Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет. А любовь. В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. В театре Бернар Альфонс работал шесть лет. Оформлял плакаты, календари, афиши, модные журналы, визитные карточки и даже ресторанные меню.
В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи». Муха остался без средств к существованию. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию.
В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника. В 1895 г. Муха примкнул к объединению символистов «Салон ста». Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет. Его масляные рисунки стали трафаретом для иллюстраций, выполненных техникой ксилографии: когда зеркальное изображение рисунка перекладывается на деревянную основу и покрывается краской, а затем его оттиск переносят на бумагу (или ткань).
В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико». В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы». С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением. И это, наверное, ярчайшая черта Мухи как творца: в нем не было болезненного честолюбия, свойственного многим творческим личностями, которые считают свой талант столь великим, что не хотят «разбазаривать» его на мелочи – они готовы писать лишь монументальные полотна, а за «мелкую», коммерческую работу берутся лишь нехотя и исключительно из материальных соображений.
Однако финансовые дела графа ухудшились и Муха остался без средств к существованию. Популярность художника оглушила весь Париж.
Произведения дышат спокойствием и негой. Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Обращение к великим людям и великим событиям не только германского, но и общеевропейского прошлого обогатило художника ценным опытом, который впоследствии пригодился ему при работе над своим самым знаменитым творением— «Славянской эпопеей». Он задумывает написать монументальные полотна, на которых изображает историю славянских народов.
Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело. Если бы не подлинник работы автора, выдающий способ ее создания, то зритель мог бы с уверенностью утверждать, что «Лето» написано акварелью или гуашью на бумаге или картоне. Это событие побудило его заинтересоваться историейславян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». Посетители узнают и детали личной жизни автора.
Выполнен он был в технике многокрасочной литографии. Несколько раз посетил США, где работал, как художник и педагог. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси».
Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера. Но плакат «Жисмонда» был гораздо интереснее. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. На нем было изображение актрисы во весь рост.
«Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров. Художник родился в 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия), в семье чиновника и дочери зажиточного мельника, с ранних лет он увлекался рисованием и проводил за этим занятием все часы досуга. Исполнен он преимущественно в золотых тонах. Листва уже начинает сохнуть, осока приобретает размытую дряхлость зелени. Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже». В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой.
Является единственным официальным музеем художника. Этим рекламным плакатом были заклеены все заборы Парижа.
Но судьба благосклонна к гению. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров—Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу. Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). У неё две дочери.
От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве. Все умирает от жары Палитра «Лета» теплая с примесью холодной мяты. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа. Обе постройки расположены на главной площади и немного грустно смотрят друг на друга.
После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину. Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898). От заказов не было отбоя. Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно. Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории». Ярмила Муха-Плоцкова родилась в Праге в 1950 году, является выпускницей пражского Факультета архитектуры и Академии изящных искусств.
В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге. «Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках. Яркий пример его работы в этом направлении – обложка «Petit Francais illustre». Работа была закончена в 1928 году, но, поскольку тогда в Праге не было места для хранения и демонстрации столь масштабных полотен, Славянская эпопея сначала демонстрировалась во Дворце Ярмарок, а после войны была помещена в одном из моравских замков. Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе.
После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж. Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары. Позже у них рождаются две дочери и сын. Но важнее всего то, что эти композиции, с их захватывающими декоративными мотивами, с их неистощимым изобилием живописно – орнаментальных элементов и изысканностью каллиграфически прорисованных линий, обладали силой, способной сформировать стиль. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. Поводов находилось предостаточно. Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского.
«Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Лорензачио» — все эти плакатные афиши изображавшие Бернар, были популярны не меньше «Жисмонды». Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин.
К 27 декабря 1894 года плакат был готов. От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя. Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов.
Чувствуется грусть и в работах, которые Муха посвятил родному городу. В настоящее время она живет в Чехии. Сначала они «знакомятся» с его искусством, а имея наглядное представление о художественных талантах мастера, переходят в третий зал.
Рисунок плоский, без выявляющей объём штриховки, но очень декоративный. Произведение Альфонса Мухи, «Лето», является образцом виртуозной техники плоской печати. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн — Общественного дома, отелей «Европа» и «Империал», создаёт эскиз главного витража достраиваемого Собора святого Вита. Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно. Большими длинными листами (2266795 мм) были заклеены все стены и заборы Парижа.
Краски ложатся прозрачно, словно замешаны на воде. В цикл «Славянская эпопея» вошли произведения, посвященные различным вехами истории славянских народов: например, отмене крепостного права на Руси, коронованию царя Стефана Душана, проповеди магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле и другим.
Альфонс Муха (1860—1939гг), – выдающийся чешскийхудожник, театральныйхудожник иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «модерн». Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем, его произведения дышат спокойствием и негой. Художественное образование получил в Брно. Образы меняются от картины к картине до той поры, пока и в жизни и в творчестве художника не остается только одна женщина – Мария Хитилова, его ученица, супруга и муза. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Далее театр заключил с ним контракт сроком на шесть лет. Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью. Приведем краткое описание картины. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём.
Интересна история внучки Мухи. Подобную технологию используют ювелиры при создании коллекций с эмалью или глазурью. Мария Хитилова стала постоянной натурщицей Мухи и на многих картинах легко угадываются её черты. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде.
Пекло уходит на нет, небо сереет, а облака окрашены пурпуром уходящего светила. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Его мастерская находится над кондитерской мадам Шарлотты (в течение некоторого времени он делил её сВан Гогом). Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку». Во время спектакля художник набросал в альбоме эскизы будущей афишы.
Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать». В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»7. Она захотела познакомиться лично с автором афиши. Только в 2011 году картины в несколько этапов перевезли в Прагу в Национальную Галерею.
В 1928 году он заканчивает свой титанический труд над «Славянской эпопеей» и дарит картины Праге. В 1906 году мастер женится на Марии. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX – XX столетий «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников – графиков и дизайнеров.
Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества. Муха был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной.
Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию. Здесь опять-таки кроется отсылка к языческому мироощущению, не говоря уже о фоновых изображениях с использованием мифических существ. Эти картины кажутся гораздо более зрелыми и академичными по сравнению с предыдущими работами мастера, но, тем не менее и тут ощущается его неповторимый стиль – возможно, за счет «округлости», отсутствия резких линий и углов. До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров.
Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Будучи не только живописцем, но и прекрасным ювелиром, Альфонс Мариа Муха, реализовал свои знания в подаче печатных картин. Водная стихия зеркальна и сливается с горизонтом. Наконец, Альфонс Муха под Рождество 1894 года получил судьбоносный заказ – сделать афишу на премьеру спектакля «Жисмонда», в котором играла великолепная Сара Бернар. На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев». Выполнение этого заказа несомненно повлияло на дальнейшее творчество художника, когда он работал над главным трудом своей жизни – «Славянской Эпопеей».
У него также появилась возможность устраивать персональные выставки. Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами. Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи». Дальше – больше. В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц. Однако, в том же1887годуграф Куэн-Беласси покончил с собой. Карие глаза полны усталости и спокойствия послеобеденной сиесты. Он оттачивал свой талант в различных интерпретациях.
После того как театр сгорел, Альфонс вынужден был переехать в чешский город Микулов, где писал портреты местных дворян. Там он познакомился с графом Куэн-Беласи (Khuen von Belassi) — человеком, сыгравшим в его жизни очень важную роль. Лето опустила босые ступни в прохладу воды. У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея». Женщины на его картинах выглядят как нимфы, какие сказочные персонажи.
Околдовала ли Муху Сара Бернар так же, как и плеяды многих других мужчин. В1895годуМуха входит в кругсимволистов«Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художникиБоннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэтыВерлен, Маллармеи другие. Уже в школьном возрасте начал рисовать, а после окончания гимназии решил поступать в Прагу в Академию художеств. До «Жисмонды» у Сары Бернар был всего один достойный внимания плакат, выполненный швейцарским декоратором Грассетом — «Жанна дАрк».
Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним. Вдохновляющие, прекрасные женщины, которые были изображены на картинах Мухи, тиражировались тысячами в плакатах, открытках и даже игральных картах. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси».
Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. Наконец его таланту отдали должное в Вене и пригласили работать художником театральных декораций в мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт. Она является символом бесконечности, цикличности и все того же женского начала.
Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года. Так, она якобы не знала, кто был отцом её единственного сына и к негодованию добропорядочных дам называла его «плодом прекрасного недоразумения». Геральдическое рыцарствоЗа время шестилетнего сотрудничества между актрисой и Альфонсом возникли тёплые приятельские отношения, о чём свидетельствует их переписка. Муха познакомился с Хитиловой в Париже, женился на ней в возрасте 45 лет, его возлюбленная была на 20 лет его моложе. Он рисовал афиши для различных театральных постановок. Это сладкий фруктовый привкус на языке, такой сочный и липкий. В 1900году Муха принимает участие в отделке павильона Боснии и Герцеговины на Всемирной выставке в Париже.
Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику. Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой. Муха остался без средств к существованию.
Судьбоносной стала встреча художника с актрисой Сарой Бернар. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже.
Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. Богиня сцены была в восхищении от работы молодого дарования и было отчего. В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов. Первая его знаменитая работа касается библейской истории – это «Сусанна и старцы». «Госпожа Сара Бернар как бы создана для изображения удрученного скорбью величия.
Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. Муха получил заказ через владельца типографии де Бруноф, с которым отправился в театр «Ренессанс». Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Во всем виновата она, героиня сюжета. И что же делал Муха.
Его девица-Лето дерзка и капризна. Все рисунки отличались настроением и цветовой гаммой, которую тщательно подбирал Альфонс Муха. Он придумывал эскизы театральных костюмов и декораций, оформлял сцену и даже участвовал в режиссуре. В конце XIX века театр был центром светской жизни, о нем беседовали и спорили в салонах, в театре дамы демонстрировали новые туалеты и драгоценности, а мужчины демонстрировали дам — в общем, театр был пищей для вдохновения и сплетен. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». С его участием ставились «Гамлет», «Медея», «Дама с камелиями», «Тоска» и другие знаковые для театра спектакли по известным сложным сюжетам.
Продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене (1885–1887) и академии Р. Жюльена в Париже. С 1887–1922 г. Альфонс Муха жил в основном в Париже. Новые моменты в жизни связаны с Парижем. В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. Символично, что первым шагом Мухи к всемирной известности стало как раз создание афиши – это была афиша для Сары Бернар и ее театра «Ренессанс» к спектаклю «Жисмонда». На плакате во весь рост была изображена актриса.
Это было время творческих скитаний и поисков себя. Трудно понять, что за ветвь поддерживает томную деву. Но после пожара в «Рингтеатре» в1881году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городокМикулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы — жены графа) в моравском городе Грушовани. Так на свет появились его «La Femme Muchas» – образы томных и роскошных славянок, которые гениальный художник изображал в разных интерпретациях. Альфонс Муха родился в городкеИванчице (Айбеншютц) (чеш. Ivanice, нем. Eibenschtz) в ЮжнойМоравии, недалеко отБрно, в семье небогатого судебного чиновника Ондрея Мухи, отца шестерых детей от двух браков. Некоторые заказы были «подарком» судьбы, как например «Сцены и эпизоды из истории Германии», над которыми пришлось долго и кропотливо работать. А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих».
Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году. Великая актриса была очарована работой. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. Листья резные, а лианы, оплетающие руку женщины, напоминают дикий виноград.
Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Альфонс Муха родился и вырос в городке Иванчице в Южной Моравии, но свой величайший успех пережил в Париже. «Лето» выбивается из сезонной серии густотой красок и сочностью. В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров.
Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс». Изможденное жарой тело девицы выдает середину лета. Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах. Чтобы заполучить его, коллекционеры подкупали расклейщиков или срезали «Жисмонду» ночью с заборов. Отец устраивает сына писарем в суде, а в свободное время Альфонс Муха подрабатывает в театре.
В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемогособора Святого ВитавПражском Граде. Сверху над изображением на золотом фоне написано название пьесы — «GISMONDA». При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием.
На самом деле все вполне логично и гармонично. Одной из главных моментов на пути к славе было предложение от театра «Ренессанс», заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда», где главную роль исполняла Сара Бернар. Муха занимался декорированием графского замка и аристократ был очарован его работами.
К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага. Бернар вдохновляла поэтов и писателей, в неё влюблялись мужчины голубых кровей. Оскар Уайльд поэтично называл её «прекрасным созданием с голосом поющих звёзд». Жива и церковь, на одной из скамеек которой сохранились вырезанные Мухой в детстве инициалы «А. М. » — видимо, Альфонс был не прочь пошалить. В свои тридцать шесть автор ловко играет с характерами и ужимками обольстительниц.
В 1880 работал в Вене театральным художником-декоратором. Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия). Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах.
Обратите внимание на венок спелых маков. Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника. Хитилова была соотечественницей Мухи. Плакат к этому спектаклю был выполнен в технике многокрасочной литографии.
Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса. Картины отличались насыщенностью красок и деталей. Муха любил повторять: «Бедность тоже имеет право на красоту». Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Возможно, Муха достиг бы успеха и без нее, но кто знаетПортрет Milada CernyВ 1893 году, перед Рождеством, Муха получил заказ на создание афиши к спектаклю «Жисмонда» театра «Ренессанс», которым владела Сара Бернар. Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда». Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много. Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль.
По окончании гимназии он пытался поступить впражскуюАкадемию художеств, но не выдержал экзамены и некоторое время по протекции отца работал писарем в суде своего родного городка. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Он стал писать афиши, плакаты, открытки.
Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре. Первое впечатление от картины схоже с истомой перед полуденным сном. Многие узоры заимствованы из искусства Византии и других восточных стран, что также представляет собой вполне традиционную черту Ар Нуво, который идет рука об руку с ориентализмом и эклектикой. Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии». Так, в1892годуМуха проиллюстрировал многотомный труд «Сцены и эпизоды из истории Германии», французского историкаШарля Сеньобоса.
Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар.
Там он освоил технику литографии, которая впоследствии стала его визитной карточкой. Альфонс Муха с детства хорошо рисовал, однако его попытка поступить в пражскую Академию художеств не увенчалась успехом. Актриса любила подыграть публике. Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника. Впрочем иногда случались и серьёзные заказы.
Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Конечно, репортеры не обошли молчанием отношения актрисы с чешским художником, тем более, что его имя было по-своему говорящим: так же звали персонажа комедии Дюма-сына «Мосье Альфонс», живущего за счет любовниц. Весенняя ночьДействительно после заключения контракта с Бернар на Муху посыпались заказы, он приобрёл просторную мастерскую, стал желанным гостем в высшем свете, куда нередко являлся в расшитой славянофильской косоворотке, подпоясанной кушаком. Художник моментально становится знаменитым.
Эти панно делятся на следующие темы: времена года, времена суток, звезды. Он долгое время перебивался мелкими заказами, пока в его жизни не появилась Сара Бернар (Sarah Bernhardt, 1844–1923), блистательная французская актриса. Жисмонда держала пальмовую ветвь в руке. Через два года, трагический пожар в театре «Рингтеатре» (погибло 500 человек) уничтожил его мастерскую и декораторская фирма потерпела крах. В Вене по вечерам он посещал курсы рисования и делал первые иллюстрации к народным песням.
Он работал над обложками в парижском журнале «Кокорико», где были напечатаны изображения женских фигур, которые он рисовал карандашом и гуашью, цикл назывался «12 месяцев». Юная Весна повзрослела и перетекла в знойную деву-женщину. Но ее роль в его жизни трудно переоценить. Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Мария становится для Альфонса новой музой, второй любовью в жизни, как отмечал он сам, после родины.
Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним. Это и уникальный гороскоп с женской головой, вокруг которой собралась зодиакальная женская «компания» и «Времена дня», где представлены четыре разных образа. Картины обрамляют замысловатые растительные орнаменты, не скрывающие своего византийского или восточного происхождения.
От заказов не было отбоя. В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа. Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались. Техника создания – масло и яичная темпера.
От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. Все ее движения исполнены благородства и гармонии», — писали критики. В представлении принимала участие Сара Бернар. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани.
Он освоил технику литографии, которая стала одним из его любимых занятий. После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы. Посетители, попавшие в музей Альфонса Мухи, знакомятся с серией арт-постеров, созданных автором в конце XIX века. Одними из самых известных афиш были к спектаклям «Гамлет», «Дама с камелиями», «Тоска». Славянская эпопея путешествует по миру.
В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц. После ошеломительного успеха Муха получил место главного декоратора театра. Работа над «Эпопеей» длится 20 лет. Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс». Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс.
Альфонс Муха, картины которого стали популярны не только на родине, но и в других странах, за свою жизнь смог добиться ошеломительного успеха. В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее). Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки.