Эту работу (и некоторые последующие) нельзя полностью охарактеризовать как произведение живописи. Он учится в Курском железнодорожном училище и одновременно ходит в небольшую студию. Ленин с детьми в автомобиле, скорее всего вранье, но вранье, достойное веры. Оба в своём творчестве уделяли большое место сатире, оба не чурались работы над рекламными и агитационными плакатами, считая это своим долгом перед обществом. Композиционный ритм, образная цельность, стилевое единство, форма произведения, средства выражения, сюжет изображения — все эти частные признаки монументального произведения вытекают из единства идей, породивших его как монумент».
Работы: "Перед спуском в шахту", 1925 "На стройке новых цехов", 1926 "Оборона Петрограда", 1928 "На балконе", 1931 "Бег", 1932—33 "Мать", 1932 "Игра в мяч", 1932 "Будущие летчики", 1938 "Оборона Севастополя", 1942 "Хорошее утро" (мозаика), 1959—1960 "Хоккеисты" (мозаика), 1959—1960 панно, росписи в общественных интерьерах мозаики плафонов станции московского метро "Маяковская" (1938—1939). Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже. Заметный след в творческой биографии художника оставили поездки в Крым. Но писать все же решил. Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников).
В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». — в Московском институте прикладного и декоративного искусства в 1953— 1957 гг. х гг. И не случайно в 1964 году Дейнека был удостоен Ленинской премии именно за произведения монументального искусствамозаики"Хорошее утро" (1959 i960), "Хоккеисты" (19591960), "Доярка" (1962) и "Красногвардеец" (1962). Но там Дейнеку подвергают ещё большей критике – за не изжитые недостатки стиля ОСТ, с которым РАПХ враждовала, за обилие безыдейной спортивной тематики, за формализм и индивидуализм. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934).
У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. У художника был своеобразный метод, который он использовал и при создании этой композиции. Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту.
Закономерности декоративного стиля ему открывались повсюду — в действии механических законов природы, в строении человеческого тела и животного, в непрестанном беге облаков и пенистых волнах прибоя, в конфигурации листьев дерева и морозном узоре на заледеневшем окне: «Чувство орнамента естественно природе и человеку, — замечал художник, — вот почему так бесконечно разнообразен орнамент в руках разных народов, в раскрасках, росписях, резьбе, тканях, архитектуре, коврах, плетении». «Весь путь ОСТ –. героика, прославление коммун. Творцами таких «текстов», оседлавших полуофициальные, выражавшие казенную точку зрения журналы «Искусство в массы» и «Пролетарское искусство», были забытые впоследствии «деятели искусства» Борзятов, Вязьменская, Цирельсон, Четыркин (см. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь.
Согласно постановлению ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников». Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Сразу оговариваюсь: материал никогда не может играть решающую роль в творчестве художника. Попутно он выявляет ряд общих моментов, характерных для разных областей творчества.
Графика» и «Дейнека. Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). О «программных» произведениях 1920-х напоминают только их большие размеры.
Одна из лучших картин на эту тему — «Будущие летчики» (1938, Третьяковская галерея, Москва). Таким видит город Дейнека Александр. Его давний (от Фаворского) интерес к философии и теории искусства, особенно к проблеме пространства, заставлял искать почти научный метод в построении картинной архитектоники. Но в целом выставка получила одобрительные отзывы. Обращают на себя внимание его наиболее известные послевоенные картины: «Эстафета по кольцу Б» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), в которых сложился удивительный симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическо-иллюстративными тенденциями и фальшивым восторгом персонажей, полотно «Покорители космоса» (1961) с игрушечными ракетами. Научные и исторические статьи, атеистическая публицистика сочетались с безжалостной сатирой: памфлетами на библейские темы, антирелигиозными частушками и, конечно, рисунками и карикатурами.
В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). В обоих случаях художник вплотную подошел к созданию эпического стиля эпохи, который, по его словам, не является формальной категорией, а создается борьбой и страданиями народа, силой объединяющих идей, нравственных устоев, торжествующих в реальной общественной ситуации. А ведь этой простотой Дейнека как раз и достигал поразительных результатов. Художнику предложили выполнить мозаичные плафоны для станции метро Маяковская.
В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Уже в детстве у мальчика появляется два непохожих интереса, живопись и техника. Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города. Во Вхутемасе он читал «теорию композиции». В ней он также показывает себя мастером оригинального, неповторимого таланта.
Оборону Севастополя, так как я этот город любил за веселых людей, море и самолеты. За последующие два десятка лет он создаёт множество шедевров ("У моря. После смерти Сталина продолжал оставаться популярным среди кремлевского рук. Дейнека родился в Курске в семье рабочего.
И художник вновь справляется с вызовом. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). В 1954 году он расписывает зрительный зал Челябинского театра оперы и балета, в 1956 создаёт мозаику для фойе актового зала МГУ, в 1961 – для фойе Дворец Съездов в Московском Кремле. Выпускник Харьковского художественного училища (1915—1917), потом ВХУТЕМАСа (1925). Художника и поэта роднили идеи революции и вера во всепобеждающую силу пролетариата.
Александр Александрович Дейнека вошел в историю советского изобразительного искусства как автор многих живописных и графических произведений, фресок, росписей, мозаик, скульптур. Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Глубоким страданием проникнуто другое произведение — «Сгоревшая деревня» (1942).
И поэт и художник выбирали схожие темы для своих произведений их вдохновляло одно и то же – искренняя вера в революцию и советскую власть, любовь к пролетариату, восхищение физической силой и физическим здоровьем человека. Патриаршие пруды. Глубоким страданием проникнуто другое произведение — «Сгоревшая деревня» (1942).
Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью. Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации.
Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Художником были сделаны эскизы панно для выставок в Париже и Нью-Йорке. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Художника и поэта роднили идеи революции и вера во всепобеждающую силу пролетариата. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Как прекрасно дополняет пейзаж образ человека. Бескомпромиссное отвержение новаторства – ее главная черта» 10.
А ведь этой простотой Дейнека как раз и достигал поразительных результатов. В 1920. путь зигзагообразный, путь колебаний. В конце 1935 года в Москве открылась персональная выставка художника. Возьмите хотя бы пейзажный фон в "Трактористе".
Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). Оставим в стороне мозаики для фойе актового зала МГУ (1956) и Дворца съездов Московского Кремля (1961), где проявился технический профессионализм мастера, заключенный в прокрустово ложе государственного заказа. В 1918 году художник возвращается в родной город.
Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж. Работая в Севастополе, он увлекся самолетами. Художественный образ предельно величав и обобщен.
Это Тревожные ночи 1942), Сбитый ас (1943) и другие. Севастопольские моряки встали стеной, преграждая дорогу врагу. Искусство, — писал Дейнека, — обладает изумительным качеством — воскрешать прошлое, показывать завтрашнее. Эта тема так понравилась мастеру, что позднее, в 1940 году, он написал историческую картину «Никитка — первый русский летун» (Третьяковская галерея, Москва). Первые шаги. АХ СССР (1947), Герой Соц. Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. К числу наиболее значительных работ конца 1930-х — начала 1940-х относится «Левый марш» (1940).
По рекомендации своих тамошних наставников в 1915-1917 гг. Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. носивший название Безбожник у станка (т. к.
У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Например, сдвинув главную фигуру в левый край полотна, А. Дейнека оставил перед ней пространство, которое ему было нужно для свободного полета связки гранат. Его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в России в 1914 году в переводе Владимира Фаворского и Николая Розенфельда. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики.
Далеко за возвышенностью по извилистой дорожке неторопливо идут три женские фигурки. Есть у Дейнеки и чисто пейзажные работы. Ноябрь 1941 года» (1941) — первая в этом ряду.
Они организованно занимаются спортом и привержены культу здоровья, чтобы рождать бодрых и жизнерадостных строителей социализма. В работах, показанных на первой выставке ОСТа, Дейнека находил свой стиль. Положительным следствием этого членства является то, что в 1929 году выходит в печать новый рабочий журнал Даёшь, в котором Александр Александрович становится одним из основных художников и работает вместе со старыми знакомыми из Безбожника. В нем среди других значились следующие «линии» : революционная современность и ясность в выборе сюжета стремление к совершенному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет стремление к законченной картине ориентация на художественную молодежь. — в Московском архитектурном институте. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь". И не случайно в 1964 году Дейнека был удостоен Ленинской премии именно за произведения монументального искусства—мозаики—Хорошее утро (1959— i960), Хоккеисты (1959—1960), Доярка (1962) и Красногвардеец (1962).
Мерно и стройно шагает отряд. Творческий облик Дейнеки был ярко и отчетливо представлен в его произведениях на первой же выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (в группу входили также А. Д. Гончаров и Ю. И. Пименов). и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике.
уч. Причем свойственная прежнему Дейнеке живописная экспрессия в «Обороне Севастополя» была подменена экспрессией жестов и поз. тема его работ – патриотич.
Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Вслед за Обороной Севастополя появляется целый ряд картин на темы войны. Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже. Происходит кристаллизация режима. ной теплотой. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия.
Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее индивидуальнее (Полдень, 1932, Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки, 1933). носивший название Безбожник у станка (т. к. С М. Громовым и В. Чкаловым Дейнеку связывали узы дружбы.
Творческая направленность «Объединения трех» во многом послужила созданию Общества станковистов. А ведь этой простотой Дейнека как раз и достигал поразительных результатов. 1941 год, Эвакуация колхозного скота, Колхозницы роют противотанковые рвы на подступах к Москве, Ремонт танков на прифронтовом заводе, Танки идут на фронт и Наступление началось — великолепные работы, в которых с большой силой художественного обобщения раскрыты события суровой годины войны.
ной теплотой. Их композиция при отходах зрительно растет, становится значительнее. Тогда же, в начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» переживала авиационный восторг.
В течение всех двух недель работы выставки залы были заполнены посетителями. Ноябрь 1941 года (1941). 2009–2011», приуроченный к 110-летнему юбилею со дня рождения художника, был инициирован Издательской программой «Интерроса» в 2008 году. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. (с перерывами) — в Московском художественном институте им.
В картине практически нет никаких примет быта. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. человека. Соплии слезы. В 1925 г. участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают "Общество станковистов" (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей.
В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Многие из работ мастера впервые экспонировались в Курске, на родине художника. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей.
Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют. Один из учредителей ОСТа (1925). Первая выставка ОСТа сразу же принесла художнику большую популярность. На ней было представлено 119 работ Дейнеки — картины, рисунки, акварели. ще и ВХУТЕМАСе (Москва 1925).
през. Это время оказывается для Дейнеки весьма плодотворным на плакатное творчество, в непривычном для себя жанре художник быстро осваивается и создаёт ряд достойных работ. С 1963 г. народный художник СССР. Фигуры органично вписаны в пейзаж бесконечные морские дали и бездонное синее небо.
— в московском Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН) с 1928 г. — в Московском полиграфическом институте в 1934—1963 гг. Предки его, по всей вероятности, происходили из среды малороссийских крестьян. С 1919 по 1920 Дейнека находился в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске.
Тем не менее Д. вгоды правления И. В. В ней он также показывает себя мастером оригинального, неповторимого таланта. Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К. А. Там, конечно, очень красиво. С1960 чл.
Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. Дейнека действительно был большим мастером. В 1931 году художник переходит в РАПХ ("Российская ассоциация пролетарских художников").
Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927). Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. ва. Советский Союз действительно находился на передовых подступах к современной авиации.
Ноябрь 1941 года» (Третьяковская галерея, Москва). он получает художественное образование в Харьковском художественном училище. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930).
Возьмите хотя бы пейзажный фон в Трактористе. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. Дейнека, в частности, демонстрировал картины «Футбол» и «Две фигуры» (1923).
Фигуры органично вписаны в пейзаж — бесконечные морские дали и бездонное синее небо. пафос картин и «формализм», но преследованиям не подвергался. В центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы. Картина "Оборона Петрограда" была первым живописным произведением художника.
Он посещает Америку, Францию, Италию. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью". Патриаршие пруды. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики.
В 1928-29 гг. Вот эти бронзовые от загара мальчишкивы не видите их лиц, но отлично ощущаете, как внимательно наблюдают они за полетом гидроплана. От города художник переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны ("Сгоревшая деревня", 1942).
Красота Рима поразила его. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Дейнека был художником огромного таланта, страстного, неуемного темперамента. Лишенные бликующего мерцания масла чистые тона фрески сообщают композиции особую приподнятость и торжественность, позволяют строить изображение крупными цветовыми массами и силуэтом, хорошо обозреваемыми с далекого расстояния. Каждая деталь картины глубоко продумана и мастерски выполнена художником.
Его объявляли формалистом, его самая сильная картина "Оборона Петрограда" долгое время по этой же причине не выставлялась, а лежала в запаснике музея. Стиль Д. был характерен для всех существовавших в то время тоталитарных государств. От города художник переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны (Сгоревшая деревня, 1942). Еще в мозаиках киевского Софийского собора художник подметил одно интересное качество. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря.
Самое большое полотно было создано художником для Советского павильона на Международной выставке в Париже (1937). Это одна из самых драматических работ мастера. Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы исторические и спортивные (Коммунисты на допросе (в штабе белых), Безработные в Берлине, 1933, Крестьянское восстание, Бегуны, Вратарь, 1934). Живопись».
В эти годы были созданы полотна Оборона Севастополя, Окраина Москвы (1941 г. ). В целом в его искусстве прошлое переплетается с будущим. Дейнека был бесконечно влюблен в поэзию Маяковского.
Река Тускорь" (1945). IB 1935 году А. А. Однако простота эта – не упрощение, а отточенный до формулы, до предельной лаконичности художественный прием мастера. Ведущий представитель идеологии казенной Ассоциации художников революции искусствовед Фрида Рогинская выступила на страницах журнала «Искусство в массы» со статьей, очень характерной для полемических выпадов конца 1920-х – начала 1930-х.
Тема спорта как культа сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в рисунках («У финиша», 1926 «Лыжники», 1927 «Хоккей», «Футбол», оба – 1928, «Рабочая окраина», 1929). С помощью противопоставления цветов (светлого — одежда моряков, темного — фашистов) автор передает главную идею своего произведения: справедливость и добро должны восторжествовать над злом. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная.
Среди художников самых разных радикальных направлений выставлялось «Объединение трех», состоявшее из студентов полиграфического факультета Вхутемаса Андрея Гончарова, Александра Дейнеки и Юрия Пименова. Партнёр проекта – Государственная Третьяковская галерея. И хотя произведение это на первый взгляд несколько сурово, оно наполнено большой душев-.
Он не бросал работу даже во время воздушных налетов. Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах». Дейнека был художником огромного таланта, страстного, неуемного темперамента. " Дейнека был бесконечно влюблен в поэзию Маяковского.
Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника. «Живописное полотно Футбол 1924 года, – пишет Татьяна Малова, – своеобразный манифест нового объединения» 3. Александр Александрович Дейнека (1899-1969). На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938).
В Курске не раз организовывались выставки работ знаменитого земляка. Герой Социалистического Труда (1969), лауреат Ленинской премии (1964). О такой работе художник мечтал еще в годы юности. И, на самом деле, правда.
Одна из них — Под Курском. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Он что-то все-таки жалеет, к какой-то стороне изображаемого относится снисходительно» 9. Но была и противная сторона. Ее кульминацией можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933).
Картина "Оборона Петрограда" была первым живописным произведением художника. Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма, чем-то напоминающем живопись Натана Альтмана. Картины зарубежного цикла: Улица в Риме (1935), Тюильри (1935), Негритянский концерт (1935) разносторонне рассказывают о впечатлениях художника. У финиша, 1927).
Искусствовед Владимир Костин вспоминал: «Дейнека полностью игнорировал прочно сложившееся у многих из нас, в то время начинающих художников и искусствоведов, представление о живописи как об искусстве верных и тонких цветовых гармоний, передающих красочное богатство натуры. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). роман «Мастер и Маргарита» Булгакова).
Кажется, все предельно просто. И художник вновь справляется с вызовом. По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа.
Дейнека вполне может быть назван иконописцем Техники. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. После службы молодого талантливого курянина командируют в Москву, где он получает возможность продолжить художественное образование во ВХУТЕМАСе, на полиграфическом отделении, у самых именитых учителей – известного живописца, графика и театрального декоратора Игнатия Нивинского и другого, ничуть не менее прославленного художника, сценографа, книжного иллюстратора, основателя советской ксилографии и теоретика живописи – Владимира Фаворского. Необычайно высоко ставил художник наследие античности и Ренессанса. Эти правила не мешали формированию стиля. На смену ей и ее носителям пришла «советская культура» и «великий советский народ». Большевистские руководители Советской России рассматривали ее как наиболее «слабое звено» в системе мирового империализма, где посредством коминтерновской агентуры должна начаться следующая после «октябрьской» революция (планировавшаяся на 1925 год).
Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. художник СССР (1963), действительный чл.
Интенсивно работал Дейнека и в годы Великой Отечественной войны. А в это «жизнерадостное» время ведущие советские авиаконструкторы во главе с Андреем Туполевым находились в Бутырской тюрьме.
Это полотно обозначило резкий перелом в искусстве Дейнеки. Его мастерство, оригинальное и самобытное, составляет эпоху в отечественном искусстве. Если в «Обороне Петрограда» превалировала формально-художественная сторона, то теперь сугубо политическая концепция была выражена гипертрофированным языком батального жанра. входил в группу «Октябрь».
Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени ("Площадь Свердлова в декабре 1941 года", "Манеж", 1941). Одна из них — "Под Курском. За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени (Площадь Свердлова в декабре 1941 года, Манеж, 1941).
Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Из Рима он поехал во Флоренцию, затем в Берлин, а оттуда — домой, в Москву.
Кажется, все предельно просто. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. Окончил Харьковское худ. В рамках проекта вышли книги: «Дейнека.
Картина «Окраина Москвы. Они занесены снегом. В рисуночной пластике с наибольшей рельефностью обнаруживаются отличительные черты и закономерности эпохи, стилевые особенности конкретных произведений.
Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция. В Риме, а затем в Москве Дейнека создал огромное количество работ, посвященных Италии. Полотно стало для нас олицетворением счастья мирных дней. Река Тускорь (1945).
(Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). В 1962–66 вице. За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка—первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937). Есть у Дейнеки и чисто пейзажные работы.
«Она поражала многих зрителей своей жизненностью, большой образной собирательностью, пластической силой и конкретностью в изображении нового человека», – вспоминал Костин. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). В 1919-1920 гг. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. За ней последовали другие работы: "В обеденный перерыв в Донбассе" (1935), "Никитка—первый русский летун" (1940), "Будущие летчики" (1937).
Род. Мастер даже пошутил в письме домой: «Приеду, устрою выставку и буду три дня московским медведем». Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). В 1927 году Дейнека начал работать над заказом Совнаркома — большой картиной «Оборона Петрограда» (Музей вооруженных сил, Москва). Набережная Сены, Париж. И хотя произведение это на первый взгляд несколько сурово, оно наполнено большой душев-.
Усвоенные теории стали для Дейнеки руководством в творческих поисках. И все. Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). Даже в работах 1940 – 1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств. Масштабный культурологический проект «Александр Дейнека. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Он считал, что декоративно-прикладное искусство, входящее в реальную среду, окружающую человека, помимо эстетической может нести идеологическую нагрузку «отображать и подчеркивать те идеалы, во имя которых мы живем, ту простоту, ту коллективность, которые не имеют ничего общего ни с обветшалым внешним шиком, ни с неудобствами, мешающими нам думать, работать, общаться с людьми».
Таково содер-» жание акварельного листа Берлин, в день подписания декларации (1945). Он ощущал настоятельную необходимость бережного сохранения традиций народного творчества. Эта изначальная нацеленность мастера на отображение светлых радостных картин бытия позволила ему с особой силой пережить драму народа в годы гражданской и Великой Отечественной войн, создать свои главные произведения — «Оборона Петрограда» и «Оборона Севастополя». Дома тревожно притихли. Из Парижа художник отправился в Италию. Как он современен, как он живет вместе с человеком напряженной деятельной жизнью.
Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые ("Сбитый ас", 1943, "Парашютный десант на Днепре", 1944). Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). Как прекрасно дополняет пейзаж образ человека. После службы в армии Дейнека едет учиться в Москву.
работал главным образом в жанре журнальной графики. Так и статья Рогинской, хотя и в малой степени, не лишена этого оттенка. Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые (Сбитый ас, 1943, Парашютный десант на Днепре, 1944). Кажется, все предельно просто. Картина «Окраина Москвы.
Фигуры органично вписаны в пейзаж — бесконечные морские дали и бездонное синее небо. Картина «Окраина Москвы.
Картина Эстафета по кольцу Б (1947), мозаика Лыжники (1950), скульптуры Стометровка, Бегущая спортсменка и многие другие — убедительное тому подтверждение. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Особое место в его творчестве занимали монументально-декоративные работы — оформлял росписями и панно Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (1938—1939), здание Центрального театра Советской Армии (1940), главное здание М ГУ (1951 1953), Дворец съездов в Кремле (1960— 1961, ныне — Государственный Кремлевский дворец), павильоны СССР на Всемирных выставках в Париже (1937) и Брюсселе (1958). И это издание (пользовавшееся покровительством Бухарина) и сам художник все чаще подвергались критике в печати. Далеко за возвышенностью по извилистой дорожке неторопливо идут три женские фигурки.
Его картины всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством. Основная тема произведений — индустриальный труд, техника, городская жизнь, спорт. Учился в Харьковском художественном училище. И не случайно в 1964 году Дейнека был удостоен Ленинской премии именно за произведения монументального искусства—мозаики—"Хорошее утро" (1959— i960), "Хоккеисты" (1959—1960), "Доярка" (1962) и "Красногвардеец" (1962). КПСС.
Трагизм и героика сливаются в ней в единое целое. Крымские впечатления легли в основу картины Будущие летчики (1937). Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами ("На балконе", 1931) он пишет идейные и трагические картины ("Наёмник интервентов", 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты ("Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов", "Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу", 1931).
Наиболее известные картины – «Оборона Петрограда» (1928), «Будущие летчики» (1938), «Оборона Севастополя» (1942). Но враг не пройдет. Один из виднейших представителей соц. В 35 мозаиках раскрывается панорама мирной жизни страны.
Сын железнодорожника. В кафе, Париж. Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Пишет плакаты для Курского отделения Окон РОСТа.
Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью". АХ СССР. В 1921 году, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916 – 1917), Дейнека был принят во Вхутемас, где чрезвычайно разнообразные процессы обучения зависели от самых разных творческих воззрений преподавателей. Прыжок с колокольни». В 1928-29 гг. Интенсивно работал Дейнека и в годы Великой Отечественной войны.
В 1924 году художник съездил в Донбасс. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). Они более устойчивы, чем период существования того или иного стиля».
Среди иллюстраций к этой детской книжке одна из лучших — «Без мотора. Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (обе 1959 – 1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии. Оба в своём творчестве уделяли большое место сатире, оба не чурались работы над рекламными и агитационными плакатами, считая это своим долгом перед обществом. Учился в Харьковском художественном училище. Первая значительная работа – "Окраина Москвы. В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы.
Ноябрь 1941 года" (1941). Его картины всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника.
За ней последовали другие работы: "В обеденный перерыв в Донбассе" (1935), "Никиткапервый русский летун" (1940), "Будущие летчики" (1937). Первой значительной работой становится Окраина Москвы. реализма. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). Удивительно хорошо сработала на заднем плане лошадь. Так как главный объект здесь и не Ленин и не дети, а автомобиль. Он стремился проникнуть в композиционную мудрость храмовых росписей, перенять отличающую их строение тектоническую подвижность пропорций, словно растущих при отходе и заставляющих изображение казаться внушительнее, величественнее своих реальных размеров.
(Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим. Художественная «критика» зачастую носила характер политического доноса.
В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Это было самое прогрессивное художественное объединение 1920-х годов, состоявшее из молодых художников, вчерашних студентов, что сказалось на содержании устава – «Платформы» ОСТа. (8. 5. 1899–12. 6. 1969), график, художник, нар.
Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Его мозаики украшают станции Московского метрополитена: «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Художник показал узкую полоску набережной с идущим на ней ожесточенным сражением.
Ноябрь 1941 ГОДА» (1941) — первая в этом ряду. А главное настроение – это скорость и простор. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Тридцатые годы – пора расцвета творчества художника. Он осознавал окружающий мир как совокупность множества элементов. Площадь согласия, Парижанка, Сен-Жермен, Тюильри, Стадион в Риме, Площадь в Риме, Юноша-негр, Негритянский концерт, 1935, Скука, 1936).
Критика охарактеризовала работы «Объединения трех» как «экспрессионистический урбанизм». Годы Великой Отечественной войны были для художника временем тяжелых испытаний и периодом большого творческого напряжения. Рыбачки, 1956, Москва военная, В Севастополе, 1959), продолжает заниматься украшением залов.
Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Эта, казалось бы, чисто техницистская идея соединяется в его работах с живым, волнующим восприятием природы как, например, в картинах «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938). Советский художник-реалист (художник и график, мозаичист), посвятивший свое творчество романтике и героике советской жизни во всех ее проявлениях, будь то борьба, труд, спорт. Тогда же происходят события, которые сам художник считал основополагающими в своей карьере – начинается период его сотрудничества с рядом журналов: Безбожник у станка, У станка, Прожектор, Красная Нива.
Действительный член Академии художеств СССР (1947). Шла тяжелая война, – говорил потом художник о замысле своей картины. Весной 1924 года в Москве открылась вошедшая в историю мировой культуры «Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства».
В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа.
11 февраля 1935 года в Филадельфии открылась выставка Дейнеки. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). Исследования, книги, выставки. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского — «Левый марш» (1941). В это время он создал напряженные и драматичные произведения.
8 (20) мая 1899 г., в Курске, ум. Сталина подвергался нападкам за недостаточный рев. Меняются лица исчезают образованные люди, упрощается язык, уплощается мышление.
Работа в журнале и общество станковистов. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Символичен образ моряка со связкой гранат на первом плане. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Вернувшись из-под Юхнова, А. Дейнека побывал в ТАССе, где ему показали напечатанный в одной из немецких газет снимок разрушенного Севастополя.
Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Строг и суров ритм картины. Донбасс (1947), На просторах подмосковных строек (1949), Кузнецы (1957), Тракторист (1956), У моря, Рыбачки (1956) – таков не полный перечень полотен художника, созданных после войны. Надо сказать, что интерес к искусству Германии не был случайным.
Его картины всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством. В нескольких листах начала 1930-х годов под общим названием «Кросс» в бегущих крепких голубоглазых блондинах определенно просматривается увлечение арийской эпикой. Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха» (любимая формула конструктивистов), населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов.
В 1920-х гг. Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль». Фон дан скупой линией отдаленного города. Труда (1969). «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. В. И. Сурикова в 1945—1952 гг.
Однако там Дейнеку подвергают ещё большей критике – за не изжитые недостатки стиля ОСТ, с которым РАПХ враждовала, за обилие "безыдейной" спортивной тематики, за формализм и индивидуализм. Учился в Харьковском художественном училище. Недоработка была «исправлена» созданием в 1942-м своего рода живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя», с содержанием весьма далеким от исторической правды. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожного рабочего. Один из американских деятелей назвал художника «филадельфийским львом». Активно занимался преподаванием: в 1928—1930 гг.
Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария. Ему нравился полнокровный жизненный гуманизм этих эпох, проложивший путь к трактовке монументального образа по законам объемно-пространственного изображения. Интерес художника к истории русского самолетостроения отразился и в работе над книгой «Наша авиация» летчика И. П. Мазурука.
Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт. труда изображение идеализированного сов. Его монохромные произведения отличались монументальностью и скупостью (простотой) форм, динамичной композицией, построенной на контрастном сочетании плоскостей, объемов и различных пространств. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа.
Он поступает на полиграфический факультет Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Как он современен, как он живет вместе с человеком напряженной деятельной жизнью.
К этому времени было окончательно покончено с остатками гуманистической русской культуры. Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. (1899—1969) — советский деятель культуры, художник, график и скульптор, педагог, действительный член АХ (1947 вице-президент в 1962—1966), народный художник СССР (1963), Герой Социалистического Труда (1969), лауреат Ленинской премии (1964). И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. На второй выставке Общества станковистов в 1926 году наиболее сильное впечатление на зрителей произвела картина Дейнеки «На стройке новых цехов», не просто продолжавшая графическую манеру двух упомянутых композиций, но углубившая и поднявшая ее настолько, что можно было говорить о возникновении оригинального монументального стиля.
Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью. В 1924 году он принимает участие в Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства в составе Группы трёх, совместно с двумя другими молодыми, подающими надежды художниками – Андреем Гончаровым и Юрием Пименовым. Дейнека уезжает в свою первую творческую командировку за границу.
Осн. 12 июня 1969 г., в Москве. Его мастерство, оригинальное и самобытное, составляет эпоху в отечественном искусстве. Теоретические взгляды художника на композицию наиболее полно изложены в его учебнике «Учитесь рисовать», они содержатся в ряде статей и специальных докладов.
Наступил долгожданный день победы. В1964 получил Ленинскую премию.