Андрей Матвеевич Матвеев (1701, Новгород 23 апреля 1739, Петербург)— русский художник, один из основателей портретного жанра в русской живописи. Андрей Матвеевич Матвеев (1701, место рождения неизвестно 23 апреля 1739, Петербург)— русский художник, один из основателей портретного жанра в русской живописи. Андрей Матвеевич4 Матвеев (1701, Новгород5 23 апреля 1739, Петербург)— русский художник, один из основателей портретного жанра в русской живописи.
Матвеев, АНДРЕЙ (1701–1739), русский художник, один из основоположников новой русской живописной школы, связанной с реформами Петра I и его преемников. 16901511741) и Андрей Матвеевич (или Меркурьевич) Матвеев (17011511739).
О жизни Андрея Матвеева (отчество его точно не установлено), немного известно, трудно установить, что было правдой, а что легендой. Эти идеалы просветительского классицизма, которым художник был верен в течение всей своей творческой жизни, получили яркое выражение в "Гекторовом прощании" (как называли картину современники). Вторым выдающимся портретистом начала столетия был А. М. Матвеев.
ремесла и науки, то в 1716 г. это стремление распространилось и на все искусства. Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г. По надуманному делу были арестованы и сосланы в Сибирь художники братья Никитины Иван и Роман.
К числу его наиболее интересных работ такого рода следует отнести и так называемые «исторические портреты», написанные не с натуры. В «Художественной газете» в середине XIX в. неизвестный автор без ссылок на какие-либо источники подробно рассказал о легендарной встрече в новгородском Софиевском соборе пятнадцатилетнего Андрея с Петром I, который уговорил его ехать с собой в Петербург и обучаться живописному ремеслу. Одно из центральных произведений Никитина зрелой поры его творчества 151 портрет Петра I (1721 Русский музей), свидетельствующий о глубине реалистических исканий русской портретной живописи на новом историческом этапе ее развития. В художественной жизни страны они играли свою роль, расширяя профессиональный кругозор русских живописцев. – С. 176-179. 4.
Таковым он фигурировал и на Таврической выставке 1905 г. у С. П. Дягилева. Он был написан в год женитьбы (1729 г. ) художника на юной Ирине Степановне Антроповой, дочери кузнечного мастера и двоюродной сестры известного живописца. Начинается напряженная работа на благо русского искусства.
Первое из них – картина "Аллегория живописи". Матвееву довелось работать с известным зодчим Михаилом Земцовым, благодаря которому приобщился к монументально-декоративному искусству и архитектуре.
" был подарен Академии художеств в 1808 г. сыном живописца, В. А. Матвеевым. – М., 1974. Пенсионер Петра I, как и Никитин, он после приезда из-за границы занял на родине положение одного из ведущих мастеров.
Художники осваивают аллегорические и мифологические сюжеты. Среди них «портрет- тезис» наиболее архаический. – С. 92-93. В Россию Матвеев вернулся в 1727 г. опытным мастером европейского уровня, уверенным в своих силах и сразу сумел занять положение, равное «первому придворному маляру» Л. Караваку.
В эти же годы зарождается портретная миниатюра, в которой продолжают жить традиции русской рукописной книжной миниатюры и росписи по финифти. Обстановка в стране в конце 1720-х-начале 1730-х гг. Самое известное произведение Андрея Матвеева – "Автопортрет с женой", датируемый предположительно 1729 г., временем их женитьбы. Они связаны с семьей графов Шереметевых: портреты петровского фельдмаршала Б. П. Шереметева в латах (1768 музей-усадьба Кусково) и его жены А. П. Шереметевой (1768 там же).
Можно говорить и о «портрете-апофеозе». Сколько затаенного любования и нежности ощущается в том жесте, которым он подводит свою подругу к краю картины.
Смело и открыто, впервые в русской живописи, прославлял он женщину. Ильина, С. В. Характерно, что к 1730-м годам Каравакк меняет свою манеру. Жалование художнику занимавшемуся теперь в основном реставрационными работами и декорациями выплачивалось редко, а то и совсем не выплачивалось. Анисимов Г. От рук художества своего: повесть // Север.
Новгород в этой легенде упомянут не случайно. Они посетили Флоренцию, где занимались под руководством Томмазо Реди, Венецию и Рим., там же), первый русский парный портрет как таковой (высказывалась, правда, гипотеза, что на самом деле это изображение принцессы Анны Леопольдовны и ее мужа принца Антона Ульриха Брауншвейгского). Андрей Матвеевич Матвеев / Т. В. Голицыной». Все же Меншиков успел дать ему рекомендацию в Канцелярию от строений. – 11. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав.
Фамилия Матвеева сначала писалась как "MATSCHES", а затем была переправлена на "MATWJEFT". Вместе с ним был отправлен и брат Роман. И. Н.
политической реакцией. «Смело и открыто, впервые в русской живописи, прославлял он женщину. Обнаружение на аукционе "Русское искусство" в Париже в 1982 г. подписного и датированного портрета Петра I кисти де Моора стало безоговорочным и окончательным доказательством принадлежности портрета Петра I из Эрмитажа – при полном его исследовании – Андрею Матвееву. О жизни Андрея Матвеева нам известно немного. опытным мастером европейского уровня, уверенным в своих силах и сразу сумел занять положение, равное «первому придворному маляру» Л. Караваку.
Антропов работал в Киеве, расписывая там Андреевский собор. Никитин (1690-1741). «Петр 1 на смертном ложе» (в музее Академии Художеств)— в сущности, большой этюд исполненный свободно, однако цельный, продуманный и монументальный. А прежде всего вся открытость чувства интонация портрета неуместны в официальной работе.
М., 1984). Образ автономен, он сосредоточен на себе и безразличен к окружающим. Т. В. Алексеевой. нельзя считать непосредственными преемниками искусства живописцев петровского времени. Еропкин, А. Волынский), непрекращающихся празднеств и засилья иноземных временщиков. Изобразительное искусство стало главным образом средством украшения дворцов и церквей.
Алексей Петрович Антропов (17161511795) был сыном слесарного мастера петербургского Оружейного двора. Один из аргументов, в частности, гаков: в России не было прецедента двойного семейного портрета. К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям.
Матвеев не готов был к своей полной ненужности. К числу лучших произведений Никитина относятся также хранящиеся в Русском музее портреты: «Напольный гетман» (1720-е гг. ), «Петр I на смертном одре» (1725) и портрет С. Г. Строганова (1726). Так, не окончив одно дело, художник приступает к другому. Никитин и Матвеев не были одинокими. В 1716 г. в Петербург приехал французский художник Луи Каравакк (умер в 1754 г. ). Матвеева.
Русские художники овладевают техническими достижениями западных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), художники овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего мира. Братья Никитины были отправлены во Флоренцию, четверо зодчих — в Рим.
Как верную спутницу мужчины, достойную любви и уважения. Наблюдавший за пенсионерами агент Фанденбург сообщил, что только один ученик не доставляет ему никаких хлопот. Самое известное произведение Матвеева – «Автопортрет с женой» (1729 г. ). Произведение Матвеева рисует новую для России культуру отношений. – 1994. Здесь еще заметна парсунная статичность, неумение передать световоздушную среду. Свободно и радостно заявлял он о своих чувствах к любимой.
Особенно интересны его миниатюрные портреты Петра I и членов царской семьи (Эрмитаж). Матвеевский портрет, вероятно исполнявшийся молодым художником как вольная копия с Моора (возможно, Матвеев брал у него уроки, будучи в Амстердаме), хранился в XIX в. в Романовской галерее Зимнего дворца и упоминался в дворцовых описях до 1859 г. Затем указания о нем исчезают и уже в 1872 г. в каталоге А. А. Васильчикова он представлен как портрет кисти дс Моора. – М. : Искусство, 1984. Огромные творческие и физические нагрузки подтачивали и без того слабое здоровье Матвеева, но его живописное искусство было настолько востребовано, что, вопреки всем предписаниям, ему разрешили работать не в «казенных мастерских или на улице у места постройки, для которой назначались его произведения», а в домашних условиях.
Как верную спутницу мужчины, достойную любви и уважения. По праву знаменит автопортрет мастера с женой (1729. Из Италии И. Н. Никитин действительно вернулся мастером. Так, большинство икон для церкви Симеона и Анны (1733-1739 гг. ) художник писал дома, где после его смерти еще остались десятки неоконченных образов.
Во времена царствования Петра I каноны русской живописи изменились кардинально. На этом ответственном посту он проработал до самой смерти. Художник сумел изобразить смерть героической личности. – М., 1960. 2. 6 декабря 1723г. Пожилой, как бы уставший от долгих походов, гетман глубоко правдиво показан художником.
О его детстве сведений сохранилось очень мало. " того, что отличает ее от произведений иностранных мастеров, нельзя. Братья Никитины были отправлены во Флоренцию, четверо зодчих — в Рим. К фламандскому барокко всецело примыкает матвеевская Аллегория живописи (1725, Русский музей), где полунагая фигура Живописи с амурами и парящей над ними Афиной-Минервой погружены в мягко затененную атмосферу художественной мастерской. С 1727 г. Матвеев возглавлял в Петербурге «живописную команду при Канцелярии от строений». Братья Никитины были отправлены во Флоренцию, четверо зодчих— в Рим. Колористическая гамма портретов построена на сдержанном созвучии серых и коричневых тонов.
Свободно и радостно заявлял он о своих чувствах к любимой. Однако при всех недостатках не увидеть в "Аллегории. – 1969. Милое девичье лицо.
Матвеев. Андрей был отправлен в Голландию.
Синий и красный цвета в ее одежде локальны и насыщенны. мало располагала к творчеству.
Видным мастером декоративной живописи середины столетия был итальянец Джузеппе Валериани (17021511761, в Петербурге с 1745). В ранних (до 1716 г. ) работах художника ощутима связь с парсунами — русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. А когда его «перебросили» на оформление Триумфальных ворот (Аничковские, Адмиралтейские, Троицкие, 1731 г. ) по случаю въезда императрицы в столицу (большой портрет Анны Иоанновны «в рост» и эскизы для картин, выполненных учениками), архитектор Трезини срочно потребовал возвращения Матвеева для работ в соборе, настолько он был незаменим. Ранним январским утром 1725 года Никитин был приглашен в одну из комнат Зимнего дворца, где лежал на постели мертвый Петр I. Так был написан знаменитый портрет: «Петр I на смертном ложе».
Все это исполнено в высшей степени деликатно, как деликатно и тонко (и в переносном и в прямом смысле – тонкими беличьими кистями) исполнена сама живопись. Матвеев Андрей Матвеевич (или Меркурьевич) // Художники и Новгородский край: библиографический словарь / составитель Л. А. Так, большинство икон для церкви Симеона и Анны (17331739 гг. ) художник писал дома, где после его смерти еще остались десятки неоконченных образов. На купоне – портрет А. М. Скорее всего, портрет де Моора был вывезен из России в середине XIX в. При устройстве экспозиций Эрмитажа по школам, в котором Николай I, считавший себя знатоком живописи, принимал самое живое участие, мооровский портрет уже, видимо, не могли найти и Ф. А. Бруни (вряд ли преднамеренно, но, несомненно, оценивший профессионализм исполнения) принял (и представил) произведение Матвеева как портрет знаменитого голландца (о запутанной, почти детективной истории атрибуции этого портрета см. : Ильина Т. В., Римская-Корсакова С. В. Андрей Матвеев. Это одно из первых самостоятельных произведений молодого живописца. Ведь в этой небольшой картине, с сюжетом чрезвычайно банальным для Европы, русский художник видел цель и смысл, мечту, почти не скрытую иносказанием аллегории: Минерва (Екатерина I) благожелательно и заинтересованно смотрит на музу живописи, спокойно и уверенно сидящую перед мольбертом.
Наблюдавший за пенсионерами агент Фанденбург сообщил, что только один ученик не доставляет ему никаких хлопот. Систематического образования Аргунов не получил. Была создана лучшая известнейшая и вызывающая множество споров работа художника – Автопортрет с женой. Выражая свои соболезнования по поводу смерти Петра I, Матвеев преподнёс Екатерине 1 «Аллегорию живописи» (1725г. ) исполненную акварельной техникой на дубовой доске.
В августе 1727 вернулся в Петербург и был принят в штат Канцелярии от строений. И уже на четвёртом году обучения он отчитывается в письме перед Екатериной I о результатах учёбы и отправляет в Петербург две свои картины. Приезжавшие в Россию иностранные художники были в большинстве своем профессионально грамотные, в отдельных случаях 151 одаренные художники, но чаще всего не принадлежащие у себя на родине к числу наиболее значительных мастеров. Как портретист он начинает свой творческий путь в начале 1750-х гг. Наиболее значительна последняя картина, где сквозь барочно-рокайльные стереотипы проступает меланхолически-отчужденный образ дамы, носившей экстравагантный титул «князь-игуменьи всепьянейшего собора».
Антропов работал в «живописной команде» Канцелярии от строений. По дороге тяжелобольной художник скончался. Никитину абсолютно чужда лесть, обычная для парадных портретов. Впрочем, ничего особого в этой встрече нет. Начало 1740-х гг.
В 1740151 1750-х гг. При сем партреть господина агента Фанденбурха». Кроме того, в протестантской Голландии все-таки не было столь благоприятной почвы для развития (и обучения) религиозной и аллегорической живописи иное дело – католическая Фландрия. Как верную спутницу мужчины, достойную любви и уважения.
Его аллегорические картины на темы Добродетелей из-за протекания потолка постоянно «освежались» до такой степени, что были до неузнаваемости «замазаны». – С. 27-29. 3. Матвеев уже занят росписями Сенатского зала Двенадцати коллегий (ныне Петровский зал Петербургского университета). В 1716 по указу Петра I был послан для обучения в Голландию. – М., 1970.
– 3-е изд. Матвееву удалось хорошо передать свой облик, а также чистоту чувства и красоту своей юной жены. С. 152). Всю силу живописного дарования, задушевность, открытость, чистоту чувств Андрей Матвеев вложил в «Автопортрет с женой» (1729).
При сем партреть господина агента Фанденбурха». Начиная с Петровской эпохи живопись, претерпевает огромные изменения. Никитин, сын священника, в юности преподавал арифметику и рисование. К петровской эпохе по духу принадлежит и творчество другого русского живописца – Андрея Матвеева (1701-1739).
Художественный язык Никитина очень сдержан и конкретен. 6 декабря 1723г. – С. 58-81 6. Художник создает произведение на тему из русской истории – "Владимир и Рогнеда" (1770). В нем усматривали, например, парадный свадебный портрет принцессы Анны Леопольдовны.
Летящей в облаках в шлеме и с копьем Минерве художник (то бишь Аллегория живописи) придает на холсте черты Екатерины I. Такая метаморфоза не должна удивлять, если вспомнить, что Матвеев послал, видимо именно это произведение императрице с челобитной, содержащей просьбу продлить его обучение после смерти императора, для чего ему необходимо было продемонстрировать свое мастерство ("нечто от плода учения моего ради показания моего рачения к сему художеству" – писал он в челобитной). Воцарившаяся Анна Иоанновна искореняла все талантливое русское. При сем партреть господина агента Фанденбурха». Это было время арестов, ссылок (братья Никитины), казней (П. Но эта часть его творчества принадлежит уже аннинскому времени и будет освящена ниже. В нем усматривали, например, парадный свадебный портрет принцессы Анны Леопольдовны.
Иван и Роман оказались в Тобольске. Два года спустя Матвеев вновь отправляет свои работы в Россию (не сохранились) и, по всей видимости, они были исполнены с достаточным мастерством, чтобы подающему надежды ученику разрешили продолжить свое образование. Позднее он работал в качестве помощника у Георга Гроота. В 1716-20 гг. – 1982. В ранних опытах Аргунова можно усмотреть некоторые следы воздействия искусства конца 17151 начала 18 в. (портреты Лобановых-Ростовских, 17501511754 Русский музей).
– 303 с. 6. Свободно и радостно заявлял он о своих чувствах к любимой. «Смело и открыто, впервые в русской живописи, прославлял он женщину. При сем же портрет господина агента Фанденбурга. Преследованиям подвергались все от царедворцев до обычных людей.
Но не ордена, не эффектный жест полководца – обычные тогда средства возвеличить – делают лицо Головкина значительным. – 20 апр. 11. Наряду с масштабными работами, проводимыми в «Новом летнем доме», Царском Селе, в Новом Зимнем дворце и Петергофе, живописцу повелевали расписывать экипажи царской конюшни, украшать императорские галереи или, того лучше, обновлять росписи в царской голубятне.
Многие исследователи отмечали недостатки "Аллегории. На купоне – портрет А. М. Это первое русское произведение станкового характера на аллегорический сюжет. Особое место в изобразительном искусстве I половине XVIII в. занимала гравюра. Некоторые из этих черт указывают на связь искусства Антропова с русской парсуной.
Оттуда Андрей Матвеев вернулся известным живописцем. Как верную спутницу мужчины, достойную любви и уважения. Каких только заданий не исполнял получивший академическое образование Андрей.
Матвееву удалось передать в лице Голицыной выражение недоумения, обиды и жалобы. Свободно и радостно заявлял он о своих чувствах к любимой.
Еропкин, А. Волынский), непрекращающихся празднеств и засилья иноземных временщиков. Вероятно, он умер где-то на пути к ней. Взволнованно и вместе с тем предельно деликатно рассказывал о том глубоком сокровенном, о чём никогда не решалось поведать средневековое, старомосковское искусство. это стремление распространилось и на все искусства. Спасала только нехватка «живописных мастеров» и он был завален многочисленными художественными работами.
28 сентября 1714 года датирован подписанный Никитинымпортрет Прасковьи Ивановны – племянницы Петра 1 (ГРМ). К тому же, в таком случае время его написания отодвигается на десятилетие – в 1739 год, когда состоялась свадьба племянницы императрицы Анны Иоанновны, время, для художника отмеченное совсем иным настроением и состоянием духа. – 319 с. 9. – С. 36. 12. Характеристика, данная Петру, чужда ложной патетики.
На ее обороте написано: "ТЩАНIЕМ АНДРIЕА MATBIEEBA: 1725: ГОДУ". Воцарившаяся Анна Иоанновна искореняла все талантливое русское. Однако широкое, слегка скуластое лицо молодого человека на портрете ничем не напоминает узколицого принца Антона-Ульриха Брауншвейгского. "Автопортрет.
Творчество Ивана Никитина и Андрея Матвеева являет нам яркий пример освоения европейской культуры, овладения приемами общеевропейского мастерства, но освоения на русской почве, при сохранении только ей присущего национального духа, будь то строгость, даже аскетизм никитинских или тонкая чувствительность матвеевских образов. Mатвеев Андрей (Матвеевич. ) —знаменитый русский художник-портретист, один из основоположников русской светской живописи, мастер монументально-декоративного искусства, первый русский заграничный пенсионер, получивший полное академическое образование, первый руководитель Живописной команды в Петергбургской Канцелярии от строений (1731-1739 гг. ) Всего тридцать семь лет жизни было отпущено Андрею Матвееву — художнику, чье живописное мастерство «определило яркое самобытное лицо русского искусства XVIII столетия» и стало значительной вехой в его развитии. В «Художественной газете» в середине XIX в. неизвестный автор без ссылок на какие-либо источники подробно рассказал о легендарной встрече в новгородском Софиевском соборе пятнадцатилетнего Андрея с Петром I, который уговорил его ехать с собой в Петербург и обучаться живописному ремеслу.
Портретистов 17401511750-х гг. Необычайно хорошо это свойство таланта мастера можно заметить в парных портретах князя и княгини Голицыных 1728 года, а так же в его собственном «Автопортрете с женой». Именно под руководством такого «таланта» пришлось работать Матвееву.
Вересова. Первые живописные петровские пенсионеры выехали в разные страны и города. Такая атмосфера не способствовала расцвету искусства интерес к живописи значительно упал. Как верную спутницу мужчины, достойную любви и уважения. – 5. К числу последних относятся портреты Петра I (1754 Эрмитаж) Елизаветы Петровны (17581511760) и большая мозаичная картина «Полтавская баталия» (17621511764 Ленинград, Академия наук СССР), композиция которой была создана на основе некоторых батальных картин и гравюр западноевропейских художников.
