Там же можно найти множество сувенирной продукции с изображениями произведений Альфонса Мухи.
Муха рисовал афиши и программы для спектаклей и кинофильмов с ее участием. Украшения на театральных афишах Мухи представляли собой утонченную историческую стилизацию в духе подлинных артефактов Средневековья: широкий декоративный пояс, рельефная орденская цепь и богато орнаментированное оружие («Лорензаччо», «Гамлет»). 50-летней Бернар льстило то, как ее изображал художник. Украшения для волос, отдаленно напоминающие диадемы, сложные многоярусные ожерелья, пояса-шателены с подвесками, застежки-аграфы и пластины, плавно переходящие в платье («Брюнетка», «Зодиак» и др. ).
Слава талантливого художника, предлагающего нечто абсолютно новое, «современное» и при этом эстетически гармоничное, стремительно расходится по всей Франции. Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи» : страстные, чувственные, нежные иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос. В 1904–1913 годах он побывал здесь шесть раз. Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах. Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар.
Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением. В том же году Альфонс принимает решение переехать в Париж.
В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. Альфонс Муха (Alfons Muca1) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице.
Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи». Кисть прерафаэлитов создала новый женский образ la femme fatale («ля фам фаталь», «роковой женщины») – таинственный, мистический и прекрасный. Я предложил мою работу о драпировках.
Его идеи быстро подхватили британские художники-прерафаэлиты, следовавшие традициям флорентийских мастеров раннего Возрождения («прерафаэлиты», то есть «до Рафаэля»). Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже.
Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину. Текст сопровождается высококачественными репродукциями наиболее известных работ Альфонса Мухи – от его плаката «Жисмонда» 1894 года до цикла декоративных панно «Луна и звезды» 1902 года. До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров.
В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары.
Посетители узнают и детали личной жизни автора. Сложное сплетение складок одежды, локонов, цветов, узоров. Alfons Maria Mucha 24 июля 1860, Иванчице – 14 июля 1939, Прага) чешский художник и дизайнер, один из ярчайших представителей стиля ар-нуво. Особенности творчества художника Альфонса Мухи: автор грандиозной живописной «Славянской эпопеи» (20 картин размером 68 метров), при жизни Муха был популярен как дизайнер – он виртуозно придумывал ювелирные украшения, рекламные плакаты и театральные афиши, в восторге от которых была сама Сара Бернар. Известные произведения Альфонса Мухи: серия «Времена года», «Зодиак», афиша к спектаклю «Жисмонда». Альфонса Муху, которого еще при его жизни нарекали гениальным художником, сейчас называли бы скорее гениальным дизайнером.
Жива и церковь, на одной из скамеек которой сохранились вырезанные Мухой в детстве инициалы «А. М» – видимо, Альфонс был не прочь пошалить. Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери). В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»2.
Однако, эти картины не были столь успешными, как его ранние работы в стиле ар-нуво. Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью. Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов.
В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника. Основным акцентом его учебы была академическая историческая живопись. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери).
Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса. Безупречная композиция, совершенство линий и гармония цвета. Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа. В 1904 году у него была краткая поездка в США, в надежде подзаработать денег. Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов).
Мария позировала для многих поздних картин Альфонса и в его героинях мы можем угадать ее черты. Сара Бернар помогла Мухе реализовать его ювелирные фантазии. На картине «Лето» героиня изнывающая от жары, смотрит на зрителя с легкой сонной полуулыбкой. Фотографии моделей он снабжал комментариями – «красивые руки», «красивые бёдра», «красивый профиль» а потом из отобранных «частей» складывал идеальную картинку. И это, наверное, ярчайшая черта Мухи как творца: в нем не было болезненного честолюбия, свойственного многим творческим личностями, которые считают свой талант столь великим, что не хотят «разбазаривать» его на мелочи – они готовы писать лишь монументальные полотна, а за «мелкую», коммерческую работу берутся лишь нехотя и исключительно из материальных соображений. Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант.
В начале марта 1906 года Альфонс писал своей любимой Марушке: «Приходил издатель из Кливленда он хочет издать чтолибо мое. Однако к этому времени его покровитель умирает и художник остается без средств к существованию. Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар. Книга распахивает перед читателем двери в мир одного из ведущих мастеров модерна, позволяя подробнее ознакомиться с его творчеством как в сфере коммерческой рекламы, так и в области «высокого искусства». Тем не менее вскоре Муха отдал предпочтение изобразительному искусству.
Он разработал дизайн банкнот и официальных документов для нового государства. Просто они красивы неземной красотой. Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»).
В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру. Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков.
Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. До «Жисмонды» у Сары Бернар был всего один достойный внимания плакат, выполненный швейцарским декоратором Грассетом – «Жанна дАрк». Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии.
Знакомство Мухи с братьями Люмьер (создателями первого киноаппарата и движущегося изображения) побуждает его экспериментировать с созданием собственных работ – позже, работая над серией «Славянская эпопея» художник будет использовать в качестве основы для картины сфотографированные им снимки натурщиц (фото Альфонса Мухи за работой представлено ниже). Удача никогда не оставляла Альфонса Муху. Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах.
В представлении принимала участие Сара Бернар. Слава талантливого художника, предлагающего нечто абсолютно новое, «современное» и при этом эстетически гармоничное, стремительно расходится по всей Франции. В настоящее время она живет в Чехии. Всё своё свободное время он посвящал занятиям в местном любительском театре— вначале как актёр, затем как декоратор и художник афиш и пригласительных билетов.
В 1906 году исполнил декоративные панно для немецкого театра «Комедия» в НьюЙорке, написал декорации, сделал эскизы костюмов и проект занавеса. В 1897 открылась первая личная выставка художника в галерее La Bodiniere. Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи».
Она захотела познакомиться лично с автором афиши. Это было время творческих скитаний и поисков себя. Ее можно назвать наиболее нехарактерной для стиля художника. Он должен быть готов к утру новогоднего дня.
У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой. Чешского художника Альфонса Муху (Alfons Maria Mucha, 1860 – 1939), как и многих других художников его времени, пронзила стрела нового искусства. В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани. Картины отличались насыщенностью красок и деталей.
Ничего подобного до Мухи никто не делал. Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль. Имя Мухи в США было хорошо известно: ньюйоркские издатели наперебой предлагали ему заказы, порой весьма выгодные. После совместного путешествия с графом и его женой по Европе Муха отправляется в Мюнхен.
Книга была издана в формате 395Ч310 мм. В музее представлены фотографии моделей и друзей великого художника, а также эскизы к его будущим произведениям. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи.
Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов — иногда томно-пленительная иногда загадочная иногда грациозная иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная. Осенью 1906 года Альфонс Муха снова отправился в НьюЙорк, на этот раз вместе с женой. В это же время Альфонс начинает выступать в роли дизайнера ювелирных украшений – он создает как серьги и кольца, так и шкатулки, подсвечники, брошки и даже заколки. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии».
От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя. Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле. В 1895 художник сталкивается с символистами и ненадолго примыкает к ним.
В издание «Альфонс Муха. Альфонс Муха (чеш. «Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров. Известность художника растет. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX – XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Оформительскую задачу художник решал комплексно. Муха создал несколько серий: Цветы (1898), Искусства (1898), Месяцы (1899), Драгоценные камни (1900) и Звезды (1901).
Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Занимался он и практической работой. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Плакат Жисмонды (1892) был нового вертикального формата- формат, который сохранился и до сих пор – а также, большое количество цвета и деталей. С его участием ставились «Гамлет», «Медея», «Дама с камелиями», «Тоска» и другие знаковые для театра спектакли по известным сложным сюжетам. Устав от излишка славы, современности с ее ложными материалистическими идеалами, Муха уезжает за город, где в одном из замков он начинает активно рисовать. Но плакат «Жисмонда» был гораздо интереснее.
Одним из первых теоретиков ар-нуво был английский художник и искусствовед Джон Рескин (John Ruskin, 1819 – 1900). В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». Вся работа заняла у Мухи три месяца. Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже».
Вскоре он вернулся в Иванчице, где со временем стал работать клерком. Хитилова была соотечественницей Мухи. Он согласился. И, конечно, фраза князя Мышкина «Красота спасет мир» была начертана на знаменах сторонников всего нового.
Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация3». Чтобы заполучить его, коллекционеры подкупали расклейщиков или срезали «Жисмонду» ночью с заборов. В цикл «Славянская эпопея» вошли произведения, посвященные различным вехами истории славянских народов: например, отмене крепостного права на Руси, коронованию царя Стефана Душана, проповеди магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле и другим. Лучшие произведения» вошли 150 самых популярных работ художника – это «Зодиак», серии «Времена года», «Искусства», «Времена суток», работа «Вереск с прибрежных пустошей» и др. В течение 2-х лет, граф Эгон спонсировал обучение Мухи в Академии.
Описание картины, плаката Альфонса Мухи под названием «Зима» прямо противоположное. Муха учился в Юлианской Академии и Академии Коларосси.
Огромные полотна, подчас не вмещающиеся в помещение из-за своих размеров, отражали историю гонений славян их праздников, развитие их культурного наследия. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»7. Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт.
Шла пьеса «Гисмонда» французского драматурга Викторьена Сарду (Sardou, 1831—1908). Но судьба благосклонна к гению. А вдохновение художники черпали из своей бурной личной жизни.
Художник достиг такого уровня мастерства в стиле ар-нуво, что его какое-то время даже называли «стилем Мухи». В этом и есть прелесть Времен года Альфонса Мухи – в непохожести картин. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. Ведь справедливости ради стоит сказать, что его живописные картины, в том числе и знаменитая серия «Славянская эпопея» и близко не были такими популярными, как тиражируемые образы романтических красавиц с афиш и этикеток. В 1906 году он выпустил в свет альбом с их репродукциями. Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно.
Уволенный из-за банкротства Бриши-Бургхардта, Муха направляется в небольшой город Микулов, куда его пригласил граф Куэн-Беласси для росписи своего замка. Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896 «Медея», 1898 «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений. Рекламный плакат, впрочем, оставался в его творчестве главным.
После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж. Эти эскизы были использованы и для выпущенного фирмой рекламного календаря. Издание это впоследствии неоднократно повторялось на разных языках. «Les Femmes Muchas» («ле фам Мюша», «женщины Мухи») – томные, пышные и грациозные.
Появилась у Мухи и новая постоянная заказчица — очень популярная в ту пору американская актриса Лесли Картер (Leslie Carter). Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Он стал получать постоянные заказы и в 1884 году он нарисовал плакат для шоу «Жисмонда», в котором играла знаменитая Сара Бернар.
Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать». Декоративны и красочны плакаты, сделанные для фирмы, выпускавшей бумагу для изготовления сигарет. Описание картины, плаката Альфонса Мухи «Девушка с распущенными волосами» может выглядеть следующим образом.
Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку». К началу XX века флоральное течение модерна достигло апогея своего развития. Вскоре после этого художник, как это принято говорить, «проснулся знаменитым».
Для рождественского номера журнала «Century Magazine» Муха предоставил семь репродукций различных своих акварелей и за каждый лист ему заплатили по 200 долларов — очень большие по тем временам деньги. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея». Причина, разумеется, не в размере.
Героиня картины «Зима», напротив, закутана в одежды. Муха расписал несколько помещений замка, кроме того, он отреставрировал семейные портреты. От ее разгоряченного стройного тела и румянца на щеках веет теплом и солнечным зноем, атмосфера которых правдоподобно передана в смешении красок и воздушности, «влажности» летнего воздуха. В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее). В 1896 Муха нарисовал свое первое декоративное панно: Сезоны (1896).
Художник моментально становится знаменитым. Она является символом бесконечности, цикличности и все того же женского начала.
Образы эффектно подчеркивали самые невероятные драгоценные предметы. При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием.
Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории». Произведения дышат спокойствием и негой. Затем Муха перешел на службу к другому члену этого знатного семейства, графу Эгону Куэн — Белази (1849-1909). В 1905 году Альфонс Муха получает приглашение от Американского общества иллюстраторов.
На картине «Лето» героиня изнывающая от жары, смотрит на зрителя с легкой сонной полуулыбкой. Проникновение элементов антагонистической в каком-то смысле для Европы культуры не выглядело, однако, противоестественным: после эпохи Великих Географических открытий, когда Восток обрел вполне реальные очертания, он утвердился в сознании европейцев уже не как сказочный, а как экзотический. У неё две дочери. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире.
Муха, приверженец славянского сепаратизма, с энтузиазмом взялся за работу с новым правительством. Муха остался без средств к существованию.
Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Выставки работ Альфонса Мухи организуются в крупнейших городах Европы. Так, в 1881 году он получил большой заказ от графа Карла Куэн — Белази (1849-1918), владельца замка Эммархоф в местечке Грушовани.
Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника. Оставив борт пришвартовавшегося в НьюЙорке французского парохода, 6 марта 1904 года художник впервые ступил на американскую землю. Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой.
Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. У неё две дочери. Хитилова была соотечественницей Мухи. В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов.
А вот «женщин Мухи» «выдерживают» не только выставочные залы, но и фарфоровые чашки, шёлковые платки и ювелирные украшения. Тогда Муха стал брать уроки рисования.
В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн — Общественного дома, отелей «Европа» и «Империал», создаёт эскиз главного витража достраиваемого Собора святого Вита. В 19 лет Альфонс покидает службу и становится театральным художником. Ко времени знакомства с Марией Мухой уже были созданы серии «Цветы», «Сезоны», «Искусство», «Время суток», «Драгоценные камни», «Луна и звёзды» и прочие интересные литографии, которые переиздавались в виде почтовых открыток игральных карт и расходились мгновенно – все они изображали женщин. Он не ввел больше каких-либо других инноваций, характерных его раннему периоду живописи. Конечно, репортеры не обошли молчанием отношения актрисы с чешским художником, тем более, что его имя было по-своему говорящим: так же звали персонажа комедии Дюма-сына (Alexandre Dumas fils, 1824 – 1885) «Мосье Альфонс», живущего за счет любовниц. В ней будут воспроизведены примерно 50 фотографий драпированных тканей». В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа.
Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц чеш. Граф был так потрясен работой Мухи, что он оплатил его образование. Является единственным официальным музеем художника. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество.
Однако постепенно этот одаренный человек, к тому же получивший хорошее образование, начинает находить заказы. Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе. Оригинальные рисунки Мухи пришлись по душе ювелиру. Все это было исполнено в технике излюбленной художником многокрасочной литографии (в мастерской у Альфонса Мухи было четыре литографских камня). Совершенно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве.
Он рисовал афиши для различных театральных постановок. В 1882 году художник нарисовал свой первый рекламный плакат. Начиная с 1920 годов, Альфонс резко изменяет стиль своего творчества и создаёт целую серию картин Славянская эпопея. Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц чеш.
В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) в России делал такие же книги для петербургской Экспедиции заготовления государственных бумаг, но оформленные им сказки издавались большими тиражами и стоили копейки. «Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар.
Описание плаката Альфонса Мухи можно продолжать бесконечно. От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. Работа над декорациями дает ему опыт создания крупномасштабных декоративных произведений. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело.
В 1906 году Муха женился на Марии Хитиловой (родом из Моравии), с которой он встретился в Париже. Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились. Альфонс был первым сыном во втором браке. Описание картины, плаката Альфонса Мухи под названием «Зима» прямо противоположное. Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём.
Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре. В этом и есть прелесть Времен года Альфонса Мухи – в непохожести картин. Однако даже лучшие полотна – «Славяне на своей земле», «Введение славянской литургии в Моравии», «Отмена крепостного права на Руси» – не произвели желаемого эффекта. В 1879 году он получил в Вене должность помощника в фирме, которая занималась декорациями и реквизитом, где он добился известности в театральном дизайне интерьера.
Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Лорензачио» – все эти плакатные афиши изображавшие Бернар, были популярны не меньше «Жисмонды». Многие страницы творческой биографии Альфонса Мухи связаны с США. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи.
3 апреля 1904 года на первой полосе воскресного номера газеты «New York Daily News» способом четырехкрасочной литографии была воспроизведена одна из работ Альфонса Мухи — «Дружба», а на последней полосе помещена посвященная ему статья, в которой его называли «величайшим мастером декоративного искусства во всем мире». Акварели эти художник называл «Блаженствами». В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Работа над «Эпопеей» длится 20 лет.
Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского. Он также вошел в течение символистов и другие артистические круги, примыкавшие к ним. Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов. В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (1, 2, 3, 4), «Драгоценные камни» (1, 2, 3), «Звезды» (1, 2, 3) и «Цветы» (1, 2, 3, 4). Муха быстро стал душой парижского светского общества. Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс». Вместе они создают коллекцию в стиле Мухи.
В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге. Он стал писать афиши, плакаты, открытки. В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц. В последующие годы Альфонс Муха создает еще ряд знаменитых афиш, которые прочно закрепили его как одного из лучших иллюстраторов и живописцев (1896 год – «Дама с камелиями», «Медея», 1897 год – «Самаритянка», «Тоска» и т. д. ).
Бумага эта почемуто была названа именем библейского праведника Иова. В последующие годы Альфонс Муха создает еще ряд знаменитых афиш, которые прочно закрепили его как одного из лучших иллюстраторов и живописцев (1896 год – «Дама с камелиями», «Медея», 1897 год – «Самаритянка», «Тоска» и т. д. ).
Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов. Но ее роль в его жизни трудно переоценить. Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова. Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то «от Мухи».
С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества. Плакаты, которые он создал для неё: Дама с камелиями (1896), Лорензаччо (1896), Самаритянка (1897), Медея (1898), Гамлет (1899) и Тоска (1899). Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались. Можно сказать, что благодаря Мухе у блистательной актрисы открылось «второе дыхание», сделавшее Бернар еще более популярной.
Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Техника создания – масло и яичная темпера. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Но на этом сказка закончилась.
В молодости Муха часто ходил в церковь интересовался музыкой, хоровым пением и живописью. Известность художника растет. Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников. При этом «женщины Мухи» не потеряли ни загадочности, ни грации.
Многое из нарисованного впоследствии было выполнено в металле и дереве, например золотые броши и ожерелье с портретами Сары Бернар, предназначенные для самой актрисы. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать». Художник переезжает, становится преподавателем в крупном художественном учреждении.
Это не обескуражило его, он продолжал брать уроки рисования. От того, что заказчики всегда хотели получить что-то «точно такое же, как на картинке, но немного другое». Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда».
Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия). Однако сам Муха уже знает, что он рожден быть художником.
Муха остался без средств к существованию. Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898). У него также появилась возможность устраивать персональные выставки.
Все произведения Мухи полны плавных гнутых линий – кудри, драпировки, ветви, стебли цветов, различные узоры – что является одной из важнейших черт модерна, который отказывается от острых граней и углов в пользу подражания природе. Там он поступает в Академию изящных искусств. Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс». В настоящее время она живет в Чехии.
В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. Эти картины кажутся гораздо более зрелыми и академичными по сравнению с предыдущими работами мастера, но, тем не менее и тут ощущается его неповторимый стиль – возможно, за счет «округлости», отсутствия резких линий и углов. 1893 год. Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой.
Новые моменты в жизни связаны с Парижем. Длительное время она прожила в Испании, где два года училась в Барселоне в престижной школе изобразительных искусств Массана на отделении живописи. Он тут же сделал наброски в своем альбоме. Де Бруноф ждал художника в соседнем кафе. В 1898 году художника пригласили преподавать в Академии Кармен.
Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу. Именно такой, какой она сама себя представляла – молодой и стройной. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила.
В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Муха был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной. В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико». В театре Бернар Альфонс работал шесть лет. Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним.
Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Чувствуется грусть и в работах, которые Муха посвятил родному городу. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников.
Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера. франков. Великая актриса была очарована работой. Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ).
От заказов не было отбоя. Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице. Огромной удачей для художника стала работа по оформлению замка графа Куэн-Беласси: граф, восхищенный талантом юноши, согласился оплатить его дальнейшее обучение в Мюнхене. В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы». В ближайший вечер де Бруноф и Муха отправились в Театр Ренессанса (Theatre de la Renaissance), в котором играла Сара Бернар.
Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров. Над «Эпопеей» Муха работал, будучи уже зрелым и признанным мастером, который мог позволить себе снять под мастерскую чешский замок Збирог – ведь только замковые стены подходили масштабу задуманного. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas».
Интересна история внучки Мухи. От заказов не было отбоя. Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок.
Именно это увлечение позволило ему в конце концов получить приглашение на обучение в Вене и найти богатого покровителя, который оплатил обучение Мухи в Мюнхенской академии изящных искусств. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души». Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas».
От заказов не было отбоя. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углем. Обе постройки расположены на главной площади и немного грустно смотрят друг на друга. Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним. Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви.
Надо заметить, что Фуке наступали на пятки не менее именитые ювелиры Р. Лалик и А. Вевер. В 1888 Муха впервые побывал в Париже. От ее разгоряченного стройного тела и румянца на щеках веет теплом и солнечным зноем, атмосфера которых правдоподобно передана в смешении красок и воздушности, «влажности» летнего воздуха. Сценические украшения, нарисованные воображением художника, определили также тематику серии декоративных панно («Драгоценные камни»).
В 1906 году он делает предложение руки и сердца Марии Хитиновой. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Муха получает множество самых разнообразных заказов – от создания театральных костюмов к пьесе до дизайна интерьеров. Близится Рождество.
Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве. В круг его друзей входят Поль Гоген (1848 — 1903) и художники группы «Наби».
Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет. На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году. В данном городе его принимают на обучение сразу два престижных учреждения – Академия Жюлиана и Академия Коларосси.
Символично, что первым шагом Мухи к всемирной известности стало как раз создание афиши – это была афиша для Сары Бернар и ее театра «Ренессанс» к спектаклю «Жисмонда». Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет. Позже у них рождаются две дочери и сын. В 1906 году мастер женится на Марии. Правда, сам Муха главным делом своей жизни считал «Славянскую эпопею» (1910 – 1928), которая представляет собой двадцать полотен огромного размера.
Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. В их братстве состояли Джон Уильям Уотерхауз (John William Waterhouse, 1849 – 1917), Джон Эверетт Милле (John Everett Millais, 1829 – 1896), Данте Габриэль Россетти (Dante Gabriel Rossetti, 1828 – 1882) Те, кем сейчас гордится Англия. Художник родился в 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия), в семье чиновника и дочери зажиточного мельника, с ранних лет он увлекался рисованием и проводил за этим занятием все часы досуга. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. По завершении титанической работы в 1928 году художник подарил «Эпопею» Праге. Так продолжалось вплоть до конца 1893 года.
Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать». Ей нужен рекламный плакат для новой постановки.
«Сара была великолепна», — вспоминал Муха. Текст сопровождается высококачественными репродукциями наиболее известных работ Мухи -.
Вторая глава посвящена творчеству художника: первым парижским афишам для актрисы Сары Бернар и последующему расцвету его творческой деятельности, когда он прославился как ведущий мастер своего времени. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию.
Хотя Муха продолжала рисовать до конца жизни, зенит его славы прошел. Все это делает творения Альфонса Мухи значительной вехой в истории мирового художественного искусства. Новые поездки в США были наполнены работой, в том числе и над книгами. Через два года, трагический пожар в театре «Рингтеатре» (погибло 500 человек) уничтожил его мастерскую и декораторская фирма потерпела крах.
Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Приведем краткое описание картины. Его отец был судебным приставом, в семье был скромный достаток.
Героиня картины «Зима», напротив, закутана в одежды. «Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация».
От того, что здесь его называют Мюша. «Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ).
Предки его занимались выращиванием винограда. Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Он сделал для книги обложку, титульный лист, много иллюстраций и виньеток. За время проживания в Америке Муха получает множество крупных заказов.
Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения. Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику. Мальчик с детства хорошо рисовал.
Рисунки представляли собой изображения изящных женщин с пышными волосами и красивыми фигурами. Обе они в определённой степени унаследовали таланты своего прадеда — как к изобразительному искусству, так и к музыке. Семья была большая. После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы. Как мы уже говорили выше, творчество Мухи – это квинтэссенция Ар Нуво со всеми его характерными чертами.
Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много. Блистательная актриса Сара Бернар решает возобновить демонстрацию спектакля «Жисмонда», для чего оказывается необходимым срочно изготовить новые афиши. Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс. Он живет в комнате на чердаке и питается бобовым супом. Именно эти образы и очаровали Альфонса Муху.
Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно. Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. Работа, произведенная Альфонсом, впечатлила графа из-за чего начинающему художнику он предлагает также расписать второй замок, который был создан для его супруги Эммы Куэн-Беласси. Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя. В 1893 году, перед Рождеством, Муха получил заказ на создание афиши к спектаклю «Жисмонда» театра «Ренессанс», которым владела Сара Бернар. Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели.
А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих». Это было довольно прибыльным делом. На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев». Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём.
Но вращение в богемных кругах, знакомство с Полем Гогеном и Августом Стриндбергом играют решающую роль в формировании его как художника. Сейчас они хранятся в замке города Моравски Крумлов. Интересна история внучки Мухи. В действительности, он считал, что только настоящее искусство может быть академичным.