Сайт История живописи Александра Бенуа, на котором вы находитесь, является электронной версией одной из самых масштабных работ знаменитого русского искусствоведа, художника и театрального критика Александра Николаевича Бенуа. Живописец, график, критик, театральный художник историк искусства такой многогранной была личность Александра Бенуа. Александр Бенуа родился 21 апреля (3 мая) 1870 года в Санкт-Петербурге, в семье российского архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и Камиллы Альбертовны Бенуа (урождённой Кавос). Бенуа написал «Азбуку вкартинках» исоздал иллюстрациик «Медному всаднику» и«Пиковой даме» Александра Пушкина, которые вошли висторию книжной графики.
После премьеры, Александра Бенуа пригласили в качестве художника в Мариинский театр, где он создал декорации к постановкам мировой оперной классики (операм Р. Вагнера, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского). Александр Николаевич Бенуа (21 апреля (3 мая) 1870, Санкт-Петербург — 9 февраля 1960, Париж) — русский художник историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства». После Революции по рекомендации Горького Александр Бенуа, фото которого представлено ниже, работал в комитете по охране памятников культуры, заведовал Эрмитажем и занимался оформлением спектаклей во многих театрах: Мариинском, Александринском и в Большом драматическом.
Александр НиколаевичБенуа (Alexandre Benois)— русский художник историк искусства, художественный критик из семьи известных архитекторов, основатель объединения «Мир искусства». Знаменитый русский художник Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) родился в известной семье, где кроме него было еще восемь детей. Биография Александра Бенуа. Семейная жизньАлександра Николаевича Бенуа сложилась счастливо.
После начала Первой мировой войны, активная издательская деятельностьАлександра Николаевича Бенуа начала сокращаться: перестали вы ходить выпуски «Художественных сокровищ России», затем закрылся журнал «Мир искусства». Александр Бенуа боролся засохранение культурного наследия. Театральную деятельность Александр Бенуа сочетает с организацией художественных выставок. 3 мая 1870 года (147 лет назад) родился Александр Николаевич Бенуа — русский художник историк искусства, художественный критик, музейный деятель, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства».
Александр Николаевич Бенуа (фр. Alexandre Benois 21апреля 1870, Санкт-Петербург— 9 февраля 1960, Париж)— русский художник историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства». Александр Бенуа сыграл значительную роль в постановках балетной антрепризы С. Дягилева «Ballets Russes», как художник и автор — постановщик спектаклей. Но вскоре деятельностьАлександра Бенуа стала встречать сопротивление со стороны властей, его отстранили от руководства Эрмитажем.
Александр Бенуа учился вчастной гимназии Карла Мая вСанкт-Петербурге. Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) художник-график, живописец, театральный художник издатель, литератор, один из авторов современного образа книги. Скончался Александр Николаевич Бенуа 9 февраля 1960 года в Париже, не дожив лишь несколько месяцев до своего девяностолетия. Александр Николаевич Бенуа поселяется в Париже и становится ведущим художником-декоратором французской оперы. Объектом данного мини-исследования является творчество Александра Николаевича Бенуа, предметом исследования – пейзаж в творчестве Александра Бенуа и его значение.
Среди самых интересных его работ — «Азбука в картинках Александра Бенуа» (1905) иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» (1903–1905 вариант — в 1916–1922), главным героем которых стал Петербург с его старинной архитектурой. Об Александре Бенуа писали многие: его современники и художественные критики историки и биографы, коллеги и друзья. Закончив университет, Александр Бенуа становится хранителем коллекций современной и русской живописи, которую собирала княгиня М. Тенишева. Еще с 1939 годаАлександр Николаевич Бенуа начал работать над книгой мемуаров. Александр Николаевич Бенуа (фр. Alexandre Benois 21апреля 3мая1870, Санкт-Петербург— 9 февраля 1960, Париж)— русский художник историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства».
Бенуа14. Их называли декадентами, а она спасали красоту – везде и во всём. Обратившись к теме прогулок короля, Бенуа стремился передать все очарование и великолепие окружавшей Людовика обстановки. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Он начал с рисунков к «Пиковой даме» (1898) и потом дважды возвращался к иллюстрированию этой повести (в 1905 и 1910 годах). В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904)13, едва ли не единственная его крупная работа для детей. В русских сезонах участвовали: композиторы Н. А. Римский-Корсаков, С. В.
Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. Пребывая в романтической оппозиции к современности, всегда вдохновлялся стариной, черпая сюжеты для своих акварелейАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему». Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе.
В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С. Его литературные произведения, бесспорно имеют самостоятельное значение, характеризуя сложный, большой и плодотворный этап в развитии русской критики и науки об искусстве. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. «Главарём» этой «шайки» оказался Александр Бенуа – очень интересный и своеобразный художник имеющий талант подмечать настроение персонажей своих картин и проявляющий особую чуткость по отношению к обстановке и времени. А Бенуа как их предводитель и человек на которого можно было положиться, старался проникнуть в другие сферы искусствоведческой деятельности: он был не только художником, он был ещё и собирателем гравюр, музейным работником, художественным критиком историком искусства, дизайнером интерьеров.
Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII – начала XIX в» и «Франция Людовика XIV». Рисунки к Капитанской дочке (1904) остались неизданными.
Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему. В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры.
401), Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце (1909, Гос. Ей недостает именно историзма. Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности». Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной. Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год. Александр Бенуа был женат.
Поставлены: оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, балеты «Шехеразада» Римского-Корсакова, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского и др. В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV». Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н. С 1955 имеет филиал — «Пиккола Скала» (Милан). Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину. Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины. Этот лишенный специального термина элемент мы и обозначили словом пейзаж.
Значение цикла Медного всадника далеко не исчерпывается его чисто графическими качествами. В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге».
К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях — в двух «версальских сериях» (1897, 1905-06), в широко известных картинах «Парад при Павле I» (1907), «Выход Екатерины II в Царскосельском дворце» (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. В акварелях Бенуа нет драматического сюжета, нет активного действия и психологической характеристики персонажей. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст. Одновременно он нередко преувеличивал значение творчества своих ближайших соратников и друзей.
Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. Имя Бенуа – живописца, сценографа и иллюстратора историка искусства и художественного критика граничит с высшими достижениями «серебряного века» отечественной культуры. В живописиЖивопись — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины.
К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства». И случилось так, что несколько усталое, книжное изящество мирискуссников, осложненное множественными художественными и историческими аллюзиями, пришлось по вкусу публике того времени, которая находилась тогда в социальной истерии второй половины девятнадцатого столетия истосковавшейся по «красивому изображению», которое не рвет сердце гневом и печалью, а вносит в душу тихую умиротворённость. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения.
Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского, к русским темам. Точнее было бы сказать, что А. Н.
И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. В дореволюционное время книжные работы Бенуа имели мало успеха у издателей. Решение стать художником созрело у Александра очень рано. петергофских впечатлений.
Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу Русская живопись в XIX веке, существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания Русская школа живописи и История живописи всех времен и народов (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал Художественные сокровища России создал прекрасный Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1911). На основе собственного творческого замысла (истолкования произведения) создает новую сценическую реальность, объединяя работу над постановкой (Московского Художественного театра, 1913-1915). В 1907 Бенуа играл важную роль в основании Старинного театра в Петербурге (для которого он создал занавес). В 1907-1910 художник выполнил серию гуашей для издания «Русская история в картинках» (Санкт-Петербург, 1910) его исторические образыОбраз художественный — категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством способ бытия художественного произведения. В ней приняли участие едва ли не все деятели Мира искусства. Детство будущего художника прошло в Петербурге.
Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора. и гуашей в 18 в. и раннем 19 в. Во время частых поездок во Францию создал большую акварельную серию «Последние прогулки Людовика XIV» (1897-98, Русский музей и др. Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России». В большинстве своем это добросовестные и точные этюды, неблестящие по технике и не всегда обладающие большой художественной выразительностью.
Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Один из центров мировой оперной культуры. Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником.
Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос. Возникли в 15-16 веках. С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е. В колорите Бенуа отсутствует живое ощущение цвета.
Работая на прежнем профессиональном уровне, ничего принципиально нового и интересного Бенуа создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета Петрушка было исполнено не менее восьми). В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Но и здесь перед А. Н. Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов.
С 1923 года Александр Николаевич часто ездит в командировки во Францию, где по-прежнему работает над оформлением оперных и балетных спектаклей. Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником.
Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. Здесь, а также в «Истории русской живописи в XIX веке» (Санкт-Петербург, 1902) и «Русской школе живописи» (в 10 выпусках, Санкт-Петербург, 1904-06) впервые обстоятельно определил самобытные черты русской национальной художественной традиции на фоне других европейских школ. в Париже, которые включали в свою программу не только оперные и балетные постановки, но и симфонические концерты. В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала.
Чисто-декоративных украшений совсем нет. Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере. Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам. Подробнее о проекте. За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А. Наиболее значительные статьи касаются главным образом архитектуры старого Петербурга и его пригородов об одной из этих статей – Живописный Петербург (1902) уже говорилось выше.
Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России». Он сразу же был вовлечен во множество театральных проектов.
В 1964, 1974 и 1989 труппа театра гастролировала в Москве» (1947-56), где постановочную часть возглавлял его сын и ученик Николай Александрович Бенуа, театрах Лондона, Нью-Йорка, Вены и других городов. Решение стать художником созрело у Александра очень рано. собрания), меланхолично-элегическую по тону, надолго утвердившую за ним славу «певца Версаля и Людовиков». Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне). Западноевропейское искусство привлекало внимание Бенуа в неменьшей степени, чем русское.
Ничто не любил он так горячо и не знал так глубоко. картинная галерея Армении, Ереван), Петербургская улица при Петре I (1910, частное собрание в Москве) и Петр I на прогулке в Летнем саду (1910, Гос. Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство. Дягилева, забывая, что именно А. Н. Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства».
В 1898 году вместе с С. П. К 1897-1898 годам относится серия небольших картин, выполненных акварелью и гуашью и объединенных общей темой — «Последние прогулки Людовика XIV». Из письма художника к Ф. Ф. Александр Бенуа в своих работах старался избегать вычурности, дикости, всего болезненного и нарочитого, но в то же время проводил в жизнь принципы спокойной целесообразности – иначе говоря, принципы «вечной» красоты. Александр Бенуа активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения Мир искусства, будучи его идеологом и теоретиком, а также в издании журнала Мир искусства, ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои Художественные письма (1908-16) в газете Речь. «Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы.
Основное место в картинах Бенуа занимали пейзажи. Нам скажут еще, что было бы правильнее и проще изменить самое заглавие первой части. Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров.
Бенуа исполнил также две серии иллюстраций к «Капитанской дочке» и в течение ряда лет подготавливал свою главную работу — рисунки к «Медному всаднику». Они организовали кружок любителей искусства. Мотивируя возникновение Мира искусства, Бенуа писал: Нами руководили не столько соображения идейного порядка, сколько соображения практической необходимости. Знаменитые «Записки» герцога Луи де Сен Симона дали художнику сюжетную канву «Последних прогулок Людовика XIV» и, вместе с Другими мемуарными и литературными источниками, ввели Бенуа в атмосферу эпохи. Ему принадлежат монография о Гойе (1908), путеводитель по картинной галерее Эpмитaжa (1911), большая статья о Лиотаре (1912) и ряд других работ, популяризирующих классическое наследие европейской живописи. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века».
Почувствовав это, А. Н. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой «Азбука в картинах Александра Бенуа» (1905) и иллюстрациями к «Пиковой даме» А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к «Медному всаднику», трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой.
Я задалась вопросом: Кто же напутствовал этим художникам. Круг друзей и единомышленников Александра Бенуа сложился, как уже говорилось, ещё в гимназические и университетские годы. Первым спектаклем «Русских сезонов» становится «Борис Годунов», А. Бенуа создает декорации Сандомирского замка.
Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к Пиковой даме (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами Мира искусства. Там он работал главным образом в театрах: сначала в Гранд-опера в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый Поцелуй феи И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы – в Ла Скала в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века. Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом.
Бенуа Александр Николаевич (1870-1960 гг. ) – великий русский художник историк мирового искусства. Но роль А. Бенуа в «Русских сезонах» не ограничивалась оформлением спектаклей. В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам.
Здесь Бенуа старался показать уют работы и тёплую обстановку. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита)., графикеГрафика (греческое graphike, от grapho — пишу) — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др. ), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Гофмана (1899, Гос. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже – Русские сезоны. Именно из «Записок» Бенуа узнал о ритуалах прогулок Людовика, о кормлении рыб, о созерцании королем величественных скульптур в парке («Прогулка в кресле», 1897 «У бассейна Цереры», 1897 «Кормление рыб», 1897 «У Курция», 1897— все в Русском музее, Санкт-Петербург). В картине «Грот Аполлона» как раз хорошо выражена эта особенность живописи Бенуа: На картине я увидела летний яркий день и небольшой грот, который, вместе с зеленью деревьев, окружающих его, освещает яркое, ослепительное солнце. Ей недостает именно историзма.
Подобных открытий мирискусниками совершалось немало в самых разнообразных сферах художественной культуры. Он не перегружает книгу орнаментально-декоративными украшениями, жертвует ими ради рассказа. Они организовали кружок любителей искусства. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги.
Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н. Выходец из России, с 1926 года художник переезжает во Францию, живёт там и умирает. Бенуа отдал немало душевных сил и времени работе в станковой живописи и графике, но по самой природе своего дарования и по складу творческого мышления он не был станковистом, а еще менее – мастером картины, которая могла бы воплотить все стороны его замысла в едином, как бы синтезирующем изображении. Отец художника также был крупным архитектором, старший брат пользовался известностью как художник-акварелист.
Был главным идеологом журнала «Мир искусства«Мир искусства» — российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях. Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом.
Часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои Художественные письма (1908-16) в газете Речь. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Там он работал главным образом в театрах: сначала в «Гранд-опера» в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый «Поцелуй феи» И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы — в «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Бенуа.
Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Но, разочаровавшись в Революции, в 1926 году обосновался в Париже. Макет Пиковой дамы тщательно продуман и разработан художником. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Успех Бенуа в «Павильоне Армиды» лишь подтвердил его художественное призвание.
С детства полюбил он старый Петербург, пригороды столицы. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье.
Пейзажная графика французского классицизма подсказала ему приемы художественного решения. Художественный руководитель «Русских сезонов«Русские сезоны» — за границей, выступления русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым. В сюжетных композициях циклов «Последние прогулки ЛюдовикаXIV» и «Версальская серия», равно как и в пейзажах, для художника важны не люди с их переживаниями и деяниями, а величественная красота искусства и природы. Бенуа стал задумываться об эмиграции.
В музеях и картинных галереях Франции, Италии изучал творчество великих мастеров прошлого. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. Именно пейзаж полно отразил мировидение художника.
Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале. Однако происходящее в стране очень расстраивало художника. Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу Русская живопись в XIX веке, существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания Русская школа живописи и История живописи всех времен и народов (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал Художественные сокровища России создал прекрасный Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1911). «Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой.
Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос).
Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. Пьермарини, G. Piermarini).
От этих. По рождению и воспитанию Бенуа принадлежал к петербургской художественной интеллигенции. Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы. Уже в этих ранних работах отчетливо выступают специфические черты иллюстраторского дарования Бенуа: сила его воображения, сюжетная изобретательность, умение передать дух и стиль изображаемой эпохи. Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России. Вместе с другими мастерами «Мира искусства», Бенуа был одним из самых активных деятелей художественного движения, возродившего в России искусство книжной графики.
Тематика этих публикаций весьма разнообразна. Но даже с большевиками А. Н.
Экспозиция выставки стала прообразом будущих выставок журнала «Мир искусства» именно здесь наметилась их структура и состав участников. как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания «История живописи XIX века» Р. Мутера (Мюнхен, 1894). Способствовали популяризации русского искусства за рубежом.
В отечественной научной литературе вопросы истории искусства никогда еще не излагались с такой полнотой и систематичностью, с такой проницательностью анализа и вместе с тем с такой подчеркнутой и даже программной субъективностью. работе (в 1918 возглавил Картинную галерею ЭрмитажаЭрмитаж в Санкт-Петербурге (от французского ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. К своим персонажам (Людовику и придворным) Бенуа относится с долей иронии. В конце 1890 годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Художник умел ценить величие искусства прошлого. В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу».
По технике исполнения «Грот Аполлона» и «Бретонский пейзаж» очень похожи: и в одной и в другой картине хорошо читаются плоскости, переходы от света к тени выполнены плотными, хорошо прилежащими друг к другу мазками, но при этом нет переполнения элементами, лишними мазками, ненужными предметами, что подчёркивает то, что в обоих картинах присутствует чувство меры, которое присуще и художнику, создавшему эти шедевры. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая. Александр учился в Академии художеств (1887), основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера «Гибель богов» на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина «Павильон Армиды» (1903), либретто которого сочинил сам.
Он отнюдь не разделял революционных настроений своих товарищей по «Миру искусства» – Е. Лансере, Д. Философова и его приятелей – Мережковского и Гиппиус. Многофигурные историко-бытовые сцены, написанные Бенуа, воссоздают облик минувшей жизни, увиденной как бы глазами современника. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. В 1901 году князь С. М. Волконский, директор Императорских театров, поддавшись уговорам С. П. Дягилева, принял решение подготовить специальную постановку под его руководством одноактного балета Делиба «Сильвия». Они составляют едва ли не половину его наследия.
Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале Мир искусства (1899-1904) и ежемесячном сборнике Художественные сокровища России (1901-1903), а позднее в журнале Старые годы (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. В 1910 году вышло в светобширное исследование Бенуа Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк. Знак зодиака — Телец.
Декорации и костюмы к этому балету тоже создал он, стремясь преобразить «сценическую коробку» в живое пространство. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов) присущи утонченная декоративность, стилизация изящная орнаментальность. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями.
Не люди интересуют художника, а лишь атмосфера старины и дух театрализованного придворного этикета (У бассейна Цереры, 1897, Государственная Третьяковская галерея). Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Совершал длительные заграничные поездки. Во всех картинах прослеживается мысль о вечности природы и творений, созданных руками людей, в то время как человеческая жизнь являет собой лишь мгновение истории. Русско-финляндская выставка имела большой успех. В искусствоведческих трудах сочетал пропаганду классического наследия с проповедью «свободного искусства».
Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны». «История живописи всех времен и народов» (Санкт-Петербург, 1912-17).
Александр Николаевич Бенуа – сын Николая Леонтьевича Бенуа, академика и архитектора и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос) – родился 3 мая 1870 года. Оба художники. История «Мира искусства» началась с устроенной Сергеем Дягилевым выставки русских и финляндских художников в январе 1898 года в помещении училища барона Штиглица в Петербурге.
«Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он. Я изучая художественные объединения 20-х годов 20 века, особенно обратила внимание на объединение «Мир Искусства». Александр Бенуа родился 3 мая (21 апреля по старому стилю) 1870 года в Санкт-Петербурге. Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части. Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А. Н.
Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Типы музеев: научно-просветительские исследовательские, учебные. В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры. Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году. 3я этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к Золотому горшку Э. Т. А.
В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию. Выражая тревогу по поводу отсутствия в современной культуре объединяющего «большого стиля», боролся против безвкусицы и варварского отношения к памятникам истории и искусства выступал против русского авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм.
Само обращение к пейзажу у Бенуа было продиктовано интересом к истории. Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII — начала XIX в. » и «Франция Людовика XIV».
Его отец был архитектором. Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет. С. П. Дягилев учился вместе с Бенуа на юридическом факультете. На сцене театра выступают выдающиеся певцы из других стран.
Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества. Программа «Мира искусства» предполагала вторжение его деятелей во все области культуры, включая не только изобразительное искусство, театр, оформление книг, но и создание предметов быта — мебели изделий прикладного искусства, проектов оформления интерьеров. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники: Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. Сюжеты для большинства картин этих циклов навеяны мемуарами Сен-Симона.
Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера» (1898-1904), позднее стал инициатором создания одноименного общества. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». Он может и усмехаться над своими героями картин и добродушно улыбаться и осуждать и возвеличивать. Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание.
Может быть, он называл себя так так как серьёзно начал писать маслом как «настоящие» художники только когда ему уже исполнилось 35 лет. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны». Бенуа старается передать характер каждого героя, персонажа картины, своё отношение к нему. В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века.
Отъезд как и ранее состоялся для постановки спектакля в «Гранд-опера» и участия в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся. Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. 401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос.
В своих работах Бенуа очень точно передавал стиль и настроения прошедших веков. Первый вариант иллюстраций к Медному всаднику (1903) опубликован не отдельной книгой, а только в журнале Мир искусства (1904), с нарушением задуманного художником макета оформления. Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины. Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически.
В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России». Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина. Александр Николаевич Бенуа (фр. Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа. В замечательных — благодаря своему тонкому, романтичному историзму — сериях иллюстраций к «Пиковой даме» (1899 и 1910, отдельное издание — Санкт-Петербург, 1911) и «Медному всаднику» А. С. Пушкина (1903-22 отдельное издание — Петроград, 1923) выступил как реформатор русской книжной графики.
Совместно с И. Ф. Стравинским он работал над либретто балета «Петрушка». Бенуа уже в апреле 1923 года. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и художественный критик. Живописи и графике «Мира искусства» (Л.
В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье.
Художник работал над ними в течение всей своей жизни. Искусство истолковано Бенуа как вполне автономная сфера, независимая от общественной действительности и едва связанная с другими явлениями культуры. Alexandre Benois) (1870-1960) — русский художник историк искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам. Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда).
Именно там им были написаны «Версальские серии». Он немало занимался теорией отдельных видов и жанров искусства. С ними были тесно связаны Н. Рерих, М. Нестеров, К. Серов, М. Врубель, М. Коровин, Б. Кустодиев и другие мастера русского искусства начала XX века. А. Н. был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы.
По количеству сообщенных в нем фактов он и сегодня почти не имеет себе равных. Заслугой «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации. Кроме того, сразу заметно в работе Бенуа, что он мастер своего дела: мазки положены один к другому, сплошными плоскостями, но работа не смотрится «тяжёлой», она не переполнена мазками и элементами, которые бы давали ей дополнительный смысл. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его Азбука в картинах (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель.
Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся. Особенности пейзажной живописи Александра Бенуа – это чуткость к натуре, максимальная передача атмосферы и настроения работы, конкретность, очень выразительные и яркие образы, которые надолго запоминаются, техника написания каждой картины отличается и тем самым достигается максимальная выразительность образов, действий и атмосферы, в которую погружают нас работы этого прекрасного живописца. Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале. Шаляпина и З. Е.
Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа. С Азбуки Бенуа начинается история детской книги Мира искусства. С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства».
Целому ряду молодых художников некуда было деваться. С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году). Для этой цели используются воздушная и линейная перспектива и иные живописные приемы. В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде.
Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно. Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства. Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления.
В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года.
«От этих. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Постоянно выступал и как критик (наиболее значительны его статьи 1908-17 в газете «Речь»). Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным.
В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С. Так как Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). С 1908 года А. Бенуа сотрудничает с С. Дягилевым в Париже.
Бенуа был последовательным защитником ценностей старины. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Ведь Бенуа сам иногда считал себя «недоживописцем», но всегда – апостолом красоты, культуртрегером, в своих статьях и книгах неустанно разъяснявшим «что такое хорошо и что такое плохо» в искусстве и культуре. На его долю выпала и наиболее сложная, ответственная её часть – анализ и обобщение истории русской живописи XVIII-XIX веков. Подобных открытий мирискусниками совершалось немало в самых разнообразных сферах художественной культуры. Также в картинах есть такая общая черта, как целостность живописи, то есть, картины понятны для восприятия и зритель может легко погрузиться в атмосферу картины (в спокойствие и невозмутимость «Бретонского пейзажа» и в знойный яркий летний полдень «Грота Аполлона»).
Бенуа— один из самых значительных художественных критиков начала XX века, ввёл в оборот выражения авангард и русский сезаннизм10. Состоялись в 1907-14 в Париже и Лондоне.
Реставрационный отдел. ). Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Картины Льва Бакста, Николая Рериха, Константина Сомова, Анны Остроумовой-Лебедевой, Евгения Лансере и Мстислава Добужинского были очень необычны, смелы и выразительны для своего времени. Однако, дело в том, что явления искусства мирискуссники (и в том числе сам Александр Николаевич) оценивали не с точки хрения национальной принадлежности, а по законам красоты.
Работы Бенуа связаны с Версалем, его парком, Петергофом. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Жил в основном в Петербурге.
С 1917 года А. Бенуа активно участвовал в реформах художественной жизни и музейнойМузеи (от греческого museion — храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной.
В 1894 году Александр Бенуа дебютировалДебют (французское debut) — первое выступление на каком-либо поприще например, артиста на сцене. Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа. В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904), едва ли не единственная его крупная работа для детей.
В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город здесь им были созданы знаменитые "Версальские серии" изображавшие красоту парков и прогулки "короля-солнца" (Людовика XIV). Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма. В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи. Сохранив верность историко-ретроспективной эстетике «Мира искусства», Александр Николаевич много и плодотворно работал в театрах разных стран: парижской «Гранд-Опера» (1927-34), миланской «Ла Скала«Ла Скала» (La Scala) — итальянский оперный театр в Милане. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра.
В 1911-13 на основе «Русских сезонов» была создана постоянная труппа Русский балет Дягилева» (1908-11), режиссерРежиссер (от латинского rego — управляю) — постановщик спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ. По завершении классического образования Александр продолжил обучение на юридическом факультете Петербургского университета и параллельно посещал занятия в Академии Художеств. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны». Гимназистом-семиклассником Бенуа пытался посещать «вольноприходящим учеником» Академию Художеств, но очень скоро, отвращенный регулярной и безнадёжно отсталой системой преподавания, сбежал оттуда «на волю».
Много работал в книжной графике. Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века. В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии»— картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV. Серебряковой. с консервативно-охранительских позиций.
Он не мог иначе. Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике. Художник хорошо чувствовал красоту архитектурных форм. До революции был издан должным образом лишь второй вариант (1910) иллюстраций к Пиковой даме. Русский музей стр. С 1926 года жил во Франции. Русский музей). Их обычно связывают лишь с именем С. П.
Надо не забывать, что Бенуа и его единомышленники мыслили себя «последними могиканами» культуры, которую уничтожал капиталистический мир. Русский музей). («Парад при Павле I», гуашь, 1907, Русский музей) впечатляют достоверностью живого ироничного анекдота. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8. Среди ее работ есть портрет Б. Ф. Русский музей стр. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы.
Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала. Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами.
Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. В 1907 году А. Н. Бенуа играл важную роль в основании Старинного театра в Петербурге (для которого создал занавес), на следующий год одна из его декораций была использована в парижской постановке «Бориса Годунова». Театр был в течение всей жизни Бенуа самым сильным его увлечением. Прадед Бенуа по материнской линии К. А. Кавос был композитором и дирижером, дед – архитектором, много строившим в Петербурге и Москве отец художника также был крупным архитектором, старший брат пользовался известностью как художник-акварелист. Однако в СССР нельзя было жить вне политики. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель., театральных работах («Версальская серия» иллюстрации к «Медному всаднику» Александра Сергеевича Пушкина, 1903-1922) тонко передавал стиль прошедших эпох.
Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета. «Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью. Темой исследования становится, таким образом, не процесс исторического развития национальной живописи с его скрытыми закономерностями, которые надлежит обнаружить, а только история художников, принимавших участие в этом процессе. С ними были тесно связаны Н. Рерих, М. Нестеров, К. Серов, М. Врубель, М. Коровин, Б. Кустодиев и другие мастера русского искусства начала XX века.
Русский музей), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова Царская и императорская охота на Руси, т. III (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере (в этом же издании Бенуа выполнил ряд заставок и концовок). Не исключено, что А. Н. В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912).
И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве». Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь». Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом. Примеры музеев: Политехнический музей, Лувр, Эрмитаж.
Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А. Н. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель.
Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов. Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. П. Была известным живописцем и две ее картины приобрело Французское правительство. Открыт в 1778 (архитектор Дж. Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию.