Важным предметом обстановки становится клавир. во всех странах Западной Европы и России, стал завершающей стадией эволюции классицизма. Стены декорируются также пилястрами и полуколоннами. Вся мебель окрашена здесь в белый цвет, а резьба невысокого рельефа позолочена. Менялись своими ролями и целые комнаты. «Узел Психеи» красовался на затылке и представлял собой незамысловатый пучок.
Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира». Влияние ампира во 2-й половине 19 века несомненно в зодчестве Франции (Второй империи стиль), Великобритании (викторианский стиль), Италии, кайзеровской Германии. Здесь сохранился почти без изменений центральный Белоколонный зал.
Главным их украшением служат великолепные люстры с хрустальными подвесами. imperium – власть). Именно на эти её качества опирался ампир. классицизма начала XIX в., говорить об А. как о сложившемся стиле применительно к рус.
Мебель, выполненная из березы (карельской), применялась в интерьере российских построек. Его строительство началось в 1819 и закончилось вместе с внутренней отделкой в 1825 году. Сервировочные круглые столы, узкие серванты, предназначенные для фарфоровой посуды. Ампир в архитектуре – это триумфальные арки, массивные портики с колоннами, многочисленная военная символика – лавровые венки, доспехи, орлы и т. д. Все эти элементы влияли не на чувства, а скорее, на гражданскую позицию людей.
Вместо локотников они имеют высокие боковины с резными колонками. С 1805 г. Томир был придворным чеканщиком Бонапарта, он изготавливал бронзовые детали мебели, светильники – бра, канделябры, треножники, вазы и корпуса часов. Такое сиденье делается трапециевидной формы. В первую очередь применяется доведенная до совершенства техника фанерования.
С 1805 г. Томир был «придворным чеканщиком» Бонапарта, он изготавливал бронзовые детали мебели, светильники — бра, канделябры, треножники, вазы и корпуса часов. Пластические особенности древнеегипетского искусства подсказали мастерам ампира активное использование больших поверхностей стен, геометрическую правильность цельных объемов зданий, массивность пилонов и колонн. АМПИР (фр. Задние ножки искривлены.
Большую роль в меблировке русских домов начинают играть диваны. На фоне темной поверхности мебели и отделки под «золото» общая картина мебели получалась достаточно экзотической, зато как нельзя лучше соответствовала цели произвести впечатление.
Как правило, яркая обивка дивана и кресел гармонировала с декором стен. Для изготовления мебели используют ценные породы дерева, натуральный мрамор или порфир. В центре будуара в виде арки ставили зеркало псише. Он был построен в 1858 году по проекту О. Монферрана.
Слава превратила его в первого живописца Империи. Ампирная мода ценила вытянутый силуэт, созданный с оглядкой на античные пеплосы и хитоны.
В гостиных стояли еще и горки с декоративным фарфором и хрусталем. Кроме того используются гермы, выполненные на древнеримский или древнегреческий манер, сфинксы, химеры, крылатые богини Ники и другие фантастические фигуры, симметрично расставленные и застывшие в неподвижных позах. В моду вошли шиньоны, а лоб прелестных дам скрывался под завитой челкой. Это стремление к простоте проявляется сначала в одежде, а затем в мебели и интерьере.
В белый цвет окрашивают потолки, по углам применяют простой декор. Вот таким образом у ампирной мебели преобладают горизонтальные формы. Мода на все французское появилась еще при императоре Павле. Русская ампирная мебель отличается от французской и английской. Потолки выглядят как произведения искусства. Мебель в ампире выглядит основательно и эффектно.
Это одно из заимствований из Древнеримской культуры. Искусство было призвано прославлять Наполеона и его завоевания. Стиль становится официальным и начинает искусственно «насаждаться» сверху. Клодт, колесница – В. И.
Стены украшают картины и портреты в массивных рамах. культуре представляется недостаточно обоснованным. и русской – это строгое подчинение её формообразования законам классической архитектуры: трехчастным делением основного объема на основание (цоколь), тулово (основную часть) и завершающую верхнюю часть, что подчеркивалось обычными для зодчества членениями в горизонтальном и вертикальном направлениях. Для форм локотников (боковин) диванов часто использовался мотив рога изобилия. Известен большой гарнитур, выполненный К. Росси в 1817 г. для гостиной Аничкова дворца.
Их локотники поддерживаются резными фигурами лебедей, грифонов, львов и пр. Однако, работа с этим материалом требует специального клея. Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820-1830-х гг. О. И. Бове принадлежат реконструкция Красной площади и создание ансамбля Театральной площади со зданием Большого театра (1821–24), отделка интерьеров Манежа на Моховой улице, возведенного по проекту инженера А. А. Бетанкура (1817).
Это всевозможные комоды, барные стойки, столики разного назначения, тумбочки, длинные кушетки на античный манер, книжные шкафы и т. д. В общих чертах вся мебель массивная и тяжеловесная, с большими гладкими полированными поверхностями, обильно декорирована в античной тематике и была произведениями искусства лучших мастеров, но зачастую теряла в удобстве, по виду напоминая больше архитектурные объекты и все из-за своих стилистических задач – показного величия и богатства. Считается, что именно он стал делать мебель из красного дерева простых прямолинейных форм, украшенную латунными узкими полосками (тягами), подчеркивающими вертикальные и горизонтальные членения мебельного объекта. А в его Турецком будуаре наполеоновский ориентализм доходит почти до кича. Заказы для провинции (московских помещиков) имеют мягкие формы, они не так нарядны и официальны, отличаются более домашним внешним видом. Вкладное сиденье устанавливается между боковыми стенками рам стула на поперечные бруски. Зеркала помещают на шкафах, зеркалами отделываются потолки ванных комнат.
Его основные элементы, почерпнутые из античного искусства, уже содержались в Классицизме «стиля Людовика XVI» и были кристаллизованы, в «стиле Директории». В это время в России большое разнообразие получает мебель для сидения. В своих прическах модницы ампирского стиля подражали греческим и римским образцам – высоко собранные волосы заплетались в косы (также использовалась специальная сеточка). «Русский ампир» (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского. Само ложе напоминает походную палатку римского полководца с шатром из алого кашемира. Во всех изделиях явственны отличия ампирной декорации от подлинного классицизма. Шею и руки оставляли открытыми.
Родоначальником стиля ампир в архитектуре Санкт-Петербурга являлся К. Росси – русско-итальянский зодчий, сумевший сгладить его холодность и жесткость. В станковой скульптуре преобладают темы из античной истории и мифологии (С. И. Гальберг. Все эти фигуры фантастических чудовищ, крылатых женщин, кариатид, герм и атлантов стоят в неподвижных позах, движения их скованы, лица так же неподвижны, как и складки их одежд. В центре будуара ставили зеркало, напоминающее арку размером с человеческий рост.
Подобного единства решения градостроительных задач мы, пожалуй, не встретим больше нигде. Рисунок обивочных тканей обычно был вышит шерстью или выткан золотыми нитями. Это новое направление стиля классицизма начало развиваться в эпоху Директории (1795 – 1799 гг. ), а затем при Консульстве (1799 – 1804 гг. ) и достигло расцвета в период между 1804 (год коронации Наполеона I) и 1813 гг., получив название ампир (от фр. Продолжают делаться и прямоугольные столы на четырех свободно стоящих ножках, а также столы-консоли на ножках в виде герм, представляющих собой четырехгранный, расширяющийся кверху столб, увенчанный головой или бюстом мифологического персонажа, кариатид, грифонов или мумий, опирающихся на специальные хорошо профилированные подставки-постаменты (цоколи). Основная черта ампирной мебели, в т. ч.
Вместо изысканной тонкости стиля Людовика XVI приходят излишняя рассудочность, помпезность и даже пафос. Большие плоскости гладких стен создавали эффектный фон для скульптурного декора (статуарные группы перед портиком Горного института в Санкт-Петербурге: «Геракл и Антей» С. С. Пименова, «Похищение Прозерпины» В. И. Демут-Малиновского, обе – 1809–11 памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли Б. И. Орловского перед Казанским собором). Настолько был силен гипноз французской моды. Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия.
Цвета преобладали яркие: зелёный, синий, пурпурный, золото. Декольте тоже были максимально открытыми. В знаменитом парижском особняке, построенном в 1804-1806 гг., для пасынка Наполеона, принца Е. Богарнэ и его сестры Гортензии интерьеры оформлены в самых разных стилях, там соединяются «помпеянские», египетские, римские и даже «турецкие» мотивы, что создает общий «сибаритский характер ампирного интерьера». Мебель заказывают лучшим мастерам, которые изготавливают ее из красного дерева и карельской березы, украшают мозаикой и резьбой.
Остерман-Толстой, Эрмитаж, Санкт-Петербург.
стиль цопф. Возможно именно эти разрушительные тенденции, независимо от политического поражения Наполеона, послужили причиной столь скорого перерождения Ампира в «стиль Карла X», открывший период собственно Историзма как эпохи «воссозданий». Шею и руки оставляли открытыми. В Англии в период 1812 – 1830 гг.
генерала де Голля). Вдохновленные идеями Давида архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен выполняли в стиле ампир дворцы и усадьбы Наполеона I (Мальмезон, Фонтенбло, Версаль, Лувр и Тюильри). Локотники кресел часто опираются на резные фигуры орлов, львов или лебедей. Широкое распространение в архитектуре ампира получили массивные портики дорического и тосканского ордеров, контрастирующие с гладью стен и геометризмом объемов, а декор зданий был нередко перегружен военной атрибутикой, главным образом, римского происхождения (доспехи, венки, геральдические орлы и т. п. ). Апофеозом этого русского направления является кафедральный Исаакиевский собор. Их мерный ритм создает ощущение торжественности и монументальности.
В качестве обивки для мягкой мебели и стульев часто применяли кожу и шёлк. Скульптура ампира представлена именами итальянца А. Кановы и датчанина Б. Торвальдсена. Наиболеё ярко стиль ампир проявился в архитектуре.
В это время весьма модными становятся т. н. Золочёные украшения видны и на шкатулке и на шкафу, а также на обложке книги.
В начальный период ампира большую популярность имели большие диваны, стоящие на тумбах, подобных пилонам, опирающиеся на львиные лапы и имеющие глухие локотники (боковины). Демут-Малиновский). Стены могли быть обклеены панорамными обоями с изображениями фантастических пейзажей. Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур». empire – империя и лат. Постепенно такие инструменты стали заменяться на фортепиано.
Династия Бонапартов сохранила свою эмблему – золотые пчелы на синем фоне (в отличие от лилий Бурбонов), они использовались художниками Ампира как декоративный мотив, но имели не римское и не египетское, а франкское происхождение и восходили к эпохе Меровингов. Пьер Поль Прюдон «Жозефина Богарне» (1805)Ампирный силуэт был создан по типу античных пеплосов и хитонов. Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». Б. Жилярди и Д. Жилярди, А. Г. Григорьев, О. И. Бове). Гладь стен подчеркнута усложненными тематическими скульптурными композициями. Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах».
Французские мастера ампира вдохновлялись идеей сопоставления Наполеона с римским императором Августом, могущества Франции – с имперским величием Древнего Рима (отсюда название «ампир» – «стиль империи»). Вместо неё применяется лепка из гипса или левкаса или же резьба из дерева, которые потом или золотятся или красятся в черный цвет или отделываются под старую (патинированную) зелёную бронзу. Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже».
Иногда он применяет также бледно-зеленые и бледно-сиреневые тона. Входят в моду изделия из стекла или фарфора синего цвета, расписанные красками, в т. ч. Опоры и подстолье преддиванных столиков также украшались резьбой или золоченой бронзой. По мнению специалистов, особым своеобразием обладал «московский ампир» в стиле деревенских усадеб, который называют еще столичным классицизмом.
Украшением парадных комнат богатого дома служила также т. н. Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. Но в основном ножки идут прямо от подлокотников.
Диктат, схематизм лишали искусство ампира креатива, дыхания жизни.
Дворянские усадьбы, в подражание императорскому двору, также меблировались в стиле ампир. Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом».
Арка, решенная в крупных формах с учетом рассмотрения ее на большом расстоянии, несет печать торжественности, парадности. Всегда эти поверхности подчеркиваются контрастно нанесенным орнаментом (часто рельефным), мотивы которого заимствовались из египетского, греческого, этрусского, римского искусства. В различных городах России развернулось строительство по «образцовым» проектам, благодаря которому ампир стал общероссийским культурным достоянием. Кваренги, Тома де Томон, К. И.
Масштабному ампиру требуется пространство: объёмные залы, холлы, гостиные. Первоначально этот тип кресел был выработан во Франции как кресло к письменному столу. так под влиянием раннеромантических течений возникает эстетика историзма и эклектики. Мебель украшена была изображениями предметов оружия, трофеев, щитов, копий, мячей, пушек, стрел.
породы. Томира и его мастерской. Для дворцовых петербургских интерьеров заказывали мебель из красного дерева или палисандра с золоченными накладками и великолепной мозаикой. Росси был принят двором и по его проектам строились дворцы всем детям Павла I — построен дворец в Твери для Екатерины Павловны, перестроен Аничков дворец в Петербурге для Николая (будущего царя). Мебель подчинена архитектуре, она монументальна и имеет четкие конструктивные членения. кровать-ладья, предназначенная, как тогда говорили, облегчить течение жизни.
Персонажи римской мифологии изображались в статуях из мрамора их расставляли между колонн в нишах. В дворянских домах появляется т. н. Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. Отделка и меблировка всех помещений велась по проектам Фонтена и Персье. В ампирном стиле меблируется дворец Жерома Бонапарта в Портичи и т. п.
Весьма модными были в это время изделия из неглазурованного фарфора (бисквиты), керамика Севрских мануфактур под яшму или под мрамор и каменной массы фирмы Веджвуда в виде различных плакеток с белыми рельефами на античные темы на синем или оливковом фоне, которые развешивались строго симметрично на стенах или которыми декорировались мебельные объекты. Архитектор Франсуа Шальгрен (1739— 1811) возвел как памятник военной славы императора величественную триумфальную арку (1806—1836) на площади Звезды (Этуаль, теперь пл. Таким образом, с проспекта открывается красивый вид на центральную часть дворца. В своей мебели А. Н.
Ампир в России (другие названия – высокий классицизм или александровский классицизм) возник под влиянием французского искусства и стал выразителем идей государственного величия и независимости наибольшее распространение получил в градостроительных ансамблях Санкт-Петербурга (архитекторы К. И. Росси, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, Ж. Ф. Тома де Томон, В. П. Стасов и др. ) и Москвы (Дж. В некоторых странах Европы (Великобритания, Италия, Дания) в 1-й трети 19 века наблюдались сходные искания в области архитектуры и декоративных искусств (например, Регентства стиль и «стиль Георга IV» в Англии, «прусский эллинизм» в Германии), однако они не получили названия «ампира». Корпус этого инструмента делался из ореха или красного дерева и устанавливался на ножки в виде грифонов.
Воронихин (1759 – 1814 гг. ), спроектировавший Казанский собор и Горный институт. фр. Другим известным архитектором в этом направлении является В. Стасов.
Одним из лучших мебельных мастеров александровского и предыдущего периодов по праву считается Генрих Гамбс (1765 – 1831 гг. ) и его фирма, которую после его смерти возглавили его сыновья и преемники Пётр Гамбс (1802 – 1871 гг. ) и Эрнст Гамбс (1805. Копируются трехногие античные табуреты, найденные при раскопках Геркуланума и Помпей. Рациональность конструкции, простота сборки, высокая прочность и жесткость, удобство обеспечили такому типу стула или кресла широкое распространение. В эпоху ампира переживает расцвет монументальная скульптура.
Например, нередко в дизайне стиля «ампир» можно было встретить тумбочки в виде постаментов, умывальные столики в форме треножников, стулья со спинкой имитирующей лиру. Осип (Иосиф Джузеппе) Иванович Бове (1784-1834) – российский архитектор итальянского происхождения. Балдахин теперь подвешивается на раму, которая крепится к потолку.
Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Один из лучших городских монументов этого периода – памятник К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади в Москве И. П. Мартоса (1804–18). Спустя годы Торвальдсен был избран ее президентом.
Подобная мебель обычно изготовлялась руками крепостных мастеров. Пименов и В. И. Позднее, став придворными архитекторами императора, Персье и Фонтен возглавили работы по переделке помещений других королевских дворцов в Тюильри, Сен-Клу Фонтенбло, Лувре и др.
Это была декларация последующей эклектики. В России становление и развитие ампира приходится на начало XIX в. и время правления Александра I (1801 – 1825 гг. ).
Такой тип конструкции стула или кресла продержался в русской мебели весьма долго. Росси, В. П. Их мерный ритм создает ощущение торжественности и монументальности. Подобные экраны значительно меньших размеров ставились также перед подсвечниками. Эти отношения были прерваны войной.
Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830—1840-х гг., в период царствования Николая I иногда именуют «николаевским ампиром». Многие интерьеры украшают колоннами, античными скульптурами, объемной лепниной. БОльшая камерность характерна для рельефов Ф. П. Толстого («Автопортрет с семьей», 1811 серия барельефов на темы «Одиссеи», 1814–22). Элементы резного декора (сфинксы, львиные маски), золотятся обязательно.
Истоки стиля уходят к Античному Риму с его тяготением к грандиозности и симметрии. Улица упирается в тыльный фасад Александрийского театра, перед которым раскинулась Театральная площадь, выходящая на Невский проспект. Победа в Отечественной войне 1812 г., восстановление и застройка Москвы, сооружение величественных архитектурных ансамблей в Петербурге послужили благоприятной почвой для расцвета ампира в России, который весьма существенно стал отличаться от европейского, хотя исходные стилевые элементы русского ампира и роднят его с французским. При всей дороговизне материалов орнаменты были слишком правильными и однообразными.
Эпоха ампира в России была весьма непродолжительной. Главный фасад дворца смотрел не на Неву, как это было заведено еще со времен Петра I, а на спроектированную этим же архитектором великолепную площадь, соединенную с Невским проспектом небольшой, но широкой Михайловской улицей. После революции в Париж вновь приехали из разных стран многочисленные архитекторы и художники, которые стали работать в этой новой для себя стилистике. и военной кампании 1813–14гг. боковой рамой и вкладным сиденьем. В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян». Иногда даже платья из тонких материй смачивали водой, чтобы они прилипали к телу4.
императором. Однако свой расцвет стиль ампир, развивавшийся в Италии в период с 1815 до 1840 гг., достиг уже после свержения Наполеона. Строгая симметрия, уравновешенность элементов вот что царит в интерьере ампира. А. принципиально эклектичен. В качестве косяков в них используются бронзовые золоченые античные колонны или фигурки «Ники», богини победы. Стиль Ампир в интерьере имеет и некоторые новинки.
Вначале русская мебель, особенно дворцовая, не свободна от влияния французских и даже английских образцов, но позднеё русское мебельное искусство приобретает самобытный самостоятельный характер. Жардиньерки нередко имеют форму античных бронзовых алтарей. В интерьере ампир важную роль придавали зеркалам их вешали не только в привычных местах: между окнами, над камином, но и над кроватями. В России самым выдающимся архитектором ампира был Карл Иванович Росси.
Продолжает делаться мебель, окрашенная в белый цвет, декоративная резьба которой золотится или тонируется под старинную античную (патинированную, зеленую) бронзу. Гладкие прически украшались цветами и красочными лентами, а также разделялись пробором. Московский ампир отличается большей камерностью создается тип небольшого уютного особняка с мезонином, ставший отличительной чертой послепожарной Москвы (дом Хрущевых-Селезневых, архитектор А. Г. Григорьев, 1814).
«Начало музыки», 1825 Б. И. Орловский.
Общая стилистика интерьера оставляет впечатление некого иллюзорного мира. Между ёмкостью и полкой установлены зеркала. Это направление, получившеё название стиля Регентства (Regency) и наступивший после него стиль Георга IV (1820 – 1830 гг. ) зародились еще в классических интерьерах и мебели братьев Адам. Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Особое место в мебельном искусстве принадлежит зодчему К. И. Его отличает парадное великолепие мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров. На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей.
Характерна еще одна особенность ампира: присущая ему регламентированность почти полностью исключила возникновение региональных течений и школ. Императорской символикой (орлы, звезда, буква N), дерево использовали красное, для мебели люкс, для мебели проще мастера при работе с местными породами, предпочитали применять корень, который походил по рисунку древесины на красное дерево. Бертель Торвальдсен (Bertel Thorvaldsen) (1770 — 1844) — один из наиболее талантливых представителей позднего западно-европейского классицизма в скульптуре. золотыми и украшенные позолоченными или посеребренными накладками.
Достаточно вспомнить Арку Генерального штаба и ансамбль Дворцовой площади, Площадь искусств и Михайловский дворец (ныне Русский музей), здания Сената и Синода или знаменитую улицу Зодчего Росси. Хронологические рамки оригинального французского «Стиля Империи» узки, – они ограничены, с одной стороны, концом правления Директории (1799) или годом коронации Наполеона (1804), а с другой – началом реставрации Бурбонов (1814-1815).
А. завершил развитие классицизма. Боковины диванов имеют формы на мотив рога изобилия. Наряду с роскошно декорированной парадной мебелью русские мастера создают болеё удобную и простую мебель для помещичьих усадеб и зажиточных слоев городского населения.
или же колоннами с каннелюрами и капителями, завитками и т. п. Английские классические формы мебели оказали влияние на мебель многих европейских стран и даже на французскую мебель. Декоративные украшения на мебельном объекте располагаются обычно по периметру его свободных поверхностей, подчеркивая тем самым красоту фактуры и текстуры тщательно отполированного дерева. Однако ввозить в Россию мебель, купленную во Франции было категорически запрещено. Стасов, О. И. Такой экзотический декор лишь усиливал театральность обстановки всего интерьера. антиками (вазами, скульптурой, посудой и т. д. ).
Всего же по его проектам были построены или перестроены 13 площадей и 12 улиц. Для него характерны подчеркнуто монументальные формы и богатый декор (орнамент, военные эмблемы), опора на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики. Подобные скульптурные украшения иногда делались из бронзы. empire — империя), стиль в архитектуре и декоративном искусстве, завершавший эпоху франц.
Мебель в «имперском» стиле ампир занимает особое место. Его имя ассоциировалось у современников с высшими достижениями мебельного искусства.
Захаров, М. Ф. Элегантная кушетка (рекамье), с плавным высоким изголовьем в форме лебединой шеи или гондолы. Становится излюбленным мотив триумфальной арки.
На полы настилается паркет, в основном, подобранный из цветных пород дерева. А иногда, над такими лапами помещают фигуры львов, сфинксов или лебедей. Ампир в пору своего расцвета характеризуется прямым заимствованием некоторых архитектурных типов и форм предметного мира древности. Во всех изделиях явственны отличия ампирной декорации от подлинного Классицизма.
Казаков, Дж. Она может показаться излишне тяжеловесной и пышной, но, бесспорно, выражает торжественный и помпезный образ этого дворца. Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Возник во Франции во время правления НаполеонаI (1804–15), позднее получил распространение в Европе и России. Это единство противостояло неумолимо надвигающейся эклектике.
Существуют еще два подобных по форме и декору гарнитура по рисунку К. Росси, созданных для Зимнего дворца и Петровского дворца в Москве в 1817 г. Подобных повторений в последующие годы К. Росси не делал. Свои корни «наполеоновский» стиль берет в «классицизме» с его строгими канонами, заимствованиями из античности и торжественно-парадной обстановкой, но значительно дополняет его специфическими нововведениями. Однако с методологической стороны Ампир нормативен и, следовательно, неромантичен.
Формы мебельных емкостей: шкафов, комодов, секретеров, бюро и др. В это время в России работают великие архитекторы: А. Н. Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля русского (петербургского) ампира.
Ампир рождает новые типы мебели. Особую популярность в Европе приобретает такое проявление А., как использование красного дерева в сочетании с золоченой бронзой, драпировок для отделки стен и потолков парадных покоев, четких, суховатых контуров и неглубокого рельефа накладных украшений, бедной цветовой палитры. Его фигура выполнена по античным канонам красоты.
Проникая во все области искусства и обществ, жизни (мода, дворцовые интерьеры), воздействовал на художеств, творчество Европы.
Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров. Насаждение имперского стиля в Италии начинается со времен правления Наполеона, который подчинил себе большую её часть. В то время даже скромные кровати представляли собой монументальность, строгость и величие.
Бове. Центральную часть его спинки украшают фигурки двух грифонов с вазой между ними.
Для отделки поверхностей используют натуральное дерево, зеркала, бронзу. С одной стороны на площадь выходит фасад Публичной библиотеки (1828-32), другой ее фасад обращен на Садовую улицу. массивны, прямоугольны, замкнуты. Гарнитуры были созданы по рисункам К. Росси в 1819 – 1822 гг.
Они сосуществовали целостно и органично в едином «пространстве» романтического мышления. За пределами центра Бове построил Градскую больницу за Калужской заставой.
Искусство превращается в официально-апологетическое, помпезное. Объем зала разделен колоннами на три части. Но не стоит думать что ампир – это только пышность, богатство и величие. В моде были спальни, оформленные в виде военного шатра. В мраморе создана и одна из самых знаменитых его статуй — статуя античного героя Ясона. Также ворота украшены именем царя-освободителя Александра I. Эти иллюстрации вместе с «образцовыми проектами» Персье и Фонтена стали главным пособием для многих рисовальщиков-декораторов, орнаменталистов, лепщиков, резчиков, мебельщиков, ювелиров.
В этот период подъем переживает и русское мебельное искусство. Ампир в архитектуре сложился в императорский период во Франции, когда широко распространилось прямое заимствование архитектурных типов и форм древности (триумфальные арки, обелиски, памятные императорские колонны). В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки».
Особого внимания заслуживает центральная прямоугольной формы плакетка с рельефной композицией Аполлон и музы (по мотивам картины итальянского художника XVII в. Гвидо Рени), а также медальоны с античными головками, фигуры муз изображения орлов, дельфинов, маскаронов. В качестве обивки подбирали ситец. С этой целью вслед за «классицизмом» продолжается обращение к прошедшей проверку временем древней культуре, но упор преимущественно делается на искусство позднего Рима, в меньшей степени – древних Греции и Египта.
Стасов (1769 – 1848 гг. ), автор целого ряда интерьеров и мебели Большого Царскосельского дворца в начале 1825 г. Им был создан один из шедевров – т. н. – 1849 гг. ). Весьма часто потолки, в подражание древнеримским, делаются кессонированными. Подобные места для сидения входили в меблировку как дворянских, так и купеческих домов. Это уже была декларация эклектики. Формы добротно изготовленных стульев и кресел имеют хорошие пропорции и изящный абрис. Пика.
Перед московскими архитекторами стояла задача восстановления древней столицы после пожара. Он был мягче и пластичнее. В моду входят круглые столы-геридоны, жардиньерки-подставки для цветов и столики для умывания в виде античных жертвенников (трипосы).
Грандиозные ансамбли, созданные в Санкт-Петербурге А. Н. Воронихиным (площадь Казанского собора, 1801–11), А. Д. Захаровым (Адмиралтейство, 1806–23), Ж. Тома деТомоном (стрелка Васильевского острова со зданием Биржи и ростральными колоннами на набережной, 1804–10) К. И. Росси (Михайловский дворец, 1819–25 Александринский театр, 1829–32 ансамбль Дворцовой площади, 1819–29), одухотворены патриотическим пафосом, охватившим русское общество после победы в Отечественной войне 1812г.
клавишная арфа или клавицериум, в виде большого шкафа, т. к. Мастер представил Ясона в легком движении, словно стремящимся навстречу подвигам и славе. В мебельных объектах, выполненных по рисункам А. Н. В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура ампира (триумфальные арки, памятные колонны, обелиски).
С одной стороны на площадь выходит фасад Публичной библиотеки (1828-32), другой ее фасад обращен на Садовую улицу. Рукомойники приобретают форму жертвенного алтаря (алтаря чистоты) или форму лиры, курительницы делаются в форме урны. А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами».
В России ампир главенствовал в архитектуре до 1830—1840 гг. колонны) были часто несоразмерны с предметами обстановки, украшениями мебели.
Плавные гнутые формы ножек стульев и кресел иногда имеют вид лап льва или грифона. Временем второго Британского ампира считается викторианская эпоха 1830-1890-х гг.
Такие его характерные черты, как культ государственности и имперского величия, холодная помпезность, проявились в тоталитарном искусстве 20 века (фашистское искусство в Италии, Третьего рейха искусство в Германии, неоклассицизм в СССР). Передние ножки прямые точеные, суживающиеся книзу. В ампирном интерьере весьма значительную роль играют зеркала.
Для декорирования широко использовали такие материалы как мрамор и бронзу. Ампирный диван, обязательный преддиванный круглый, овальный или прямоугольный стол на одной широкой вазообразной стойке (или в виде тумбы) и несколько расставленных вокруг него стульев или кресел, большое зеркало или картина над диваном в богатой раме из красного дерева или карельской берёзы являлись непременными атрибутами меблировки русского жилища того времени. Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский. (франц.
Бюро богато декорировано золочёной бронзой. Хронологически рамки оригинального «Стиля империи», как еще называют А., ограничены концом правления Директории (1 799) до реставрации династии Бурбонов (1815). Воздвигаются триумфальные арки на площадях Этуаль и Каррузель, триумфальная колонна на Вандомской площади (подобие колонны Траяна в Риме), дворцы и общественные здания. Ножки и ручки предметов мебели изогнуты, стилизованы под лапы и фигурки животных. В России ампир получил наибольшее распространение в градостроительных ансамблях центра Петербурга, спроектированных Карло Росси (Главный штаб, Алек-сандринский театр), А. Д. Захаровым (Адмиралтейство), Жаном де Томоном (стрелка Васильевского острова) и др. В период Второй Империи во Франции, годы правления императора Наполеона III (1852-1870), получил развитие помпезный и эклектичный стиль, несколько иронично называемый Вторым Ампиром.
Игра света поддерживалась отблеском свечей в хрустальных люстрах. Персье и Фонтен издав собрание эскизов интерьеров ампира, поставили на I место «величественный стиль римлян», но допустили использование стилей всех времён. Он оставил миру мало выдающихся произведений искусства. Стулья делаются проще, чем кресла.
Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. Эти отношения были прерваны войной. Но постепенно его ввели в состав гарнитуров для гостиных. Русская аристократия подражала нравам парижских салонов.
Комоды делаются иногда без ножек и стоят прямо на цоколе имеют мраморную верхнюю доску. В стремлении буржуазии, победившей и отказавшейся от «королевского» направления, в подражании быту или нравам древних римлян много было театрального или показного. Основное внимание он уделял изучению античной скульптуры и произведений Рафаэля.
декоративном иск-ве начала XIX в., сформировавшийся при дворе Наполеона I вариация позднего классицизма или «стиля Людовика XVI». Ампир в архитектуре, примеры зданий которого не походили на более «собранный» классицизм, в отличие от предыдущих направлений имел достаточно космополитический характер исключающий в силу своей регламентированности создание местных школ. Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, вот таким образом правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом. Стоун).
этот музыкальный инструмент (по существу, рояль) имел вертикально расположенные струны. Характерное для Ампира сочетание «римских» и «египетских» мотивов, красного дерева и золоченой бронзы, а также бронзы патинированной, матово-черной, ассоциирующейся с базальтами Египта, можно видеть в произведениях прославленного парижского бронзовщика П. -Ф.
Его охраняли вырезанные по углам фигуры львов или сфинксов. Ткани украшали символы империи: ордена, орлы, пчёлы, звёзды. И только одна страна-победительница – Россия добровольно приняла «стиль Империи». Влияние на развитие русской мебели оказал и другой замечательный мастер того времени – архитектор В. П. Так «русский ампир» разделяется на два вида – столичный и провинциальный. Спинкам стульев придается изогнутая форма лиры.
Над этим мебельным объектом мастер работал около двадцати лет, начиная с 1795 г. и до 1815 г. Бюро напоминает архитектурное сооружение с цоколем, каннелированными колоннами, цилиндрической крышкой, выступающей средней верхней частью, балюстрадой. Нижний край часто отделывали блестками. Ведущими мастерами ампира во Франции были: в архитектуре Ш. Персье и П. Ф. Фонтен, до падения Наполеона работавшие совместно (дворцовые интерьеры Лувра и Тюильри загородные императорские резиденции в Версале, Мальмезоне, Компьене, Сен-Клу Арка Карусель, 1806–11) Ж. Ф. Шальгрен (Арка Звезды на Елисейских полях Вандомская колонна, увенчанная статуей Наполеона, 1806–10) в живописи Ж. Л. Давид и Ж. О. Д. Энгр.
(фр. Демут-Малиновский, фигура Славы – С. С. Выдающийся образец кровати этой эпохи – кровать императрицы Жозефины. Нижний край отделывали синелью, пайетками и блестками.
меблируются авторской мебелью. Стиль ампир возник во время правления Наполеона.
Хотя А. оказал нек-рое внешнее влияние на элементы декора архитектуры рус. Бросается в глаза и богатый наружный декор с красочными интерьерами. На высоте сиденья рамы стягиваются двумя поперечными брусками. Архитектурность построения мебельных объектов, в т. ч. Женское тело было хорошо видно.
Он знаменит реконструкцией Москвы после пожара 1812 г. Роль Бове в создании облика Москвы можно сравнить только с работой К. Росси в Санкт-Петербурге. Во время Отечественной войны О. Бове участвовал в ополчении, а после окончания войны начал восстанавливать Москву. Под началом Бове в центре Москвы были перестроены Торговые ряды в стиле классицизма напротив Кремля, которые не сохранились проведена реконструкция Красной площади снесены земляные укрепления вокруг Кремля и засыпан ров разбит Кремлёвский (Александровский) сад построен Манеж создана Театральная площадь с Большим (Петровским) театром. Грифоны окрашены в черный цвет, а ваза и некоторые другие резные элементы – позолочены. Кроме Г. Гамбса в Петербурге заслуженной славой пользуются мастерские В. Бобкова, А. Тура, И. Баумана, Ф. Гроссе, а в Москве – А. К. К достижениям стиля ампир можно отнести: Круглый миниатюрный столик на одной ножке (гефидон), а также новые типы шкафов (секретеры с надстройками в виде шкафов для хранения книг). Мебель изготовленная для столицы, более всего похожа на французский оригинал.
Вначале в этом стиле решаются резиденции родственников Наполеона в Италии и их обстановка. Другое, более редкое название ампира – неоримский стиль. В кабинетах к этим мебельным объектам добавлялись: письменный стол или бюро, книжный шкаф, секретер или конторка. В 1781-1793 он учился в Академии художеств в Копенгагене.
Для вдовствующей императрицы возведен дворец на Елагином острове. Ненадолго появились шелковые платья с длинными шлейфами, вышитые золотом и серебром, широкие кружева и воротники «стюарт». Большой вырез платья при выходе на улицу прикрывали пелериной. Таким образом, с проспекта открывается красивый вид на центральную часть дворца. Иногда формы античной мебели для сидения заимствуются почти без изменений.
empire—империя)— стиль в западноевроп. Для изготовления гарнитуров используется орех, а также красное дерево. Росси (1775 – 1849 гг. ), который уже с 1816 г. для возводимых им зданий сам проектирует мебель. Воронихин, А. Д.
Триумфальные ворота также были возведены по проекту Бове у Тверской заставы. Появившаяся в это время форма камина имитирует античные древнеримские мраморные надгробья.
В употребление входят кушетки с высоким изголовьем (рекамье), названные именем хозяйки блестящего светского салона, складные стулья, напольные зеркала (псише). Для обивки использовали шелк или бархат. А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, В. П. Стасов), монументальной скульптуры (И. Медная скульптурная группа, венчающая ворота изображает фигуру Славы с пальмовой ветвью и лавровым венком в руках – символами мира и славы (кони – скульптор П. К. Пименов).
Он почти не применяет орлиных лап и голов, львиных масок, птичьих крыльев и т. п. XIX в. ) была заменена на обивку светло-зеленого тона.
Авторами были Персье и Фонтен. Материалом для её изготовления служили берёза, липа, ясень.
Причем если в эпоху главенства классического стиля делались некоторые заимствования из древних культур, то «ампир» иногда грубо копирует те достижения былых цивилизаций, которые могут подчеркнуть мощь и военное превосходство государства. Украшением поверхностей служат накладки с позолотой или из бронзы. Дополнительными украшениями для головы служили обручи, диадемы или фероньерки. Особенно популярны были венки из лавровых или дубовых листьев, колосьев и живых цветов.
Подобно мастерам античности Торвальдсен работал в основном в мраморе. Тяжелые портьеры, как занавес сцену, прикрывали созданный маскарад, не позволяя реальности разрушить королевство «зазеркалья». В 1800 году он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле». диванные комнаты, в которых устанавливаются диваны, а на ковре перед ними – т. н.
классицизма и относившийся ко временам Империи Наполеона I (1804 — 1815). Стойки спинки соединяются поперечной доской, обычно украшенной резьбой невысокого рельефа.
Стволы колонн окрашены в цвет стен и имеют золоченые капители. Стоит отметить, что мебельные гарнитуры эпохи ампира не отличаются комфортабельностью – особое предпочтение отдается внешней пышности и красоте композиций как и в готике. Именно вот таким образом ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, готика, а непримирим к народным традициям). Окна занавешивали или отказывались от них совсем, дабы защитить интерьер от реалий.
Скульптурные композиции, украшающие здание Адмиралтейства, образуют цикл, объединенный темой моря и развернутый на нескольких уровнях («Морские нимфы, несущие небесную сферу» Ф. Ф. Щедрина, 1812–13 рельеф «Восстановление флота в России» И. И. Теребенева, 1812 статуи героев и маски мифических морских существ). Прежде всего, ее должно быть много. В отличие от стиля предыдущей эпохи – стиля Людовика XVI – для мебели ампира характерно прямое заимствование античных форм. Именно вот таким образом Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям).
«Фавн и вакханка», 1826–28, «Парис», 1840) происходит переосмысление русской тематики в духе античности («Русский Сцевола» В. И. Демут-Малиновского, 1813 «Парень играющий в бабки» Н. С. Пименова, 1836). Триумфальные ворота строились из кирпича, а сверху обшивались медью. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин).
Широкому распространению нового стиля способствовало издание ими в 1801 г. альбома с проектами мебели и интерьеров, который был переиздан в 1812 г. Эти архитекторы создали интерьеры и мебель для дворца мадам Рекамье, а Наполеон поручил им отделку своего загородного дворца в Мальмезоне. Центральное место в декоре занимала античная символика императорской власти и триумфальных побед (орел, Виктория, трофеи), «наполеоновские пчелы», широко использовавшиеся в композиции, были не античного, а меровингского происхождения, они применялись взамен лилий бурбоновской традиции. Такая мебель несколько позже получила в России название мебели изготовленной в стиле Жакоб – по имени известного французского мебельного мастера. Одним из прекрасных мастеров русского классицизма и ампира был архитектор А. Н. Массивные формы А. (например, дорич.
С легкой руки Давида эта картина положила начало моде на стиль «рекамье». Убранство помещений поражает своей целостностью, симметрией, законченностью.
Фактура мебели здесь очень важна, она не скрывается за множеством резных украшений и шаблонов. Художественные особенности стиля ампир в архитектуре проявляются в широком применении ордерной системы, в противопоставлении больших плоскостей стен концентрированным декоративным деталям, в преобладании прямолинейных очертаний, массивных геометрических объемов.
Они обычно устанавливались в спальне симметрично по обеим сторонам кровати. Так, Пьер Виньон (1762—1828) при постройке парижской церкви Мадлен, дополнившей ансамбль площади Согласия, обратился к величавой и компактной форме периптера. и Ф. О. Жакоб, П. Ф. Томир).
диванная комната. Однако она получается не такой тяжеловесной и прямолинейной. Воинственный дух эпохи, конечно не мог не оставить след в жизни людей и в интерьере их домов. В интерьерах мебель часто ставится целыми гарнитурами, выполненными из одной породы дерева, причём их цветовая гамма обязательно сгармонирована с цветом других элементов интерьера. Высокая мебель избегается.
Стены покрывали панорамные обои с изображением африканских лесов или долин. Мебель в стиле ампир характеризуется, как классический рационализм в теченииархитектурныхи интерьерных веяний. Томира и его мастерской.
Они дополнены резьбой, лепниной, золочением. Под платья-туники надевали рубашки или трико телесного цвета. Зданиям самого различного назначения стали придавать античные архитектурные формы. Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных сооружений и внутренних интерьеров. С приходом стиля ампир искусство становится болеё масштабным, монументальным.
По одному мебель делается парадной, по другому – бытовой, камерной. складывается стилевое направление, близкое к французскому стилю ампир. Популярны кресла-гондолы (корытца) имеющие полукруглую в плане спинку, переходящую в локотники, которые часто украшаются резными фигурами лебедей. Предметы украшали аллегорическими фигурками из бронзы. К 1804 г. платье становится закрытым до шеи, появляются рукава, а шлейф полностью исчезает.