Альбрехт Дюрер создал одну из самых знаменитых гравюр на меди «Меланхолия I» в 1514 году. Самая знаменитая гравюра, которую выполнил Альбрехт Дюрер – Меланхолия. Это один из трёх графических листов, Альбрехта Дюрера, вошедших в историю искусства под названием «Мастерские гравюры» : «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия». Это один из трёх графических листов Альбрехта Дюрера, вошедших в историю искусства под названием «Мастерские гравюры» : «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия I». «меланхолия»— резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера, законченная в 1514 году.
Одно из самых известных произведений, где использован уникальный метод резьбы по металлу – это гравюра Альбрехта Дюрера Меланхолия. Это один из трёх графических листов Альбрехта Дюрера, вошедших в историю искусства под названием «Мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия I». «меланхолия»— резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера, законченная в 1514 году.
«меланхолия» – резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера, законченная в 1514 году.
В современном понимании это слово «измерение» ближе к понятию «конструкция», «построение». Все остальное безжизненно. К ее поясу прикреплены ключи и кошелек. Что для нас эта гравюра. Неоплатоники слили аристотелевскую мысль с платоновским учением о «божественном неистовстве» и появилось новое понятие «меланхолической одержимости» – состояния, в котором творит гений. Во-первых, многое на гравюре граничит с планетой Сатурн – покровительницей меланхоликов. Сатурн, вообще, считался (может и сейчас так считают) плохой планетой, страшной, оказывающей негативное влияние на людей.
2. А собака – воплощение истощения. «Лекции по истории искусства. Северное Возрождение. Альбрехт Дюрер». Однако наверняка тут есть и нерасшифрованные числовые коды. Прочитать о жизни и творчестве художника можно в книге А. Дюрер – Трактаты. Дюрер приходит к этому заключению после безуспешных поисков «секрета», который он будет пытаться разгадать до конца своих дней.
Но Кюллер хотя бы не имеет к Гамлету претензий. Вот таким образом лишь меланхоликам доступна радость открытий. Через нем.
Отсюда – инструменты. 3. Это интересно. Albrecht Durer Melencolia-I (1514) «Меланхолия» — самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера. В воздухе над водой летает существо, напоминающее летучую мышь и держит транспарант с надписью по-латыни «Меланхолия I».
«Меланхолия» Дюрера в депрессии ибо высшая истина ей недоступна. Добавить ваши. Холерик (от греч. Однако, по Тургеневу, «Гамлет при случае коварен и даже жесток» – «вспомните устроенную им погибель двух посланных в Англию от короля придворных, вспомните его речь об убитом им Полонии». Циркуль, равно как треугольник с линейкой, служат атрибутами Геометрии – одного из семи «свободных искусств» Средневековья и первого из божественных искусств Ренессанса.
Святой Иероним изображён за работой, он пишет, скорее всего, переводит Священное Писание. Письма. Без дела брошены инструменты, необходимые ремесленнику-профессионалу. отчего в нем это бессилие. Он прикорнул над книжкой на краю мельничного жёрнова, покрытого тканью с бахромой, создающей необходимую прослойку между шершавой холодной поверхностью камня и теплой детской кожей (а тонкость работы резца Дюрера такова, что позволяет вполне живо ощутить все эти фактурно-температурные моменты). Геометрия – одно из «7 свободных искусств».
Интересно, что песочные часы – мотив в гравюрах Дюрера не одиночный, а сквозной. Гуманисты восславили и Сатурн.
Сам Дюрер свидетельствует, что «привязанные к поясу Меланхолии ключи являются символом власти, а кошель – богатства (это обычный атрибут меланхоликов, означающий также и скупость). В сущности, он представил свою Меланхолию в виде Геометрии». Но нет интереса к этим обычным (уже изученным) явлениям. В конце декабря 1513 года он увидел комету, которая двигалась к месту созвездия Весов (на гравюре висят на стене), где тогда находилась планета Сатурн. Гамлет «в порыве взволнованного чувства (. ) клянется и небом и землею лететь на мщение как на свидание любви – и вслед за этим сознает свое бессилие выполнить и долг и клятву.
Или они брошены и попраны. Но ее рукопись ходила уже в 1509-1510гг. Отчего же геометрия или «искусство измерений» играет такую важную роль в гравюре «Меланхолия». Так в квадрате зашифрованы год создания картины (нижние средние два числа), дата смерти матери художника (16. 05) и можно найти много других. Венок из лютика и водяного кресса — лекарство. Albrecht Durer Melencolia-I (1514) «Меланхолия» — самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера. 2. Это символ Сатурна.
Вот таким образом лишь меланхоликам доступна радость открытий. В искусствоведении есть специальная область экспертизы – иконография (в отличие от иконографии, как системы в иконописи), это исследование и анализ сюжетной стороны произведений и истолкование символики, аллегорий и атрибутов, а также иконология 8211 методика прочтения символического смысла картины.
И. С. А зачем это крылатой женщине рубанок и гвоздодер. Это точеный деревянный шар и вытесанный из камня полиэдр, многогранник. Это тот необходимый вклад, та насущная дефензивная работа не только великих, но и простых «чувствительных» людей – не только в науке искусстве, но и в обыденной человеческой жизни, которую в таком просветленно-тонком и кропотливом виде нередко не способны совершать «волевые» и «рассудочные» натуры.
Но наиболее загадочным из всех намеков, содержащихся в этой гравюре, является цифра «I», начертанная на крыльях летучей мыши рядом с надписью «Меланхолия». У ног свернулась дремлющая собака. Ну да, что хорошего в меланхолии. До Дюрера существовало множество изображений меланхоликов. Предполагают, что Дюрер назвал гравюру «Меланхолия I», поскольку себя относил к первому типу меланхоликов.
Крылатый гений лишен возраста. Albrecht Durer "Melencolia-I" (1514) «Меланхолия» — самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера. Наконец, религиозный человек определенно даст иное толкование. Крылатая женщина изображена в окружении атрибутов средневековой науки и алхимии: песочных часов, весов, колокола инструментов различных ремесел, «магического квадрата», летучей мыши и т. п. облик ее полон мрачной тревоги, трагизма, подавленности, неверия в торжество разума и силы знания.
Нессельштраус замечает далее, что «взгляды Аристотеля и Платона были известны средневековым схоластам», но в ту пору, «когда вера ставилась выше разума и одаренности человека не придавали большого значения они не могли повлиять на неблагоприятную оценку меланхолического темперамента. Даже венок на голове словно растет на волосах, а не сплетен из сорванных растений. Он переезжал из одного немецкого города в другой, даже побывал в Палестине. Наконец, Лютер, морально облаченный в доспехи рыцаря, когда он выступает на борьбу со злоупотреблениями и индульгенциями.
Чего бы еще можно было пожелать. Наконец, самым печальным и опасным темпераментом считался меланхолик (от греч. Что значит MELENCOLIA I. Члены круга неоплатоников Марсилио Фичино обратили внимание на мысль Аристотеля «Все воистину выдающиеся люди, отличившиеся в философии или в политике, в поэзии или в искусстве – меланхолики». Мир казался уже не таким прочным. Отсюда – инструменты.
Б-р (полную фамилию установить не удалось), очарованный «нравственной красотой» Гамлета, «не досчитывается» в его характере «многого из того, что есть, например, у Лассаля, Мюнцлера, Магомета и пр» : принц «ограничивается только (. ) колебаниями, не может подвести итог им, дабы уже действовать в твердой вере потому это неполный характер, лишь подтип». При всем этом остается в стороне смысл этой особенной «слабости». Творящий гений приравнен к низшему темпераменту. Книга закрыта.
«Меланхолия» создавалась после этих двух гравюр и песочные часы здесь вбирают оба смысловых подтекста – и неумолимость времени и его разумную размеренность. Вот в чем, по-моему, эпохальность Гамлета. События, жизнь проходят без её участия. В античное и средневековое время принято было считать, что меланхолик, порожденный Землей под знаком Сатурна, сух, холоден, воплощает вечер, осень и пожилой возраст, тогда как сангвиник, порожденный Воздухом под знаком Юпитера или Венеры, несет в себе влажность, теплоту воздуха, воплощает утро, весну, нежный ветер, юность холерик, порожденный Огнем под знаком Марса, несет в себе сухость и жар, воплощая полдень, лето, зрелость, а флегматик, порожденный Водой, так зависящий от «холодной и связанной с морем Луны», влажен, холоден, родственник ночи, зимы, старости. В 1513 году знаменитый художник и график из Нюрнберга Альбрехт Дюрер исполнил три гравюры, называемые «мастерскими»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия.
Это, кстати, объясняет происхождение слова «тривиальный», которое большинством этимологических словарей и словарей иностранных слов трактуется немного загадочно и неверно. Поскольку, в соответствии с такой классификацией, «Меланхолия» Дюрера с ее атрибутами геометрии должна быть отнесена к первой ступени ремесел и искусств, – возможно, что цифра «I» является обозначением этой ступени. Первым уровнем является познание ремесленное, осуществляемое через предметы, осязаемые вещи, вот почему на «нижнем ярусе» у Дюрера разбросаны пила, рубанок, линейка, молоток, гвозди, а идеально правильная сфера, выточенная неким мастером, – это вообще вершина мастерства, которой может достичь ремесленник.
Лестница в небо, как символ постижимости божественного. Беспорядок, в котором разбросаны на полу инструменты и приборы задремавший на мельничном жернове мальчик Эрос, символизирующий уснувшее желание молчащий колокольчик, который ничья рука больше не пытается привести в движение, — все это вписывается в палитру «суеты сует». Гамлет «не будет сражаться с ветряными мельницами, он не верит в великанов (. ) но он бы и не напал на них, если бы они точно существовали». А само появление на гравюре собаки объясняют тем, что это животное, которому покровительствует Сатурн, мрачная и холодная планета, «патронирующая» меланхоликов (в то время как сангвиники подчиняются Юпитеру, флегматики – Луне, а холерики – Марсу). 1. «Волшебный квадрат» — термин чисто математический.
Немецкий исследователь Дюрера Аби Варбург пишет, что впервые магический квадрат появился не у Агриппы, а в арабской астрологической книге Picatriх и потому является «рудиментом древней языческой практики». Теперь полагают, что ключ к ее расшифровке следует искать в сочинении известного немецкого ученого и чернокнижника Корнелиуса Агриппы Неттесгеймского «Об оккультной философии». MELENCOLIA I. В 1531г. Лестница уходит в небо, за край гравюры, то же с башней. В середине 1490-х гг.
Война в Италии, война в Шотландии, война в Бургундии. 2. sanguis — кровь. – оттого ли, что он рожден любить людей и делать их счастливыми, а не карать и губить их или в самом деле от недостатка этой силы духа, которая умеет соединить в себе любовь с ненавистью и из одних и тех же уст изрекать людям и слова милости и счастия и слова гнева и кары повторяем: как бы то ни было, но мы видим слабость». Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики. Нету и намёка на воздушную перспективу, дымку, флёр.
По мысли Волковой, эту ступень познания символизирует лестница – её правомерно ассоциировать с лестницей из сна Иакова (Быт. 28:12-16), по которой ангелы восходят в небо и нисходят на землю и которая служит для связи человека с Всевышним. Его поразило, что сама природы придала столь причудливую, почти рукотворную форму камню именно вот таким образом он решил его изобразить.
Их до сих пор добывают в Южной Германии. Циркуль, как мы помним, — это основной атрибут геометрии. Лукас Кранах Старший был реформатором. Агриппа опубликовал книгу «De Occulta Philosophia». В руке у нее раскрытый циркуль, к поясу привязаны связка ключей и кошель. Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики.
trivial — то же из лат. В нюрнбергском календаре 1515г. : «Из искусств Сатурн означает геометрию».
Божественная воля заранее предопределяет тот путь, по которому проследует каждый из нас и будем ли мы спасены или прокляты: таков фатализм Предопределения свыше, что явится одним из аргументов Реформации. Эти три яруса – проекция внутреннего мира художника, автора. Эти символы заставляют вспомнить «равенство меры, веса и числа», о котором говорит Платон в своих «Диалогах». «Прошла любовь, явилась Муза», как обозначается порядок вещей у Пушкина. Можно сказать, что на гравюре изображены «творческая меланхолия» и «очеловеченная геометрия».
В. Г. По мнению Плотина, Сатурн, будучи старше всех богов, стоит ближе к первоначальному источнику жизни, чем рожденные от него Юпитер и прочие боги. Ибо она потребовала святой воды, хотя до того долго не могла говорить. Из прежних гравюр разных мастеров изображавших Меланхолию насмешливо-неприязненно, Дюрер «сохраняет лишь традиционный жест, обычно сопутствующий мрачному раздумью, – подпирающую голову руку. В детстве он любил посещать оружейные мастерские, а на закате жизни он проявил массу изобретательности, выполняя чертежи артиллерийских орудий и неприступных крепостей.
Вскоре от теоретических предсказаний он перейдет к действию. Кровь, влажная и теплая, уподоблялась элементу «воздух» и сравнивалась с весною, с юностью, легким западным ветром зефиром и с утром. Паола Волкова выдвигает гипотезу о том, что ангел на картине и есть Дюрер.
Таким образом, кульминационным центром изображения является голова святого, где сливаются природный свет, падающий из окон и свечение исходящее от самого Иеронима, образуя единый «божественный свет». Достаточно вдуматься в значение жизни для человечества таких сомневающихся, внешне не деятельных людей, как Руссо, Дарвин, Чехов, чтобы ощутить героизм в их инертности («косности», «консерватизме» – в смысле отсутствия активной внешней решительности-деятельности). Таковы все они, нынешние. Уже не осталось ничего непостижимого. Дал ваги, на яких оцнюються достонства душ.
А то, что лежит на перекрестке двух, уже нетривиально. Поскольку, в соответствии с такой классификацией, «Меланхолия» Дюрера с ее атрибутами геометрии должна быть отнесена к первой ступени ремесел и искусств, – возможно, что цифра «I» является обозначением этой ступени.
trivialis то, что валяется на большой дороге: trivium перекресток трех дорог». Недаром его часто изображали с книгой. По концентрации символов и многозначительности «Меланхолия» Дюрера не имеет равных, в ХХ веке её стали считать чуть ли не самым значительным ребусом, подаренным человечеству искусством. В одной из центральных глав книги приведен «Образ Геометрии» (Typus Geometriae), созданный лет за 6–10 до дюреровской «Меланхолии». Меланхолия – «образ владеющего всеми достижениями человеческой науки и мысли гения, отважившегося проникнуть в тайны вселенной, но остановившегося перед внезапной преградой». За пять веков своего существования «Меланхолия» обросла томами комментариев и толкований, но и это, как замечает современный специалист по творчеству Дюрера Марсель Брион, «не делает её более понятной, более лёгкой для интерпретации и она действительно требует гораздо больше объяснений и комментариев, чем любая другая картина, за исключением, возможно, Джоконды».
Одетый в платье, он обладает мужскими чертами лица и неженственными руками. Как минимум явным дополнительным значением обладают следующие образы: (1) колокол с веревкой идущей за пределы картины, (2) мельничный жернов, (3) город-порт у моря, (4) ремесленные инструменты (пила, рубанок, гвозди, молоток, тигель, циркуль, клещи, линейка), (5) странной формы камень и идеально выструганный шар, (6) существо с баннером, (7) лестница, приставленная к дому, (8) венок на голове Гения, (9) песочные часы, (10) весы, (11) закрытая на замки книга, (12) кошели и ключи на поясе Гения (всего 7 ключей), (13) радуга и комета в небе, (14) странный предмет возле собаки, (15) стилус и восковая дощечка у Путто. Поскольку, в соответствии с такой классификацией, «Меланхолия» Дюрера с ее атрибутами геометрии должна быть отнесена к первой ступени ремесел и искусств, – возможно, что цифра «I» является обозначением этой ступени. Гравюра 171Меланхолия187 8212 ключ к разгадке общего смысла 171Мастерских гравюр187: все они содержат откровенный рассказ художника о себе 8212 о том, что человек, одаренный свыше, чужд окружающим и скитается по земле, словно чудаковатый странствующий рыцарь (171Всадник, Смерть и Дьявол187) о том, как спокоен и радостен его труд, когда он находит свою келью 8212 единственное в мире место, где он может стать самим собой (171Святой Иероним187).
А также необычные теории, эксперименты, научные и технические курьёзы и просто интересные факты «Меланхолия» — резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера, законченная в 1514 году. Сам Дюрер считал себя меланхоликом, что позволяет считать эту гравюру духовным автопортретом мастера. Конечно, речь не идет о первых пробах кисти – уроки живописи ему давал еще отец. Меланхолия – «образ владеющего всеми достижениями человеческой науки и мысли гения, отважившегося проникнуть в тайны вселенной, но остановившегося перед внезапной преградой». Одна из интерпретаций:Звезда – Сатурн.
Фичино развил эту мысль в трактате «De Vita Triplici», хорошо известном. Итак, «Меланхолия с атрибутами геометрии». «Меланхолическая одержимость делает человека способным приблизиться к познанию и высшей истины». Наиболее загадочным из всех намеков, содержащихся в этой гравюре, является цифра «I», начертанная на крыльях дракона, рядом с надписью «Меланхолия». Геометрия – одно из «7 свободных искусств». 1260), когда Иероним жил в монастыре, к нему вдруг пришёл хромой лев. «Меланхолия» Дюрера в депрессии ибо высшая истина ей недоступна.
Как бог земли он ведал обмером участков, то есть, собственно геометрией. С другой стороны, он прочел у Фичино, что «все люди, преуспевшие в искусстве, были меланхоличны» причем, наряду с болезненной меланхолией, различают меланхолию, полезную для здоровья. Какая уж тут меланхолия. Некоторые полагают, что Дюрер мог задумать цикл из 4-х гравюр, первой из которых стала «Меланхолия I», а под следующими порядковыми номерами разместились бы остальные типы – сангвиник, холерик и флегматик. Albrecht Durer Melencolia-I (1514) 171Меланхолия187 8212 самая загадочная из 171Мастерских гравюр187 и одна из любимых работ самого Дюрера. Такого мнения придерживались итальянский гуманист Марсилио Фичино и даже Аристотель.
Циркуль, равно как треугольник с линейкой, служат атрибутами Геометрии — одного из семи «свободных искусств» Средневековья и первого из божественных искусств Ренессанса. Сколько раз я сама так сидела (задумавшись) среди книг, бумаг и прочих своих «инструментов» писательства, только, в отличие от картины, рядом дремала кошка, а не собака. На гравюре изображена богато одетая женщина с циркулем в руке, что-то измеряющая на шаре. Что же означает название гравюры Дюрера. Венок из лютика и водяного кресса – лекарство. Историк искусства – Паола Волкова, в своих лекциях «Мост над бездной», говорит о том, что гравюра делится на три уровня.
Вот таким образом только меланхоликам доступна радость открытий. Родился в семье нюрнберских ювелиров, выходец из Венгрии.
Из низшего темперамента меланхолия возвысилась в избранный. Как бог земли он ведал обмером участков, то есть, собственно геометрией. Творящий гений приравнен к низшему темпераменту. Гамлет же в своем смятении хочет быть насквозь другим, подобно «дремучему» дефензивному юноше, который остро завидует своим агрессивно-стеничным приятелям и клянет себя, например, за то, что тоже не ввязался в драку. Она выполнялась резцом по металлической доске. Строение напоминает склеп или надгробие, тогда зачем колокол.
И вместе с тем, в силу особенностей темперамента и глубокой личной религиозности, он был далёк от пресловутого ренессансного титанизма – идеи о том, что человек может в познании и творчестве соревноваться с Творцом. Бердников, отмечая особый интерес молодого Чехова к указанной выше публичной речи Тургенева, считает, что Платонов (из ранней пьесы без названия) и Иванов (пьеса «Иванов») созданы по «тургеневской схеме Гамлета», что Чехову «явно импонировал тургеневский Дон Кихот и в то же время Чехов был холоден к его нетрезвой философии, выразив его честную, горячую прямолинейность в образе доктора Львова («Иванов»). Я молился за нее.
Что значит MELENCOLIA I. Члены круга неоплатоников Марсилио Фичино обратили внимание на мысль Аристотеля «Все воистину выдающиеся люди, отличившиеся в философии или в политике, в поэзии или в искусстве – меланхолики». В дальнейшем в его живописи укрепляется новаторское для немецкого искусства стремление к полной логической ясности образной структуры, к строго упорядоченному размещению пластических объёмов в пространстве, к чёткому сопоставлению локальных цветов (многофигурные композиции: «Дрезденский алтарь», около 1496, Картинная галерея, Дрезден алтарь Паумгартнеров, 1502—04, Старая пинакотека, Мюнхен «Поклонение Троице», 1511, Художественно-исторический музей, Вена) опорой художнику служил опыт итальянского искусства, в том числе колористические достижения венецианской школы («Поклонение волхвов», 1504, Галерея Уффици, Флоренция «Праздник чёток», 1506, Национальная галерея, Прага «Мария с младенцем», 1512, Художественно-исторический музей, Вена). Зато способен едко издеваться над собой за то, что не такой, как многие другие и постигать не видимые этими многими другими (решительными) людьми скрытые сложности мира, чтоб открывать их людям. Во времена Дюрера ремесло и искусство нераздельны.
Хронологически Рыцарь предшествует мыслителю и эрудиту, поскольку в силу своего поистине фаустовского подсознания Дюрер говорит себе, как герой Гете: «В начале было дело». Например, у его современника Иеронима Босха, в картине «Увенчание терновым венцом» исследователи видят как раз наглядную иллюстрацию всех 4-х типов темперамента, а предполагаемые автопортреты Босха (с этой картины и ещё так называемое «меланхолическое чудовище» из «Сада земных наслаждений», с правой створки), как, собственно и автопортреты Дюрера, характеризуют этих художников как ярких представителей меланхолического типа. Утверждая, что все гении – меланхолики, Агриппа не одинок. Но почему: 1. trivial или франц. Общим для всех этих изображений было представление о меланхолии как унылом бездействии.
Агриппа опубликовал книгу «De Occulta Philosophia». В. Клеваев. А легонько подуть на них – пузырей как не бывало». Венский историк искусства Карл Гиелов первым предположил, что источником гравюры Дюрера был трактат «Оккультная философия» Агриппы Неттесгеймского. Способы лечения были разнообразны — от слушания музыки до битья кнутом.
Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики. Гуманисты восславили и Сатурн. Дневники. Во времена Дюрера эта система была хорошо известна.
Речь идет о первых известных картинках за подписью Лукаса Кранаха. «В Меланхолии он (Дюрер. «Единственное, что в какой-то мере может служить им утешением и иногда искупает или смягчает их недостатки, – проявляющаяся у некоторых из них склонность к наукам и размышлениям, которым они предаются в своем одиночестве».
На переднем плане спят лев и маленькая собачка. Вторые – люди рассудка: ученые и государственные мужи. Да и как вести, когда не знаешь, есть ли земля под ногами. » «.
Турки навязывают Полумесяц православной Армении. Меланхолик для него практически равняется гению. Гравюра «Меланхолия» — ключ к разгадке общего смысла «Мастерских гравюр»: все они содержат откровенный рассказ художника о себе — о том, что человек, одаренный свыше, чужд окружающим и скитается по земле, словно чудаковатый странствующий рыцарь («Всадник, Смерть и Дьявол») о том, как спокоен и радостен его труд, когда он находит свою келью — единственное в мире место, где он может стать самим собой («Святой Иероним»). Не сон, но сомнения парализовали ее деятельность. Средневековая медицина самым худшим и опасным темпераментом считала меланхолический.
Почему Дюрер изобразил Меланхолию. Во времена Дюрера ремесло и искусство нераздельны. De viris illustribus), «Хронику» (события всемирной истории, начиная с сотворения мира), основанную на «Хронике» Евсевия Кесарийского с дополнениями. Книга прочитана, все взвешено и измерено. Так вот, песочные часы появляются в каждом из трёх произведений. Единственная достойная черта меланхолика, по представлениям древних, — это его склонность к научным занятиям, которые он любит проводить в одиночестве.
Первые – это люди воображения: ремесленники, художники и поэты. И всё это называется меланхолия, что понятно из надписи, которую несёт летучая мышь (так её называют искусствоведы, хотя я летучую мышь в этом хвостатом существе мало узнаю). Песочные часы на стене усиливают это ощущение. Никто этого не знает, кроме Бога». Меланхолик не просто обуреваем движением в его организме тяжелой крови и чёрной желчи: «меланхолическая одержимость», которой руководит планета Сатурн, делает человека этого темперамента способным к высшим формам духовной деятельности. Гравюра «Меланхолия» — ключ к разгадке общего смысла «Мастерских гравюр»: все они содержат откровенный рассказ художника о себе — о том, что человек, одаренный свыше, чужд окружающим и скитается по земле, словно чудаковатый странствующий рыцарь («Всадник, Смерть и Дьявол») о том, как спокоен и радостен его труд, когда он находит свою келью — единственное в мире место, где он может стать самим собой («Святой Иероним»). Да что говорить.
Чего бы еще можно было пожелать. Например, д-р В. М. Гамлет нужен людям своими углубленными сомнениями и нравственными исканиями (речь идет не только о науке искусстве, но и о его повседневном общении с людьми, раскрывающем людям то, что они без него не открыли бы вокруг себя). Летучая мышь и собака – спутники Меланхолии. Ц. Г.
По ком он звонит. В эпоху Возрождения это считалось большим достоинством. Третьи – люди сверхлогического интуитивного познания: теологи и философы. На гравюре Дюрера «Святой Иероним в келье» за основу взят сюжет перевода Иеронимом Библии.
На основании чего слиты аллегории геометрии и меланхолии. Гете не может ясно выразить, в чем она, эта сила, состоит, однако восторгается ею. Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы 8212 меланхолики. На земле у ног женщины улеглась худая, дрожащая от холода собака. Дюрер не боялся меланхолии. Тотчас же после этого глаза ее закрылись.
Вспышка кометы и гало (или радуга. ) не удивляют женщину, хотя она видит и смотрит на них. Это был первый шаг к барокко. Художественные искания Дюрера завершила живописная композиция-диптих «Четыре апостола» (1526, Старая пинакотека), поражающая пластической мощью и мужественной энергией в изображении лиц и драпировок четыре обобщённых характера-темперамента связывает общий гуманистический идеал независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину. Давайте пройдёмся по некоторым из них.
Согласно Золотой Легенде (Жития святых ок. Обилие деталей не отвлекает внимание от крылатой фигуры. В нижней строке зашифрован год создания гравюры – 1514.
Васко Нуньес де Бальбоа первым пересек Тихий океан, назвав его Южным морем. Второй ярус – интеллектуальное познание. Летучая мышь и собака – спутники Меланхолии. Рядом с недостроенным зданием высится кран, поднявший огромный тесаный камень для стены. Убежден, что А. П.
chole — желчь) связан с элементом «огонь» и обладает его качествами — жаром и сухостью. Есть, пожалуй, лишь одно изображение духа познания, в каком ученый не может себя не узнать, – «Меланхолия» Дюрера., 1525 Наставление к укреплению городов. Но все же в современном мире магический квадрат перешел скорее в разряд «математических развлечений» — людям нравится ломать голову, пытаясь отыскать новые «волшебные» комбинации. И вот-таки явно пытается Белинский оправдать особым качеством гамлетовскую «слабость», страдает вместе с ним за его нерешительность и радуется, когда, наконец, принц действует оружием. Объединенные друг с другом, эти три гравюры приобретают смысл своеобразного Итога.
В мае 1514-го года после долгой болезни умирала его мать, Барбара Дюрер. Были открыты новые, неведомые ранее земли. «Меланхолическая одержимость делает человека способным приблизиться к познанию и высшей истины».
Дюрер приезжает в Италию. Строение напоминает склеп или надгробие, тогда зачем колокол. Сколько символов, аллегорий, какая продуманная до мелочей композиция. Но, думается, сильнее всего говорит об отношении Чехова к Гамлету следующий момент: Чехова пугало, что Львова могут воспринять как положительного героя, а Иванова посчитают «подлецом».
Но почему: 1. На жернове амур с грифельной доской (или книгой), а на стене висят весы, песочные часы, колокол и магический квадрат. Наиболее известно, пожалуй, «Руководство по измерениям циркулем и линейкой», ставшее первым учебником геометрии на немецком языке. Важнее всего тут вопрос – почему Эрот дремлет. Теперь полагают, что ключ к ее расшифровке следует искать в сочинении известного немецкого ученого и чернокнижника Корнелиуса Агриппы Неттесгеймского «Об оккультной философии».
Дал – годинник, що символзу, звичайно, плиннсть часу на шляху до вдосконалення. «Тогда не покажется абсурдным, – пишет Марсель Брион, – что Дюрер пытается передать, с одной стороны, своё разочарование в безуспешных поисках секрета, сожаление о том, что наука не открыла его ему и, возможно, математика и физика не обладают ключом к мучающей его загадке но в то же время он выражает свою твёрдую уверенность в могуществе человеческого разума, способного разогнать ночные кошмары, которые олицетворяет летучая мышь». Почему песок в песочных часах просыпался на половину.
говорят, обрела на мгновение на смертном одре былую красоту юности», её сыну впервые явился замысел «Меланхолии», но целостная картина долго не складывалась, не хватало подробностей идея никак не могла обрести законченное воплощение. В её предсмертные часы когда, как пишет Марсель Брион, «старая Барбара, потерявшая зрение.
Возможно, только сопоставляя их, можно это понять. Может показаться, что интеллектуальный ребус «Меланхолия» – плод чистой умозрительности и игры интеллекта.
Вдали морской берег, радуга, звезда и летучая мышь, несущая надпись: «Меланхолия I». Показывая слайды гравюр иллюстрации в альбомах, я рассказывал об этом меланхолическим, тревожным, депрессивным, застенчивым пациентам в затемненно-уютной обстановке «психотерапевтической гостиной» и здесь, среди целебных свечей и красивых чашек с чаем, они сами с волнением говорили об этих важных для их состояния моментах, а я пояснял, что душевные их трудности не назывались в старину так, как называются теперь: тогда все эти переживания, расстройства называли «меланхолия», а людей таких – «меланхоликами». На столе ничего лишнего, кроме подставки для книг, чернильницы и распятия. В руке остановился циркуль. Третий ярус – непознаваемого и божественного.
Теперь уже многие стали подражать меланхоликам. Для людей, живущих в те времена (1514 год), подобные иносказания были более-менее понятны. Рассказываю пациентам, что для меня Гамлет – натура законченная, одухотворенная, занимающая при всей своей внешней слабости свое, необходимое и важнейшее место в природе истории, жизни общества именно своими углубленными сомнениями, сложным самоанализом и нравственными исканиями, раскрывающими перед людьми жизненные сложности и свое сердце. И она сильно боялась смерти, но говорила, что не боится предстать перед богом. Только в результате полного самопогружения он способен увидеть этот свет и в себе, который восходит в основе души (по Экхарту) и Дюрер понимает это погружение как интеллектуальный акт (Иероним не пассивно отдается своему состоянию, как мы видим у Босха, а занят переводом Библии).
Образ «Святого Иеронима» — его мирный духовный труд и смирение монаха, «Всадник» 8211 собирательный образ человека действия, активного противостояния невзгодам, а «Меланхолия» – это вселенная науки и искусств, постижения тайн мироустройства. MELENCOLIA I. В 1531г. По назначению эти изображения можно разделить на две большие группы. Это символ Сатурна.
Например, в уважаемом «Этимологическом словаре русского языка» Макса Фасмера можно прочитать: «тривиальный. На основании чего слиты аллегории геометрии и меланхолии.
Его Рыцарь полон невозмутимого спокойствия, равнодушия к сверхъестественным опасностям, которые вьются вокруг него. Многосторонность устремлений, неутомимость исканий, проявились и в его картинах, акварелях, рисунках, гравюрах и в его теоретических трудах («Руководство к измерению. », 1525 «Наставление к укреплению городов. », 1527 «Четыре книги о пропорциях человека», 1528). За стною драбина, що символом переходу вд земного буття до небесного.
С особой интенсивностью и упорством Альбрехт Дюрер работал в гравюре (около 350 рисунков для гравюр на дереве и около 100 гравюр резцом на меди), создав многие шедевры мировой графики. Она вздрагивает, возможно, от кошмаров во сне. Власть, богатство, ремесла, науки не дают ответа на вечные вопросы. При этом художнику удалось оба образа представить в новом свете. Искусствовед Паола Волкова вслед за Панофски и Закслем полагает, что центральная тема гравюры «Меланхолия» – человеческое познание, которое движется по восходящим ступеням.
Увесистый кошель лежит у ног, связка ключей небрежно висит на поясе. Несмотря на это, линии на гравюре четкие интенсивные, а сама гравюра совершенна. В этой книге развивается мысль о существовании трех ступеней человеческого гения. От него требуют невозможного, не такого, что невозможно вообще, а только лишь для него. Нужно отметить, что квадрат Агриппы назывался «квадрат Юпитера», а Юпитер подавлял негативное влияние Сатурна.
Это одно из наиболее сложных произведений в мировом искусстве. И взгляд такой, на который впору зонтик вешать. Остается непонятным, почему «тривиальная вещь» должна валяться именно на перекрестке трех дорог.
Гуманисты Нюрнберга, как и Эразм Роттердамский, философы Флоренции и эрудиты Рима — «европейцы» — с необычайной горячностью и живостью реагировали на новые идеи и события, волнующие человечество. Никто этого не знает, кроме Бога». Неподалёку лежит шар (возможно, он деревянный, выструганный недавно).
Он никогда не встречался с Лютером лично, но был захвачен его идеями настолько, что когда, путешествуя по Нидерландам, он узнает об аресте того, кого Ганс Сакс назвал «Соловьем Виттенберга», он описывает в дневнике испытываемые им эмоции почти в апокалипсических терминах. Мы вкратце рассмотрели два графических листа из серии: «Всадник, смерть и дьявол» и «Святой Иероним в келье» их трактовку и объяснение. Живые существа и предметы переместились в вечность, вне времени.
Куда ведёт стремянка, что означает магический квадрат на стене. По Агриппе есть три степени познания: I -искусство II – наука III – теология. Если не вдаваться в толкования имея перед глазами лишь изображение да название. Все достигнуто. «Соловей Виттенберга», вероятно, не был творцом Реформации. Слово «измерение» в заглавии книги использовалось в то время в словосочетании «искусство измерений» как перевод греческого слова «геометрия». Его составил сам Дюрер. На самом деле происхождение слова «тривиальный» следует искать в кругу «семи свободных искусств». Но ее рукопись ходила уже в 1509-1510гг.
Тургенев тем не менее диалектически чувствует природную необходимость гамлетовской «косности», «консерватизма» : «. Неоплатоники слили аристотелевскую мысль с платоновским учением о «божественном неистовстве» и появилось новое понятие «меланхолической одержимости» — состояния, в котором творит гений. Рядом с женщиной свернулась в клубок большая собака. Эти три образа, столь редко объединяющиеся в одной личности, Дюрер воплощает в своем триптихе на уровне подсознания, подтолкнувшего его взяться за резец и создать эти гравюры. Итак, «Меланхолия с атрибутами геометрии». Но справедливо и то, что еще до того, как зритель предпримет логические попытки проникнуть в смысл предметов и расшифровать тайное послание, ему «в ощущении» уже дано почувствовать терпкую горечь, вязкую тяжесть и скрытую нежность дюреровской меланхолии. Они согласуются с четырьмя основными элементами (воздух, вода, огонь и земля), с четырьмя временами года, с четырьмя периодами человеческой жизни, с четырьмя ветрами (направлениями в пространстве), с четырьмя временами суток.
Он родился в городе Нюрнберге, который в то время был центром книгопечатания. То, что считалось несчастьем, стало хотя и опасным, но завидным даром. Вот таким образом Дюрер, считавший себя меланхоликом, пишет на гравюре: MELENCOLIA I. По третьей версии: «I» – это вовсе не римская цифра, а латинская буква «i». Магический квадрат (квадрат с цифрами, сумма которых во всех горизонтальных и вертикальных рядах одинакова), усиливающий, как считалось, воздействие на человека планеты Юпитер, вероятно, есть талисман, охраняющий от дурного влияния Сатурна.
Дюрер писал: «Что такое абсолютная красота я не знаю. Почему крылатый меланхоличный гений – женщина в венке. Его взор печален. Изображенная Дюрером в этой гравюре «неутолимая жажда знаний была созвучна его эпохе, когда великие, преобразовавшие мир открытия и изобретения породили твердую уверенность в безграничных возможностях человеческого разума (. ) За внешней пассивностью крылатой женщины угадывается смелый полет человеческой мысли, готовой вступить в дерзкое соперничество с самим Богом».
Именно ту комету изобразил Дюрер на картине. «Меланхолия» — самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера. Лишь сам Иероним излучает что-то наподобие света в виде сияния над его головой, это по сути единственный источник «естественного» света на гравюре.
Что означают окружающие ее предметы. Так как, возвращаясь к прозорливому предположению Белинского, «он рожден любить людей и делать их счастливыми, а не карать и губить их». Достигнув изумительной тонкости графического языка уже в гравюрах, созданных около 1500—03 («Святой Евстафий», «Немезида»), Дюрер пришёл в трёх так называемых «мастерских» гравюрах 1513—14 к своим высшим достижениям: «Всадник, смерть и дьявол» (1513) — образ непоколебимого следования своему долгу, стойкости перед любыми искушениями в Меланхолии (1514) воплощены внутренние конфликты и беспокойство творческого духа человека «Святой Иероним» (1514) явился гуманистическим прославлением пытливой мысли исследователя, а в изображении освещённой солнцем комнаты есть пленительная поэзия мирного уюта. Самым здоровым и счастливым считался сангвиник, от лат. Весы, многогранник (стоящий на своей самой неустойчивой плоскости) и шар.
Дюрер писал: «Что такое абсолютная красота я не знаю. У Агриппы Неттесгеймского, увлечённого Каббалой, уже был «квадрат Юпитера», но выдающийся геометр Альбрехт Дюрер составил свой (его иногда называют «квадрат Сатурна»), зашифровав в нём числа, значимые лично для него: например, день смерти матери (16. 05) и год создания «Меланхолии» (средние цифры в нижнем ряду составляют 1514). А действовать практически-решительно, делать то, что с легкостью сделают волевые, деятельные натуры, любой солдат Фортинбраса, – это не его удел, это то, в чем он слаб взамен своей чувствительной нравственной философичности. Она тяжело умерла и я заметил, что она видела что-то страшное.
Власть, богатство, ремесла, науки не дают ответа на вечные вопросы. Широк диапазон его портретных образов — от лиричного, задушевного женского портрета (около 1506, Картинная галерея, Берлин-Далем) до потрясающе правдивого портрета матери (уголь, 1514, Гравюрный кабинет, Берлин-Далем), от юношеской любознательности молодого человека (1521, Картинная галерея, Дрезден), самоуглубления Эразма Роттердамского (гравюра на меди, 1526), спокойной собранности Якоба Муффеля (1526, Картинная галерея, Берлин-Далем) до неуёмной горячности Хиеронимуса Хольцшуэра (1526, там же) и гневного неистовства пожилого бюргера (1524, Прадо, Мадрид). Предопределение на неведение или на лженауку, которая, возможно, еще хуже, чем неведение. Для него больше не существует времени. Вдалин – сонце, видимий образ Бога.
Она выделяется на общем плане, словно находится вне (или над. ) окружающего мира. Я говорю «в эту эпоху», поскольку религиозные настроения Дюрера достаточно различаются, если сравнивать Апокалипсис 1498 года, Троицу 1511 года (Вена) и Четыре апостола 1526 года, написанные за два года до смерти художника, которые можно рассматривать как вехи его религиозного завещания. У ног свернулась дремлющая собака. Другими словами, вещь несложную, для понимания требующую минимального образования.
Он и сам слыл лучшим математиком среди художников своего времени. Вероятнее всего, это был плавиковый шпат (флюорит), этот минерал часто образует кубические, октаэдрические и более сложные формы кристаллов. Смерть матери Дюрер пережил тяжело, потом он опишет её в своей «Памятной книжке»: «И перед кончиной она благословила меня и повелела жить в мире, сопроводив это многими прекрасными поучениями, чтобы я остерегался грехов. «Здесь дуб, – пишет Гете (1795), – посажен в драгоценный сосуд, которому назначено было лелеять в своем лоне только нежные цветы корни растут и разрушают сосуд». Именно их мастерская стала основой Саксонской школы живописи, популярной на протяжении всего XVI столетия.
Он часто погружался в подобное состояние, что можно заметить на ряде его автопортретов. melas chole — черная желчь), которому соответствовали холодный и сухой элемент «земля», осень, пожилой возраст человека, суровый северный ветер борей и вечер.
В 1513–1514 годах идеи Лютера окончательно формируются. Меланхолия Дюрера близка его собственному духовному миру жаждой знаний, сомнениями, неудовлетворенностью, разочарованиями, но и сильным желанием «по мере возможности приблизиться к истине и красоте». Меланхолия — тоже, в некотором роде и некотором смысле, «суета сует». Гамлеты суть выражение коренной центростремительной силы природы, по которой все живущее считает себя центром творения и на все остальное взирает как на существующее только для него (так комар, севший на лоб Александра Македонского, с спокойной уверенностью в своем праве, питался его кровью, как следующей ему пищей так точно и Гамлет, хотя и презирает себя, чего комар не делает ибо он до этого не возвысился, так точно и Гамлет, говорим мы, постоянно все относит к самому себе).
Вероятно, что три наиболее значительные гравюры этого года — Меланхолия, Святой Иероним в келье и Рыцарь, смерть и дьявол (последняя создана в 1513 году, но ее следует включить в тот же духовный цикл) выражают одну общую идею. Крылатый гений лишен возраста. В нюрнбергском календаре 1515г. : «Из искусств Сатурн означает геометрию».
Согласно господствовавшим в античные и средневековые времена представлениям, за темперамент отвечали четыре главных «сока» человеческого тела: кровь, флегма, желтая желчь и черная желчь. И книга и циркуль сейчас не при деле. Все это – лишь игры ума и принадлежность мира тварного. Да и вообще – уж больно похожа Меланхолия на самого мастера Альбрехта: если в «Джоконде» лишь предполагают автопортрет Леонардо да Винчи, то «Меланхолия» считается «духовным автопортретом Дюрера» практически официально. Принц Гамлет проникнут щепетильно-нравственным, болезненно-тревожным анализом в ущерб решительным действиям при ясном самобичующем понимании этой своей «практической» слабости, несвободы. «Меланхолию» часто объединяют в цикл так называемых «мастерских гравюр» с двумя другими – «Рыцарь, Смерть и Дьявол» и «Святой Иероним в келье».
Руку клали на стол и двигали по доске, затем травили кислотой, чтобы получался рисунок. Развивая Фичино, Агриппа создает свою теорию творящего гения. Развивая Фичино, Агриппа создает свою теорию творящего гения. Есть также трактовка, согласно которой серия представляет собой темпераменты: «Всадник» изображает «сангвинический», а «Иероним» — «флегматический», а центральный и наиболее загадочный лист, его гравюра 1514 года «Меланхолия» — «меланхолический». «Сразу же чувствуя, что крылатую женщину угнетают сомнения и неудовлетворенность», – замечает медиевист Цецилия Нессельштраус. Формы которой пышут здоровьем и достатком. Мне видится именно это. Эти «неприятные и несчастные люди», рожденные под знаком самой несчастливой из всех планет, более других подвержены душевной болезни.
Я испытывал тогда такую боль, что не могу этого высказать». Вторым уровнем познания является научный, экспериментальный: его инструменты – циркуль, весы, песочные часы, магическая доска, плавильный тигль алхимика, многоугольник («магический кристалл») на этом втором уровне познание переходит от ремесленной конкретности к абстракциям. Дюрер поддерживает Реформацию всем сердцем и разумом. Иеронима» Босха), но как учёного, полностью погруженного с работу.
Фичино развил эту мысль в трактате «De Vita Triplici», хорошо известном. Вдали морской берег, радуга, звезда и летучая мышь, несущая надпись: «Меланхолия I». Дюрер по праву считается одним из основоположников начертательной геометрии. Ноделать это мы будем на другом квадрате, в группу которого входит квадратДюрера. «Людям этой категории, – пишет Ц. Г.
Увесистый кошель лежит у ног, связка ключей небрежно висит на поясе. Свет, заполняющий келью, — это свет души, находящейся в мире с собой. Тургенев в публичной речи «Гамлет и Дон Кихот» (1860) не может не отметить, что Гамлет образован, тонко размышляет, скептически анализирует, отличается «почти непогрешительным» вкусом. Дон Кихот не занят собою и, уважая себя и других, не думает рисоваться а Гамлет, при всей своей изящной обстановке, нам кажется извините за французское выражение, avant des airs de parvenu (похож на выскочку) он тревожен иногда даже груб, позирует и глумится».
Шар, тор, многогранник, хотя на ум приходит пирамида. А в совокупности с меланхолией – означает «Прочь, меланхолия». И последняя, самая более вероятная. Это один из трёх графических листов Альбрехта Дюрера, вошедших в историю искусства под названием «Мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия I». Но Гете явно ощущает иную, непрактическую, но прекрасную, «драгоценную» силу Гамлета, которой назначена иная участь.
При всей своей нерешительности (раздражающей многих) Гамлет восхищает и этих многих во все времена тем, что будит совесть и раскрывает глаза на тайны жизни: они не могли бы этого без него так остроумно-явственно узнать, понять, но зато теперь, поняв это, они могут действовать, делать то, что ему гораздо труднее, чем им. На боку у нее связка ключей и кошелек, на коленях закрытая книга, в правой руке циркуль – символ геометрии Она в глубокой задумчивости смотрит вдаль. Взгляд на математику как важнейшую из наук разделял и Дюрер. Даже венок на голове словно растет на волосах, а не сплетен из сорванных растений. 3. Меланхолия160 гравюра Альбрехта Дюрера. Окружающие предметы – атрибуты геометрии измеряющей предметы на плоскости, в пространстве, во времени, определяющей вес и практически применяемой (инструменты плотника).
Из низшего темперамента меланхолия возвысилась в избранный. Кроме того, другой причиной волнений и грусти художника, склонного к меланхолии, были события, всколыхнувшие Европу. Это была династия, установившая новые правила в искусстве. По Агриппе есть три степени познания: I -искусство II — наука III — теология. Французский психиатр А. Кюллер полагает, что «истерический» Принц Датский отразил в характере своем тогдашнюю смутную, беспокойно-нерешительную эпоху. Тургеневу больше по душе Дон Кихот, действующий, жертвуя собой ради Добра. На низкой каменной ступеньке возле недостроенного дома сидит, глубоко задумавшись, крылатое существо (которое для определенности будем называть женщиной) с темным лицом, на котором контрастно выделяются белки глаз.
В этой книге развивается мысль о существовании трех ступеней человеческого гения. И тем не менее очевидно одно: в результате длительных поисков секрета (которые, кстати, он прекратил) Дюрер пришел к заключению, что секрета нет, а если он и существует, то он слишком многоплановый и требует разностороннего подхода. Он даже (понимая умом свою «трусливую» нерешительность) пытается растравливать свое чувство позора, мести. Существует жанр аллегорического натюрморта, называемого «суета сует», который приобретает смысл memento mori (помни о смерти). А собака – воплощение истощения. Окружающие предметы – атрибуты геометрии измеряющей предметы на плоскости, в пространстве, во времени, определяющей вес и практически применяемой (инструменты плотника).
В этой книге развивается мысль о существовании трех ступеней человеческого гения. Никто не избежит своей судьбы. Монах Иероним Стридонский или Софроний Евсевий Иероним (лат. 8212 А ты знаешь, чем знаменит именно этот квадрат.
Без этой центростремительной силы (силы эгоизма) природа существовать бы не могла, точно так же как и без другой, центробежной силы, по закону которой все существующее существует только для другого (эту силу, этот принцип преданности и жертвы, освещенный, как мы уже сказали, комическим светом – чтобы гусей не раздразнить, – этот принцип представляют собою Дон Кихоты). Одна из интерпретаций:Звезда – Сатурн. Вспышка кометы и гало (или радуга. ) не удивляют женщину, хотя она видит и смотрит на них. Отже вгор – шлях. Хотя он не был военным, как его друг Вилибальд Пиркгеймер, командовавший войсками города во время Крестьянской войны, он любил все, что касалось военной жизни. В равновесии остановились чаши весов. Святой Иероним возносится над временем, погрузившись в духовную жизнь, в вечность.
«Меланхолия» – самая знаменитая и одновременно самая загадочная гравюра Альбрехта Дюрера. Книга закрыта. Теперь полагают, что ключ к ее расшифровке следует искать в сочинении известного немецкого ученого и чернокнижника Корнелиуса Агриппы Неттесгеймского «Об оккультной философии». Они подхватили общий тон и преобладающую внешность, род бродильного начала и оно выносит их на поверхность среди невообразимого водоворота вкусов. По ком он звонит. Совестливая, нравственно-аналитическая натура, он не способен презирать гамлетовскую слабость, чует в ней большое, заключает, что эта слабость – есть «распадение», то есть свойство уже не младенчески-бессознательной гармонии, а свойство дисгармонии, предшествующей новой более зрелой, мужественно-сознательной гармонии. И зрелая, «мужественно-сознательная гармония», о которой пишет Белинский, есть умудренное понимание законности, необходимости этой своей «дисгармонии», убежденность в том, что для каждого свое, с умением заставить себя действовать (когда это нравственно-необходимо), в том числе и физически решительно.
Иероним сидит за столом в комнате из окон льется яркий свет. Белинский (1837) соглашается с Гете в том, что идея «этого гигантского создания Шекспира» – «слабость воли при сознании долга». В «Иерониме» песочные часы аранжированы совсем иначе: Дюрер изображает святого в келье, больше похожей не на пристанище монаха, а на кабинет учёного-гуманиста (и на кабинет самого Дюрера). Флегматик же — от греческого слова phlegma — флегма, которая представлялась влажной и холодной, как элемент «вода» и связывалась с зимой, старостью, вредным для здоровья южным ветром австер и ночью.
На мою думку гравюра наповнена символами духовних пошукв. Одетый в платье, он обладает мужскими чертами лица и неженственными руками. Так как мера, число и вес образовывали для него самого краеугольный камень собственной научной работы, так как математика представлялась ему (и не только ему одному) центральной наукой». Г. П. Выдающийся триптих гравюр 1513–1514 годов представляет для тех, кто способен проникнуть в его тайный смысл, участие Дюрера, несомненно бессознательное, в этом движении пре-Реформации, которое завершится 95 тезисами.