Гормин В. Гофмалер Матвеев // Новгородские ведомости. Первые живописные петровские пенсионеры выехали в разные страны и города. Mатвеев Андрей (1701-1739) знаменитый русский художник-портретист, один из основоположников русской светской живописи, мастер монументально-декоративного искусства, первый русский заграничный пенсионер, получивший полное академическое образование, первый руководитель Живописной команды в Петербургской Канцелярии от строений (1731-1739). Всего тридцать семь лет жизни было отпущено Андрею Матвееву – художнику, чье живописное мастерство «определило яркое самобытное лицо русского искусства XVIII столетия» и стало значительной вехой в его развитии. Здесь он остается до 1727 г., т. е. По одной из них, Петр 1, будучи в Новгороде, во время обедни в соборе заметил рисующего мальчика и, угадав, какие способности скрывает робкий набросок царского портрета, отправил мальчика учиться в Европу, откуда вернулся тот известным живописцем. Но до нас дошло несколько станковых произведений живописца и иного жанра. Как портретист Антропов раскрывается в 17501511760-х гг. Начавшийся еще при Петре, этот процесс привел в конце 1720-х 151 начале 1730-х гг. Автопортрет был написан в 1729 году после женитьбы на Ирине Степановне Антроповой и является самым известным из творений мастера, в котором его талант проявился с особенной мощью.
Лицо русской гравюры I четверти XVIII в. определяли мастера, сочетавшие в своих работах западную технику и национальный характер русской гравюры Иван и Алексей Зубовы, Алексей Ростовцев. Самой, пожалуй интересной сферой развития изобразительного искусства была портретная живопись, более всех других свидетельствующая о глубине и резкости произошедшего перелома. В 1725 г. Никитин в последний раз пишет с натуры царя. Попались мне навстречу Беклемишев и художник Иван. В стране начались репрессии и гонения.
В Россию Матвеев вернулся в 1727 г. опытным мастером европейского уровня, уверенным в своих силах и сразу сумел занять положение, равное «первому придворному маляру» Л. Караваку. Огромные творческие и физические нагрузки подтачивали и без того слабое здоровье Матвеева, но его живописное искусство было настолько востребовано, что, вопреки всем предписаниям, ему разрешили работать не в, «казенных мастерских или на улице у места постройки, для которой назначались его произведения», а в домашних условиях. Что позволило наиболее реально передавать в живописи изображаемые образы.
Первыми художниками, чье творчество ознаменовало рождение нового искусства, были И. Н. " (погрешности в рисунке, отсутствие живописного единства) и обвиняли Матвеева в подражании то Клаасу ван Схору, то Якобу де Виту. Это было время арестов, ссылок (братья Никитины), казней (П. Написанный им около 1730 г. коронационный портрет императрицы Анны Иоанновны (Третьяковская галлерея) однообразен и сух по живописи, полон торжественной застылости, перекликающейся с традицией русского портрета конца 17 в. Этот портрет 151 апофеоз русской дворянской государственности в ее наиболее реакционной, деспотической форме.
Его короткая, но плодотворная жизнь оборвалась 23 апреля 1739 г. Творчество Андрея Матвеева и его работа по созданию национальной школы живописи имели огромное влияние на развитие русского искусства, на подготовку таких живописцев, как И. Я. Вишняков и А. П. Антропов, которые стали «своеобразным мостом расцвету художеств второй половины столетия». М. Молева, Э. М. Белютин) высказывали сомнение по поводу лиц изображенных на портрете. С этого времени он прочно вошел в историю русского искусства, заняв в нем выдающееся место не только благодаря своим художественным достоинствам, но и самой темой, своим поэтическим образом – дружественного и любовного союза непреходящей общечеловеческой ценности, передачей того глубоко сокровенного, о чем никогда не решалось поведать средневековое старомосковское искусство. Никитин арестован по обвинению в государственном заговоре.
" Императрица обещала перевести Лосенко из АХ в Эрмитаж, но не сделала этого. Но жанром, наиболее отвечающим складу дарования Матвеева, был портрет. Римская-Корсакова.
Головкина (1720-е. г. ). После смерти Петра I, вернувшись в 1725 году в Россию, Матвеев получает звание «гофмалера». Императрицей Екатериной при царском дворе эта должность была введена впервые. Задушевность и простота, доверчивость и открытость, необыкновенное целомудрие и душевная чистота – главные его черты.
– Великий Новгород, 2009. Матвеев Андрей (1701 – 1739). 1. Роман Никитин, сверх того, работал в Париже, у Н. Ларжильера. Анаретти, автопортрет с женой).
– Т. 15. В середине 18 в. (в 1743 г. ) в Петербург из Германии приехал Георг Гроот (17161511749). Лучшая известнейшая и вызывающая множество споров работа художника – «Автопортрет с женой Ириной Степановной» (1729 г. ).
М., 1974. Это было в духе времени. Обстановка в стране в конце 1720-х-начале 1730-х гг. Земцовым руководил декоративными росписями дворцовых и церковных интерьеров.
Первые живописные петровские пенсионеры выехали в разные страны и города. Голицына» и «Портрет А. П. Анисимов Г. От рук художества своего: повесть. Складывается искусство станковой картины с её смысловыми и композиционными особенностями.
Художники в бликах и тенях прослеживают направление света, учитывают расположение его источника, учатся передавать фактуру материала: металл, мех, ткань и стекло. Здесь он выступает как инвентор – делает "модели", т. е. Голицыных, русского врача итальянского происхождения И. А. В Россию Матвеев вернулся в 1727г. Работой художников «живописной команды» руководил Андрей Матвеев, а позже 151 Иван Яковлевич Вишняков (1699 151 после 1761), один из наиболее видных русских живописцев середины столетия. Вернувшись на родину в 1727, стал также и первым среди русских мастеров, кто занял руководящее положение в «живописной команде» Канцелярии от строений. С приходом Матвеева в Живописную команду Канцелярии от строений (1727г, ), а тем более после того, как он стал ее руководителем (1731г. ), опытные художники, подмастерья и ученики стали по-настоящему единой командой.
Петр I очень гордился мастерством Никитина. Матвеева. // Сто памятных дат: художественный календарь на 1971 год.
Типичный пример 151 портреты супругов Хрипуновых (1757 Москва, музей Останкино). При сем партреть господина агента Фанденбурха». – 65 с. : ил. 8.
Сама техника масляной живописи с характерными для неё приемами и системой взаимоотношения цветов прочно, хотя и не сразу, входит в художественный обиход. Обстановка в стране в конце 1720-х-начале 1730-х гг.
Интимная теплота, вложенная художником в портрет воспитанницы Шереметевых, девочки-калмычки Анны (1769 музей-усадьба Кусково), говорит о внимании художника к образу человека, стоящего на низших ступенях социальной лестницы. Художник неоднократно писал портреты самого Петра из которых особенно выделяется портрет в круге (Русский музей). Писал сам художник». И если изначально его интересовали ремесла и науки, то в 1716г.
Портретируемые представлены в непринужденных позах, в домашней одежде, за чтением. Но самым интересным из оставшегося наследия Андрея Матвеева являются его портреты. Он учился и портретописи и монументальной живописи, а по возвращении в Россию, освидетельствованный Л. Караваком, который отмечал, что Матвеев хорошо пишет "персону" и имеет больше "силу в красках нежели в рисунке", был сразу же приглашен участвовать в создании живописных образов и общем оформлении Петропавловского собора.
Ильина Т. В. Уже на второй год пребывания в атверпенской Академии художеств он отмечен наградой. Прекрасно понимая, что вновь прибывший художник высоко образован и является сложившимся мастером европейского уровня, тем не менее очень несправедливо оценил его мастерство, заявив, что Матвеев «имеет большую силу в красках, а не в рисунках».
Именно он обогатил отечественное искусство достижениями европейской живописной школы. В 1773 году Лосенко начал, но не успел закончить вторую свою историческую картину – "Прощание Гектора с Андромахой" этим отчасти объясняется некоторая эскизность в живописной трактовке образов. Заинтересованность в делах искусства и трудолюбие выгодно отличали этого художника.
было временем нового расцвета русского искусства. При неслыханной роскоши двора, – сообщали иностранные послы в своих донесениях, – в казне нет ни гроша, а потому никому ничего не платят. Каравакк поручил Матвееву написать картину «для освидетельствования». Наиболее достоверен – в смысле авторства – цикл евангельских композиций в Петропавловском соборе (Сретение, Моление о чаше, Вознесение Христово и др., 1728–1733 были частично утрачены и воссозданы в 1876–1877) эти работы свидетельствуют об уверенном освоении опыта западного барокко. Выражая свои соболезнования по поводу смерти Петра I, Матвеев преподносит Екатерине 1 «Аллегорию живописи» (1725 г. ) исполненную акварельной техникой на дубовой доске. Обостряется чувство фактуры.
В живопись проникает невиданное дотоле многообразие образов и сюжетов. Матвеев сыграл большую роль как руководитель «живописной команды Канцелярии от строений» 151 организации, выполнявшей ответственные государственные заказы, связанные с декорированием церквей, дворцов и различных увеселительных построек, 151 и сам участвовал в их исполнении. В картине представлен кульминационный момент "прежалостной судьбы" Рогнеды, когда Владимир вторгся в ее покои и с нею "неволею сочетался". Это первый в русском искусстве парный портрет и первый автопортрет.
Его мастерство было многогранным и универсальным: иконы, росписи плафонов и триумфальных ворот, орнаменты, портреты, непрекращающиеся починки и реставрация монументально-декоративных произведений С приходом Матвеева в Живописную команду Канцелярии от строений (1727г. ), а тем более после того, как он стал её руководителем (1731г. ), опытные художники, подмастерья и ученики стали по-настоящему единой командой. Но жанром, наиболее отвечающим складу дарования и художественному темпераменту Матвеева, оставался портрет. «Смело и открыто, впервые в русской живописи Матвеев прославлял женщину.
Сама структура живописи становится более разветвленной. Сама Аллегория представлена в виде полуобнаженной женской фигуры, сидящей за мольбертом в окружении амуров, рассматривающих рисунок, среди предметов, символизирующих науку и искусства (глобус, гипсовый бюст для штудий и пр. ). Уже ранние портреты Никитина отличались большим мастерством исполнения. Молева Н. Всего один портрет // Знание – сила.
Матвеев Андрей Матвеевич // Большая Советская энциклопедия. К этому времени относятся его лучшие произведения, в частности портреты А. М. Измайловой (1754 Третьяковская галлерея), походного атамана Донского войска, бригадира Ф. И. Краснощекова (1761 Русский музей), архиепископа Сильвестра Кулябки, М. А. Румянцевой (1764 Русский музей), супругов Д. И. и А. В. Бутурлиных (1763 Третьяковская галлерея).
Как верную спутницу мужчины, достойную любви и уважения. Андреева В. Г.
Сто памятных дат: художественный календарь на 1989. – М., 1988. 10. – С. 49-81. 7. Следствие длилось более пяти лет. Портретная традиция к тому времени уже сложилась, а с "Аллегории живописи" Матвеева начинается развитие станковой картины – в европейском понимании этого слова. Это было время арестов, ссылок (братья Никитины), казней (П.
Его портреты (в особенности 151 конный портрет императрицы Елизаветы Петровны) носят типично рокайльный характер. Линию его брата, Ивана, продолжает не он, а художник, получивший образование в Нидерландах, – Андрей Матвеев (1701/1702–1739). – Новгород, 1997. Выражая свои соболезнования по поводу смерти Петра I, Матвеев преподносит Екатерине 1 «Аллегорию живописи» (1725г. ) исполненную акварельной техникой на дубовой доске. Всю силу живописного дарования, задушевность, открытость, чистоту чувств Андрей Матвеев вложил в «Автопортрет с женой».
Новая, светская культура проникает в более широкие слои русского общества. Изображение обнаженного тела составляет новую и труднейшую задачу. Петр у Никитина очень сосредоточен, глаза его светятся умом, на лице написана усталость.
Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих других высокопоставленных лиц. – Л. : Художник РСФСР, 1983. В просветительских целях Петр I приглашал именитых заграничных мастеров живописи и зодчества в Россию. Писал сам художник. С 1727 года возглавлял в Петербурге «живописную команду» при «Канцелярии от строений». Не вдаваясь далее в подробности, напомним, что "Автопортрет с женой" у сотрудников Государственного Русского музея (куда он попал в 1925 г. ) не вызывает сомнений в принадлежности его кисти Матвеева и по почерку, что, помимо технико-технологического, доказывает и сравнительный искусствоведческий анализ.
Обмирщение, которого добивался Петр во всех сферах русской жизни, произошло в искусстве первой четверти XVIII в. в значительной степени благодаря усилиям этих мастеров. Откуда-то из темноты выдвигается вперёд его длинное лицо, суженное свисающими локонами парика. Композиция портрета, по сути, очень проста. В начале 18 в. работали Роман Никитин (брат Ивана Никитина), Иван Адольский-Большой, Григорий Адольский и некоторые другие, менее значительные портретисты. мало располагала к творчеству.
Одним из самых ярких проявлений реалистической основы его искусства является также «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784 Третьяковская галлерея). В известных в настоящее время портретах Вишнякова, например в Портретах императрицы Елизаветы Петровны (1743 Третьяковская галлерея) и С. В. Фермор (1745 Русский музей), чувствуется некоторая статичность композиции, скованность в постановке фигур, несколько архаическая трактовка объемной формы 151 черты, сближающие их с портретами самого начала 18 в., еще близкими парсуне. Впрочем, ничего особого в этой встрече нет. Свободно и радостно заявлял он о своих чувствах к любимой.
Трепетный жест соединившихся рук, лёгкое касание плеч, еле уловимый поворот навстречу друг другу— земная человеческая радость», — так проникновенно говорит о картине искусствовед В. Г. Андреева. Никитин и А. М. О жизни Андрея Матвеева нам известно немного. Андрей Матвеевич Матвеев (1701-1739), русский художник. Тонкое чувство декоративности, присущее Грооту, могло многому научить русских мастеров.
И. Н. Никитин вместе с младшим братом Романом, тоже живописцем, находится в Италии. Некоторое время в первой половине 1750-х гг. эскизы образов-картин, украшающих храм (не иконостас. ), а кроме того, "свидетельствует" вместе с "персонных дел мастером" Иваном Никитиным и архитекторами Д. Трезини и М. Г. Земцовым работы других художников.
Иван Петрович Аргунов (17271511802), крепостной графов Шереметевых, принадлежал к замечательной семье крепостных, давшей русскому искусству архитекторов, скульпторов, живописцев. Свободно и радостно заявлял он о своих чувствах к любимой. и А. П. Типичным ранним произведением Никитина является портрет племянницы Петра I, Прасковьи Иоанновны (1714 Ленинград, Русский музей), несколько напоминающий парсуну отсутствием световоздушной среды и локальностью цвета. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны им жертвуют.
Смело и открыто, впервые в русской живописи, прославлял он женщину. В 1731 получил звание мастера и возглавил живописную команду Канцелярии от строений. Самым сильным его произведением является портрет государственного канцлера Г. И.
Воцарившаяся Анна Иоанновна искореняла все талантливое русское. Материалы и исследования / под ред. Своих же талантливых мастеров отправлял на обучение в Европу. «Смело и открыто, впервые в русской живописи, прославлял он женщину. Матвеев получил известность прежде всего как портретист, хотя бесспорных его произведений и в этой сфере известно совсем немного: это портреты князя И. А. Голицына и княгини А. П. Голицыной (1728 обе работы – частное собрание, Москва). Исходя из этой своей оценки Каравакк был готов принять Матвеева лишь в качестве своего подмастерья и только после заступничества архитекторов Трезини и Земцова, заявивших, что Матвеев «и в рисунках гораздо искусен», Андрею Матвееву удалось получить звание живописного мастера. Так, большинство икон для церкви Симеона и Анны (1733—1739гг. ) художник писал дома, где после его смерти ещё остались десятки неоконченных образов.
Несмотря на статичность модели и подчеркнутое внимание художника к орнаменту, что говорит о стойком влиянии парсуны, портрет Сарры Фермор по силе правды, по умению художника передать настроение, по тонкому жемчужному колориту несомненно является одной из лучших живописных работ середины века. История русского искусства: в 12 т. – Т. V. Это один из немногих портретов, в которых человек не позирует, не представлен перед зрителем «в наиприятнейшем свете», как любили тогда выражаться, а полон глубокой жизни и показан без наигранности и прикрас. После возвращения в Россию Матвеев был назначен руководителем «живописной команды» при «Канцелярии от строений Санкт-Петербурга» и занимался созданием художественного убранства зданий и сооружений столицы и других российских городов, а также вел преподавательскую деятельность, обучая молодежь живописи и скульптуре.
И хотя интерьер собора был завершен в самом начале царствования Анны Иоанновны, он целиком детище петровской эпохи, как и триумфальные ворота в честь ее въезда в столицу (об этой стороне деятельности Матвеева подробно говорилось в предыдущей главе). В портрете Шереметева с собакой (1753 Эрмитаж), в портрете того же Шереметева из Останкинского музея (1760) Аргунов открывается как художник, свободно владеющий композицией, легко справляющийся в поколенном и поясном изображении с посадкой модели, жестом, движением, расположением аксессуаров и т. п. Особенно хорош первый портрет, создающий чрезвычайно законченный образ холодно-надменного большого барина. Появляются новые средства передачи объема.
Наиболее значительными мастерами миниатюры начала 18 в. можно считать Андрея Григорьевича Овсова (1678151 1740-е гг. ) и Григория Семеновича Мусикийского (умер в 1737). Матвеев А. М. Свободно и радостно заявлял он о своих чувствах к любимой.
В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. А смерть легко ранимого (см. Художник изобразил канцлера в упор, прямо и остро глядящим в глаза зрителю и он смотрит на нас, как на противников в словесном поединке, зоркими глазами дипломата. – С. 465-466. 5.
Андрей Матвеевич Матвеев был одной из значительных фигур. В биографии художника правда переплетается с выдумкой, факты с легендами. «Автопортрет с женой» (1729 Русский музей) Матвеева принадлежит петровскому времени и высоким чувством человеческого достоинства, которое вкладывает художник в создаваемые образы и индивидуальностью характеристик и внутренней энергией, которой дышит лицо молодого живописца. Чуть мерцают в полутьме на красноватом кафтане драгоценные орденские знаки.
Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи — рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С. Г. Строганова (1726). Ученик был усердным и прилежным. Среди таких одаренных молодых людей и оказался Андрей Матвеев. Наиболее значительным не только в творчестве самого Никитина, но вообще в истории русского портрета первой половины XVIII века, является так называемый портрет «Напольного гетмана» (Русский музей).
К середине XVIII века относится творчество Ивана Вишнякова, автора многочисленных росписей и портретов, бывшего после А. Матвеева руководителем «Живописной команды». В разработке светотени, особенно в складках ткани, где блики света переданы мазками белил, есть еще некоторая примитивность, условность. Таким образом искусство стало превращаться из религиозного в светское.
Матвеев. – М. : Советский писатель, 1982. Некоторые исследователи (Н. Находясь в свите Екатерины I, в 1716 был оставлен для обучения в Амстердаме и одиннадцать лет провел в Нидерландах и Фландрии, в том числе в антверпенской Академии художеств (с 1725), первым из русских художников пройдя столь длительную заграничную школу.
Черты ее лица даны правдиво, с несколько жестковатой пластической определенностью. С середины 30-х гг. С сентября 1717 по сентябрь 1723 учился в Амстердаме у А. Боонена, с декабря 1723 по май (. ) 1727 – в Антверпенской Академии художеств у Спервера (. ). Как верную спутницу мужчины, достойную любви и уважения. Карпова МУК «Городские библиотеки». В сюжетной картине можно проследить новые принципы взаимосвязи фигур.
Первым его учителем был портретист А. Матвеев. По возвращении в Россию Андрей Матвеев почти сразу же получает заказ от князя И. А. Голицына на парные портреты князя и его жены (подписные и датированные 1728, частное собрание И. В. Голицына в Москве). Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е). В сотрудничестве с первыми архитекторами Петербурга Д. Трезини и М. Г.
«Смело и открыто, впервые в русской живописи, прославлял он женщину. Многого не дописал, не выполнил один из первых значительных русских живописцев. При сем партреть господина агента Фанденбурха».
Андрей Матвеев не мог получить достаточно частных заказов. Процветали доносы и оговоры. Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна покровительствовали иностранным живописцам. В каждой легенде есть доля истины. Пространство трактуется еще весьма стереотипно и обобщенно. Основоположник светской живописи в России.
В это же время он писал и большие парадные портреты. Два года спустя Матвеев вновь отправляет свои работы в Россию (не сохранились) и, по всей видимости, они были исполнены с достаточным мастерством, чтобы подающему надежды ученику разрешили продолжить свое образование. мало располагала к творчеству. Еропкин, А. Волынский), непрекращающихся празднеств и засилья иноземных временщиков.
Еще в период прохождения обучения им были созданы картины – «Аллегория живописи» (1725 г. ) и «Венера и Амур».