В том же году сына Врубеля, маленького Саввушку, было решено перевезти в Рязань к родственникам, но в пути Михаилу Александровичу стало совсем плохо и его пришлось прямо с поезда отправить в психиатрическую клинику. Его отец Александр Врубель служил военным юристом. Михаил Александрович Врубель умер 1 (14) апреля 1910 года, 54 лет. После выписки художника из лечебницы Врубели переехали в Петербург, где Михаил Александрович вел жизнь абсолютно здорового человека: он снял квартиру, провел в ней электричество и очень много работал.
Михаил Александрович Врубель оставил след во многих жанрах изобразительного искусства. Священник Новодевичьего монастыря сказал: «Художник Михаил Александрович Врубель, я верю, что бог простит тебе все грехи, так как ты был работником». Информация по организациям, в которых Врубель Александр Дмитриевич является/являлся учредителем и/или директором, приведена с учетом ИНН физического лица.
Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Очень важно, что проницательный художник искусствовед не заметил ничего болезненного в творениях автора, называя их «истинно поэтическими» в русской живописи.
Принципиально не пишет под заказ и с натуры, только с фотографий. Более всего он работал над двумя сюжетами – «Надгробный плач» и «Воскресение» (1887). Поздние рисунки относятся к разным жанрам.
Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Удивительна наследственность Врубеля. А по ночам в воспаленном мозгу художника постоянно звучал голос из далекого сна: «Теперь ты расплатился со мной, мы в расчете».
Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Лечение не было успешным, а препараты ртути сами по себе приводили к тяжелым последствиям. Через некоторое время успокаивается, рисует.
Как написано выше, Врубель страдал попеременно от мании величия или от самоуничижения. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Образ не может быть исчерпан, он остается открытым. Через полгода при выписке диагноз не изменился».
При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Так например, у Флобера возник горький вкус во рту при описании отравления мышьяком Эммы Бовари. Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся. Рерих «Забытая книга», 1906).
В конце XIX в. художественная культура России переживала период формирования нового стиля (в России он получил название «модерн»). В этом гимне что-то торжественное, возвышающее. Известно только, что он стоял (а может быть и ныне стоит) на солнечной стороне Немецкой улицы (проспект Кирова), между улицами М. Горького и Вольской. Внутреннее же убранство здания в старом русском стиле конца XVI—начала XVII века (а по сути, в национально-романтическом варианте стиля модерн — неорусском стиле) поражало воображение современников.
Художник утверждал, что он стал пророком и точно знает, что ему уготовано. «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый» писал Врубель отцу в 1885 году только приступая к работе.
Прибывшая 3 мая комиссия Академии в составе В. А. Беклемишева, К. А. Савицкого, П. А. Брюллова и других сочла невозможным экспонирование работ Врубеля в художественном отделе выставки. Бальзак теряет сознание описывая смерть отца Горио. Биография Михаила Врубеля и благодаря этому сложится очень непросто. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова.
В этот же период к Врубелю пришло осознание того, что годы, которые в искусстве чрезвычайно важны, он тратит на чуждую ему дисциплину. В ней смешались русские, татары, финны, выходцы из прусской Польши и варшавские поляки. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь».
Эскиз «Надгробный плач», выполненном черной акварелью, фиксирующий замершее, остановившееся движение Богоматери над телом Христа, очищенный от деталей, конкретных примет пространства и времени, этот эскиз воплощает вечную тему смерти. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Сквозь безумие проглянул гений». Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Эти сложные смешения, несомненно, повлияют на жизнь художника. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97.
Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Сетова, так же как художественная Михаила Врубеля. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. В «Демоне поверженном» вполне определенно выявлен тот принцип стиля модерн, который можно охарактеризовать как орнаментальность. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина.
С приходом любви в жизнь художника пришло и вдохновение. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. «Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь. Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64.
На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Но главное — в углу терема-фойе, сверкая и переливаясь невиданными красками, стояла изразцовая печь с рельефами и рисунками Врубеля и Коровина работы (мастерской) С. И. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Намеренно выделив белое пятно манишки, художник «поставил» его на острие треугольника, тем самым заставив шататься и придав композиции неустойчивый, динамический характер. Козицына, кованые, стильного рисунка решетки.
На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Думается, мнение художника кардинально не изменилось. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов.
В его постоянной экспозиции есть небольшой эскиз Врубеля — Муза. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля.
Город не отпускал художника. Родителями Врубеля было принято решение отправить его на юридический факультет. Врубель видит простые предметы как некую одушевленную плоть вещей. Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса».
Он жаждал свершений, сильных впечатлений, больших событий. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Михаил Александрович винит себя в смерти сына, реально не будучи повинным.
Движение руки становилось прямым выражением душевного движения. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Мощный, словно вырубленный из твердого материала торс Демона располагается посередине.
Завершить эту картину так и не удалось – в 1906 году художник полностью ослеп. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Это чувствуется в портретах 1897 г. – К. Д. Арцыбушева, С. И. Мамонтова. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко.
Талант Михаила АлександровичаВрубеля был на редкость многогранным. Врубель пришёл к выводу, что пропорции фигур ему не удались и принялся писать новый вариант прямо в павильоне на подмостках. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. В 80-е гг. Сначала он представился ему каким-то изможденным, гадким и все же соблазнительным змеем в его глазах, в отвратительно выгнутой шее чувствовалось что-то раздавленное, но ползучее и живучее, живучее «на зло». Эта работа резко контрастирует с канонами академизма, несмотря на соблюдение всех формальных признаков, включая античную тему.
Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен.
Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Он помещает фигуру в пространстве таким образом, что в картине создается равновесие между фигурой и окружением, между передним планом и глубиной. Демон замер в позе ожидания и созерцания. Михаил Александрович Врубель. Считает, что из платков покажется Борис и Глеб.
Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Решение о свадьбе было принято на следующей же неделе после знакомства. Это борьба с судьбой, угнетающей личность, в конце концов убивающей ее. Осложнения в душевном состоянии художника стало заметно в период его возвращения к циклу работ «Демон». Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель.
Ради красоты орнаментального начала Врубель прибегает к постановочности сцены. Красочная декоративная красота этой картины далась ему, чего и следовало ожидать, сразу. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Работа не привела к улучшению. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве.
Отец, узнав об этом, повел брата смотреть ее. В письмах родным речь шла уже о тетралогии.
Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. «Демон летящий» и «Демон поверженный» стали дополнением к мрачному хороводу демонического творчества. фон Мекка (племянник Надежды Филаретовны фон Мекк).
Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Ее внешность поразила Врубеля не меньше голоса. Александр Бенуа, как видно, весьма положительно оценивает произведение Врубеля. Михаил Врубель не имел ни учеников, ни последователей, составивших школу.
В 1885 в Киеве появляются первые изображения Демона. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. Перед выходом на сцену Врубель собственноручно одевал Надежду Ивановну. В 1890 году художник переехал в Москву. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне.
Больше двух лет он был наставником хрупкого и впечатлительного Врубеля. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Трагическое чувство освобождается от перенапряжения. В картине «Сирень» (1900) зритель особенно остро ощущает стихию цветения, рост куста, запах идущий от цветов, дурманящий и терпкий. Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров».
Картина «К ночи» (1900) может служить в этом отношении прекрасным примером. Это событие в конец подкосило как физическое, так и психическое состояние живописца. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. В его даровании раскрылись универсальные возможности.
В искусство он пришел уже взрослым, образованным человеком. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Беспокоен. С такими мыслями он входит в самое значительное десятилетие своего творчества – в 90-е гг. Однако больной держался и летом, вот таким образом по совету Сербского 9 июля 1904 года Врубеля доставили в санаторную клинику Ф. А. Усольцева в Петровском парке140.
Маленький Миша рано увлекся рисованием, питал интерес к музыке и театру. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Оба состояния явились следствием болезни, возможно комбинации патологий. Однако этим чаяниям не суждено было сбыться. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. В перерыве между актами Надежда что-то обсуждала с подругой Татьяной Любатович, как вдруг разговор прервал стремительно ворвавшийся за кулисы мужчина, который тут же склонился к рукам Забелы и, целуя их, восторженно прошептал: «Прелестный голос. » Та от неожиданности вздрогнула и отшатнулась.
Александр Бенуа написал по свежим впечатлениям : «На четвертой выставке «Мира искусства» появилась поразительная картина Врубеля «Демон», вообще одно из самых замечательных произведений последней четверти века. В то время примой Мамонтовской оперы была Надежда Забела. Поиск своего пути в искусстве Михаил Александрович Врубель начал в Академии художеств. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18.
(Владимир Лернер, Михаил Каневский, Элиезер Вицтум, Независимый психиатрический журнал, 2004) Доминирующим было угнетение, подавленность каким – то грехом. Судьба совершила очередной вираж. Произведение удалось.
По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Дивов почти не изменил существовавших ранее фасадов. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144.
Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Трагическая жизнь Михаила Врубеля, его болезнь по-прежнему волнуют искусствоведов и врачей. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Горят прекрасные цветы чертополоха. Моделью художника была выбрана дочь владельца антикварной лавки. Выдающееся дарование Врубеля было замечено и в 1884 он получил приглашение в Киев для реставрации древних фресок и исполнения новых композиций в Кирилловской церкви (XII в. ).
Около полугода в 1884 — 1885 Врубель пробыл в Венеции, где изучал творчество мастеров кватроченто (XV в. ), связанных со средневековой традицией и написал четыре иконы для иконостаса Кирилловской церкви в Киеве. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Здесь у него начался период депрессии, которая отразилась на цикле работ «Демон».
Она окаменела, глядя глазами, полными слез, на сына. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским.
Наличие «заячьей губы» никоим образом не свидетельствует о ментальных нарушениях, оперативно лечится, доставляя только небольшие косметические проблемы. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». «Демон» дает зрителю возможность теряться в догадках, расширяя в своем представлении содержание образа до беспредельности. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Ярко поразила юного Врубеля копия работы Микеланджело – «Страшный Суд».
Но все же в непрестанных исправлениях законченной работы чудится повышенная нервозность. В то время в Петербурге гастролировала труппа московской частной оперы Мамонтова. в нем какая-то характерность, в нем есть разгадка того странного, чем вещи Врубеля со временем нравятся все сильнее. Одна из центральных картин, в которых эта тенденция проявилась особенно последовательно – «Пан» (1899). И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. Фигуры словно парят в безвоздушном пространстве.
Всего было отобрано 18 художников, включая Репина, Шишкина, Айвазовского, Леонида Пастернака, Аполлинария Васнецова. К началу 1890-х годов Врубель выработал свою неповторимую художественную манеру. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Он считал врожденный дефект у ребенка наказанием за грехи (сифилис. ), впал в депрессию из которой с трудом вышел.
Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. Лучшими рисунками к поэме оказались листы «Несется конь быстрее лани» и один из вариантов «Тамара в гробу». Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47.
Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже.
Прославился как автор самого знаменитого граффити, оставленного на Берлинской стене, которое называлось «Братский поцелуй» («Господи.
Демон очеловечился, Врубель подошел к границе банальности (при этом ошибки, вернее, невероятности рисунка стали заметнее), но не перешел ее. В последнем собралась вся нежность художника к человеческому существу, его сострадание. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. Другое название картины — Страшный суд. Сразу выражение его лица изменилось.
Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Единственное завершенное произведение — это «Девочка на фоне персидского ковра» сделанное по заказу владельца ссудной кассы. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель.
Увидев изображение, подросток позже воспроизвел его детально (по памяти). Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Герой сопротивляется до конца.
Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Лучше всего художник сумел интерпретировать средневековое наследие в сцене «Надгробный плач», где главным образным средством стали мягкие ритмы и плавные линии. На выставке художников «Мир искусства» был представлен «Демон поверженный». Михаил Александрович продолжал наносить мазки на законченную работу, от чего Демон менял облик от мягкого, задумчивого до грозного и поверженного. В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. По возвращению в Москву художника пригласили создать декорации для театра где он встретил свою будущую жену Надежду Забел.
«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Как не стать фаталистом. Но они получились такими необычными, что испугали заказчиков. «Это художник Михаил Александрович Врубель, – поспешила исправить неловкое положение Любатович, – человек очень экспансивный, но вполне порядочный».
Над исканием его Врубель измучился, постигая умом, но не видя ясно, облик сатаны. Поворотным стал 1895 год.
Первый «Демон» был закончен в 1890 г. Он стал центральным произведением художника, собрав в себе все то, что уже было сделано прежде и наметив пути вперед. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Экспрессивно-драматичны и портреты (К. По возвращению в Киев художник делает предложение жене своего покровителя Прахова.
Как истинный художник «нового стиля» Врубель постоянно стремился к воплощению красоты. К сожалению, дальнейшая судьба портретов неизвестна. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Рукой художника как бы водила его внутренняя боль, его душевная борьба.
С точки зрения художника не галериста: выставляю что хочу, когда хочу». В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Для работы над полотном «Натурщица» была приглашена известная и подготовленная Агафья которая позировала для многих художников того времени. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Представители рода Врубелей (от польск.
Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Было решено отправить его в Петербургский университет, расходы на проживание и пропитание брал на себя Н. Х. Вессель, на квартире которого Михаилу предстояло жить14.
Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. В 1889 года едет в Москву, не думая прощаться с Киевом. Они зажигают ночной пейзаж причудливыми отблесками. Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. Но сам по себе этот укор был свидетелем истинной нравственности художника. Чего только здесь не было.
Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Врубель пробовал себя во многих областях изобразительного искусства. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71.
Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Жизнь художника проходила между этими двумя крайностями.
Савва Врубель родился 1 сентября 1901года с незаращенной, раздвоенной верхней губой, в быту «заячьей». Вслед за первым монументальным опытом должен был последовать второй. «Демон поверженный» (1902) – последнее законченное полотно Врубеля – завершает его «демониану». Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет.
(Здания сохранились их современный адрес: улица Университетская, 59. ) В главном корпусе А. М. Наконец, в конце десятилетия возвращается к «Гамлету и Офелии», делая при этом Гамлета родным братом своего пока еще не состоявшегося Демона. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Он творил целыми днями и именно тогда окружающие впервые заметили его психический недуг. Когда не было моделей, он рисовал себя.
Это состояние неподвижности может продлиться долго. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Афанасий» и «Христос Спаситель».
(Исанна Лихтенштейн, 2012). Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Это черта исконно присущая романтической личности.
Среди них — прекрасный пейзажист Дмитрий Николаевич Россов, чья панорама вечернего Саратова (1865) долгие годы украшала занавес Городского театра и уже известный нам портретист, учитель Врубеля, Андрей Сергеевич Годин, работавший в Саратове с 1840 года. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис).
С этого времени художник прощается с Киевом, как оказалось не навсегда. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. В последние годы жизни к душевной болезни добавилась еще одна драма.
Темой для его картины стали «Гамлет и Офелия», но успехом эта затея не увенчалась и художник перешел на другую более реалистичную задумку. Цветы часто фигурируют и в картинах мастера. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Савву похоронили на Байковой горе.
Больные, санитары позировали ему и тогда возникали портреты-зарисовки. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Психиатрами даже было высказано подозрение о наличии у Врубеля симптома Котара-Бредовые идеи ипохондрического содержания, часто в сочетании с идеями ущерба (описан французским психиатром Жюлем Котаром, 1880). Специально приглашенный из Москвы архитектор-художник Н. Н.
Анна Александровна Врубель вспоминала, что в последний год её брат говорил, что устал жить. Михаил Александрович отправился на представление. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна.
Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. К сожалению, рисунок первой версии был безобразен и Врубель не решился его так оставить. Одной из немногих работ, которые художник пытался изобразить во всей строгости академизма является зарисовка «Пирующие римляне».
Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Жена с ребенком не могли находиться в такой атмосфере и уехали в Рязань к родственникам.
Той же ночью 14 апреля 1910 года художник скончался. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. У Врубеля начались приступы агрессии, которые чередовались с апатией, не редки были и галлюцинации. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых.
Мысль о Демоне не покидает. Москва, 1974). Сестра Михаила Анна перенесла «острое маниакальное состояние», временный паралич. Врубель по предложению Прахова тоже начал работать над эскизами.
появилась серия рисунков к произведениям Лермонтова и в частности к поэме «Демон». Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Тем не менее и до сих пор есть большая таинственно чарующая прелесть в этой картине. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Загадочная фигура девушки, слоimg stylediv stylelaquoДемоне поверженномp style borderвно сросшейся с кустом сирени, усиливает идею слияния одушевленного и неодушевленного, переплетения форм того и другого. Направление творческих поисков Врубеля в 1890-е годы во многом определяется близостью к Абрамцевскому кружку художников с его девизом «Истина в красоте», стремлением организовать собственный быт по законам христианской морали, красоты и искусства, культом национального. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру.
Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. Герой художника гибнет – не в бессмысленной и холодной борьбе с жизнью и смертью, а в борьбе неравной. Их бесплотность подчеркнута холодным светом, преображающим сцену.
Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Рисунок, по Чистякову, надлежало строить разбивкой на мелкие планы, передаваемые плоскостями стыки плоскостей образуют грани объёма с его впадинами и выпуклостями. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. Врубель не изображает, а создает, строит, конструирует. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Иногда это «цветы зла» иногда образы неподвластной человеку стихии.
Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93.
Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Он чрезвычайно сложен и многогранен.
В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Неподалеку от этого места в доме Столярова, жил учитель Врубеля Н. А. Из мрака этого Ада выводит художник свои образы». Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Мамонтова.
Надеемся, что современный зритель также не останется равнодушным к творчеству этого гениального художника. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. И падения с этих вершин были сопряжены с отчаянием, тоской и меланхолией. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Чередование света и тени еще более усилило эту динамику. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141.
Военная служба в Саратове, по-видимому, мало радовала А. М. Настоящая страсть к рисованию проснулась у юноши, когда в Саратов на выставку завезли «Страшный суд» Микеланджело. В ней максимально выражена и скорбь Марии и ее страдание и безмерная любовь. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность.
Д. и М. И. Арцыбушевых, а также Саввы Мамонтова, все три 1897 все работы – в Третьяковской галерее). Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). После полугодичного пребывания в клинике выписывается со значительным улучшением.
В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Эта большая дорога полна спусков и всходов. Любит квартирные выставки: «Для меня квартирная галерея – идеал. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). По-видимому, в обоих саратовских театрах: Городском и летнем в саду Шехтель (в настоящее время на этом месте стоит современное здание Драматического академического театра) — Врубель побывал не один раз. Врубеля.
Художник-творец упивался этой красотой, поднимаясь к вершинам творческого экстаза. В 1891 Врубель сблизился с кружком художников и музыкантов, собравшихся вокруг С. И. Мрачные краски и трагические сюжеты можно увидеть во всех его последующих работах. О достоинствах этой картины также велись споры— далеко не все критики соглашались безоговорочно признавать её шедевром121. Их встреча была такой же внезапной и полной эмоций, как и вся жизнь художника.
Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом».
Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. «Девочка на фоне персидского ковра», «Обручение Марии с Иосифом», «Гамлет и Офелия» – без ложной скромности могу сказать, что это талантливо, но увы, вряд ли эти картины когда-нибудь назовут гениальными. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. По мнению Н. М. Тарабукина настроения художника заметны в портрете сына. Она поражает разнообразием этнического состава.
С апреля до конца августа он лечился в Москве в клинике Ф. А. Савей-Могилевича – (невропатолог и психиатр, владелец психиатрической клиники на Погодинской улице в Москве, ) а с 6 сентября по 18 февраля 1903 года — в клинике профессора В. П. Сербского (1858-1904, основатель московской школы психиатров) при Московском университете. Тяжелый стресс вызвала смерть сына. «С костюмом Маши в "Дубровском" произошла целая война. Через окно лечебницы художник рисовал пейзажи. Врубелю важно было жить творчеством, а не творить искусство.
Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Нет постыдных страданий.
Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года. Причем влюбился, толком не видя своей избранницы, а лишь услышав ее голос. «Жемчужина» и «Видение пророка Иезекииля» стали последними работами художника. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Врубель идет ею.
Рядом с портретом Мамонтова можно поставить последнее произведение Врубеля – графическое изображение Валерия Брюсова (1906), нарисованное углем и сангиной. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. В 1906 художник ослеп.
Именно семья Папмелей, склонная к эстетству и богемной жизни, стала поощрять художественные занятия Врубеля и его дендизм. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». В «Демоне поверженном» соединяется реальное и фантастическое, реальность преодолевается деформацией фигуры. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля.
Настороженно и тревожно переступают с ноги на ногу кони, пасущиеся неподалеку. Форма не срисовывается, а конструируется путем последовательного выявления планов, первоначально самых общих, крупных, затем все более мелких, которыми она словно бы «гранится». Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2.
Рисование хоть и присутствовало в жизни художника, но играло отнюдь не ведущую роль. Через несколько дней он полностью ослеп155. Вслед за первым живописным «Демоном» в 1891-1892 гг. Впервые увидев сына, Врубель был потрясен – лицо младенца было исковеркано заячьей губой. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Цубина.
Один из ведущих российских художников и энтузиаст декоративного движения в стиле модерн приобрел еще большую известность и авторитет благодаря иллюстрациям к поэме Михаила Лермонтова «Демон». В этих работах соединились гармония древности и экспрессия чувств современного человека. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. В Киеве произошло смею думать самое трагическое событие в полной трагизма жизни Врубеля.
В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. Сложность положения Врубеля заключалась в том, что символизм в России развивался в то самое время, когда формировалось и крепло непосредственное восприятие натуры. Иногда получались целые сцены – играющие в шахматы, беседующие. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой.
Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Михаил Александрович Врубель (1856-1910 гг. ) родился в семье военного и провел свое детство в разных городах – в Омске, Астрахани, Петербурге, Саратове, Одессе.
После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Врубели безутешны. Художник Дмитрий Врубель сам себя предпочитает называть «политическим живописцем». Однако художник продолжает много и увлеченно работать.
У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118.
Песков. 17 марта 1856. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем.
Художник обращается к сцене ночного, которая в сельской является обыденностью. Нам нужны такие художники». Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. В 1896 году поженились в Женеве.
В этих рисунках была заключена целая программа. Одной из первых полноценных и завершенных живописных работ Врубеля стала «Девочка на фоне персидского ковра» (1886).
«Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. «Искусство». Потом в его художнической биографии была пауза в полтора десятилетия.
С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74. Но он не мог целиком разделять их поиски «отрадного» в реальной действительности. В «Надгробном плаче», который представлен выше, прослеживается вся глубина материнского горя.
wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати.
Внутренняя жизнь, полная конфликтов, потрясений, словно сотрясала его внешнюю жизнь. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Прошение было удовлетворено157. Врубель выпрямился, поднял голову и посмотрел Забеле прямо в глаза.
В этой же статье автор подчеркивает, что Врубель отходит от «ухарства» и заметно «успокоение». Он «изменил» любимому раньше учителю Илье Ефимовичу Репину, яркому представителю передвижнического реализма и предпочел ему скромного академического преподавателя Павла Петровича Чистякова. С одной стороны, речь шла о возрождении традиционных русских ремёсел, с другой стороны, машинная фабрикация противоречила программному принципу модерна— уникальности76.
Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. Это не борьба добра и зла. Врубель долго мучился над этим произведением, долго боролся при его создании с самим собой, со своей фантазией, со своим вкусом. Встретились Надежда Забела с Врубелем на репетиции оперного спектакля «Гензель и Гретель» по одноименной сказке Братьев Грим в Панаевском театре (Петербург) в самом конце декабря 1895 года. До этого женщины не баловали Михаила Александровича своей благосклонностью. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин.
Как художник Врубель сформировался стремительно. Эстеты Папмели поддерживали его высоко оценивая любую его работу. Мало того, сценическая карьера Забелы началась в 1893 году в Киеве, в оперном театре И. Я. В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. В последний день своей жизни на него сошло просветление, он был бодрым и веселым, привел себя в порядок и к удивлению врачей, уснул во фраке.
Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. При этом не прибегает ни к деформации предметного мира, метафора возникает сама собой. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3.
Казалось, судьба гения была предопределена с ранних лет. Эротичен. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург.
Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Считает, что задача «утром в газете – вечером в куплете» возвращает «первоначальный смысл понятия актуальное искусство». В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Автопортреты не лишены известной доли самолюбования. В семье штабного адъютанта рождается второй ребенок (сын Михаил).
Неподалеку от него находится художественный музей имени А. Н. Радищева. Борисова-Мусатова. Взор зрителя движется по поверхности картины (а не в глубину), постигая ритм повторяющихся линий и пятен, что типично для целого ряда картин и панно художника: для «Венеции» (1893), в которой мотив великолепного шествия дает повод для сопоставления на плоскости голов, фигур, роскошных одеяний, для «Богатыря» (1898), где растительные формы, фигуры богатыря и коня сплетаются в клубящемся ритме, для панно, посвященных Фаусту (1896), где ритмы организованы остроугольными формами, колючими и иглообразными, для ряда графических произведений. Именно после переезда в их имение Врубель начал активно рисовать. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Да это и неудивительно – уж больно эксцентричный кавалер им попался. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу».
Между тем Андрей Сергеевич Годин (1815—. ) слыл в Саратове очень известной личностью. Из этой сцены он извлекает нечто таинственное, почти мистическое. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115.
Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Образ его смерти – и реквием и своеобразный гимн сопротивлению. Марии в городе Данциге (Гданьске). На него он был и внешне похож: густые светлые волосы, прямой нос. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95.
В этом здании 2 декабря 1911 года был открыт кинематограф со сказочным названием Мурава. Интересно живописно-пластическое решение, с помощью которого художник воплотил свои идеи. Годин считался хорошим рисовальщиком и акварелистом, давал много частных уроков и многие у него учились с большой охотой. Он словно сжал пространством фигуру Мамонтова, пригвоздил ее к плоскости. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14.
Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты).
Тогда же у Врубеля складываются и другие средства преображения реальности. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна.
Помоги мне выжить среди этой смертной любви») и на котором были изображены страстно целующиеся Брежнев и Хонеккер. Его символизм имел ярко выраженную литературную основу: «Фауст» Гете, «Пророк» Пушкина, «Демон» Лермонтова, сказки «Тысячи и одной ночи» – вот неполный список произведений, определявших темы врубелевских картин. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Два года учебы у Година, думается, много дали юному Врубелю.
Между ними создается нерасторжимая душевная связь – героя и творца. Сам Врубель называл свою картину иконой. Из жизни своей Врубель сам творил легенду. В их числе — известный саратовский археолог А. Н. Минх.
Сидя в темной глубине зрительного зала, он с ясностью осознал, что влюбился. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Для юного дарования стали находкой его знания латыни и юридического дела. Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. Главное завоевание Чистякова – методика «объемного рисунка».
В Академии художеств Врубель пробыл четыре года, в течение которых его работы были отмечены несколькими медалями. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Культ красоты был своего рода религией для многих людей того поколения. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100.
Проведя три года в столице, в 1870 году семья отправилась в Одессу, куда А. М. Врубель был назначен на должность гарнизонного судьи11. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). В 1930-х годах в Александро-Невской лавре был организован музей-некрополь и тогда же с Новодевичьего в Александро-Невскую лавру начали переносить могилы известных людей, но этот процесс так и не завершился.
Свадебное торжество проходило в Женеве. Прежде неудачная личная жизнь тоже начала меняться. А я так навсегда и останусь «подающим надежды талантливым художником», все что угодно отдал бы за настоящее полотно «. В эти годы он вновь писал демонов.
Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Наиболее ярким моментом в его работе над фресками стало изображение «Сошествие Святого Духа на апостолов». Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Часто художник изображал окружающие предметы и тогда возникали натюрморты: графин, стакан, простыня, платок и т. д. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни».
Врубелю была отведена большая квартира, в которой семья жила до отъезда из Саратова. Врубель возвращается к нему снова и снова. Меняется подход к Демону, меняется художник. Душевное родство поэта и художника было очевидным.
Между тем подобная патология — результат нарушений внутриутробного развития. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. «Очень мучила Врубеля мысль о том, что он дурно, грешно прожил свою жизнь и что в наказание за то против его воли в его картинах оказывались непристойные сценыОн добавлял «несколько понизив голос, но так, что нельзя было различить, говорит ли в нем безумие или истинная вера: Это-, он делает с моими картинами (Дьявол прим. Брюсова. ) Ему дана власть за то, что я, не будучи достоин, писал Богоматерь и Христа».
Однако это лишь внешняя сторона: Врубель в возрасте 24 лет несомненно ощущал себя гением, а в теории эстетики Канта категория гениев с их особой миссией— работы в сфере между природой и свободой— признавалась только в области искусства. В конце жизни Врубель упрекал себя за то, что где-то преступал нравственную границу. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Но далеко не все саратовцы знают, что удивительная врубелевская керамика украшала некогда интерьеры дома на углу современных улиц Горького и Яблочкова (улица Горького, 37).
Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34.
Первое впечатление: сумасшедший. Все здесь подвержено метаморфозам. Диагноз при поступлении: прогрессивный паралич, Paralysis progressive.
Проведя в Венеции полгода, в апреле 1885-го Врубель вернулся в Киев и под впечатлением от путешествия создал четыре иконы: «Св. Открытие было торжественным:. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53.
В 1903 году после выписки из клиники и возвращения домой художник потерял сына. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Начиная с 1880 года, художник начал посещать курсы в Академии искусств где познакомился с Чистяковым и стал частым гостем в его студии.
В 1900 году он, вдохновленный театральными постановками, пишет «Царевна-Лебедь». Врубель уже не мог рисовать – у художника резко прогрессировала слепота. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Он воспроизвел главную сцену своей росписи «Сошествие Святого Духа» на своде хор без картонов, по маленькому эскизу, действуя как старый мастер, неведомо откуда обретая уверенность и силу ренессансного художника. Результатом станут при возвращении в Киев шедевры – акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887).
Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. В России Врубеля можно считать родоначальником этого стиля. Кирилле», «Св. Точного адреса дома установить не удалось. Он удивлял своих друзей нелепыми – с их точки зрения – выходками: мог в состоянии неуравновешенности записать прекрасную картину, над которой долго и упорно работал до этого, ничего не значащим изображением цирковой наездницы в порыве гнева он разрывал прекрасные акварельные листы, выбрасывал великолепные наброски. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки.
Надежда Забела, хоть и не была признанной красавицей, но обладала потрясающим обаянием. Содержание его символа невозможно определить с исчерпывающей точностью. Омск.
(Н. К. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству.
Увидев «Жемчужину», написанную больным художником в 1904 году, Николай Рерих писал: «Более чем когда-либо в ней («Жемчужине»И. Л. ) подошел Врубель к природе в тончайшей передаче ее и все-таки не удалился от своего обычного волшебства. Среди «моделей» художника мы находим прекрасные извечно ценные предметы – ковры, раковины, великолепные платья, редкие цветы – азалии или компанулы. Временами становился агрессивен.
Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». 11 марта 1902 года художника осмотрел профессор Владимир Бехтерев.
Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин.
Из этих переплетений рождаются у Врубеля персонажи, весьма типичные для европейского символизма и модерна, – полулюди-полуживотные, полулюди-полурастения: «Царевна-Лебедь» (1900), пришедшая на холст из оперы Римскогtext-align: centerdiv style 0text-align: centerо-Корсакова, две молодые женщины, словно вырастающие из спирали «Жемчужина» (1904), «Богатырь» с его огромным конем, растущим из земли, как травы и кусты. Испортил, но не погубил своего создания. В конечном итоге мысли о творческих начинаниях отошли на второй план. В 1880—1890-е годы творческие искания Врубеля не находили поддержки Академии художеств и критиков искусства, однако его постоянным заказчиком сделался С. И. Мамонтов.
Врубель воспринял это как расплату, как кару за свои грехи. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин.
Эта работа обогатила его колористический дар и помогла лучше понять задачи живописи. (Тарабукин Н. М. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Простота цветовых соотношений и лаконизм композиции выражают глубину и величие скорби.
Все эти чувства скрыты некоей формой отчуждения. Такое поведение привело к его принудительному заключению в клинику для психически больных. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94.
Вернувшись в апреле в Одессу, художник вновь оказался в ситуации хронического безденежья и семейных размолвок. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Мамонтова. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156.
По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. В портрете достигнута необычайная конструктивность рисунка.
Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. А глаза были материнские – карие.
Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. В характере последнего художник подчеркнул демонизм, мятущуюся страсть. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Врубелю оставалось ждать почитателей, заказчиков и покровителей, которые появились только в середине 1890-х годов174.
Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. В Саратов она была привезена в октябре и пробыла здесь до конца 1865 года. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы.
Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». К сожалению, ремиссия была недолгой. Уже в юном возрасте Врубель проявил себя как человек творческий и самостоятельный. Во время обучения в гимназии Врубель рисовал под покровительством ОПХ.