В картине Мать Александр Дейнека извечную тему материнства в изобразительном искусстве решает в новом образном ключе.
Живые наблюдения самоотверженного труда горняков стали основой для монументальных полотен «Перед спуском в шахту» и «На стройке новых цехов». В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать.
Художник показал узкую полоску набережной с идущим на ней ожесточенным сражением. Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др.
Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. Но все эти путидля Дейнеки были мелковаты. Предельная обобщенность образов превращает их в символы. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников).
Вот стоит сдержанный, с черной бородкой Прусаков, внимательно слушает круглолицего, с копной волос на голове, буйно жестикулирующего Андрюшу Гончарова. Ноябрь 1941». В нем, правда, тоже пробыл недолго. Творческий облик Дейнеки был ярко и отчетливо представлен в его произведениях на первой же выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (в группу входили также А. Д. Гончаров и Ю. И. Пименов). Работая в Севастополе, он увлекся самолетами. Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль.
Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. Герой Социалистического Труда (1969). Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют. В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. В 1928-29 гг. Он с детства впитывал нравы и порядки рабочего класса, рос в простой, не сильно набожной семье.
Одна из лучших картин на эту тему — «Будущие летчики» (1938, Третьяковская галерея, Москва). С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. Александр Александрович Дейнека (1899–1969) — выдающийся художник, график, педагог.
В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Предельно простой мотив, благодаря «крупному» смотрению художника и пластической обобщенности формы, достигает силы монументального звучания. Где остальные мозаики — неизвестно. На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент.
Всесоюзную известность Дейнеке принесли произведения «Мать» (1932), «Будущие лётчики» (1938), «Оборона Севастополя» (1942), «Раздолье» (1944). Один из американских деятелей назвал художника «филадельфийским львом». Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека.
Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». Символичен образ моряка со связкой гранат на первом плане. Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. С той поры Дейнека смело и весьма удачно экспериментировал с размещением своих героев на поверхности холста изображал их в неожиданных ракурсах, передавал динамику поз.
Художник, безусловно, видел, что журнальная графика теряет свое агитационное значение (ее с успехом заменяет фотография) и что больше внимания, напротив, уделяется станковой картине. ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов – отдельная история. Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». Далеко за возвышенностью по извилистой дорожке неторопливо идут три женские фигурки.
Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). В 1925 году Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов. После персональной выставки 1957 года к нему вернулась слава одного из лучших советских художников. Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке.
Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда». Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации.
Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализмне изобрели. Итальянцы нам – Караваджо, а мы им – Дейнеку. Он пишет обнаженное женское тело, но ни следа чувственности мы не найдем в его изображении женщины.
Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись – портреты близких, натюрморты, пейзажи. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух.
В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки – солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). Река Тускорь, 1945). Звучащая тишина полотна даёт возможность представить жестокость предстоящей схватки. Светлые лица, мягкие силуэты, нарочито невыразительный темный фон — все призвано сосредоточить внимание зрителя на моменте таинства из жизни матери и ребенка.
В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер.
Я еще больше начал любить греков, погружаясь в мир здоровья. В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения известными лётчиками (Г. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой».
Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы исторические и спортивные (Коммунисты на допросе (в штабе белых), Безработные в Берлине, 1933, Крестьянское восстание, Бегуны, Вратарь, 1934). Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940).
В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943).
В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим. В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. В повороте ее головы, в пластике тела чувствуется огромная внутренняя сила.
Один из немногих – эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета – приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи.
Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. Дома тревожно притихли. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. И все.
На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку. Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже. Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). 1945), на изображение освобождённых просторов родной земли (Под Курском.
В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20 мая) 1899 года в Курске в семье железнодорожника.
Произведение Дейнеки «Окраина Москвы. В начале 1950-х гг. Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. Другое новое направление, за которое Дейнека смело берётся в конце двадцатых – рисунки в детских книгах и журналах. Полетико.
В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами.
Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. Впоследствии ему ещё раз предложат поработать в оформлении метро, но планы будут прерваны войной и лишь в 1943 году откроется станция Новокузнецкая с расписанными Дейнекой плафонами наружного и подземного вестибюлей. Картина «Окраина Москвы. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке.
У художника был своеобразный метод, который он использовал и при создании этой композиции. Фон дан скупой линией отдаленного города. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки.
Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские).
Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они – рабочие». В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). Полотно как бы гудит от грозного ритма мерной поступи вооружённого пролетариата. « Александр Дейнека стал одним из крупнейших художников искусства социалистического реализма.
Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Уже в детстве у мальчика появляется два непохожих интереса, живопись и техника. Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты.
Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ – «Общество станковистов». Первой значительной работой становится Окраина Москвы. «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ). Мать и дитя на ней изображены грубо, почти плакатно.
Тема авиации занимала Дейнеку и ранее, но в Крыму художнику удалось посмотреть на мир из кабины самолета. Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой.
И что бы ни делал Дейнека, в каком бы жанре изобразительного искусства ни работал, он стремился утверждать оптимистический смысл жизни. Эта тема так понравилась мастеру, что позднее, в 1940 году, он написал историческую картину «Никитка — первый русский летун» (Третьяковская галерея, Москва). Один из пейзажей «Под Курском.
В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. Это время оказывается для Дейнеки весьма плодотворным на плакатное творчество, в непривычном для себя жанре художник быстро осваивается и создаёт ряд достойных работ (Ударник, будь физкультурником, Мы требуем всеобщего обязательного обучения. Журнал Безбожник, в 1923-1932 годах носивший название Безбожник у станка, был посвящён атеистическому воспитанию масс и борьбе с религиозными предрассудками. И художник вновь справляется с вызовом.
А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. На годы Великой Отечественной войны приходится один из самых высоких подъемов в творчестве Дейнеки. Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается.
На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж.
Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. В кафе, Париж. После Февральской революции занятия в училище прекратились. Александр Дейнека родился в Курске в семье железнодорожника. Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте.
Рыбачки», «Москва военная», «Хоккеисты» и многие другие. И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. В числе его лучших работ картины «Оборона Севастополя», «Мать», «Оборона Петрограда», «У моря. Возвышенный пафос этого полотна действует на зрителя с особенной силой, сразу же захватывает его. В начале 30х годов Дейнека создает ряд картин звонких, радостных, как бы продолжающих тему, поднятую картиной «Мать», утверждающих новый быт: «Купающиеся девушки», «На балконе», «Утренняя зарядка». По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным.
Атмосфера картины предельно накалена. Среди иллюстраций к этой детской книжке одна из лучших — «Без мотора. Фаворского и И. И. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». Дейнека был художником огромного таланта, страстного, неуемного темперамента. Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х.
А когда в стране не осталось никакого другого разрешенного стиля, кроме соцреализма, Дейнека все равно продолжал работать. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже – с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких.
Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов.
Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. Мне всегда казалось, что спорт облагораживает человека, как все красивое. С 1919 по 1920 Дейнека служил в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске.
Наши мысли должны быть чисты, чисты и красивы. Ноябрь 1941 года» (Третьяковская галерея, Москва). И в эти же годы Дейнека создал драматичные и напряжённые произведения : «Окраина Москвы.
Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. создает не портрет конкретной женщины, а определенный тип. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию.
При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». И сразу же по возвращении на родину он пишет наполненную солнечным светом картину из жизни советских детей — «Будущие летчики» (1938, Государственная Третьяковская галерея).
Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. На ней было представлено 119 работ Дейнеки — картины, рисунки, акварели. Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны.
11 февраля 1935 года в Филадельфии открылась выставка Дейнеки. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Любая работа Дейнеки на торгах— событие, будь то картина, рисунок или карандашный набросок.
Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. В Риме, а затем в Москве Дейнека создал огромное количество работ, посвященных Италии. И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». В результате появились такие тонкие работы, как «На балконе» (1931), «Игра в мяч» (1932), «Мать» (1932), «Купающиеся девушки» (1933).
Он учится в Курском железнодорожном училище и одновременно ходит в небольшую студию. 2009–2011». Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами.
«Сколько себя помню, я всегда рисовал», – вспоминал Дейнека. Мать, держащая заснувшего младенца на руках изображена «крупным планом», на нейтральном коричневом фоне. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». Но и из этого шлака проходных работ вдруг выделялись резко и неожиданно произведения превосходные, полные естественной простоты и гармонии.
Чтобы в этой жизни ни происходило – утраты, несчастья, трагические повороты. Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи.
Мне нравится воля спортсмена, которой он управляет. Вот таким образом концентрация Дейнеки на живописи выглядит вполне естественной. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928).
Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер.
Типичными живописными произведениями «остовского» периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925), На стройке новых цехов (1926), Текстильщицы (1927). Таким видит город Дейнека Александр.
Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. Строг и суров ритм картины.
Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. Его первые опыты в области монументального искусства относятся еще к первой половине 1930-х. А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог.
Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые (Сбитый ас, 1943, Парашютный десант на Днепре, 1944). учился в Харьковском художественном училище, в 1920-1925 гг. За довольно долгую жизнь Александр Александровичпопробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными).
Но вскоре редакторы журнала начали отдавать предпочтение фотографии, а не рисункам и Дейнека оттуда ушел. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию – «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». В такой же манере, сдержанной по колориту и лаконичной, но полной внутренней динамики, пишет Дейнека в 1928 г. картину «Оборона Петрограда», запечатлевшую героические события гражданской войны и непреклонное мужество защитников Петрограда, полных решимости отстоять завоевания революции.
За это время им были созданы сотни рисунков, многие из которых послужили основой для будущих картин. Чтобы поближе познакомиться с авиацией, художник совершал полеты в кабине пилота, встречался с летчиками. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. Красота Рима поразила его. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Что писать – он понимал, а вот как – пока не очень. То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского.
Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. С 1920-х гг. Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем.
В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Он писал: «Коричневый загар крепкого молодого тела способен вызвать положительные эмоции». Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928).
В течение всех двух недель работы выставки залы были заполнены посетителями. Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Он был художником широчайшего творческого диапазона. Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей.
Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. На склоне лет, в конце 1950-х – 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962 – 1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др.
Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. В конце 1940-х – 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно.
Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского. Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Но враг не пройдет.
Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. Этим годом датируется Мать – одна из самых значительных его картин. Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту.
Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие». К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». Художник пытался приспособиться, укрощал свой авангардный стиль и писал все более в духе академического реализма. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно.
Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее индивидуальнее (Полдень, 1932, Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки, 1933). А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. Пафос советской действительности, революционная романтика созидания социалистического общества сразу же завладели Дейнекой, когда он после окончания московского Вхутемаса (Всесоюзных художественно-технических мастерских) в 1924 г. выехал в творческую командировку в шахтерский Донбасс. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей.
В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение – плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские).
В 1939 – 1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год).
Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. 2009 – 2011».
Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения – картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». В сегодняшнем дне, в современности видел художник человека будущего.
ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история. Сюжет вечный. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. С задачей он, впрочем, все равно справился. Они занесены снегом.
Но в целом выставка получила одобрительные отзывы. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. Ярки и радостны они должны быть, как свобода. Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. По возращении в СССР из заграничного турне Дейнека, вдохновленный монументальными работами мастеров Возрождения, с большим энтузиазмом берется за заказы на плафоны, панно и мозаики.
Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. Интерес художника к истории русского самолетостроения отразился и в работе над книгой «Наша авиация» летчика И. П. Мазурука. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. Даже в тяжёлое военное время Дейнеке удаётся написать несколько картин (часть из которых была начата ещё до июня 1941) на мирные темы (Раздолье, Портрет Мирель Шагинян, 1944).
И, конечно в гармонии семейных отношений, здорового быта. Изображал он также и положительных героев времени в традициях ОСТ: шахтёров, строителей, женщин-пролетарок, спортсменов (Постановили единогласно, На производстве. Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. Исследования, книги, выставки.
Мерно и стройно шагает отряд. Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). В годы Великой Отечественной войны, художник жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. В 1930 годах Дейнека создаёт выразительные в цветовом и композиционном отношении плакаты и произведения: «Физкультурница», «На балконе», «Девочка у окна».
Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. А обращение к новым для него, проникнутых лиризмом сюжетам можно объяснить и мечтой воплотить в живописи образ человека будущего, ориентируясь при этом на эталоны античной красоты и сугубо личными причинами (в начале 1930-х художник был влюблен в пловчиху Люсю Второву, позировавшую ему для ряда картин и плакатов). Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе.
В нем, правда, тоже пробыл недолго. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте.
И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». – во ВХУТЕМАСе/ВХУТЕИНе у В. А. На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. Вам хочется бежать, сбросить запасы лишней энергии, растрачивать ее большими пригоршнями, со смехом и задором смотреть на жизнь» Это ощущение энергии, бодрости пытался передать Дейнека в своих спортивных картинах.
Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932). Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым).
Ноябрь 1941 года (1941). Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины»., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени (Площадь Свердлова в декабре 1941 года, Манеж, 1941).
В 1915-1917 гг. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Что ждёт её дитя. Но картина не была одинокой удачей. И даже почти столетие спустя, в 2011-м именно его вещи повезли на римскую выставку в рамках года культурного обмена.
В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. Молодость его, как и многих его современников, была связана с революционными событиями. «Мать» вполне могла бы стать главной иконой тех самых «храмов современности», о которых мечтал Дейнека в 18 лет. Молодость художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями.
А Фаворский, правда, учил его классической гравюре – полезно, но не так актуально. «Я люблю спорт. Дейнека не отталкивается от какогото конкретного образа, ему не нужна какаято реальная обстановка, все предельно обобщено, доведено до символа. Художник много работает в области монументально-декоративного искусства.
Затем Дейнека учился во ВХУТЕМАС на полиграфическом отделении. Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. Самой значительной работой стала картина «Мать». Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная.
Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Мастер даже пошутил в письме домой: «Приеду, устрою выставку и буду три дня московским медведем».
Набережная Сены, Париж. Член-учередитель ОСТ (Общество художников станковистов, основано в 1925 г. в Москве группой выпускников ВХУТЕМАСа), экспонент выставок общества «Октябрь» (основано в 1928 г., включало художников, архитекторов искусствоведов, деятелей кино и фотоискусства), РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников, основана в 1931 г. ). Необычайно бурное и интенсивное творческое напряжение этих лет – середины 1930-х годов – будет еще более наглядным, если к перечисленным произведениям добавить два замечательных цикла акварелей и картин, возникших в результате поездок в Севастополь в 1934 году и за границу – во Францию, Италию, США – в 1935 году. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928).
Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966). Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. Исследования, книги, выставки. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Мать не сводит глаз с мальчугана, прильнувшего к её плечу.
За комплекс мозаичных работ «Красногвардеец», «Доярка», «Хорошее утро», «Хоккеисты» Дейнека в 1964 г. был удостоен Ленинской премии. Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Перед нами человек, показанный вне каких-то конкретных бытовых отношений.
Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). С помощью противопоставления цветов (светлого — одежда моряков, темного — фашистов) автор передает главную идею своего произведения: справедливость и добро должны восторжествовать над злом. Это многокрасочные, пронизанные светлым оптимизмом и радостью бытия картины «У моря» и «В Донбассе» (обе 1956 г. ). Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал).
Детски чисто должен художникколлектив говорить о себе, воплощать свои чувства в храмах современности», эти слова двадцатилетнего Дейнеки как нельзя лучше выразили его преданность своему времени, его осознание себя глашатаем революции. Картина «Мать», которую мы вам представляем, написана художником в 1932 году (хранится в Государственной Третьяковской галерее). Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. На руках молодой женщины спит малыш. И художник вновь справляется с вызовом. носивший название Безбожник у станка (т. к.
Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». Ноябрь 1941 года», «Сгоревшая деревня» и полотно «Оборона Севастополя», которое стало своего рода гимном мужеству защитников города. Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938).
Самый интересный из них – «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное.
Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города. Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский.
У финиша, 1927). С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. Одной из известных работ Александра Дейнеки стала картина «Мать» 1932 года. Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930).
Их получилось около 300. И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Нивинского.
С М. Громовым и В. Чкаловым Дейнеку связывали узы дружбы. Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». Художественный образ предельно величав и обобщен. Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа.
Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). Река Тускорь»хотя, на первый взгляд несколько суров, наполнен большой душевной теплотой. Итальянские зарисовки отличны от американских или французских.
На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». От города художник переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны (Сгоревшая деревня, 1942). Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. Это одна из самых монументальных вещей Дейнеки как по масштабу замысла (образ матери, существующий вне времени и исторического контекста), так и по форме, доведенной до совершенства. Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Я могу часами любоваться на бегунов, пятиборцев, пловцов, лыжников. Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень.
он получает художественное образование в Харьковском художественном училище.
Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Из Парижа художник отправился в Италию. Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. С 1919 по 1920 Дейнека находился в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске.
(Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927). В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). В это время он создал напряженные и драматичные произведения. В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным.
Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн. Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей.
Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942)., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы. Но изображал он этот эпизод войны так, что чувству обречённости не оставалось места. По рекомендации своих тамошних наставников в 1915-1917 гг. Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг.
Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа».
Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». Тогда же Дейнека обращается к теме авиации и пишет самое знаменитое своё полотно на эту тему «Будущие лётчики». Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. Взор женщины полон заботы. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925).
Дейнека, будучи опытным физкультурником, ловко схватывал динамику движений бегунов, пловцов, футболистов, баскетболистов Кто-то мог критиковать художника за излишнюю увлеченность спортивной темой, которой он якобы отгораживался от насущных проблем, но на самом деле эти работы способствовали созданию культа беззаботности, силы и красоты, ставшего одним из ключевых в соцреализме. По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. В картине практически нет никаких примет быта.
Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). После Февральской революции занятия в училище прекратились. Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. В конце 1935 года в Москве открылась персональная выставка художника. С задачей он, впрочем, все равно справился.
Сложился круг основных тем, к которым он будет обращаться на протяжении всей своей творческой деятельности: воспевание героического труда, спорт индустриализация, техника. На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым.
Ноябрь 1941». Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели. Он не бросал работу даже во время воздушных налетов. Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками.
Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс – всесоюзная кочегарка».
Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации.
Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). В 1967 году гостям Всесоюзной выставки в Москве была представлена картина «Партизанская Мадонна», которую создал художник Михаил Савицкий. Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир.
С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке.
Главные персонажи полотен Александра Дейнеки — граждане молодого Советского государства. С 1919 по 1920 Дейнека служил в РККА, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю.
Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. В 1924 году Дейнека принял активное участие в создании Общества художников-станковистов. Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой».
К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). Автор тематических картин, пейзажей, портретов, выразивших поэтико-героический идеал соцреализма. Из Рима он поехал во Флоренцию, затем в Берлин, а оттуда — домой, в Москву.
«Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. В 1928-29 годах Дейнека сотрудничает с детским журналом Искорка, сопровождает своими иллюстрациями книги Агнии Барто, Николая Асеева. Прыжок с колокольни».
Их получилось около 300., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. В 1927 году Дейнека начал работать над заказом Совнаркома — большой картиной «Оборона Петрограда» (Музей вооруженных сил, Москва).
Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Севастопольские моряки встали стеной, преграждая дорогу врагу. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938).
Во время учебы в Курском начальном училище Дейнека страстно увлекался техникой, математикой и даже мечтал стать инженером. На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Где остальные мозаики – неизвестно. Кто останется к ним равнодушным.
Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное.
Член-корреспондент Академии. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». Стиснув зубы, молча, без песен, шагают в бессмертие бойцы.