Сострадательнейшие из них говорили: «Сам же виноват пусть бы большая картина шла своим чередом, а в промежутках мог бы он работать малые картины, брать за них деньги и не умереть с голода», – говорили не ведая того, что художнику, которому труд его, по воле бога, обратился в душевное дело, уже невозможно заняться никаким другим трудом и нет у него промежутков, не устремится в мысль его ни к чему другому, как он ее ни принуждай и ни насилуй. – Копия с фрески Рафаэля. Онистал первым учителем своего сына. Вот таким образом у мальчика возникло отвращение к академическим порядкам. По его мнению, «кропатели» гениями не бывают.
Деньги все вознаградятся. В 16 лет его привезли учиться в Академию художеств. В 1845 году его мастерскую посетил император НиколайI. Израненная неудачной любовью душа художника внезапно заражается идеями революции. Иванов мог бы рассчитывать на преподавание в АХ, но он не спешил возвращаться, захваченный новой картиной – «Явление Христа народу». Лицо другого любимца Аполлона, Кипариса исполнено печалью.
Его обучала мать и для него нанимали учителей. Под руководством профессора Егорова Ф. Е. В заключении хочу рассказать об интересном разговоре с посетителем выставки Александра Ливанова «Коротко о разном» в галерее 2. 36.
– Новое пособие от наследника в 1842 году. – Путешествие Иванова. – Посещение Публичной библиотеки. Картина «Явление Христа народу» была показана сначала в Зимнем дворце, потом в Академии художеств, но была встречена холодно. Вся семья жила художественными интересами. – Иконный род. Вследствие странностей характера Иванов жил особняком.
Этим можно объяснить принижение творчества художника современниками. – Отношение к Иванову Общества поощрения художников их взаимное непонимание. Картинки и текст Ливанов решительно измусолил цветными мелками. Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награжден в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора». Не ожидавший такого положительного исхода Александр Иванов в 1830 году едет за границу, посещая европейские страны, такие, как Австрию и Германию много открывает для своих познаний, но более всего художник был очарован Италией, где он надолго остановился, жил и работал, восхищался полотнами Микеланджело, в частности пораженный произведением Сикстинской капеллы и Сотворения мира копировал их. Ему много раз приходилось выпрашивать продолжение пенсиона.
– Картина Иисус с Магдалиной. Всю последующую жизнь Андрей Иванов зарабатывал на жизнь, расписывая церкви в Петербурге. Так создавалась самобытнейшая толпа Явления (каждый из персонажей на картине чуть ли не в полтора человеческого роста. ) посреди сожженного солнцем пейзажа Кампаньи, которая, как считал автор, воскрешает Древнюю Палестину. Это были времена поп-арта. Отношение Иванова к политическим событиям 1848 года.
А организованное в это время Общество поощрения художников помогло ему обойти запрет на «пенсионерскую» поездку за границу, давшее деньги за 4-х летнее пребывание молодого художника в Италии. – Приезд в Рим Сергея Иванова. Уже дело его стало, наконец, всем объясняться. Вдобавок ко всему Александр Андреевич вскоре тяжело заболел.
На картине изображён Гиацинт, любимец Аполлона, который учиться играть на флейте. После недавней провальной Крымской войны простым людям (на восприятие которых автор возлагал все свои надежды) не до высоких философских идей, даже не до спасения души. В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару». Но будучи сыном академика, он давал повод к нелестным подозрениям. – Потеря религиозности.
Он поражал учителей успехами в рисовании и живописи. В Италии он копировал по заданию ОПХ фрески в Сикстинской капелле, постигнув «по приговору петербургской Академии художеств – стиль рисунка бессмертного Микеланджело». В мае 1857 года он вернулся на родину. Во время учёбы мальчик не однократно получал медали за свои успехи, начиная с 1822 года.
Здесь буквально на каждой ступеньке в живописнейших костюмах и позах с утра до вечера балагурили, дремали, пели, бранились и веселились профессиональные натурщики всех возрастов, ожидая своего часа. Для того чтобы как можно правдоподобнее написать Марию Макдалину, Иванов заставил натурщицу вспомнить все несчастья, постигшие её в жизни, позируя она держала лук в руках, чтобы плакать. Ради Христа, разберите, что это все значит. Общие интересы связывали художника с датским скульптором Б. Торвальдсеном и лидером «назарейцев» Ф. Овербеком.
– Знакомство и сближение с Гоголем. – Болезнь. Не скупитесь.
Следующая картина «итальянского» периода творчества живописца — «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения», над которой он работал с с 1834 по 1836 год. Он оглядывается на Христа, который идёт сзади. И в этом сегодня – новый Ливанов, отсюда название его выставки – «Шаг в сторону». Он идет своей собственной дорогой и никому не помеха.
– Взгляд Гоголя на картину Иванова. – Заботы о средствах. – Заказ для храма Спасителя в Москве.
– Выставка в Академии художеств. – Отправка последней в Санкт-Петербург. – Выбор сюжета для большой картины. – Посещение студии Иванова вице-президентом Академии художеств графом Ф. П. Иванов не был истинным новатором в «стиле» и технике».
– Этюды с натуры. Мои сочинения связались чудным образом с моей душой и моим внутренним воспитаньем.
Картина говорит зрителю о прекрасном. Отец Александра Иванова был академиком живописи, его судьба бала необычна. Мать Александра Андреевича занималась хозяйственными делами. – Общество русских художников в Риме. Также Гоголя можно узнать в «Дрожащем отце» или «Рабе».
То была своеобразнейшая биржа труда. – Акварельные рисунки в альбом наследника. – Посещение студии Иванова вдовствующей императрицей Александрой Федоровной. – Причины равнодушия публики. В продолжение более шести лет я ничего не мог работать для света.
Так профессор А. Егоров, в «историческую» мастерскую которого Иванов попал «в старшем возрасте», не редко бросал, взглянув на ивановские эскизы: «Не сам», – и отходил в сторону. Аппиева дорога при закате солнца (1845)6. Уже с 1831 года русский художник замыслил написать картину «Иоанн Креститель и Христос».
Он поддержал художника, но годы шли, для продолжения работы нужны были деньги. Рим. – Знакомство с учеными в Петербурге. Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением (1831-1834)3.
Картина поглотила художника целиком. – Ходатайство архитектора Тона перед Академией. Все почти знали, что я нуждался, но были уверены, что это происходит от собственного моего упрямства, что мне стоит только присесть да написать небольшую вещь, чтобы получить большие деньги ая не в силах был произвести не одной строки и когда, послушавшись совета одного неразумного человека, вздумал было заставить себя насильно написать кое-какие статейки для журнала, это было мне в такой степени трудно, что ныла моя голова, болели все чувства, я марал и раздирал страницы и после двух, трех месяцев такой пытки так расстроил здоровье, которое и без того было плохо, что слег в постель, а присоединившиеся к тому недугу нервические и, наконец, недуги от неуменья изъяснять никому в свете своего положения до того меня изнурили, что был я уже на краю гроба. Посещение Рима наследником престола. А прибыв, первым делом навещал Испанскую лестницу. – Комедия Ревизор.
Какие-то пожертвования приносили действия частных лиц – Ф. Чихова, Н. Гоголя, «калужской губернаторши» А. Смирновой-Россет. Поначалу Иванов мало выделялся своими успехами. В семье родилось 10 детей, но только пятеро выжили. В 1848 году в Европе грянула революция.
Вертикаль же работала на общую систему восприятия зала, где журнальные страницы с отвлеченными росчерками стали частью его архитектоники. – Взгляд Иванова на свою деятельность в будущем. Иероглифическое начертание по белому отсылает к Востоку. – Новый взгляд его на задачи современного искусства. Ценность подготовительных этюдов давно перевесила ценность самой картины «Явление Христа народу».
За эти-то подвиги нужно, чтобы ему была выдана награда. А Академия художеств присвоила Иванову звание академика живописи. Через некоторое время картина была помещена в картинную галерею Эрмитажа. Картина вызвала восторг. – Существенная перемена в настроении и миросозерцании художника.
Позже идея вертикально членить протяженность экспозиции пригодилась и в других залах. Иванов принялся за «Явление Христа народу». – Неблагоприятные толки.
– Разочарование. Заехав в Италию прогуляться и посетив чудака-художника (о котором уже судачила вся Россия), Тургенев был потрясен: обед Иванова состоял из сухарей, которые он запивал студеной водой. Художническая жизнь Иванова текла в соответствии с произнесенной им программой. Император Николай I, посетив мастерскую Иванова, даровал ему 300 червонцев. – Потеря интереса к прежней работе. А роскошная шляпа а-ля Ван Дик смахивала на головной убор итальянских погонщиков мулов.
Те же, что хотели остаться и далее, пускались в самостоятельное плавание. Художник уже всем надоел своими просьбами, его начали избегать. Из этюдов выросла серия превосходных итальянских пейзажей, среди которых особое впечатление производят «Ветка», «Аппиева дорога при закате солнца» и «Дерево в тени над водой близ Кастель-Гандольфо» (все конца 1840-х – начала 1850-х).
– Овербек. – Успех картины в Петербурге. Иванова заподозрили в том, что он делает это нарочно, чтобы получить побольше денег. Работа затянулась на двадцать лет (1836 – 1857) и только в 1858 году Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург. Первые уроки получил от отца, а с 1817 по 1828 год учился в Академии художеств. Это должно было стать своего рода современным истолкованием Библии.
Он был недоверчивым и замкнутым человеком. Содержание1. Урок этот нужен, чтобы видели все другие, как нужно любить искусство.
Общество поощрения художников преподнесло ее императору НиколаюI и на два года продлило художнику заграничный пенсион. Поздним соболезнованием откликнутся Крамской и Стасов. Художник уже задумал картину «Явление Христа народу», которая стала главным трудом его жизни. В 1833 году художник заканчивает работу над произведением «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением».
Также, по её словам, фигура в буром есть на всех эскизах картины, даже на тех, которые Иванов написал до знакомства с Николаем Васильевичем. – Совместная жизнь обоих братьев. В большой семье Ивановых (у них родилось десять детей из которых до абсолютнолетия дожили пятеро) Александр Иванов был старшим среди братьев. – Отсылка в Общество поощрения художников эскиза картины Явление Христа народу.
Каждое лето он ездил по городам северной Италии, собирал материалы. И вот почему я теперь пишу вам. Все эти годы Иванов жил очень скромно, практически бедно. Русский художник Александр Андреевич Иванов родился 16 июля 1806 года в Петербурге.
В 1835 году художник начал писать картину на холсте размером 172 х 147 см. – Вексель князя Волконского. Летом 1836 года Иванов начал работать над картиной «Явление Миссии» – эта работа продолжалась 20 лет. – Знакомство с сочинениями современных западных философов. Он плохо разбирался в людях и фактически жил своими иллюзиями.
В начале 1850-х годов Иванов на время бросил работу над «Явлением Христа народу». Поразил Тургенева и метод художника. Родителей своих он не знал, ребёнком его определили в московский Воспитательный дом. – Отчет, посланный Ивановым в Общество поощрения художников.
Во второй, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» (18341836) использовал евангельский сюжет для ощутимого противопоставления чувственного и духовного. – Выставка картины в Зимнем дворце. – Работа в Сикстинской капелле. – Концепция картины Явление Христа народу. Видимо из подобных записей в свое время возникла идея книги Корнея Чуковского «От двух до пяти», во всяком случае, особой разницы я лично не вижу.
– Русская историческая живопись начала тридцатых годов. В первой из них, «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» (18311833), он воплотил идею гармонии божественного и человеческого в идиллическом мире природы. Ничуть не бывало. В Петербурге в редакции «Современника» состоялся предсмертный разговор художника с критиком Н. Чернышевским, который интересовался будущим направлением в искусстве.
«Куда он пишет такую картину, – недоумевал поэт, – ведь ее и повесить-то будет некуда». Получилась серия новых для него тогда отвлеченно-абстрактных работ. Он был обрадован и удивлен высокой оценкой своей работы, так как считал картину «Явление Христа Марии Магдалине после воскрешения» только началом творческих поисков. – Направление Иванова как художника. – Прибытие в Санкт-Петербург. – Торвалъдсен и Камуччини.
Но и за три года Иванов не закончил работу. По заданию Общества поощрения художников Иванов выполнил в Риме копию фрески «Сотворение человека» Микеланджело в Сикстинской капелле, поразив своим мастерством и итальянских и русских художников. – Посещение студии Иванова императором Николаем I в 1845 году. – Поездка в Берлин. В течение нескольких лет он выполнил две картины: «Аполлон, Гиацинт и Кипарис» (1831-1833) и «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения» (1834-1836). – Размолвка Иванова с товарищами.
Картина была выставлена в Зимнем дворце. – Надгробная речь, сочувствие молодежи. И словно последняя насмешка судьбы.
Возвращение в Рим. Все гениальное – просто, но не все простое – гениально. Иванов приписывал последнему «подлость и честолюбие». Всякий художник, желающий обрести себя, стремился сюда. Мой знакомый, будучи специалистом совсем в другой сфере, но страстным любителем изобразительного искусства, с хорошим «глазом» (это такой термин: человек с хорошим глазом способен остро видеть качество работы, таким «глазом» обладают некоторые галеристы и наиболее продвинутые коллекционеры), сказал мне, посетив выставку, что художник Ливанов рисует пустотой.
– Письмо Гоголя к Виельгорскому и статья его Исторический художник Иванов. – Сомнения и опасения за будущее. – Страх Иванова перед Петербургом. – Советы западных художников.
Было решено сделать из них витраж – панно от потолка до пола в выставочном зале студии им. В шесть лет его отправляют учиться в петербургскую Академию художеств. С выставкой картины в Академии художеств бесконечно тянут. Вскоре художник перестал понимать цену деньгам, которые получал на исполнение картин, своими отсрочками он создавал себе дурную репутацию. – Медленность работы Иванова ее причины.
А существовал я дотоле, – не позабудьте, – единственно доходами с моих сочинений. Похоронен Иванов в Петербурге, на кладбище Девичьего монастыря. Выставка Александра Андреевича Ливанова (р. Нивинского.
До отъезда в Италию художник интересовался творчеством Рафаэля, Леонардо, Дюрера, Пуссена. Подкидышем попадает он в московский Воспитательный дом. – Знакомство с Чижовым. Интриги завистников, тупость публики, бюрократическая канитель буквально добили художника.
– Размеры картины. У живописца появился новый замысел, еще более грандиозный, но откровенно несбыточный. Подавляла творческую инициативу юного художника обстановка, царившая в Академии. Любопытный факт: «совершенная» картина художника вызвала у публики противоречивые отзывы, а подготовительные работы к ней предсказали пути развитие искусства в ближайшие полвека.
– Поездка к Штраусу. Устройте же это дело не то – грех будет на вашей собственной душе.
– Выздоровление. – Погребение. Но и туда не успевает.
Многие даже подозревали, что работы, представляемые молодым Ивановым, пишет за него отец. В 1817 году Александр поступает в Академию художеств в качестве вольноприходящего ученика. – Выбор сюжета Явление Христа народу. Художник задумал серию росписей на стенах специально сооруженного здания, вроде храма.
В ней он выразил свою любовь к эпохе Возрождения и к творчеству Рафаэля. Картина «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» написана в 1831-34 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В этом творческом процессе более всего поражает нынче то, о чем тогда не подозревал никто. – Жизнь Христа Штрауса. Александр Иванов был старшим ребёнком. Отец Александра, Андрей Иванов, – сирота, получивший фамилию в Воспитательном доме, неимоверным трудом пробивался в жизни. Достоинство уже начинает обнаруживаться всем.
– Взаимоотношения Иванова и его товарищей-художников. Это томительное беспокойство вынуждает его наконец сняться с привычно обжитого места в Вечном городе и выехать – сначала в Вену для лечения глаз, а затем в Лондон к ставшему знаменитым изгнаннику Герцену. Скорее всего тут сказалась его пылкая любовь к Италии, а еще, может быть, общение с великим реалистом Николаем Васильевичем Гоголем, – общение настолько тесное, что Иванов написал в двух вариантах портрет писателя (1841) и, кроме того, придал его черты одному из персонажей своей картины. – Жанровая живопись. Пишу к вам об Иванове.
Видимо сказалась свобода, которую он себе позволил в «неокончательных» трудах. И самое страшное: Иванову кажется, что он теряет веру во Христа. Она вызвала восторг публики, все поставили ее в один ряд с «Последним днем Помпеи» Карла Брюллова. Биография художника А. А. Иванова2.
– Взгляд Иванова на роль свою в истории живописи. Кровь, пролитая на землю, дала жизнь одноимённым цветам. – Мнение о ней Торвальдсена. Я знаю и отчасти испытал сам. Император АлександрII дважды приезжал смотреть «Явление Христа народу», лично беседовал с художником и высказал ему похвалу и благодарность.
Картину всю жизнь держал перед собой, в своей мастерской. После этого Иванов впадает в длительную депрессию, ощущая свое бессилие помочь горю близких художник долго не может начать творческую работу. По всем правилам академической живописи выполнен пейзаж на заднем плане картины.
– Наследство. Наложение прозрачных сеток, цвет на цвет, как в эстампе. В течение нескольких лет он исполнил две картины. – Путешествие по Европе. Он работал над ней более двадцати лет и создал действительно непревзойденный шедевр. – Назначение Иванову трехлетнего содержания от наследника. попутно изучая основы библии.
Одиннадцати лет от роду поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию Художеств. Общество поощрения художников благосклонно отнеслось к работе. Рим в то время считался самой экзотической столицей Европы.
Позднее Александр был зачислен в мастерскую профессора Егорова. В это время он начал работать над своим самым знаменитым и масштабным полотном «Явление Христа народу» (1837-1857), работа над которым затянулась на долгих 20 лет. Подрисовать уже склеенный коллаж не получается, пропадает его спонтанность.
Вся работа производилась во мне и собственно для меня. Картина «Явление Христа Марии Макдалине после воскресения» написана русским художником в 1834-36 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Сам Иванов любил эту картину. Художник словно не знал, что «идеи современной цивилизации» разноречивы и истолковываются всеми по-разному.
За годы работы у Иванова от переутомления развилась тяжелая болезнь глаз. С моей души я уже снял его этим самим письмом: теперь он повиснул на вас. – Выставка картины Явление Христа народу в Риме.
Здесь в то время поощрялись доносы и шпионство, проводились обыски среди учеников. По его мнению, предел технического совершенства уже достигнут художниками Эпохи Возрождения и задача современного художника заключается в соединении этой техники с идеями нового времени, неизвестными итальянцам XVI века. Центральное место среди них принадлежит так называемым Библейским эскизам. Происходит еще и наложение слоев, которое дает непредвиденную энергетику. – Ответ Академии на представление графа Толстого. Однако известный классицист, Винченцо Камуччини охарактеризовал маленького Гиацинта так: «Безобразная натура».
– Болезнь. – Влияние неразделенной любви на душевное состояние Иванова. Под широкими разбойничьими полями светились кроткие глаза. – Стихотворение князя Вяземского. – Первые эскизы. В 1835 году он начал писать картину на довольно большом холсте (172147 см) и уже был близок к ее завершению, но в 1837 году взял другой холст, в семь раз больше и приступил к работе на нем.
По окончании Академии он получает право на пенсионерскую стажировку за границу. Александр Иванов (1806-1858). С русскими художниками, проживающими в Италии, он не общался. Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награждён в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора».
«Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения» (1834-1836)4. И этого нищенского содержания, о котором все стараются и хлопочут, не может он допроситься, несмотря на хлопоты всех. – Кончина Иванова. – Привязанность Иванова к Гоголю.
Что за непостижимая судьба этого человека. Русских художников-пенсионеров посылала на стажировку Академия сроком на три года. Это очень сильно поддержало Иванова. Эти акварельные композиции (более 200) долгое время после смерти художника оставались никому не ведомыми и произвели сенсацию, когда неожиданно были открыты. Мощь таланта и масштабы мышления Иванова проявились в них в полной мере. – Свидание с Герценом в Лондоне. – Любовь.
Он родился в 1806 году, между Пушкиным и Гоголем, украсив своим явлением на свет божий плеяду гениев, ознаменовавших начало золотого века России. Брак А. И. Иванова и рождение сына лишили его когда-то заслуженного им права на заграничное пенсионерство. Картина была написана в Обществу поощрения художников. Однако, поездка чуть не сорвалась. Ответ Иванова оказался двусмысленным.
Получается, что художник проявил истинное новаторство в своих «второстепенных» работах помимо своей воли, так как сознательно он не позволял себе выходить за рамки закоренелого академизма. Ave Maria (1839)5. В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса. – Композиция на Новый и Ветхий Завет.
– Затруднения при перевозке картины. – Задача Иванова. – Пособие от Общества поощрения художников.
Если Александр и достигал каких-нибудь успехов в учебе, то только благодаря усердной работе. Бывают минуты, когда мастер сам, как от чумы, шарахается от своего творения. Дело в том, что выдавая командировочные художникам, Общество поощрения требовало ежемесячные отчёты о работе, а затем в срок художники представляли законченные работы. В 1831 году Иванов поселился в Риме.
И, потрясенный, Александр Андреевич бежит из холодного, бездушного Петербурга в Москву. – Охлаждение Иванова к картине. Брюллов называл Иванова «кропателем». Изучая работы знаменитых художников Европы, он мечтал о создании своих собственных полномасштабных работах на библейскую тематику. – Изучение старых мастеров.
Он сгорит за три дня. В двенадцать лет он поступил в младший класс Академии художеств. Аполлон, бог, покровительствующий искусству, в картине Иванова олицетворяет музыку, одухотворяющую мир. В 1827 году Александр Иванов написал выпускную работу в академическом стиле – «Иосиф толкующий сны в темнице виночерпию и хлебодару», за которую получил золотую медаль 1-й степени. При желании в нём и правда можно узнать Николая Васильевича.
Толстым. Ранние работы Иванова («Приам испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (1824), «Иосиф, толкующий сны» (1827), выполненные в традициях академического классицизма, обеспечили ему статус «пенсионера» Общества Поощрения Художеств, что позволило художнику поехать в Италию для знакомства с шедеврами классического искусства и дальнейшего совершенствования мастерства. В 1833 году у Александра Андреевича возник замысел новой монументальной картины — «Явление Христа народу». – Картина Аполлон, Гиацинт и Кипарис. Явление Христа народу (1837-1857)7.
Однако Иванов не спешил возвращаться на родину: он был захвачен «всемирным сюжетом», призванным преобразить духовно не только искусство, но и все общество. Его обнаженные мальчики наделены чертами грядущего импрессионизма, а «Библейские эскизы» напоминают образы художников-символистов начала XX века. Убегает из мастерской, бродит по улицам, бросая кисть на целые недели. Да и чего им опасаться Иванова. Он так оплакивал его, что боги, вняв его слезам, превратили его в дерево.
Однако в 1837 году, когда работа уже была близка к завершению, он взял другой холст, в семь раз больший (540 х 750 см). В 12 лет его приняли в Академию «посторонним» учеником, что с одной стороны уберегло его от казарменной дисциплины Академии, но с другой лишало его права на заграничную поездку. Это ложь, я в этом уверен. – Ходатайство Кривцова.
Ее, находящуюся в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ), равно как и ее малый вариант, хранящийся в Государственном Русском музее (ГРМ), нельзя назвать полной удачей: она внушает безмерное уважение, но не трогает. Лишь для одного художника, поразившего воображение самого царя, сделали исключение. Тесные отношения сложились только с Г. Лапченко и Ф. Иорданом. Художник выполнил картину настолько удачно, что получил звание академика. Стекла установили вертикально на ящиках из-под огнетушителей. – Смерть отца.
– Живопись XIV века. – Эпизод перед освящением Исаакиевского собора. Изобилие качественной и уже освоенной изображением бумаги, фотографии какой-то иной жизни. Он экономил на каждой мелочи доходило до того, что художник утолял голод хлебом и водой. Сын повторял судьбу отца.
Художник мучительно переживал свой провал. – Погодин в студии Иванова. На выставке в ЗЦ он представит коллажи из «подрисованных» фотографий, спонтанные, ажурные, «сквозные», вытекающие из опыта эстампа и открывающие новые горизонты излюбленного дадаистами жанра. В 1835 году Иванов написал картину «Явление Христа Марии Магдалине после воскрешения» и отправил ее в Петербург. Эта картина тоже является отчётной работой перед Обществом поощрения художников, за продлённую командировку. «Ближайший ко Христу» – это мужчина в бурой хламиде, с растрёпанными тёмными волосами, с усами и бородкой.