Примечательно, что в стиле Ампир было создано относительно мало выдающихся произведений архитектуры, скульптуры и живописи. Основоположником ампира считается живописец Жак Луи Давид, который сплел в своем творчестве античные мотивы с политической борьбой и революционными идеями. Основоположником стиля ампир считают живописца Луи Давида, а выразителями этого стиля – архитекторов Шарля Персье (1764 – 1838 гг. ) и Пьера Фонтена (1762 – 1853 гг. ).
Вначале в этом стиле решаются резиденции родственников Наполеона в Италии и их обстановка. Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. Часто художник использует ню (изображение обнаженного тела, чаще всего женского) образы его героинь навеяны мифологией историей, экзотикой востока («Источник», «Большая одалиска», «Турецкая баня»).
Большинству произведений этого периода свойственна эклектичность. Иногда мебель фанеровали, но чаще тонировали, например, берёзу под красное дерево и полировали. Стасов (1769 – 1848 гг. ), автор целого ряда интерьеров и мебели Большого Царскосельского дворца в начале 1825 г. Им был создан один из шедевров – т. н. Вкладное сиденье устанавливается между боковыми стенками рам стула на поперечные бруски.
В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. Появившаяся в это время форма камина имитирует античные древнеримские мраморные надгробья. Ампир в архитектуре, примеры зданий которого не походили на более «собранный» классицизм, в отличие от предыдущих направлений имел достаточно космополитический характер исключающий в силу своей регламентированности создание местных школ.
Главным их украшением служат великолепные люстры с хрустальными подвесами. Потолки выглядят как произведения искусства. Само ложе напоминает походную палатку римского полководца с шатром из алого кашемира. Продолжают делаться и прямоугольные столы на четырех свободно стоящих ножках, а также столы-консоли на ножках в виде герм, представляющих собой четырехгранный, расширяющийся кверху столб, увенчанный головой или бюстом мифологического персонажа, кариатид, грифонов или мумий, опирающихся на специальные хорошо профилированные подставки-постаменты (цоколи). В знаменитом парижском особняке, построенном в 1804-1806 гг., для пасынка Наполеона, принца Е. Богарнэ и его сестры Гортензии интерьеры оформлены в самых разных стилях, там соединяются «помпеянские», египетские, римские и даже «турецкие» мотивы, что создает общий «сибаритский характер ампирного интерьера».
Особенностью творений этого пейзажиста является невероятная точность деталей. Объем зала разделен колоннами на три части. Гойя в этой серии достигает предельной силы выразительности. Воронихин, А. Д. Наполеоновский Ампир – стиль жесткий и холодный.
Именно вот таким образом Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям). Эти иллюстрации вместе с «образцовыми проектами» Персье и Фонтена стали главным пособием для многих рисовальщиков-декораторов, орнаменталистов, лепщиков, резчиков, мебельщиков, ювелиров. Рукомойники приобретают форму жертвенного алтаря (алтаря чистоты) или форму лиры, курительницы делаются в форме урны. Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. В XVIII – начале XIX вв. Особенность архитектурного ампира заключается в обязательном наличии колонн, пилястров, лепных карнизов и других классических элементов, а также мотивов, репродуцирующих практически без изменений античные образцы скульптуры, подобные грифонам, сфинксам, львиным лапам и тому подобным скульптурным конструкциям.
Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830-1840-х гг., в период царствования Николая I иногда именуют «николаевским ампиром». стиль цопф. В облике «ослиного братства» представлены верхи Испании. Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие «Стиля Первой Империи».
Результатом пережитых потрясений стала большая глубина его искусства. Считается, что именно он стал делать мебель из красного дерева простых прямолинейных форм, украшенную латунными узкими полосками (тягами), подчеркивающими вертикальные и горизонтальные членения мебельного объекта. Иногда формы античной мебели для сидения заимствуются почти без изменений.
А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами». Первоначальная обивка этого гарнитура была из голубого бархата но позже (когда гарнитур поступил в одну из парадных гостиных Зимнего дворца в 80-х гг. жПОФЕ, – РПЧФПТЕОЙЕ БТЛЙ уЕРФЙНЙС уЕЧЕТБ Ч тЙНЕ). Эти отношения были прерваны войной.
Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». Русская ампирная мебель отличается от французской и английской. Канделябры и часы выполняются в виде колонн, урн и памятников.
Верхняя поперечная планка спинки изысканной линией плавно переходит в изогнутые бруски локотников. Многие интерьеры украшают колоннами, античными скульптурами, объемной лепниной. Стали популярны круглые и овальные броши. empire – империя и лат. А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами». Широкое распространение в архитектуре ампира получили портики дорического и тосканского ордеров.
Популярны кресла-гондолы (корытца) имеющие полукруглую в плане спинку, переходящую в локотники, которые часто украшаются резными фигурами лебедей. Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I». Он делится на две ветви: столичную и провинциальную.
Росси). В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны) иногда повторявшая древнеримские образцы (арка на площади Каррузель в Париже, 1806, архитекторы Ш. Персье и П. Ф. Л. Лишь в предметах обстановки и в модах ампир выразил себя так же четко, как в архитектуре. В некоторых странах Европы (Великобритания, Италия, Дания) в 1-й трети XIX века наблюдались сходные искания в области архитектуры и декоративных искусств (например, стиль Регентства и «стиль Георга IV» в Англии, «прусский эллинизм» в Германии), однако они не получили названия «ампира». Украшения в это время любили страстно их носили много и в любое время дня.
Все тридцать побед запечатлены на верхнем ярусе арки, а барельефы «Марсельеза» (скульптор Франсуа Рюд) и «Апофеоз Наполеона» достигают высоты 12 метров. Такое сиденье делается трапециевидной формы. Они воспринимались как связь с античностью, наделялись магическими свойствами. Истоки стиля уходят к Античному Риму с его тяготением к грандиозности и симметрии. Однако с методологической стороны Ампир нормативен и, следовательно, неромантичен. нЙОЙОХ Й рПЦБТУЛПНХ Ч нПУЛЧЕ, 1804-1818, УЛХМШРФПТ й. р.
лБТТХЪЕМШ Ч рБТЙЦЕ, 1806, БТИ. Весьма модными были в это время изделия из неглазурованного фарфора (бисквиты), керамика Севрских мануфактур под яшму или под мрамор и каменной массы фирмы Веджвуда в виде различных плакеток с белыми рельефами на античные темы на синем или оливковом фоне, которые развешивались строго симметрично на стенах или которыми декорировались мебельные объекты. Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. Главным образом он подчеркивает торжественный пафос, блеск и некоторое театральное великолепие, стремясь к ореолу славы императоров Римской Империи.
Большую роль в меблировке русских домов начинают играть диваны. Стоун). Для изготовления мебели используют ценные породы дерева, натуральный мрамор или порфир. Свидетельством этому стали театральные декорации к опере Дж. Комнаты были наполнены блеском, обилием деталей, яркими красками. Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию.
В Англии стиль Ампир также не получил широкого распространения. Мода на все французское появилась еще при императоре Павле. Характерное для Ампира сочетание «римских» и «египетских» мотивов, красного дерева и золоченой бронзы, а также бронзы патинированной, матово-черной, ассоциирующейся с базальтами Египта, можно видеть в произведениях прославленного парижского бронзовщика П. -Ф. бНРЙТ РЕТЧПОБЮБМШОП УМПЦЙМУС ЧП жТБОГЙЙ ОБ ТХВЕЦЕ 18 – 19 ЧЧ. Особую роль в творчестве Энгра играл гибкий, линейный рисунок.
бНРЙТ ЧРЙФБМ Ч УЕВС ФБЛЦЕ ПФДЕМШОЩЕ ДТЕЧОЕ-ЕЗЙРЕФУЛЙЕ БТИЙФХТОЩЕ Й РМБУФЙЮЕУЛЙЕ НПФЙЧЩ (ВПМШЫЙЕ ОЕТБУЮМЕОООЩЕ РМПУЛПУФЙ УФЕО Й РЙМПОПЧ, НБУУЙЧОЩЕ ЗЕПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ ПВЯНЩ, ЕЗЙРЕФУЛЙК ПТОБНЕОФ, УФЙМЙЪПЧБООЩЕ УЖЙОЛУЩ Й Ф. Р. ). Ампир первоначально сложился во Франции на рубеже XVIII-XIX вв.
Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира». Ш. Персье и П. Фонтен, 1806), Вандомская колонна (арх. Деноном.
В 1800 г. он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле». Это одно из заимствований из Древнеримской культуры. Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию. Гурьева. В «Деспаратес» изображены сложные символы, чудовищные образы, монстры, которые сосуществуют с людьми.
По одному мебель делается парадной, по другому – бытовой, камерной. Последней серией гравюр стала серия «Деспаратес», включающая 18 листов. Ампирные формы, холодно величественные, лапидарные в своей завершенности использовали сторонники академизма даже в конце 19 века (аллегорическая скульптура «Свободная Поэзия», 1877 г., ск. Грифоны окрашены в черный цвет, а ваза и некоторые другие резные элементы – позолочены.
К 1804 г. платье становится закрытым до шеи, появляются рукава, а шлейф полностью исчезает. Ампирные мотивы получили широкое распространение в декоративно-прикладном искусстве. Для форм локотников (боковин) диванов часто использовался мотив рога изобилия. Императорский фарфоровый завод в Санкт. Шальгрена.
Росси, В. П. В моду вошли шиньоны, а лоб прелестных дам скрывался под завитой челкой. Шею и руки оставляли открытыми. Искусство было призвано прославлять Наполеона и его завоевания.
Триумфальные ворота также были возведены по проекту Бове у Тверской заставы. Иногда он применяет также бледно-зеленые и бледно-сиреневые тона. Дворянские усадьбы, в подражание императорскому двору, также меблировались в стиле ампир.
С легкой руки Давида эта картина положила начало моде на стиль «рекамье». Скульптор А. -Д. Паизиелло «Дидона» (1830 г. ), сценографа Антона Радла к опере Антонио Сальери «Пальмира», (до 1852 г. ). Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом». вышло столь же грандиозное «Описание Египта» Ф. Жомара, также иллюстрированное рисунками Денона.
Ампир (от франц. Подобная мебель обычно изготовлялась руками крепостных мастеров. Вновь было возрождено строительство тиумфальных арок (Ж. Ф. Шальгрен.
Нижний край часто отделывали блестками.
Такой экзотический декор лишь усиливал театральность обстановки всего интерьера. Каждый жанр имеет определённые признаки, смешивание которых не допускается. Постепенно такие инструменты стали заменяться на фортепиано. Увлечение античностью отразилось и на светском костюме. еще одна Триумфальная арка была возведена по проекту Ж. -Ф.
Сам Наполеон восхищался «эпосом Оссиана» (стилизацией под шотландский эпос) наравне с Гомером. жил и работал в Италии. Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах».
или же колоннами с каннелюрами и капителями, завитками и т. п. Боковины диванов имеют формы на мотив рога изобилия. В 1792 г. Гойя перенес тяжелую болезнь, в результате которой он потерял слух.
За пределами центра Бове построил Градскую больницу за Калужской заставой. Пика. клавишная арфа или клавицериум, в виде большого шкафа, т. к. Столы в это время делаются круглыми и прямоугольными, близкими к стилям Людовика XVI и цопф, громоздкие диваны имеют высокие боковины, декорированные колонками.
Другое, более редкое название Ампира — неоримский стиль. Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820 – 1830-х гг. Но очень скоро они были перемешаны с элементами египетского искусства. В императорский период во Франции широко распространилось прямое заимствование архитектурных типов и форм древности (триумфальные арки, обелиски), мотивов декора интерьеров (антикизированные египетские рельефы и орнамент, помпеянский стиль и т. п. ), нарочито парадных и холодновато-торжественных исполненных театрального пафоса. Триумфальная арка на площади Карузель в Париже, 1806-1807). А иногда, над такими лапами помещают фигуры львов, сфинксов или лебедей. Ш. Лепер и Ж. Гондуен, 1810). Однако ввозить в Россию мебель, купленную во Франции было категорически запрещено.
Вдохновителем сервиза стал Степан Пименов, а название «гурьевский» получил по фамилии куратора завода графа Д. А. Монферран), Новое здание Адмиралтейства (А. Декор зданий был нередко перегружен военной атрибутикой (доспехи, венки, геральдические орлы, также стилизованные сфинксы).
Элементы резного декора (сфинксы, львиные маски) золотятся обязательно. Династия Бонапартов сохранила свою эмблему — золотые пчелы на синем фоне (в отличие от лилий Бурбонов), они использовались художниками Ампира как декоративный мотив, но имели не римское и не египетское, а франкское происхождение и восходили к эпохе Меровингов. С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль «рекамье». В этот период подъем переживает и русское мебельное искусство.
С 1805 г. Томир был «придворным чеканщиком» Бонапарта, он изготавливал бронзовые детали мебели, светильники — бра, канделябры, треножники, вазы и корпуса часов. Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. В живописи классические тенденции проявляются наиболее ярко.
Для отделки поверхностей используют натуральное дерево, зеркала, бронзу. Он знаменит реконструкцией Москвы после пожара 1812 г. Роль Бове в создании облика Москвы можно сравнить только с работой К. Росси в Санкт-Петербурге. Во время Отечественной войны О. Бове участвовал в ополчении, а после окончания войны начал восстанавливать Москву. Под началом Бове в центре Москвы были перестроены Торговые ряды в стиле классицизма напротив Кремля, которые не сохранились проведена реконструкция Красной площади снесены земляные укрепления вокруг Кремля и засыпан ров разбит Кремлёвский (Александровский) сад построен Манеж создана Театральная площадь с Большим (Петровским) театром. И только одна страна-победительница – Россия добровольно приняла «стиль Империи».
Вместо неё применяется лепка из гипса или левкаса или же резьба из дерева, которые потом или золотятся или красятся в черный цвет или отделываются под старую (патинированную) зелёную бронзу. В первую очередь применяется доведенная до совершенства техника фанерования. Наполеоновский Ампир — стиль жесткий и холодный. Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I».
Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский. Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830—1840-х гг., в период царствования Николая I иногда именуют «николаевским ампиром». Дополнительными украшениями для головы служили обручи, диадемы или фероньерки.
На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей. золотыми и украшенные позолоченными или посеребренными накладками. Они обычно устанавливались в спальне симметрично по обеим сторонам кровати. Иногда даже платья из тонких материй смачивали водой, чтобы они прилипали к телу4. Одним из лучших мебельных мастеров александровского и предыдущего периодов по праву считается Генрих Гамбс (1765 – 1831 гг. ) и его фирма, которую после его смерти возглавили его сыновья и преемники Пётр Гамбс (1802 – 1871 гг. ) и Эрнст Гамбс (1805. Под платья-туники надевали рубашки или трико телесного цвета. Они сосуществовали целостно и органично в едином «пространстве» романтического мышления.
В стремлении буржуазии, победившей и отказавшейся от «королевского» направления, в подражании быту или нравам древних римлян много было театрального или показного. Давиду. Особое место в мебельном искусстве принадлежит зодчему К. И. массивны, прямоугольны, замкнуты. Обои здесь можно заменить тканью, которая также может использоваться в обтяжке плафонов комнатных ламп. Изделия из дерева, деревянная мебель, в стиле Ампир призвана создавать официальную интеллектуальную атмосферу.
Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. Заказы для провинции (московских помещиков) имеют мягкие формы, они не так нарядны и официальны, отличаются более домашним внешним видом. Авторами были Персье и Фонтен. Слава художника превратила его в первого живописца Империи.
В стилистике позднего классицизма и ампира было построено и несколько усадеб. В 1806-1836 гг. Технологии постепенно распространились из Англии по всей Европе, затем в Америке. Каждый лист сопровождается названием и комментарием. Для работы над этими картинами, Давид заказал известному парижскому мебельщику Ж. Жакобу предметы обстановки по собственным рисункам, сделанным им с этрусских, как их тогда называли, ваз, найденных в раскопках Геркуланума и Помпеи в Италии.
Воронихин не использовал бронзовых украшений, заменяя их резьбой по дереву, которая потом золотилась или покрывалась черно-зеленой краской имитирующей старую бронзу. кровать-ладья, предназначенная, как тогда говорили, облегчить течение жизни.
Авторами были Персье и Фонтен. Жемчуг монтировали вместе с бриллиантами им украшали оправы эмалевых миниатюр. Во Франции они оформляли интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компъен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюилъри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в Париже, наподобие древнеримских (1806-1808).
Воистину, говоря словами самого Наполеона, «от великого до смешного один шаг». Томира и его мастерской.
Флаксмена, в декоративно-прикладном искусстве – керамика Дж. Так «русский ампир» разделяется на два вида – столичный и провинциальный. также арматура трофеи фасции). Ч ОЕДТБИ ЛМБУУЙГЙЪНБ, Ч ЛПФПТПН РПЙУЛЙ ЙЪСЭОПК РТПУФПФЩ ЖПТН Й ДЕЛПТБ РПУФЕРЕООП УНЕОЙМЙУШ УФТЕНМЕОЙЕН Л РТЕДЕМШОПК МБРЙДБТОПУФЙ Й НПОХНЕОФБМШОПК ЧЩТБЪЙФЕМШОПУФЙ. Искусство превращается в официально-апологетическое, помпезное.
Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. Украшением поверхностей служат накладки с позолотой или из бронзы. После этого он создал серию портретов, посвящённых императору Наполеону. Но постепенно его ввели в состав гарнитуров для гостиных. Такой тип конструкции стула или кресла продержался в русской мебели весьма долго.
Обнаженные руки украшали многочисленными золотыми обручами или браслетами в греческом стиле, браслеты даже носили на ногах, под прозрачными тканями. Его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции и Первой империи. Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. диванная комната.
«рекамье», маленькие круглые столы на одной ножке. Стулья делаются проще, чем кресла. Характерные архитектурные памятники Ампир в Париже : церковь Мадлен (арх. Комоды делаются иногда без ножек и стоят прямо на цоколе имеют мраморную верхнюю доску.
Пио Феди, Италия, базилика Санта Кроче, Флоренция). В ампирном стиле меблируется дворец Жерома Бонапарта в Портичи и т. п. Вот таким образом у ампирной мебели преобладают горизонтальные формы. При этом ампир сохранил раздвижную мебель.
Он был мягче и пластичнее. Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур». Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. Остроумные механизмы находят своё применение в столах и при нажатии кнопки меняют форму и размер предмета. «Русский ампир» (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского. Гарнитуры были созданы по рисункам К. Росси в 1819 – 1822 гг.
Томира и его мастерской. Ампир в моде Состав парюры, украшавшей великосветскую даму эпохи ампира, отличался разнообразием видов изделий. Классицизм XVIII в, ставший общеевропейским стилем, преимущественно формировался в лоне французской художественной культуры. Д. Захаров), Московские триумфальные ворота (В.
Еще накануне революции этот художник в картинах Клятва Горациев (1784), Брут (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. – 1849 гг. ). Архитектурность построения мебельных объектов, в т. ч. В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки». В гостиных стояли еще и горки с декоративным фарфором и хрусталем. Художественный замысел стиля с его массивными лапидарными и монументальными формами, а также богатым декорированием, содержанием элементов военной символики, прямым влиянием художественных форм прежде всего Римской империи, а также Древней Греции и эллинизма, был призван подчёркивать и воплощать идеи могущества власти и государства, наличия сильной армии13. В моду входят круглые столы-геридоны, жардиньерки-подставки для цветов и столики для умывания в виде античных жертвенников (трипосы).
Кваренги, Тома де Томон, К. И. imperium – власть). Иосиф Бове – 1834 г., ворота были разрушены в 1936 г., восстановление с 1966 года). Во всех изделиях явственны отличия ампирной декорации от подлинного Классицизма.
Известняк. Бове. Наполеоновский Ампир – стиль жесткий и холодный. Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии.
Кровать в стиле ампир была своего рода роскошным пьедесталом. В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян». Ученик Давида, Энгр в 1806 -1824 гг. Во всех изделиях явственны отличия ампирной декорации от подлинного Классицизма.
Для изготовления гарнитуров используется орех, а также красное дерево. Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, вот таким образом правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом. В дворянских домах появляется т. н. Его оформление, разработанное в 1880-е годы архитектором А. П. Мебель изготовленная для столицы, более всего похожа на французский оригинал. аквила), связки копий, щитов и ликторских топоров (см.
Между ёмкостью и полкой установлены зеркала. Такой подход, как наиболеё характерный, осуществлялся в процессе возведения Елагина и Михайловского дворцов. В 1800 г. он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле».
Скульптор А. -Д. Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира». На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей. Символом стиля ампир стало красное дерево Лучшими мастерамикраснодеревщиками стали французские мебельщики. Но шиком считались кашемировые шали из Египта, производство которых поддерживала жена Наполеона Жозефина Богарнэ.
Формы добротно изготовленных стульев и кресел имеют хорошие пропорции и изящный абрис. Продолжает делаться мебель, окрашенная в белый цвет, декоративная резьба которой золотится или тонируется под старинную античную (патинированную, зеленую) бронзу. В это время весьма модными становятся т. н. Излюбленным предметом мебельщиков в то время был тяжёлый низкий комод. Большие плоскости гладких стен создавали эффектный фон для скульптурного декора. Другим известным архитектором в этом направлении является В. Стасов.
антиками (вазами, скульптурой, посудой и т. д. ). Эти отношения были прерваны войной. С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль рекамье.
Всего в серии 82 листа. Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I». В станковой скульптуре преобладают темы из античной истории и мифологии. Узнаваемыми сооружениями периода стали: Исаакиевский собор (О. Российская империя приняла ампир, как стиль, способный отразить величие народа, отстоявших независимость.
Формы мебельных емкостей: шкафов, комодов, секретеров, бюро и др. Хронологические рамки оригинального французского Стиля Империи узки, они ограничены, с одной стороны, концом правления Директории (1799г. ) или годом коронации Наполеона (1804), а с другой – началом реставрации Бурбонов (1814-1815). Воронихин (1759 – 1814 гг. ), спроектировавший Казанский собор и Горный институт.
Ампирная мода ценила вытянутый силуэт, созданный с оглядкой на античные пеплосы и хитоны. В своих прическах модницы ампирского стиля подражали греческим и римским образцам – высоко собранные волосы заплетались в косы (также использовалась специальная сеточка).
Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. Пьер Поль Прюдон «Жозефина Богарне» (1805)Ампирный силуэт был создан по типу античных пеплосов и хитонов. Отделка и меблировка всех помещений велась по проектам Фонтена и Персье. За основу этого стиля были взяты формы мебели античной эпохи.
Его чудовища родились жизнеспособными, гармоничными. Это противопоставление дополнительно усиливается необычной плотностью орнамента и контрастами цвета. Вместо локотников они имеют высокие боковины с резными колонками. Всегда эти поверхности подчеркиваются контрастно нанесенным орнаментом (часто рельефным), мотивы которого заимствовались из египетского, греческого, этрусского, римского искусства.
В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др. ), перестроенных Персье и Фонтеном, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпеянских росписей, греческого и римского декора созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба, стилизованной в духе обстановки богатого древнеримского дома. Шею и руки оставляли открытыми. Предметы декорируются линейным орнаментом, знаменующим бесконечность жизни.
Стойки спинки соединяются поперечной доской, обычно украшенной резьбой невысокого рельефа. Среди этих картин — «Суд инквизиции». Известен большой гарнитур, выполненный К. Росси в 1817 г. для гостиной Аничкова дворца. Вторая серия гравюр назвала Гойей «Бедствия войны», большинство событий изображемых художником, документальны. Именно на эти её качества опирался ампир. В классицистическом стиле объемная форма и декор связаны пластично, подвижно они переходят друг в друга, меняя взаимное расположение и функции в общей композиции. Бюро богато декорировано золочёной бронзой.
В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830—1840-х гг., в период царствования Николая I иногда именуют «николаевским ампиром». Являясь выражением имперских притязаний Наполеона Бонапарта на мировое господство, этот стиль насильственно насаждался на чуждую ему почву завоеванных стран. Вся мебель окрашена здесь в белый цвет, а резьба невысокого рельефа позолочена.
В других искусствах наиболее близки классицизму графика и скульптура Дж. Император желал больше пышности и великолепия. Однако Ампир коренным образом отличается от Классицизма. По мнению специалистов, особым своеобразием обладал «московский ампир» в стиле деревенских усадеб, который называют еще столичным классицизмом. Давиду.
этот музыкальный инструмент (по существу, рояль) имел вертикально расположенные струны. Его имя ассоциировалось у современников с высшими достижениями мебельного искусства. «Морские нимфы, несущие небесную сферу». Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур».
Русская аристократия подражала нравам парижских салонов. Портреты Энгра отличает точность наблюдений, глубина психологической характеристики («Наполеон-император», «Мадемуазель Ривьер»). Апофеозом этого русского направления является кафедральный Исаакиевский собор. Ф. Ф. Щедрин. Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже». Термином ампир первоначально определяли искусство Франции периода империи Наполеона I (1804 – 1815) в соответствии с существовавшей традицией именовать периоды художественного развития стили искусства по именам королей и формам правления.
Плавные гнутые формы ножек стульев и кресел иногда имеют вид лап льва или грифона. И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира». В богатых домах и дворцах некоторые помещения имели полы, набранные в подражание античной мозаике. на культуру Древнего Египта.
Слава художника превратила его в первого живописца Империи. И только одна страна-победительница – Россия добровольно приняла «стиль Империи». Никто не посмел дальше, чем он, пойти по пути возможного абсурда. Французскому ампиру свойственно прямое заимствование и копирование произведений и форм античности (воздвигнутая в Париже на площади Карусель арка в 1806 году повторяет в точности римскую арку Севера).
Возможно именно эти разрушительные тенденции, независимо от политического поражения Наполеона, послужили причиной столь скорого перерождения Ампира в «стиль Карла X», открывший период собственно Историзма как эпохи «воссозданий». В это время в России работают великие архитекторы: А. Н. В архитектуре заимствуются монументальные формы массивных портиков, триумфальных арок и мемориальных колонн, обширных колоннад, а также военные эмблемы в архитектурных деталях и орнаменте: ликторские связки, скрещенные мечи и копья воинские шлемы и т. п. Локотники кресел часто опираются на резные фигуры орлов, львов или лебедей. Мебель подчинена архитектуре, она монументальна и имеет четкие конструктивные членения.
Жак -Луи Давид. Захаров, М. Ф. Слава художника превратила его в первого живописца Империи. Для построек в стиле ампир были характерны парадность и торжественность композиций. Но сам император желал больше пышности и великолепия.
В 1794 г. он писал: «Чтобы занять воображение, подавленное зрелищем моих страданий и частично покрыть многочисленные, связанные с болезнью расходы, я принялся писать серию картин, в которых много места отведено наблюдениям, что, как правило, невозможно в заказных работах, где негде развернуться ни прихоти, ни фантазии». живописи черты Ампир проявились в творчестве Франсуа Жерара (1770-1837), Анн Луи Жироду (1767-1824) и др. Украшением парадных комнат богатого дома служила также т. н. Единственной страной, в которой стиль ампир в архитектуре, да и не только в ней, получил развитие, была Россия. «Суд Соломона». Карло Росси) и величественный Олександрийський столб (арх.
Стены украшают картины и портреты в массивных рамах. Во Франции они оформляли интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компъен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюилъри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в Париже, наподобие древнеримских (1806 – 1808). Этому существенному различию не всегда придают должное значение, когда говорят о преемственности стилей и об «Ампире как о высшей стадии развития Классицизма». Шальгрена.
Гладкие прически украшались цветами и красочными лентами, а также разделялись пробором. Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие «Стиля Первой Империи». «Узел Психеи» красовался на затылке и представлял собой незамысловатый пучок. Мебель в ампире выглядит основательно и эффектно. Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом». В 1800 году он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле».
АМПИР (фр. Для обивки использовали шелк или бархат. Но его специфика – темы для сюжетов. Они дополнены резьбой, лепниной, золочением.
Это стремление к простоте проявляется сначала в одежде, а затем в мебели и интерьере. Ампир в России В эпоху ампира переживает расцвет монументальная скульптура. Однако этот стиль успел вобрать в себя весь образ эпохи, все разнообразие уровней мастерства и приемов художников и архитекторов того времени. Женское тело было хорошо видно. С приходом стиля ампир искусство становится болеё масштабным, монументальным.
Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира». Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Русская живопись первой трети 19 в. обнаруживает соприкосновение с ампиром лишь отдельными чертами: подчёркнутой статуарностью фигур, немного тяжеловесной торжественностью.
Проектировал также гарнитуры из красного дерева, карельской берёзы, серого клена, ореха, тополя, допуская иногда накладки из золоченой бронзы. Наиболее ярким проявлением этой тенденции был проникнутый гражданским пафосом суровый аскетизм проектов К. Н. Леду и ряда архитекторов эпохи Великой французской революции 1789-1794. Авторами были Персье и Фонтен.
-Л. Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. Художественная резьба по камням впечатляет. Слава превратила его в первого живописца Империи. Это уже была декларация эклектики. Устанавливается строгая иерархия жанров, которые делятся на высокие и низкие. Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский.
Сам Наполеон присылал Александру описания своего итальянского и египетского походов с гравюрами. Стасов, О. И.
Ампир получил распространение в европейских странах в России он стал выразителем идей независимости и величия русского государства и проявился в градостроительных ансамблях (Театральная улица, ныне улица Росси, архитектор К. И. Росси стрелка Васильевского острова с Биржей, архитектор Ж. Тома де Томон), общественных зданиях (Адмиралтейство, архитектор А. Д. Захаров Горный институт, архитектор А. Н. Воронихин все – в Петербурге), монументальной скульптуре (памятник Минину и Пожарскому в Москве, 1804-18, скульптор И. П. Мартос) и декоративно-прикладном искусстве. Высокая мебель избегается. В моду входят браслеты на ногах/руках, колье, несколько раз обернутые вокруг шеи.
Но сам император желал больше пышности и великолепия. Вернулась мода на цветные драгоценные камни. Это единство противостояло неумолимо надвигающейся эклектике. В России особо полюбились изделия из камей: браслеты, кольца, кулоны, броши. Подобные скульптурные украшения иногда делались из бронзы. Не было ни одного «простого» элемента: кариатиды поддерживали камин, ручки кресел были выполнены в виде амуров и крылатых львов, декоративные элементы из золота украшали основание мебели, будуарные столики, ширмы.
Первое крупное произведение Гойи — серия «Капричос», в которую включено 80 гравюр изображающих жизнь Испании. Преимущественное внимание уделяется художественному наследству императорского Рима. Он был построен в 1858 году по проекту О. Монферрана.
Слава художника превратила его в первого живописца Империи. Став приверженцем Наполеона, Давид получил титул «Первого художника императора». Это влияние проявилось в общей тенденции к целесообразности, простоте и стремлении освободить мебель от влияния архитектурных форм и принципов их построения.
Ювелирные украшения переделываются под желания, прежде всего, Жозефины Богарнэ. боковой рамой и вкладным сиденьем. К работе над сервизом привлекались декораторы, художники по керамике (М. Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия.
Для ампира характерными стали древнеегипетские орнаменты изображения сфинксов. В качестве мотивов для таких рисунков также используются фигуры лебедей, военные трофеи и музыкальные инструменты. Она характерна округлыми формами, мотивами лебедей, звериных лап и крылатых сфинксов в виде ножек и ручек, военной арматуры и разных символов античного времени (факел, стрела) в виде украшений. Фонтен, – повторение арки Септимия Севера в Риме). Сегодня мало кто не слышал о Триумфальной арке на Елисейских полях.
Бонапарт любил и Тюильри, где он обосновался в 1799 году, объявив своей резиденцией и принявшись к сооружению северного крыла. Этому существенному различию не всегда придают должное значение, когда говорят о преемственности стилей и об «Ампире как о высшей стадии развития Классицизма». складывается стилевое направление, близкое к французскому стилю ампир. Весьма часто потолки, в подражание древнеримским, делаются кессонированными. во всех странах Западной Европы и России, стал завершающей стадией эволюции классицизма. Стволы колонн окрашены в цвет стен и имеют золоченые капители.
Жардиньерки нередко имеют форму античных бронзовых алтарей. То же в прическах, с собранными на затылок волосами, завязанными лентой в большой узел. Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Их локотники поддерживаются резными фигурами лебедей, грифонов, львов и пр.
В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки». Носили ожерелья из нескольких рядов жемчужных нитей и жемчужные серьги. породы. А картина Жерара «Оссиан, вызывающий призраков» (1801) исполненная по заказу Наполеона для дворца Мальмезон, вызвала шумный успех в Париже (см. меблируются авторской мебелью.
Ампир рождает новые типы мебели. С 1805 г. Томир был «придворным чеканщиком» Бонапарта, он изготавливал бронзовые детали мебели, светильники — бра, канделябры, треножники, вазы и корпуса часов.
Он выражал патриотические чувства и прославлял государственное могущество. И только одна страна-победительница — Россия добровольно приняла «стиль Империи». Кольца носили по многу, отдавая предпочтение скромным украшениям. диванные комнаты, в которых устанавливаются диваны, а на ковре перед ними – т. н. В эпоху ампира красное дерево царило в интерьере.
Эпоха ампира в России была весьма непродолжительной. Изменение характера и направлений развития искусства классицизма, в первую очередь, в его французском варианте, произошло после буржуазной революции, после провозглашения древнегреческого и древнеримского искусства её идеалом. Казаков, Дж.
П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI». Широкое распространение в архитектуре получили массивные портики дорического и тосканского ордера, контрастирующие с гладью стен и геометризмом объемов, поверхность зданий была украшена военной атрибутикой, главным образом римского происхождения (арматура, ликторские связки, пучки стрел, легионерские знаки с орлами, доспехи, венки, геральдические орлы и т. п. ). Подобные места для сидения входили в меблировку как дворянских, так и купеческих домов. «Английским ампиром» иногда условно называют «стиль Георга IV» (1820-1830), наступивший после «английского стиля регентства» или «ридженси».
Характерны надписи листов серии: «Варвары. », «Какое мужество. », «Я видел это». И когда в 1800 году художник написал картину – портрет знаменитой по тем временам парижской красавицы мадам Рекамье на кушетке с плавно изогнутым изголовьем и в тунике на античный манер – эта картина положила начало развитию нового стиля «рекамье». 1800 г. Классицизм и мода Набор ювелирных украшений эпохи классицизма был ограничен. Сегодня десертный сервиз хранится в Оружейной Палате Кремля.
Для Александра I из Франции передают альбомы с эскизами лучших архитектурных построек интерьеров, мебели. В 1802-1813 гг. Стены декорируются также пилястрами и полуколоннами. Особенно популярны были венки из лавровых или дубовых листьев, колосьев и живых цветов.
Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820-1830-х гг. В мебельных объектах, выполненных по рисункам А. Н. б. д. ъБИБТПЧ зПТОЩК ЙОУФЙФХФ, БТИ. Это направление, получившеё название стиля Регентства (Regency) и наступивший после него стиль Георга IV (1820 – 1830 гг. ) зародились еще в классических интерьерах и мебели братьев Адам.
В качестве косяков в них используются бронзовые золоченые античные колонны или фигурки «Ники», богини победы. Стиль Ампир в интерьере имеет и некоторые новинки. Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже». Хронологические рамки оригинального французского «Стиля Империи» узки, – они ограничены, с одной стороны, концом правления Директории (1799) или годом коронации Наполеона (1804), а с другой – началом реставрации Бурбонов (1814-1815). нБТФПУ) Й ДЕЛПТБФЙЧОП-РТЙЛМБДОПН ЙУЛХУУФЧЕ. П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI».
В первой четверти XIX в. на первые роли выдвигается придворный мебельщик Г. Гамбс, ученик Д. Рентгена. Такие его характерные черты, как культ государственности и имперского величия, холодная помпезность, проявились в тоталитарном искусстве 20 века (фашистское искусство в Италии искусство Третьего рейха в Германии, неоклассицизм в СССР). ч РЕТЙПД ЙНРЕТЙЙ оБРПМЕПОБ I ГЕМСН РТПУМБЧМЕОЙС ХУРЕИПЧ ЗПУХДБТУФЧБ УМХЦЙМБ НЕНПТЙБМШОБС БТИЙФЕЛФХТБ (ФТЙХНЖБМШОЩЕ БТЛЙ, РБНСФОЩЕ ЛПМПООЩ), ЙОПЗДБ РПЧФПТСЧЫБС ДТЕЧОЕ-ТЙНУЛЙЕ ПВТБЪГЩ (БТЛБ ОБ РМ.
Его основные элементы, почерпнутые из античного искусства, уже содержались в Классицизме «стиля Людовика XVI» и были кристаллизованы, в «стиле Директории». Ампир впитал в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. п. ). В качестве обивки подбирали ситец. Французский классицизм эпохи наполеоновской империи, называемый ампиром, сохраняет общую ориентировку классицизма конца 18 века на образцы и формы классического искусства античности.
Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид. осуществлялось грандиозное 24-томное издание «Путешествие по Верхнему и Нижнему Египту» с гравюрами по рисункам исполненным во время похода бароном Д. -В. Ненадолго появились шелковые платья с длинными шлейфами, вышитые золотом и серебром, широкие кружева и воротники «стюарт». Большой вырез платья при выходе на улицу прикрывали пелериной. Великим французским живописцем эпохи позднего классицизма и ампира был Жан Огюст Доминик Энгр (1780 – 1867).
В это время по рисункам архитекторов детали столов начали изготавливать из хрусталя или цветного стекла. После Египетского похода Наполеона (1798-1799), как бы вопреки его полному провалу, в Париже распространилась мода на «египетский стиль». Они сосуществовали целостно и органично в едином «пространстве» романтического мышления. Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. Все признаки стиля ампир характерны и Олександрийському театра и улицы зодчего Росси. Влияние ампира во 2-й половине XIX века, несомненно, в зодчестве Франции (Второй империи стиль), Великобритании (Эдвардианский), Италии, Кайзеровской Германии.
Это уже была декларация эклектики. Только теперь, в канун революции, это требование приобретает более конкретный, целенаправленный характер. Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже».
Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. Основной темой его творений стало состояние человека и природы. Но в основном ножки идут прямо от подлокотников. ы. рЕТУШЕ Й р. ж. м.
Здесь сохранился почти без изменений центральный Белоколонный зал. Происходит переосмысление русской тематики в духе античности. В 1809-1813 гг. Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаичной Греции и императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величеств, мощи: монументальные массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п. ).
«Русский ампир» (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского. Интернациональным центром классицизма XVIII – начала XIX вв. Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». Важным предметом обстановки становится клавир. Однако с методологической стороны Ампир нормативен и, следовательно, неромантичен.
Закреплению теоретических доктрин способствовала деятельность основанных в Париже Королевских Академий – живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671). Излюбленным материалом мебельщиков было красное дерево с бронзовыми накладками.
На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей. Бросается в глаза и богатый наружный декор с красочными интерьерами.
Название стиля ампир происходит от французского слова Empire, что означает «империя». Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию.
Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. и русской – это строгое подчинение её формообразования законам классической архитектуры: трехчастным делением основного объема на основание (цоколь), тулово (основную часть) и завершающую верхнюю часть, что подчеркивалось обычными для зодчества членениями в горизонтальном и вертикальном направлениях. На высоте сиденья рамы стягиваются двумя поперечными брусками. В период Второй Империи во Франции, годы правления императора Наполеона III (1852-1870), получил развитие помпезный и эклектичный стиль, несколько иронично называемый Вторым Ампиром. Увеличилась тяга к торжественной парадности, подчёркнутой монументальности архитектурных решений. Балдахин теперь подвешивается на раму, которая крепится к потолку.
П. Виньйон, 1807), триумфальные арки на площади Звезды (арх. Материалом для её изготовления служили берёза, липа, ясень. Именно вот таким образом Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям).
Нижний край отделывали синелью, пайетками и блестками. В начальный период ампира большую популярность имели большие диваны, стоящие на тумбах, подобных пилонам, опирающиеся на львиные лапы и имеющие глухие локотники (боковины).
Наиболеё ярко стиль ампир проявился в архитектуре. Энгр создавал картины на литературные и мифологические сюжеты, среди которых «Апофеоз Гомера», «Юпитер и Фетида». В Англии в период 1812 – 1830 гг. Однако Ампир коренным образом отличается от Классицизма.
«Переход Наполеона через Альпы». Однако она получается не такой тяжеловесной и прямолинейной.
Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах». Первоначально этот тип кресел был выработан во Франции как кресло к письменному столу. В своей мебели А. Н.
Уэджвуда и мастеров завода в Дерби.
Передние ножки прямые точеные, суживающиеся книзу. Примечательно и то, что ведущая роль в формировании нового стиля принадлежала не архитектору, как обычно, а живописцу -Ж. -Л. Ампир, в отличие от предыдущих стилей имел весьма космополитический характер и исключал, в силу своей регламентированности, возможность создания местных национальных школ, что, впрочем, не помешало России некоторое время спустя создать свою разновидность ампира. Зеркала помещают на шкафах, зеркалами отделываются потолки ванных комнат.
Входят в моду изделия из стекла или фарфора синего цвета, расписанные красками, в т. ч.
Воздвигаются триумфальные арки на площадях Этуаль и Каррузель, триумфальная колонна на Вандомской площади (подобие колонны Траяна в Риме), дворцы и общественные здания. Эти отношения были прерваны войной. В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян». Ее обнаженная шея редко оставалась без украшений на руках звенели многочисленные браслеты и сверкали драгоценные кольца в ушах сияли тяжелые серьги с подвесками в гладких, расчесанных на пробор волосах красовался эгрет в виде двух симметричных перьев, скрепленных дорогим камнем или гребень, декорированный камнями либо камеями грудь подчеркивал драгоценный пояс, модные шали скрепляли броши. Классицизм в живописи Жак-Луи Давид Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей во второй половине XVIII века вдохнуло в классицизм новое дыхание.
Это новое направление стиля классицизма начало развиваться в эпоху Директории (1795 – 1799 гг. ), а затем при Консульстве (1799 – 1804 гг. ) и достигло расцвета в период между 1804 (год коронации Наполеона I) и 1813 гг., получив название ампир (от фр. В конце первой трети XIX в. ведущая роль классицизма сходит на нет. В ампирном интерьере весьма значительную роль играют зеркала.
В начале XIX столетия эта связь стала еще более прочной и идейно обоснованной, поскольку формы искусства египетской империи времени Рамзесов и древнеримских императоров соединились в художественных амбициях французского узурпатора. Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский. ч ПФДЕМЛЕ ОБТПЮЙФП РБТБДОЩИ ЙОФЕТШЕТПЧ ДЧПТГПЧ (нБМШНЕЪПО, жПОФЕОВМП, вПЗБТОЕ Й ДТ. ), РЕТЕУФТПЕООЩИ рЕТУШЕ Й жПОФЕОПН, НПФЙЧЩ ЕЗЙРЕФУЛЙИ ТЕМШЕЖПЧ, ЬФТХУУЛЙИ ЧБЪ, РПНРЕСОУЛЙИ ТПУРЙУЕК, ЗТЕЮЕУЛПЗП Й ТЙНУЛПЗП ДЕЛПТБ УПЪЧХЮОЩ БНРЙТОПК НЕВЕМЙ ж. п. цБЛПВБ, УФЙМЙЪПЧБООПК Ч ДХИЕ ПВУФБОПЧЛЙ ВПЗБФПЗП ДТЕЧОЕ-ТЙНУЛПЗП ДПНБ. Примечательно, что ни одна из побежденных Наполеоном стран, по существу, не приняла этого стиля. Одним из прекрасных мастеров русского классицизма и ампира был архитектор А. Н.
Использовались также многие мотивы древнеегипетских орнаментов и символов в виде характерных рельефов, сфинксов, мумий, львов и др. Это уже была декларация эклектики. Мебель, выполненная из березы (карельской), применялась в интерьере российских построек. Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, вот таким образом правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом. Копируются трехногие античные табуреты, найденные при раскопках Геркуланума и Помпей. Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820-1830-х гг.
XIX в. ) была заменена на обивку светло-зеленого тона. В франц. По сравнению с формами архитектуры, которые во времена ампира ориентируются, в основном, на образцы древнеримских построек и потому не имеют существенных изменений интерьер, в котором достигается беспримерное стилевое единство всех элементов, его составляющих, теперь решается по-новому. Воистину, говоря словами самого Наполеона, «от великого до смешного один шаг». 1812— 13 гг.
Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира». В России становление и развитие ампира приходится на начало XIX в. и время правления Александра I (1801 – 1825 гг. ). Изготавливаемые в то время книжные шкафы, комоды, горки, шифоньеры, секретеры, этажерки и т. п. И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира». Отмечается возрождение геральдики, особенно заметное в английском серебре.
Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он сменил Цезаря на Брута. В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян». Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами».
Он почти не применяет орлиных лап и голов, львиных масок, птичьих крыльев и т. п. Стиль ампир возник во время правления Наполеона. С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль «рекамье». Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом». Настолько был силен гипноз французской моды.
Особого внимания заслуживает центральная прямоугольной формы плакетка с рельефной композицией Аполлон и музы (по мотивам картины итальянского художника XVII в. Гвидо Рени), а также медальоны с античными головками, фигуры муз изображения орлов, дельфинов, маскаронов. В это время в России большое разнообразие получает мебель для сидения. Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. Давиду. Как правило, яркая обивка дивана и кресел гармонировала с декором стен.
Сущность и назначение стиля ампир выражается в самом его названии. Триумфальная арка в Париже, 1806 Ш. Персье, П. Ф. Фонтен. Главными архитектурными формами ампира считаются триумфальная арка и триумфальная колонна. Огюст Монферран). Петербурге воспроизводил в своих изделиях типы древнегреческих ваз. В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки».
Росси (1775 – 1849 гг. ), который уже с 1816 г. для возводимых им зданий сам проектирует мебель. Настолько был силен гипноз французской моды. Ж. -Ф.
Декольте тоже были максимально открытыми. Спинкам стульев придается изогнутая форма лиры. Подобные экраны значительно меньших размеров ставились также перед подсвечниками. Опоры и подстолье преддиванных столиков также украшались резьбой или золоченой бронзой.
Временем второго «Британского ампира» считается викторианская эпоха 1830-1890-х гг. В них вставляли античные камеи или тонко выписанные эмалевые портретные миниатюры. Выдающийся образец кровати этой эпохи – кровать императрицы Жозефины.
пТЙЕОФЙТХСУШ ОБ ПВТБЪГЩ БОФЙЮОПЗП ЙУЛХУУФЧБ, БНРЙТ РТЕЙНХЭЕУФЧЕООП ПРЙТБМУС ОБ ИХДПЦЕУФЧЕООПЕ ОБУМЕДЙЕ БТИБЙЮЕУЛПК зТЕГЙЙ Й тЙНБ, ЮЕТРБС ЙЪ ОЕЗП НПФЙЧЩ ДМС ЧПРМПЭЕОЙС ЧЕМЙЮЕУФЧЕООПК НПЭЙ: НПОХНЕОФ, НБУУЙЧОЩЕ РПТФЙЛЙ (ЗМБЧОЩН ПВТБЪПН ДПТЙЮЕУЛПЗП Й ФПУЛБОУЛПЗП ПТДЕТПЧ), ЧПЕООБС ЬНВМЕНБФЙЛБ Ч БТИЙФЕЛФХТОЩИ ДЕФБМСИ Й ДЕЛПТЕ (ДЙЛФПТУЛЙЕ УЧСЪЛЙ, ЧПЙОУЛЙЕ ДПУРЕИЙ, МБЧТПЧЩЕ ЧЕОЛЙ, ПТМЩ Й Ф. Р. ). Основания в вазонах устойчивые, массивные, выдержанные в единой концепции. Именно вот таким образом Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям).
Покои короля украшала исполинская постель с драпировкой и фигурным навершием в виде орла. Такая мебель, конечно, была очень далека от античной. В 1834 г. был назначен директором Французской Академии. В приёмах исполнения, столяры пользуются доведенной до совершенства техникой фанеровки. Ампирный диван, обязательный преддиванный круглый, овальный или прямоугольный стол на одной широкой вазообразной стойке (или в виде тумбы) и несколько расставленных вокруг него стульев или кресел, большое зеркало или картина над диваном в богатой раме из красного дерева или карельской берёзы являлись непременными атрибутами меблировки русского жилища того времени. б. о. чПТПОЙИЙО ЧУЕ – Ч у-рЕФЕТВХТЗЕ), НПОХНЕОФБМШОПК УЛХМШРФХТЕ (РБН.
Редко встречающийся орнамент инкрустации выглядит в виде мозаики из севрского фарфора, малахита и мрамора. Эти иллюстрации вместе с «образцовыми проектами» Персье и Фон-тена стали главным пособием для многих рисовальщиков-декораторов, орнамента-листов, лепщиков, резчиков, мебельщиков, ювелиров. Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах». Даже его этюды, серьезные и мастерские, поражают яркой палитрой и праздничным настроением («Головка женщины в тюрбане», музей Эрмитаж). Классицизм Как определенное направление классицизм сформировался во Франции в XVII веке.
«Русский ампир» (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского. Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур». Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, вот таким образом правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом.
Комфортом сознательно жертвовали ради величественных форм. Поощряются строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов. Только в 2010 году полная коллекция столовых предметов была выставлена в музее. Основная черта ампирной мебели, в т. ч.
Никола Пуссен. Характерное для Ампира сочетание «римских» и «египетских» мотивов, красного дерева и золоченой бронзы, а также бронзы патинированной, матово-черной, ассоциирующейся с базальтами Египта, можно видеть в произведениях прославленного парижского бронзовщика П. -Ф. Во Франции они были опубликованы только в 1892 г. Персье и Фонтен, после поражения французской Империи и сами стремились на русскую службу, но Александр предпочел им О. Монферрана, тогда никому неизвестного, будущего создателя грандиозного Исаакиевского собора в Петербурге. П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI». В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда.
стал Рим, где в искусстве господствовала академическая традиция с сочетанием благородства форм и холодной, абстрактной идеализации. В 1806 – 1836 гг.
Наряду с рубинами изумрудами и сапфирами в украшениях использовали топазы и аметисты в окружении бриллиантов. еще одна Триумфальная арка была возведена по проекту Ж. -Ф. Таковы складные походные кровати Наполеона и его дорожное бюро.
Центральную часть его спинки украшают фигурки двух грифонов с вазой между ними. Рисунок обивочных тканей обычно был вышит шерстью или выткан золотыми нитями. Задние ножки искривлены. П. Стасов), Михайловский дворец (К. оссианизм).
Осип (Иосиф Джузеппе) Иванович Бове (1784-1834) – российский архитектор итальянского происхождения. Шальгрена, 1806 – 37) и на площади Карусель (арх. Хотя предпочтение и отдаётся красному дереву, тем не менее использовались и светлые породы:черешня, клён, ясень, лимонное дерево.