Александр Николаевич Бенуа (фр. Alexandre Benois 21апреля 1870, Санкт-Петербург— 9 февраля 1960, Париж)— русский художник историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства». Александр Николаевич Бенуа в Эрмитаже: Каталог выставки из собрания Государственного Эрмитажа / Сост. Бенуа Александр Николаевич, русский художник, театральный деятель историк искусства, художественный критик основоположник объединения Мир искусства. Александр Николаевич Бенуа поселяется в Париже и становится ведущим художником-декоратором французской оперы.
Знаменитый русский художник Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) родился в известной семье, где кроме него было еще восемь детей. Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) художник-график, живописец, театральный художник издатель, литератор, один из авторов современного образа книги. Семейная жизньАлександра Николаевича Бенуа сложилась счастливо.
Александр Николаевич Бенуа (фр. Еще с 1939 годаАлександр Николаевич Бенуа начал работать над книгой мемуаров. Александр Николаевич Бенуа родился в творческой семье 21. 04 (3. 05)1870г. После начала Первой мировой войны, активная издательская деятельностьАлександра Николаевича Бенуа начала сокращаться: перестали вы ходить выпуски «Художественных сокровищ России», затем закрылся журнал «Мир искусства».
Скончался Александр Николаевич Бенуа 9 февраля 1960 года в Париже, не дожив лишь несколько месяцев до своего девяностолетия. Александр Николаевич Бенуа (фр. Alexandre Benois 21 апреля (3 мая) 1870, Санкт-Петербург— 9 февраля 1960, Париж)— русский художник историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства». Александр Николаевич Бенуа и Сергей Павлович Дягилев. Александр Николаевич Бенуа (фр. Alexandre Benois 21апреля 3мая1870, Санкт-Петербург— 9 февраля 1960, Париж)— русский художник историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства».
Александр Николаевич Бенуа (21 апреля (3 мая) 1870, Санкт-Петербург — 9 февраля 1960, Париж) — русский художник историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства».
Но память о родине, где он участвовал в осуществлении первых мероприятий Советского правительства по организации музеев, был ведущим сотрудником Эрмитажа и Русского музея, забота об охране памятников старины, - всегда была для А. Бенуа драгоценнейшим в его жизни. Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. Дягилевым) гастролей русского балета в Париже А. Бенуа более всего заботился, чтобы эти спектакли способствовали мировой славе русского искусства. Бенуа был последовательным защитником ценностей старины. Знак зодиака — Телец. Напротив, «рассудочность», «холодность» и«теоретизирование» втворчестве Бенуа воспринимал негативно, вот таким образом он не оценил статуса манифеста всистеме авангарда, концептуально связанного с«чистым» художеством. Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства». Восхищённый отзыв на выставку Гончаровой проецировал «принятие» Бенуа кубизма («теперь яуже более не решаюсь считать за ересь даже ипресловутые сдвиги, ту кошмарную абракадабру, которая пошла от Пикассо изаразила всю передовую молодёжь ина Западе иунас.
«Я не чувствую природы искусства. В качестве такого исключительного знатока, после революции Б. был поставлен во главе картинной галереи Эрмитажа. с консервативно-охранительских позиций. Дягилева), учредитель и редактор (1901-1903) журнала «Художественные сокровища России». Темой исследования становится, таким образом, не процесс исторического развития национальной живописи с его скрытыми закономерностями, которые надлежит обнаружить, а только история художников, принимавших участие в этом процессе. Бенуа 3 мая 1870 года в городе Петербурге.
Работы Бенуа связаны с Версалем, его парком, Петергофом. В 1909 возглавил художественную часть антрепризы Русского балета С. П. Дягилева. Основное место в картинах Бенуа занимали пейзажи. Персональные выставки прошли в Париже (1926, 1929, 1953), Лондоне (1936, 1937, 1939, 1959, 1960), Комо (Италия, 1955), Милане (театр Ла Скала, 1960, посмертная). Александр Бенуа был душою «Мира искусства» и непременным участником журнала. «Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью.
В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции. Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда). Его отец был архитектором. Именно пейзаж полно отразил мировидение художника. Примеры музеев: Политехнический музей, Лувр, Эрмитаж. Работая для кинематографии, Бенуа обращался к образам Ф. М. В 1908–1917 еженедельно помещал в газете «Речь» критические статьи под рубрикой «Художественные письма».
В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». В 1917, после Февральской революции, участвовал в выработке государственной программы охраны памятников искусства и старины, входил в так называемую «Комиссию Горького», ставившую своей задачей подготовку широкой реформы художественной жизни страны. Реставрационный отдел. ).
Работая на прежнем профессиональном уровне, ничего принципиально нового и интересного Бенуа создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета Петрушка было исполнено не менее восьми). Он отнюдь не разделял революционных настроений своих товарищей по «Миру искусства» – Е. Лансере, Д. Философова и его приятелей – Мережковского и Гиппиус. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга.
Его наиболее удачные театральные работы этого периода – балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» П. И. Чайковского, опера «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова и балет «Петрушка» И. Ф. Стравинского, обошедший многие сцены Европы. Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история.
Бенуа тонко уловил одну из основных эмоциональных сторон русского авангарда– «страдание», составляющее противовес «отрадному» искусству, которое культивировали ведущие мастера рубежа XIX–XX веков– К. А. Коровин, В. А. Серов идругие. Русский музей). В дореволюционное время книжные работы Бенуа имели мало успеха у издателей.
Детство будущего художника прошло в Петербурге. Бенуа особое внимание привлекают графические комментарии к произведениям литературы. С 1917 года А. Бенуа активно участвовал в реформах художественной жизни и музейнойМузеи (от греческого museion — храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.
Возник в 1764 году как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852 году. Богатейшие коллекции памятников первобытной, древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур искусства Западной и Восточной Европы, археологические и художественные памятники Азии, памятники русской культуры 8-19 веков. К своим персонажам (Людовику и придворным) Бенуа относится с долей иронии. «История живописи всех времен и народов» (Санкт-Петербург, 1912-17). Сценография: "Павильон Армиды" (Мариинский театр, 1907), "Петрушка" (театр Шатле, Париж, 1911), "Маленькие трагедии" (МХТ, 1914—1915).
В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу». В 1890–1894 учился на юридическом факультете С. -Петербургского университета. Не политический и не государственный деятель, Бенуа десятилетиями замалчивался.
Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк. — сын проф. В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов.
Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. «Мир искусства» раскрыл немало забытых или незамеченных имен, привлек внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам, поднял значение графики, художественного оформления и иллюстрирования книги. Т. 1. Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне). собрания), меланхолично-элегическую по тону, надолго утвердившую за ним славу «певца Версаля и Людовиков».
Вторая категория отроческих переживаний, наложивших неизгладимый отпечаток на эстетические воззрения Бенуа, возникла из впечатлений от загородных резиденций и петербургских пригородов – Павловска, старинной дачи Кушелева-Безбородко на правом берегу Невы, а также Петергофа и его многочисленных памятников искусства. Автор мемуаров "Мои воспоминания" (Нью-Йорк, 1955, Москва, 1980). Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере. С 1908 оформлял спектакли антрепризы С. П. Дягилева в Париже. С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства».
Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему». и гуашей в 18 в. и раннем 19 в. Во время частых поездок во Францию создал большую акварельную серию «Последние прогулки Людовика XIV» (1897-98, Русский музей и др. Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой. В 1898 году вместе с С. П. В 1896-98 и 1905-1907 работал во Франции.
С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Среди ее работ есть портрет Б. Ф. Александр Николаевич Бенуа (фр. 1912).
Но атмосфера богатого столичного дома, где уважали искусство в разных его разновидностях (от архитектуры в графики) перенаправила его на путь собственного творчества. Но и здесь перед А. Н. Почувствовав это, А. Н. В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай. Сын профессора архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа, внук выходца из Франции Луи-Жюля Бенуа (по-французски — Benois), внук с материнской стороны архитектора Альберта К. Кавоса — строителя Мариинского театра в Санкт-Петербурге и Большого театра в Москве брат акварелиста Альберта H. Бенуа и архитектора Леонтия Бенуа. Бенуа14.
Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Достоевского, к русским темам. Ввысказываниях оппонентов сконцентрированы противоположные понимания сути творчества.
Но, разочаровавшись в Революции, в 1926 году обосновался в Париже. Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части. Дягилев, художник Лев Бакст и музыковед А. П. работе (в 1918 возглавил Картинную галерею ЭрмитажаЭрмитаж в Санкт-Петербурге (от французского ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев.
S. Lesniсk, 1928 – группа «Мир искусства» V. Girchman, 1927, 1929, 1930 dAlignan, 1931 La Renaissance, 1932 Salle Yteb, 1932), Брюсселе (1924, 1928), Амстердаме (1924, 1930), Копенгагене (1929), Белграде (1930), Берлине (1930), Праге (1930, 1935), Лондоне (1935), Манчестере (1939) во многих выставках европейского театрального искусства («Танец в живописи», Париж, 1934 «Русские балеты Дягилева», Париж, 1939 и др. ). Решение стать художником созрело у Александра очень рано. В 1906 был сподвижником С. П. Из наиболее ярких постановок Б. нужно отметить "Петрушку" (1911) и "Соловья" (1914) Стравинского для дягилевских спектаклей в Париже и "Пиковую даму" в Ленинградском оперном (Мариинском) театре (1921).
В 1907-1910 художник выполнил серию гуашей для издания «Русская история в картинках» (Санкт-Петербург, 1910) его исторические образыОбраз художественный — категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством способ бытия художественного произведения. Исполнил иллюстрации к книгам «Урок любви в парке» Р. Буалев (1927), «Грешница» А. де Ренье (1928). Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале Мир искусства (1899-1904) и ежемесячном сборнике Художественные сокровища России (1901-1903), а позднее в журнале Старые годы (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. В 1907 оформил для Мариинского театра одноактный балет «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина, начав многолетнее сотрудничество с М. М. Фокиным.
Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Художественный руководитель «Русских сезонов«Русские сезоны» — за границей, выступления русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым. Бенуа отдал немало душевных сил и времени работе в станковой живописи и графике, но по самой природе своего дарования и по складу творческого мышления он не был станковистом, а ещё менее – мастером картины, которая могла бы воплотить все стороны его замысла в едином, как бы синтезирующем изображении. Уже современники правильно отмечали, что самое ценное в его труде лежит вне круга эволюционных выводов и культурно-исторических обобщений. До 1924 участвовал в его выставках.
Они организовали кружок любителей искусства. В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С. Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание.
В 1964, 1974 и 1989 труппа театра гастролировала в Москве» (1947-56), где постановочную часть возглавлял его сын и ученик Николай Александрович Бенуа, театрах Лондона, Нью-Йорка, Вены и других городов. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. К 1897-1898 годам относится серия небольших картин, выполненных акварелью и гуашью и объединенных общей темой – Последние прогулки Людовика XIV.
Русский музей), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова Царская и императорская охота на Руси, т. III (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере (в этом же издании Бенуа выполнил ряд заставок и концовок). Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. Ср. : «Ведь вискусстве не вкрасивых словах дело, авпереживаниях, вчувствах и, главное, внесознательном инепосредственном творчестве» (Бенуа. Он работает не только над декорациями, но и над самими постановками, превратившись постепенно в режиссера (мольеровский и пушкинский спектакли Московского Художественного театра в 1912 и 1914). 1913). Сноября 1908 по март 1917 сотрудничал вгазете «Речь», вёл авторскую рубрику «Художественные письма», опубликовав около 250 статей.
Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его Азбука в картинах (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. 1914. Член редакционного комитета (с 1908) журнала «Старые годы» публиковался вжурналах «Золотое руно» (1906–1908), «Московский еженедельник» (1907–1908), «Аполлон» (1909–1912) вгазетах «Слово» (1905), «Русь» (1905) идругих.
К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства». Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос).
Александр Бенуа был женат. Был членом Центрального Пушкинского комитета в Париже (1935–1937), Общества друзей русской книги и временного Комитета по организации Русского литературного архива в Тургеневской библиотеке (1938), почетным членом Общества охранения русских культурных ценностей и членом Правления Общества друзей русского искусства и литературы. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале.
Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа. Из письма художника к Ф. Ф. Бенуа уже в апреле 1923 года.
Мы будем благодарны Вам, если Вы оставите свой отзыв или комментарий в гостевой книге и ознакомитесь со словарем, в котором мы собрали основные определения из области искусства. В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». Живопись — важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей.
В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде. 1960, в Париже. Писал архитектурные пейзажи Петербурга, Петергофа, Павловска и Царского Села, в многочисленных поездках выполнил пейзажи Версаля, Бретани, Швейцарии, Италии, юга Франции и Крыма. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. С необыкновенным усердием он компоновал новые выставки искал по экспроприированным коллекциям достойные Эрмитажа шедевры. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8.
Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы. В замечательных — благодаря своему тонкому, романтичному историзму — сериях иллюстраций к «Пиковой даме» (1899 и 1910, отдельное издание — Санкт-Петербург, 1911) и «Медному всаднику» А. С. Пушкина (1903-22 отдельное издание — Петроград, 1923) выступил как реформатор русской книжной графики. Возникли в 15-16 веках. Его лучшие постановки этого периода – опера «Пиковая дама» П. И. Чайковского для Мариинского театра (1919–1920) и спектакль «Слуга двух господ» К. Гольдони для БДТ (1921) оба спектакля в течение многих лет сохранялись в репертуаре. Бенуа, занявший в труппе пост директора по художественной части исполнил оформление к нескольким спектаклям. Пример этого – картина «Парад при Павле I», где показано тонкое знание истории, костюмов, архитектуры, быта и вместе с тем чувствуется оттенок юмора, едва ли не сатиры.
В отличие от короля и его свиты, напоминающих легкие тени прошлого, бронзовые ребятишки кажутся энергичными и живыми. Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).
Бенуа изображал придворный быт, в котором подчёркивал условность, противопоставлял его искусственную красоту прозе действительной жизни. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Художник хорошо чувствовал красоту архитектурных форм. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным.
Сюжеты для большинства картин этих циклов навеяны мемуарами Сен-Симона. Одна из центральных фигур русской художественной культуры «серебряного века»: организатор объединения «Мир искусства» (с 1899), активный участник в издании журнала «Мир искусства» (с 1902 – соредактор С. П. Вконце 1900-х, отмечая потребность всмене эстетических ориентиров, он первым из серьёзных критиков положительно отреагировал на появление новых веяний вискусстве, поддержав молодых художников (Выставка «Венок».
К 1897-1898 годам относится серия небольших картин, выполненных акварелью и гуашью и объединенных общей темой — «Последние прогулки Людовика XIV». Умер Александр Николаевич Бенуа 9 февраля 1960 года. Точнее было бы сказать, что А. Н. Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности». в 1870 г. По окончании курса на юридическом факультете СПб.
Занимался оформлением постановок, многие из которых делал с отцом, работал во многих известных театрах мира, три сезона оформлял постановки в Большом театре в Москве. Продолжал заниматься живописью и графикой: создал серию литографий «Петергоф» (1918–1922), альбом литографий и рисунков «Версаль» (Пг., 1922), многочисленные акварельные и пастельные зарисовки Петрограда и его пригородов иллюстрации к «Капитанской дочке» (Пг., 1920) и «Медному всаднику» (Пг., 1923) А. С. Пушкина, карандашные портреты С. Р. Эрнста, В. Ф. Левинсона-Лессинга, Д. И. Митрохина, В. Е. Татлина, П. Н. Филонова, А. М. Эфроса, И. Э. Грабаря (1921–1923 все – в ГРМ). 3я этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к Золотому горшку Э. Т. А. Не исключено, что А. Н. Не люди интересуют художника, а лишь атмосфера старины и дух театрализованного придворного этикета (У бассейна Цереры, 1897, Государственная Третьяковская галерея). И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным.
Он начал работать с К. С. В полной мере это касается и художника, ничем не опасного для страны, Александра Бенуа. Одновременно он работает для театра. художниках, а также о сокровищах западного искусства в России. Участвовал во многих групповых выставках русских художников в Париже (гал. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. Сомовым и В. Ф.
Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина. На помощь, чтобы спасти издание, пришел влиятельный художник Серов Валентин Александрович, что позаботился о предоставлении журнала государственной поддержки. Уже в этих ранних работах отчетливо выступают специфические черты иллюстраторского дарования Бенуа: сила его воображения, сюжетная изобретательность, умение передать дух и стиль изображаемой эпохи.
В конце 1890-х стал участником кружка «Мир искусства», постоянным автором издававшегося под редакцией С. П. Дягилева одноименного журнала (1898–1904). Бенуа был последовательным защитником ценностей старины. В творчестве А. Н. как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания «История живописи XIX века» Р. Мутера (Мюнхен, 1894). Однако происходящее в стране очень расстраивало художника. В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос.
По ходатайству Бенуа они были представлены на очередной выставке СРХ (1910). Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). Художник умел ценить величие искусства прошлого. Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно.
Учился самостоятельно. Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу Русская живопись в XIX веке, существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания Русская школа живописи и История живописи всех времен и народов (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал Художественные сокровища России создал прекрасный Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1911). Оба художники. "Художественные Сокровища России", задуманного и осуществленного Б. в 1901. В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. Посмертно работы экспонировались на выставках «Русские художники парижской школы» в Сен-Дени (1961), «Русский взгляд» в Гейдельберге (1974) и др. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Отсюда был один шаг до появления журн.
Основал и редактировал журнал «Художественные сокровища России» (1901–1903), сотрудничал в журналах «Старые годы» (1907–1913), «Московский еженедельник» (1907–1908), газете «Слово» и других изданиях. Среди экспонатов – посмертная маска лица художника. Здесь, а также в «Истории русской живописи в XIX веке» (Санкт-Петербург, 1902) и «Русской школе живописи» (в 10 выпусках, Санкт-Петербург, 1904-06) впервые обстоятельно определил самобытные черты русской национальной художественной традиции на фоне других европейских школ. Рассматривая русскую культуру врусле развития мирового художественного процесса, он сочетал «внешний» обобщающий взгляд на отечественное искусство сревностным отношением ко всем новациям, находящимся вне мирискуснических проектов, при этом его публичная критика касалась не только эстетических противников, но иближайших коллег и«попутчиков». Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал.
Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины. Род. С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году). 1912 Еще оновых путях живописи. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. 21 апреля (3 мая) 1870, в Санкт-Петербурге, ум.
Бенуа Александр Николаевич (1870-1960), русский художник историк искусства, художественный критик. Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России». Далее нарком писал, что Бенуа не является другом новой власти, но как директор Эрмитажа оказывает огромные услуги стране и искусству. Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе. Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь».
Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году. Он постоянно возвращался к дорогим ему образам пушкинской поэзии: «На берегу пустынных волн», «Наводнение в Петербурге в 1824 г» В последние годы жизни А. Бенуа снова, но уже в живописи, разрабатывал эти сюжеты. Ей недостает именно историзма. Имя Бенуа – живописца, сценографа и иллюстратора историка искусства и художественного критика граничит с высшими достижениями «серебряного века» отечественной культуры.
Бенуа охарактеризовал состояние русского художества, обозначив его основной современной силой мастеров «Мира искусства» роль поисков «крайней левой» молодёжи свёл кпереходному явлению, введя по отношению кним термин «византинизм», символизирующий неизбежную «одичалость» вмомент гибели старой утончённой культуры перед «неизвестным» новым расцветом культуры будущей. С 1917 Бенуа принимал активное участие в организации охраны памятников истории и культуры и в перестройке музейного дела (в 1918-26 заведующий картинной галереей Эрмитажа). А также в нем рано зародилась любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета. Это сыграло особенно важную роль в России начала XX века, когда капиталистические застройки, безобразные доходные дома начали угрожать классическому облику города. В эту серию входит около 250 статей, необыкновенно разнообразных по содержанию и, в целом, с большой полнотой отражающих художественную жизнь тех лет.
Мысли художника о Версале Людовика XIV становятся до конца понятными зрителю лишь тогда, когда он воспримет всю совокупность версальских картин и этюдов, написанных Бенуа. Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником.
В 1896 – 1898 и 1905 – 1907 годах работал во Франции. В 1930-е публиковал фрагменты воспоминаний в журнале «Русские записки» и писал «Художественные письма» для газеты «Последние новости».
Западноевропейское искусство привлекало внимание Бенуа в неменьшей степени, чем русское. Именно от образцов архитектурно-пейзажной гравюры идут основные особенности версальских акварелей Бенуа: их четкая, почти чертежная планировка, ясная пространственность, преобладание простых, всегда уравновешенных горизонталей и вертикалей, величие и холодноватая строгость композиционных ритмов, наконец, подчеркнутое противопоставление грандиозных статуй и скульптурных групп Версаля – маленьким, почти стаффажным фигуркам короля и придворных, разыгрывающим несложные жанрово-исторические сценки. Александр учился в Академии художеств (1887), основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора.
В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и художественный критик. картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Впоследствии все вместе основали художественную организацию «Мир искусства» и журнал с таким же названием, основной задачей которого была пропаганда зарубежного и особенно русского искусства.
Значительные сдвиги в отношении Бенуа Александра Николаевича пришли в начале 1990-х гг В городе Старый Петергоф открыт музей семьи Бенуа, где среди представителей знаменитой семьи обустроили и зала, посвященную только ему. В детстве занимался рисованием у старшего брата Альберта (Альбера) Бенуа – академика и главы Общества русских акварелистов. Неоклассицизм), Бенуа создал особую разновидность ретроспективистского исторического жанра, в котором эстетизация хрупкой красоты и гротескного изящества ушедшей в прошлое дворянской культуры сочетается с грустно-ироничным отношением к ней (серия Последние прогулки Людовика XIV, 1897-98 Версальская серия, 1905-06). 1912 Две выставки.
«От этих. Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины. В живописном творчестве вдохновлялся стариной и черпал сюжеты в XVIII и раннем XIX веке. Выходец из России, с 1926 года художник переезжает во Францию, живёт там и умирает.
Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной. Русский музей стр. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. Alexandre Benois) (1870-1960) — русский художник историк искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры.
С 1955 имеет филиал — «Пиккола Скала» (Милан). В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции. Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником.
К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». Мастер станковой, книжной и журнальной графики («Азбукa в картинах Александра Бенуа», 1904 иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник», 1903, 1905, 1916-22). Политические катаклизмы 1917 продолжили противостояние вновой плоскости.
Выше уже упоминалось о значении таких открытий, как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях. Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию. Поставлены: оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, балеты «Шехеразада» Римского-Корсакова, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского и др. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство.
С Азбуки Бенуа начинается история детской книги Мира искусства. В числе его лучших работ на балетной сцене – спектакль «Петрушка» И. Ф. Стравинского, поставленный в содружестве с Фокиным в 1911 и многие годы входивший в репертуар лучших европейских театров. Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века. Именно из «Записок» Бенуа узнал о ритуалах прогулок Людовика, о кормлении рыб, о созерцании королем величественных скульптур в парке («Прогулка в кресле», 1897 «У бассейна Цереры», 1897 «Кормление рыб», 1897 «У Курция», 1897— все в Русском музее, Санкт-Петербург).
Сотрудничал в левой газете «Новая жизнь». Однако в СССР нельзя было жить вне политики.
Ещё в1910 («Итоги») он подчеркнул свой критерий оценок левых художников– не новизну пластических исканий, аисключительно талантливость авторов иискренность их работ. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. Его декорации, эскизы костюмов и бутафории отмечены художественной цельностью и тонким чувством стиля (опера Гибель богов Р. Вагнера, 1903, балет Павильон Армиды Н. Н. Черепнина, 1907, – Мариинский театр в Петербурге). Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. Бенуа.
университета посвятил себя всецело искусству. Александр Бенуа родился 3 мая (21 апреля по старому стилю) 1870 года в Санкт-Петербурге. Философовым, К. А. Совершал длительные заграничные поездки. Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье.
Один из организаторов и идейный руководитель объединения и журнала Мир искусства. Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А. Н. Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая.
Бенуа Александр Николаевич (1870-1960 гг. ) – великий русский художник историк мирового искусства. 9 февр. Роль Бенуа в балетных постановках, а также оформлении спектаклей гораздо более значительна, чем роль его приятеля Дягилева. Бенуа, чтобы иметь возможность выезжать из страны, связал себя некоторыми обязательствами с ИНО ОГПУ.
В 1896-1898 и 1905-1907 гг работал в Франции. Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа. По рождению и воспитанию Бенуа принадлежал к петербургской художественной интеллигенции.
Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. 1909). В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России». Сдругой стороны, работы авангардистов выглядели чужеродными среди произведений коренных членов общества, подчёркивая эклектичность икризис «Мира искусства» 1910-х. Работал для кинематографа. Автор "Истории живописи всех времен и народов" (СПб., 1912—17).
С 1885 по 1890 год Бенуа был учеником «Майской гимназии» в Санкт-Петербурге, где он близко познакомился с Д. В. В 1923–1925 во время командировок за границу возобновил сотрудничество с Дягилевым и оформил комическую оперу «Лекарь поневоле» Ш. Гуно для театра в Монте-Карло. Был главным идеологом журнала «Мир искусства«Мир искусства» — российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Участвовал во всех выставках журнала «Мир искусства» (1899–1903, 1906). В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии»— картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV. Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества.
Публичные оценки критика, звучавшие вцелом ряде статей вгазете «Речь» (с 1909 по 1916), не укладываются врамки прямолинейной эволюции их нельзя трактовать упрощённо, вне определённого контекста. Правда, он старается соблюсти принципы последовательно проведенного ритма в конструкции книги и стилистического единства всех элементов се оформления но плоскость книжной страницы отнюдь не является для Бенуа самостоятельной эротической ценностью, которую нужно во что бы то ни стало сохранить и подчеркнуть, как это делал Сомов. По количеству сообщенных в нем фактов он и сегодня почти не имеет себе равных. Но врецензии (Выставка «Союза» (I). Дягилева, забывая, что именно А. Н.
1909). С. 150). 1913). Создал акварельную серию «Последние прогулки Людовика XIV» (1890-е) и серию гуашей для издания «Русская история в картинках» (СПб., 1910). В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века».
А. С. Пушкина ("Пиковая дама", "Медный всадник"). К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к Пиковой даме (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами Мира искусства. 1912). Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию. Черепнина, 1907). Наряду с другими мирискусниками был одним из основоположников новой русской школы книжной графики в числе лучших работ в этом жанре – графические серии к «Пиковой даме» (1899 и 1910 СПб., 1911) и «Медному всаднику» (1903–1922 Пг., 1923) А. С. Пушкина. Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале.
Вскоре после Октябрьского переворота эмигрировал, работал за границей ("Гранд-Опера", "Ла Скала", театры Лондона, Нью-Йорка, Вены и др. ). С детства он полюбил «старый Петербург», пригороды столицы. Работы, созданные им в глубокой старости, «рисунки-воспоминания», указывают на поразительную стойкость и силу его жизненного восприятия. Бенуа начал учиться рисованию в частном детском саду, он всю жизнь целиком был поглощен искусством. 1912) ивособенности Бурлюка (Кубизм или кукишизм. Опять-таки идейно и всей культурой они принадлежали к другому кругу, это были последние отпрыски реализма, не лишенного передвижнической окраски. Семья была двуязычной, здесь хорошо знали русский и французский. Рисунки к Капитанской дочке (1904) остались неизданными.
Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Отмечал не только «приемлемых по духу» Гончарову, П. П. Кончаловского, И. И. Машкова, Лентулова, но иВ. Е. Татлина, Шагала, отдельные работы Малевича. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Бенуа стал задумываться об эмиграции.
Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России». архитектуры Николая Леонтьевича Б., род. В 1911-13 на основе «Русских сезонов» была создана постоянная труппа Русский балет Дягилева» (1908-11), режиссерРежиссер (от латинского rego — управляю) — постановщик спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ. Сын Н. Л. Бенуа.
За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А. В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV». В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Он много работал в Милане в знаменитом театре Ла Скала. Наиболее значительные статьи касаются главным образом архитектуры старого Петербурга и его пригородов об одной из этих статей – Живописный Петербург (1902) уже говорилось выше.
Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом. Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам. Его письма в книге Александр Бенуа в размышлениях были порезаны советской цензурой и перепечатаны неполными. Вответ усилиями левых художников 12марта 1917 был собран многочисленный митинг вМихайловском театре против «диктатуры Бенуа» иперспективы министерства, руководящие должности вкотором заняли бы близкие Бенуа деятели. Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. В станковых произведениях, в основе которых лежали натурные впечатления, художнику хорошо удавалось передать поразительную пространственность Версаля, этого регулярного дворцово-паркового ансамбля, созданного близ Парижа волей Короля-солнца, фантазией и умением великих архитекторов, скульпторов, садовников. Пьермарини, G. Piermarini). Машков иКончаловский. Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий.
Пребывая в романтической оппозиции к современности, всегда вдохновлялся стариной, черпая сюжеты для своих акварелейАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. Это отсутствие того, что называется школой (и что так ясно сквозит втворчестве Сезанна иГогена, отчасти даже уМатисса иуПикассо), покрывается словами: самобытность, темперамент, ярь, радость творчества, примитивизм, свобода» (Сезанн иГоген. Александр Бенуа активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения Мир искусства, будучи его идеологом и теоретиком, а также в издании журнала Мир искусства, ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои Художественные письма (1908-16) в газете Речь.
Эпизодически обращался к станковой живописи и графике. Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся. Живописи и графике «Мира искусства» (Л.
Свой ответ (май 1916), выдержанный вманифестном, провокационном тоне, Малевич изначально планировал опубликовать (осуществлено частично в1918: письмо легло воснову статьи «Государственникам от искусства»). Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала. был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художников для немецкой сборника История живописи XIX века. «Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой.
Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике. Редактор издания «Художественные сокровища России» (1901–1903). Сохранив верность историко-ретроспективной эстетике «Мира искусства», Александр Николаевич много и плодотворно работал в театрах разных стран: парижской «Гранд-Опера» (1927-34), миланской «Ла Скала«Ла Скала» (La Scala) — итальянский оперный театр в Милане. В 1887 четыре месяца занимался в вечерних классах ИАХ.
Ему принадлежат монография о Гойе (1908), путеводитель по картинной галерее Эpмитaжa (1911), большая статья о Лиотаре (1912) и ряд других работ, популяризирующих классическое наследие европейской живописи. С 1926 жил в Париже. Крупный знаток французской культуры XVII – XVIII веков, Бенуа почитал старинную королевскую резиденцию как выражение всего художественного духа великой страны. Станиславским, а после Великой Октябрьской революции вместе с А. М.
Рецензируя очередную выставку «Бубнового валета», объяснял широкой публике изобразительный язык примитивизма идоказывал его принадлежность «настоящему» искусству (Трудно ли. На основе собственного творческого замысла (истолкования произведения) создает новую сценическую реальность, объединяя работу над постановкой (Московского Художественного театра, 1913-1915). Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны». «Теперь из этих же волшебных замков, куда проникла толпа, бегут кмужику, кего простодушной радости, кего пёстрой игрушке, хотят унего научиться смотреть на вещи просто, вкорень их, грубовато, но весело смеяться, грубовато, но горячо плакать, есть чёрный хлеб согурчиком да запивать ключевой водой» (Поворот клубку.
В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904)13, едва ли не единственная его крупная работа для детей. Оформление «Свадьбы Фигаро», поставленной в 1926 году, – последняя работа Бенуа в Советской России. Жизнь художника прервалась в Париже. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита)., графикеГрафика (греческое graphike, от grapho — пишу) — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др. ), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая. И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве».
Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом. В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи. С подключением кполемике Н. Н. Пунина (1916) акцентировался вопрос участия представителей авангарда ввыставках «Мира искусства» (экспонентами становились как лидеры движения, так иначинающие художники: Н. И. Альтман, Л. А. Бруни, Бурлюк, Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, А. В. Лентулов, М. З. Шагал идругие).
"Речь", а позднее в "Новой Жизни" Горького и одновременно работая над научными исследованиями "Царское Село" (1910) и "История живописи всех времен и народов" (1912—17). «В искусстве нужна истина, но не искренность» (Малевич 2004.
«Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы. В русских сезонах участвовали: композиторы Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства.
Типы музеев: научно-просветительские исследовательские, учебные. Началась мода на "старину", характерная для предреволюционного времени (журнал "Старые Годы"). В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. Большая декоративная работа выполнена Б. для московского Казанского вокзала (эскизы "Азия", "Европа", 1916).
В 1933 получил французское гражданство. Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. На сцене театра выступают выдающиеся певцы из других стран. В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии» – картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV. Но даже с большевиками А. Н.
Тематика этих публикаций весьма разнообразна. Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году. Александр Бенуа родился 21 апреля (3 мая) 1870 года в Санкт-Петербурге, в семье русского архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и Камиллы Альбертовны Бенуа (урожденной Кавос).
Сын Николай, дочери Елена и Анна, племянники и их маленькие друзья находили в «дяде Шуре» участника любопытных затей, полезных занятий и никогда не ощущали ни раздражения, ни усталости этого занятого, но неутомимого человека. В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые поехал в Париж здесь им были созданы знаменитые «Версальские серии» изображавшие красоту парков и прогулки «Короля-солнца» (Людовика XIV). В ней приняли участие едва ли не все деятели Мира искусства. Со временем страх стал чем-то обыденным и превратился в чувство беспрестанной смутной тревоги. В 1903 вместе с другими мирискусниками вошел в Союз русских художников (СРХ) и участвовал в его выставках в Петербурге и Москве. «Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он. Создатель серии акварелей "Последние прогулки Людовика XIV" (1897—1998), гуашей для издания "Русская история в картинках" (Санкт-Петербург, 1910) иллюстраций к произвед.
Итогом его работы на драматической сцене в предреволюционные годы стала постановка «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему. В колорите Бенуа отсутствует живое ощущение цвета. Первый вариант иллюстраций к Медному всаднику (1903) опубликован не отдельной книгой, а только в журнале Мир искусства (1904), с нарушением задуманного художником макета оформления. Начав с декораций к балету "Сильвия" для Мариинской сцены (1901), он через "Гибель богов" (1902—03) переходит к постановке собственного балета "Павильон Армиды" (муз. Знаменитые «Записки» герцога Луи де Сен Симона дали художнику сюжетную канву «Последних прогулок Людовика XIV» и, вместе с Другими мемуарными и литературными источниками, ввели Бенуа в атмосферу эпохи.
В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера» (1898-1904), позднее стал инициатором создания одноименного общества. Вот таким образом путешествия в Париж не были большой языковой препятствием. Но вконтексте многообразия ипротивоборства многочисленных художественных течений этот принцип вызывал критику как со стороны «левых», так и«правых».
Выражая тревогу по поводу отсутствия в современной культуре объединяющего «большого стиля», боролся против безвкусицы и варварского отношения к памятникам истории и искусства выступал против русского авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. 1910) Бенуа резко отозвался оразочаровавшем его «крайнем авангарде молодёжи» (здесь важно заметить, что главным объектом критики был «арьергард» влице московских членов общества иданная рецензия стала основным толчком красколу СРХ ивоссозданию «Мира искусства»). Бенуа оформил оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. Заслугой «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации. Александр Николаевич Бенуа – русский художник, график искусствовед, один из основателей художественного объединения «Мир искусства», автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, прекрасный декоратор, работавший в театрах Москвы и Петербурга, во многих городах Европы и Америки. («Парад при Павле I», гуашь, 1907, Русский музей) впечатляют достоверностью живого ироничного анекдота.
Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов. Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века. С 1901 по 1903 г. состоял редактором сборника "Художественные сокровища России". В 1894 году Александр Бенуа дебютировалДебют (французское debut) — первое выступление на каком-либо поприще например, артиста на сцене.
С детства полюбил он старый Петербург, пригороды столицы. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. «Какую бы чушь современные художественные борзописцы ни городили про меня, про мое «эстетство», мои симпатии влекли и теперь влекут меня к простейшим и вернейшим изображениям действительности», – говорил Бенуа. Художник умел ценить величие искусства прошлого. В октябре 1926, не вернувшись из очередной командировки, поселился в Париже. периодических изданиях.
Отмечая подражательность отдельных работ, он подчёркивал, что «на выставках новых людей янаслаждаюсь иесли отчасти вэтом проглядывает какое-то удовольствие смеха, нечто вроде любования ужимками ишутовством, то, сдругой стороны, наслаждаюсь на них инепосредственно, чисто художественно» (Выставка «Союза молодёжи». 1916). Именно там им были написаны «Версальские серии». С этого времени Б. страстно отдается театру. В своих воспоминаниях он писал: Мой интерес к художественным произведениям, естественно приведший меня к знаточеству, стал проявляться с очень ранних лет.
Детство и многие годы жизни А. Н. Нувелем в 1890 году к ним присоединился двоюродный брат Философова С. П. Он немало занимался теорией отдельных видов и жанров искусства. «Заигрывание смолодёжью» иявное желание Бенуа взять их под опеку, дистанцировав от влияния Малевича, восторженные отзывы отворчестве видных «изменников» (Машков иКончаловский.
Один из центров мировой оперной культуры. Бенуа принадлежит к числу реформаторов русского искусства книги и театрально-декорационной живописи в начале XX в. Графически отточенные иллюстрации Бенуа к Медному всаднику А. С. Пушкина (издано в 1923) созвучны и лиризму и драматическому пафосу поэмы. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Страстный пропагандист классического наследия, в том числе русского искусства XVIII – первой четверти XIX вв., Бенуа был инициатором создания ряда искусствоведческих изданий и музеев (редактор сборников Художественные сокровища России, в 1901-03 журнала Старые годы Музей старого Петербурга). С 1926 года жил во Франции. Необычайно одаренный художник, пропагандист искусства, представитель русского модерна, организатор многочисленных выставок, музейный работник издатель, литератор, один из авторов современного образа книги, активнейший деятель театра и кино, А. Н.
Постоянно выступал и как критик (наиболее значительны его статьи 1908-17 в газете «Речь»). Их обычно связывают лишь с именем С. П. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной.
Нурок. В искусствоведческих трудах сочетал пропаганду классического наследия с проповедью «свободного искусства».
Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. Он не мог иначе. Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год. Там он работал главным образом в театрах: сначала в Гранд-опера в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый Поцелуй феи И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы – в Ла Скала в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай.
Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма. Особое совещание просуществовало до 20апреля 1917, так ине сформировав властного органа, апосле большевистского переворота многие ключевые посты во властных структурах, ведающих искусством, заняли представители авангарда. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Автор книг («Русская школа живописи», 1904 «Царское село в царствование императрицы Елисаветы Петровны», 1910 «История живописи всех времён и народов», 1912-1917) и статей по истории искусства и вопросам современной культуры (газеты «Речь», «Последние новости», журнал «Русские записки» и др. ).
Была известным живописцем и две ее картины приобрело Французское правительство. Художник (в т. ч. театральный) историк искусства и художественный критик, главн. В своих работах Бенуа очень точно передавал стиль и настроения прошедших веков. Современники видели в нем живое воплощение духа артистизма. Взгляды Бенуа на авангардистское движение, вцелом критические, менялись. Способствовали популяризации русского искусства за рубежом. Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины.
Бенуа принадлежит постановочный исценографический план). Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст.
Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н. Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н. Так как Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). Речь идет о художественно-исторических ансамблях дворцов, государственных и частных коллекциях, о больших мастерах прошлого и об отдельных произведениях живописи, графики, скульптуры, зодчества и декоративно-прикладных искусств. Жил в основном в Петербурге.
идеолог журнала "Мир искусства" (1898—1904), позднее вдохновитель и видный участник объединения художников "Мир искусства". Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство. Фонд (неполный архив) Александра Бенуа в отделе рукописей Государственного Русского музея остается практически недоступным для ученых. Хотя, будучи западником по убеждениям, он вцелом настороженно относился кбравированию «русским» вотечественном искусстве.
В сюжетных композициях циклов «Последние прогулки ЛюдовикаXIV» и «Версальская серия», равно как и в пейзажах, для художника важны не люди с их переживаниями и деяниями, а величественная красота искусства и природы. Ввёл новейшее искусство вотечественную художественную традицию, отмечая схожесть пластических решений («скрещенье путей») спамятниками древнерусской иконописи говорил онём иврусле современного общеевропейского процесса: «В области чисто живописного творчества шла работа над освобождением от академических традиций, над опрощением ипроизводились поиски новых красочных законов– явление вовсе не только русское, но мировое имеющее своим главным очагом Париж» (Иконы иновое искусство.
А. Н. Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров. В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904), едва ли не единственная его крупная работа для детей. Бенуа детально не анализировал ине сравнивал разные течения новейшего русского искусства. Он был одним из зачинателей патриотического движения за охрану и защиту памятников классической архитектуры и искусства. В 1910, после раскола СРХ, поводом для которого послужили его резкие статьи, направленные против московских участников, стал одним из учредителей Общества художников «Мир искусства». Программный характер носила вскоре появившаяся статья «Итоги» (1910).
В 1927–1935 был главным художником и режиссером-постановщиком труппы Иды Рубинштейн, осуществил пятнадцать балетных спектаклей, включая «Поцелуй феи» И. Ф. Стравинского (1928), «Болеро» М. Равеля (1928) и «Очарование Альсины» Ж. Орика (1929). Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России». В 1896–1899 жил в Париже изучал культуру и искусство Франции. В качестве художественного критика дебютировал вжурнале «Мир искусства» (1899–1904), соредактор (1904). На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель., театральных работах («Версальская серия» иллюстрации к «Медному всаднику» Александра Сергеевича Пушкина, 1903-1922) тонко передавал стиль прошедших эпох.
Гофмана (1899, Гос. Сотрудничал в журналах «Мир и искусство», «Иллюстрированная Россия», «Русские записки» (1939–1939), во «Временнике Общества друзей русской книги» (1930-е) и «Русском сборнике» (1946). Юношей учился в Петербургском университете в 1890-1894 годах на юридическом факультете. Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А. Н.
Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале. Все последние его работы посвящены продолжению и вариациям «русских серий», начатых еще в 1907-1910 годах. Пейзажная графика французского классицизма подсказала ему приемы художественного решения. Бенуа культивировал «ценный дух субъективизма» вхудожественной критике вего статьях вбольшей степени присутствует не анализ эволюции пластической формы, аосмысление эстетического иэмоционального воздействия художественных произведений не скрываются симпатии иантипатии автора кхудожникам.
Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Александр Бенуа был одарен исключительным музыкальным слухом и редкой зрительной памятью. Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину. Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет. Он упрекал «левое» искусство вподражательности французским мастерам («легковесное модничанье»). 1916).
В конце 1898 Дягилев выпустил первый журнала "Мир Искусства". Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С. Состоялись в 1907-14 в Париже и Лондоне. В 1918 стал заведующим картинной галереей Эрмитажа, занимался налаживанием музейной и научной работы. 401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос.
Бенуа, декларировавший принцип объединения художников «вне направленства» ещё вначале 1900-х, приветствовал подобную позицию. Меня эти картины по-прежнему смущают, но яуже ясно чувствую, что иони находятся впределах искусства» (Дневник художника. Шаляпина и З. Е. В музеях и картинных галереях Франции, Италии изучал творчество великих мастеров прошлого.
Серебряковой. Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности. Именно сподачи Бенуа Гончарова начала сотрудничество стеатральной антрепризой С. П. Дягилева (оформление спектакля «Золотой петушок». 1916). Открыт в 1778 (архитектор Дж.
1913). Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора.