причудливый», «капризный» французское rococo от rocaille — осколки камней, раковины) — стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 века. Было много свободного времени, Анри сделал рисунок, другой и. работа увлекла его.
В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. для собственного дома в Москве. Доминика и Девы Марии. Дата создания: 1905 Дивизионизм был характерен для стиля неоимпрессионизма и представляет собой подход, при котором происходит разделение цветов на точки, пятна или мазки, которые «смешиваются» на расстоянии, составляя полную картину. Ecole Quentin de la Tour), предназначенную для чертежников текстильной промышленности.
В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). Эту работу великий мастер считал закономерным результатом своей неоднозначной жизни. жизненные непосредственные мотивы получают утончённо-художественную интерпретацию. В дальнейшем цветовая энергия возрастает, появляется интерес к экспрессии (любимое слово Матисса), красочным ореолам, колористической проработке внутри живописной композиции. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. Таковы натюрморты «Бутылка шидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1898), «Посуда и фрукты» (1901) В 1898 году 28-летний Анри женился на Амели Пареир (фр.
Первая персональная выставка Анри Матисса состоялась в 1904 году у А. Воллара. 1901-1904 — годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптуройСкульптура (латинское sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Однако цвет сложного излучения не определяется однозначно его спектральным составом. Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. Дени, П. Боннар и др. ) в Париже (ок.
С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Со второй половины 1900-х гг.
Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. В 1920 году он исполнял эскизы декорацийДекорация (от позднелатинского decoratio — украшение) — оформление сцены, павильона, съемочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок. Caroline Joblau) родила ему дочь Маргариту (1982).
методы их обработки — лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др. Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов.
Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). 1930—1940: Раздвинутое пространство картины. Стайны подружились с художником.
Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере». Для дягилевских постановок делал эскизы декораций балетаБалет (французское ballet, от итальянского balletto) — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. Сегодня «Парижский танец» справедливо считается жемчужиной коллекции этого музея – неслучайно для экспонирования гигантского полотна был выстроен специальный зал. Ибо экспрессия зависит от цветовой поверхности, охватываемой зрителем в ее целом». Создавая картину, он забывал обо всем на свете. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им.
Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе. Начинающие художники стремились подражать недавним «бунтарям» Моне, Сислею, Писарро, Эдуару Мане, Берте Моризо, Ренуару. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Матисс уверенно шёл к своему стилю, к своей манере, чтобы навсегда вписать своё имя в историю мировой живописи, подарив миру такие шедевры, как «Мадам Матисс», «Музыка», серию «Книга джаза», «Танец», «Поднятое колено», «Сон», «Розовая обнажённая» и т. д.
Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой. он находит свой стиль, который характеризуется лаконичным рисунком, контрастным сочетанием немногих цветовых зон (панно «Танец» и «Музыка» для особняка С. И. Щукина в Москве, оба 1910 г. ) или богат оттенками одного основного тона, полупрозрачными и не скрывающими фактуру холста («Мастерская художника», 1911 г. ). 260 х 389 см. Растет семья: на рубеже двух веков у художника рождаются сыновья – Жан и Пьер.
В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. В 1887 он уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. А. Матисс «Музыка» (1910). Осенний Салон этого года был для Матисса провальным, также как и для других молодых авторов – Марке, Вламинка и Дерена сами художники, с подачи критика Вокселя, были названы «дикими» и это французское слово послужило появлению термина «фовизм», обозначившему с тех пор новое направление живописи. Другое название этой работы – «Десерт».
В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Этот европеец, привыкший к комфорту и благам, вдруг, увлёкшись примитивным искусством, отправляется во французские колонии на острова, бросив жену и детей, чтобы обогатить своё письмо соответствующими сюжетами.
У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. 1890-1905), создавших под влиянием П. Гогена своеобразный вариант стиля модерн, для которого характерны близость к литературному символизму, декоративная обобщенность форм, музыкальность ритмов, плоскостность, главенство цветового пятна., увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903 году), Поля Сезанна. Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых.
Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. – "Танец" написан мной всего тремя красками. Им присущи изящество и гибкость линейного ритма, колористическое многообразие, мягкость письма (серия Одалиски). Вот что говорит сам художник: «В моей картине «Музыка» небо написано прекрасным синим цветом, самым синим из синих, плоскость окрашена цветом настолько насыщенным, что полностью проявляется синева идея совершенной синевы для деревьев взята чистая зелень, для человеческих тел – звонкая киноварь. Анри записался в школу рисунка Кантин де ля Тур (фр.
Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. Он был старшим сыном в семье Эмиля Матисса и Анны Жерар.
Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Одним из таких исключений был знаменитый художник Анри Матисс.
В 1894 году модель Матисса Каролина Жоблоу (фр. Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось. Матисс предпочитает оперировать линией — тонкой иногда прерывистой иногда долгой и круглящейся, прорезающей белый или чёрный фон (серия «Темы и вариации», 1941 г. иллюстрации к «Стихам» С. Малларме, к «Пасифае» де Монтерлана, к «Стихам о любви» П. де Ронсара). Последние годы жизни Матисса прошли в Ницце, в кругу родных и близких ему людей, а ознаменовалось это время возведением и художественным оформлением небольшой капеллы для женского монастыря. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-1940, Центр современного искусства имени Ж. Помпиду, Париж).
До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. Еще одна интересная подробность: в процессе работы над «Парижским танцем» Анри Матиссу приходилось бывать в Москве, где, наряду с поэтом Валерием Брюсовым и художником Валентином Серовым, открывшими Матиссу красоту русских икон, от которых французский художник пришел в восторг, он познакомился с Лидией Аелекторской. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Матисс сочетал поиски свободной декоративности с аналитически чётким построением композиции (фреска в Институте Барнеса Танец, 1931-33, Мерион, штат Филадельфия, США) и тонко нюансированным цветовым строем.
Ж. Помпиду, Париж). Предполагалось, что сын продолжит дело отца, но Анри уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. В 1905-07 лидер фовизма.
Эти произведения, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Эмоциональное воздействие живописи Матисса достигается прежде всего изысканной нарядностью чистой цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, полной композиционной и декоративной соподчинённостью всех компонентов картины, нередко превращающей её в своего рода арабеск (Красные рыбы, 1911, ГМИИ). Он поступил в Академию Жюлиана, где учился у Бурго — мастера салонного искусства. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования.
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыкиМузыка (от греческого musike, буквально — искусство муз) — вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. Матисс часто прибегал к технике аппликации из цветной бумаги (серия Джаз, 1944-47).
Разумеется, это иллюзия. У них родилось два сына: Жан в 1899 и Пьер в 1900. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. В 40-х гг.
В 1889 году у него случился приступ аппендицита. Эта дружба в его судьбе значила многое. В 1909 году художник купил добротный дом с большой студией для работы над картинами, а домочадцы стали его неизменными и любимыми моделями. В девяти картинах художника появляются эти существа, но эта является, вероятно, самой известной. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ.
Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Скажем, в картине «Роскошь, покой и сладострастие» стиль модерн сочетается с точечной, характерной для пуантилизма, манерой письма. Учился в Академии Жюлиана в Париже, в Школе декоративных искусств и Школе изящных искусств. Балет начал формироваться в Европе в 16 веке. «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности.
Эта красивая женщина изображена на многих полотнах мастера наиболее известные работы – «Женщина в шляпе» и «Портрет жены». В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». заметно воздействие кубизма («Урок музыки», 1916— 1917 гг. ) произведения 20-х гг., напротив, отличаются непосредственностью, колористическим многообразием, мягкостью письма (серия «Одалиски»). Его последняя работа — оформление интерьера (в том числе витражи) «Капеллы чёток» в городке Ване близ Ниццы (1953 г. ). Там начался его отход от техники дивизио-низма.
И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». После смерти своего учителя (Моро умер в 1898) Матисс ушел из академии. Жил Матисс в это время трудно. Тем не менее, работа считается одной из самых смелых и новаторских. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). В 30-40-х гг.
Родился 31 декабря 1869 г. в Ле-Като (Пикардия), умер 3 ноября 1954 г. в Симьезе близ Ниццы. Довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма (техника, при которой изображение наносится небольшими точками из чистых несмешанных красок) в пользу широких, энергичных штрихов. Тема панно — танец. О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года.
Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. Фона в привычном понимании в этой работе нет. В 1905—1907 гг. Речь идет о фовизме.
Анри познакомился с творчеством Аристида Майоля, художниками группы «Наби»«Наби» («набиды») (французское nabis — пророки, от древне-еврейского наби — пророк) — группа художников (М. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. Занятия живописью требуют времени и денег.
А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. Как график, работая пером, карандашом, углём, в технике офорта, линогравюры и литографии, Матисс оперировал главным образом линией, тонкой иногда прерывистой иногда долгой и круглящейся, прорезающей чистый белый или чёрный фон (серия Темы и вариации, уголь, перо, 1941 и др. ). Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном). «Натюрморт с раковиной», 1940 г. и др. ).
Бурный колорит, сияющие цветовые пятна, в которых растворялась натура, представляли овеществленную фантазию художника («Женщина в шляпе», 1905). Картина «Читающая» была приобретена государством для резиденции президента Франции в Рамбуйе. Французский художник, основатель фовизма. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. В 1930 году поехал на Таити, работал над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала.
Попеременное увлечение импрессионизмом, постимпрессионизмом, живописью Сезанна и Синьяка, сформировало индивидуальный стиль Матисса, положивший начало целому направлению – фовизму. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. Доминика и Девы Марии. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения.
В «Музыке» Матисс представил изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Так и случилось. Расцвет его связан с романтизмом, выдвинувшим, начиная со второй трети 19 века., выдающихся балетмейстеров Ф. Тальони (ставившего балеты для своей дочери М. Тальони), Ж. Перро (работавшего с Ф. Эльслер и К. Гризи), А. Бурнонвиля, А. Сен-Леона. Матисс становится лидером нового художественного направления — фовизма. У Анри и Амели один за другим родились два сына.
Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам. Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. Визит Матисса был недолгим – всего две недели.
Испытал влияние неоимпрессионизма (главным образом П. Синьяка), П. Гогена искусства Арабского Востока, в известной мере — древнерусской иконописи (одним из первых на Западе оценил её художественные достоинства в 1911 г. посетил Москву). — раздельных точечных мазков. Художник продолжает творить и в самое трудное для него время. Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину».
Радостные, яркие краски возвращаются в его живопись не скоро. В ней он преподавал в 1908-1911 гг.
Впервые он попробовал себя в живописи, находясь в больнице, куда попал с аппендицитом. Одним из первых, кто оценил талант Матисса, был русский предприниматель и коллекционер Сергей Иванович Щукин. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. С 1882–1887 гг Анри учился в средней школе и, после неё, обучался в лицее Henri-Martin.
Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. В многочисленных композициях этого периода, среди которых наиболее известны «Персидское платье», «Музыка» (1939), «Румынская блуза» (1940), художник снова утверждает принципы «чистой живописи». Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. Хотя его супруга Амели Парайер (бракосочетание в 1898, двое детей) была владелицей модной лавки их финансовое положение оставляло желать лучшего.
Расслабляющая атмосфера Южной Франции вдохновила его на создание чувственной серии «Одалиски»— в ней он изобразил облаченных в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. В феврале 1902 года он принял участие в совместной выставке во вновь открывшейся галерее Берты Вейль. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо.
Исчезают стул и обои. В 1930 году крупнейший американский коллекционер Альберт Барнс заказал Матиссу декоративное панно для собственного частного музея. В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.
и «графия») — гравюра на дереве и арабским декоративным искусством. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901). «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные российским промышленником известным коллекционером и благотворителем Иваном Абрамовичем Морозовым. Самая ранняя, не оконченная версия, по сути, является подготовительным этюдом.
Для этой выставки Матисс написал несколько работ, включая знаменитое полотно Женщина в зеленой шляпе. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор.