По его проектам был построен дворец Ручеллаи во Флоренции (1446— 1451), перестроен фасад церкви Санта-Мария-Новелла (1456— 1470), церквей Сан-Франческо в Римини, Сан-Себастьяно и Сант-Андреа в Мантуе, определившие направление в архитектуре XV в. Альберти занимался и живописью, пробовал свои силы в скульптуре. Там были созданы диалоги «Теодженио» и искусствоведческий трактат, посвященный скульптору Брунеллески – «Три книги о живописи». По мысли Альберти, развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование. Как и многие гуманисты Альберти большое внимание уделял проблемам воспитания. Альберти уменьшил ширину ветвей креста по отношению к средокрестию. Альберти также играл на органе, а в живописи ему приписывают разработку теории воздушной перспективы. Одной из самых философских идей была идея homo faber, то есть человека деятельного. Он выступает за светское воспитание, большую роль в котором он отводит семье.
Среди его архитектурных произведений – церковь Сан Франческо в Римини (по заказу Сиджизмондо Малатеста) палаццо Ручеллаи, церковь Сан Панкрацио и фасад церкви Санта Мария Новелла во Флоренции (по заказу Джованни Ручеллаи) церкви Сан Себастиано и Сант Андреа в Мантуе и апсида церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции (по заказу Лодовико Гонзага). Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей. Этот принцип соблюден и при определении размеров главного карниза высота его до выносной плиты, включая поддерживающую часть с модульонами, пропорциональна размерам ордера верхнего яруса, а выносная плита соразмерна высоте всего здания (здесь так же, как и в Колизее, при довольно большом выносе карнизной плиты применена система конструктивных модульонов, заделанных в стену и подпирающих плиту). Многогранная деятельность Леона Баттиста Альберти— яркий пример универсальности интересов человека эпохи Возрождения.
В учении Альберти получил наиболее цельное выражение идеал гармонической личности. Центральное место в эстетике Альберти принадлежит учению о как важной природной закономерности, которую человек должен не только учитывать во всей своей деятельности, но и распространить собственным творчеством на разные сферы своего бытия. В 30-е — нач. В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков.
Гармония—принцип не только его теории архитектуры, но и концепции человека. И даже более того ибо то, что свойственно человеку, много ценнее того, что подвластно фортуне (богатство, власть, положение).
В них он обращается к проблемам воспитания и начального образования подрастающего поколения, решая их с гуманистических позиций. Десять книг о зодчестве. возможности, разум человека. С ним нужно обращаться бережно и рачительно как с любым другим имуществом. Он возвеличивал природные способности человека, ценил знания, творч.
«В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке. Человек познает законы природы благодаря разуму. Нечестные методы обогащения Альберти считал недопустимым (отчасти расходясь в этом с купеческой практикой и менталитетом) ибо они лишают семью доброй репутации. На фасаде дана как бы его «идеальная схема», показывающая отношения между ордерным каркасом и заполняющей его, но также «работающей» стеной (рис. Дворцы высшего слоя общества, таким образом, пространственно отделены от жилищ бедноты.
В 50—60-е гг. Альберти создал во многом оригинальную (восходящую к Платону, Аристотелю, Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии. Учился у известных гуманистов Гаспарино да Барцицца и Франческо Филельфо, затем в Болонском университете (1421—28), по окончании которого стал доктором канонического и гражданского права.
Этот сатирически-аллегорический цикл является ярким образцом латинской гуманистической прозы периода Раннего Возрождения. 1848) идеи гражданственности, столь характерные для гуманизма предшествующего поколения, отступают и совсем сходят на нет перед всем, что объемлет собой понятие «интересы семьи». Всё это придаёт образу, созданному Альберти, черты величия. А. — автор теоретических трактатов по проблемам изобразительного искусства и архитектуры («О статуе», 1435 «О живописи», 1435—36 «О зодчестве», начат ок. «Искусство жить постигается в деяниях», — подчёркивал Альберти. Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием virtu (доблесть, способность). Для идеального города Альберти характерно, однако, равное благоустройство всех его частей для жизни людей разного социального статуса и доступность всем его обитателям прекрасных общественных зданий— школ, терм, театров.
Первые работы написал в 20-е гт. Этот анализ показывает, что общим признаком всех этих вещей является то, что они принадлежат отдельно взятой личности, причем их невозможно передать никому другому. Примерно в 50-60-е гг.
Альберти написал «Застольные беседы». темы — «О семье» (1434—1441), «О спокойствии души» (1443). Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека.
Leon Battista) (14 февраля 1404, Генуя — 25 апреля 1472, Рим) — итальянский философ, архитектор, художник, теоретик искусства.
После обучения Альберти был принят на должность секретаря у кардинала Альбергати. После обучения Альберти был принят на должность секретаря у кардинала Альбергати. В учении Альберти получил наиболее цельное выражение идеал гармонической личности. В 1432 году Альберти получил место в папской канцелярии, где служил в течении последующих тридцати лет.
ему иск-ва, высказал ряд оригинальных идей, касающихся худож.
создал ряд сочинений на лат. В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков. Ключевым вопросом этической концепции Альберти является вопрос о судьбе (Фортуне) и пределах ее власти над человеком. Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием virtu (доблесть, способность). Albert.
Вслед за Альберти сходные положения выскажет Леонардо да Винчи в заметках, посвященных проблеме человека, а полтора века спустя, на исходе культуры Возрождения им даст художественное воплощение Шекспир в трагедии «Гамлет». В церкви Сан Франческо в Римини впервые была сделана попытка создания фасада базиликальной церкви эпохи Возрождения. Человек широко образованный и разносторонне одаренный, прославился прежде всего своими трактатами «О статуе» (De statua изд.
Человек, включённый в мировой порядок, оказывается во власти его законов — гармонии и совершенства. Основной социальной ячейкой Альберти считал семью. Многие идеи Альберти получили дальнейшее развитие в творчестве Леонардо да Винчи. Получил гуманитарное образование в Падуе, а в Болонье обучался праву.
творчества. Дворцы высшего слоя общества, таки образом, пространственно отделены от жилищ бедноты. и римских источников, опыта совр. Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека.
его разум, воля, смелость помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной. Оно признается собственностью человека наряду с телом и душой. Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека.
Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей. Альберти создал во многом оригинальную (восходящую к Платону, Аристотелю, Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии.
Как первый теоретик итальянского искусства Возрождения известен сочинением «Десять книг о зодчестве» (1452) и небольшим латинским трактатом «О статуе» (1464).
Недостроенная верхняя часть главного фасада над раскрепованным антаблементом была задумана с оригинальными кривыми полуфронтонами над боковыми нишами и высоким, с полукруглым завершением, окном-нишей в центре (такое завершение церковных зданий было широко распространено в Северной Италии, особенно в Венеции). 1450).
гуманистич. Членения главного фасада в ином масштабе многократно повторены в интерьере. Папа Николай V пользовался советами Альберти при создании проекта перестройки Рима. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой».
В то же время он показывал всеобщую испорченность людей, нарушение ими естественного порядка, оскорбление справедливости и закона, подрыв вселенской гармонии. 1472 г. купол относится к 1763 г. ) в Риме Альберти приписывают без достаточных оснований палаццо Венеция и фасад церкви Сан Марко, а также участие в составлении проектов перестройки Рима при папе Николае V. Палаццо Ручеллаи во Флоренции — одно из первых архитектурных произведений Альберти, представляет собой следующий шаг в развитии типа дворца, все более отличавшегося (особенно в своем облике) от средневекового городского жилища и все более приближающегося к жизненному укладу и вкусам разбогатевшей флорентийской буржуазии.
Возможно, ему принадлежит и первая грамматика итальянского языка.
Возрождения, архитектор, теоретик иск-ва, литератор. В это время традиционного религиозное образование все больше подвергалось критике и ему противопостовлялось светская образованность, важной составляющей которой являлось гуманитарное образование и приобщение к различного рода искусствам. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой». По мысли Альберти, развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование. На протяжении большей части своей жизни Альберти уделял большое внимание литературе – первые из его известных произведений, комедии «Деифира» (1428) и «Филодокс» (1425), были им написаны в период обучения в Болонском университете. Альберти.
Творение себя самим, физическое совершенство— становятся целью, как и духовное.
1844) и «Домострой» (De iciarchia, 1470 изд. В то же время была начата работа над трактатом «О семье» (Della famiglia), законченное в 1441 г. Во время путешествий по Италии вместе с папским двором (1437-1443) Леоном Баттистой были созданы юридические сочинения «О праве», «Понтифекс» и этические диалоги «О спокойствии души». «Искусство жить постигается в деяниях», – подчеркивал Альберти. Вещь – это отдельная часть, единица существующего. 252).
языке — «О преимуществе и недостатках ученых» (1430), «О праве» (1437), «Понтифекс» (1437) диалоги на вольгаре на этич. 40-х гг.
Помимо прекрасного знания древних языком, Альберти увлекался всеми видами искусств, но главной его страстью была архитектура. — комедии «Филодокс» (1425), «Деифира» (1428) и др. «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке. Это индивидуальное восприятие зависит от физиологического состояния человека (в состоянии подавленности или в состоянии бодрости, как правило, люди по-разному ведут внутренний счет минутам). Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой». Во власти человека раскрыть эти природные способности и стать полноценным творцом своей судьбы.
Основная цель Альберти — устранение противоречий между базиликальной и центрической частями здания (Брунеллеско также стремился к этому, но в обеих его базиликах плоские перекрытия главного нефа и ветвей трансепта не дали решения задачи) — достигнуто однонефной композицией и применением крестовокупольной системы. Двор палаццо имеет прямоугольную форму с аркадой по двум сторонам. Форма полусферического купола, перекрывающего все пространство небольшой ротонды, определила необходимость устройства венца девяти полукруглых ниш, погашающих распор. Среди его архитектурных произведений – церковь Сан Франческо в Римини (по заказу Сиджизмондо Малатеста) палаццо Ручеллаи, церковь Сан Панкрацио и фасад церкви Санта Мария Новелла во Флоренции (по заказу Джованни Ручеллаи) церкви Сан Себастиано и Сант Андреа в Мантуе и апсида церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции (по заказу Лодовико Гонзага).
А. написал сатирически-аллегорич. Творение себя самим, физическое совершенство— становятся целью, как и духовное. Указывая на необходимость рационального анализа и отбора при худож.
Альберти создал во многом оригинальную (восходящую к Платону, Аристотелю, Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии.
«Искусство жить постигается в деяниях», — подчёркивал Альберти.
цикл «Застольные беседы» — свои главные сочинения в области лит., ставшие образцами лат. Способности человека. художниками.
Выдвинутый им идеал гармонической личности оказал воздействие как на развитие гуманистической этики, так и на ренессансное искусство, в том числе в жанре портрета. Идеальный человек – это homo faber, «человек деятельный». В эти же годы он разрабатывал свою художественную теорию в трактатах «О зодчестве», «О живописи», «О ваянии».
Церковный фасад — одна из труднейших проблем архитектуры XV в., отразившая всю остроту противоречий светского и церковного мировоззрения эпохи Возрождения. В то же время, будучи вдумчивым аналитиком жизненной практики и психологии людей, он видел «царство человека» во всей сложности его противоречий: отказываясь руководствоваться разумом и знаниями, люди подчас становятся разрушителями, а не созидателями гармонии в земном мире. А. Б. Альберти резко осуждает эпикурейскую идею о неделании как этической ценности.
В то же время, будучи вдумчивым аналитиком жизненной практики и психологии людей, он видел «царство человека» во всей сложности его противоречий: отказываясь руководствоваться разумом и знаниями, люди подчас становятся разрушителями, а не созидателями гармонии в земном мире. Выдающийся мыслитель и талантливый писатель Альберти создал последовательно гуманистическое, противостоящее своей светскостью официальной ортодоксии учение о человеке.
Многогранная деятельность Леона Баттиста Альберти (1404-1472) –яркий пример универсальности интересов человека эпохи Возрождения. Наиболее серьезной переделке подверглась верхняя часть фасада. тех, которые требуют мужества и честности и приносят пользу многим. Дворцы высшего слоя общества, таки образом, пространственно отделены от жилищ бедноты. Это сказалось в более последовательном и широком применении античной ордерной системы, в единстве объемно-пространственной структуры и в подчеркнутой монументализации.
Альберти принадлежит заслуга введения в архитектуру многоярусной ордерной композиции, большого ордера (возможно, отчасти предвосхищенного Брунеллеско в его палаццо ди Парте Гвельфа), античных по деталям порталов и др. В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков. Все потенциальные способности человека А. объединил понятием virtu (доблесть, способность). «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке. Перестройка (1450-1461 гг. ) готической монастырской церкви была предпринята герцогом Малатеста в ознаменование его военных подвигов.
(Всем понятно, что события истории протекают в природном физическом времени, но понятно также и то, что историческое и физическое время – это не одно и то же. ) Попробуем, однако, это сделать, опираясь на анализ взглядов Альберти относительно души, тела и времени. его разум, воля, смелость помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной. Этич.
В учении А. получил наиболее цельное выражение идеал гармонич. Об этих последних он пишет, что они коренятся в природных свойствах человека. Архитектурные работы: во Флоренции — палаццо Ручеллаи (1446—1451 гг. ), лоджия и капелла Ручеллаи при церкви Сан Панкрацио (закончены в 1467 г. ), хор церкви Сантиссима Аннунциата (1472—1477 гг. ), фасад церкви Санта Мария Новелла (1456—1470 гг. ) в Римини — церковь Сан Франческо (1450—1461 гг., повреждена во время последней войны и теперь восстановлена) в Мантуе — церкви Сан Себастьяно (1460—1472 гг. ) и Сант Андреа (нач. Способности человека. А. создал во многом оригинальную (восходящую к Платону, Аристотелю, Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии.
И основной мотив его этики—противоборство человека и Фортуны.
Как и Брунеллеско, Альберти был великим новатором в зодчестве. Для того чтобы оттенить, выделить, противопоставить процессы жизнедеятельности людей другим процессам, происходящим в мире, было введено представление об экзистенции (данное понятие использовал еще Аристотель). Такая пессимистическая позиция предвосхищает взгляды многих представителей Высокого Возрождения. Способности человека.
Альберти был человеком своей эпохи. Папа Николай V пользовался советами Альберти при создании проекта перестройки Рима. По мысли А., развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование. Родился в семье знатного флорентийского изгнанника.
М., 1935, I, стр. Дворцы высшего слоя общества, таки образом, пространственно отделены от жилищ бедноты. В 1462 г. А. оставил службу в курии и до своей кончины жил в Риме.
Провел несколько лет во Франции в должности секретаря нунция (папского посла) кардинала Альбергати, посещал Германию и Нидерланды. По мысли Альберти, развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование. Ироничное восприятие реальности человеческих деяний, характерное для этих работ, не поколебало глубокой веры гуманиста в творческую мощь человека, призванного обустраивать мир по законам разума и красоты.
Дворцы высшего слоя общества, таким образом, пространственно отделены от жилищ бедноты. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой».
Нечестные методы обогащения Альберти считал недопустимыми (отчасти расходясь в этом с купеческой практикой и менталитетом) ибо они лишают семью доброй репутации. Он считает, что добродетельный человек, вооруженный разумом, способен одолеть судьбу. личности. В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков.
трактат, впоследствии утраченный) и диалог на вольгаре «Домострой» (1470). Рассмотрим теперь, в силу каких причин Альберти соотносит понятие времени как вещи с душой и телом человека. Основной его ячейкой является семья – главный институт воспитания и хозяйственной деятельности в ее рамках гармонизируются частные и общественные интересы (О семье, Домострой).
С 1432 и до конца жизни занимал место аббревиатура (своего рода нотариуса) при папской курии. 27).
Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей. Он, например, признавал допустимым отказ от государственной службы ради сосредоточения на хозяйственной работе, поскольку в конечном счете, как полагал гуманист, благосостояние государства зиждится на прочных материальных устоях отдельных семейств. Эти сочинения прославили его имя далеко за пределами Италии. Добродетельный человек должен всегда руководствоваться принципом меры он не поступает вопреки природе и не пытается ее изменить (высшее бесчестие). К последним его произведениям относятся математический трактат «Трактат о шифрах» (1466) и диалог на вольгаре (народной латыни) «Домострой» (1470).
1568) и особенно «Десятью книгами о зодчестве» (De re aedificatoria libri X, 1436—43 изд. В таком домохозяйстве нет праздности принцип экономии распространяется и на время. гуманист, писатель, мыслитель, архитектор, теоретик искусства. Он определяет принцип взаимоотношений между родителями и детьми имея в виду главную цель— укрепление семьи, её внутреннюю гармонию. Отсюда разнообразие композиционных приемов и форм даже в зданиях культового назначения. В философских эссе А. «Автопортрет универсального человека», «О доблести и славе» и др.
Всё это придаёт образу, созданному Альберти, черты величия. прозы XV в. Последние произведения А. : «О принципах составления кодов» (математич. «Искусство жить постигается в деяниях», -- подчёркивал Альберти. Вслед за Филиппо Брунеллески развивал античные мотивы в архитектуре.
Однако здесь этот прием более органичен и теснее связан с композицией всего здания.
Вот таким образом местом рождения Леона Баттисты стала Генуя. Основной социальной ячейкой Альберти считал семью.
Отталкиваясь от римских классических образцов с ордерной аркадой (Колизей), Альберти переработал эту тему, придав фасаду новый художественный смысл и пластическую выразительность. Биография Как и многие гуманисты Альберти большое внимание уделял проблемам воспитания. «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке. его разум, воля, смелость помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной. С детства он проявил тягу к гуманитарным наукам. По отношению к душе и телу – это более прозрачно, более понятно.
Основной социальной ячейкой А. считал семью. В трактатах «О семье» (Delia famiglia, 1432— 1441 изд. Основной социальной ячейкой Альберти считал семью. Однако в последних его сочинениях (Застольные беседы и особенно Мом или о государе) появляется мотив человека как игрушки судьбы, как неразумного существа, которое не в силах удерживать свои страсти под контролем разума. Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека.
Время перестает быть исключительной прерогативой бога и переходит во власть человека.
Он определяет принцип взаимоотношений между родителями и детьми имея в виду главную цель – укрепление семьи, ее внутреннюю гармонию. Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику задний, улиц, площадей. Увлекался древними языками, то есть латынью и древнегреческим.
1404—1472) — ит. Возможно, ему принадлежит и первая грамматика итальянского языка. Многие идеи Альберти получили дальнейшее развитие в творчестве Леонардо да Винчи. Альберти пишет о необходимости приумножения благосостояния. Композиция хора в целом восходит к античным сводчатым постройкам, объединяя особенности Пантеона и храма Минервы Медики, безусловно известных Альберти.
В учении Альберти получил наиболее цельное выражение идеал гармонической личности. Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей. Все это придает образу, созданному Альберти, черты величия. По возвращении в Италию в 1432 г. получил место аббревиатора (своего рода секретаря) в папской канцелярии, которое и занимал до 1462 г. Покинув службу, Альберти вплоть до момента своей кончины в 1472 г. проживал в Риме.
Все это существенно изменяло традиционную крестово-купольную систему византийских храмов. Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием virtu (доблесть, способность). 1404—72)—деятель раннего итал. Сочинения «Десять книг о зодчестве» (De re aedificatoria) (1452) и трактат «О статуе» (1464) были первыми трудами по теории итальянского искусства. Низкий купол во всю ширину здания должен был завершить этот монументальный объем тяжелой полусферой (не осуществлен).
После римского восстания. Альберти не ограничивался гуманистическими науками – он был автором трудов по математике и механике, графологии и криптологии, ему принадлежит изобретение различных приборов и инструментов. Проблемам земной жизни человека посвящены литературные произведения Альберти-гуманиста – морально-дидактические диалоги «О семье», «О спокойствии души», «Домострой», басни и аллегории цикла «Застольные беседы», а также сочинение «Мом или о государе».