В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV». Его произведения заняли место в постоянной экспозиции в ГРМ, П Т и ГЦТМ, областных музеях России. Именно там им были написаны «Версальские серии». Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России». А. Бенуа был душою "Мира искусства" и непременным участником журнала. В ЭТОТ ТОМ ВОШЛА ГЛАВА О РУССКОМ ИСКУССТВЕ, И О АЛЕКСАНДРЕ НИКОЛАЕВИЧЕ СРАЗУ ЗАГОВОРИЛИ, КАК О ТАЛАНТЛИВЕЙШЕМ ИСКУССТВОВЕДЕ, КОТОРЫЙ ПРОСТО ПЕРЕВЕРНУЛ УСТОЯВШИЕСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ АВТОРОМ КОТОРОЙ БЫЛ АЛЕКСАНДР БЕНУА. О РАЗВИТИИ РУССКОГО ИСКУССТВА. Дебютировал как художник театра в 1900: оформил одноактную оперу «Месть Амура» в Эрмитажном театре в Петербурге.
Но даже с большевиками А. Н. Бенуа Александр Николаевич (1870–1960) – художник искусствовед, театральный деятель. Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России. В 1896-99 жил в Париже изучал культуру и искусство Франции. И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве». Бенуа публикует статьи о памятниках зодчества, архитектурнохудожественных комплексах петроградских пригородов («Дворцымузеи», 1923) и ленинградских особняках (1924).
«Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он. Значительные сдвиги в отношении Бенуа Александра Николаевича пришли в начале 1990-х гг В городе Старый Петергоф открыт музей семьи Бенуа, где среди представителей знаменитой семьи обустроили и зала, посвященную только ему. В 1894 ГОДУ (В ГОД ОКОНЧАНИЯ УНИВЕРСИТЕТА АЛЕКСАНДРОМ) ВЫШЕЛ ТРЕТИЙ ТОМ «ИСТОРИИ ЖИВОПИСИ В XIX ВЕКЕ» Р. МУТЕРА. Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне). В 1890-94 учился на юридическом факультете С. -Петербургского университета.
1912 Две выставки. Экспозиции картины в Риме и Милане превратились в событие. В 1930-е публиковал фрагменты воспоминаний в журнале «Русские записки» и писал «Художественные письма» для газеты «Последние новости». Биографическая справка Родился 21 апреля (3 мая) 1870 года в Санкт-Петербурге, в семье российского архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и Камиллы Альбертовны Бенуа (дочь архитектора А. К. Кавоса). Начиналась новая "западная струя" в русском искусстве.
Сдругой стороны, работы авангардистов выглядели чужеродными среди произведений коренных членов общества, подчёркивая эклектичность икризис «Мира искусства» 1910-х. С ФЕВРАЛЯ 1918 ГОДА ХУДОЖНИК ДЕЯТЕЛЬНО СПОСОБСТВУЕТ НАЛАЖИВАНИЮ РАБОТЫ РУССКОГО МУЗЕЯ: ИЗБРАННЫЙ ЧЛЕНОМ СОВЕТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОТДЕЛА, ОН УЧАСТВУЕТ В ОРГАНИЗАЦИИ НОВОЙ ЭКСПОЗИЦИИ РУССКОГО ИСКУССТВА XVIII—XX ВЕКОВ (ОТКРЫТА В ДЕКАБРЕ 1922 Г. ), ВЕДЕТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ, ПИШЕТ О ПРОШЛОМ РУССКОГО ИСКУССТВА. Редактор издания «Художественные сокровища России» (1901–1903). и отдельно – историю «Дягилевских балетов» периода их расцвета в 1910-е (большая часть воспоминаний написана в эмиграции).
К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах и во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал (серия "Последние прогулки Людовика XIV", 1897 — 98 "Версальская серия", 1905 — 06). 1916). Картина «На берегу пустынных волн» стала первым экспонатом Музея семьи Бенуа, который был открыт в 1988 в Петродворце, в здании Фрейлинского корпуса, построенном по проекту Н. Л. Бенуа. Русский музей).
Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай. Они утонченно легки изысканны и полны таинственной глубины. И еще, всем любителям живописи очень советую прочесть его "Историю русской живописи" – настолько захватывающе интересная книга, во многом переворачивающая традиционные представления и взгляды на искусство.
В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С. А. Н. ОБЩЕСТВЕННОПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЕНУА ПО СОХРАНЕНИЮ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИПосле событий 1917 года, художник занимается работой в деятельности многих организации, которые занимались охраной памятников исторического и культурного наследия России.
Из письма художника к Ф. Ф. В 1894 году (в год окончания университета Александром) вышел третий том «Истории живописи в XIX веке» Р. Мутера. Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея. Участвовал во всех выставках «Мир искусства» (1899-1903, 1906).
Вдохновитель и лидер «Мира искусства», он многие годы играл заметную роль в художественной жизни России, сильнейшим образом воздействуя на Формирование общего духовного облика и эстетических воззрений, творческое становление и определение проблематики исканий целого круга мастеров, связанных с ним идейно-творческой близостью либо на него ориентировавшихся. История умалчивает о том, каким юристом был Бенуа.
Он стоял во главе творческого объединения «Мир искусства», члены которого, в отличие от художников – реалистов, преклонялись перед красотой ушедшего прошлого, например перед эпохой Людовика ХIV. Оформил спектакль «Спящая красавица» для антрепризы Дягилева (1928), а также балеты «Жизель» Ж. Адана и «Лебединое озеро» П. Чайковского для антрепризы С. Юрока в Нью-Йорке в 1948. Хотя, будучи западником по убеждениям, он вцелом настороженно относился кбравированию «русским» вотечественном искусстве. Бенуа тонко уловил одну из основных эмоциональных сторон русского авангарда– «страдание», составляющее противовес «отрадному» искусству, которое культивировали ведущие мастера рубежа XIX–XX веков– К. А. Коровин, В. А. Серов идругие.
Стравинского Петрушка (1911 г., этот балет создан по идее самого Бону) и по написанному им же либретто. Александр Николаевич всегда испытывал некую любовь к старым временам, он черпал вдохновение для своих картин из относительной древности, примером тому может быть картина: Последние прогулки Людовика XIV. Работать надо фирменно.
Создатель серии акварелей "Последние прогулки Людовика XIV" (1897—1998), гуашей для издания "Русская история в картинках" (Санкт-Петербург, 1910) иллюстраций к произвед. Бенуа встают постоянные препятствия абсолютно разного рода: начиная с того, что в Эрмитаже отключают электричество за неуплату и заканчивая сложностями в развеске картин, а также постоянными угрозами распродаж эрмитажных ценностей со стороны Наркомпроса. Мольера (1913 г. ) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Исполнил иллюстрации к книгам «Урок любви в парке» Р. Булаева (1927), «Грешница» А. де Ренье (1928).
художниках, а также о сокровищах западного искусства в России. Но врецензии (Выставка «Союза» (I). Бенуа принадлежит постановочный исценографический план). Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Младший из девяти детей академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа (1813-1898), внук (по матери) академика архитектуры Альберта Катариновича Кавоса (1800— 1863). Решение стать художником созрело у Александра очень рано.
В 1926 году по рекомендации Луначарского Александр Бенуа, биография которого в последние годы полна трагических событий, поехал в командировку для работы в Гранд-опере во Францию. В дружественной беседе он сказал об отсутствии финансирования и условий для его работы и посоветовал выждать во Франции, пока ситуация изменится. Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда). Описание слайда: А. Н.
В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос. Из письма художника к Ф. Ф. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями.
Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров. В октябре 1926, не вернувшись из очередной командировки, поселился в Париже. Много путешествовал и влюбился в эпоху Людовика 14, Версаль. Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся. Оба художники. аэто один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения икоторое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного инежного, приведёт всех кгибели» (Последняя футуристическая выставка. Политические катаклизмы 1917 продолжили противостояние вновой плоскости. Не исключено, что А. Н.
3. 05 (21. 04). Они организовали кружок любителей искусства. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье.
В конце 1890-х стал вдохновителем кружка группы «Мир искусства», одним из инициаторов и постоянным автором издававшегося под редакцией С. П. Дягилева одноименного журнала (1898-1904). Целому ряду молодых художников некуда было деваться.
Вответ усилиями левых художников 12марта 1917 был собран многочисленный митинг вМихайловском театре против «диктатуры Бенуа» иперспективы министерства, руководящие должности вкотором заняли бы близкие Бенуа деятели. С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году).
В 1917, после Февральской революции, участвовал в выработке государственной программы охраны памятников искусства и старины, входил в так называемую «Комиссию Горького», ставившую своей задачей подготовку широкой реформы художественной жизни страны. Бенуа много путешествовал. В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». В 1897 ГОДУ, ПОСЛЕ ПОЕЗДОК ВО ФРАНЦИЮ, АЛЕКСАНДР БЕНУА ПРЕДСТАВИЛ ПУБЛИКЕ ПЕРВУЮ СЕРИЮ СВОИХ АКВАРЕЛЕЙ ПОД ОБЩЕЙ ТЕМОЙ «ПОСЛЕДНИЕ ПРОГУЛКИ ЛЮДОВИКА XIV».
«Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью. Эта книга была названа не только лучшим дореволюционным изданием повести, но и «значительным событием русской художественной жизни». Автор мемуаров "Мои воспоминания" (Нью-Йорк, 1955, Москва, 1980). БЕНУА МНОГО ПУТЕШЕСТВОВАЛ. Вы на кого работаете.
Кавос), дочь известного зодчего венецианского происхождения А. Кавоса, строителя нескольких театральных зданий в России. 1916), сочетаемые спубличной критикой иотсевом отдельных работ, негативно воспринимались самими участниками авангардистского движения ивопределённой степени содействовали расколам внутри группировок. До сих пор не перепечатаны его Художественные письма, что писал художник в 1908-1917 годах и которые печатала известная газета той эпохи Речь. Шаляпина и З. Е. Дягилева, забывая, что именно А. Н.
Бенуа, декларировавший принцип объединения художников «вне направленства» ещё вначале 1900-х, приветствовал подобную позицию. «Картина не слово, - говорил Ге – она дает минуту и в этой минуте должно быть все, а нет – нет картины». Творчество Ге проникнуто страстным протестом против подавления и угнетения личности. Бенуа стал задумываться об эмиграции. Ваша скрытая реклама. Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию. Бенуа выделялся систематичностью печатных выступлений, потребностью делиться с людьми всеми переживаниями, волнениями, он непрерывно что-то отстаивал и с кем-то спорил, восхищался, сомневался, негодовал. Художник (в т. ч. театральный) историк искусства и художественный критик, главн.
Возвращаю Вам находку в Вашем тексте. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. Была известным живописцем и две ее картины приобрело Французское правительство. Людовик ХIV прогуливается в сопровождении своих придворных и беседует с одной из фрейлин. Его лучшие постановки этого периода – опера «Пиковая дама» П. И. Чайковского для Мариинского театра (1919-20) и спектакль «Слуга двух господ» К. Гольдони для БДТ (1921) оба спектакля в течение многих лет сохранялись в репертуаре. Окончил престижную 2-ю Санкт-Петербургскую гимназию.
В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. В 1919 г. стал членом дирекции Петроградского Академического театра оперы и балета (бывшего Мариинского театра). В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции. Сотрудничал в левой газете «Новая жизнь». Александр Бенуа – хранитель русской культуры Если попытаться перечислить все заслуги Александра Николаевича Бенуа перед отечественной культурой, то список получится очень длинный: создатель и идеолог «Мира искусства», вдумчивый и тонкий историк искусства и ученый, посвятивший себя собиранию и сохранению памятников культуры, художественный критик, горячо и взволнованно откликавшийся на все значительные события культурной жизни России, театральный деятель, отстаивавшего вместе с передовыми режиссерами новые пути развития русского сценического искусства. С 1907 г. работал как художник сцены для М. М. Фокина (Мариинский театр), С. П. Дягилева.
Александр Бенуа родился 21 апреля (3 мая) 1870 года в Санкт-Петербурге, в семье русского архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и Камиллы Альбертовны Бенуа (урожденной Кавос). Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству Художник писал: «Искусство я люблю больше добродетели Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница – неизлечимо. Началась мода на "старину", характерная для предреволюционного времени (журнал "Старые Годы"). Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912).
Семья была двуязычной, здесь хорошо знали русский и французский. Ср. : «Ведь вискусстве не вкрасивых словах дело, авпереживаниях, вчувствах и, главное, внесознательном инепосредственном творчестве» (Бенуа. В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи. Ставил и оформлял спектакли в «Comedie-Franaise» (1930-е), в театре «Colon» в Буэнос-Айресе, в лондонском «Covent Garden» (1957).
(р. «Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой. В 1927-35 был главным художником и режиссером-постановщиком труппы Иды Рубинштейн, осуществил пятнадцать балетных спектаклей, включая «Поцелуй феи» И. Ф. Стравинского (1928), «Болеро» М. Равеля (1928) и «Очарование Альсины» Ж. Орика (1929). 1916). Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны».
Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины. архитектуры Николая Леонтьевича Б., род. Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий.
Оба художники. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Ввысказываниях оппонентов сконцентрированы противоположные понимания сути творчества. Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы. Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк. Рассматривая русскую культуру врусле развития мирового художественного процесса, он сочетал «внешний» обобщающий взгляд на отечественное искусство сревностным отношением ко всем новациям, находящимся вне мирискуснических проектов, при этом его публичная критика касалась не только эстетических противников, но иближайших коллег и«попутчиков». В 1904-6 впервые обратился к теме «Медного всадника» А. Пушкина (возвращался к ней и в 19 10-е), а также к иллюстрированию «Пиковой дамы» и «Капитанской дочки» (обе – Пг., 1920).
— главный художник МХТ. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. В 1898 году вместе с С. П. Основные особенности версальских акварелей Бенуа идут от образцов архитектурно-пейзажной гравюры: их четкая, почти чертежная планировка, ясная пространственность, преобладание простых, всегда уравновешенных горизонталей и вертикалей, величие и холодноватая строгость композиционных ритмов, наконец, подчеркнутое противопоставление грандиозных статуй и скульптурных групп Версаля – маленьким, почти стаффажным фигуркам короля и придворных, разыгрывающим несложные жанрово-исторические сценки. «Теперь из этих же волшебных замков, куда проникла толпа, бегут кмужику, кего простодушной радости, кего пёстрой игрушке, хотят унего научиться смотреть на вещи просто, вкорень их, грубовато, но весело смеяться, грубовато, но горячо плакать, есть чёрный хлеб согурчиком да запивать ключевой водой» (Поворот клубку.
В 1918 г. Бенуа возглавил Картинную галерею Эрмитажа издал ее новый каталог. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Ей недостает именно историзма. Фонд (неполный архив) Александра Бенуа в отделе рукописей Государственного Русского музея остается практически недоступным для ученых. Постоянство и высокая «планка» эстетических принципов как в художественной практике (в станковом и театрально-декорационном искусстве иллюстрации), так и в теории (критика и история искусств) делают творчество Б. одним из уникальных феноменов, оставившим заметный след в культуре на протяжении почти трех четвертей века. Брюллов вспоминал: «Да, нужно было их всех проследить, запомнить все их хорошее и откинуть все дурное, надо было много вынести на плечах, надо было пережевать 400 лет успехов живописи, дабы создать что-нибудь достойное нынешнего требовательного века.
В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Публичные оценки критика, звучавшие вцелом ряде статей вгазете «Речь» (с 1909 по 1916), не укладываются врамки прямолинейной эволюции их нельзя трактовать упрощённо, вне определённого контекста. В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию.
1912). Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности». В 1893 женился на А. Кинд, роман с которой, по признанию Б «протянулся на всю жизнь». Бенуа возглавил Картинную галерею Эрмитажа издал её новый каталог. А. Н. 1914. По ходатайству Бенуа они были представлены на очередной выставке СРХ (1910).
Бенуа уже в апреле 1923 года. С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е. Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров. В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст.
В своей первой книге История русской живописи в XIX веке (1900 — 1902) и в статьях начала 1900-х гг. 1870) — художник, художественный критик историк искусства и театральный деятель.
В 1912-15 был содиректором по постановочной части Московского Художественного театра. В 1907 оформил для Мариинского театра одноактный балет «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина, начав многолетнее сотрудничество с М. М. Фокиным. В числе его лучших работ на балетной сцене – спектакль «Петрушка» И. Ф. Стравинского, поставленный в содружестве с Фокиным в 1911 и многие годы входивший в репертуар лучших европейских театров. периодических изданиях. Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником. Работал на прежнем профессиональном уровне, но ничего принципиально нового и интересного создать уже, нe смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета Петрушка было исполнено не менее восьми).
Сценография: "Павильон Армиды" (Мариинский театр, 1907), "Петрушка" (театр Шатле, Париж, 1911), "Маленькие трагедии" (МХТ, 1914—1915). Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора. Серебряковой. Бенуа неоднократно работал с образами «Пиковой дамы» А. С.
Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). 9 февр. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях — в двух версальских сериях (1897 г., 1905—1906 г. ), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907 г. ), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907 г. ) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там).
В 1960-е в советском искусствознании началась реабилитация творческого наследия художника. В своих работах Бенуа очень точно передавал стиль и настроения прошедших веков. В 1896-1898 и 1905-1907 гг работал в Франции. Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства».
Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам. Художник, график, сценограф историк искусства и художественный критик. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890—1894 г. ), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). В 1894 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России».
Оформлял отдельные номера журнала «Мир искусства» (в 1904 был соредактором С. Дягилева), работал над экслибрисами, В 1905 создал серию иллюстраций для книги «Азбука в картинках Александра Бенуа» и серию открыток «Игрушки». Программный характер носила вскоре появившаяся статья «Итоги» (1910). 1913). Род. Фигуры фонтана выглядят более живыми, чем люди, которые отражаются в неподвижной воде. Гораздо более ощутимым недостатком книги является шаткость и неясность общей исторической концепции, положенной в основу исследования.
Русский музей стр. Однако происходящее в стране очень расстраивало художника. С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства».
Он активно участвовал в художественной жизни — прежде всего в деятельности объединения Мир искусства идеологом и теоретиком которого был, а также в издании журнала Мир искусства, ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои Художественные письма (1908—1916 г. ) в газете Речь. Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902 г. ) получившую широкую известность книгу Русская живопись в XIX веке, существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания Русская школа живописи и История живописи всех времен и народов (1910—1917 г. издание прервалось с началом революции) и журнал Художественные сокровища России создал прекрасный Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1911 г. ). После революции 1917 г. Бенуа принимал деятельное участие в работе всевозможных организаций, связанных главным образом с охраной памятников искусства и старины, а с 1918 г. занялся еще и музейным делом — стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа. Но вконтексте многообразия ипротивоборства многочисленных художественных течений этот принцип вызывал критику как со стороны «левых», так и«правых». Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга.
В детстве учился рисованию у старшего брата Альберта, в 1887 четыре месяца посещал вечерние классы Академии художеств, в начале 1890-х копировал старых мастеров в Эрмитаже. В 1916-1918 годах художником были созданы иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Вот таким образом путешествия в Париж не были большой языковой препятствием.
"Художественные Сокровища России", задуманного и осуществленного Б. в 1901. В СССР не приветствовали эмигрантов, вот таким образом значительное количество архивных документов не обнародовано до сих пор. Станиславским и В. И. Их обычно связывают лишь с именем С. П. Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России.
Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н. Однако в СССР нельзя было жить вне политики. Работал для кинематографа. Он отнюдь не разделял революционных настроений своих товарищей по «Миру искусства» – Е. Лансере, Д. Философова и его приятелей – Мережковского и Гиппиус. С 1901 по 1903 г. состоял редактором сборника "Художественные сокровища России". Это отсутствие того, что называется школой (и что так ясно сквозит втворчестве Сезанна иГогена, отчасти даже уМатисса иуПикассо), покрывается словами: самобытность, темперамент, ярь, радость творчества, примитивизм, свобода» (Сезанн иГоген. Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их художественность. Неаккуратная работа портит впечатление от содержания.
В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай. Взгляды Бенуа на авангардистское движение, вцелом критические, менялись. Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах.
Детство будущего художника прошло в Петербурге. Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства. В 1923-25 во время частых командировок за границу возобновил сотрудничество с Дягилевым и оформил комическую оперу «Лекарь поневоле» Ш. Гуно для театра в Монте-Карло. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. Календарные Планы Музыкального Руководителя. Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году.
ЛЮБИЛ ЕЗДИТЬ В ИТАЛИЮ И ВО ФРАНЦИЮ. Приобретенные частными собирателями, они в главной части сосредоточены ныне в Русском музее. В 1910. Любил ездить в Италию и во Францию. Но атмосфера богатого столичного дома, где уважали искусство в разных его разновидностях (от архитектуры в графики) перенаправила его на путь собственного творчества.
В 1905 г., находясь в Париже, он выполнил сюиту из 7 рисунков чёрной акварелью с небольшой подцветкой, которая была воспроизведена в собрании сочинений Пушкина, выпущенном издательством «Брокгауз-Эфрон» в 1916 г. В 1910 г. Бенуа создал новую серию из 28 листов. Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности. Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». Одно из направлений деятельности Бенуа граничит с архитектурой. Бенуа: вся жизнь – театр и его декорации.
Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Почувствовав это, А. Н. Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам.
Впоследствии опубликовал книги: «История русской живописи в XIX веке» (СПб., 1902), «Русская школа живописи» (в 10 вып. Кружок единомышленников («Общество самообразования») преобразовался в конце 1890-х в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Участвовал в выставках русского искусства в Брюсселе (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930), Берлине (1930), Париже (1932), Праге (1935), Манчестере (1939), во многих выставках европейского театрального искусства.
В том же году впервые побывал в Париже, положив начало своему «Версальскому циклу» (серии гуашей и акварелей на версальские мотивы, созданной в 1896-99 и в 1905-6 серия литографий и рисунков на ту же тему была издана в Петрограде в 1923). Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе. И он, будучи до революции бескомпромиссным критиком, не боявшимся высказываться по любым художественным вопросам, теперь был вынужден подбирать слова даже в беседах с хорошими знакомыми. И совместно с другими мастерами «Мира искусства» работает в различных совещаниях и комиссиях, в частности, в художественноисторической комиссии Зимнего дворца и Комиссии по охране памятников искусства и старины. Бенуа-художник В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Из докладной А. В. Луначарского от 09. 03. 1921, в ответ на секретный запрос 2244 следовало, что в начале революции он поддержал перемены, но впоследствии был огорчен жизненными невзгодами и выражал недовольство коммунистами, контролирующими музейную работу. Ещё в1910 («Итоги») он подчеркнул свой критерий оценок левых художников– не новизну пластических исканий, аисключительно талантливость авторов иискренность их работ. Изображая дворцы и парки пригородных царских резиденций, Бенуа патетически прославляет красоту и величие русского искусства XVIII века.
1912). Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной. Создал акварельную серию «Последние прогулки Людовика XIV» (1890-е) и серию гуашей для издания «Русская история в картинках» (СПб., 1910). Сноября 1908 по март 1917 сотрудничал вгазете «Речь», вёл авторскую рубрику «Художественные письма», опубликовав около 250 статей. Вскоре после Октябрьского переворота эмигрировал, работал за границей ("Гранд-Опера", "Ла Скала", театры Лондона, Нью-Йорка, Вены и др. ). Стал членом Общества Осеннего салона и кавалером ордена Почетного легиона.
Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину. Учился в ИАХ, у А. Н. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). "Истории живописи 19 в. " Мутера. 1912) ивособенности Бурлюка (Кубизм или кукишизм.
СПб., 1904-06), «История живописи всех времен и народов» (в 4 т. СПб., 1912-17 издание не завершено). В 1887 четыре месяца занимался в вечерних классах АХ. Так Бенуа больше не вернулся в Россию. Т. 1. Жил в Париже, работал, в основном, над эскизами театральных декораций и костюмов, сыграл значительную роль в постановках балетной антрепризы С. Дягилева «Ballets Russes», как художник и автор-постановщик спектаклей.
Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году. Похоронен на кладбище Батиньоль в Париже. работал во Франции. А. Н.
Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь». Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины. Одновременно он работает для театра. В 1897 году, после поездок во Францию, Александр Бенуа представил публике первую серию своих акварелей под общей темой «Последние прогулки Людовика XIV».
Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет. Ввёл новейшее искусство вотечественную художественную традицию, отмечая схожесть пластических решений («скрещенье путей») спамятниками древнерусской иконописи говорил онём иврусле современного общеевропейского процесса: «В области чисто живописного творчества шла работа над освобождением от академических традиций, над опрощением ипроизводились поиски новых красочных законов– явление вовсе не только русское, но мировое имеющее своим главным очагом Париж» (Иконы иновое искусство. В 1918г. Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом.
1916). Машков иКончаловский. Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов. В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России». «От этих.
К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества. Персональные выставки прошли в Париже (1926, 1929, 1953), Лондоне (1936, 1937, 1939, 1959, 1960), Комо (Италия, 1955), Милане (1960, посмертная). О Бенуа говорить можно бесконечно. Отсюда был один шаг до появления журн.
В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции. 1870 (С. -Петербург) – 9. 11. 1960 (Париж). Он горд тем «изумительным явлением, что наиболее критические моменты русской революции прошли почти без ущерба для исторических и художественных памятников» тем ответственнее задачи по их изучению, сбережению, реставрации. В качестве художественного критика дебютировал вжурнале «Мир искусства» (1899–1904), соредактор (1904). Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год.
С 1901 — 1903 г. г. был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы. Подписи под картинами или отсутствуют или приводятся по-итальянски или по-английски. В 1890 путешествовал по Германии. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Он работает не только над декорациями, но и над самими постановками, превратившись постепенно в режиссера (мольеровский и пушкинский спектакли Московского Художественного театра в 1912 и 1914). За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А.
Продолжал заниматься живописью и графикой: создал серию литографий «Петергоф» (1918-22), альбом литографий и рисунков «Версаль» (Пг., 1922), многочисленные акварельные и пастельные зарисовки Петрограда и его пригородов иллюстрации к «Капитанской дочке» (Пг., 1920) и «Медному всаднику» (Пг., 1923) А. С. Пушкина, карандашные портреты С. Р. Эрнста, В. Ф. Левинсона-Лессинга, Д. И. Митрохина, В. Е. Татлина, П. Н. Филонова, А. М. Эфроса, И. Э. Грабаря (1921-23 все – в ГРМ). С. Бакстом и С. П. Дягилевым. К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». Знакомство с жизнью Запада заставляло Б. особенно остро чувствовать недостаточность художественной культуры России, сказывавшуюся на уровне тогдашних выставок и особенно художественных журналов и критики. Член редакционного комитета (с 1908) журнала «Старые годы» публиковался вжурналах «Золотое руно» (1906–1908), «Московский еженедельник» (1907–1908), «Аполлон» (1909–1912) вгазетах «Слово» (1905), «Русь» (1905) идругих.
Черепнина Павильон Армиды (1903 г. ), либретто которого сочинил сам. Среди них Сомов и Бакст, Лансере и Добружинский, Остроумова-Лебедева и Серебрякова, Билибин, Кругликова, Яремич (Переписка Бенуа). По завершении классического образования Александр продолжил обучение на юридическом факультете Петербургского университета и параллельно посещал занятия в Академии Художеств. Кажется, что они марионетки, движущиеся по сцене под звуки забытой мелодии. Бенуа детально не анализировал ине сравнивал разные течения новейшего русского искусства.
Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой. Бенуа. Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А. Н. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра.
Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину. университета посвятил себя всецело искусству. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Не политический и не государственный деятель, Бенуа десятилетиями замалчивался. 1910) Бенуа резко отозвался оразочаровавшем его «крайнем авангарде молодёжи» (здесь важно заметить, что главным объектом критики был «арьергард» влице московских членов общества иданная рецензия стала основным толчком красколу СРХ ивоссозданию «Мира искусства»). Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь.
1912 Еще оновых путях живописи. Событием для кружка было появление в 1893 1-го вып. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже – Русские сезоны. Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры. В 1909–1911 гг. 1913).
Пушкина. Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически. В 1894 впервые выступил как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания «Истории живописи XIX века» Р. Мутера (Мюнхен, 1894). Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом.
в 1870 г. По окончании курса на юридическом факультете СПб. В 1891-96 выставлялся на Акварельных выставках в Петербурге.
«Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы. Начав с декораций к балету "Сильвия" для Мариинской сцены (1901), он через "Гибель богов" (1902—03) переходит к постановке собственного балета "Павильон Армиды" (муз. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере. Не обижайтесь только, пожалуйста. К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях.
«Я не чувствую природы искусства. Восхищённый отзыв на выставку Гончаровой проецировал «принятие» Бенуа кубизма («теперь яуже более не решаюсь считать за ересь даже ипресловутые сдвиги, ту кошмарную абракадабру, которая пошла от Пикассо изаразила всю передовую молодёжь ина Западе иунас. Бенуа охарактеризовал состояние русского художества, обозначив его основной современной силой мастеров «Мира искусства» роль поисков «крайней левой» молодёжи свёл кпереходному явлению, введя по отношению кним термин «византинизм», символизирующий неизбежную «одичалость» вмомент гибели старой утончённой культуры перед «неизвестным» новым расцветом культуры будущей. Большая декоративная работа выполнена Б. для московского Казанского вокзала (эскизы "Азия", "Европа", 1916).
ИСТОРИЯ УМАЛЧИВАЕТ О ТОМ, КАКИМ ЮРИСТОМ БЫЛ БЕНУА. В гимназии он подружился с Нувелем, Философовым и Сомовым.
В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905 г. ) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию. Инициатор и художественный руководитель «Русских сезонов» в Париже, он был среди тех, кто закладывал основы интернациональной славы русского балета и осуществлял реформу театрально-декорационного искусства, охватившую мировой музыкальный театр (читайте театральную биографию Бенуа). Александр Бенуа был женат.
Итогом его работы на драматической сцене в предреволюционные годы стала постановка «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина. Анна Иванова, Ваше кредо: "копипастинг" не читая. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию. Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа.
«Это не картина, а целая эпопея», – написал в своем отзыве известный автор исторических романов Вальтер Скотт. Его наиболее удачные театральные работы этого периода балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» П. И. Чайковского, опера «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова и балет «Петрушка» И. Ф. Стравинского, обошедший многие сцены Европы. 1909). Б. написал для него главу о русском искусстве.
«В искусстве нужна истина, но не искренность» (Малевич 2004. Желаю Вам скрупулёзности в подготовке публикаций, здоровья и огромного личного счастья. Воспоминания», в которой представил обширную галерею литературных портретов современников. Он немало занимался теорией отдельных видов и жанров искусства. Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части.
Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала. До 1924 участвовал в его выставках. Точнее было бы сказать, что А. Н. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Черепнина, 1907). В 1907 оформил спектакль балета Н. Черепнина «Павильон Армиды» (Мариинский театр), в том же году был одним из основателей «Старинного театра» в Петербурге (выполнил занавес театра). Однако происходящее в стране очень расстраивало художника.
Эти же темы господствовали в его книжных и театральных работах, которым он, как большинство мирискусников, уделял не меньше, если не больше, внимания, чем станковому творчеству. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. — сын проф. Среди ее работ есть портрет Б. Ф. 1960, в Париже. Эпизодически обращался к станковой живописи и графике.
Напротив, «рассудочность», «холодность» и«теоретизирование» втворчестве Бенуа воспринимал негативно, вот таким образом он не оценил статуса манифеста всистеме авангарда, концептуально связанного с«чистым» художеством. Художник перестраивал композицию изменял пропорции, усиливал декоративное звучание цвета, превращая реальный пейзаж в подобие театральной декорации с кулисами, задником и сценической площадкой, на которой может разыгрываться, а иногда и разыгрывается действие. Бенуа. В 1913–1915 гг.
Наряду с другими мирискусниками был одним из основоположников новой русской школы книжной графики в числе лучших работ в этом жанре – графические серии к «Пиковой даме» (1899 и 1910 СПб., 1911) и «Медному всаднику» (1903-22 Пг., 1923) А. С. Пушкина. идеолог журнала "Мир искусства" (1898—1904), позднее вдохновитель и видный участник объединения художников "Мир искусства".
В 1896—1898 и 1905—1907г. Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения. Юношей учился в Петербургском университете в 1890-1894 годах на юридическом факультете. Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике. Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой.
В 1926 году по рекомендации Луначарского Александр Бенуа, биография которого в последние годы полна трагических событий, поехал в командировку для работы в Гранд-опере во Францию. Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа. Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал.
С этого времени Б. страстно отдается театру. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. Наконец в 1911 г. он создал иллюстрации к знаменитому изданию «Пиковой дамы» товарищества Р. Голике и А. Вильборг. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910 г. ), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903—1922 г. ). К работе в театре он впервые обратился в 1902 г., оформив оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнив эскизы декораций к балету Н. Н. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос).
Но и здесь перед А. Н.
Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея. А. С. Пушкина ("Пиковая дама", "Медный всадник"). Вконце 1900-х, отмечая потребность всмене эстетических ориентиров, он первым из серьёзных критиков положительно отреагировал на появление новых веяний вискусстве, поддержав молодых художников (Выставка «Венок».
"Речь", а позднее в "Новой Жизни" Горького и одновременно работая над научными исследованиями "Царское Село" (1910) и "История живописи всех времен и народов" (1912—17). Среди экспонатов – посмертная маска лица художника. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Основал и редактировал журнал «Художественные сокровища России» (1901-03), сотрудничал в журналах «Старые годы» (1907-13), «Московский еженедельник» (1907-08), газете «Слово» и других изданиях. Выходец из России, с 1926 года художник переезжает во Францию, живёт там и умирает.
В этот том вошла глава о русском искусстве, автором которой был Александр Бенуа. был художественным директором «Русских сезонов». Основатель журнала «Мир искусства». Бенуа Александр Николаевич (1870 – 1960).
В полной мере это касается и художника, ничем не опасного для страны, Александра Бенуа. Отмечал не только «приемлемых по духу» Гончарову, П. П. Кончаловского, И. И. Машкова, Лентулова, но иВ. Е. Татлина, Шагала, отдельные работы Малевича. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. Участвовал в последних петроградских выставках «Мир искусства» (1922 и 1924), Выставке русского искусства в Париже (галерея La ВоеПе, 1921), 1-й Русской художественной выставке в Берлине (1922), Выставке русского искусства в Америке (1924-25) и др.
В 1926 г. эмигрировал во Францию. картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос. Бенуа Александр Николаевич (1870-1960 гг. ) – великий русский художник историк мирового искусства. Главным же трудом последних (с 1934 г. ) лет были его воспоминания, на страницах которых он подробно и увлекательно воскрешает годы своего детства и юности.
«Заигрывание смолодёжью» иявное желание Бенуа взять их под опеку, дистанцировав от влияния Малевича, восторженные отзывы отворчестве видных «изменников» (Машков иКончаловский. В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. В 1909 стал художественным директором Русских балетных сезонов Дягилева (до 1911), для которых оформлял балеты «Сильфиды», «Павильон Армиды» (оба 1909), «Жизель» (1910), «Петрушка» (был также автором либретто, 1911), «Соловей» (1914). Как сценограф работал в Парижской опере (1927–1934) и «Ла Скала» (1947–1956). С подключением кполемике Н. Н. Пунина (1916) акцентировался вопрос участия представителей авангарда ввыставках «Мира искусства» (экспонентами становились как лидеры движения, так иначинающие художники: Н. И. Альтман, Л. А. Бруни, Бурлюк, Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, А. В. Лентулов, М. З. Шагал идругие). В 1908-17 еженедельно помещал в газете «Речь» критические статьи под рубрикой «Художественные письма». Личная жизнь Александр Бенуа был женат.
Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно. после раскола СРХ, поводом для которого послужили его резкие статьи, направленные против московских участников, основал общество художников «Мир искусства», продолжавшее главные традиции одноименного журнала. В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии»— картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV. Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н. Бенуа культивировал «ценный дух субъективизма» вхудожественной критике вего статьях вбольшей степени присутствует не анализ эволюции пластической формы, аосмысление эстетического иэмоционального воздействия художественных произведений не скрываются симпатии иантипатии автора кхудожникам.
Отмечая подражательность отдельных работ, он подчёркивал, что «на выставках новых людей янаслаждаюсь иесли отчасти вэтом проглядывает какое-то удовольствие смеха, нечто вроде любования ужимками ишутовством, то, сдругой стороны, наслаждаюсь на них инепосредственно, чисто художественно» (Выставка «Союза молодёжи». С. 150). Бенуа отдал немало душевных сил и времени работе в станковой живописи и графике, но по самой природе своего дарования и по складу творческого мышления он не был станковистом, а ещё менее – мастером картины, которая могла бы воплотить все стороны его замысла в едином, как бы синтезирующем изображении.
Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904), едва ли не единственная его крупная работа для детей. Он упрекал «левое» искусство вподражательности французским мастерам («легковесное модничанье»). Бенуа. А. Н. Бенуа скончался 9 февраля 1960года в Париже.
С 1904 г публикуется в газетах: Слово, Русь и Речь. В 1903 вместе с другими мирискусниками вошел в Союз русских художников (СРХ) и участвовал в его выставках в Петербурге и Москве. Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления. Бенуа собирался после работы вернуться в Россию, но в конце июня 1927 года в Париж приехал сам Луначарский.
Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа. Что это было. В живописном творчестве вдохновлялся стариной и черпал сюжеты в XVIII и раннем XIX веке.
Свой ответ (май 1916), выдержанный вманифестном, провокационном тоне, Малевич изначально планировал опубликовать (осуществлено частично в1918: письмо легло воснову статьи «Государственникам от искусства»). В поздний период создал главное произведение в мемуарном жанре – книгу «Жизнь художника. Работал над оформлением спектаклей БДТ.
Из наиболее ярких постановок Б. нужно отметить "Петрушку" (1911) и "Соловья" (1914) Стравинского для дягилевских спектаклей в Париже и "Пиковую даму" в Ленинградском оперном (Мариинском) театре (1921). 401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему». В последний период работы для театра Б. сотрудничал с труппой Иды Рубинштейн, для спектаклей которой оформил в числе прочего «Поцелуй феи» И. Стравинского (1928) Б. был также режиссером-постановщиком ряда спектаклей, («Болеро» М. Равеля (1928) и др. ). 1913). «Свадьба Фигаро» — последний спектакль в Ленинградском БДТ, поставленный художником перед отъездом из страны.
Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины. Написал и подготовил к изданию книгу воспоминаний «Возникновение Мира искусства» (Л., 1928).
Заграницей занимался изучением различной литературы и копированием картин известных художников. Сын архитектора Н. Л. Исключительная трудоспособность позволяла ему за один день заполнить альбом рисунками, поработать в мастерской над начатой картиной, побывать в мастерских театра, вникая в детали эскизов декораций и костюмов, в режиссуру и даже в проработку ролей с актерами. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Художник и график-станковист иллюстратор и оформитель книги, мастер театральной декорации, режиссер, автор балетных либретто, А. Н.
Особенно много оперных и балетных спектаклей поставил и оформил в миланском театре «La Scala» (1930-е – 1950-е), где постановочной частью заведовал его сын Николай. 21 апреля (3 мая) 1870, в Санкт-Петербурге, ум. В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде. У них было трое детей. Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений.
Автор "Истории живописи всех времен и народов" (СПб., 1912—17). Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе. В 1909 возглавил художественную часть антрепризы Русского балета С. П. Дягилева. Не люди интересуют художника, а лишь атмосфера старины и дух театрализованного придворного этикета.
В 1902 оформлял оперу «Гибель богов» Р. Вагнера в Мариинском театре (показ спектакля состоялся в 1903). В конце 1898 Дягилев выпустил первый журнала "Мир Искусства". Именно сподачи Бенуа Гончарова начала сотрудничество стеатральной антрепризой С. П. Дягилева (оформление спектакля «Золотой петушок». В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу».
К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства». Он не мог иначе.
В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Впервые выставил в 1893 на акварельной выставке композиции "Пастораль" и "Монастырь", написанные под впечатлением поездки по Германии и Австрии в 1890. Рецензируя очередную выставку «Бубнового валета», объяснял широкой публике изобразительный язык примитивизма идоказывал его принадлежность «настоящему» искусству (Трудно ли. 1909). Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма.