Фёдор Яковлевич Алексеев (между 1753—1755, Санкт-Петербург —11 (23)ноября1824, Санкт-Петербург) — русский живописец, современники называли его «русскимКаналетто». Фёдор Яковлевич Алексеев (между 1753-1755 – 1824) был ярчайшим представителем достаточно экзотичного для России живописного стиля «ведута» — veduta. Фёдор Яковлевич Алексеев (между 1753—1755, Санкт-Петербург— 11 (23)ноября1824, Санкт-Петербург)— русский живописец, один из основоположников русского городского пейзажа.
Некоторое время обучался у Антропова, а в 1764 году поступил в Академию художеств. выступил с пейзажами Петербурга («Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости», 1794, Третьяковская галерея), за которые в 1794 получил звание академика. А. С. Строганова, гр. В 1795 году по заданию Академии, Алексеев отправился в путешествие в Малороссию и Крым, «снимать виды» городов, в которых незадолго до этого побывала императрица Екатерина II. Его душа всегда была занята любимым делом, а хобби способствовало его пропитанию.
Его копии известнейших итальянских мастеров городского пейзажа (Беллотто, Гварди, Каналетто) принесли ему известность и, главное, материальную независимость, что позволило Ф. Алексееву полностью выразить себя в соответствии с призванием — впечатляюще воспроизвести на своих картинах виды Санкт-Петербурга, Москвы, других российских городов. На берегу видны лодки, строения и множество человеческих фигур. Заказывала копии императрица Екатерина II. Таковы «Спасские ворота Кремля», «Вид на Страстную площадь с домом Козицкой» (Музей Института русской литературы), «Вид на Каменный мост со стороны Москва-реки (Гос.
«Наиболее ранним из известных нам видов Петербурга исполненных Алексеевым, является «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (1793). Огромный вклад в развитие пейзажного жанра Алексеев внес как педагог.
За эти картины Алексеев получает в 1794 г. звание академика перспективной живописи. Особенно живописцу удались картины «Соборная площадь в Московском Кремле», «Вид на Москву со стороны Каменного моста». Родился в Петербурге в семье сторожа Академии наук. знаменитый перспективный художник и декоратор, род.
Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план полотен. Художник избрал точку зрения, которую современники назвали «счастливой». В период с 1779 по 1786 год он числится живописцем при театральном училище. Мы видим в «Морском пейзаже» Алексеева и характерный для классицизма мотив эллиптического заворота берега. Работы этих художников находились в собрании императорского Эрмитажа.
Первоначальное образование Алексеев как солдатский сын получил в гарнизонной школе. По возвращении в Санкт-Петербург был декоратором при Дирекции императорских театров (с 1777 года) и при Театральном училище (до 1886 года). Учился в петербургской Академии художеств (1766–1773). Это оказалось возможным потому, что Алексеев не просто повторял в них готовый результат, анализировал и творчески воспроизводил самую живописную систему индивидуальный почерк и художественный строй копируемого автора. А. первый в русской живописи мастер городского пейзажа. В нескольких экземплярах произведения кисти Алексеева были: у гр.
Они гораздо слабее по рисунку и тяжелее, грубее по цвету. В 1790-х гг. Алексеев — уже глава класса перспективной живописи в Академии Художеств (с 1802 г. ) вновь вернулся к любимой им теме Петербурга. «За годы своего пребывания в Венеции Алексеев не только не пристрастился к живописи театральных декораций, на которую его направляли, но, напротив, определился как пейзажист». Последующий период творчества художника главным образом связан с Петербургом.
Лоджия в Венеции» (Государственный Русский музей), предназначалась для Академии художеств и демонстрировала успехи, достигнутые художником в живописи архитектурных «проспектов». Самый характер размещения цветовых пятен несет в себе черты декоративности. Во всяком случае, он не получил того звания «назначенного», которое обычно давалось возвратившимся пенсионерам за выполненные ими за границей работы, ему не назначили и «программы» на академика. С 1803 года до самой смерти он возглавлял класс перспективной живописи.
«С января 1779 года по 1786 год Алексеев состоит «живописцем при театральном училище». В 1800 году, по повелению императора Павла I, Алексеев прибыл в Москву, «для снятия разных видов».
Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план полотен. И. И. Барятинской, А. С. Кожухова, П. П. Свиньина и др. Художник с гордостью отмечал, что императрица «находила великое удовольствие смотреть труды мои и всегда награжден был». Одним из лучших учеников Алексеева стал М. Н. Большинство же принадлежит работе И. Мошкова и А. Кунанина. По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (1779-86). Картины свои Алексеев писал на основе детально проработанных акварельных этюдов с натуры. Пиранези.
В следующем, 1794 году Алексеев последовательно получает «назначенного» за «Внутренность двора с садом», а затем в октябре – академика «живописи перспективной» по картине, представляющей «Вид города Санкт-Петербурга по реке Неве». Идеальное и реальное находятся здесь в полном равновесии. Один из основателей жанра городского пейзажа (ведуты) в русской живописи, Алексеев обычно писал картины на основе детально проработанных акварельных этюдов с натуры, сочетая документальную точность с поэтическим обобщением и образной цельностью. Так появляются пейзажи южных городов – Николаева, Херсона, Бахчисарая. Следует отметить картины «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794), «Вид Зимнего дворца от Петропавловской крепости» (1799) – произведения высокой живописной культуры. Первые работы ФедорЯковлевич написал для одного из театров Венеции, где и начал набирать свою популярность.
Все дело было в потребных в данный момент специальностях. Почему. В пейзажах Алексеева выразилось понимание города уже не как совокупности прекрасных дворцов, а как столицы могущественного государства, как «Северной Пальмиры». Интересный факт того времени описывает А. А. Федоров-Давыдов: «Большинство русских художников второй половины 18 века, питомцев недавно возникшей Академии художеств, было детьми ремесленников или отставных гвардейских солдат, служивших сторожами столичных учреждений, которые имели известные протекции, помогавшие им устроить своих детей обучаться привилегированному мастерству и воспитываться за казенный счет в учрежденном в 1764 году Воспитательном училище при Академии».
Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ большого, величественного индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя как житель золотого века. В Венеции молодой художник пробыл более трех лет. Произведения Алексеева охотно раскупались.
В 1794 году Федор Яковлевич удостаивается звания академика за картину «Вид Петербурга по Неве-реке». С 1803 преподавал в АХ. В 1800-х гг. «Для снятия видов» ездил в Херсон, Николаев, Бахчисарай (1795) и по акварельным этюдам с натуры затем писал картины («Площадь в г. Николаеве», Русский музей, Ленинград). Художник побывал в Николаеве, Херсоне, посетил древний Бахчисарай. Среди его работ 1790-х гг. Виды Петербурга явились рубежом в творчестве пейзажиста. особенно известны «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (1793) и «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794).
Он восхищался их тонкими, насыщенными пейзажами. «То, что искал Алексеев в южных видах – определенность («отчетливость» – по терминологии эпохи) изображения архитектуры и передача облика города преимущественно посредством показа этой архитектуры, – развертывается в следующем цикле его картин, посвященных изображению Москвы».
«Таковы его «Вид г. Николаева» (Третьяковская галерея и Русским музей) и «Вид площади в Херсоне» (музей в Херсоне) с их площадями и гаванью. Они принесли художнику славу «российского Каналетто» и долгожданную возможность перейти к писанию оригинальных пейзажей. Марка в Венеции. По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (1779-86).
Хаккерта – «Вид Катании и Этны» и «Вид Липари и Стромболи». По возвращении в Петербург первоначально служил декоратором при театральном училище (1779–1786). Так, он обстоятельно выписывает не только архитектуру дома с балконом (Вид Адмиралтейства и Зимнего дворца») на первом плане, но и Адмиралтейства на втором плане вдали справа, тщательно передавая все его сложные скульптурные украшения. топографически-точной пейзажной манеры) Дж. А. Каналетто.
Картина, получившая название «Внутренний вид двора с садом. «Копии эти имели успех и, вероятно, впервые принесли Алексееву наименование «российского Каналетто», неверно распространенное впоследствии на него и как на изобразителя Петербурга. Лучшими из них являются «Вид Английской набережной» (Русский музей) и «Вид Адмиралтейства и Зимнего дворца от 1-го Кадетского корпуса» (Центральное хранилище музейных фондов пригородных дворцов Ленинграда). В 176673 учился в петербургской АХ. В письме президенту Академии художеств А. С. Возвратившись в Петербург, Алексеев получил в Академии Художеств место профессора перспективного пейзажного класса (в марте 1803 г. ). Присутствуя (с 22-го мая 1803 г. ) в совете Академии, Алексеев получил заказ написать 13 видов: 1) Московского Кремля, с каменным мостом 2) С. -Петербургской биржи (за эти две картины, поднесенные Государю, художник был награжден перстнем) 3) Московского воспитательного дома из-за Москвы-реки, с видом Кремля вдали 4) входа в храм Спаса за золотой решеткой 5) Китая-города от Николаевских ворот 6) вида от Троицких ворот из Кремля 7) Воскресенских ворот, от Тверской, с Иверскою часовнею 8) Ивана Великого и Успенского собора 9) вида на Николаевские ворота из Китая-города 10) Спасской площади с воротами и Василием Блаженным 11) Спасских ворот из Кремля 12) другого вида на каменный мост из-за Москвы-реки и 13) внутренней части Кремля с Грановитою палатою и соборами Успенским и Архангельским.
Одним из самых ярких художественных образов Москвы, созданных Алексеевым, стал «Вид Московского кремля и Каменного моста» (Государственный Исторический музей). Вид набережной Скьявони», подписанный художником и датированный 1775 годом и «Морской пейзаж» (собрание Н. А. Арнинг), который можно отнести к концу пребывания Алексеевым в Венеции. С 1795 по 1797 год Алексеев направляется в южные районы. В качестве академического «пенсионера» жил в Венеции (1773–1777), где испытал большое влияние ведутизма (т. е.
После 1812 года писал преимущественно северную столицу, достигая всё более тонких световых эффектов, гармоничного единства архитектуры и окружающего пространства (виды набережных Невы, Биржи и Адмиралтейства, Казанского собора и так далее). Он господствует в зданиях и даже в окраске облаков дает себя сильно знать. Оригиналы с изображением бухты у подножия вулкана Этна на Сицилии и островов в Средиземном море, приобрел у автора великий князь Павел Петрович. И еще одна характерная особенность южных картин — появление стаффажа. Точная дата рождения живописца неизвестна, однако большинство исследователей считают, что это период между 1753 и 1755 годами.
«Морской пейзаж» написан, по всей вероятности, с натурных «чертежей» и изображает, очевидно, вид какого-то места из венецианских владений на балканском берегу Адриатического моря». Копии Алексеева имели невероятный успех и дали ему возможность писать собственные пейзажи. Силуэт набережной составляет единое целое с пространством ландшафта. Мы можем организовать для вас целую коллекцию работ Алексеева Федора Яковлевича.
В залах Эрмитажа он находил пейзажи великих мастеров Канале, Беллотто, Роббера и Берне и копировал их. Первоначально он осваивал приемы создания театральных декораций, обучаясь «черчению перспективы» в мастерских венецианских художников Джузеппе Моретти и Пьетро Гаспари. В 1800-1801 годах аналогичное задание Алексеев выполняет в Москве.
Время возвращения из этого второго путешествия Алексеева совпадает с признанием его академиком (1794 г. ). «Большой формат картин придает им монументальность. Он сразу же покоряет и пленяет зрителя. Алексеев – уже глава класса перспективной живописи в Академии Художеств (с 1802 г. ) вновь вернулся к любимой им теме Петербурга.
Среди его учеников были впоследствии известные русские художники С. Щедрин и М. Воробьев. Алексеев Федор Яковлевич, русский художник-пейзажист. Академия, очевидно, нуждалась в театральных декораторах». «Картина изображает морской залив, в который вдается мыс с расположенным в конце его монастырским или крепостным строением.
Пенсионер Академии Художеств в Венеции (1773-76 годы), обучался театрально-декорационной живописи у Дж. «Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста», 1815, первый вариант – в Русском музее, Санкт-Петербург). В 1800-х гг. Он праздничен без пышности и возвышен без выспренней патетики. Написанные Алексеевым в 1800-е – 1810-е годы картины «Соборная площадь в Московском кремле», «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве» (Государственная Третьяковская галерея) и другие, уже для современников Алексеева приобрели характер исторических документов.
«Лишь немногие из дошедших до нас акварелей видов Москвы исполнены самим Алексеевым. Идеальное и реальное находятся здесь в полном равновесии. Это увлечение Алексеева вызвало большое недовольство Совета Академии. Воробьев, возглавивший после смерти учителя отечественную пейзажную школу. Этим классом управлял профессор батальной и пейзажной живописи M. M.
За два эскиза, с разных пунктов, Михайловского замка и за вид спб. С 1800 (сперва по заданию Павла I) создавал и московские ведуты, отмеченные той же четкостью архитектурных ракурсов, но более теплые по колориту из этих вещей до нас дошла Красная площадь с собором Василия Блаженного (1800–1802, Музей Института русской литературы Академии наук, Петербург), а также ряд акварелей. Вместе с тем, Алексеев от Павла получил поручение, выполнить которое, однако, не удалось. Судя по документам, это удалось ему лишь по второму прошению 1766 года.
За эти работы Алексеева прозвали «русским Каналетто», а Академия признала за ним право заниматься пейзажем. В манере письма того полотна и в вытянутых фигурках с маленькими головами есть черты сходства с так называемыми «махаевскими» видами Петербурга. Ф. Я.
Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ большого, величественного индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя как житель золотого века. Алексееву признание современников как ведущего живописца городского пейзажа. Он теперь не только изображает на переднем плане бытовые сценки, но вводит эти жанрово-повествовательные моменты более органично в само пейзажное изображение». За эти картины Алексеев получает в 1794 г. звание академика перспективной живописи. За свою жизнь художник поменял множества профессий в пределах области культуры, но само рисование картин в большей мере было хобби, а не заработок финансов на проживание. Ему было поручено два ученика, «что свидетельствовало о том, что деятельности Алексеева было придано определенное направление».
Любителей произведений Алексеева при Александре -м можно насчитать довольно много. В картинах «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1810, Государственная Третьяковская галерея), «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого Кадетского корпуса» (1810-е, Государственный Русский музей) главными героями стали новые архитектурные сооружения столицы, возведенные в начале XIX века. Так появляются пейзажи южных городов — Николаева, Херсона, Бахчисарая. Картина «Красная площадь в Москве» (1801, Государственная Третьяковская галерея) стала наиболее известным полотном кисти мастера. «За время пребывания в Москве Алексеев и его ученики под его наблюдением и руководством сделали много видов с натуры как самого города, так и его окрестностей».
Находясь в 180002 в Москве, написал с натуры две картины («Красная площадь с собором Василия Блаженного», Музей института русской литературы АН СССР, Ленинград и «Вид военного госпиталя», не сохранилась) и ряд акварелей. Декоративность видна и в изображении деревьев. литейного двора Алексеев получил от Императора Павла денежные награды и чин 8-го класса. Он был гравирован С. Ф.
Таким образом, Академия упорно продолжала видеть в Алексееве декоратора». Владимира, гр. Присущая его манере строгая классицистическая гармония ярче всего проявилась в образах Петербурга, написанных в прохладной, серебристой гамме и внушающих чувство спокойного и мажорного величия (Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости, 1794, Третьяковская галерея, Москва и др. ). особенно известны "Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной" (1793) и "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" (1794).
Марка. Сведений о жизни художника сохранилось немного, до сих пор не установлена точная дата его рождения.
Наиболее значимые работы «московского цикла» хранятся в Третьяковской галерее («Красная площадь в Москве», 1801 «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве», 1811) и в Государственном Историческом музее («Вид в Кремле у Спасских ворот», 1800-е гг. С раннего детства Федор увлекся рисованием. АЛЕКСЕЕВ, ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ (1753 или 1754–1824), русский художник, основоположник городского пейзажа в русской живописи нового времени. «В мае 1795 года Алексеев был послан в Новороссию и в Крым писать виды мест, посещенных Екатериной второй во время ее путешествия на юг в 1787 году». Академией Художеств тоже приобретались картины Алексеева, по разным случаям, напр., при посещении прусским королем Академии (1809 г. ). Можно думать, что это позволило наконец Алексееву оставить нелюбимую работу в области декорационной живописи».
Исторический музей) и, быть может, некоторые другие. особенно известны Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной (1793) и Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости (1794). Руководство Академии весьма сдержанно относились к его увлечению и по возвращении художника принудили его работать декоратором при театральном училище (1779-1786 гг. ), о программах на получение академического звания Алексеев не мог и думать. Некоторое время Алексеев обучался живописи «плодов и цветов» (так в Академии назвали жанр натюрморта).
Сын сторожа Петербургской Академии Художеств учился там же (1766-73 годы). Получив за копию картины Каналетто звание «назначенного» (1794 год), а за «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794 год, ГТГ) звание академика Академии Художеств, с 1795 года по заданию Академии Художеств исполнял виды российских городов (Херсон, Николаев, Полтава, Бахчисарай в начале 1810-х годов – Воронеж, Орёл и др. ). В 17731777 совершенствовался как театральный художник в Венеции, где писал и пейзажи («Набережная Скьявони в Венеции», 1775, Художественный музей БССР, Минск). За рекой ряд дворцов, отражающихся в воде и словно любующихся собой. «Если принять во внимание, что пейзаж написан молодым художником, только что разочаровавшимся в своих учителях и ощупью ищущим путей пейзажной живописи, то станут понятны недостатки: слабость рисунка (особенно в фигурах), погрешности перспективы, слабость живописи, ее отличие от живописи более поздних работ Алексеева».
«Сложность композиций второй сюиты петербургских видов дает, таким образом, Алексееву возможность сочетать общее и частное также в смысле соединения пейзажа города с повествованием об его архитектуре и быте». В 1793 году Алексеев написал «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (Государственный музей-усадьба «Архангельское»), а через год исполнил парный к нему «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (Государственная Третьяковская галерея). Свой дар живописца Алексеев сумел проявить в копии исполненной в 1776 году с произведения Каналетто «Архитектурная фантазия».
Орлова-Чесменского и брата его гр. «Пейзажная программа Алексееву была дана в сентябре 1772 года, а в мае 1773 года он получил за нее Вторую золотую медаль». Архитектурные и природные виды исполненные в этом стиле, отличались достоверностью изображения и одновременно продуманной организацией пространства, придающей картинному образу возвышенный, обобщенный характер. В 1773 году за программный пейзаж Федор Яковлевич получил золотую медаль. в 1753 г., ум.
создал новую серию петербургских пейзажей («Вид Английской набережной», Русский музей). Картины, написанные в этот период, принесли художнику общественное признание. Рисунки вошли в так называемый «портфель» московских видов, ставший основой для создания живописных произведений. Очень характерно и сильное потепление гаммы.
Его отец работал сторожем в Академии наук. Таковы «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса», «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости». С 1803 преподавал «перспективную живопись» (пейзаж) в Академии художеств среди его учеников были Сильвестр Ф. Щедрин и М. Н. Воробьев. Композиция организована четко и логически ясно.
Замечена была в Алексееве и наклонность к живописи цветов. По натурным зарисовкам, сделанным за время поездки, художник в течение последующих трех лет написал несколько произведений изображающих южные города, среди которых «Вид Николаева», «Вид Бахчисарая», «Площадь в Херсоне».
Федор Яковлевич Алексеев (1753/1754-1824) родился в Петербурге. В 1764 г. по прошению отца, работавшего сторожем в Императорской Академии художеств, Федор был принят учеником в класс орнаментальной скульптуры. «Хотя Алексеев окончил Академию как пейзажист, Совет Академии в июне 1773 года назначил его сверхкомплектным пенсионером в Венецию сроком на три года для изучения живописи театральных декораций». Пробыв в Венеция три года, Алексеев просил в 1776 г. о дозволении остаться ему еще на год, что было исполнено, вероятно, под влиянием отзыва об Алексееве архитектора Тишбейна, строителя в Петербурге Большого театра, — отзыва, сообщенного Академии Рейфенштейном, ее римским корреспондентом.
Зато он сразу стал обучаться живописи». Значительно уменьшая размеры и масштаб повторений, Алексеев создавал камерные по характеру произведения, отличающиеся самостоятельным цветовым решением. Под руководством Алексеева, его ученики создали множество акварельных рисунков, запечатлевших облик «допожарной» Москвы. В его работах словно появился шум города.
Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ большого, величественного индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя как житель золотого века. Все это придает картинам известное сходство с панно. Они выполняют функции своеобразных единиц масштабности, позволяющих представить размеры построек, площадей, высоту деревьев. Поскольку станковый пейзаж в то время имел много общего с искусством театральных декораций, Алексеева отправили в Венецию совершенствоваться в области декорационной живописи.
Художник творил чудеса. Художник изобразил прекрасные виды города на Неве во многих своих картинах: «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1808), «Вид Казанского собора», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса» (1810-е). «Всматриваясь пристальнее в композиции картин второй сюиты петербургских видов, замечаешь их связь с построением «Морского пейзажа»В петербургских видах получает развитие то, что в «Морском пейзаже» только намечалось, причем в конкретном решении используются опыт и достижения московских видов.
АЛЕКСЕЕВ Фёдор Яковлевич, российский художник. В его работах словно появился шум города. Увеличение размеров приводит и к изменению характера живописи. В сентябре 1800 года по указу Павла первого Алексеева отправляют в Москву, «для снятия видов». Сын сторожа Академии наук. Летом 1794 года Алексеев получил звание «назначенного» в академики за написанную в Венеции копию с картины Каналетто, а спустя несколько месяцев, был удостоен звания академика перспективной живописи за «Вид города Санкт-Петербурга по Неве-реке».
Его работы (Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости, 1794 Вид Казанского собора в Петербурге Соборная площадь в Московском Кремле Вид города Николаева, 1799 Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости, 1810 и др. ) принесли Ф. Я. Берег, начинаясь в центре картины на первом плане, загибается эллиптической дугой в левой части он заканчивается высокой скалой с монастырем на ее вершине. Изображение из панорамического остановится картинно-замкнутым. Находясь в 1800 – 1802 годах в Москве, написал с натуры две картины («Красная площадь с собором Василия Блаженного», Музей института русской литературы, Санкт-Петербург и «Вид военного госпиталя», не сохранилась) и ряд акварелей.
В этом образе выявляется новое гражданственное понимание города, отличающееся от изображений Петербурга середины века. Так, баталист нуждался в пейзаже, а пейзажист, – в умении рисовать жанровый стаффаж. М. Теребенев. Эти копии делались, как свидетельствует сам Алексеев, по поручению Екатерины и оплачивались из средств Кабинета. В его собственном творчестве искусство «черчения перспективы» для театра органично превратилось в самостоятельный пейзаж, полный света и воздуха.
В 1800-е годы Алексеев вновь обратился к изображению своего родного города, Петербурга. Одна из наиболее известных ранних работ — это пейзаж под названием «Набережная Скьявони в Венеции». В картинах южного цикла («Вид города Николаева», «Вид города Бахчисарая» и др) есть некие общие черты, которые позволяют судить о движении художника от перспективы к классицистической организации холста. После 1812 писал исключительно новую столицу на Неве, достигая все более тонких световых эффектов (Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова, 1810-е годы, Русский музей, Петербург).
Надо всем этим высокое небо с немногими красивыми облаками. В 1810-х гг. Среди его работ 1790-х гг. В 1803 году Алексеев преподает в Академии художеств.
Архитектурный «проспект» превратился в изображение городской среды, полной шума и движения. «Картина «Венеция. Моретти и П. Гаспари. Потому, что это работы, куда художник помещал всего себя, свою душу.
Такие перекомпановки и добавления в порядке «сочинения» композиции по зарисовке с натуры были характерны для живописи того времени. Кроме вознаграждения за труд и расходов на поездку, художник получил из Кабинета перстень. В 1795 писал пейзажи Причерноморья и Крыма (в память о путешествии Екатерины II на юг в 1787) интересуясь в первую очередь не природой или древностями, а бурно растущими городами вроде Николаева или Херсона. Зубова, гр. Алексеев не на словах, а на деле утверждал, что он хочет быть именно пейзажистом». За эти картины Алексеев получает в 1794 г. звание академика перспективной живописи.
Ф. Алексеев сразу в 1767 году числится в этом классе учеником третьего возраста». Вид набережной Скьявони» изображает канал св. Творческая жизнь Федора Яковлевича Алексеева (1753-1824) началась с обучения в Императорской Академии художеств в Петербурге. Алексеев 11 (23 ноября – по новому стилю) 1824 года в Петербурге. По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (1779-86). В Венеции Алексеев впервые проявил тяготение к изображению городских «ведут».
Русский художник Федор Яковлевич Алексеев родился в Петербурге. Умер Ф. Я.
Несмотря на очевидные живописные достоинства работы, Алексееву не присудили за нее звание «назначенного» в академики. Это очень наглядно проявляется уже в «Виде Биржи». 11-го ноября 1824 г., в С. -Петербурге. «Получив начатки грамоты в Гарнизонной школе, Алексеев поступил в Академию художеств. Безбородко, кн. Классицистические черты особенно заметны в самых известных его работах – видах Санкт-Петербурга и (с 1800 года) Москвы (Красная площадь с храмом Василия Блаженного, Соборная площадь Московского Кремля и многих др. ) помимо художественной значимости последние имеют историческую ценность, так как точно фиксируют облик старой столицы до пожара 1812 года.
Высокое небо усиливает впечатление собранности предметной части изображения. Таков даже «Вид Бахчисарая» (Русский музей), в котором изображена площадь с фонтаном и лишь на третьем плане, как фон, видны Крымские горы». Покупались картины Алексеева также в Англию и в Северную Америку. Все детали изображены весьма живо, образуя занимательные жанровые сценки.
Идеальное и реальное находятся здесь в полном равновесии. (Ныне хранятся в Херсонском краеведческом музее, Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее) Большие размеры панно свидетельствуют о том, что они предназначались для дворцовых интерьеров. Среди его работ 1790-х гг.
«Сыном сторожа Академии был и Федор Яковлевич Алексеев». По мере овладение мастерством пейзажной живописи Алексеев в своих произведениях все больше освобождается от принципов «перспективного», строго линеарного вида местности, распространенного в русской гравюре в то время и переходит к целостному живописному образу природы. Исполняя заказ, Алексеев применил полученные в Венеции навыки декоратора.