Кафедральный Исаакиевский собор – один из самых значимых памятников архитектуры эпохи ампира в России. Стиль ампир в российской скульптуре и архитектуре господствовал всего 10 лет (1830-40 гг). Стиль ампир в архитектуре ориентируется на образцы зодчества времен Древнего Рима. Ампир (фр. style Empire— «имперский стиль»)— стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Настольные часы в стиле ампирСтиль ампир получил распространение во многих европейских государствах и развивался на протяжении трёх первых десятилетий XIX в. В Российской империи этот стиль появился при Александре I и господствовал в архитектуре до 1830-1840 гг.
Все архитектурные элементы в стиле ампир располагались упорядочено, с соблюдением симметрии и равновесия. На фото четко видны строгие черты ампирского стиля в архитектуре здания. Здания в стиле ампир имели характерные для античности Древнего Рима архитектурные формы.
Одним из основоположников ампира в русской архитектуре считается Анри Луи Огюста Рикар де Монферрана. Ампир – архитектурный стиль Франции начала XIX века. Гостиница «Россия»«Сталинский ампир» был одним из лидирующих направлений в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР в указанное время. Символом «сталинского ампира» стали знаменитые сталинские высотки в Москве. Ампир в архитектуре представлен в основном триумфальными арками, колоннами и дворцами. Однако ампир коренным образом отличается от архитектуры классицизма.
Сталинские высотки, расположенные в столице, являют собой символ эпохи сталинского ампира и в частности архитектуры. Стиль русского ампира занимал главенствующие позиции в монументальном и архитектурном искусстве Советского Союза 1940-50 годов. Стиль ампир проявился не только в архитектуре, но и в элементах интерьера, особенно в мебели. Уже во второй половине XIX века ампир сменился эклектичными течениями, которые стали знаком заката классицизма как ведущего архитектурного стиля. Особенно во Франции, на своей родине, ампир отличался особенной торжественностью, величием архитектуры и парадностью внутренних интерьеров.
В императорской Франции ампир отличала торжественность и парадность мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров, созданных придворными архитекторами Наполеона Шарлем Персье и Пьером Фонтеном1. Ампир – это стиль архитектуры и интерьера, который является своеобразным отражением римской классики в сочетании с египетскими мотивами. Ампир (поздний классицизм) – это архитектурный стиль, органично соединивший в себе римскую классику с египетскими мотивами. Ампир в архитектуре России отличается большей свободой, мягкостью и пластичностью. Яркие примеры ампира в архитектуре можно найти и в России.
Ампир (от фр. empire style— «имперский стиль»)— стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820-1830-х гг. В императорской Франции ампир отличала торжественность и парадность мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров, созданных придворными архитекторами Наполеона Шарлем Персье и Пьером Фонтеном. Стиль ампир в архитектуре очень впечатляющ и производит неизгладимое впечатление.
В целом стиль ампир в России главенствовал в архитектуре с 1830-го по 1840-ой года.
Проекты жилых коммун, фаланстеров (реализованных, однако, в очень незначительном количестве) сохраняли образ и пространственные особенности, характерные для позднего классицизма. В России ампир главенствовал в архитектуре до 1830—1840гг. Преимущественным вниманием начинает пользоваться красное дерево, но наряду с ним для отделки используются палисандровое дерево, черное и другие. Это уже была декларация эклектики. Оригинальной переработкой мотива формы кресла-корытца является кресло красного или тополевого дерева, не имеющеё аналогий в западноевропейском мебелестроении.
А в его Турецком будуаре «наполеоновский ориентализм доходит почти до кича. Слава превратила его в первого живописца Империи. меблируются авторской мебелью. Характерной особенностью застройки Москвы 1870--90-х гг. В этом же стиле были построены еще два особняка – Эйтвельд и Сольвейг.
Слава художника превратила его в первого живописца Империи. Спустя годы Торвальдсен был избран ее президентом. Конструктивизм сыграл заметную роль в развитии плакатной графики (фотомонтажи братьев Стенбергов, Г. Г. Клуциса, Родченко) и конструирования книги (использование выразительных возможностей шрифта и других наборных элементов в работах Гана, Л. М. Лисицкого и др. ).
Другим известным архитектором в этом направлении является В. Стасов. во всех странах Западной Европы и России, стал завершающей стадией эволюции классицизма. Другое, более редкое название ампира – неоримский стиль. Деноном.
Он сам и мебельщики его фирмы производят много мебели, близкой к творчеству Рентгена и Жакоба Демальтера, а также мебели по проектам русских архитекторов. В это время в России работают великие архитекторы: А. Н. Подобные места для сидения входили в меблировку как дворянских, так и купеческих домов. Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. В 1806-1836 гг.
оссианизм). Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров. Позже в России стали использовать карельскую березу.
Они творчески развивали идеи классицизма, сохраняя при этом стилевую чистоту. И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира». Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». Верхняя поперечная планка спинки изысканной линией плавно переходит в изогнутые бруски локотников. Здесь сохранился почти без изменений центральный Белоколонный зал.
Воистину, говоря словами самого Наполеона, «от великого до смешного один шаг». Боковины диванов имеют формы на мотив рога изобилия. С легкой руки Давида эта картина положила начало моде на стиль «рекамье». Наподобие римских триумфальных арок она имеет скульптурное оформление (Марсельеза), выполненное скульптором Ф. Рюдом. Город имеет прямоугольную основу уличной сети, разрезанную широкими диагоналями бульваров. Осип (Иосиф Джузеппе) Иванович Бове (1784-1834) – российский архитектор итальянского происхождения. Архитектор Франсуа Шальгрен (1739— 1811) возвел как памятник военной славы императора величественную триумфальную арку (1806—1836) на площади Звезды (Этуаль, теперь пл.
Для форм локотников (боковин) диванов часто использовался мотив рога изобилия. К достижениям стиля ампир можно отнести: Круглый миниатюрный столик на одной ножке (гефидон), а также новые типы шкафов (секретеры с надстройками в виде шкафов для хранения книг). Весьма модными были в это время изделия из неглазурованного фарфора (бисквиты), керамика Севрских мануфактур под яшму или под мрамор и каменной массы фирмы Веджвуда в виде различных плакеток с белыми рельефами на античные темы на синем или оливковом фоне, которые развешивались строго симметрично на стенах или которыми декорировались мебельные объекты. эстетические принципы современной архитектуры.
Стойки спинки соединяются поперечной доской, обычно украшенной резьбой невысокого рельефа. «Английским ампиром» иногда условно называют «стиль Георга IV» (1820-1830), наступивший после «английского стиля регентства» или «ридженси».
К инженерам-строителям отошла значительная часть строительства зданий. В качестве косяков в них используются бронзовые золоченые античные колонны или фигурки «Ники», богини победы. Стиль Ампир в интерьере имеет и некоторые новинки.
Для декорирования широко использовали такие материалы как мрамор и бронзу. И только одна страна-победительница – Россия добровольно приняла «стиль Империи».
В центре будуара в виде арки ставили зеркало псише. Но, вероятно, столь резкая оценка Грабаря объясняется не столько скудностью таланта этих мастеров, сколько ограниченностью стиля. Настолько был силен гипноз французской моды.
Давиду. Эти отношения были прерваны войной. Оформление интерьеров составляет наиболее сильную и значительную сторону их творчества. Стремление использовать античные образцы было реализовано в начале XIX в., когда в Париже возникла большая часть крупных построек в стиле ампир, а их воздействие было усилено градостроительным решением.
Декоративное убранство фасадов, а особенно интерьеров достигает невероятной изощренности. над постановками В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова). Иной, чем ранее, характер приобретают люстры. Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов.
В мраморе создана и одна из самых знаменитых его статуй — статуя античного героя Ясона. Второй – ландшафтная архитектура, включающая в свой состав, в большей мере, организацию садово-паркового пространства (парки, бульвары, скверы, также «малые» архитектурные формы – беседки, фонтаны, мостики). Копируются трехногие античные табуреты, найденные при раскопках Геркуланума и Помпей. «Русский ампир» (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского. Ф. Степанова, Л. С. Попова) и практичные модели рабочей одежды (Степанова, В. Е. Татлин). Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820-1830-х гг. Первый – архитектура объемных сооружений, включающая жилые дома, общественные здания (стадионы, магазины, торговые центры, кинотеатры и театры, детские сады и пр. ), промышленные сооружения.
Знаменитый дом Эмиля Тасселя (1892-1893), профессора Брюссельского университета, стал своеобразным манифестом нового стиля. В гостиных стояли еще и горки с декоративным фарфором и хрусталем. И только одна страна-победительница – Россия добровольно приняла «стиль Империи». Слава художника превратила его в первого живописца Империи.
В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. Это уже была декларация эклектики. В архитектуре царило засилье эклектики и украшательства. Подобная мебель обычно изготовлялась руками крепостных мастеров. осуществлялось грандиозное 24-томное издание «Путешествие по Верхнему и Нижнему Египту» с гравюрами по рисункам исполненным во время похода бароном Д. -В. Но основными декоративными мотивами стиля Ампир оставались все же атрибуты римской военной истории: легионерские знаки с орлами, связки копий, щитов и ликторских топоров.
Наполеоновский Ампир – стиль жесткий и холодный. Основными представителями ампира в зодчестве были Шарль Персье и Пьер Фонтен, которые, будучи придворными архитекторами Наполеона, стали наиболее видными представителями нового стиля. В истории искусства наиболее заметное место занимает эклектизм архитектуры середины--2-й половины 19 в., чрезвычайно широко и зачастую некритически использовавшей формы различных исторических стилей (готики, ренессанса, барокко, рококо и др. ) характерно, однако, что этот архитектурный и оформительский эклектизм с его свободои выбора архитектурных и орнаментальных мотивов оказал значительное влияние на становление целостного в своей сущности, но питающегося из самых разнообразных источников стиля модерн.
Шинкель развил этот рациональный подход в теории и практике. Однако с методологической стороны Ампир нормативен и, следовательно, неромантичен. Кроме того, установка архитектурных элементов из полиуретана не требует специальной техники, что значительно снижает совокупные денежные затраты. Объем зала разделен колоннами на три части. Сам Наполеон восхищался «эпосом Оссиана» (стилизацией под шотландский эпос) наравне с Гомером.
Те же черты характеризуют и Триумфальную арку (арку Звезды) на площади Звезды в Париже (архитектор Шальгрен). А. первоначально сложился во Франции на рубеже XVIII-XIX вв. Укрепления частей уже не «стираются» и не маскируются, все большую роль играет прямой угол. Характерное для Ампира сочетание «римских» и «египетских» мотивов, красного дерева и золоченой бронзы, а также бронзы патинированной, матово-черной, ассоциирующейся с базальтами Египта, можно видеть в произведениях прославленного парижского бронзовщика П. -Ф. А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами».
Во всех изделиях явственны отличия ампирной декорации от подлинного Классицизма. Однако с методологической стороны Ампир нормативен и, следовательно, неромантичен. Массивные лапидарные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор (военные эмблемы, орнамент), опора на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики, Древнего Египта служили воплощению идей государственного могущества и воинской силы. так под влиянием раннеромантических течений возникает эстетика историзма и эклектики». Родоначальником модерна считают бельгийского художника-архитектора Виктора Орта.
Казаков, Дж. Булле – автор проекта мавзолея Ньютона (1784 г. ) в виде пустотелого шара, Ж. Лекен – автор проектов идеальных сооружении на революционную тематику. Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие «Стиля Первой Империи». Он требовал применения больших остекленных поверхностей. Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута».
Они встречаются даже в XX в. и придают специфический характер облику маленьких городов с их каменной и деревянной архитектурой. Определяется общая тенденция к преодолению канонических форм и традиционных классических схем. К 1804 г. платье становится закрытым до шеи, появляются рукава, а шлейф полностью исчезает.
Мотивы эти получили впоследствии большое распространение. Гарнитуры были созданы по рисункам К. Росси в 1819 – 1822 гг. Скульптор А. -Д. В 1802-1813 гг. вышло столь же грандиозное «Описание Египта» Ф. Жомара, также иллюстрированное рисунками Денона. Результаты работы археологических экспедиций, обобщенные в обширных научных исследованиях» заложили теоретические основы движению, участники которого считали античную культуру вершиной совершенства в строительном искусстве, образцом совершенной и вечной красоты.
Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. Выпуклость спинки плавно переходила в ножку. Во всех изделиях явственны отличия ампирной декорации от подлинного классицизма. Формы добротно изготовленных стульев и кресел имеют хорошие пропорции и изящный абрис. Зданиям самого различного назначения стали придавать античные архитектурные формы. С 1805 г. Томир был «придворным чеканщиком» Бонапарта, он изготавливал бронзовые детали мебели, светильники — бра, канделябры, треножники, вазы и корпуса часов. Она может показаться излишне тяжеловесной и пышной, но, бесспорно, выражает торжественный и помпезный образ этого дворца.
Материалом для её изготовления служили берёза, липа, ясень. Однако с методологической стороны Ампир нормативен и, следовательно, неромантичен. Мебель, которая изготавливалась из местных пород и вот таким образом была недорогой, часто окрашивалась в белый цвет, а резьба золотилась, окрашивалась в темные цвета или чернилась. Таким образом, с проспекта открывается красивый вид на центральную часть дворца.
Для изготовления гарнитуров используется орех, а также красное дерево. оссианизм). Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. А картина Жерара «Оссиан, вызывающий призраков» (1801) исполненная по заказу Наполеона для дворца Мальмезон, вызвала шумный успех в Париже (см.
Единственной страной, в которой стиль ампир в архитектуре, да и не только в ней, получил развитие, была Россия. Во Франции они оформляли интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компъен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюилъри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в Париже, наподобие древнеримских (1806-1808).
Жардиньерки нередко имеют форму античных бронзовых алтарей. Русская аристократия подражала нравам парижских салонов.
В архитектуре принципы конструктивизма были сформулированы в теоретических выступлениях А. А. Веснина и М. Я. Гинзбурга. И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира». Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. Росси, В. П. Достаточно вспомнить Арку Генерального штаба и ансамбль Дворцовой площади, Площадь искусств и Михайловский дворец (ныне Русский музей), здания Сената и Синода или знаменитую улицу Зодчего Росси. Воистину, говоря словами самого Наполеона, «от великого до смешного один шаг». Идущий по спирали барельеф изображает события победоносной войны.
Женское тело было хорошо видно. Временем второго Британского ампира считается викторианская эпоха 1830-1890-х гг. Фонтен). В моду вошли шиньоны, а лоб прелестных дам скрывался под завитой челкой.
Они сосуществовали целостно и органично в едином «пространстве» романтического мышления. Стиль Ампир обогатил мебельные формы и рядом новых типов шкафов (горка, обработанный трельяжем книжный шкаф, состоящий из нескольких частей). или же колоннами с каннелюрами и капителями, завитками и т. п.
Деноном. Иногда формы античной мебели для сидения заимствуются почти без изменений. Весниными проекте Дворца труда для Москвы (1923) с его чётким, рациональным планом и выявленной во внешнем облике конструктивной основой здания (железо-бетонный каркас).
Авторами были Персье и Фонтен. Менялись своими ролями и целые комнаты. Эпоха ампира в России была весьма непродолжительной.
К. Ф. Так же как и его предшественник – классицизм, ампир ориентируется на архитектурные образцы античности, взяв из них мотивы для воплощения идеи величественности и мощи воинской силы: монументальные, массивные портики, сочетание простых геометрических форм с военной эмблематикой в архитектурных элементах.
В 1802-1813 гг. Иногда даже платья из тонких материй смачивали водой, чтобы они прилипали к телу4. С одной стороны на площадь выходит фасад Публичной библиотеки (1828-32), другой ее фасад обращен на Садовую улицу. Геометрические формы сочетаются с военными эмблемами. Эти отношения были прерваны войной.
Иногда он применяет также бледно-зеленые и бледно-сиреневые тона. (от франц. Это новое направление стиля классицизма начало развиваться в эпоху Директории (1795 – 1799 гг. ), а затем при Консульстве (1799 – 1804 гг. ) и достигло расцвета в период между 1804 (год коронации Наполеона I) и 1813 гг., получив название ампир (от фр. Антонио Гауди-и-Корнет – самый необычный и своеобразный архитектор стиля модерн. Мебель, выполненная из березы (карельской), применялась в интерьере российских построек.
Его основные элементы, почерпнутые из античного искусства, уже содержались в Классицизме «стиля Людовика XVI» и были кристаллизованы, в «стиле Директории». клавишная арфа или клавицериум, в виде большого шкафа, т. к. Давиду. Томира и его мастерской. Типичная деталь – японская раздвижная стенка и конечно, бамбуковая мебель. Это стремление к простоте проявляется сначала в одежде, а затем в мебели и интерьере.
И только одна страна-победительница – Россия добровольно приняла «стиль Империи». Нижний край отделывали синелью, пайетками и блестками. На высоте сиденья рамы стягиваются двумя поперечными брусками. Остерман-Толстой, Эрмитаж, Санкт-Петербург. аквила), связки копий, щитов и ликторских топоров (см.
Так, Пьер Виньон (1762—1828) при постройке парижской церкви Мадлен, дополнившей ансамбль площади Согласия, обратился к величавой и компактной форме периптера. Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». Именно вот таким образом ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, готика, а непримирим к народным традициям). Росси был принят двором и по его проектам строились дворцы всем детям Павла I — построен дворец в Твери для Екатерины Павловны, перестроен Аничков дворец в Петербурге для Николая (будущего царя). А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами».
Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира». так под влиянием раннеромантических течений возникает эстетика историзма и эклектики. Ножки часто делали в виде лап животных или птиц. Эти отношения были прерваны войной. Эти иллюстрации вместе с «образцовыми проектами» Персье и Фонтена стали главным пособием для многих рисовальщиков-декораторов, орнаменталистов, лепщиков, резчиков, мебельщиков, ювелиров.
Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур». Его придворными архитекторами стали Ш. Персье и П. Фонтен, ранее, в 1786-1792 гг., учившиеся в Италии, в Риме. Входят в моду изделия из стекла или фарфора синего цвета, расписанные красками, в т. ч. Сохраняя такие достоинства декора из традиционного искусственного камня, как привлекательный внешний вид и прочность, он обладает рядом преимуществ: он легкий и не создает дополнительной нагрузки на стены (что существенно, если вы заранее не рассчитали прочность несущих стен и фундамента с учетом декоративных элементов из искусственного камня).
Другой павильон, сооруженный Таутом для выставки Веркбунда в Кельне и получивший название Стеклянный дом, представлял собой прозрачный двенадцатигранный объем с большим куполом, состоящим из стеклянных пластин ромбовидной формы. Возможно именно эти разрушительные тенденции, независимо от политического поражения Наполеона, послужили причиной столь скорого перерождения Ампира в «стиль Карла X», открывший период собственно Историзма как эпохи «воссозданий». Особенно сильно это было заметно в цветовой гамме.
Ткани тоже кремовые и белые, преимущественно натуральные: хлопок и шелк. породы. Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский. генерала де Голля).
массивны, прямоугольны, замкнуты. Скульптурная обработка в интерьерах уступает место живописной. Шею и руки оставляли открытыми. Зеркала помещают на шкафах, зеркалами отделываются потолки ванных комнат.
Формы кресел, комодов, секретеров, столов и других предметов приобретают более четкий, конструктивный характер. Шальгрена. также арматура трофеи фасции). Это было граничит с запретом ввоза в страну красного дерева.
складывается стилевое направление, близкое к французскому стилю ампир. С приходом стиля ампир искусство становится болеё масштабным, монументальным. Стиль модерн оказал свое влияние также на строительство Венского метрополитена.
В мебели и гарнитурах преобладают тянутые, вялые волнистые очертания. В 1793 г. был заложен первый камень в фундамент здания Капитолия (У.
Для ампира первостепенной задачей являлось величие форм, потому сознательно жертвовали практичностью и удобством. Эти отношения были прерваны войной. Архитектурность построения мебельных объектов, в т. ч. Нижний край часто отделывали блестками. Между ёмкостью и полкой установлены зеркала.
С одной стороны на площадь выходит фасад Публичной библиотеки (1828-32), другой ее фасад обращен на Садовую улицу. Мебель по его рисункам заказывалась таким известным мастерам как В. Бобков, Г. Гамбс, А. Тур, И. Бауман. Бове.
Некоторые выразительные элементы ампира получили в американский архитектуре более широкое распространение, чем в Европе. Цвета преобладали яркие: зелёный, синий, пурпурный, золото. в виде «греческого» храмового сооружения периптерального типа. Продолжают делаться и прямоугольные столы на четырех свободно стоящих ножках, а также столы-консоли на ножках в виде герм, представляющих собой четырехгранный, расширяющийся кверху столб, увенчанный головой или бюстом мифологического персонажа, кариатид, грифонов или мумий, опирающихся на специальные хорошо профилированные подставки-постаменты (цоколи).
Фасады, выполненные в стиле ампир, отличаются величественным и спокойным видом. Важными элементами декоративного убранства зданий становятся портики. Он был построен в 1858 году по проекту О. Монферрана. В 1800 г. он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле». Во всех изделиях явственны отличия декорации ампира от подлинного Классицизма.
С поздним классицизмом были связаны датчане X. Ф. Несмотря на «многостилье», эклектика тяготела к созданию больших городских ансамблей в «русском» или «европейском» стилях (Красная и Лубянская площади, застройка Китай-города). Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. Важным условием выбора классического стиля является его соответствие разумному конструированию и дизайну, а также логичность пространственной организации человеческой деятельности (будь то частная жизнь семьи, работа производственного коллектива, культурная, досуговая, транспортная, управленческая или какая-либо другая деятельность).
Вот таким образом эволюция художественных стилей в искусстве Франции – от Рококо, через Неоклассицизм, к Ампиру, слишком напоминает, как бы в обратном порядке, развитие, которое происходило в Италии XVI столетия: от Классицизма эпохи Возрождения к Маньеризму и Барокко. вышло столь же грандиозное «Описание Египта» Ф. Жомара, также иллюстрированное рисунками Денона. Династия Бонапартов сохранила свою эмблему – золотые пчелы на синем фоне (в отличие от лилий Бурбонов), они использовались художниками Ампира как декоративный мотив, но имели не римское и не египетское, а франкское происхождение и восходили к эпохе Меровингов. В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян». Но в основном ножки идут прямо от подлокотников.
Но уже в 1814 г. в Париже император Александр встретился с П. Фонтеном и, еще до вторичного вступления союзных армий, получил тринадцать альбомов с рисунками пером и акварелью – проектами оформления интерьеров и мебели. Но по сравнению с предыдущими зданиями добавились мотивы выразительной монументальности и воинской силы: массивные портики (преимущественно дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в деталях и декоре (дикторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п. ). Подобного единства решения градостроительных задач мы, пожалуй, не встретим больше нигде. Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». Применяются гирлянды и венки императорские орлы, военные римские доспехи, мелкий позднеримский акант, античный геометрический орнамент (меандр и др. ), фигуры в античных одеждах, вазы, пальметты, лира, маскароны, рог изобилия, подражание помпейским канделяберным композициям, реже – мотивы фауны египетские темы: сфинксы, мумии, обелиски.
Возведенная Лепером и Гондуэном мемориальная Вандомская колонна (колонна Великой армии) покрыта листами бронзы, перелитой из австрийских орудий. Росси (1775 – 1849 гг. ), который уже с 1816 г. для возводимых им зданий сам проектирует мебель. Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820-1830-х гг.
Более строгий характер сохраняла архитектура сооружений гражданского назначения. К началу 1770-х годов значительно меняется облик французской мебели. В классицистическом стиле объемная форма и декор связаны пластично, подвижно они переходят друг в друга, меняя взаимное расположение и функции в общей композиции.
Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830 – 1840-х гг., в период царствования Николая I иногда именуют «николаевским ампиром». Первоначально этот тип кресел был выработан во Франции как кресло к письменному столу.
Его берлинские постройки – Новая гауптвахта, Старый музей, а особенно Драматический театр с редкостным по качеству интерьером в стиле классицизма – возникают на основе новых принципов, которые предвещают будущее развитие «модерна». Их мерный ритм создает ощущение торжественности и монументальности. Сам Наполеон присылал Александру описания своего итальянского и египетского походов с гравюрами. Он знаменит реконструкцией Москвы после пожара 1812 г. Роль Бове в создании облика Москвы можно сравнить только с работой К. Росси в Санкт-Петербурге. Во время Отечественной войны О. Бове участвовал в ополчении, а после окончания войны начал восстанавливать Москву. Под началом Бове в центре Москвы были перестроены Торговые ряды в стиле классицизма напротив Кремля, которые не сохранились проведена реконструкция Красной площади снесены земляные укрепления вокруг Кремля и засыпан ров разбит Кремлёвский (Александровский) сад построен Манеж создана Театральная площадь с Большим (Петровским) театром.
Орта показал себя мастером интерьера. Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже». П. Верлен назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI».
В Англии стиль Ампир также не получил широкого распространения. Кваренги, Тома де Томон, К. И. Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. Стиль ампир (или поздний классицизм, как еще его называют) родился с амбициями Наполеона Бонапарта и длился три десятилетия – ничтожный срок для архитектурного стиля. Арка, решенная в крупных формах с учетом рассмотрения ее на большом расстоянии, несет печать торжественности, парадности.
В стиле ампир был построен Прадо – музей в Мадриде (архитектор X. де Виланева) кафедральный собор в Остржигоме (1822 – 1856) по проекту архитектора И. Хилда Национальный музей в Будапеште (первая половина XIX в. ) по проекту М. Поллака и многие менее крупные постройки в других европейских странах. Такое сиденье делается трапециевидной формы. В модерне широко применялись как железобетон (теория расчетов которого появилась как раз в этот период), таки металл как конструктивно-декоративный элемент. Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. Особого внимания заслуживает центральная прямоугольной формы плакетка с рельефной композицией Аполлон и музы (по мотивам картины итальянского художника XVII в. Гвидо Рени), а также медальоны с античными головками, фигуры муз изображения орлов, дельфинов, маскаронов. Вместе с тем в своей теоретической и практической деятельности конструктивисты допустили ряд ошибок (отношение к квартире как к материальной форме, схематизм в организации быта в некрых проектах домов-коммун, недоучёт природноклиматических условий, недооценка роли крупных городов под влиянием идей дезурбанизма).
Стасов (1769 – 1848 гг. ), автор целого ряда интерьеров и мебели Большого Царскосельского дворца в начале 1825 г. Им был создан один из шедевров – т. н. Не изменились формы и используемые породы дерева. На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей. Его имя ассоциировалось у современников с высшими достижениями мебельного искусства. Захаров, М. Ф.
Ампирный диван, обязательный преддиванный круглый, овальный или прямоугольный стол на одной широкой вазообразной стойке (или в виде тумбы) и несколько расставленных вокруг него стульев или кресел, большое зеркало или картина над диваном в богатой раме из красного дерева или карельской берёзы являлись непременными атрибутами меблировки русского жилища того времени. Кроме Г. Гамбса в Петербурге заслуженной славой пользуются мастерские В. Бобкова, А. Тура, И. Баумана, Ф. Гроссе, а в Москве – А. К. В 1809-1813 гг.
Она приобретает черты классицизма (стиль Людовика XVI). В своей мебели А. Н. Его строительство началось в 1819 и закончилось вместе с внутренней отделкой в 1825 году. Ампир в архитектуре, примеры зданий которого не походили на более «собранный» классицизм, в отличие от предыдущих направлений имел достаточно космополитический характер исключающий в силу своей регламентированности создание местных школ. XIX в. ) была заменена на обивку светло-зеленого тона. Во Франции архитекторы Ш. Персье и П. Фонтен безостановочно оформляли новые резиденции императора: дворцы Мальмезон, Фонтенбло, Богарне, а также Версаль, Лувр и Тюильри по версии ампира стали нарочито парадны. Анны в Брно.
Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом». Им удалось добиться единства решений целых улиц. Апофеозом этого русского направления является кафедральный Исаакиевский собор. Весьма часто потолки, в подражание древнеримским, делаются кессонированными. Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах».
Фон заполняется слабо, орнамент располагается но краям поверхности. Рукомойники приобретают форму жертвенного алтаря (алтаря чистоты) или форму лиры, курительницы делаются в форме урны. В 1802 г. похожий портрет мадам Рекамье, как бы соревнуясь с Давидом, написал его ученик Ф. Жерар. Кресла принимают форму древнеримских. Это одно из заимствований из Древнеримской культуры.
В Англии стиль Ампир также не получил широкого распространения. Подобно мастерам античности Торвальдсен работал в основном в мраморе.
создавались исходя из специфики того или иного интерьера, для строго определенного зала и определенного места. Основная черта ампирной мебели, в т. ч. Ориентировался он на греческие и римские образцы, как и его предшественники веком раньше. Одним из прекрасных мастеров русского классицизма и ампира был архитектор А. Н.
Шальгрена. Но постепенно его ввели в состав гарнитуров для гостиных. Архитектура должна была прославлять и возвеличивать захватническую политику Наполеона. С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль «рекамье». В мебельных объектах, выполненных по рисункам А. Н.
вышло столь же грандиозное «Описание Египта» Ф. Жомара, также иллюстрированное рисунками Денона. Авторами были Персье и Фонтен. еще одна Триумфальная арка была возведена по проекту Ж. -Ф. Элементы резного декора (сфинксы, львиные маски), золотятся обязательно. В белый цвет окрашивают потолки, по углам применяют простой декор. Русский ампир поразил мир градостроительными решениями.
Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. стало появление монументальных, представительных, нередко перегруженных декором иногда причудливых и вычурных по своим формам зданий, тем не менее достаточно органично «вошедших» в структуру города (Государственный банк на Неглинной улице, архитектор К. М. Одним из лучших мебельных мастеров александровского и предыдущего периодов по праву считается Генрих Гамбс (1765 – 1831 гг. ) и его фирма, которую после его смерти возглавили его сыновья и преемники Пётр Гамбс (1802 – 1871 гг. ) и Эрнст Гамбс (1805. В интерьере ампир важную роль придавали зеркалам их вешали не только в привычных местах: между окнами, над камином, но и над кроватями. Мастер представил Ясона в легком движении, словно стремящимся навстречу подвигам и славе. Элементы пасторальности, характерные для стиля Людовика XVI исчезают.
Они сосуществовали целостно и органично в едином «пространстве» романтического мышления. Грифоны окрашены в черный цвет, а ваза и некоторые другие резные элементы – позолочены. Центральную часть его спинки украшают фигурки двух грифонов с вазой между ними. После Египетского похода Наполеона (1798-1799), как бы вопреки его полному провалу, в Париже распространилась мода на «египетский стиль».
Убранство помещений поражает своей целостностью, симметрией, законченностью. Французская буржуазная революция (1789 — 1799 гг. ) нанесла решительный удар дворянско-династической французской монархии. В композиции целого и деталей, объемов и планов преобладает симметрия. Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830—1840-х гг., в период царствования Николая I иногда именуют «николаевским ампиром». Цветовое решение характеризуется светлыми пастельными тонами.
Становится излюбленным мотив триумфальной арки. Именно вот таким образом Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям). Если классицизм настаивал на достоинстве человека и соразмерной этому достоинству архитектуре, то ампир утверждает совершенное превосходство императора (термин «ампир» происходит от французского empire – «империя») над странами и народами.
Тот же принцип планировки типичен для Детройта (1807), Нью-Йорка (1811) и других американских городов. В знаменитом парижском особняке, построенном в 1804-1806 гг., для пасынка Наполеона, принца Е. Богарнэ и его сестры Гортензии интерьеры оформлены в самых разных стилях, там соединяются «помпеянские», египетские, римские и даже «турецкие» мотивы, что создает общий «сибаритский характер ампирного интерьера».
В этот период подъем переживает и русское мебельное искусство. аквила), связки копий, щитов и ликторских топоров (см. Архитектурный стиль 1800-1830 годов носит название высокого классицизма. Позже одинаковые трехэтажные дома по обеим сторонам улицы, выполненные по проекту Росси, были перестроены, что изменило общее ощущение единства ансамбля.
Предметы украшали аллегорическими фигурками из бронзы. Сервировочные круглые столы, узкие серванты, предназначенные для фарфоровой посуды. Другим известным архитектором в этом направлении является В. Стасов. В 1809-1813 гг.
На полы настилается паркет, в основном, подобранный из цветных пород дерева. Вот таким образом у ампирной мебели преобладают горизонтальные формы. Императорской символикой (орлы, звезда, буква N), дерево использовали красное, для мебели люкс, для мебели проще мастера при работе с местными породами, предпочитали применять корень, который походил по рисунку древесины на красное дерево. Эйбушитц, 1898 Сандуновские бани, архитектор Б. В. В период Второй Империи во Франции, годы правления императора Наполеона III (1852-1870), получил развитие помпезный и эклектичный стиль, несколько иронично называемый Вторым Ампиром. кровать-ладья, предназначенная, как тогда говорили, облегчить течение жизни. Новые черты придал ампиру завоевательный поход Наполеона в Египет.
В самом начале века популярностью пользуются работы петербургской мебельной мастерской X. Мейера. Полы также делаются весьма нарядными из наборного паркета разных пород дерева, рисунок которых соответствует античной орнаментике. Элегантная кушетка (рекамье), с плавным высоким изголовьем в форме лебединой шеи или гондолы. По мнению специалистов, особым своеобразием обладал «московский ампир» в стиле деревенских усадеб, который называют еще столичным классицизмом. Наиболеё ярко стиль ампир проявился в архитектуре. Настолько был силен гипноз французской моды.
Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже». А картина Жерара «Оссиан, вызывающий призраков» (1801) исполненная по заказу Наполеона для дворца Мальмезон, вызвала шумный успех в Париже (см. В своих прическах модницы ампирского стиля подражали греческим и римским образцам – высоко собранные волосы заплетались в косы (также использовалась специальная сеточка). Воронихин, А. Д.
Характерное для Ампира сочетание «римских» и «египетских» мотивов, красного дерева и золоченой бронзы, а также бронзы патинированной, матово-черной, ассоциирующейся с базальтами Египта, можно видеть в произведениях прославленного парижского бронзовщика П. -Ф. Это самая высокая в мире колонна изготовленная из цельного камня. Постепенно такие инструменты стали заменяться на фортепиано. Золочёные украшения видны и на шкатулке и на шкафу, а также на обложке книги. Он почти не применяет орлиных лап и голов, львиных масок, птичьих крыльев и т. п. Давид участвовал в первой французской революции, затем, пережив тяжелый кризис, стал прославлять императора Наполеона так же, как до этого – идеалы свободы римской республики.
Возникло разделение труда инженеров и архитекторов. Высокая мебель избегается. Известен большой гарнитур, выполненный К. Росси в 1817 г. для гостиной Аничкова дворца. Тематика ампира в значительной степени связана с героическими, триумфальными мотивами. Хрустальные подвески выходят из употребления, структурная основа и украшения люстр полностью выполняются из бронзы. Стиль ампир возник во время правления Наполеона.
Попав в Россию, этот стиль стал похож в большей степени на римский классицизм, нежели на «наполеоновский» ампир. Продолжает делаться мебель, окрашенная в белый цвет, декоративная резьба которой золотится или тонируется под старинную античную (патинированную, зеленую) бронзу. Томира и его мастерской. Но сам император желал больше пышности и великолепия.
В 1781-1793 он учился в Академии художеств в Копенгагене. Примитивность содержания и жесткость идеологических установлений сделали Ампир не художественным стилем в полном смысле этого слова, а стилем декорации и даже поверхностного камуфляжа. Его фигура выполнена по античным канонам красоты. Стулья делаются проще, чем кресла.
Направление в русском (СССР) искусстве 1920-х гг. Их мерный ритм создает ощущение торжественности и монументальности. В дворянских домах появляется т. н. Широко использовалось стекло в металлоконструкциях. Но и сейчас первоначальный замысел архитектора можно себе представить, побывав на улице Зодчего Росси.
Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. В стремлении буржуазии, победившей и отказавшейся от «королевского» направления, в подражании быту или нравам древних римлян много было театрального или показного. Идеи величия государственной власти ампир выражал и в архитектуре ряда европейскиих стран, в т. ч. и в России, где он дал классические образцы градостроительства, общественных сооружений, городских и усадебных домов (архитекторы А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, В. П. Стасов), монументальные скульптуры (И. Такой тип конструкции стула или кресла продержался в русской мебели весьма долго.
Окна занавешивали или отказывались от них совсем, дабы защитить интерьер от реалий. Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля русского (петербургского) ампира. Скульптор А. -Д. Временем второго «Британского ампира» считается викторианская эпоха 1830-1890-х гг.
Он был мягче и пластичнее. Воистину, говоря словами самого Наполеона, «от великого до смешного один шаг». Большие плоскости предметов обрамлялись тонко исполненными бронзовыми накладными деталями – тягами с мотивами гирлянд, лент, пасторальными мотивами. В 1800 году он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле».
Гладкие прически украшались цветами и красочными лентами, а также разделялись пробором. Полы настилаются паркетом, составленным из цветных пород дерева.
Этому существенному различию не всегда придают должное значение, когда говорят о преемственности стилей и об «Ампире как о высшей стадии развития Классицизма». В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян». С 1805 г. Томир был «придворным чеканщиком» Бонапарта, он изготавливал бронзовые детали мебели, светильники — бра, канделябры, треножники, вазы и корпуса часов.
Характерное для Ампира сочетание «римских» и «египетских» мотивов, красного дерева и золоченой бронзы, а также бронзы патинированной, матово-черной, ассоциирующейся с базальтами Египта, можно видеть в произведениях прославленного парижского бронзовщика П. -Ф. Однако Ампир коренным образом отличается от Классицизма. А. стремился приблизиться к античности больше, чем классицизм. С этой целью применяется лепной декор из полиуретана. В архитектуре стиль модерн расцвел бурно и пышно.
С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль «рекамье». Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I». Отмечается зеркальная симметрия.
Прием «перетекания» форм из одной конструктивной части в другую (например из ножек в сиденье – в креслах, стульях или же из ножек в закрытую часть комода) постепенно выходит из употребления. Возможно именно эти разрушительные тенденции, независимо от политического поражения Наполеона, послужили причиной столь скорого перерождения Ампира в «стиль Карла X», открывший период собственно Историзма как эпохи «воссозданий». В период Второй Империи во Франции, годы правления императора Наполеона III (1852-1870), получил развитие помпезный и эклектичный стиль, несколько иронично называемый Вторым Ампиром. Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии.
Такой экзотический декор лишь усиливал театральность обстановки всего интерьера. Спинкам стульев придается изогнутая форма лиры. В 1800 г. он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле». Плавные гнутые формы ножек стульев и кресел иногда имеют вид лап льва или грифона.
Строгая симметрия, уравновешенность элементов вот что царит в интерьере ампира. Комоды делаются иногда без ножек и стоят прямо на цоколе имеют мраморную верхнюю доску.
Особое место в мебельном искусстве принадлежит зодчему К. И. Наряду с техникой набора в мебели широко применяется фанеровка. Всего же по его проектам были построены или перестроены 13 площадей и 12 улиц.
При внешней и внутренней облицовке зданий использовались керамика и майолика. Единственной страной, в которой стиль ампир в архитектуре, да и не только в ней, получил развитие, была Россия. В классицизме преобладают сложные гармоничные сочетания цветов, в ампире – яркие цвета наполеоновского флага: красный, синий и белый. В связи с предложением идеального города Шо (1785-1804) он спроектировал кладбище в форме круга, собор и домик сторожа в форме шара. Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже». Однако свой расцвет стиль ампир, развивавшийся в Италии в период с 1815 до 1840 гг., достиг уже после свержения Наполеона.
На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей. Наиболее известным представителем петербургского направления ампира стал архитектор Карл Росси, среди других представителей этого стиля принято называть архитекторов Андреяна Захарова, Андрея Воронихина, Осипа Бове, Доменико Жилярди, Василия Стасова, скульпторов Ивана Мартоса, Феодосия Щедрина. Так, мебель обычно исполнялась на заказ из красного дерева либо ореха. На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей. Выдающийся образец кровати этой эпохи – кровать императрицы Жозефины. Династия Бонапартов сохранила свою эмблему – золотые пчелы на синем фоне (в отличие от лилий Бурбонов), они использовались художниками Ампира как декоративный мотив, но имели не римское и не египетское, а франкское происхождение и восходили к эпохе Меровингов. «Английским ампиром» иногда условно называют «стиль Георга IV» (1820-1830), наступивший после «английского стиля регентства» или «ридженси».
Сам Наполеон восхищался «эпосом Оссиана» (стилизацией под шотландский эпос) наравне с Гомером.
Опоры и подстолье преддиванных столиков также украшались резьбой или золоченой бронзой. Сонтон). этот музыкальный инструмент (по существу, рояль) имел вертикально расположенные струны. Здания начали отделывать позолотой, а колоннады стали нарядней и масштабней. также арматура трофеи фасции). Иероглефы – почти неизбежный атрибут оформления жилья под Японию.
Направление было подхвачено Хеппельуайтом и Шератоном и окончательно сложилось в творчестве последующего поколения английских мастеров. Стены помещений окрашивались в пастельные тона – сиреневатые, зеленоватые, жемчужно-серые. Но не стоит думать что ампир – это только пышность, богатство и величие.
Как правило, яркая обивка дивана и кресел гармонировала с декором стен. В период Второй Империи во Франции, годы правления императора Наполеона III (1852-1870), получил развитие помпезный и эклектичный стиль, несколько иронично называемый Вторым Ампиром. Риволи), однако в целом в архитектуре ампира уже явственно наблюдаются первые признаки упадка и разложения стиля, уже тогда проявившиеся в стремлении к механической реставрации античных форм (например, церковь Мадлен в Париже), к академическому прожектерству, а несколько позднее и к эклектическому смешению элементов различных стилей.
Характерное для ампира сочетание римских и египетских мотивов, красного дерева и золоченой бронзы, а также бронзы патинированной, матово-черной, ассоциирующейся с базальтами Египта, можно видеть в произведениях прославленного парижского бронзовщика П. -Ф. Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже». Но сам император желал больше пышности и великолепия. Отделка и меблировка всех помещений велась по проектам Фонтена и Персье.
Этот стиль прославлял государственное могущество России, выражал патриотические чувства. Он был мягче и пластичнее. Дворянские усадьбы, в подражание императорскому двору, также меблировались в стиле ампир. Основной декоративный мотив этого направления заключается в использовании мотивов римской военной истории (фронтоны, легионерские знаки, копья, щиты и топоры). А иногда, над такими лапами помещают фигуры львов, сфинксов или лебедей. (в архитектуре, оформительском и театрально-декорационном искусстве, плакате искусстве книги, художественном конструировании, дизайне).
По одному мебель делается парадной, по другому – бытовой, камерной. С 1805 г. Томир был «придворным чеканщиком» Бонапарта, он изготавливал бронзовые детали мебели, светильники – бра, канделябры, треножники, вазы и корпуса часов. Настолько был силен гипноз французской моды. Конструкции табуретов были настолько замысловаты, что из них можно было сделать мольберт. Это очень ненавязчиво подчеркивает статус владельца. В московской архитектуре второй половины XIX в. наряду с «русско-византийским стилем» в крупнейших государственных и церковных постройках и «русским стилем» в общественных сооружениях, призванных выразить возрождение национальной культуры, во многих зданиях (в том числе абсолютно нового типа, таких, как вокзалы, банки, торговые, конторские здания, крупные доходные дома) использовались элементы «европейских», так называемых «исторических», стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика). Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию. Однако Ампир коренным образом отличается от Классицизма.
Томира и его мастерской. empire – империя и лат. Декольте тоже были максимально открытыми. антиками (вазами, скульптурой, посудой и т. д. ). Французский ампир несколько отличался от классицизма.
Балдахин теперь подвешивается на раму, которая крепится к потолку. Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах». Гладь стен подчеркнута усложненными тематическими скульптурными композициями.
Обивочные ткани чаще всего выпускались блеклых смягченных тонов с крупными стилизованными цветами, соединяющимися с разводами криволинейного рисунка. Декоративные украшения на мебельном объекте располагаются обычно по периметру его свободных поверхностей, подчеркивая тем самым красоту фактуры и текстуры тщательно отполированного дерева.
Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира». Вместо локотников они имеют высокие боковины с резными колонками. В России самым выдающимся архитектором ампира был Карл Иванович Росси. В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки». Настолько был силен гипноз французской моды.
осуществлялось грандиозное 24-томное издание «Путешествие по Верхнему и Нижнему Египту» с гравюрами по рисункам исполненным во время похода бароном Д. -В. Ножки приобретают круглое или квадратное сечение, они становятся прямыми и стройными. Их творческие искания оказали влияние на формирование классицизма периода наполеоновской империи, называемого стилем ампир (от французского слова— империя). Вся мебель окрашена здесь в белый цвет, а резьба невысокого рельефа позолочена. Вначале в этом стиле решаются резиденции родственников Наполеона в Италии и их обстановка.
Парадоксально, но Ампир, несмотря на свою нормативность и регламентированность, ограничивающую свободу мышления художника, был романтичен. empire, букв. Вдохновленные идеями Давида архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен выполняли в стиле ампир дворцы и усадьбы Наполеона I (Мальмезон, Фонтенбло, Версаль, Лувр и Тюильри).
стиль цопф.
Эти иллюстрации вместе с «образцовыми проектами» Персье и Фонтена стали главным пособием для многих рисовальщиков-декораторов, орнаменталистов, лепщиков, резчиков, мебельщиков, ювелиров. Мебель подчинена архитектуре, она монументальна и имеет четкие конструктивные членения.
Во всех изделиях явственны отличия ампирной декорации от подлинного Классицизма. Они спроектировали арку Победы на площади Карусель (1806 г. ) и многочисленные парадные интерьеры. Подобные экраны значительно меньших размеров ставились также перед подсвечниками.
Шею и руки оставляли открытыми. Для вдовствующей императрицы возведен дворец на Елагином острове. С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль «рекамье». В стране восходящего солнца место для отдыха располагается в центре комнаты. На основе разработок конструктивистов (А. Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия.
Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур». В моду входят круглые столы-геридоны, жардиньерки-подставки для цветов и столики для умывания в виде античных жертвенников (трипосы). После отечественной войны 1812 года ампир появился в России. Формы мебельных емкостей: шкафов, комодов, секретеров, бюро и др.
Передние ножки прямые точеные, суживающиеся книзу. В 1802 г. похожий портрет мадам Рекамье, как бы соревнуясь с Давидом, написал его ученик Ф. Жерар. Стволы колонн окрашены в цвет стен и имеют золоченые капители.
В 1809-1813 гг. Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский. В это время весьма модными становятся т. н.
Это единство противостояло неумолимо надвигающейся эклектике. На первый план вышло строительство крупных общественных зданий.
– 1849 гг. ). После Египетского похода Наполеона (1798 -1799), как бы вопреки его полному провалу, в Париже распространилась мода на «египетский стиль». Мягкую и светлую гармонию искусства и демократическую строгость предыдущего стиля сменили парадный пафос и театральное великолепие «Стиля первой Империи».
