Однако Альфонсом в том значении, которое вложил в это имя Дюма, Муха не был. В 1913 Альфонс Муха совершил поездку в Россию, побывал в Москве и Санкт-Петербурге. Альфонс Муха – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши. Эту женственность искусства конца века, пожалуй, лучше других сумел выразить в своем творчестве чех Альфонс Муха (Alfons Mucha).
Гораздо позже в «Парижский период» Альфонс Муха возродил и приумножил свои удачные находки и подарил нам новые творения. Альфонс Муха появился на свет летом 1860 года в городке Иванчице. Надо сказать, что в области декоративноприкладного искусства работали почти все художники югендштиля и Альфонс Муха не был исключением. Альфонс Муха (Mucha Alphonse Maria) – Чешский художник.
В тюрьме 14 июля 1939 Альфонс Муха умер и был похоронен на вышеградском кладбище в Праге. Альфонс Мария Муха (1860-1939) — чешский график, живописец, виртуоз декоративно-прикладного искусства. Слегка абстрагируясь от собственных успехов в сфере иллюстрирования, художник Альфонс Муха пробует создать целые серии работ, объединенных между собой одной цельной идеей или мыслью.
24 июля 1860 недалеко от Брно, в старом маленьком моравском городке Иванчице родился Альфонс Мария Муха. Слегка абстрагируясь от собственных успехов в сфере иллюстрирования, художник Альфонс Муха пробует создать целые серии работ, объединенных между собой одной цельной идеей или мыслью. Скончался Альфонс Муха 14 июля 1939 года – ровно через 4 месяца после оккупации Чехии и Моравии нацистскими войсками и за 10 дней до своего семидесяти девятилетия. Альфонс Мария Муха (1860-1939 1860, 24 июля) – родился в моравском городке Иванчице 1879 – получил место художника в венской фирме Каутски – Бриоши – Бургардт, производящей театральные декорации.
Главное в описании картин Альфонса Мухи, плакатов – девочка. Альфонс Мариа Муха (чеш. Летом 1936 года в Париже состоялась большая ретроспективная выставка Альфонса Мухи, где экспонировались и ранние его плакаты и картины из цикла «Славянский эпос».
В 1906 году Альфонс Муха уезжает в Америку, чтобы заработать деньги, необходимые для осуществления мечты всей его творческой жизни: создания картин во славу своей Родины и всего славянства. Альфонс Муха был принят в одну из самых известных художественных школ Франции – Академию Жюльена, а затем в Академию Коларосси. Создавая афиши для спектаклей, где блистала Сара Бернар, Альфонс Муха изображал на них необычные ювелирные украшения.
Альфонс Муха занимался дизайном чехословатских денег. Альфонс Муха сделал поистине неоценимый вклад в развитие культуры своей родины и Чехия благодарна за все его творения. Примечательно, что хотя Альфонс Муха по праву считается признанным мастером модерна, сам художник не признавал своей близости этому искусству.
Альфонс познакомился с французскими художниками, подружился с знаменитым Полем Гогеном (Paul Gauguin, 1848—1903), который вместе со своей возлюбленной яванкой Анной стал частым гостем в ателье Мухи на рю де ла Грандшомье. Хотя его вскоре выпустили, но здоровье его было подорвано и в 1939 году Альфонс Муха скончался. Альфонс Мариа Муха (Alfons Maria Mucha, 1860-1939) — чешский живописец, театральный художник иллюстратор и плакатист, работавший в стиле art nouveau (термин принято переводить как модерн). После провозглашения в 1918 году Республики, Альфонсу Мухе было поручено изготовление первых чехословацких почтовых марок, денежных знаков и государственного герба.
Единственный музей Альфонса Мухи открыт в Праге. Однако в истории искусств Альфонс Муха навсегда остался мастером совершенных форм. Альфонс Мариа Муха (чеш. Там же можно найти множество сувенирной продукции с изображениями произведений Альфонса Мухи.
Альфонс Муха был признанным мастером новых изысканных форм. Описание картин Альфонса Мухи «Времена года» начинается с героинь, запечатленных на холсте. В 1998 в историческом центре Праги, в великолепном барочном дворце Кауницкого, построенного в 1720, был открыт музей, посвящённый творчеству всемирно известного и любимого чешского художника Альфонса Мухи.
Альфонс Муха стал невероятно популярен благодаря одной женщине. Имя Альфонса Мухи в Америке было хорошо известно. В России имя знаменитого чешского художника Альфонса Мухи мало известно.
Осенью 1887 года Альфонс Муха перебрался в Париж и вскоре поступил в художественную академию Ж. Лоренса, где затем и преподавал. К началу XX века Альфонс Муха завоевал репутацию мэтра, к мнению которого с почтением прислушивалась художественная общественность не только Европы, но и Америки, которую он впервые он посетил в 1904. Два года спустя, в 1789 году, по объявлению в венской газете, Альфонс Муха устроился в мастерскую «Каутски-Бриоши-Буркхарт», которая занималась изготовлением различной театральной фурнитуры.
Альфонс Муха — выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши.
У неё две дочери. Муха учился в Юлианской Академии и Академии Коларосси. В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas».
Надо заметить, что Фуке наступали на пятки не менее именитые ювелиры Р. Лалик и А. Вевер. Альфонс был первым сыном во втором браке. Декоративны и красочны плакаты, сделанные для фирмы, выпускавшей бумагу для изготовления сигарет. Рефлексия над историей, культурой и мифологией славянских народов стала катализатором восемнадцатилетней работы над циклом «Славянская эпопея». В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико». Занимался он и практической работой. Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц) (чеш.
Помимо этого масштабного проекта, Муха занимается декорированием интерьеров Муниципального дома, отелей «Империал» и Европа», создает эскиз витража в соборе Святого Вита. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права в России». Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов. Многие узоры заимствованы из искусства Византии и других восточных стран, что также представляет собой вполне традиционную черту Ар Нуво, который идет рука об руку с ориентализмом и эклектикой.
Его идеи быстро подхватили британские художники-прерафаэлиты, следовавшие традициям флорентийских мастеров раннего Возрождения («прерафаэлиты», то есть «до Рафаэля»). Двадцать полотен изображают переломные моменты в этногенезе славян, среди которых «Славяне на исконной Родине», «Гора Афон», «Отмена крепостного права на Руси», «Апофеоз истории славянства». В цикл «Славянская эпопея» вошли произведения, посвященные различным вехами истории славянских народов: например, отмене крепостного права на Руси, коронованию царя Стефана Душана, проповеди магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле и другим. Он стал получать постоянные заказы и в 1884 году он нарисовал плакат для шоу «Жисмонда», в котором играла знаменитая Сара Бернар. В 1896 Муха нарисовал свое первое декоративное панно: Сезоны (1896). Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре.
Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. Техника создания – масло и яичная темпера. Предки его занимались выращиванием винограда.
Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. Но ее роль в его жизни трудно переоценить. На картине «Лето» героиня изнывающая от жары, смотрит на зрителя с легкой сонной полуулыбкой. Чувствуется грусть и в работах, которые Муха посвятил родному городу. Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились. Эти эскизы были использованы и для выпущенного фирмой рекламного календаря. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера.
Тем не менее вскоре Муха отдал предпочтение изобразительному искусству. Я предложил мою работу о драпировках. В 1906 году он делает предложение руки и сердца Марии Хитиновой. При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием. Дистиллированная красота, которая не может не притягивать. Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи».
Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно. Для рождественского номера журнала «Century Magazine» Муха предоставил семь репродукций различных своих акварелей и за каждый лист ему заплатили по 200 долларов — очень большие по тем временам деньги.
Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу. Здание суда, где работал отец художника, стоит до сих пор и сейчас в нем открыт музей Мухи-младшего. Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) в России делал такие же книги для петербургской Экспедиции заготовления государственных бумаг, но оформленные им сказки издавались большими тиражами и стоили копейки.
Слава талантливого художника, предлагающего нечто абсолютно новое, «современное» и при этом эстетически гармоничное, стремительно расходится по всей Франции. Осенью 1906 года Альфонс Муха снова отправился в НьюЙорк, на этот раз вместе с женой. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину.
В 1906 году мастер женится на Марии. Но плакат «Жисмонда» был гораздо интереснее. Ничего подобного до Мухи никто не делал.
Плакаты, которые он создал для неё: Дама с камелиями (1896), Лорензаччо (1896), Самаритянка (1897), Медея (1898), Гамлет (1899) и Тоска (1899). Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Ко времени знакомства с Марией Мухой уже были созданы серии «Цветы», «Сезоны», «Искусство», «Время суток», «Драгоценные камни», «Луна и звёзды» и прочие интересные литографии, которые переиздавались в виде почтовых открыток игральных карт и расходились мгновенно – все они изображали женщин.
Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Позже у них рождаются две дочери и сын. От ее разгоряченного стройного тела и румянца на щеках веет теплом и солнечным зноем, атмосфера которых правдоподобно передана в смешении красок и воздушности, «влажности» летнего воздуха. Альфонс Муха (Alfons Muca1) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице. И, конечно, фраза князя Мышкина «Красота спасет мир» была начертана на знаменах сторонников всего нового. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Известность художника растет. На картине «Лето» героиня изнывающая от жары, смотрит на зрителя с легкой сонной полуулыбкой.
Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать». Знакомство Мухи с братьями Люмьер (создателями первого киноаппарата и движущегося изображения) побуждает его экспериментировать с созданием собственных работ – позже, работая над серией «Славянская эпопея» художник будет использовать в качестве основы для картины сфотографированные им снимки натурщиц (фото Альфонса Мухи за работой представлено ниже). В архитектуре и произведениях декоративно-прикладного искусства позднего модерна уже прослеживались черты конструктивизма.
Это было время творческих скитаний и поисков себя. Муха был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной. В течение 2-х лет, граф Эгон спонсировал обучение Мухи в Академии. От того, что здесь его называют Мюша.
Вскоре после этого художник, как это принято говорить, «проснулся знаменитым». Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Сара Бернар помогла Мухе реализовать его ювелирные фантазии. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Но судьба благосклонна к гению.
Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру. Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант. Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались.
Конечно, репортеры не обошли молчанием отношения актрисы с чешским художником, тем более, что его имя было по-своему говорящим: так же звали персонажа комедии Дюма-сына (Alexandre Dumas fils, 1824 – 1885) «Мосье Альфонс», живущего за счет любовниц. Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова.
Интересна история внучки Мухи. Можно сказать, что благодаря Мухе у блистательной актрисы открылось «второе дыхание», сделавшее Бернар еще более популярной. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать». Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии».
Он был вхож в мистические общества, собрание франкмасонов. Известность художника растет. Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет.
Описание картины, плаката Альфонса Мухи под названием «Зима» прямо противоположное. Афиша стала революционной. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.
Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа. Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью. В молодости Муха часто ходил в церковь интересовался музыкой, хоровым пением и живописью. Предки его занимались выращиванием винограда. В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц.
Он разработал дизайн банкнот и официальных документов для нового государства. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов. Над «Эпопеей» Муха работал, будучи уже зрелым и признанным мастером, который мог позволить себе снять под мастерскую чешский замок Збирог – ведь только замковые стены подходили масштабу задуманного. Выставки работ Альфонса Мухи организуются в крупнейших городах Европы.
Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера. Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц чеш. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Муха остался без средств к существованию. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX – XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Из работ Мухи этого периода стоит отметить рекламирующий детское питание плакат для фирмы Nestle, которая сегодня стала крупным международным концерном и изображения женских фигур, на эскизах оберток для шоколада Masson, выполненных Мухой в 1895 году.
В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн — Общественного дома, отелей «Европа» и «Империал», создаёт эскиз главного витража достраиваемого Собора святого Вита. Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения. Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт. Альфонс Муха (чеш. Является единственным официальным музеем художника. В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника. Данные веяния в философии и культуре были характерны для этой эпохи.
Alfons Maria Mucha 24 июля 1860, Иванчице – 14 июля 1939, Прага) чешский художник и дизайнер, один из ярчайших представителей стиля ар-нуво. Особенности творчества художника Альфонса Мухи: автор грандиозной живописной «Славянской эпопеи» (20 картин размером 68 метров), при жизни Муха был популярен как дизайнер – он виртуозно придумывал ювелирные украшения, рекламные плакаты и театральные афиши, в восторге от которых была сама Сара Бернар. Известные произведения Альфонса Мухи: серия «Времена года», «Зодиак», афиша к спектаклю «Жисмонда». Альфонса Муху, которого еще при его жизни нарекали гениальным художником, сейчас называли бы скорее гениальным дизайнером. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним. Произведения дышат спокойствием и негой.
Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов. В 19 лет Альфонс покидает службу и становится театральным художником. В 1904–1913 годах он побывал здесь шесть раз. Оформительскую задачу художник решал комплексно. Он стал писать афиши, плакаты, открытки. Фотографии моделей он снабжал комментариями – «красивые руки», «красивые бёдра», «красивый профиль» а потом из отобранных «частей» складывал идеальную картинку.
Мальчик с детства хорошо рисовал. В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров. После образования в 1918году независимой Чехословакии Муха поглощен созданием «официального» графического стиля нового государства: его таланту принадлежат образцы первых банкнот и почтовых марок страны, один из вариантов государственного герба и даже правительственные бланки и конверты. Хотя Муха продолжала рисовать до конца жизни, зенит его славы прошел. Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику.
За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Художник достиг такого уровня мастерства в стиле ар-нуво, что его какое-то время даже называли «стилем Мухи». Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника. Затем Муха перешел на службу к другому члену этого знатного семейства, графу Эгону Куэн — Белази (1849-1909). В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Так, в 1881 году он получил большой заказ от графа Карла Куэн — Белази (1849-1918), владельца замка Эммархоф в местечке Грушовани.
Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»). Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.
В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». Жива и церковь, на одной из скамеек которой сохранились вырезанные Мухой в детстве инициалы «А. М» – видимо, Альфонс был не прочь пошалить. После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы.
Отсутствие красочных деталей и всякого интереса натурщицы к художнику и создаваемому им полотну, склоненные плечи, в которых отражены усталость и грусть, наличие обыденной житейской атмосферы в свое время удивили современников. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Его мастерская находится над кондитерской мадам Шарлотты (в течение некоторого времени он делил её с Ван Гогом). От заказов не было отбоя.
В 1910 году Альфонс Муха уходит с должности преподавателя и возвращается вместе с супругой в Чехию. «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Лорензачио» – все эти плакатные афиши изображавшие Бернар, были популярны не меньше «Жисмонды». Ведь справедливости ради стоит сказать, что его живописные картины, в том числе и знаменитая серия «Славянская эпопея» и близко не были такими популярными, как тиражируемые образы романтических красавиц с афиш и этикеток. От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве.
В представлении принимала участие Сара Бернар. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. В 1906 году он выпустил в свет альбом с их репродукциями. Граф был так потрясен работой Мухи, что он оплатил его образование. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки.
Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах.
Близится Рождество.
У него также появилась возможность устраивать персональные выставки. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери). Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898). Однако разница между ними не меньше, чем количество персонажей «Игры престолов». Посетители, попавшие в музей Альфонса Мухи, знакомятся с серией арт-постеров, созданных автором в конце XIX века. В 1898 году художника пригласили преподавать в Академии Кармен.
Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда». Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин. Это наглядное руководство для художников, на страницах которого воспроизведены разнообразные орнаментальные узоры, шрифты, рисунки мебели, различной утвари, столовых наборов, ювелирных изделий, часов, гребней, брошей. Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. Описание картины, плаката Альфонса Мухи под названием «Зима» прямо противоположное.
Последний заказывал эскизы рисовальщику Э. Грассе, — тут-то и подвернулась со своими советами Сара Бернар и Жорж Фуке нанял Муху в качестве рисовальщика. Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах.
Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой.
В ближайший вечер де Бруноф и Муха отправились в Театр Ренессанса (Theatre de la Renaissance), в котором играла Сара Бернар. В 1888 Муха впервые побывал в Париже. Художники ар-нуво верили в возможность достижения гармонии с природой, простоту и умеренность, противопоставляя их викторианской роскоши. Муха рисовал афиши и программы для спектаклей и кинофильмов с ее участием. Загадочная и грациозная женщина, утопающая в море цветов, всегда изображалась в самом центре произведения.
Слава талантливого художника, предлагающего нечто абсолютно новое, «современное» и при этом эстетически гармоничное, стремительно расходится по всей Франции. Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи». В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц. Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку». Мария становится для Альфонса новой музой, второй любовью в жизни, как отмечал он сам, после родины.
1893 год. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. «Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера.
Влияние его увлечений особенно четко прослеживается в его поздних работах. Сразу вспоминается Клод Моне, стремившийся запечатлеть все грани одного явления. Мальчик с детства хорошо рисовал. Его отец был судебным приставом, в семье был скромный достаток. Появилась у Мухи и новая постоянная заказчица — очень популярная в ту пору американская актриса Лесли Картер (Leslie Carter).
Он не ввел больше каких-либо других инноваций, характерных его раннему периоду живописи. Она является символом бесконечности, цикличности и все того же женского начала. На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году.
Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896 «Медея», 1898 «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений. В действительности, он считал, что только настоящее искусство может быть академичным. С его участием ставились «Гамлет», «Медея», «Дама с камелиями», «Тоска» и другие знаковые для театра спектакли по известным сложным сюжетам. Муха создал несколько серий: Цветы (1898), Искусства (1898), Месяцы (1899), Драгоценные камни (1900) и Звезды (1901).
Символично, что первым шагом Мухи к всемирной известности стало как раз создание афиши – это была афиша для Сары Бернар и ее театра «Ренессанс» к спектаклю «Жисмонда». Бумага эта почемуто была названа именем библейского праведника Иова. Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок. Правда, сам Муха главным делом своей жизни считал «Славянскую эпопею» (1910 – 1928), которая представляет собой двадцать полотен огромного размера. Помимо «Искусства» Муха написал циклы «Сезоны», «Времена суток», «Звезды», «Драгоценные камни», «Цветы». Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников.
Вскоре он вернулся в Иванчице, где со временем стал работать клерком. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Он живет в комнате на чердаке и питается бобовым супом. Плакат Жисмонды (1892) был нового вертикального формата- формат, который сохранился и до сих пор – а также, большое количество цвета и деталей.
Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани. «Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров.
Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары. Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. От заказов не было отбоя. Украшения на театральных афишах Мухи представляли собой утонченную историческую стилизацию в духе подлинных артефактов Средневековья: широкий декоративный пояс, рельефная орденская цепь и богато орнаментированное оружие («Лорензаччо», «Гамлет»). Он сделал для книги обложку, титульный лист, много иллюстраций и виньеток. В 1897 открылась первая личная выставка художника в галерее La Bodiniere. Кроме того, Муха с детства был окружен мистической атмосферой архитектуры Моравии, ее религиозной специфики.
В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. Хотя художник считал свои работы в стиле ар-нуво не более чем возможностью для получения денег, которые он мог бы потратить на реализацию более серьезных вещей, но критики думали иначе. Хитилова была соотечественницей Мухи. Начиная с 1897года он организует персональные выставки в Париже и других городах Европы, включая Прагу, пользующиеся огромным успехом, журнал La Plume посвящает ему специальный номер.
«Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар. В 1893 году, перед Рождеством, Муха получил заказ на создание афиши к спектаклю «Жисмонда» театра «Ренессанс», которым владела Сара Бернар. Ее можно назвать наиболее нехарактерной для стиля художника. Совершенно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве.
У неё две дочери. Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году. Однако к этому времени его покровитель умирает и художник остается без средств к существованию. Семья была большая.
Просто они красивы неземной красотой. Работа над «Эпопеей» длится 20 лет. В 1905 году Альфонс Муха получает приглашение от Американского общества иллюстраторов. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать».
В этом и есть прелесть Времен года Альфонса Мухи – в непохожести картин. Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами.
Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи» : страстные, чувственные, нежные иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос. А вдохновение художники черпали из своей бурной личной жизни. Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия). В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси».
Тогда Муха стал брать уроки рисования. «Сара была великолепна», — вспоминал Муха. Шла пьеса «Гисмонда» французского драматурга Викторьена Сарду (Sardou, 1831—1908). Искусством, не имеющим самоцелью эпатаж или претензию в адрес современников. Художник переезжает, становится преподавателем в крупном художественном учреждении.
Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви. На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев». После совместного путешествия с графом и его женой по Европе Муха отправляется в Мюнхен. В ней будут воспроизведены примерно 50 фотографий драпированных тканей».
Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар. Он также вошел в течение символистов и другие артистические круги, примыкавшие к ним. Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе. В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее). Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.
Причина, разумеется, не в размере. Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились. Описание картины, плаката Альфонса Мухи «Девушка с распущенными волосами» может выглядеть следующим образом. После возвращения в Прагу Альфонс Муха, картины которого становятся известны по всему миру, приступает к самой грандиозной своей работе. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углем.
Именно эти образы и очаровали Альфонса Муху. Однако даже лучшие полотна – «Славяне на своей земле», «Введение славянской литургии в Моравии», «Отмена крепостного права на Руси» – не произвели желаемого эффекта.
Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери). Он рисовал афиши для различных театральных постановок. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет.
Она захотела познакомиться лично с автором афиши. Рушились академические нормы, громко спорили искусствоведы, в моду входили восточные мотивы. Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя.
При этом «женщины Мухи» не потеряли ни загадочности, ни грации. У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой.
Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс». Де Бруноф ждал художника в соседнем кафе. Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно.
Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. И это, наверное, ярчайшая черта Мухи как творца: в нем не было болезненного честолюбия, свойственного многим творческим личностями, которые считают свой талант столь великим, что не хотят «разбазаривать» его на мелочи – они готовы писать лишь монументальные полотна, а за «мелкую», коммерческую работу берутся лишь нехотя и исключительно из материальных соображений. Муха остался без средств к существованию. Работа над декорациями дает ему опыт создания крупномасштабных декоративных произведений. А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих». Вместе они создают коллекцию в стиле Мухи. От заказов не было отбоя.
Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Серийная живопись — еще одна черта его творчество. Удача никогда не оставляла Альфонса Муху. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. В их братстве состояли Джон Уильям Уотерхауз (John William Waterhouse, 1849 – 1917), Джон Эверетт Милле (John Everett Millais, 1829 – 1896), Данте Габриэль Россетти (Dante Gabriel Rossetti, 1828 – 1882) Те, кем сейчас гордится Англия. С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением.
Приведем краткое описание картины. Оригинальные рисунки Мухи пришлись по душе ювелиру. Новые моменты в жизни связаны с Парижем. Эти картины кажутся гораздо более зрелыми и академичными по сравнению с предыдущими работами мастера, но, тем не менее и тут ощущается его неповторимый стиль – возможно, за счет «округлости», отсутствия резких линий и углов. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.
3 апреля 1904 года на первой полосе воскресного номера газеты «New York Daily News» способом четырехкрасочной литографии была воспроизведена одна из работ Альфонса Мухи — «Дружба», а на последней полосе помещена посвященная ему статья, в которой его называли «величайшим мастером декоративного искусства во всем мире». Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс. Ар-нуво или модерн, охватило Европу с начала 1880-х и только Первая мировая война вернула к прозе жизни любителей прекрасного. Там он поступает в Академию изящных искусств.
Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского. Однако сам Муха уже знает, что он рожден быть художником.
Безупречная композиция, совершенство линий и гармония цвета. Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение. В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (1, 2, 3, 4), «Драгоценные камни» (1, 2, 3), «Звезды» (1, 2, 3) и «Цветы» (1, 2, 3, 4). Муха быстро стал душой парижского светского общества.
Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс». Образы эффектно подчеркивали самые невероятные драгоценные предметы. В 1906 году исполнил декоративные панно для немецкого театра «Комедия» в НьюЙорке, написал декорации, сделал эскизы костюмов и проект занавеса. Сложное сплетение складок одежды, локонов, цветов, узоров. В 1879 году он получил в Вене должность помощника в фирме, которая занималась декорациями и реквизитом, где он добился известности в театральном дизайне интерьера. Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице.
Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц чеш. Кисть прерафаэлитов создала новый женский образ la femme fatale («ля фам фаталь», «роковой женщины») – таинственный, мистический и прекрасный. Героиня картины «Зима», напротив, закутана в одежды.
В 1906году Муха женился на своей ученице Марии Хитиловой (в семье родились дочь Ярослава и сын Иржи, позднее— известный журналист, умер в 1991г. ). Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой. В этом и есть прелесть Времен года Альфонса Мухи – в непохожести картин. Хитилова была соотечественницей Мухи.
Рекламный плакат, впрочем, оставался в его творчестве главным. Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага. Чешского художника Альфонса Муху (Alfons Maria Mucha, 1860 – 1939), как и многих других художников его времени, пронзила стрела нового искусства. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. На картинах этого цикла практически нет и следа арт-нуво. В том же году Альфонс принимает решение переехать в Париж. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ).
Альфонс Муха (Alfons Muca) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице. Так продолжалось вплоть до конца 1893 года. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера.
В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»2. После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж. Обе постройки расположены на главной площади и немного грустно смотрят друг на друга.
«Les Femmes Muchas» («ле фам Мюша», «женщины Мухи») – томные, пышные и грациозные. Важной вехой в этот период был заказ на создание иллюстраций к многотомной «Истории Германии». Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.
Он согласился. В 1895 художник сталкивается с символистами и ненадолго примыкает к ним. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»).
В 1904 году у него была краткая поездка в США, в надежде подзаработать денег. В настоящее время она живет в Чехии. По завершении титанической работы в 1928 году художник подарил «Эпопею» Праге. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. Описание плаката Альфонса Мухи можно продолжать бесконечно.
В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Это было довольно прибыльным делом. А вот «женщин Мухи» «выдерживают» не только выставочные залы, но и фарфоровые чашки, шёлковые платки и ювелирные украшения.
Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Это не обескуражило его, он продолжал брать уроки рисования. Унитаз Марселя Дюшана считается произведением искусства, поскольку он является концептуальным овеществлением замысла автора, рассматриваемого в контексте социально-культурной проблематики.
Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то «от Мухи». Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. И все же это просто унитаз. Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию.
Он тут же сделал наброски в своем альбоме. Картины отличались насыщенностью красок и деталей. Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много. В качестве декоратора оригинальных и ярких афиш в свою мастерскую Муху приглашает театральный мастер Бриши-Бургхардт.
франков. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация3». От того, что заказчики всегда хотели получить что-то «точно такое же, как на картинке, но немного другое». Идею работы над украшениями и декоративными предметами по эскизам Альфонса Мухи ей предложил её отец, Иржи Муха, который долго и безуспешно пытался найти подходящего дизайнера.
Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков.
Через два года, трагический пожар в театре «Рингтеатре» (погибло 500 человек) уничтожил его мастерскую и декораторская фирма потерпела крах. В последующие годы Альфонс Муха создает еще ряд знаменитых афиш, которые прочно закрепили его как одного из лучших иллюстраторов и живописцев (1896 год – «Дама с камелиями», «Медея», 1897 год – «Самаритянка», «Тоска» и т. д. ). Вклад Мухи в развитие рекламы можно сравнить, наверное, только с вкладом Энди Уорхолла полвека спустя.
Владелец типографии де Бруноф дал, тогда ещё малоизвестному, художнику заказ на афишу к спектаклю «Жисмонда», в главной роли которого и играла прима. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Мария Хитилова стала постоянной натурщицей Мухи и на многих картинах легко угадываются её черты. Однако, эти картины не были столь успешными, как его ранние работы в стиле ар-нуво. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа. Альфонс был первым сыном во втором браке.
Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Граде. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. В их браке родились две дочери, которые, когда выросли, тоже стали персонажами многих картин художника.
Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса. Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея». В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы». На смену флоральному течению модерна пришло геометрическое, однако оно проявилось в ювелирных украшениях не столь ярко и выразительно. Именно такой, какой она сама себя представляла – молодой и стройной. От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки.
Героиня картины «Зима», напротив, закутана в одежды. Интересна история внучки Мухи. Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже». И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души». Но на этом сказка закончилась. Они проникнуты мистицизмом и символизмом в духе «Серебряного века», вызывающим из темных переулков души спрятанные там, сложно объяснимые эмоции, отдающие торжественностью и тревожностью.
Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов— иногда томно-пленительная иногда загадочная иногда грациозная иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная. В 1906 году Муха женился на Марии Хитиловой (родом из Моравии), с которой он встретился в Париже. Сейчас они хранятся в замке города Моравски Крумлов. От ее разгоряченного стройного тела и румянца на щеках веет теплом и солнечным зноем, атмосфера которых правдоподобно передана в смешении красок и воздушности, «влажности» летнего воздуха. Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём.
Книга была издана в формате 395Ч310 мм. Посетители узнают и детали личной жизни автора. В последующие годы Альфонс Муха создает еще ряд знаменитых афиш, которые прочно закрепили его как одного из лучших иллюстраторов и живописцев (1896 год – «Дама с камелиями», «Медея», 1897 год – «Самаритянка», «Тоска» и т. д. ). После пожара в «Рингтеатре» в 1881году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной.
К началу XX века флоральное течение модерна достигло апогея своего развития. В 1882 году художник нарисовал свой первый рекламный плакат. Великая актриса была очарована работой. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде.
Семья была большая. В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели. Акварели эти художник называл «Блаженствами». Вся работа заняла у Мухи три месяца.
Одним из первых теоретиков ар-нуво был английский художник и искусствовед Джон Рескин (John Ruskin, 1819 – 1900). Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. 50-летней Бернар льстило то, как ее изображал художник.
Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории». Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ).
В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. Поворот в его судьбе наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. Художник моментально становится знаменитым.
«Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года. До «Жисмонды» у Сары Бернар был всего один достойный внимания плакат, выполненный швейцарским декоратором Грассетом – «Жанна дАрк».
Художник родился в 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия), в семье чиновника и дочери зажиточного мельника, с ранних лет он увлекался рисованием и проводил за этим занятием все часы досуга. В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Чтобы заполучить его, коллекционеры подкупали расклейщиков или срезали «Жисмонду» ночью с заборов. До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров. Восхищённый его творчеством граф согласился оплатить расходы по его учёбе в мюнхенской Академии изящных искусств.
Сценические украшения, нарисованные воображением художника, определили также тематику серии декоративных панно («Драгоценные камни»). Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества.
В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Блистательная актриса Сара Бернар решает возобновить демонстрацию спектакля «Жисмонда», для чего оказывается необходимым срочно изготовить новые афиши. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»7.
Муха расписал несколько помещений замка, кроме того, он отреставрировал семейные портреты. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя. Украшения для волос, отдаленно напоминающие диадемы, сложные многоярусные ожерелья, пояса-шателены с подвесками, застежки-аграфы и пластины, плавно переходящие в платье («Брюнетка», «Зодиак» и др. ).
Издание это впоследствии неоднократно повторялось на разных языках. За время проживания в Америке Муха получает множество крупных заказов.
Основным акцентом его учебы была академическая историческая живопись. В настоящее время она живет в Чехии. Многие страницы творческой биографии Альфонса Мухи связаны с США.
В круг его друзей входят Поль Гоген (1848 — 1903) и художники группы «Наби». Новые поездки в США были наполнены работой, в том числе и над книгами. Все это было исполнено в технике излюбленной художником многокрасочной литографии (в мастерской у Альфонса Мухи было четыре литографских камня). В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Каждую фразу молитвы Альфонс Муха поместил на отдельной странице, воспроизвел ее стилизованным рисованным шрифтом и окружил текст изысканным орнаментальным узором.
В театре Бернар Альфонс работал шесть лет. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»).