Американский фотограф Катрин Алманас снимает постановку и чаще всего – натюрморты с идеальной композицией, геометричными светотенями и едой, разложенной будто на операционном столе, с аккуратным местоположением всех представленных объектов.
Заманчиво предположить, что, возможно, этот нож был свадебным подарком самой Кларе. В дальнейшей истории живописи работыголландцев того времени (Утрех, Лейден, Делфт и других) оказали огромное влияние на развитие искусства: композицию, перспективу использование символики в качестве элемента повествования. Кроме кота человека на картине «выдает» и собака — она в терпеливом ожидании смотрит прямо на него. На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. Становится необычайно распространенным голландский натюрморт с цветами. Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым7675.
Что может удивить современного любителя изобразительных искусств в натюрморте. Предметы имеют строго определенное место и значение. Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон79. При всём при этом работы очень таинственные, загадочные, наполненные магией и волшебством. В это время Дали покончил со «статичностью» на картинах и стал представлять материю в виде частиц.
Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры16. Зачастую в натюрморт включается некоторый скрытый подтекст, переданный через символическое изображение. Работы аллегорического характера относятся к поджанру «ванитас».
Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека. Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. Как правило, натюрморты были выдержаны в тёмных тонах, с преобладанием серо-коричневой гаммы.
Жанровая специализация художников приняла и географический характер. Известно, что Сезанн даже говорил: «Я покорю Париж своими яблоками». Давида Штеренберга часто называют «художником натюрморта».
Голландские мастера создавали гениальные композиции и умели так точно изобразить форму, цветовые переливы, объем и фактуру предметов, что те как бы хранили динамику действий человека. Картины увеличиваются в размерах, они поражают количеством разнообразных текстур.
Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714)73. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт74. Термин «натюрморт» используется для дефиниции картин изображающих неодушевленные объекты (от латинского «мертвая природа»).
Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам. Помогает установить Мейзелю стиль, как движение. Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными111. Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта40.
При этом авторы ищут пути повышения занимательности для зрителя. Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста102. В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. Изображенные драгоценные предметы говорят об изысканном вкусе ее клиентуры. Оканчивает Университет Оклахомы в 22 года. Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684).
Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует». В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс39. Голландский натюрморт начала 17 века отличается приверженностью к символике. Напомним, что слово натюрморт происходит от сочетания двух французских слов, которые в переводе дают – «мертвая натура» или «неживая натура». Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704)96. В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования87. В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности.
Клас размещает предметы в разных планах и всячески подчёркивает трёхмерность изображаемого пространства. Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». Известно, что император Рудольф II был восхищен своим «съедобным» портретом и очень щедро наградил художника. В такой манере пишет Балтазар ван дер Аст.
Важная роль отводится свету: он играет на поверхности стеклянных и металлических сосудов и объединяет сгруппированные в разных планах предметы31. Чаще всего внимание художника привлекают простые вещи, например, скудные продукты пайкового времени — черный хлеб и селедки. На его натюрмортах все предметы настоящие – он специально находит все эти черепа, старинные вазы и кубки, серебряные столовые приборы, скрипки и прочую бутафорию. Художники следующего поколения (Клас, Хеда и др. ) перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами. Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма107.
Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). Французский художник Поль Серюзье высказывался о фруктах Сезанна так: «О яблоке обыкновенного художника скажут: «Его хочется съесть».
Картина «Утренний натюрморт» полна яркого света, она передает ощущение утренней свежести и покоя. Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-loeil – обман зрения. У более состоятельных людей на столе появлялись цветная капуста, дыни, артишоки и спаржа38. В любом случае, его работы наполнены атмосферой старины, волшебством и красотой. Так в натюрморте зримо ощущается присутствие человека, хотя художник и не рисовал его.
С этого времени он стал создавать роскошные натюрморты, отличающиеся красочностью и декоративностью77. Среди натюрмортов испанского художника-сюрреалиста есть немало вполне «обычных» — «Натюрморт» 1918 года, натюрморты «Рыба» 1922 года и «Корзинка с хлебом» 1925 года, «Натюрморт с двумя лимонами» 1926 года и др. Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). На некоторых полотнах респектабельная художница пробивала свое имя на серебряном свадебном ноже, богато украшенным фигурами, представляющих собой добродетели веры и умеренности. И действительно у Сезанна были с яблоками «особые отношения»: он считал их совершенными творениями как по форме, так и по цвету. В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам.
Нельзя без замирания разглядывать холсты Виллема Калфа или Абрахама ван Бейерена. Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). Один из молодых художников посетил Сезанна, когда тот работал над одним из натюрмортов и был поражен: «Сезанн начал раскладывать фрукты, подбирая их так, чтобы они контрастировали друг с другом и следя за появлением дополнительных цветов: зеленого на красном и желтого на синем.
Для него фотореализм стал символом современного визуального искусства. Внимание художник уделяет деталям и фактуре — в «Селедках» четко прописаны деревянная столешница, кусок хлеба, блестящая чешуя рыб. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план.
Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. Причем объекты могут быть как естественного происхождения (плоды, цветы, мертвые животные и насекомые, черепа и прочее), так и созданные человеком (различная утварь, часы, книги и свитки бумаги, ювелирные украшения и так далее). Через два года примыкает к Луи Мейзелю и его художественное нововведение «фотореализм» увлекает Белла. Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ.
Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде31. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта»109. Появились «завтраки» – натюрморты голландских художников изображающие разные стадии трапезы.
В своих работах он сочетает то, что ему нравится больше всего – натюрморты и сюрреализм. В погоне за целью создать что-то «постоянное», художник предпочитал писать одни и те же объекты, а невероятно длительный процесс создания натюрморта приводил к тому, что фрукты и овощи начинали гнить и разлагаться задолго до завершения картины.
В контексте этого понимая слова, работы Белла достаточно оправданы. К 1968 году эти работы приносят ему несколько художественных наград. С первого взгляда картина «Утренний натюрморт» проста и незамысловата, однако если присмотреться, можно заметить интересные детали, например, отражающегося в чайнике рыжего кота — возможно, он лежит на коленях хозяина. К началу 18 века голландский натюрморт тяготеет к впечатляющей эстетике деталей. Со времён античности художники стремились к максимально достоверному иллюзионистскому воспроизведению натуры.
Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. Несмотря на название картины историки искусства определяют ее жанр не иначе как «портретный натюрморт». Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали. На простейших примерах он стремился показать истинную красоту природы. Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте.
Его яблоко не решишься очистить, его захочешь скопировать». В начале Белл рисует пейзажи и натюрморты. Так, портрет «Садовник» при повороте становится натюрмортом «Овощи в миске», а портрет «Повар» превращается в натюрморт с поросятами на блюде. Картина принадлежит кисти итальянского художника XVI века Джузеппе Арчимбольдо, который в ХХ веке был провозглашен предтечей сюрреализма. Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. Назначение виртуозно написанных цветочных композиций было многообразным.
Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. Все это свидетельствует о том, что Клара Петерс была весьма преуспевающим живописцем. В европейском искусстве приблизительно с XV века получили распространения изображения, призванные создать иллюзию трёхмерности.
О яблоке Сезанна: «Как это прекрасно». Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма63. Сам Дали называл этот период — с 1949-го по 1962 годы — «ядерным мистицизмом». Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта30. Однако самым известным из натюрмортов Дали является «Живой натюрморт» («Движущийся натюрморт»), написанный в период его увлечения физикой (преимущественно ядерной и квантовой).
Голландский натюрморт 17 века был выгодным товаром и для «производства» картин организовывались большие мастерские. Но и американский фотореализм делиться на два, разных по образности, направления. С самого раннего детства интересуется визуальным искусством, однако не получает академического образования. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна.
Среди портретных натюрмортов у Арчимбольдо есть и совсем необыкновенные — «перевертыши»: достаточно повернуть картину на 180 градусов, чтобы увидеть абсолютно новое изображение. Художники стремились не только максимально натуралистично изобразить убитых животных и птиц, но и передать фактуру и краски птичьего оперения. Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени82. В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины.
Чарльз Белл коренной американец, родился в 1935 году. В возрасте 32 лет Белл переезжает в Нью-Йорк и создает свою первую студию. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти. Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста).
Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа. Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). Представители западных штатов акцентировали в своих работах внимание на американских ландшафтах – грузовики, автомобили, дома, повседневные пейзажи. Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия6.
Фотореализм стал национальным американским феноменом. Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии.