Александр Бенуа был душою «Мира искусства» и непременным участником журнала. Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала. «Свадьба Фигаро» — последний спектакль в Ленинградском БДТ, поставленный художником перед отъездом из страны. В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город здесь им были созданы знаменитые "Версальские серии" изображавшие красоту парков и прогулки "короля-солнца" (Людовика XIV).
История умалчивает о том, каким юристом был Бенуа. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов.
Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея. Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк. А также в нем рано зародилась любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912).
Александр Николаевич Бенуа родился 21. 4 (3. 5). 1870 г. в Петербурге в семье профессора архитектуры и архитектора высочайшего двора Николая Леонтьевича Бенуа, который был сыном Луи-Жюля Бенуа, выходца из Франции. в 1870 г. По окончании курса на юридическом факультете СПб. Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. Наиболее значительные статьи касаются главным образом архитектуры старого Петербурга и его пригородов об одной из этих статей – Живописный Петербург (1902) уже говорилось выше. Основные особенности манеры Бенуа — беглость, незаконченность, обнаженность технических приемов, подчеркнутая фактура мазка или штриха, «острые» фрагментарные композиции, высокие или низкие точки зрения, позволявшие художнику достигать особой выразительности и поэтичности. Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой.
В 1897 году, после поездок во Францию, Александр Бенуа представил публике первую серию своих акварелей под общей темой «Последние прогулки Людовика XIV». Не люди интересуют художника, а лишь атмосфера старины и дух театрализованного придворного этикета (У бассейна Цереры, 1897, Государственная Третьяковская галерея). Современники видели в нем живое воплощение духа артистизма. В 1907 оформил для Мариинского театра одноактный балет «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина, начав многолетнее сотрудничество с М. М. Фокиным.
В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904)13, едва ли не единственная его крупная работа для детей. Александр Бенуа написал множество статей по живописи, архитектуре, музыке, театру и т. д., помещенных в основанном им в 1901 г. художественно-историческом сборнике Художественные сокровища России, в журналах Мир искусства, Московский еженедельник, Старые годы, Золотое руно. Бенуа собирался после работы вернуться в Россию, но в конце июня 1927 года в Париж приехал сам Луначарский. Их или вовсе не принимали на большие выставки – академическую, передвижную и акварельную или принимали только с браковкой всего того, в чем сами художники видели наиболее явственное выражение своих исканий. Целому ряду молодых художников некуда было деваться.
В 1909 стал художественным директором Русских балетных сезонов Дягилева (до 1911), для которых оформлял балеты «Сильфиды», «Павильон Армиды» (оба 1909), «Жизель» (1910), «Петрушка» (был также автором либретто, 1911), «Соловей» (1914). Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год. Б. написал для него главу о русском искусстве. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель.
В 1904-6 впервые обратился к теме «Медного всадника» А. Пушкина (возвращался к ней и в 19 10-е), а также к иллюстрированию «Пиковой дамы» и «Капитанской дочки» (обе – Пг., 1920). Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма. Не исключено, что А. Н. Эпизодически обращался к станковой живописи и графике. Интересовался старинной гравюрой, что послужило фундаментом художественного образования Александра Николаевича. Продолжал заниматься живописью и графикой: создал серию литографий «Петергоф» (1918-22), альбом литографий и рисунков «Версаль» (Пг., 1922), многочисленные акварельные и пастельные зарисовки Петрограда и его пригородов иллюстрации к «Капитанской дочке» (Пг., 1920) и «Медному всаднику» (Пг., 1923) А. С. Пушкина, карандашные портреты С. Р. Эрнста, В. Ф. Левинсона-Лессинга, Д. И. Митрохина, В. Е. Татлина, П. Н. Филонова, А. М. Эфроса, И. Э. Грабаря (1921-23 все – в ГРМ). Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России.
С. Бакстом и С. П. Дягилевым. Работал для кинематографа. С 1926 жил в Париже. С 1919 — действительный член Государственной Академии истории материальной культуры, работал в Российской академии художественных наук (с 1921). Однако происходящее в стране очень расстраивало художника. Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России.
Бенуа, чтобы иметь возможность выезжать из страны, связал себя некоторыми обязательствами с ИНО ОГПУ. Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) – художник, график искусствовед, яркий представитель художественного объединения Мир искусства, автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, блестящий декоратор, работавший в театрах Москвы, Петербурга, во многих городах Европы и Америки. Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII — начала XIX в» и «Франция Людовика XIV». Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. П. Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров.
Оба художники. Западноевропейское искусство привлекало внимание Бенуа в неменьшей степени, чем русское. Похоронен на кладбище Батиньоль в Париже. Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом.
В этот том вошла глава о русском искусстве, автором которой был Александр Бенуа. Участвовал в формировании репертуара и подборе художников, разрабатывал сценические сюжеты. Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского, к русским темам. А. С. Пушкина ("Пиковая дама", "Медный всадник"). Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений.
В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России». "Художественные Сокровища России", задуманного и осуществленного Б. в 1901. Ставил и оформлял спектакли в «Comedie-Franaise» (1930-е), в театре «Colon» в Буэнос-Айресе, в лондонском «Covent Garden» (1957).
Итогом его работы на драматической сцене в предреволюционные годы стала постановка «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина. Дебютировал как художник театра в 1900: оформил одноактную оперу «Месть Амура» в Эрмитажном театре в Петербурге. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему». "Речь", а позднее в "Новой Жизни" Горького и одновременно работая над научными исследованиями "Царское Село" (1910) и "История живописи всех времен и народов" (1912—17). В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история.
Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. О Бенуа говорить можно бесконечно. Художник, график, сценограф историк искусства и художественный критик. Автор "Истории живописи всех времен и народов" (СПб., 1912—17).
Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале.
Тематика этих публикаций весьма разнообразна. Работая на прежнем профессиональном уровне, ничего принципиально нового и интересного Бенуа создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета Петрушка было исполнено не менее восьми). Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале. Среди ее работ есть портрет Б. Ф.
Ваша скрытая реклама. Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины. В искусстве нет места произволу и важнейшим качеством художника является чувство профессиональной ответственности.
Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства. В 1960-е в советском искусствознании началась реабилитация творческого наследия художника. После 1894 — хранитель собрания рисунков и акварелей княгини М. К. Тенишевой. Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой. Руководил художественным отделом издательства «Всемирная литература». Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию. Воспоминания», в которой представил обширную галерею литературных портретов современников.
Бенуа стал задумываться об эмиграции. По рождению и воспитанию Бенуа принадлежал к петербургской художественной интеллигенции. Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины.
Началась мода на "старину", характерная для предреволюционного времени (журнал "Старые Годы"). Он отнюдь не разделял революционных настроений своих товарищей по «Миру искусства» – Е. Лансере, Д. Философова и его приятелей – Мережковского и Гиппиус. Был автором Истории русской живописи в 19 веке (1902), Русской школы живописи (в 10 выпусках, 1904 – 1906) и Истории живописи всех времен и народов (в 4 томах, 1912 – 1917 издание не завершено). Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы.
С 1907 много работал как художник сцены, в первую очередь для М. М. Фокина (Мариинский театр), а также С. П. Дягилева (в 1909 – 1911 был художественным директором «Русских сезонов»). Исполнил иллюстрации к книгам «Урок любви в парке» Р. Булаева (1927), «Грешница» А. де Ренье (1928). Анна Иванова, Ваше кредо: "копипастинг" не читая.
Оформление «Свадьбы Фигаро», поставленной в 1926 году, – последняя работа Бенуа в Советской России. Жизнь художника прервалась в Париже. Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры. Он много работал в Милане в знаменитом театре Ла Скала. Неаккуратная работа портит впечатление от содержания.
В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. Во всей своей деятельности, в науке, художественной критике, в каждом движении своей мысли Бенуа всегда оставался художником. За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А. Стал членом Общества Осеннего салона и кавалером ордена Почетного легиона. Бенуа особое внимание привлекают графические комментарии к произведениям литературы.
До 1924 участвовал в его выставках. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова.
Бенуа Александр Николаевич (1870-1960 гг. ) – великий русский художник историк мирового искусства. Возвращаю Вам находку в Вашем тексте. Не люди интересуют художника, а лишь атмосфера старины и дух театрализованного придворного этикета.
В 1896-98 и 1905-1907 работал во Франции. В 1893 женился на А. Кинд, роман с которой, по признанию Б «протянулся на всю жизнь».
В 1891-96 выставлялся на Акварельных выставках в Петербурге. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). В 1913 – 1915 – главный художник Московского художественного театра осуществил несколько постановок вместе с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко (лучшими из них считаются Маленькие трагедии А. С. Пушкина, 1914 – 1915). Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. Однако в СССР нельзя было жить вне политики. Была известным живописцем и две ее картины приобрело Французское правительство.
Принимал участие в выставках Общества русских акварелистов (1893–1896, 1918), выставке мюнхенского Сецессиона (1898). С 1901 по 1903 г. состоял редактором сборника "Художественные сокровища России". Художники и критики, по примеру Бенуа, становились историками, собирателями, открывателями и истолкователями забытых или непонятных художественных ценностей.
Подписи под картинами или отсутствуют или приводятся по-итальянски или по-английски. Он начал работать с К. С. Гофмана (1899, Гос. 9 февр. Оба художники.
Событием для кружка было появление в 1893 1-го вып. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство.
В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С. Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу Русская живопись в XIX веке, существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания Русская школа живописи и История живописи всех времен и народов (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал Художественные сокровища России создал прекрасный Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1911). В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город здесь им были созданы знаменитые Версальские серии изображавшие красоту парков и прогулки короля-солнца (Людовика XIV). Бенуа: вся жизнь – театр и его декорации. Начав с декораций к балету "Сильвия" для Мариинской сцены (1901), он через "Гибель богов" (1902—03) переходит к постановке собственного балета "Павильон Армиды" (муз. «Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он.
В 1909 возглавил художественную часть антрепризы Русского балета С. П. Дягилева. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. Род.
Их обычно связывают лишь с именем С. П. С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства».
К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там).
Особенно много оперных и балетных спектаклей поставил и оформил в миланском театре «La Scala» (1930-е – 1950-е), где постановочной частью заведовал его сын Николай. Он постоянно возвращался к дорогим ему образам пушкинской поэзии: «На берегу пустынных волн», «Наводнение в Петербурге в 1824 г» В последние годы жизни А. Бенуа снова, но уже в живописи, разрабатывал эти сюжеты. Работая для кинематографии, Бенуа обращался к образам Ф. М. В этих работах можно заметить некоторое изменение самого принципа исторического мышления художника. В 1927-35 был главным художником и режиссером-постановщиком труппы Иды Рубинштейн, осуществил пятнадцать балетных спектаклей, включая «Поцелуй феи» И. Ф. Стравинского (1928), «Болеро» М. Равеля (1928) и «Очарование Альсины» Ж. Орика (1929). Впоследствии опубликовал книги: «История русской живописи в XIX веке» (СПб., 1902), «Русская школа живописи» (в 10 вып.
Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа. Любил ездить в Италию и во Францию. В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии»— картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV. Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов. Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике. Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года.
Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века. В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу». Так Бенуа больше не вернулся в Россию. В последний период работы для театра Б. сотрудничал с труппой Иды Рубинштейн, для спектаклей которой оформил в числе прочего «Поцелуй феи» И. Стравинского (1928) Б. был также режиссером-постановщиком ряда спектаклей, («Болеро» М. Равеля (1928) и др. ). 3я этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к Золотому горшку Э. Т. А. В дореволюционное время книжные работы Бенуа имели мало успеха у издателей. "Истории живописи 19 в. " Мутера.
и отдельно – историю «Дягилевских балетов» периода их расцвета в 1910-е (большая часть воспоминаний написана в эмиграции). В 1902 оформлял оперу «Гибель богов» Р. Вагнера в Мариинском театре (показ спектакля состоялся в 1903). В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». С 1918 — заведующий картинной галереей Эрмитажа. Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности». Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет.
Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А. Н. Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины. Шаляпина и З. Е. Участвовал в последних петроградских выставках «Мир искусства» (1922 и 1924), Выставке русского искусства в Париже (галерея La ВоеПе, 1921), 1-й Русской художественной выставке в Берлине (1922), Выставке русского искусства в Америке (1924-25) и др.
Б. организует кружок друзей, которые так же, как и он, прислушивались к новым течениям в искусстве, намечавшимся на Западе. 21 апреля (3 мая) 1870, в Санкт-Петербурге, ум. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля.
Сомовым и В. Ф. В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии»— картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV. Почувствовав это, А. Н. Бенуа14. Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной.
Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина. В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году. Впоследствии все вместе основали художественную организацию «Мир искусства» и журнал с таким же названием, основной задачей которого была пропаганда зарубежного и особенно русского искусства. Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны».
Чернышевского и гражданственность живописи передвижников. Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Написал и подготовил к изданию книгу воспоминаний «Возникновение Мира искусства» (Л., 1928). В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904), едва ли не единственная его крупная работа для детей.
«Мир искусства» раскрыл немало забытых или незамеченных имен, привлек внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам, поднял значение графики, художественного оформления и иллюстрирования книги. В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции.
Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником. Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8. В 1890 путешествовал по Германии. С 1885 по 1890 год Бенуа был учеником «Майской гимназии» в Санкт-Петербурге, где он близко познакомился с Д. В. Оригинальным исследованием является грандиозная История живописи всех времен и народов, оставшаяся незаконченной: между 1912 и 1917 годами вышли в свет 22 выпуска первой части книги, охватывающие развитие пейзажной живописи с древнейших времен до середины XVIII века.
В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему. Его наиболее удачные театральные работы этого периода балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» П. И. Чайковского, опера «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова и балет «Петрушка» И. Ф. Стравинского, обошедший многие сцены Европы. К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к Пиковой даме (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами Мира искусства. Основал и редактировал журнал «Художественные сокровища России» (1901 – 1903), активно сотрудничал в журналах «Старые годы», «Московский еженедельник», газетах «Слово» и «Речь» (особенно значительны его Художественные письма в кадетской «Речи», 1908 – 1917).
Бенуа Александр Николаевич (1870-1960), русский художник историк искусства, художественный критик. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. В конце 1890-х стал вдохновителем кружка группы «Мир искусства», одним из инициаторов и постоянным автором издававшегося под редакцией С. П. Дягилева одноименного журнала (1898-1904). В 1894 впервые выступил как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания «Истории живописи XIX века» Р. Мутера (Мюнхен, 1894). Достоевского, к русским темам.
был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы. (р. В 1930-е публиковал фрагменты воспоминаний в журнале «Русские записки» и писал «Художественные письма» для газеты «Последние новости». Бенуа много путешествовал. Но даже с большевиками А. Н. В октябре 1926, не вернувшись из очередной командировки, поселился в Париже.
«От этих. В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV». В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье.
Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. Неоклассицизм), Бенуа создал особую разновидность ретроспективистского исторического жанра, в котором эстетизация хрупкой красоты и гротескного изящества ушедшей в прошлое дворянской культуры сочетается с грустно-ироничным отношением к ней (серия Последние прогулки Людовика XIV, 1897-98 Версальская серия, 1905-06). Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А. Н. В 1923-25 во время частых командировок за границу возобновил сотрудничество с Дягилевым и оформил комическую оперу «Лекарь поневоле» Ш. Гуно для театра в Монте-Карло. — сын проф. Его лучшие постановки этого периода – опера «Пиковая дама» П. И. Чайковского для Мариинского театра (1919-20) и спектакль «Слуга двух господ» К. Гольдони для БДТ (1921) оба спектакля в течение многих лет сохранялись в репертуаре.
Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года. Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину. Рисунки к Капитанской дочке (1904) остались неизданными. идеолог журнала "Мир искусства" (1898—1904), позднее вдохновитель и видный участник объединения художников "Мир искусства". Оформлял отдельные номера журнала «Мир искусства» (в 1904 был соредактором С. Дягилева), работал над экслибрисами, В 1905 создал серию иллюстраций для книги «Азбука в картинках Александра Бенуа» и серию открыток «Игрушки». Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства». С этого времени Б. страстно отдается театру.
периодических изданиях.
В своих работах Бенуа очень точно передавал стиль и настроения прошедших веков. К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны».
К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях — в двух «версальских сериях» (1897, 1905-06), в широко известных картинах «Парад при Павле I» (1907), «Выход Екатерины II в Царскосельском дворце» (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Нурок. Самым трудным для Александра Бенуа было то, что от него неизменно требовали высказывать свою политическую позицию.
С 1901-1903 гг. Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину. В 1910. Знаменитые «Записки» герцога Луи де Сен Симона дали художнику сюжетную канву «Последних прогулок Людовика XIV» и, вместе с Другими мемуарными и литературными источниками, ввели Бенуа в атмосферу эпохи. Там он работал главным образом в театрах: сначала в Гранд-опера в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый Поцелуй феи И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы – в Ла Скала в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай.
Один из организаторов и идейный руководитель объединения и журнала Мир искусства. Серебряковой. К 1897-1898 годам относится серия небольших картин, выполненных акварелью и гуашью и объединенных общей темой — «Последние прогулки Людовика XIV». У них было трое детей. В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции8.
Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой «Азбука в картинах Александра Бенуа» (1905) и иллюстрациями к «Пиковой даме» А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к «Медному всаднику», трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).
Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году. Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления. Постоянство и высокая «планка» эстетических принципов как в художественной практике (в станковом и театрально-декорационном искусстве иллюстрации), так и в теории (критика и история искусств) делают творчество Б. одним из уникальных феноменов, оставившим заметный след в культуре на протяжении почти трех четвертей века. Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом.
«Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой. Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н. Бенуа 3 мая 1870 года в городе Петербурге. К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства». Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. Дягилевым) гастролей русского балета в Париже А. Бенуа более всего заботился, чтобы эти спектакли способствовали мировой славе русского искусства.
В 1894 году (в год окончания университета Александром) вышел третий том «Истории живописи в XIX веке» Р. Мутера. С детства он полюбил «старый Петербург», пригороды столицы. Личная жизнь Александр Бенуа был женат.
Вместе с Грабарем Бенуа возглавил движение, обновившее метод, приемы и темы русского искусствознания конца XIX – начала XX века. В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году). Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию.
С Азбуки Бенуа начинается история детской книги Мира искусства. Александр Николаевич Бенуа – русский художник, график искусствовед, один из основателей художественного объединения «Мир искусства», автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, прекрасный декоратор, работавший в театрах Москвы и Петербурга, во многих городах Европы и Америки. Начиналась новая "западная струя" в русском искусстве. Вдохновитель и лидер «Мира искусства», он многие годы играл заметную роль в художественной жизни России, сильнейшим образом воздействуя на Формирование общего духовного облика и эстетических воззрений, творческое становление и определение проблематики исканий целого круга мастеров, связанных с ним идейно-творческой близостью либо на него ориентировавшихся. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. В живописном творчестве вдохновлялся стариной и черпал сюжеты в XVIII и раннем XIX веке.
«Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью. Создатель серии акварелей "Последние прогулки Людовика XIV" (1897—1998), гуашей для издания "Русская история в картинках" (Санкт-Петербург, 1910) иллюстраций к произвед. С 1908 оформлял спектакли антрепризы С. П. Дягилева в Париже. Пейзажная графика французского классицизма подсказала ему приемы художественного решения.
В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». 401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос. А. Н. Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа. искусствовед подверг критике академическое искусство, эстетику Н. Г. В 1903 вместе с другими мирискусниками вошел в Союз русских художников (СРХ) и участвовал в его выставках в Петербурге и Москве. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история.
Однако происходящее в стране очень расстраивало художника. Спустя несколько лет Александр Бенуа на свои деньги купил в Крыму, в городе Судаке участок земли, на которой построил дачу, где отдыхал и работал. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос).
В 1917–1918 совместно с Максимом Горьким редактировал детские книги в издательстве «Парус». С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е. Дягилева, забывая, что именно А. Н. В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа».
Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. В 1919 вошел в состав директории, управляющей делами бывшего Мариинского театра.
Что это было. И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве». Бенуа оформил оперу Р. Вагнера «Гибель богов» на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина «Павильон Армиды» (1903), либретто которого сочинил сам.
картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам. В 1908-17 еженедельно помещал в газете «Речь» критические статьи под рубрикой «Художественные письма».
В 1887 четыре месяца занимался в вечерних классах АХ. Александр Бенуа активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения Мир искусства, будучи его идеологом и теоретиком, а также в издании журнала Мир искусства, ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои Художественные письма (1908-16) в газете Речь. В поздний период создал главное произведение в мемуарном жанре – книгу «Жизнь художника.
Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России». Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века. Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь». В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст. Черепнина, 1907).
Одновременно осваивал акварель под руководством брата Альберта. Пример этого – картина «Парад при Павле I», где показано тонкое знание истории, костюмов, архитектуры, быта и вместе с тем чувствуется оттенок юмора, едва ли не сатиры. Занимался в основном сценографией, создав декорации к десяткам спектаклей для многих европейских театров. Первый вариант иллюстраций к Медному всаднику (1903) опубликован не отдельной книгой, а только в журнале Мир искусства (1904), с нарушением задуманного художником макета оформления. В том же году впервые побывал в Париже, положив начало своему «Версальскому циклу» (серии гуашей и акварелей на версальские мотивы, созданной в 1896-99 и в 1905-6 серия литографий и рисунков на ту же тему была издана в Петрограде в 1923).
3. 05 (21. 04). Создал акварельную серию «Последние прогулки Людовика XIV» (1890-е) и серию гуашей для издания «Русская история в картинках» (СПб., 1910). Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам.
Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником. В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде. В 1890-94 учился на юридическом факультете С. -Петербургского университета. Сотрудничал в левой газете «Новая жизнь». Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным.
Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. Одновременно он работает для театра. Участвовал в выставках русского искусства в Брюсселе (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930), Берлине (1930), Париже (1932), Праге (1935), Манчестере (1939), во многих выставках европейского театрального искусства.
Детство и многие годы жизни А. Н. Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского, к русским темам. Не обижайтесь только, пожалуйста.
В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». В частности, Репин не очень любил эту компанию, а самого Бенуа называл недоучкой, библиографом и хранителем Эрмитажа, хотя и принимал участие в выставках. Ему принадлежат монография о Гойе (1908), путеводитель по картинной галерее Эpмитaжa (1911), большая статья о Лиотаре (1912) и ряд других работ, популяризирующих классическое наследие европейской живописи. Александр Бенуа был женат. Но память о родине, где он участвовал в осуществлении первых мероприятий Советского правительства по организации музеев, был ведущим сотрудником Эрмитажа и Русского музея, забота об охране памятников старины, - всегда была для А. Бенуа драгоценнейшим в его жизни. Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. Дягилевым) гастролей русского балета в Париже А. Бенуа более всего заботился, чтобы эти спектакли способствовали мировой славе русского искусства.
И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). В своей сценографии (балет Н. Н. Черепнина Павильон Армиды в Мариинском, 1907 Петрушка И. Ф. Стравинского в парижском театре Шатле, 1911 и др. ) продолжил традицию «живописного театра», придав ей невиданную драматическую остроту. Русский музей). Дягилев, художник Лев Бакст и музыковед А. П. Желаю Вам скрупулёзности в подготовке публикаций, здоровья и огромного личного счастья.
В 1896-99 жил в Париже изучал культуру и искусство Франции. Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора. Автор мемуаров "Мои воспоминания" (Нью-Йорк, 1955, Москва, 1980).
Все последние его работы посвящены продолжению и вариациям «русских серий», начатых еще в 1907-1910 годах. Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества. Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий. Младший из девяти детей академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа (1813-1898), внук (по матери) академика архитектуры Альберта Катариновича Кавоса (1800— 1863). Сын Н. Л. Бенуа. Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа.
Бенуа оформил оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. В 1894 Бенуа впервые выступил как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания Истории живописи 19 века Р. Мутера (1894). 1870) — художник, художественный критик историк искусства и театральный деятель. В его сохранившихся дневниках и переписке за 1923-25 годы страх беженства и невостребованности на чужбине быстро сменяется страхом выглядеть в глазах эмигрантской общественности агентом большевиков. Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров.
Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда). Сын Николай, дочери Елена и Анна, племянники и их маленькие друзья находили в «дяде Шуре» участника любопытных затей, полезных занятий и никогда не ощущали ни раздражения, ни усталости этого занятого, но неутомимого человека. В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые поехал в Париж здесь им были созданы знаменитые «Версальские серии» изображавшие красоту парков и прогулки «Короля-солнца» (Людовика XIV). архитектуры Николая Леонтьевича Б., род. «Какую бы чушь современные художественные борзописцы ни городили про меня, про мое «эстетство», мои симпатии влекли и теперь влекут меня к простейшим и вернейшим изображениям действительности», – говорил Бенуа. Художник умел ценить величие искусства прошлого. Вы на кого работаете.
В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай. Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне). Он работает не только над декорациями, но и над самими постановками, превратившись постепенно в режиссера (мольеровский и пушкинский спектакли Московского Художественного театра в 1912 и 1914). Точнее было бы сказать, что А. Н. В 1890–1894 учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Окончил частную гимназию К. И. Мая. Русский музей стр. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже – Русские сезоны.
Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже – "Русские сезоны". Н. Бенуа, дядя художников Е. Е. Лансере и З. Е. Серебряковой. Русский музей), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова Царская и императорская охота на Руси, т. III (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере (в этом же издании Бенуа выполнил ряд заставок и концовок). Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения. С 1904 г публикуется в газетах: Слово, Русь и Речь. В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай. Сын профессора архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа, внук выходца из Франции Луи-Жюля Бенуа (по-французски — Benois), внук с материнской стороны архитектора Альберта К. Кавоса — строителя Мариинского театра в Санкт-Петербурге и Большого театра в Москве брат акварелиста Альберта H. Бенуа и архитектора Леонтия Бенуа.
1960, в Париже. Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. университета посвятил себя всецело искусству.
Решение стать художником созрело у Александра очень рано. В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Бенуа отдал немало душевных сил и времени работе в станковой живописи и графике, но по самой природе своего дарования и по складу творческого мышления он не был станковистом, а ещё менее – мастером картины, которая могла бы воплотить все стороны его замысла в едином, как бы синтезирующем изображении. Искусство истолковано Бенуа как вполне автономная сфера, независимая от общественной действительности и едва связанная с другими явлениями культуры. Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их художественность.
Кавос), дочь известного зодчего венецианского происхождения А. Кавоса, строителя нескольких театральных зданий в России. Участвовал во всех выставках «Мир искусства» (1899-1903, 1906).
Александр Бенуа был одарен исключительным музыкальным слухом и редкой зрительной памятью. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова.
Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России». после раскола СРХ, поводом для которого послужили его резкие статьи, направленные против московских участников, основал общество художников «Мир искусства», продолжавшее главные традиции одноименного журнала. С 1917 Бенуа принимал активное участие в организации охраны памятников истории и культуры и в перестройке музейного дела (в 1918-26 заведующий картинной галереей Эрмитажа). Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его Азбука в картинах (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель.
Страстный пропагандист классического наследия, в том числе русского искусства XVIII – первой четверти XIX вв., Бенуа был инициатором создания ряда искусствоведческих изданий и музеев (редактор сборников Художественные сокровища России, в 1901-03 журнала Старые годы Музей старого Петербурга). Они организовали кружок любителей искусства. В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. Его декорации, эскизы костюмов и бутафории отмечены художественной цельностью и тонким чувством стиля (опера Гибель богов Р. Вагнера, 1903, балет Павильон Армиды Н. Н. Черепнина, 1907, – Мариинский театр в Петербурге).
Выходец из России, с 1926 года художник переезжает во Францию, живёт там и умирает. Оформил спектакль «Спящая красавица» для антрепризы Дягилева (1928), а также балеты «Жизель» Ж. Адана и «Лебединое озеро» П. Чайковского для антрепризы С. Юрока в Нью-Йорке в 1948. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале.
Кружок единомышленников («Общество самообразования») преобразовался в конце 1890-х в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. В 1917, после Февральской революции, участвовал в выработке государственной программы охраны памятников искусства и старины, входил в так называемую «Комиссию Горького», ставившую своей задачей подготовку широкой реформы художественной жизни страны. художниках, а также о сокровищах западного искусства в России. Художник (в т. ч. театральный) историк искусства и художественный критик, главн.
Из письма художника к Ф. Ф. Персональные выставки прошли в Париже (1926, 1929, 1953), Лондоне (1936, 1937, 1939, 1959, 1960), Комо (Италия, 1955), Милане (1960, посмертная). В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).
Бенуа принадлежит к числу реформаторов русского искусства книги и театрально-декорационной живописи в начале XX в. Графически отточенные иллюстрации Бенуа к Медному всаднику А. С. Пушкина (издано в 1923) созвучны и лиризму и драматическому пафосу поэмы. В своей первой книге История русской живописи в XIX веке (1900-1902) и в статьях начала 1900-х гг. Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе. Из наиболее ярких постановок Б. нужно отметить "Петрушку" (1911) и "Соловья" (1914) Стравинского для дягилевских спектаклей в Париже и "Пиковую даму" в Ленинградском оперном (Мариинском) театре (1921). Сотрудничал с Большим драматическим театром, Народным театром и Государственным академическим театром драмы (1920–1923) в Петрограде, антрепризой Дягилева, «Гранд-опера», театром-кабаре Н. Ф. Балиева «Летучая мышь» (1923–1925) в Париже.
Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. Учился самостоятельно. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Вскоре после Октябрьского переворота эмигрировал, работал за границей ("Гранд-Опера", "Ла Скала", театры Лондона, Нью-Йорка, Вены и др. ). Философовым, К. А. В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала.
Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. Работать надо фирменно. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности. В 1912-15 был содиректором по постановочной части Московского Художественного театра. Станиславским, а после Великой Октябрьской революции вместе с А. М.
Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. По количеству сообщенных в нем фактов он и сегодня почти не имеет себе равных.
В ней приняли участие едва ли не все деятели Мира искусства. Умер Александр Николаевич Бенуа 9 февраля 1960 года. Картина «На берегу пустынных волн» стала первым экспонатом Музея семьи Бенуа, который был открыт в 1988 в Петродворце, в здании Фрейлинского корпуса, построенном по проекту Н. Л. Бенуа. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале Мир искусства (1899-1904) и ежемесячном сборнике Художественные сокровища России (1901-1903), а позднее в журнале Старые годы (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства.
Сценография: "Павильон Армиды" (Мариинский театр, 1907), "Петрушка" (театр Шатле, Париж, 1911), "Маленькие трагедии" (МХТ, 1914—1915). Из семьи потомственных художников: сын архитектора Н. Л. Бенуа, внук архитектора А. К. Кавоса, брат архитектора Л. Н. Бенуа и акварелиста Альб. Работы, созданные им в глубокой старости, «рисунки-воспоминания», указывают на поразительную стойкость и силу его жизненного восприятия. Бенуа начал учиться рисованию в частном детском саду, он всю жизнь целиком был поглощен искусством.
В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Из письма художника к Ф. Ф. В числе его лучших работ на балетной сцене – спектакль «Петрушка» И. Ф. Стравинского, поставленный в содружестве с Фокиным в 1911 и многие годы входивший в репертуар лучших европейских театров. «Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы. Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины.
В 1907 оформил спектакль балета Н. Черепнина «Павильон Армиды» (Мариинский театр), в том же году был одним из основателей «Старинного театра» в Петербурге (выполнил занавес театра). Нувелем в 1890 году к ним присоединился двоюродный брат Философова С. П. Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание. В конце 1898 Дягилев выпустил первый журнала "Мир Искусства". Бенуа был последовательным защитником ценностей старины. В творчестве А. Н. Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой).
Но и здесь перед А. Н. Ей недостает именно историзма. Бенуа уже в апреле 1923 года.
Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию. Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части. Отсюда был один шаг до появления журн. СПб., 1904-06), «История живописи всех времен и народов» (в 4 т. СПб., 1912-17 издание не завершено). 1870 (С. -Петербург) – 9. 11. 1960 (Париж). Основал и редактировал журнал «Художественные сокровища России» (1901-03), сотрудничал в журналах «Старые годы» (1907-13), «Московский еженедельник» (1907-08), газете «Слово» и других изданиях.
Наряду с другими мирискусниками был одним из основоположников новой русской школы книжной графики в числе лучших работ в этом жанре – графические серии к «Пиковой даме» (1899 и 1910 СПб., 1911) и «Медному всаднику» (1903-22 Пг., 1923) А. С. Пушкина. Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н. Большая декоративная работа выполнена Б. для московского Казанского вокзала (эскизы "Азия", "Европа", 1916). С 1925 работал как художник кино.
Бенуа. А. Н.