После Египетского похода Наполеона (1798-1799), как бы вопреки его полному провалу, в Париже распространилась мода на «египетский стиль». Они сосуществовали целостно и органично в едином «пространстве» романтического мышления. Иногда он определяется также термином ампир. Особенно популярны были венки из лавровых или дубовых листьев, колосьев и живых цветов.
и русской – это строгое подчинение её формообразования законам классической архитектуры: трехчастным делением основного объема на основание (цоколь), тулово (основную часть) и завершающую верхнюю часть, что подчеркивалось обычными для зодчества членениями в горизонтальном и вертикальном направлениях. Эти отношения были прерваны войной. Мебельные гарнитуры этого дворца являются примером прекрасного использования волнистого клена и бронзовых накладок – весьма редких украшений для русской мебели, оттеняющих гладкие полированные поверхности этого дерева.
В ампирном интерьере весьма значительную роль играют зеркала. Их локотники поддерживаются резными фигурами лебедей, грифонов, львов и пр. Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, вот таким образом правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом. Локотники кресел часто опираются на резные фигуры орлов, львов или лебедей. В то время даже скромные кровати представляли собой монументальность, строгость и величие.
Мебель в стиле ампир характеризуется, как классический рационализм в теченииархитектурныхи интерьерных веяний. в эпоху Великой Французской революции и отличался ярко выраженным гражданским пафосом. Трактовка форм отличалась сухостью и подчеркнутым рационализмом. Колонна весит 600 тонн.
Его охраняли вырезанные по углам фигуры львов или сфинксов. Особенность архитектурного ампира заключается в обязательном наличии колонн, пилястров, лепных карнизов и других классических элементов, а также мотивов, репродуцирующих практически без изменений античные образцы скульптуры, подобные грифонам, сфинксам, львиным лапам и тому подобным скульптурным конструкциям. Египетская экзотика была модной в среде римских патрициев, она проникала в жизнь Вечного Города. Пика. Именно вот таким образом Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям).
Украшением поверхностей служат накладки с позолотой или из бронзы. В стремлении буржуазии, победившей и отказавшейся от «королевского» направления, в подражании быту или нравам древних римлян много было театрального или показного. Архитектура должна была прославлять и возвеличивать захватническую политику Наполеона.
Ланфана был заложен Вашингтон. imperium – власть).
Другое, более редкое название Ампира – неоримский стиль. В России становление и развитие ампира приходится на начало XIX в. и время правления Александра I (1801 – 1825 гг. ). Это уже была декларация эклектики. Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. Он был учеником Ф. Жилли известного своими проектами памятника Фридриху Великому, а особенно Национального театра в Берлине (1797), которым показал связь архитектурной формы с назначением здания.
Украшением парадных комнат богатого дома служила также т. н. Триумфальные ворота также были возведены по проекту Бове у Тверской заставы. Временем второго «Британского ампира» считается викторианская эпоха 1830-1890-х гг. Японский стиль по свидетельству дизайнеров, самый востребованный сейчас этностиль. Например, в декоративном убранстве экстерьеров и интерьеров зданий, мебели, светильников, посуды и т. д.
В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. Такие кресла были весьма характерны для интерьеров дворцов, дворянских особняков и помещичьих усадеб. Ненадолго появились шелковые платья с длинными шлейфами, вышитые золотом и серебром, широкие кружева и воротники «стюарт». Большой вырез платья при выходе на улицу прикрывали пелериной. Династия Бонапартов сохранила свою эмблему — золотые пчелы на синем фоне (в отличие от лилий Бурбонов), они использовались художниками Ампира как декоративный мотив, но имели не римское и не египетское, а франкское происхождение и восходили к эпохе Меровингов. Любопытно, что вся эта мешанина из элементов римского и египетского искусства не переходила в открытую эклектику.
Считается, что именно он стал делать мебель из красного дерева простых прямолинейных форм, украшенную латунными узкими полосками (тягами), подчеркивающими вертикальные и горизонтальные членения мебельного объекта. Большую роль в меблировке русских домов начинают играть диваны.
Важным предметом обстановки становится клавир. еще одна Триумфальная арка была возведена по проекту Ж. -Ф. В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов.
В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки». Ампир рождает новые типы мебели. Прежде всего, это Е. Л. Несмотря на весь военный запал, ампир не лишен элементов романтизма. Эти иллюстрации вместе с «образцовыми проектами» Персье и Фон-тена стали главным пособием для многих рисовальщиков-декораторов, орнамента-листов, лепщиков, резчиков, мебельщиков, ювелиров.
мебельные емкости декорировались колонками и пилястрами с капителями, фризами и карнизами и имели четкие членения и пропорциональную согласованность своих основных формообразующих элементов. В Англии в период 1812 – 1830 гг. Именно на эти её качества опирался ампир. В 1800 г. он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле». Таким образом, с проспекта открывается красивый вид на центральную часть дворца. Быковский, 1893--95 Международный торговый банк на Кузнецком мосту, архитектор С. С.
Леду. В знаменитом парижском особняке, построенном в 1804-1806 гг., для пасынка Наполеона, принца Е. Богарнэ и его сестры Гортензии интерьеры оформлены в самых разных стилях, там соединяются «помпеянские», египетские, римские и даже «турецкие» мотивы, что создает общий «сибаритский характер ампирного интерьера». «Фасадная» архитектура эклектики, несмотря на некоторую дробность и монотонную повторяемость деталей, придала фронтальной поверхности зданий большую рельефность и живописность, в ней активно использованы рустовка, формы ордерного декора, богато украшенные наличники, тонко проработанная декоративная лепнина, стукковая скульптура, рельефы и статуи, в том числе фигуры атлантов и кариатид появление эркеров внесло в структуру декора сильные пластические акценты. Формы окон, дверей, лестниц становятся разнообразными чуть ли не до бесконечности.
Усилилась тяга к торжественной парадности, подчёркнутой монументальности архитектурных решений. Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах». боковой рамой и вкладным сиденьем. Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян».
Для общественных зданий и особняков эклектики характерна отделка интерьеров в различных «исторических стилях» (классицизирующих, неоготическом, «мавританском» и др. ). Со второй половины XIX века по мере широкого использования новых строительных материалов, в первую очередь железобетона и стекла, развития инженерного дела, значение архитектурного творчества сало падать. Ампирная мода ценила вытянутый силуэт, созданный с оглядкой на античные пеплосы и хитоны. Во Франции они оформляли интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компьен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюильри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в Париже, наподобие древнеримских (1806-1808). Наряду с другими группами советских архитекторов конструктивисты (братья Веснины, Гинзбург, И. А. Голосов, И. И. Леонидов, А. С. Никольский, М. О. Барщ, В. Н. Владимиров и др. ) вели поиски новых принципов планировки населённых мест, выдвигали проекты переустройства быта, разрабатывали новые типы общественных зданий (Дворцы труда, Дома советов, рабочие клубы, фабрики-кухни и т. д. ).
Другое, более редкое название Ампира – неоримский стиль. И, разумеется, это, прежде всего выбор обеспеченных людей, ведь такая отделка помещения стоит довольно дорого и всем свои видом она должна подчеркивать высокий статус и финансовое благополучие владельца. Именно вот таким образом Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям). В первую очередь применяется доведенная до совершенства техника фанерования. Стасов, О. И.
В качестве обивки для мягкой мебели и стульев часто применяли кожу и шёлк. Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Воронихин (1759 – 1814 гг. ), спроектировавший Казанский собор и Горный институт. Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. В 1806-1836 гг.
А в его Турецком будуаре наполеоновский ориентализм доходит почти до кича. Пьер Поль Прюдон «Жозефина Богарне» (1805)Ампирный силуэт был создан по типу античных пеплосов и хитонов. Появившаяся в это время форма камина имитирует античные древнеримские мраморные надгробья. еще одна Триумфальная арка была возведена по проекту Ж. -Ф. На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей.
Стены декорируются также пилястрами и полуколоннами. Торшеры делаются в виде скульптурных изваяний с кариатидами, фигурами крылатых Побед или трех Граций и т. п. В отделке интерьеров часто используются бронзовое литье, роспись плафонов, альковов. Его придворными архитекторами стали Ш. Персье и П. Фонтен, ранее, в 1786-1792 гг., учившиеся в Италии, в Риме. Бюро богато декорировано золочёной бронзой.
Стиль ампир возник во время правления Наполеона. Хронологические рамки оригинального французского «Стиля Империи» узки, – они ограничены, с одной стороны, концом правления Директории (1799) или годом коронации Наполеона (1804), а с другой – началом реставрации Бурбонов (1814-1815). Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, вот таким образом правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом. В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки».
Под платья-туники надевали рубашки или трико телесного цвета. Эти иллюстрации вместе с «образцовыми проектами» Персье и Фонтена стали главным пособием для многих рисовальщиков-декораторов, орнамента-листов, лепщиков, резчиков, мебельщиков, ювелиров. Наиболее интересным в этом отношении является немецкий архитектор Бруно Таут (1880-1938). Вкладное сиденье устанавливается между боковыми стенками рам стула на поперечные бруски. диванные комнаты, в которых устанавливаются диваны, а на ковре перед ними – т. н.
Популярны кресла-гондолы (корытца) имеющие полукруглую в плане спинку, переходящую в локотники, которые часто украшаются резными фигурами лебедей.
Они обычно устанавливались в спальне симметрично по обеим сторонам кровати. Наряду с роскошно декорированной парадной мебелью русские мастера создают болеё удобную и простую мебель для помещичьих усадеб и зажиточных слоев городского населения. осуществлялось грандиозное 24-томное издание «Путешествие по Верхнему и Нижнему Египту» с гравюрами по рисункам исполненным во время похода бароном Д. -В. Этот стиль стал в Америке первым национальным стилем под названием «греческое возрождение».
П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин). Русский ампир оказался мягче, свободнее, пластичнее французского и, кроме того, делился на «столичную» и «провинциальную» версию (имеются в виду загородные усадьбы). После пожара, случившегося в Павловском дворце в 1803 г., ему было поручено восстановление его парадных апартаментов, а несколько позднеё – интерьеров и меблировки жилых помещений дворца.
Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур». А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами». Мебель в стиле ампер отличалась функциональностью, удобством и изяществом. Композиция ампирного орнамента близка к римским образцам. Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I».
Стены покрывали панорамные обои с изображением африканских лесов или долин. Русская ампирная мебель отличается от французской и английской.
В 1802-1813 гг. Наполеоновский Ампир – стиль жесткий и холодный. Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию. Фрейденберг, 1894--95).
При нажатии на одну из деталей в бронзовом медальоне появляется полочка для секретных вещей. Всегда эти поверхности подчеркиваются контрастно нанесенным орнаментом (часто рельефным), мотивы которого заимствовались из египетского, греческого, этрусского, римского искусства. диванная комната.
Выявляется структура вещи, каждый элемент мебели имеет свои ясно обозначенные границы. Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие «Стиля Первой Империи». В других помещениях дворца стояла мебель из карельской берёзы, красного дерева и ореха с золоченой резьбой.
Конструкция такого стула состоит из двух плоских боковых рам, каждая из которых образует переднюю ножку, боковую стенку коробки сиденья и заднюю ножку, переходящую в стойку спинки. Вместо неё применяется лепка из гипса или левкаса или же резьба из дерева, которые потом или золотятся или красятся в черный цвет или отделываются под старую (патинированную) зелёную бронзу. Являясь выражением имперских притязаний Наполеона Бонапарта на мировое господство, этот стиль насильственно насаждался на чуждую ему почву завоеванных стран. Именно вот таким образом Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям).
В это время в России большое разнообразие получает мебель для сидения. Скульптор А. -Д. В 1806-1836 гг. Такие скульптурные изображения зачастую выступали как конструктивные элементы того или иного материального объекта.
Бросается в глаза и богатый наружный декор с красочными интерьерами. Проектировал также гарнитуры из красного дерева, карельской берёзы, серого клена, ореха, тополя, допуская иногда накладки из золоченой бронзы. Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира». Однако Ампир коренным образом отличается от Классицизма.
В ампирном стиле меблируется дворец Жерома Бонапарта в Портичи и т. п. Но сам император желал больше пышности и великолепия. Во Франции они оформляли интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компъен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюилъри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в Париже, наподобие древнеримских (1806-1808). Подобные скульптурные украшения иногда делались из бронзы. Ансамбли Санкт-Петербурга (по проектам К. И. Деноном. Авторами были Персье и Фонтен.
Бертель Торвальдсен (Bertel Thorvaldsen) (1770 — 1844) — один из наиболее талантливых представителей позднего западно-европейского классицизма в скульптуре. Этому существенному различию не всегда придают должное значение, когда говорят о преемственности стилей и об «Ампире как о высшей стадии развития Классицизма». Слава художника превратила его в первого живописца Империи. Наполеоновский Ампир – стиль жесткий и холодный.
За пределами центра Бове построил Градскую больницу за Калужской заставой. золотыми и украшенные позолоченными или посеребренными накладками. Шальгрена. Наиболее значительной личностью был К. Н.
Томира и его мастерской. Само ложе напоминает походную палатку римского полководца с шатром из алого кашемира. Основное внимание он уделял изучению античной скульптуры и произведений Рафаэля.
«Узел Психеи» красовался на затылке и представлял собой незамысловатый пучок. Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию. Часто использовалась раскладная мебель.
Задние ножки искривлены. Элементами мебели и интерьера до сих пор служат колонны, музыкальные инструменты (например, арфы), вьющиеся растения.
П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI». Рисунок обивочных тканей обычно был вышит шерстью или выткан золотыми нитями. По мнению специалистов, особым своеобразием обладал «московский ампир» в стиле деревенских усадеб, который называют еще столичным классицизмом.
Во многих европейских странах аристократия и крупная буржуазия, для которых французский классицизм эпохи Людовика XVI был еще совсем недавно образцом для подражания, стали откровенно следовать новому стилю. Это направление, получившеё название стиля Регентства (Regency) и наступивший после него стиль Георга IV (1820 – 1830 гг. ) зародились еще в классических интерьерах и мебели братьев Адам. В начальный период ампира большую популярность имели большие диваны, стоящие на тумбах, подобных пилонам, опирающиеся на львиные лапы и имеющие глухие локотники (боковины).
С наступлением эпохи ампира искусство делается более масштабным и монументальным. Дополнительными украшениями для головы служили обручи, диадемы или фероньерки. Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом». Это течение известно под названиями: стиль модерн в России, ар-нуво в Бельгии и Франции, сецессион в Австро-Венгрии, югендштиль в Германии, стиль Альберти в Италии, модерн стайл в Великобритании, стиль Тиффани в США и т. д.
Являясь выражением имперских притязаний Наполеона Бонапарта на мировое господство, этот стиль насильственно насаждался на чуждую ему почву завоеванных стран. Обои имеют строгий рисунок, но также делаются с изображениями пейзажей или различных сюжетов на темы египетских походов Наполеона. Типичным примером таких решений стала улица Риволи в Париже. Эти принципы были полностью реализованы в его проектах торгового дома и обсерватории в Бонне, маяка в Арконе, храма в Потсдаме и мелких сооружений в парке Сансуси, а также в других постройках 30-х годов.
С ними тонко сочеталась мебель новых форм. И только одна страна-победительница – Россия добровольно приняла «стиль Империи». «Русский ампир» (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского. Иногда вся фасадная грань комодов делалась из одной целой доски, распиленной по линии ящиков, благодаря чему сохранялся общий рисунок струй древесины. Росси) и его общественные сооружения (Адмиралтейство по проекту Д. Захарова, 1806-1823, Горный институт по проекту Н. Воронихина, 1806) до сих пор собирают толпы туристов не меньшие, чем Триумфальная арка в Париже.