Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Приладив вместо стрелы факел, он готов поразить пламенем любви трех граций. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. И есть ли путь в этот мир.
И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). После замужества Хлорида (изо рта у нее вьется барвинок — символ верной любви) превратилась в богиню Весны и цветов, которую Боттичелли изображает тут же, тем самым используя прием симультанности — одновременного изображения следующих друг за другом событий. И это привело к трагедии. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра.
Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны.
Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Месяц считался концом весны и началом лета. Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника. Над богиней парит Амур. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти.
В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно.
На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. А май считался не только концом весны, но и началом лета. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе.
Да, есть. «Музыка привлекает к себе духов человеческого сердца, которые являются как бы его испарениями слыша музыку, они почти прекращают другую свою деятельность, настолько душа, когда она внимает звукам, становится нераздельной и сила всех чувств как бы сосредоточивается в духе, воспринимающем звук», – писал Данте, любимый поэт Боттичелли. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. Но эту дурочку не поймешь. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). А Византийская империя, оказывавшая влияние на итальянский полуостров и граничившая с Грецией, сохраняла особую форму, характерную для «античного периода», вплоть до XIV–XV вв. Её хоронят в родовом склепе Веспуччи в церкви Оньисанти. И не казнить их надо было, а вознаградить.
В 1537 она была перевезена в Кастелло. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные.
Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Больше всех драгоценностей ей оказались дороги надушенные бумажки со стихами. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Тонкое одухотворенное лицо ее полно той неземной затаенной печали. Другие считают, что Меркурий – это сам Лоренцо Великолепный, а среди остальных персонажей находят его любовниц. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности.
Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Неудивительно, что есть множество трактовок картины.
Джулиано, с которым художника связывала дружба, был злодейски убит ровно через два года после смерти Симонетты. Художник впервые изобразил нагую богиню любви и красоты Венеру из древнего мифа. Такие подарки были в то время обычным явлением. Но это не единственное повторение в картине.
Философские версии связаны с неоплатонизмом. И сюжет самой картины очень близок к тексту античного поэта. Фигуры расположены волнообразно. И так каждый день, в одно и то же время. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна».
Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Итак, в композиции из восьми фигур показаны лишь два обобщенных поэтических символа: один, олицетворяющий ветер, дух, разум, другой — любовь, природу, цветение. 1477-1478.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Мы проживаем вместе с Зефиром и Хлоридой их страстную любовную связь, буквально кожей ощущая, что только подобное сексуальное влечение способно разомкнуть замкнутый круг Граций и высвободить наслаждение из нарциссической западни. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Венера. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты.
Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Благовещение – это самый фантастический сюжет из всех евангельских сюжетов. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины.
1. В 1815-м она попала в галерею Уффици. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. В этом фрагменте мы встречаем почти все — от Эроса и магического превращения при помощи Граций до «remeatio» или возвращения к предвечному духовному состоянию, которому покровительствует Меркурий орфиков, сопровождая души после смерти и приводя их к Экстазу в Трансцендентном Божественном мире. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Марко заключил уже немало выгодных сделок по рекомендациям Медичи.
Стал необщителен и молчалив. Что уж говорить о младшем Джулиано, влюбленном по уши. Только взгляд его метнулся по церкви и ударил прямо в глаза Лоренцо. Возможно, Боттичелли сознательно отказался от ренессансной перспективы, ради усиления ощущения чуда. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов.
Всадник закричал:Не мешай мне, Настаджио. Джулиано изменился до неузнаваемости. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла. и так без конца. Линия в структуре художественной формы. Часто молился – просил Бога забрать его к Симонетте.
И, конечно, это породило особое искусство. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты.
Факты истории культуры и факты истории искусства. Картина висела над софой, называемой летуччо. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно.
Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Из-под красной шапочки выпущены обрамляющие лицо прекрасные вьющиеся волосы. Она стала богиней в пышном одеянии. И тот понял – Джулиано шагнул к смерти сознательно.
Меркурий пытается освободить пространство от движения ветра и жизни, от сексуального влечения мужчины к женщине. Будто хотел этим плавным жестом унять их злобу. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. И после его укуса Симонетта действительно стала выздоравливать.
Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Якобы, узнав о болезни возлюбленной, Джулиано послал за неким Домеником Салкедо. Рисунок фигур изображает бурное напряжение. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость.
Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Такие подарки были в то время обычным явлением. Красота Симонетты приносила большие проценты, чем ее громадное приданое. Лес дарит золотые плоды.
Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Даже говорится о том, что в произведении сокрыт смысл инициатических «Мистерий», вновь найденный платонистами, вероятно имевшими доступ к тем книгам и традиционным источникам, которые в условиях острой религиозной борьбы и постоянной охоты на ведьм пытались уничтожить Реформация и Контрреформация. Может показаться, что некоторые из них стоят на склоне холма, но в другую минуту луг под ногами кажется ровным. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли.
Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Это история Линии, создающей образы. Как войти в мир Линий. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу.
Она показана простой, тихой и скромной. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий.
«Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Десятки кинжалов вонзились в его тело. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. К тому же оба брата буквально завалили Симонетту дорогими подарками.
но также и холод зимы. Ее платье расшито красными и синими васильками — символами приветливости и добродушия. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Композиция двухфигурная. Три грации воплощают собой нежность и невинность, но кажутся простыми девами, прекрасными в своей беззащитности.
Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Сандро Боттичелли. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера.
В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). В 1815-м она попала в галерею Уффици. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Удивительная картина, создает атмосферу мечтательности, светлой грусти.
Картина Боттичелли – поэзия, сложенная линией и цветом. 1477-1478. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Гимн не Божественному, рациональному, символическому и целомудренному, но живому человеческому влечению, побеждающему нарциссизм и страх собственной смертности».
Зефир и нимфа Хлорида. И вдруг осознаёшь – увядание. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Она умерла 22 апреля 1476 года 22-х лет от роду. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло.
Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Люди XX века вновь открыли для себя творчество этого замечательного мастера. Самый простой вариант – картина является предсвадебным наставлением невесте, в Меркурии изображён Лоренцо ди Пьерфранческо, а в качестве средней Хариты, смотрящей на него – Семирамида Аппиани. Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Не прошло и нескольких месяцев, как жизнь семейства Марко Веспуччи разительно изменилась. Зефиром.
Всё изменила вечная весна. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини украшенное цветами покрывало.
Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Это – гимн и природе и человечеству. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева.
Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. В Галерее Уффици, главном музее Флоренции, в 10-м зале находится одно из самых известных полотен Сандро Боттичелли «Весна». Сандро Боттичелли.
Он стал бояться солнечного света, перестал встречаться с друзьями. При виде Симонетты этот молчун вздыхает и рассыпается комплиментами. «Надо приковать свой взор к Венере, — пишет Фичино, — сиречь Гуманности. Вашингтон. Сандро Боттичелли. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному.
О дивная красота. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Каково же содержание картины.
В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482—1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Исследователи предложили несколько толкований.
Сколь прекрасна для созерцания. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.
Интересно также, что о них не было ни одного упоминания вплоть до XIX века. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Все три фигуры символизируют первый месяц весны, которая начиналась с первым дуновением Зефира. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Портрет Симонетты Веспуччи (. ). Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать.
В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Уффици. Будто бы красавица Симонетта умерла вовсе не от чахотки. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах.
Мы не знаем, почему Боттичелли написал «Весну» на дереве, а «Венеру» — на холсте. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Уходящий безвозвратно. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Они даже устраивают рыцарские турниры в ее честь. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
Спустя немного времени, она уползает, как ни в чем не бывало и снова начинается погоня. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте.
Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. 4. Весна.
Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. На самом деле это несколько противоречит истине. Но они безучастны, как безучастны Венера, Весна и отвернувшийся от всех Меркурий. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Пусть лучше она тоже станет вампиром, зато не умрет, ведь вампиры живут лет по триста. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. обе выполнены с грацией и выразительностью».
Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Амур затевает свои игры с луком. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Взгляд ее печален. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость).
Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Но с тех самых пор картины, особенно «Весна», привлекли к себе немалый интерес со стороны исследователей, ведь в изученных документах, которые удалось найти после 1945 г., «Весну» называют синтезом всего неоплатонического движения, всколыхнувшего итальянское Возрождение. Художник изобразил каждое растение и каждый цветок с фотографической точностью, так что работу можно показывать ещё и как пособие по ботанике.
В XV веке в Грациях видели три разных проявления единогобожестваВенеры считали, что Грации — это она сама. Но, это неединственноеповторение в картине. На самом деле это богиня цветов и растений Флора.
Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Салкедо доставил во дворец отловленного где-то вампира. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель.
На левом краю картины мы видим Меркурия с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем – жезлом Гермеса, которым он разгоняет облака, чтобы дождь не мешал танцу граций, Меркурий их часто сопровождал, состоя в свите Венеры. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. А уж если эта упрямица вобьет что в голову – никто не переубедит.
Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Тот собирался жениться на Семирамиде — девушке из знатной семьи Аппиани. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины.
Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Имя Хлорис происходит от белого цвета и символизирует чистую Душу. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Джулиано увидел опасность первым. Полотно можно разделить на две части, а в центре его царит Венера-Мать, Богиня Любви.
/ Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных / Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором, / Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов. » / Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду, / Я никогда не могла: нет и числа их числу». Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Ведь это был его долгожданный путь к Симонетте. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Все происходящее носит характер беспокойства, мрачного отчаяния. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики.
А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). И как поэтично показано превращение. Весна. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Целое же есть Умеренность и Честность, Приятность и Величие. От его полета согнулись стволы деревьев. Сегодня нам дорога не только изысканная живопись Боттичелли, но и его мечта о прекрасном мире высокой поэзии, которая видится нам в сложных узорах его «Аллегории весны». Над нею Амур целится одной из своих стрел любви в трёх граций, подруг Венеры, элегантно танцующих рондо.
Но в 1537 году они были перевезены на виллу в Кастелло, где их видел и описал в 1550 году Вазари, сообщив при этом, что «. Джулиано даже не успел вскрикнуть. Так рождается стильная линия и вскоре Флоренция становится центром линеарной культуры.
Подобного западный человек не видел с тех пор, как был отдан приказ закрыть Академию Платона, с тех пор, как сгорела Александрийская библиотека и святой Кирилл велел казнить неоплатоника Ипатию из Александрии (перед тем как сжечь «язычницу», толпа буквально растерзала ее морскими ракушками).
Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Портрет Джулиано Медичи (1453-1478). Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца.
Андреа Верроккьо. Все сочиняют, рисуют, философствуют. Например, жители Иберийского полуострова не знали «Раннего Средневековья», поскольку мавры, завоевавшие полуостров в VIII веке, поддерживали сравнительно высокий уровень жизни и культуры. Весна, которая привычно ассоциируется с радостью, обновлением, энергией свежести и молодости, вдруг неожиданно предстаёт абсолютно в ином эмоциональном пространстве. Спадающие линии волос, медленно стекающая линия овала. Богиня любви стоит посреди апельсиновой рощи (апельсин — символ целомудрия), в арке из мирта и лавра, держа правую руку в благословляющем жесте.
У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие губы. О том, как весной расцветает природа. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево.
Движение в картине устремлено справа налево. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Душа ее и ум суть Любовь и Милосердие, глаза ее — Достоинство и Великодушие, руки — Щедрость и Великолепие, ноги — Пригожесть и Скромность. В этой прекрасной юности, в лёгком платье, в нежных распустившихся цветах, в робкой улыбке, в падающих глазах – скоротечность. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются.
Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. Это служит нам напоминанием, что мы не можем обладать ничем великим на земле, не обладая самими людьми, от чьей милости все земные вещи исходят. Поговаривали, что он тоже превратился в вампира.
Здесь следует процитировать И. Долгополова, не скрывавшего своего восторга от картины: «Всмотритесь пристально в лицо Весны. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира.
Кажется, еще мгновение и Мария рухнет к ногам архангела Гавриила, готового самого заплакать. 5. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Медичи даже забросили государственные дела. Вот таким образом «Аллегория весны», картина, созданная для загородной виллы Медичи около 1477 – 1478 годов и предназначенная, по-видимому, для прославления радости и молодости, царивших при дворе Лоренцо, полна вместе с тем какой-то неясной грусти и даже тревоги.
Художник, чья эрудиция была столь велика, что он составил комментариий к «Божественной комедии» Данте, никогда, однако, в своих картинах не пересказывал чужих мыслей. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. От его полета согнулись стволы деревьев. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем — леттуччо. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру.
Уффици. Весна. На ней фата замужней женщины (аллюзия на брачную тему). Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность.
Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Картина написана на основе древнеримской мифологии. Лоренцо Медичи. Дай мне исполнить то, что заслужила эта женщина. Их движение вмиг оживило темные кулисы таинственного леса.
Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Движение в картине устремлено справа – налево. авт. ).
Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Речь зашла о «Рождении Венеры», так как она является в некотором роде продолжением картины, которую мы обсуждаем в этой статье даже хронологически «Венера» была написана на год позже.
Ритм танца пробудил к жизни Венеру и Весну. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году.
Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Синьор этот служил в тайной должности при дворе Медичи: он был ловцом вампиров. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Семя будет томиться в замерзшей земле, подобно Душе, заключенной в физическом теле и утратившей свою божественную сущность. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами.
А образы – это чувства и эмоции, а уже потом и только потом, мысли. Картина висела над софой, называемой летуччо. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Меркурий (слева) нарциссически красив. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Но давайте попробуем.
Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Но искусство – это ОБРАЗЫ. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). На лице ее блуждает грустная улыбка. Прекрасной Симонетты уже давно не было в живых – она скоропостижно умерла в возрасте всего 23 лет. 1480 г. Национальная галерея искусства. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы.
Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Это иллюстрация к отрывку из поэмы Овидия «Фасты» — западный ветер Зефир гонится за Хлоридой и овладевает ею: «Как-то весной на глаза я Зефиру попалась ушла я, / Он полетел за мной: был он сильнее меня / Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой, / И на свой брачный союз я никогда не ропщу». Сандро Боттичелли, художник редкостного поэтического дарования и обостренного восприятия, не мог не чувствовать кризисной атмосферы, царившей в родном городе.
И тревожная грусть окутывает чарующий сказочно-таинственный мир, в котором современники узнавали утонченную аллегорию платоновской философии, процветавшей при дворе Лоренцо. Раскинув руки, он шагнул на заговорщиков. К ней относятся следующие строки из «Фаст»: «Весна — это лучшее время: / В зелени все дерева, вся зеленеет земля. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. – воспылал любовью к искусствам.
Философские версии связаны с неоплатонизмом. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет.
Примеры линий, различных по характеру и художественным возможностям. А к лету по Флоренции поползли слухи. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Миг.
Композиционно полотно делится на три части. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Как видения дантовского Рая, скользят танцующие грации. — Прим.
В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Вот что значит выгодно жениться. На небольшой картине анфас изображен юноша в скромной коричневой одежде и красной шапочке.
«Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Франкфурт-на-Майне. Но есть ещё одна, не явная, тайная история. Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Она не просто богиня любви и красоты.
Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Даже серьезный не по годам Лоренцо начал рифмовать строчки. Философские версии связаны с неоплатонизмом.
Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Так как все влюблены. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Вся эта компания любителей искусств называет себя «странниками в садах Медичи» и свои творения посвящает Симонетте, величая ее Прекрасной Дамой.
Сколько радости могло бы быть в этом мире. Сколь приятна для любования. Собрал вокруг поэтов, музыкантов, художников, философов.
Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Флоренция. Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным, его родной брат Джулиано, Симонетта Веспуччи, возлюбленная Джулиано и муза Боттичелли, ранняя смерть Симонетты и трагическая гибель Джулиано, церковь Оньисанти (Всех Святых), где оказались похоронены прекрасная Симонетта и художник Боттичелли, – вот то реальное пространство, реальные истории, которые оказываются завязанными с этой картиной. В 1537 она была перевезена в Кастелло. А с правого края художник изобразил и себя.
Как писал Ауэрбах, уже одно это событие «помогло придать миру новый облик». Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. 1480-1485 гг.
Фрагмент. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Девушка оторвала стопу от земли, медленно, как бы нехотя, поднялась на носки и вдруг, ощутив всю силу юного тела, закружилась в медленном танце, увлекая за собой подруг – двух печальных граций. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею».
Искусство – это всегда воплощённое чувство. Сандро Боттичелли. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. С картины смотрит приятное и открытое молодое лицо.
С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Жест заботливый, опекающий. Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Однако вскоре странные повадки начали проявляться и в поведении самого Джулиано.
Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель.