Аллегорический портрет пожилой королевы Елизаветы Английской кисти неизвестного художника: из-за плеча выглядывает Смерть и Старик-Время, а херувимы снимают с нее корону. Аллегорический портрет – разновидность костюмированного портрета, в котором образ портретируемого представлен в форме аллегории. Костюмированный портрет – портрет, в котором человек представлен в виде аллегорического, мифологического исторического, театрального или литературного персонажа.
В данной же работе автором описывается творческий проект на тему «Аллегорический женский портрет», выполненный учащимися Школы искусств города Сыктывкара в технике граттажа. Костюмированный портрет — человек представлен в виде аллегорического, мифологического исторического, театрального или литературного персонажа. «аллегорический семейный портрет» («Семейный портрет») — картина фламандского художника Якоба Йорданса из собрания Государственного Эрмитажа.
Целью данного параграфа является анализирование проведенных занятий на тему «Аллегорический женский портрет. Портрет, в котором человек представлен в виде какого-либо аллегорического, мифологического исторического, театрального или литературного персонажа называюткостюмированным. Автор проекта считает, что добился поставленной цели, ведь в результате ученики выполнили замечательные работы на тему «Аллегорический женский портрет» (см.
Сравнительно небольшое количество портретов, как правило, парадных или декоративных— заказывалось для общественных помещений (учреждений, дворцов правителей), где их утверждающее, прославляющее, в конечном счёте идеологическое воздействие рассчитано было на большое количество зрителей». Эта трактовка отражает собственное мировоззрение мастера, его эстетическое кредо ит. д. Действительно, первое определение, которое хочется дать картине – это величественная. В противном случае я не заплачу Вам за неё ни фартинга».
Предпочительные форматы портрета в станковой живописи меняются на протяжении времени. «После лица и глаз руки портретируемого много могли рассказать о нём зрителю. Затем происходит «разворачивание» модели в сторону зрителя: композиционный симптом становления жанра европейского портрета в эпоху раннего Возрождения называют Выход из профиля в фас4.
Этим же целям служили и живописные файюмские портреты, выполненные в техникеэнкаустики (восковой живописи) в I- IV вв. С другой стороны из-за этого возникают чёткие объективные ограничения в трактовке образа человека (как, например, у Антропова). Предпочительные форматы портрета в станковой живописи меняются на протяжении времени.
Рокотова (см. Это изменение, появление «современного», антропоцентричного словоупотребления, которое проводит чёткую черту между человеком и иными созданиями, возможно, обозначает конец типичного феодального «симбиоза» между человеком и животными. Так нередко бывало на ранних стадиях развития иллюзионистического портрета»69.
Носители подобного метода, обладая целостным видением, не могут углубляться во внутренний мир модели (даже если модель и ситуация провоцирует к этому), так как рискуют потерять почву под ногами. Именно вот таким образом портреты, выполненные с одного и того же человека разными художниками, могут абсолютно различаться по передаче внутреннего мира. Портретист XVIII века Латур в одном из своих писем делился эмоциями: «Сколько нужно сосредоточенности, умения комбинировать, сколько тягостных поисков, чтобы суметь сохранить единство движения, несмотря на изменения, которые происходят в лице, во всех формах от колебания мыслей, от чувств души а ведь каждое изменение создает новый портрет, не говоря о свете, который постоянно меняется и заставляет изменяться тона цветов в соответствии с движением солнца и времени». Такое постижение происходит только в акте эмпатии (перевоплощения) в процессе слияния Я модели и Я автора.
Альфонс Доде, глядя на это с другой стороны, обобщает: «художник, обладающий длинным носом, стремится удлинить носы во всех портретах, которые он пишет». Это изменение, появление «современного», антропоцентричного словоупотребления, которое проводит чёткую черту между человеком и иными созданиями, возможно, обозначает конец типичного феодального «симбиоза» между человеком и животными. «На чём основывают свою художественную оценку портрета, уничтожающую или одобрительную.
Иногда портретисты предоставляют своим моделям несколько набросков из которых заказчик выбирает приглянувшийся вариант позы (так делал, например, Джошуа Рейнольдс). Благодаря этому «рука» портретиста легко узнаётся в его работах. Не случайно одно из многочисленных прозвищ модерна – стиль женщин и цветов. Многие люди в детстве мечтали стать писателями – известными и востребованными. Душа, как правило, передаётся через выражение глаз, через взгляд, устремлённый на зрителя.
Рассматриваемый прием никогда не обозначает конкретно то, что демонстрирует. В ранний период развития портрета (например, западноевропейский средневековый портрет или Россия XVI века) изображается только голова или оплечное изображение, в котором лицо все равно является самым главным. Картина была обнаружена в пещере, недалеко от французского города Ангулем. Атрибуты, фон и костюм помогали отобразить весь диапазон качеств человека или его социальной группы. Программа предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач. Взгляните на портрет В. И.
В период классицизма в среде знатоков искусства выработалась даже антономическая пара оценочных терминов— «правда» (точное подражание натуре) и «лесть». В некоторых случаях можно говорить об идеализированной «маске», которой награждает художник всех своих моделей. Тут не только похожесть, но и документ: все морщинки и прыщики на месте. Обычно модели стремились к более благообразному виду.
Для нее являются приоритетными знания, умения, навыки техник печатной графики. Эта трактовка отражает собственное мировоззрение мастера, его эстетическое кредо ит. д. Если взгляд и движение направлены в одну сторону, модель кажется более спокойной.
Использование символических элементов— атрибутов, помещённых вокруг персонажа (включая знаки, домашние объекты, животных и растения) часто встречалось в портрете (особенно до наступления эпохи реализма).
Именно к такому сходству стремится художник. () Портреты способны зафиксировать человеческую жизнь начиная с младенчества до глубокой старости. То есть сюжет картины «Екатерина II – законодательница» не является воплощением фантазии одного только художника. В ранний период развития портрета (например, западноевропейский средневековый портрет или Россия XVI века) изображается только голова или оплечное изображение, в котором лицо все равно является самым главным. На полотнах художников нового направления женщина появляется гораздо чаще, чем мужчина. Сначала делается набросок, затем непосредственно рисунок.
Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий. А если просто похож.
Также портрету противопоказано комическое. Взгляд модели направлен на зрителя сверху вниз. В первой главе данной работы автором был рассмотрен стиль модерн, который стал последним воплощением идеалов романтизма в художественном творчестве и который проник почти во все сферы искусства в последнее десятилетие ХIХ века. Помещая в область сюжета один или несколько аллегорических символов, художник достигает настоящей философской концепции, которая тем более ярче воспринимается человеком, когда выражена при помощи прекрасных внешних образов. Кроме того, мимика и жесты рук попросту позволяют налаживать контакт со зрителем, а отстранённое «древнеегипетское» лицо остаётся вещью в себе. Фон позволяет обозначить пространство как абстрактное.
Однако в различные периоды развития искусства эти успехи оказываются различными. Подобные художники достойны состояния, что они наживают. Единственным минусом данной работы автор считает очень маленькое количество часов, предоставленное для выполнения творческого проекта, вот таким образом самостоятельный поиск информации (предусмотренный в проектной деятельности) пришлось заменить на уже полностью сформированную презентацию, в которой было полностью изложена обучающая информация, последовательность выполнения предстоящей работы и примеры ожидаемого результата.
Да и весь характер стиля – женский: в нем ясно чувствуется желание нравиться. Своего рода «квинтэссенцией» классицизма является портрет Екатерины II в образе законодательницы – идеальный образ «просвещенной государыни», «первой гражданки Отечества», решенный в сугубо аллегорическом ключе.
Некоторые даже отмечают, что в традиционном портрете «надо показать человека таким, каков он есть, а не таким, каким желал бы его смерить художник своим традиционным аршином В портрете меньше, чем в других жанрах, допустимы всякого рода вольности и отступления, что иной раз выдаётся за изысканность вкуса и творческое новаторство», то есть портрет XX века, как не отвечающий данным требованиям, по большей части перестал являться настоящим портретом в том смысле, который вкладывали в это понятие на протяжении последних веков. Вместе с тем, многие рекламируемые в интернете «портреты маслом по фотографии» часто не пишутся кистями и красками, а производятся методом фотопечати. «Застывшие и широко открытые, они предназначены для восприятия безграничного мира как упорядочного космоса, где красота чувственная занимает своё определённое, отведённое ей место».
Данное «сходство— это подобие, но не тождество. Даля кисти В. Перова.
«В своём произведении, сознательно или бессознательно, художник должен слить воедино то единственное и неповторимое, что присуще облику индивидуальной модели, с тем умозрительным идеалом личности, который порождён его воображением». Первым, кто предложил употреблять термин «портрет» исключительно для «изображения (конкретного) человеческого существа», был Андре Фелибьен, друг Пуссена. Николай Евреинов отмечает, что у малокультурных народов существует суеверное предубеждение против портрета, основанное на вере, будто живая душа человека переходит в нарисованное изображение но на самом деле пленённой оказывается душа портретиста в миговом, минутном или часовом её переживании. 50 Благодаря этому «рука» портретиста легко узнаётся в его работах. Наконец, были покои в соответствии с модой времени специально предназначенные для портретов, портретные комнаты, где все стены сплошь завешивались изображениями царствующих особ, полководцев, великих мужей прошлого и настоящего (например известная комната в усадьбе Шереметева в Кускове, Военная галерея Зимнего дворца). Атрибуты выполняли роль подсказок, создавали подтекст, определяющий моральный, религиозный или профессиональный статус модели.
Тут не только похожесть, но и документ: все морщинки и прыщики на месте. Вместе с тем, многие рекламируемые в интернете «портреты маслом по фотографии» часто не пишутся кистями и красками, а производятся методом фотопечати.
Рисунки лиц усопших становились все более похожими на оригинал. Кто-то из критиков описал портрет так: «. В остальном же, художники создают такие картины, которые могут быть понятны обычному зрителю и свободно им трактоваться. В. Перов «Портрет Владимира Ивановича Даля»Другое важнейшее средство психологической характеристики – руки. А «взгляд, направленный, на зрителя, обращён ко всему человечеству»64.
Искусство – одно из интереснейших явлений в жизни общества, неотъемлемая часть человеческой деятельности играющая значительную роль в развитии не только отдельной личности, но и общества. Писатели, равно как и художники, довольно часто изображают лицо человека. С течением времени гендерная количественная разница постепенно сглаживается.
Аллегория – это примеры басен, написанных Крыловым. Аллегорический смысл изображения раскрывается благодаря атрибутам (сова, щит и шлем с трехцветными страусовыми перьями, металлический пояс с маской Медузы Горгоны) и латинской надписи на постаменте "Nullum numen abest" – "Никакая власть не чужда" (Начало фразы из Ювенала – Satires, X, 363). Жанровая принадлежность – натюрморт. «Художник-портретист не стремится к буквальному сходству. Иногда портретисты предоставляют своим моделям несколько набросков из которых заказчик выбирает приглянувшийся вариант позы (так делал, например, Джошуа Рейнольдс). «В каждом случае композиционные и колористические особенности полотен неодинаковы и меняются в зависимости от господствующего стилевого направления индивидуальности художника и запросов заказчика.
Некоторые даже отмечают, что в традиционном портрете «надо показать человека таким, каков он есть, а не таким, каким желал бы его смерить художник своим традиционным аршином В портрете меньше, чем в других жанрах, допустимы всякого рода вольности и отступления, что иной раз выдаётся за изысканность вкуса и творческое новаторство»28, то есть портрет XX века, как не отвечающий данным требованиям, по большей части перестал являться настоящим портретом в том смысле, который вкладывали в это понятие на протяжении последних веков. Парными (или pendant— пандан) называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту.
Скульптурные портреты в Новое время имеют мемориальную и памятную функцию и создаются реже живописных. Самая древняя попытка изображения лица человека насчитывает 27 тысяч лет. Их форма их движения и жесты, как они прикасаются к чему-нибудь или как они держат какой-нибудь предмет— всё это становится неповторимой частью индивидуального облика человека». «В своём произведении, сознательно или бессознательно, художник должен слить воедино то единственное и неповторимое, что присуще облику индивидуальной модели, с тем умозрительным идеалом личности, который порождён его воображением». Улыбка, тем не менее иногда появляется в портретах. В портрете, в том числе и фотопортрете (в отличие от обычной фотографии), объективному изображению реальных черт лица сопутствуют определённые отношения мастера и модели. Затем происходит «разворачивание» модели в сторону зрителя: композиционный симптом становления жанра европейского портрета в эпоху раннего Возрождения называют Выход из профиля в фас.
Трактовке костюма и окружающего модель пространства уделяется все больше внимания. Показано, что портрет Левицкого отличается от многих ему подобных. Погрудный срез и затеснённость обрезом картины создаёт впечатление максимальной приближённости к зрителю, крупного плана.
(Там, где на портрете модели смеются, жанр портрета находится на границе с другими жанрами— этюдом, эскизом, «жанром» ит. п. ). Отсутствие жестов также сосредотачивает внимание на нём. В результате 5-ти уроков (один урок в неделю) учащимися была проведена огромная работа по выполнению эскизов, подготовки формата для выполнения граттажа и собственно выполнения самой графической работы. Нейтральный фон не отвлекает внимания от лица.
Он добавлял и убавлял, но что— неведомо». Появление жанра – это ранний этап развития натюрморта. Что же нужно в портрете, чтобы он был произведением искусства, кроме простой похожести. Если фон глухой и непроницаемый тёмный, а голова трактована объёмной светотенью, возникает эффект «выталкивания» изображения в пространство зрителя26.
В «Эстетике» Гегель выразил точку зрения, которая стала одно время почти нормативной: он бушевал насчет «почти отталкивающе реалистичных портретов» и требовал, чтобы художник-портретист льстил своей модели, обращая меньше внимания на наружность и «показывая нам то, что подчеркивает общий характер субъекта и неизменные душевные качества». (Напомним, что в Средние века животные считались с точки зрения юридического права субъектами их могли вызывать на допрос, судить и пытать). Предпочтительные форматы портрета в станковой живописи меняются на протяжении времени. К тому же, каждый художник может создавать собственные аллегорические формулы и символы соответственно представлениям своего времени, что мы можем наблюдать, к примеру, в современной журнальной карикатуре.
Колонна и драпировка— традиционные атрибуты парадного портрета. В камерном портрете используется поясное, погрудное, поплечное изображение. Бесспорным является факт, что в XX веке, с наступлением эры нефигуративного искусства и кризиса личности, жанр портрета находится в упадке (подробнее см. : История портретного жанра в XX веке). В период классицизма в среде знатоков искусства выработалась даже антономическая пара оценочных терминов— «правда» (точное подражание натуре) и «лесть». Главным героем, а вернее, героиней нового направления в изобразительном искусстве стала женщина.
В портрете, в том числе и фотопортрете (в отличие от обычной фотографии), объективному изображению реальных черт лица сопутствуют определённые отношения мастера и модели. Если взгляд и движение направлены в одну сторону, модель кажется более спокойным. По числу изображений на одном холсте, помимо обычного, выделяют двойной и групповой портреты.
Например, Екатерина II сравнивала себя то с мудрой Минервой, то со справедливой Фемидой. Символов или аллегорий может быть бессчетное количество. А если просто похож.
При поступлении считалась портретом самого Йорданса и его семьи и с этой атрибуцией числилась в Эрмитаже вплоть до начала XX века. Для создания реального живописного портрета художники должны овладеть чувственным восприятием человека в окружающей его среде, а также овладеть мастерством реалистической живописи. Возможностей для творчества сколько угодно. Для этого требуется мастерство истинного творца.
Для этого художник использовал определённый фон— сельский или городской пейзаж, роскошный интерьер, что позволяло ему предоставить информацию о характере модели, её образе жизни и обозначить её статус.
Прямое внешнее сходство с портретируемым (фотография), как бы велико оно не было, ещё не доказательство художественного сходства. Такое постижение происходит только в акте эмпатии (перевоплощения) в процессе слияния Я модели и Я автора. Именно данный образ лежит в основе аллегории.
Аллегорический смысл изображения раскрывается благодаря атрибутам (сова, щит и шлем с трехцветными страусовыми перьями, металлический пояс с маской Медузы Горгоны) и латинской надписи на постаменте «Nullum numen abest» — «Никакая власть не чужда» (Начало фразы из Ювенала — Satires, X, 363). Так нередко бывало на ранних стадиях развития иллюзионистического портрета». Ведь литература – вещь сложная и здесь нужно много чему научиться. Такие похороны устраивались исключительно для знати. Часты случаи, когда фотопечать используется без ведома заказчика. В таком полотне пределы пространства картины не прочитываются в глубине и не совпадают с поверхностью холста (условной преградой между изображённым и реальным миром).
() В данном контексте скульптурный кумир, являясь отправной точкой размышлений, может рассматриваться и как своего рода материализация предмета переживаний, разъяснять и конкретизировать созданную живописными средствами обстановку»25. Подобные художники достойны состояния, что они наживают. От художников ожидалось, что они с помощью портрета могут приукрасить «натуру», сохраняя при этом с ней связь при помощи сходства. В «Эстетике» Гегель выразил точку зрения, которая стала одно время почти нормативной: он бушевал насчет «почти отталкивающе реалистичных портретов» и требовал, чтобы художник-портретист льстил своей модели, обращая меньше внимания на наружность и «показывая нам то, что подчеркивает общий характер субъекта и неизменные душевные качества».
Если взгляд и движение направлены в одну сторону, модель кажется более спокойным66. (Там, где на портрете модели смеются, жанр портрета находится на границе с другими жанрами— этюдом, эскизом, «жанром» ит. п. ). Аллегория (от древнегреческого «говорить иначе») – это иносказание, возможность выразить какое-нибудь отвлеченное понятие через конкретный образ. Низкий горизонт как бы возвышает, возвеличивает фигуру.
На выбор концепции портрета при заказе (большой/маленький, роскошный/лаконичный, парадный/интимный) влияла его функция, задача, которую возлагал на него заказчик, поскольку подавляющее число портретов предназначалось не для музеев, а для быта, повседневной жизни. Таким образом картина относится к жанру аллегорического портрета. Спесь и самовлюбленность воплощает петух. О. Кипренский «Портрет Евграфа Давыдова»Вот перед нами портрет гусара Евграфа Давыдова кисти Ореста Кипренского.
Бесспорным является факт, что в XX веке, с наступлением эры нефигуративного искусства и кризиса личности, жанр портрета находится в упадке12 (подробнее см. : История портретного жанра в XX веке). Улыбка, тем не менее иногда появляется в портретах. Почти все персонажи его произведений – животные.
Парными (или pendant— пандан) называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. В таком полотне пределы пространства картины не прочитываются в глубине и не совпадают с поверхностью холста (условной преградой между изображённым и реальным миром)27. Что же нужно в портрете, чтобы он был произведением искусства, кроме простой похожести.
Ведь искать похожести лучше всего в художественной фотографии. Особенностью парадных портретов Левицкого считается представление внутренней сути человека при общей торжественности картины. Автор портрета, как правило, не бесстрастный регистратор внешних и внутренних особенностей портретируемого: личное отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, его творческая манера накладывают на произведение зримый отпечаток. Эти аллегории возводили её имперское начало к самому Августу.
«Таким образом, возникает своего рода парадокс: модель хочет выглядеть не только по моде (иначе говоря, как все), но и как её законодательница, настаивая на том, что её я— лучшее из возможных»62. «Наиболее упрощённый способ внутренней характеристики изображаемого на портрете лица создавался введением на полотно деталей определённого антуража (например изображение полководца на фоне битвы) и очень скоро превратился в слишком легко распознаваемый код», пишет Ю. Лотман. 11 Каждый из поджанров портрета чётко определяется по атрибутам, написанным на полотне, а также по дополнительным признакам, — в частности, по такой, казалось бы, второстепенной детали, как фон. Модель может быть «заинтересована» в реакции зрителя, может рассчитывать на взаимопонимание и «настойчиво адресовываться зрителю» (жестами, см. Задача непростая, но фактор достоверности свидетельствует о мастерстве художника. Как и глаза, губы всегда что-то говорят». Гравюра часто использовалась для тиражирования известных живописных портретов.
О подобных портретах писал Джакомо Казанова: «редки и очень редки те, что идеально похожи и вместе с тем сообщают неуловимый оттенок красоты лицу, на них запечатленному. От этого изображённый человек кажется более задумчивым и спокойным. Карев). Он добавлял и убавлял, но что— неведомо»4445. Портрету противопоказаны аффекты (гнев, ярость, бурное веселье ит. д. )— сильное кратковременное чувство, связанное с активной двигательной реакцией. Чаще всего это портреты супругов.
Гращенков указывает, что в понятии «портретное сходство» порой синтезируются, а порой и спорят два начала— документальное и эстетическое. Таким образом, реалистические искания в портретном образе каждой конкретной эпохи имеют свои качественные особенности41. Хотя такая постановка иногда встречается, она остается нетипичной и является достаточно сильным художественным приемом, специально используемым художником, либо же используется для изображения монархов (как и Христос, сидящих на троне). Поза предполагает три ракурса: лицом (анфас), поворот три четверти в ту или другую сторону и в профиль. Фелибьен также предложил использовать термин «figure» для изображений животных, в то время, как слово «reprsentation» применялось для изображений растительных или неорганических форм, то есть растений и минералов.
Фелибьен также предложил использовать термин «figure» для изображений животных, в то время, как слово «reprsentation» применялось для изображений растительных или неорганических форм, то есть растений и минералов. Но дело ещё и в другой красоте: в красоте цвета, линий, композиции. В работе проанализирован яркий пример аллегорического портрета XVIII века – картина Левицкого «Екатерина II – законодательница в храме богини правосудия». Как правило, парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). Первым, кто предложил употреблять термин «портрет» исключительно для «изображения (конкретного) человеческого существа», был Андре Фелибьен, друг Пуссена. Портретист XVIII века Латур в одном из своих писем делился эмоциями: «Сколько нужно сосредоточенности, умения комбинировать, сколько тягостных поисков, чтобы суметь сохранить единство движения, несмотря на изменения, которые происходят в лице, во всех формах от колебания мыслей, от чувств души а ведь каждое изменение создает новый портрет, не говоря о свете, который постоянно меняется и заставляет изменяться тона цветов в соответствии с движением солнца и времени». 10 Таким образом, можно сформулировать, что портрет, в отличие от фотокарточки, является «сделанным» произведением искусства, на которое потрачено много времени и умственных усилий автора, благодаря чему по качеству и глубине передачи он будет намного более сложной и многоуровневой работой, гораздо лучше передающей личность. Стоить отметить, что в понятие «сходство» в различные исторические эпохи вкладывалось вполне различное содержание39: от магического двойника, в котором внешний облик увековечивается с максимальной достоверностью, до прекрасной маски, сквозь идеальные черты которой может проступать индивидуальность модели.
рисунок 1а), который особенно нравился императрице. Также портрету противопоказано комическое. В египетском государстве происходило обожествление усопших. Так, если художник творил в тот период, когда индивидуальность подчинялась ремесленно-корпоративному единству, это являлось определённой гарантией успеха в создании портрета в условиях неразвитости культуры данного жанра.
В некоторых случаях можно говорить об идеализированной «маске», которой награждает художник всех своих моделей. Внимательно разглядывали и не могли увидеть разность. В зрелом искусстве Нового Времени используется пространственное построение «снаружи», от зрителя— от одной поверхности к другой для барокко характерен эффект бесконечности пространства, который создаётся тем, что пространственное построение идёт изнутри, навстречу к зрителю.
Упоминается о важной роли языка тела модели: «важнейшей портретной проблемой для живописца (а также и скульптора, графика, литератора) является передача человеческого лица и его рук. Упоминается о важной роли языка тела модели: «важнейшей портретной проблемой для живописца (а также и скульптора, графика, литератора) является передача человеческого лица и его рук.
Становлениереализмав искусствепередвижниковотразилось и на искусстве портрета.
В Новое время портреты, выполненные более дешёвыми и менее трудозатратными средствами (сначала карандаш и акварель, затем гравюра, позже фотография) занимали нишу популярных и часто тиражируемых портретов, существуя параллельно с живописными. «Наиболее упрощённый способ внутренней характеристики изображаемого на портрете лица создавался введением на полотно деталей определённого антуража (например изображение полководца на фоне битвы) и очень скоро превратился в слишком легко распознаваемый код», пишет Ю. Лотман. В западноевропейской живописи профильный портрет является наиболее ранним.
Для портрета не характерно выражение сильных чувств, т. к. Учащимся оставалось, следуя последовательности, выполнить данное задание. Размеры портрета определяют его вид. Этот смысл несет изображение черепа на картине.
Однако в различные периоды развития искусства эти успехи оказываются различными. В западноевропейской живописи профильный портрет является наиболее ранним. Художники создают портреты по заказу— для частных людей и общественных организаций или же вдохновлённые собственным интересом или привязанностью к модели. Кроме того, на ощущения зрителя от портрета влияет разница в социальном положении между моделью и художником— мастер определённой стадии развитии общества отражает социальную дистанцию, черты сословной принадлежности. С ослом всегда ассоциируется упорство, неграмотность и тупоумие.
Гращенков пишет, что изображение рук— одно из важнейших средств психологической характеристики. Достаточно ли этого. Изображение может быть погрудным, поколенным, поясным или во весь рост. Наибольших вершин портрет достигает в период веры в возможности человека, его разума, его действенной и преобразующей силы. 10 «Портрет в своей современной функции— порождение европейской культуры нового времени с её представлением о ценности индивидуального в человеке, о том, что идеальное не противостоит индивидуальному, а реализуется через него и в нём». 11 Именно вот таким образом жанр находится в упадке в XX веке: «как может он процветать, когда мы полны стольких сомнений в себе. »12 Периодами расцвета портрета считаются римский скульптурный портрет, портрет эпохи Возрождения, XVII и 2-й половины XVIII веков. Вот таким образом человек понимает, что под тропом имеется в виду совершенно не то, что изображено.
Программа «Печатная графика» И. В. «В сопоставлении человека и скульптуры содержится намёк на духовную связь между ними.
Существуют многие разновидности портрета. Альфонс Доде, глядя на это с другой стороны, обобщает: «художник, обладающий длинным носом, стремится удлинить носы во всех портретах, которые он пишет». Дело заключается не в том, чтобы произведение напоминало оригинал (в таком случае изображение можно назвать «буквальным»), а в том, чтобы чувства, возбуждаемые произведением, напоминали чувства, вызываемые оригиналом (это уже «эмоциональное» изображение). «Огромные возможности портретного искусства давно осознаны и прочувствованы человечеством.
«Огромные возможности портретного искусства давно осознаны и прочувствованы человечеством. Автор программы очень кратко формулирует цели и задачи. В связи с этим появилась целая доктрина аллегорических символов и образов. Можно научиться передаче сходства с моделью, но при этом не приобрести способности к выражению её характера – добиться этого гораздо труднее. После этого файл записывается и пускается на печать (на холсте и красками имитирующими масло). Ведь искать похожести лучше всего в художественной фотографии.
С другой стороны из-за этого возникают чёткие объективные ограничения в трактовке образа человека (как, например, у Антропова). Также на достижение сходства влияли и сторонние факторы. Именно вот таким образом картину можно назвать шедевром русской живописи. Аллегория (от др. -греч. По характеру изображения выделяются две основные группы:парадныеикамерные портреты.
Более профессиональный художник владеет соотношениями между объёмно-пространственным изображением человека и линейно-ритмическим построением полотна и создаёт силуэт модели так, чтобы тот находится с большим соответствием с положением фигуры в пространстве в то время как более «слабый» мастер создаёт произведения, в которых линейно-силуэтное начало обладает почти самодовлеющей декоративной орнаментальностью. Прямое внешнее сходство с портретируемым (фотография), как бы велико оно не было, ещё не доказательство художественного сходства. Глаза— один из наиболее выразительных знаков, поскольку передаёт важнейшее из пяти чувств. «На портрете человек молчит, но это красноречивое молчание.
Также на достижение сходства влияли и сторонние факторы. Екатерина не позировала Левицкому, это подтверждают камер-фурьерские журналы. Появился принцип мумифицирования, а затем и портретирования.
Осанка также является важным способом подчеркнуть индивидуальность модели. Для портрета характерен одушевлённый покой». Использование символических элементов— атрибутов, помещённых вокруг персонажа (включая знаки, домашние объекты, животных и растения) часто встречалось в портрете (особенно до наступления эпохи реализма).
Некоторые, например, Ганс Гольбейн Младший, рисовали с натуры только лицо, остальную часть полотна выполняя уже без позирующей модели. «Художник-портретист не стремится к буквальному сходству. Модель, заказывая портрет, обычно точно представляет, что ей нужно.
В таких портретах не может быть обыденных приземлённых ситуациях даже в самых камерных интимных изображениях. К тому же «взгляд, направленный, на зрителя, обращён ко всему человечеству» (А. Для начала поговорим об аллегории. В Римской империи портреты императора были обязательным атрибутом судебных процедур, обозначая присутствие собственно правителя на заседании. В этой портретной разновидности присутствуют элементы театральности.
Фон позволяет обозначить пространство как абстрактное. Позже (тоже в пещерах) на Балканах и в Италии стали появляться более четкие и определенные изображения, среди которых преобладали лица, нарисованные в профиль. «В сопоставлении человека и скульптуры содержится намёк на духовную связь между ними. «Таким образом, возникает своего рода парадокс: модель хочет выглядеть не только по моде (иначе говоря, как все), но и как её законодательница, настаивая на том, что её я— лучшее из возможных».
Портрет – слово французского происхождения (portrait), означающее изображать. В большинстве случаев это приводит к тому, что модель изображается с серьёзным выражением лица, лишь изредка— с небольшой улыбкой. Весь процесс его создания учит умению вести работу целенаправленно, целостно ее воспринимать, осознанно подходить к работе в материале. «Застывшие и широко открытые, они предназначены для восприятия безграничного мира как упорядочного космоса, где красота чувственная занимает своё определённое, отведённое ей место».
Вот таким образом можно утверждать, что аллегория – это выражение символа. В 1902 году был опубликован каталог картинной галереи, составленный старшим хранителем Императорского Эрмитажа А. И. Сомовым, в котором прежняя атрибуция персонажей была отвергнута и картина стала числиться как «Семейный портрет»3, впоследствии название было уточнено как «Аллегорический семейный портрет»4, дабы избежать путаницы с другой картиной Йорданса «Автопортрет с родителями, братьями и сёстрами», для краткости часто также называемой «Семейный портрет». Но дело ещё и в другой красоте: в красоте цвета, линий, композиции. Модель, заказывая портрет, обычно точно представляет, что ей нужно.
Когда говорится, что портрет похож на портретируемого имеется в виду, что зритель, глядящий на портрет, «чувствует, будто» находится в присутствии этого человека. Портретная живопись имеет разнообразные функции. Артур Шопенгауэр обсуждает вопрос того, что животные по своей сути не могут быть портретируемы— «у животных есть только родовой характер, а не индивидуальный». При этом учебники по рисунку предупреждают, что порой случается так, что художник, натренировавшись в передаче сходства с моделью, может при этом отнюдь не приобрести способности к выражению её характера— ведь добиться физического сходства в рисунке гораздо проще, чем выразить внутреннюю сущность человека. 49 Об этой опасности не стоит забывать: «натуралистически остро переданная внешность может остаться простой маской, за которой нет ничего индивидуально-духовного. В зрелом искусстве Нового Времени используется пространственное построение «снаружи», от зрителя— от одной поверхности к другой для барокко характерен эффект бесконечности пространства, который создаётся тем, что пространственное построение идёт изнутри, навстречу к зрителю.
Существует несколько отличительных признаков фотопечати: отсутствие или незначительность фактуры мазков (последнее наблюдается в ситуациях, когда поверх напечатанного полотна кладутся несколько мазков для создания впечатления написанной картины), ограничение по размерам (ширина холста, которую способны пропускать печатные машины, ограничена), ровные края живописного слоя (края холста не будут иметь брызг, подтёков, неравномерную линию обрыва). Иногда дополнительно используется ступенька на первом плане (порой едва заметная), которая показывает, что модель находится в некой высшей сфере, отделённой от зрителя. Но позже на деле все оказывалось гораздо сложнее. С течением времени гендерная количественная разница постепенно сглаживается.
Он писал портрет уродливой женщины у неё было в точности такое лицо, как он изобразил на холсте и, несмотря на то, на портрете она всем казалась красавицей. От этого изображённый человек кажется более задумчивым и спокойным. И, конечно же, портретный жанр даёт возможность узнать тот идеал личности, который был характерен для того времени. Именно вот таким образом оно не могло развиваться свободно. Когда говорится, что портрет похож на портретируемого имеется в виду, что зритель, глядящий на портрет, «чувствует, будто» находится в присутствии этого человека. портреты императоров Константина и Феодосия II).
Глаза— один из наиболее выразительных знаков, поскольку передаёт важнейшее из пяти чувств. Это создается именно благодаря пространственному решению. Нейтральный фон не отвлекает внимания от лица.
Монументальная эффектная композиция, крупные формы и яркие краски подчеркивают декоративный характер картины, предназначавшейся для украшения дворцовых интерьеров. Заказчиком данного портрета был канцлер А. А. Безбородко. Отсутствие жестов также сосредотачивает внимание на нём. Рисунок лица человека на портрете – это одно из самых сложных направлений в живописи.
Мастер кисти должен передать характерные признаки внешности, эмоциональное состояние, внутренний мир позирующего. На выбор концепции портрета при заказе (большой/маленький, роскошный/лаконичный, парадный/интимный) влияла его функция, задача, которую возлагал на него заказчик, поскольку подавляющее число портретов предназначалось не для музеев, а для быта, повседневной жизни. Портрету противопоказаны аффекты (гнев, ярость, бурное веселье ит. д. )— сильное кратковременное чувство, связанное с активной двигательной реакцией. Как будто в портрете играет главную и самодовлеющую роль не сам портрет, не изображение, а живой оригинал, стоящий позади», пишет Борис Виппер. 38 Гращенков добавляет, что чем сильнее художественное обаяние этого «сходства», тем меньше потребность в сличении портретного изображения с подлинником, так как зритель верит художнику, что человек был именно таким. Внимательно разглядывали и не могли увидеть разность.
В таких случаях, после того, как заказчик присылает свою фотографию, подобный «портретист» запускает компьютерную программу обработки изображений и открывает ней ряд заготовок с позами, куда копирует с фотографии лицо, голову или же туловище целиком, в зависимости от заказа. Часты случаи, когда фотопечать используется без ведома заказчика. Но при этом художник скорее преследовал коммерческий замысел, так как идея картины была придумана не им, а была заказана канцлером Безбородко. Лицо и руки передают нам практически всю информацию о конкретном человеке. Если сравнивать это произведение с другими аллегорическими портретами (например, портрет Стефано Торелли (см рисунок 2), то он отличается по многим параметрам: краски на картине Левицкого более яркие и насыщенные, в то время как у других цвета более блёклые у Левицкого Екатерина является единственным и главным действующим лицом, у Торелли же она является центральным, но не единственным персонажем у первого Екатерина не теряет своего человеческого облика, когда как на другом портрете она больше похожа на богиню, чем на себя. Савельевой рассчитана на определенный возраст детей (от 13лет), что предполагает ее применение в системе дополнительного и в системе специального образования. В аллегорию закладывается переносный смысл.
Древний художник обозначил основные линии глаз, носа, рта. Наконец, были покои в соответствии с модой времени специально предназначенные для портретов, портретные комнаты, где все стены сплошь завешивались изображениями царствующих особ, полководцев, великих мужей прошлого и настоящего (например известная комната в усадьбе Шереметева в Кускове, Военная галерея Зимнего дворца). Ребята не только научились работать в этой технике, но и вести последовательную работу над проектом. Существует несколько отличительных признаков фотопечати: отсутствие или незначительность фактуры мазков (последнее наблюдается в ситуациях, когда поверх напечатанного полотна кладутся несколько мазков для создания впечатления написанной картины), ограничение по размерам (ширина холста, которую способны пропускать печатные машины, ограничена), ровные края живописного слоя (края холста не будут иметь брызг, подтёков, неравномерную линию обрыва)29. На портрете человек обычно не действует, не говорит.
От художников ожидалось, что они с помощью портрета могут приукрасить «натуру», сохраняя при этом с ней связь при помощи сходства. Жанр литературного портрета достаточно сложен.
Композиция картины в целом имеет не меньшее значение. Во-вторых, картина не обладает динамичностью, что свойственно портретам. Трактовке костюма и окружающего модель пространства уделяется все больше внимания.
Если фон глухой и непроницаемый тёмный, а голова трактована объёмной светотенью, возникает эффект «выталкивания» изображения в пространство зрителя. Существует мнение (например, Е. М. Кукина), что Левицкий опирался на портрет известного художника Ф. С. В портретах художники достигли значительного совершенства. () В данном контексте скульптурный кумир, являясь отправной точкой размышлений, может рассматриваться и как своего рода материализация предмета переживаний, разъяснять и конкретизировать созданную живописными средствами обстановку». Хотя такая постановка иногда встречается, она остается нетипичной и является достаточно сильным художественным приемом, специально используемым художником, либо же используется для изображения монархов (как и Христос, сидящих на троне).
В Новое время портреты, выполненные более дешёвыми и менее трудозатратными средствами (сначала карандаш и акварель, затем гравюра, позже фотография) занимали нишу популярных и часто тиражируемых портретов, существуя параллельно с живописными. Благодаря такому слиянию модель на портрете выглядит как если бы она в действительности была живая», «портрет— плод духовного coitusa оригинала с художником». Благодаря такому слиянию модель на портрете выглядит как если бы она в действительности была живая»4, «портрет— плод духовного coitusa оригинала с художником»50.
Кроме того, мимика и жесты рук попросту позволяют налаживать контакт со зрителем, а отстранённое «древнеегипетское» лицо остаётся вещью в себе. Носители подобного метода, обладая целостным видением, не могут углубляться во внутренний мир модели (даже если модель и ситуация провоцирует к этому), так как рискуют потерять почву под ногами. Осанка также является важным способом подчеркнуть индивидуальность модели.
Для автора дипломной работы стала интересна программа «Изобразительное творчество» Н. В. Гросула. () Портреты способны зафиксировать человеческую жизнь начиная с младенчества до глубокой старости. Написать небольшой рассказ, а тем более объемный роман, совсем не просто. При помощи аллегории художник добивается осмысленной глубины своего произведения. А медведь, наоборот, стал олицетворением мощи, недалекости и добродушия.
После этого файл записывается и пускается на печать (на холсте и красками имитирующими масло). Таким образом, можно сформулировать, что портрет, в отличие от фотокарточки, является «сделанным» произведением искусства, на которое потрачено много времени и умственных усилий автора, благодаря чему по качеству и глубине передачи он будет намного более сложной и многоуровневой работой, гораздо лучше передающей личность. Описывать нужно избегая поверхностных формулировок. «Портрет в своей современной функции— порождение европейской культуры нового времени с её представлением о ценности индивидуального в человеке, о том, что идеальное не противостоит индивидуальному, а реализуется через него и в нём». Артур Шопенгауэр обсуждает вопрос того, что животные по своей сути не могут быть портретируемы— «у животных есть только родовой характер, а не индивидуальный». Эстамп расширяет возможности плодотворной самореализации учащихся. Гращенков указывает, что в понятии «портретное сходство» порой синтезируются, а порой и спорят два начала— документальное и эстетическое. Николай Евреинов отмечает, что у малокультурных народов существует суеверное предубеждение против портрета, основанное на вере, будто живая душа человека переходит в нарисованное изображение но на самом деле пленённой оказывается душа портретиста в миговом, минутном или часовом её переживании.
Гращенков добавляет, что чем сильнее художественное обаяние этого «сходства», тем меньше потребность в сличении портретного изображения с подлинником, так как зритель верит художнику, что человек был именно таким. Достаточно ли этого.
В целом автор дипломной работы очень доволен результатами. Именно вот таким образом жанр находится в упадке в XX веке: «как может он процветать, когда мы полны стольких сомнений в себе. » Периодами расцвета портрета считаются римский скульптурный портрет, портрет эпохи Возрождения, XVII и 2-й половины XVIII веков. Выражение глаз, улыбки или, наоборот, нахмуренные брови, все нюансы должны быть отражены на полотне.
(Например, бедный Сезанн оставил 27 портретов жены, которую не очень любил). К примеру, понятие «сила» на языке аллегории изображается в образе льва, аллегорией мудрости служит видящая в темноте сова (чей разум бодрствует, когда все спят), справедливость или правосудие аллегорически изображаются в виде женщины с весами (это значит, что все «за» и «против» тщательно взвешиваются) и повязкой на глазах (то есть суд беспристрастный, невзирая на лица, для всех без исключения). От того, насколько тщательно выписаны черты лица, зависит успех картины. — иносказание) — условное изображение абстрактных идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога. Как троп аллегория используется в стихах, притчах, моралите.
В таких случаях, после того, как заказчик присылает свою фотографию, подобный «портретист» запускает компьютерную программу обработки изображений и открывает ней ряд заготовок с позами, куда копирует с фотографии лицо, голову или же туловище целиком, в зависимости от заказа. Так, женщину с весами (Фемиду) в изобразительном искусстве принято воспринимать как символ правосудия. его взгляд выражает спокойствие: он свое дело сделал. «На портрете человек молчит, но это красноречивое молчание. А затем копирование лица ушедшего в мир иной заменили на маску.
Недаром говорят, что глаза— зеркало души человека, а руки— зеркало его тела». Стоить отметить, что в понятие «сходство» в различные исторические эпохи вкладывалось вполне различное содержание: от магического двойника, в котором внешний облик увековечивается с максимальной достоверностью, до прекрасной маски, сквозь идеальные черты которой может проступать индивидуальность модели. Дело заключается не в том, чтобы произведение напоминало оригинал (в таком случае изображение можно назвать «буквальным»), а в том, чтобы чувства, возбуждаемые произведением, напоминали чувства, вызываемые оригиналом (это уже «эмоциональное» изображение).
Гравюра часто использовалась для тиражирования известных живописных портретов. Чаще всего шло обращение именно к греческой и римской мифологии. На портрете человек обычно не действует, не говорит. От этого изображённый человек кажется более задумчивым и спокойным. Многие из них были связаны с магией: похожее изображение человека являлось заместителем данного человека. К жанру портрета относятся:поясной портрет, бюст (в скульптуре), портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа.
Человек освобождается от страсти, случайного настроения, погружён в мысли. Трактовке костюма и окружающего модель пространства уделяется все больше внимания.
Лучшее, что дошло до нас от искусства XVIII века – это портреты и пейзажи. Важнейшей частью искусства графики остается эстамп. Лицо и руки передают нам практически всю информацию о конкретном человеке.
«После лица и глаз руки портретируемого много могли рассказать о нём зрителю. Как и глаза, губы всегда что-то говорят». Именно к такому сходству стремится художник. До некоторой степени это получается путём буквального изображения натуры, однако за этой гранью эффект достигается благодаря искусному отступлению от буквального изображения.
Чаще всего это портреты супругов. Действительно, мы можем найти некоторое сходство картин портретистов (см.
Они отражали характер и индивидуальность конкретного человека. (Напомним, что в Средние века животные считались с точки зрения юридического права субъектами их могли вызывать на допрос, судить и пытать). Сравнительно небольшое количество портретов, как правило, парадных или декоративных— заказывалось для общественных помещений (учреждений, дворцов правителей), где их утверждающее, прославляющее, в конечном счёте идеологическое воздействие рассчитано было на большое количество зрителей». Модель может быть «заинтересована» в реакции зрителя, может рассчитывать на взаимопонимание и «настойчиво адресовываться зрителю» (жестами, см.
Особое значение при этом имеет выбранный художником стиль. А «взгляд, направленный, на зрителя, обращён ко всему человечеству».
«На чём основывают свою художественную оценку портрета, уничтожающую или одобрительную. В 1902 году был опубликован каталог картинной галереи, составленный старшим хранителем Императорского Эрмитажа А. И. Сомовым, в котором прежняя атрибуция персонажей была отвергнута и картина стала числиться как «Семейный портрет», впоследствии название было уточнено как «Аллегорический семейный портрет», дабы избежать путаницы с другой картиной Йорданса «Автопортрет с родителями, братьями и сёстрами», для краткости часто также называемой «Семейный портрет». Например, лиса является воплощением лживости, лести, хитрости и наглости. В ранний период развития портрета (например, западноевропейский средневековый портрет или Россия XVI века) изображается только голова или оплечное изображение, в котором лицо все равно является самым главным. Более профессиональный художник владеет соотношениями между объёмно-пространственным изображением человека и линейно-ритмическим построением полотна и создаёт силуэт модели так, чтобы тот находится с большим соответствием с положением фигуры в пространстве в то время как более «слабый» мастер создаёт произведения, в которых линейно-силуэтное начало обладает почти самодовлеющей декоративной орнаментальностью.