В любой отрезок своей жизни Альфонс Муха находил работу. Подобно цветам Ван Гога и влюбленным парочкам Климта, работы Альфонса Мухи хорошо тиражируются и продаются вне зависимости от объекта для нанесения изображения. Слегка абстрагируясь от собственных успехов в сфере иллюстрирования, художник Альфонс Муха пробует создать целые серии работ, объединенных между собой одной цельной идеей или мыслью. Надо сказать, что в области декоративноприкладного искусства работали почти все художники югендштиля и Альфонс Муха не был исключением.
В 1906 году Альфонс Муха уезжает в Америку, чтобы заработать деньги, необходимые для осуществления мечты всей его творческой жизни: создания картин во славу своей Родины и всего славянства. Альфонс Мариа Муха (Alfons Maria Mucha, 1860-1939) — чешский живописец, театральный художник иллюстратор и плакатист, работавший в стиле art nouveau (термин принято переводить как модерн).
Муха умер с кистью в руках, заканчивая очередное «историческое» панно. Оригинальные рисунки Мухи пришлись по душе ювелиру. Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов. Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви. Ведь справедливости ради стоит сказать, что его живописные картины, в том числе и знаменитая серия «Славянская эпопея» и близко не были такими популярными, как тиражируемые образы романтических красавиц с афиш и этикеток.
Предки его занимались выращиванием винограда. В том же «стиле Мухи» создавались и красочные графические серии (Времена года, 1896 Цветы, 1897 Месяцы, 1899 Звезды, 1902 все работы – акварель, тушь, перо), которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет. Так продолжалось вплоть до конца 1893 года.
Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно. Идеи для будущих картин Муха собирал во время путешествия по славянским странам, в том числе по России. В 1898 году художника пригласили преподавать в Академии Кармен. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника.
Описание картины, плаката Альфонса Мухи «Девушка с распущенными волосами» может выглядеть следующим образом. В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц. Дело в том, что небольшие выставки, посвященные творчеству чешского художника, в Европе случаются регулярно (почти всегда что-то выставляется в Чехии сверх постоянной экспозиции в государственных музеях), но, во-первых, они редко доезжают до Германии, где в Мюнхене Муха недолго жил и работал и, во-вторых, обычно на этих выставках показывают какой-то один аспект его творчества так что данная выставка, которую можно назвать «весь Муха, вызвала небывалый ажиотаж. Панно печатали на шелке либо плотной бумаге и развешивали в гостиных, будуарах и различных ресторанах. В действительности, он считал, что только настоящее искусство может быть академичным.
Описание плаката Альфонса Мухи можно продолжать бесконечно. Рыжеволосые славянки-красавицы на картинах Альфонса Мухи продиктованы именно образами жены художника и его дочерей: все три обладали этим типом внешности.
Акварели эти художник называл «Блаженствами». Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углем. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать». После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы. Картины отличались насыщенностью красок и деталей. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»7.
Ivanice, нем. Eibenschtz) в Южной Моравии, недалеко от Брно, в семье небогатого судебного чиновника Ондрея Мухи, отца шестерых детей от двух браков. Там он поступает в Академию изящных искусств. Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов. В 1905 году Альфонс Муха получает приглашение от Американского общества иллюстраторов.
Несколько раз посетил США, где работал, как художник и педагог. После пожара в «Рингтеатре» в 1881году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной. От того, что заказчики всегда хотели получить что-то «точно такое же, как на картинке, но немного другое». Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились.
Произведения дышат спокойствием и негой. Его утонченная графическая манера хорошо знакома тем, кто покупает конфеты в коробке с томной дамой на крышке. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». Героиня картины «Зима», напротив, закутана в одежды. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире.
В настоящее время она живет в Чехии. Это не обескуражило его, он продолжал брать уроки рисования. У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой. В 1906 году он выпустил в свет альбом с их репродукциями. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация3». Потрясенный случившимся, Муха покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Mikulov), где занялся оформительской деятельностью. Граф Карл Куэн-Беласси (Count Karl Khuen of Mikulov) нанял художника украсить фресками родовой замок (Hruovany Emmahof Castle) и был настолько впечетлен работой живописца, что решил оплатить обучение Мухи в Мюнхенской академии изящных искусств (Munich Academy of Fine Arts). В 1887 г. Муха переехал в Париж и продолжил учебу вначале в Академии Жюлиана (Acadmie Julian), а затем в Академии Коларосси (Acadmie Colarossi).
Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле. Но ее роль в его жизни трудно переоценить. Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера.
Декоративны и красочны плакаты, сделанные для фирмы, выпускавшей бумагу для изготовления сигарет. Тогда Муха стал брать уроки рисования. Известность художника растет.
Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». В 1885 году Муха поехал подучиться в Мюнхен, чтобы не слытъ самоучкой. Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию.
В музее представлены фотографии моделей и друзей великого художника, а также эскизы к его будущим произведениям. Когда-тоони восхищали нетолько европейскую публику, ноиамериканскую. В 1895 художник сталкивается с символистами и ненадолго примыкает к ним. Я предложил мою работу о драпировках. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников.
В итоге «Славянский эпос» осел в замке Моравски-Крумлов и является местной достопримечатепьностью. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери). К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). В том же году Альфонс принимает решение переехать в Париж.
Однако, эти картины не были столь успешными, как его ранние работы в стиле ар-нуво. Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно. Художник переезжает, становится преподавателем в крупном художественном учреждении.
Позже у них рождаются две дочери и сын. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Но театром как таковым Муха увлекался постольку-поскольку, гораздо больше его волновала станковая живопись. Он должен быть готов к утру новогоднего дня.
Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Его мастерская находится над кондитерской мадам Шарлотты (в течение некоторого времени он делил её с Ван Гогом). Он вернулся в Моравию, в город Микулов, здесь он познакомился с графом Куэн-Беласси, который заказал ему оформление Эммахофского замка.
Он свершает серию поездок по разным славянским странам, в том числе посещает и Россию. В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (1, 2, 3, 4), «Драгоценные камни» (1, 2, 3), «Звезды» (1, 2, 3) и «Цветы» (1, 2, 3, 4). Муха быстро стал душой парижского светского общества. Сара Бернар была под таким сильным впечатлением от работы художника, что она тут же предложила художнику шестилетний эксклюзивный контракт.
Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея». Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. В этом и есть прелесть Времен года Альфонса Мухи – в непохожести картин.
Приведем краткое описание картины. Художник достиг такого уровня мастерства в стиле ар-нуво, что его какое-то время даже называли «стилем Мухи». Эти эскизы были использованы и для выпущенного фирмой рекламного календаря. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико».
Плакатов, афиш и зарисовок всяких зеркал, шкафов, трюмо и кроватей на выставке представлено столь много, что, как бы прекрасны они не были иэ-за похожести и однотипности все это «парижское наследство» Мухи начинает казаться «трешем». Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели. Основным акцентом его учебы была академическая историческая живопись.
50-летней Бернар льстило то, как ее изображал художник. Работал как книжный иллюстратор исполнил декоративную живопись павильона Боснии и Герцеговины на Всемирной выставке в Париже (1900 не сохранилась) и Дома собраний в Праге (1910), нарисовал эскизы первых чехословацких почтовых марок и банкнот (1918). Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории». Экспонировать эти работы всегда было трудно — Чехия толком не знала, где их разместить.
Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице. Муха был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Это было время творческих скитаний и поисков себя. Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой.
При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием. Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году. Последний также оформил фасад и интерьер магазина Фуке, придав ювелирному магазину довольно экстравагантный вид. На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году. Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант. Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс. Собрал свои дизайнерские проекты (панно, витражей, ковров, мебели) в альбоме Декоративные документы (1901).
От того, что здесь его называют Мюша. После образования в 1918году независимой Чехословакии Муха поглощен созданием «официального» графического стиля нового государства: его таланту принадлежат образцы первых банкнот и почтовых марок страны, один из вариантов государственного герба и даже правительственные бланки и конверты. После завершения главного труда всей своей жизни Альфонс подарил всю серию картин своему любимому городу Праге.
Афиша стала революционной. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas».
Но на этом сказка закончилась. В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. Альфонс Муха (Alfons Muca1) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице.
Совершенно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве. В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц. И это, наверное, ярчайшая черта Мухи как творца: в нем не было болезненного честолюбия, свойственного многим творческим личностями, которые считают свой талант столь великим, что не хотят «разбазаривать» его на мелочи – они готовы писать лишь монументальные полотна, а за «мелкую», коммерческую работу берутся лишь нехотя и исключительно из материальных соображений. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.
В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. На полотне изображены сразу четыре эпохи развития славянской культуры и истории: древний мир, средневековье, период угнетения и светлое будущее. Саре Бернар работа Мухи настолько понравился, что она пригласила его в свой театр и заключила с ним контракт на шесть лет. За это годы Муха создал огромное количество плакатов, афиш, книжных иллюстраций и приобрел широкую известность как дизайнер ювелирных украшений интерьеров и предметов прикладного искусства. В 1897 г. с большим успехом прошли персональные выставки живописца в Париже и ряде других городов Европы, а французский литературно-художественный журнал «La Plume» посвятил ему специальный номер. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже художника пригласили для оформления двух национальных павильонов (Боснии и Герцеговины и Австрии). В 1906 г. Альфонс Муха принимает предложение Американского общества иллюстраторов и переезжает в США. Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар. В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов. Его отец был судебным приставом, в семье был скромный достаток. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения.
Этот плакат — манифест ар нуво, который можно увидеть на московской выставке, — произвел настоящую сенсацию, а «божественная Сара» настолько увлеклась сдержанным новаторством художника, что подписала с ним долгосрочный контракт на оформление декораций, создание ее сценических костюмов и ювелирных украшений. У неё две дочери. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». В 1906году Муха женился на своей ученице Марии Хитиловой (в семье родились дочь Ярослава и сын Иржи, позднее— известный журналист, умер в 1991г. ). В ближайший вечер де Бруноф и Муха отправились в Театр Ренессанса (Theatre de la Renaissance), в котором играла Сара Бернар.
В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Альфонс Муха (чеш. Семья была большая. Муха остался без средств к существованию.
Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс». Мария позировала для многих поздних картин Альфонса и в его героинях мы можем угадать ее черты. Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже».
Эти картины кажутся гораздо более зрелыми и академичными по сравнению с предыдущими работами мастера, но, тем не менее и тут ощущается его неповторимый стиль – возможно, за счет «округлости», отсутствия резких линий и углов. Книга была издана в формате 395Ч310 мм. За время проживания в Америке Муха получает множество крупных заказов. Вскоре после этого художник, как это принято говорить, «проснулся знаменитым». Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии». Он сделал для книги обложку, титульный лист, много иллюстраций и виньеток.
Альфонс Муха — самый известный из художников стиля ар нуво. Предки его занимались выращиванием винограда. «Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров. Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). Работа над «Эпопеей» длится 20 лет.
Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи». Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896 «Медея», 1898 «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Вся работа заняла у Мухи три месяца.
Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать». Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. И это совсем другой Муха — не тот, что крутил роман с Бернар и малевал задники в сцене. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Казалось бы, оставалось только жить и радоватьсяНо как же Альфонс Муха устал от всего этого. Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш.
Плакат Жисмонды (1892) был нового вертикального формата- формат, который сохранился и до сих пор – а также, большое количество цвета и деталей. Его кумиром был художник академического направления Ганс Макарт. Муха рисовал афиши и программы для спектаклей и кинофильмов с ее участием. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. Близится Рождество.
В 1906 году он делает предложение руки и сердца Марии Хитиновой. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Ivanice, нем. Eibenschtz) в Южной Моравии, недалеко от Брно, в семье небогатого судебного чиновника, мораванина Ондрея Мухи, отца шестерых детей от двух браков.
Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника. Через два года, трагический пожар в театре «Рингтеатре» (погибло 500 человек) уничтожил его мастерскую и декораторская фирма потерпела крах.
Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Он создавал массу эскизов, которые немедленно шли в дело. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas».
Плакаты, которые он создал для неё: Дама с камелиями (1896), Лорензаччо (1896), Самаритянка (1897), Медея (1898), Гамлет (1899) и Тоска (1899). Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин. Петра и Павла и стал заниматься в средней школе города Брно.
В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы». Посетители, попавшие в музей Альфонса Мухи, знакомятся с серией арт-постеров, созданных автором в конце XIX века. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Хитилова была соотечественницей Мухи.
На картине «Лето» героиня изнывающая от жары, смотрит на зрителя с легкой сонной полуулыбкой. С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде.
Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа. Она является символом бесконечности, цикличности и все того же женского начала.
Alfons Maria Mucha 24 июля 1860, Иванчице – 14 июля 1939, Прага) чешский художник и дизайнер, один из ярчайших представителей стиля ар-нуво. Особенности творчества художника Альфонса Мухи: автор грандиозной живописной «Славянской эпопеи» (20 картин размером 68 метров), при жизни Муха был популярен как дизайнер – он виртуозно придумывал ювелирные украшения, рекламные плакаты и театральные афиши, в восторге от которых была сама Сара Бернар. Известные произведения Альфонса Мухи: серия «Времена года», «Зодиак», афиша к спектаклю «Жисмонда». Альфонса Муху, которого еще при его жизни нарекали гениальным художником, сейчас называли бы скорее гениальным дизайнером. Поворот в его судьбе наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.
Осенью 1906 года Альфонс Муха снова отправился в НьюЙорк, на этот раз вместе с женой. К началу XX века флоральное течение модерна достигло апогея своего развития. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. От заказов не было отбоя. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. франков.
Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. «Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар. Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами.
Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку». Для рождественского номера журнала «Century Magazine» Муха предоставил семь репродукций различных своих акварелей и за каждый лист ему заплатили по 200 долларов — очень большие по тем временам деньги. Однако, его главным увлечением с детства все-таки был рисунок. В 1879 г. Муха переехал в Вену и поступил на работу в «Художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт» (Art workshops Kautsky-Brioschi-Burghardt), в качестве художника театральных декораций.
Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение. Эти образы столь популярны, что давно стали симулякрами. Все это делает творения Альфонса Мухи значительной вехой в истории мирового художественного искусства. Он стал получать постоянные заказы и в 1884 году он нарисовал плакат для шоу «Жисмонда», в котором играла знаменитая Сара Бернар.
Издание это впоследствии неоднократно повторялось на разных языках. Интересна история внучки Мухи. У неё две дочери. Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет.
Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру. Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались. После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж. Этот цикл картин был посвящён истории славянства различных народов, среди которых: чехи, поляки, болгары, русские и другие народы.
Его композиции, как правило изображающие томных роскошных девушек, стали печататься в виде плакатов в модных газетах и журналах. Техника создания – масло и яичная темпера. В 1906 году исполнил декоративные панно для немецкого театра «Комедия» в НьюЙорке, написал декорации, сделал эскизы костюмов и проект занавеса. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки.
Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»). Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. За заработком ездит в США — там ему удает-ч хоть как-то заработать. Рисунки представляли собой изображения изящных женщин с пышными волосами и красивыми фигурами.
Знакомство Мухи с братьями Люмьер (создателями первого киноаппарата и движущегося изображения) побуждает его экспериментировать с созданием собственных работ – позже, работая над серией «Славянская эпопея» художник будет использовать в качестве основы для картины сфотографированные им снимки натурщиц (фото Альфонса Мухи за работой представлено ниже). Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью. Граф был так потрясен работой Мухи, что он оплатил его образование.
В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. Художник родился в 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия), в семье чиновника и дочери зажиточного мельника, с ранних лет он увлекался рисованием и проводил за этим занятием все часы досуга. Он не ввел больше каких-либо других инноваций, характерных его раннему периоду живописи. Появилась у Мухи и новая постоянная заказчица — очень популярная в ту пору американская актриса Лесли Картер (Leslie Carter). Вместе они создают коллекцию в стиле Мухи. В настоящее время она живет в Чехии.
Де Бруноф ждал художника в соседнем кафе. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Образы эффектно подчеркивали самые невероятные драгоценные предметы. В 1881 г. во время представления в Венском театре комической оперы (Ringtheater) произошел пожар, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил художественные мастерские. Шла пьеса «Гисмонда» французского драматурга Викторьена Сарду (Sardou, 1831—1908).
Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним. Занимался он и практической работой. Именно такой, какой она сама себя представляла – молодой и стройной.
В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Интересна история внучки Мухи. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.
Муха создал несколько серий: Цветы (1898), Искусства (1898), Месяцы (1899), Драгоценные камни (1900) и Звезды (1901). Вслед за другими именитыми родоначальниками ар нуво Муха настаивал на демократичности искусства, задача которого украшать повседневность, а не отсиживаться в «башне из слоновой кости», ублажая тонкий вкус узкого круга эстетов. Является единственным официальным музеем художника.
Хотя Муха продолжала рисовать до конца жизни, зенит его славы прошел. А то легендарное кафе, в котором был сделан первый набросок, предприимчивый де Бруноф купил, чтобы показывать за отдельную плату стол-черновик. После совместного путешествия с графом и его женой по Европе Муха отправляется в Мюнхен. Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии.
Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц чеш. Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия). Молодой Муха провалился на вступительных экзаменах в Пражской академии художеств и был вынужден искать работу, которая подвернулась ему в Вене, куда он в 1879 году и переселился. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.
Это было довольно прибыльным делом. В 1887 году Альфонс Муха переедет в Париж и будет учиться в двух самых известных и престижных художественных школах того времени – Академии Жюлиана и Академии Коларосси.
Великая актриса была очарована работой. Новые моменты в жизни связаны с Парижем.
В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа. От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах.
В 1880 работал в Вене театральным художником-декоратором. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». «Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках. В 1896 Муха нарисовал свое первое декоративное панно: Сезоны (1896).
Церковь отозвалась резко и крайне негативно о том, что художник затронул языческую дохристианскую историю человечества, но поклонники творчества и сам художник уже не обращали на эти выпады внимания. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»2. Он также вошел в течение символистов и другие артистические круги, примыкавшие к ним.
Он преподает в Художественном институте Чикаго, создает декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке. Однако, несмотря на громкий успех в 1910 г. он возвращается в Чехию. С 1910 г. по 1928 г. он работает над серией картин «Славянская эпопея», состоящей из двадцати монументальных полотен, на которых изображены ключевые события в истории славянских народов. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Граде. Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова.
Многие страницы творческой биографии Альфонса Мухи связаны с США. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. После смерти графа Карла Куэн-Беласси Муха остается без средств и вынужден зарабатывать на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек. Перед Рождеством 1894 г. Муха случайно оказался в типографии, куда поступил срочный заказ на изготовление афиши для премьеры пьесы «Жисмонда» со знаменитой актрисой Сарой Бернар в главной роли.
Слава талантливого художника, предлагающего нечто абсолютно новое, «современное» и при этом эстетически гармоничное, стремительно расходится по всей Франции. Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию. Альфонс Муха (1860—1939гг), – выдающийся чешскийхудожник, театральныйхудожник иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «модерн». Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем, его произведения дышат спокойствием и негой. Художественное образование получил в Брно. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн — Общественного дома, отелей «Европа» и «Империал», создаёт эскиз главного витража достраиваемого Собора святого Вита. В 1904–1913 годах он побывал здесь шесть раз. Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя. Он рисовал афиши для различных театральных постановок.
Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) в России делал такие же книги для петербургской Экспедиции заготовления государственных бумаг, но оформленные им сказки издавались большими тиражами и стоили копейки. Выдвинулся своими афишами для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра С. Бернар (Жисмонда, 1894 Дама с камелиями А. Дюма-сына, 1896 Лорензаччо А. де Мюссе, 1896 Медея по мотивам Еврипида, 1898). Муха остался без средств к существованию. Альфонс Муха (Alfons Muca) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице.
В последующие годы Альфонс Муха создает еще ряд знаменитых афиш, которые прочно закрепили его как одного из лучших иллюстраторов и живописцев (1896 год – «Дама с камелиями», «Медея», 1897 год – «Самаритянка», «Тоска» и т. д. ). Сценические украшения, нарисованные воображением художника, определили также тематику серии декоративных панно («Драгоценные камни»). Описание картины, плаката Альфонса Мухи под названием «Зима» прямо противоположное.
Надо заметить, что Фуке наступали на пятки не менее именитые ювелиры Р. Лалик и А. Вевер. Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то «от Мухи». Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество.
Однако можно предположить, что актриса сделала это не столько из-за таланта Мухи, сколько из-за собственного тщеславия. Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок. Семья была большая. Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной.
Но мысли его отныне направлены на одно — создать нетленный монумент во славу отечества. Альфонс был первым сыном во втором браке.
Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль. Приблизительно в это время Муха начал сотрудничать с известным парижским ювелиром Жоржем Фуке. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага.
Новый Свет принял её с бльшим энтузиазмом, часть славянской эпопеи выставлялась в Нью-Йорке в 1921 году. Он разработал дизайн банкнот и официальных документов для нового государства. Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс».
Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились. Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения. Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Можно сказать, что благодаря Мухе у блистательной актрисы открылось «второе дыхание», сделавшее Бернар еще более популярной.
Альфонс был первым сыном во втором браке. Оформительскую задачу художник решал комплексно. В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани.
Все это было исполнено в технике излюбленной художником многокрасочной литографии (в мастерской у Альфонса Мухи было четыре литографских камня). Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков. Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи» : страстные, чувственные, нежные иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос. В 1897 открылась первая личная выставка художника в галерее La Bodiniere.
В ней будут воспроизведены примерно 50 фотографий драпированных тканей». От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих».
После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину. Он тут же сделал наброски в своем альбоме. В 1906 году Муха женился на Марии Хитиловой (родом из Моравии), с которой он встретился в Париже.
Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу. Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику. От ее разгоряченного стройного тела и румянца на щеках веет теплом и солнечным зноем, атмосфера которых правдоподобно передана в смешении красок и воздушности, «влажности» летнего воздуха.
И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души». Муха учился в Юлианской Академии и Академии Коларосси.
Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц) (чеш. Он стал писать афиши, плакаты, открытки.
Однако к этому времени его покровитель умирает и художник остается без средств к существованию. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии.
Рекламный плакат, впрочем, оставался в его творчестве главным. Все, что касалось любиимых славян, Муха делал очень тщательно. Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников. Блистательная актриса Сара Бернар решает возобновить демонстрацию спектакля «Жисмонда», для чего оказывается необходимым срочно изготовить новые афиши. Посетители узнают и детали личной жизни автора. А вот сделанная специально для выставочного тура реконструкция павильона Боснии и Герцеговины (1900) для Всемирной выставки в Париже на треш не похожа.
Именно это увлечение позволило ему в конце концов получить приглашение на обучение в Вене и найти богатого покровителя, который оплатил обучение Мухи в Мюнхенской академии изящных искусств. В 1882 году художник нарисовал свой первый рекламный плакат. Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело.
Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много. Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре. Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах.
Альфонс Мария Муха (1860-1939) родился в городе Иванчице (Ivanice), расположенном неподалеку от города Брно в семье мелкого чиновника Ондрея Мухи (Ondrej Mucha)В детстве Альфонс увлекался пением, был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Мальчик с детства хорошо рисовал. Мальчик с детства хорошо рисовал. Уже целый год эта собранная по кусочкам из разных музеев мира экспозиция путешествует по Европе. В 1904 году у него была краткая поездка в США, в надежде подзаработать денег.
В 1888 Муха впервые побывал в Париже. Украшения для волос, отдаленно напоминающие диадемы, сложные многоярусные ожерелья, пояса-шателены с подвесками, застежки-аграфы и пластины, плавно переходящие в платье («Брюнетка», «Зодиак» и др. ). От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя. С его участием ставились «Гамлет», «Медея», «Дама с камелиями», «Тоска» и другие знаковые для театра спектакли по известным сложным сюжетам.
Жить в апартаментах «от Мухи» считалось писком моды. В цикл «Славянская эпопея» вошли произведения, посвященные различным вехами истории славянских народов: например, отмене крепостного права на Руси, коронованию царя Стефана Душана, проповеди магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле и другим. Он прожил здесь два года и уехал покорять Париж.
Вскоре он вернулся в Иванчице, где со временем стал работать клерком. В 1913–1930 написал большой цикл Славянская эпопея (музей замка Моравски Крумлов) традиционно-академическая манера соединилась в этих полотнах, посвященных начальным главам истории чехов, поляков, русских и других народов Восточной Европы, с плоскостной ритмикой модерна. Но судьба благосклонна к гению.
После Первой мировой войны перебрался на родину. Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского. До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров. С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери). Муха появился часа через два и тут же, на мраморной плите одного из столов, сделал набросок будущего плаката. Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса.
Продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене (1885–1887) и академии Р. Жюльена в Париже. С 1887–1922 г. Альфонс Муха жил в основном в Париже. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ).
За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. В 1906 году мастер женится на Марии. В представлении принимала участие Сара Бернар.
От заказов не было отбоя. «Сара была великолепна», — вспоминал Муха. Выставки работ Альфонса Мухи организуются в крупнейших городах Европы. В работах Макарта Мyxy интересовал прежде всего формат. Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой.
1893 год. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права в России». В Художественной галерее Гипо-Культурштифтунга в Мюнхене сделала последнюю остановку гигантская выставка работ Альфонса Мухи (1860- 1939).
В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее). Бумага эта почемуто была названа именем библейского праведника Иова. Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары.
Ее можно назвать наиболее нехарактерной для стиля художника. От заказов не было отбоя. Скорее, отношение Сары Бернар к художнику можно сравнить с покровительством старшей сестры. Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи».
Она захотела познакомиться лично с автором афиши. Владелец типографии де Бруноф дал, тогда ещё малоизвестному, художнику заказ на афишу к спектаклю «Жисмонда», в главной роли которого и играла прима. Важной вехой в этот период был заказ на создание иллюстраций к многотомной «Истории Германии». Символично, что первым шагом Мухи к всемирной известности стало как раз создание афиши – это была афиша для Сары Бернар и ее театра «Ренессанс» к спектаклю «Жисмонда».
Украшения на театральных афишах Мухи представляли собой утонченную историческую стилизацию в духе подлинных артефактов Средневековья: широкий декоративный пояс, рельефная орденская цепь и богато орнаментированное оружие («Лорензаччо», «Гамлет»). Она уже побывала в венском Бельведере и Музее Фабра в Монпелье. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»).
Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. 3 апреля 1904 года на первой полосе воскресного номера газеты «New York Daily News» способом четырехкрасочной литографии была воспроизведена одна из работ Альфонса Мухи — «Дружба», а на последней полосе помещена посвященная ему статья, в которой его называли «величайшим мастером декоративного искусства во всем мире». Он согласился. Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда».
Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898). В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров. Художник моментально становится знаменитым.
Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года. Элегантные виньетки Мухи можно увидеть в пабах и ресторанах всего мира. На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев». В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц чеш.
Хитилова была соотечественницей Мухи. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Новые поездки в США были наполнены работой, в том числе и над книгами. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров.