Информация по организациям, в которых Дейнеко Александр Александрович является/являлся учредителем и/или директором, приведена с учетом ИНН физического лица. 12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека умер в Москве и был похоронен на московском Новодевичьем кладбище. 16 февраля в Риме в рамках Года России в Италии открылась масштабная выставка произведений классика советского искусства Александра Дейнеки, чье наследие стало явлением мировой художественной культуры. Александр Дейнека родился 8 мая 1899 года в Курске.
Картина советского художника Александра Дейнеки «За занавеской» продана на лондонском аукционе MacDougalls за 2 миллиона 248 тысяч фунтов— без малого 3, 5млн долларов5. 1932 год можно считать вехой в творчестве Александра Дейнеки, новым этапом в развитии его искусства. Дейнека Александр Александрович (1899 – 1969) – советский художник, который прославлял светлый завтрашний день. Александр Александрович Дейнека был лидером.
Александр Дейнека относится к числу художников, безусловно, признанных и публикой и критикой и арт-рынком. Художник Александр Дейнека создает эпопею о защите Севастополя. Дейнека Александр считал, что искусство «должно быть самой жизнью». Дейнека Александр Александрович картины писал не кистью, а умным сердцем.
Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. Простому человеку в одиночку противостоять ей практически невозможно. Тема спорта как культа сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в рисунках («У финиша», 1926 «Лыжники», 1927 «Хоккей», «Футбол», оба – 1928, «Рабочая окраина», 1929).
В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила. За эти картины Дейнека назначается академиком, а в 1962 году – вице-президентом Академии художеств СССР, получает звание Героя Социалистического Труда. Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке.
Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников).
Оставим в стороне мозаики для фойе актового зала МГУ (1956) и Дворца съездов Московского Кремля (1961), где проявился технический профессионализм мастера, заключенный в прокрустово ложе государственного заказа. Где остальные мозаики — неизвестно. Впрочем, я никого не агитирую. Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». В 1928-29 гг. Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах».
Большевистские руководители Советской России рассматривали ее как наиболее «слабое звено» в системе мирового империализма, где посредством коминтерновской агентуры должна начаться следующая после «октябрьской» революция (планировавшаяся на 1925 год)., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. Все-таки благотворительность – это праздник для простых людей, а не для сильных мира сего. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Встречи эти окажут на художника огромное воздействие.
Утопические проекты Дейнеки создавались на фоне реальной массовой нищеты и всенародной неустроенности. В литературе об искусстве творчество художника приобрело черты если не сакральности, то какого-то совершенного совершенства.
Если человек болеет, он идет к врачу. Но именно они подтолкнули меня к созданию фонда. роман «Мастер и Маргарита» Булгакова). Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927).
Творческая направленность «Объединения трех» во многом послужила созданию Общества станковистов. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось.
Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками. Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль». Может быть. В конце 1927— начале 1928 года страна праздновала сразу две знаменательные даты: 10-летие Октябрьской революции и 10-летие Рабоче-крестьянской Красной Армии. В 1924 году художник съездил в Донбасс.
В период Великой Отечественной войны 1941-45 Дейнека создал проникнутую героическим пафосом картину Оборона Севастополя (1942, ГРМ) и суровые, драматические пейзажи (Окраина Москвы. В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность.
В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Фон дан скупой линией отдаленного города. Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К. А. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными). С задачей он, впрочем, все равно справился.
Деньги – это не результат жизни. Я стараюсь дать своим детям такое же воспитание, какое мне дал отец. Одновременно возглавлял комиссию по техническому регулированию и стандартизации НП «Русская сталь». В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». О «программных» произведениях 1920-х напоминают только их большие размеры. Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей.
Член-учредитель ОСТ. Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца).
Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. Предельная обобщенность образов превращает их в символы.
Это личное дело каждого человека. Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. Ленинская премия (1964). Мой принцип: там, где я работаю, там и помогаю.
Весной 1924 года в Москве открылась вошедшая в историю мировой культуры «Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства». И это издание (пользовавшееся покровительством Бухарина) и сам художник все чаще подвергались критике в печати. В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. Преподавал в московском Вхутеине (1928-30), Московском полиграфическом институте (1928-34), МХИ (1934-46, 1957-63), МИПИДИ (1945-52), МАРХИ (1953-57). Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря.
Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт. Он что-то все-таки жалеет, к какой-то стороне изображаемого относится снисходительно» 9. Ее кульминацией можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933).
Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. Родился в семье металлурга. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался.
«Она поражала многих зрителей своей жизненностью, большой образной собирательностью, пластической силой и конкретностью в изображении нового человека», – вспоминал Костин. Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры)., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух.
С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. Это разумно. Набережная Сены, Париж.
Если в «Обороне Петрограда» превалировала формально-художественная сторона, то теперь сугубо политическая концепция была выражена гипертрофированным языком батального жанра. Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске.
В нем, правда, тоже пробыл недолго. Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял.
На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем. Любая работа Дейнеки на торгах— событие, будь то картина, рисунок или карандашный набросок. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». Скажете, мелочи.
Обращают на себя внимание его наиболее известные послевоенные картины: «Эстафета по кольцу Б» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), в которых сложился удивительный симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическо-иллюстративными тенденциями и фальшивым восторгом персонажей, полотно «Покорители космоса» (1961) с игрушечными ракетами. – Сейчас мы активно работаем с Госнаркоконтролем. Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг.
Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. Ноябрь 1941».
Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. В 1921 году, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916 – 1917), Дейнека был принят во Вхутемас, где чрезвычайно разнообразные процессы обучения зависели от самых разных творческих воззрений преподавателей.
Учился в московском Вхутемасе (1920-25) у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского. Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского — «Левый марш» (1941). И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие».
Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». Тогда же, в начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» переживала авиационный восторг. Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют.
Исследования, книги, выставки. За два месяца, что работает фонд, не было ни дня, чтобы к юристу не выстраивались очереди.
В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). Эта, казалось бы, чисто техницистская идея соединяется в его работах с живым, волнующим восприятием природы как, например, в картинах «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938). Мерно и стройно шагает отряд. В нем среди других значились следующие «линии» : революционная современность и ясность в выборе сюжета стремление к совершенному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет стремление к законченной картине ориентация на художественную молодежь. Таким видит город Дейнека Александр. 2009–2011».
Советский Союз действительно находился на передовых подступах к современной авиации. Государственный советник РФ I класса. – Толчок к созданию фонда дала работа в Уральской федерации содействия бизнесу (УФСБ), мой личный опыт в бизнесе и частной жизни. Жить рядом со свалкой и быть счастливым – это не для меня. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты.
Его давний (от Фаворского) интерес к философии и теории искусства, особенно к проблеме пространства, заставлял искать почти научный метод в построении картинной архитектоники. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928).
На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение).
Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. Усвоенные теории стали для Дейнеки руководством в творческих поисках.
В ней работают люди, сами бывшие наркоманы. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Государственный советник РФ I класса. Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду.
Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. Строг и суров ритм картины. Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника.
В 1982 году переведён в Министерство чёрной металлургии СССР, а в 1987 году – в Управление делами Совета Министров СССР. И художник вновь справляется с вызовом. Причем свойственная прежнему Дейнеке живописная экспрессия в «Обороне Севастополя» была подменена экспрессией жестов и поз. Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь».
А в будущем фонд совместно с общественным объединением «Крылья» планирует открыть стационар для реабилитации наркоманов. Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. Научные и исторические статьи, атеистическая публицистика сочетались с безжалостной сатирой: памфлетами на библейские темы, антирелигиозными частушками и, конечно, рисунками и карикатурами. Нам очень интересно работать с «Крыльями».
Писатель Борис Хазанов так охарактеризовал совершенный в культуре переворот: «Можно заметить, как стремительно меняется общество в решающее для становления государственной литературы десятилетие: 1925 – 1935. И они пытаются оградить других от этой заразы на основе своего жизненного опыта. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Во Вхутемасе он читал «теорию композиции».
После Февральской революции занятия в училище прекратились. В кафе, Париж. Даже в работах 1940 – 1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств. Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария. И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы.
На смену ей и ее носителям пришла «советская культура» и «великий советский народ». Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха» (любимая формула конструктивистов), населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами. Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Художественная «критика» зачастую носила характер политического доноса.
Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. Они занесены снегом. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). С той поры Дейнека смело и весьма удачно экспериментировал с размещением своих героев на поверхности холста изображал их в неожиданных ракурсах, передавал динамику поз. Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов».
Но враг не пройдет. На второй выставке Общества станковистов в 1926 году наиболее сильное впечатление на зрителей произвела картина Дейнеки «На стройке новых цехов», не просто продолжавшая графическую манеру двух упомянутых композиций, но углубившая и поднявшая ее настолько, что можно было говорить о возникновении оригинального монументального стиля. Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм».
Ноябрь 1941 года, 1941, ГТГ). К темам и образам, найденным в 20-30-х гг., Дейнека обращался в монументальной живописи (панно и росписи Центрального театра Советской Армии, 1940: мозаичные плафоны станций Московского метрополитена Маяковская, 1938-39 и Новокузнецкая, 1943, мозаика Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60) и в станковых произведениях послевоенного периода (У моря, 1956-57, ГРМ). А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально.
«Весь путь ОСТ –. Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Но была и противная сторона.
Другое новое направление, за которое Дейнека смело берётся в конце двадцатых – рисунки в детских книгах и журналах. Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Молодых немецких и русских художников того времени объединяли революционные взгляды как на политику, так и на искусство.
Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. И все. В картине практически нет никаких примет быта.
Происходит кристаллизация режима. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. Дома тревожно притихли. Среди художников самых разных радикальных направлений выставлялось «Объединение трех», состоявшее из студентов полиграфического факультета Вхутемаса Андрея Гончарова, Александра Дейнеки и Юрия Пименова. Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж. Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города.
Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях».
Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Я готов помочь всем, но сделать это очень сложно. Недоработка была «исправлена» созданием в 1942-м своего рода живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя», с содержанием весьма далеким от исторической правды. Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию.
Дейнека выражает мироощущение нового, советского человека. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Картина «Окраина Москвы.
Ведущий представитель идеологии казенной Ассоциации художников революции искусствовед Фрида Рогинская выступила на страницах журнала «Искусство в массы» со статьей, очень характерной для полемических выпадов конца 1920-х – начала 1930-х. В нескольких листах начала 1930-х годов под общим названием «Кросс» в бегущих крепких голубоглазых блондинах определенно просматривается увлечение арийской эпикой.
В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. Надо сказать, что интерес к искусству Германии не был случайным. В работах, показанных на первой выставке ОСТа, Дейнека находил свой стиль. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны).
Первая выставка ОСТа сразу же принесла художнику большую популярность. Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история.
За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (обе 1959 – 1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии. Полетико.
Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным.
Ведь иногда подобные звонки оказываются наговором. Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию.
Для меня это показатель. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. Это было самое прогрессивное художественное объединение 1920-х годов, состоявшее из молодых художников, вчерашних студентов, что сказалось на содержании устава – «Платформы» ОСТа. И это вызывает уважение к таким людям. проявляется и интимная, мягко-лирическая линия (Мать, 1932, ГТГ).
Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. Принимал активное участие в работе комитетов ТПП РФ, Международного союза металлургов, Общественной палаты России, был членом общественных советов при Минпромторге России, ФТС России и Росстандарте. В целом в его искусстве прошлое переплетается с будущим.
К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. Критика охарактеризовала работы «Объединения трех» как «экспрессионистический урбанизм».
Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Дейнека, в частности, демонстрировал картины «Футбол» и «Две фигуры» (1923). Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Одновременно возглавлял комиссию по техническому регулированию и стандартизации НП «Русская сталь».
Родился в семье металлурга. А для этого нужно дело делать и все Просто убирать за собой или хотя бы не мусорить. На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». – В первую очередь мы открыли приемные юриста и психолога.
Творцами таких «текстов», оседлавших полуофициальные, выражавшие казенную точку зрения журналы «Искусство в массы» и «Пролетарское искусство», были забытые впоследствии «деятели искусства» Борзятов, Вязьменская, Цирельсон, Четыркин (см. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. Их получилось около 300.
Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Это полотно обозначило резкий перелом в искусстве Дейнеки. Взаимная поддержка и яростная полемика служили дальнейшему совершенствованию художественного мастерства. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. А в это «жизнерадостное» время ведущие советские авиаконструкторы во главе с Андреем Туполевым находились в Бутырской тюрьме. С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться.
Дейнека Александр Александрович (1899-1969), советский художник. Одновременно в творчестве Дейнеки 30 х гг. По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер.
Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». Бескомпромиссное отвержение новаторства – ее главная черта» 10. Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации.
Характер у мальчика был волевой: его закаляли опасные мальчишеские шалости вроде гонок на коньках по тонкому льду, набегов на чужие сады, уличных драк и т. д. Согласно постановлению ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников». Теоретики еще не вполне понимали, в чем именно должен будет выражаться новый стиль, но главное, чтоб это было правдивое, конкретное изображение исторической эпохи в ее революционном развитии, чтоб достижения социализма были, так сказать, налицо.
К этому времени было окончательно покончено с остатками гуманистической русской культуры. В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х.
Согласитесь, странно, что у нас сегодня называют «олигархами» всех, кого можно – даже представителей среднего и малого бизнеса. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. Меняются лица исчезают образованные люди, упрощается язык, уплощается мышление. Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа. Позже художник вспоминал: «Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу.
Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. Так и статья Рогинской, хотя и в малой степени, не лишена этого оттенка. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. «Живописное полотно Футбол 1924 года, – пишет Татьяна Малова, – своеобразный манифест нового объединения» 3.
Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели. Он осознавал окружающий мир как совокупность множества элементов. Это уникальная организация. Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов».
Народный художник СССР (1936), действительный член АХ СССР (1947 вице-президент в 1962-66), Герой Социалистического Труда (1969). Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. носивший название Безбожник у станка (т. к.
В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». Увлеченный авиацией не меньше чем спортом, Дейнека создал посвященный ей цикл картин, в которых душа человеческая парит над бездной. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934).
Эту работу (и некоторые последующие) нельзя полностью охарактеризовать как произведение живописи. Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма, чем-то напоминающем живопись Натана Альтмана. Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. Вот стоит сдержанный, с черной бородкой Прусаков, внимательно слушает круглолицего, с копной волос на голове, буйно жестикулирующего Андрюшу Гончарова. Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х.
Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). путь зигзагообразный, путь колебаний. Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е.
Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку. Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. Его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в России в 1914 году в переводе Владимира Фаворского и Николая Розенфельда.
Живописные произведения Дейнеки 20-30-х гг., передающие трудовой энтузиазм первых пятилеток (На стройке новых цехов, 1926, ГТГ), олицетворяющие героизм революционной борьбы (Оборона Петрограда, 1928, ЦМВС), физическое и духовное здоровье советских людей (Бег, 1934, ГРМ, Будущие лётчики, 1938. Художественный образ предельно величав и обобщен. «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки.
Сегодня предприниматели зачастую не знают, кто больше всего нуждается в их помощи. Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Дейнека действительно был большим мастером. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких.
Итальянские зарисовки отличны от американских или французских.