Первая такая попытка была связана с перестройкой церкви Сан-Франческо в Римини. ему иск-ва, высказал ряд оригинальных идей, касающихся худож. Баттиста изучал гуманитарные науки и математику в Падуе, а право и греческую философию – в Болонье. Интересы и познания этого «универсального» ученого были разносторонними и глубокими.
Альберти подчеркивал исключительную роль домашней обстановки в воспитании и формировании человека, разрабатывал этику рачительного хозяйствования, которое должно создать необходимую материальную основу для семейного благополучия. 27). 1848) идеи гражданственности, столь характерные для гуманизма предшествующего поколения, отступают и совсем сходят на нет перед всем, что объемлет собой понятие «интересы семьи». Согласно письменных источников (Дж. В связи с этим семья по Альберти рассматривается как база хозяйственной деятельности. Большую часть своей жизни Альберти уделил литературе – первые его произведения, комедии «Деифира» (1428 г. ) и «Филодокс» (1425 г. ), были написаны еще в период учебы в Болонье.
Гармония—принцип не только его теории архитектуры, но и концепции человека. И основной мотив его этики—противоборство человека и Фортуны. творчества.
Жил и работал в Риме и Флоренции. Перестройка (1450-1461 гг. ) готической монастырской церкви была предпринята герцогом Малатеста в ознаменование его военных подвигов. К концу 1440-х годов внутри церкви были закончены мемориальные капеллы Сиджизмондо и его жены Изотты.
Многогранность интересов Альберти необычайна. Дворцы высшего слоя общества, таки образом, пространственно отделены от жилищ бедноты. В то же время не оставлял и своих литературных занятий: в конце 1440-х изпод его пера вышли этико-политическая сатира-аллегория Мом или о государе (Momus o de principe), в 1450-1460-х – обширный сатирический цикл Застольные беседы (Intercoenales), ок. 1-3, 1435-36), «О статуе» («Della statua», около 1435) и «О зодчестве» («De re aedificatoria», кн. А. — автор теоретических трактатов по проблемам изобразительного искусства и архитектуры («О статуе», 1435 «О живописи», 1435—36 «О зодчестве», начат ок. Основной социальной ячейкой Альберти считал семью.
В 1430 составил трактат О преимуществе и недостатках ученых (De commodis et incommodis litterarum).
Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека. Таким образом, высшее общество пространственно отделено от бедных кварталов. Особое предпочтение гуманист отдавал труду архитекторов. На службе у пап Евгения IV и Николая V Альберти принимал участие в изучении древних построек Рима (трактат «Описание города Рима», «Descriptio urbis Romae», 1443-49. ) и в подготовке проекта реконструкции города, где впервые обозначились принципы ренессансного градостроительства.
Альберти удалось изложить в рамках единой теории не только эстетический идеал архитектуры, но и принципы правильного соотношения размеров: высоты строения с расположенным перед ним пространством, соразмерности главного здания города (которым в те времена являлся собор) с остальными постройками. Он считает, что добродетельный человек, вооруженный разумом, способен одолеть судьбу. Немалую часть своей биографии Леон Батиста Альберти потратил на обдумывание условий для достижения общественной гармонии. Значение Леона Баттиста Альберти (1404–1472) — гуманиста, поэта, теоретика искусства и архитектора для мировой культуры невозможно переоценить. Леон Альберти стоял в центре культурной жизни Италии.
Недостроенная верхняя часть главного фасада над раскрепованным антаблементом была задумана с оригинальными кривыми полуфронтонами над боковыми нишами и высоким, с полукруглым завершением, окном-нишей в центре (такое завершение церковных зданий было широко распространено в Северной Италии, особенно в Венеции). Такое методическое требование было новаторским шагом.
Вот таким образом местом рождения Леона Баттисты стала Генуя. Это отчетливо видно в диалогах, написанных на вольгаре «Домострой» и «О семье». После восстания в Риме в конце мая – начале июня 1434 вслед за папой Евгением IV бежал во Флоренцию написал там этический диалог Теодженио (Teogenio) и искусствоведческий трактат Три книги о живописи (De pictura libri tres), посвященный скульптору Ф. Брунеллески начал работу над сочинением О семье (Della famiglia), которое закончил в 1441.
Семья его из Флоренции, он любил её и часто бывал во Флоренции, но жил в Риме. В учении Альберти получил наиболее цельное выражение идеал гармонической личности. Говорят, что он же сделал проект дома и сада для тех же Ручеллаи на улице делла Скала. Трактат "О статуе" написан, вероятно, в 1453 г. В трактате "О живописи" (1436 г. ) дано первое научное описание перспективы.
Интерес к гражданской и этической тематике отразили трактаты «Первосвященник» («Pontifex», 1437, опубликован в 1890), «Теодженио» (около 1440, опубликован в конце 15 века). И это еще не все. н. Tempio Malatestiano, 1450), замышлял завершить её купольной ротондой наподобие римского Пантеона на фасаде воспроизведён мотив арки Августа (находящейся в том же городе). Многие идеи Альберти получили дальнейшее развитие в творчестве Леонардо да Винчи. На протяжении большей части своей жизни Альберти уделял большое внимание литературе – первые из его известных произведений, комедии «Деифира» (1428) и «Филодокс» (1425), были им написаны в период обучения в Болонском университете.
Альберти написал аллегорически-сатирический цикл «Застольные беседы». Леон Баттиста Альберти определяет принцип взаимоотношений между родителями и детьми имея в виду главную цель – укрепление семьи, её внутреннюю гармонию. Низкий купол во всю ширину здания должен был завершить этот монументальный объем тяжелой полусферой (не осуществлен). Несмотря на неудачу, Леон Альберти сумел разработать новый способ определения глубины. Затонувшие корабли давали потрясающий материал для изучения античности.
Ему приписываются два ранних образца ренессансной медальерной пластики с профильным портретом молодого Альберти (1430-е годы). Во время путешествий по Италии вместе с папским двором он создал ряд юридических сочинений: «Понтифекс», «О праве» и диалоги «О спокойствии души». При. Продемонстрировал исключительные способности во всех дисциплинах. Внутри она имеет шесть прекраснейших капелл из коих одна, посвященная св. Человек может развить свои природные способности и сам творить свою судьбу.
1470 – этический диалог Домострой (Deiciarchus). Он считал ее основной ячейкой всего режима общественных порядков. Трактат Альберти был издан уже после смерти автора в 1485 г. и оказал огромное влияние как на его современников, так и на архитекторов XVI в. Справедливость теоретических положений Альберти была доказана ими на практике.
Идеальный человек – это homo faber, «человек деятельный». Как и многие гуманисты Альберти большое внимание уделял проблемам воспитания. В 1430 составил трактат О преимуществе и недостатках ученых (De commodis et incommodis litterarum). Он развивал в зодчестве античные мотивы.
В сочинениях Альберти проявился его идеал гармонизации индивида и общества, однако авторская интонация колеблется между оптимизмом и мизантропией. Ключевым вопросом этической концепции Альберти является вопрос о судьбе (Фортуны) и пределах ее власти над человеком. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой». и римских источников, опыта совр.
Идеал активной жизни роднит его этику с гражданским гуманизмом, но есть в ней и немало особенностей, позволяющих характеризовать учение Альберти как самостоятельное направление в гуманизме. Позже составил трактат О принципах составления кодов (De componendis cifris) – первый научный труд по криптографии. 1-10, 1452, опубликован в 1485 на латинском языке русский перевод – «Десять книг о зодчестве», 1935 – 1937) стали первыми со времён античности трудами по теории искусства. Главное предназначение человека Леон Батиста Альберти видел в творчестве.
Архитектурные работы: во Флоренции — палаццо Ручеллаи (1446—1451 гг. ), лоджия и капелла Ручеллаи при церкви Сан Панкрацио (закончены в 1467 г. ), хор церкви Сантиссима Аннунциата (1472—1477 гг. ), фасад церкви Санта Мария Новелла (1456—1470 гг. ) в Римини — церковь Сан Франческо (1450—1461 гг., повреждена во время последней войны и теперь восстановлена) в Мантуе — церкви Сан Себастьяно (1460—1472 гг. ) и Сант Андреа (нач. Все это вместе взятое придает сформированному образу черты величия. «Искусство жить постигается в деяниях», -- подчёркивал Альберти. Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей.
Написал в середине 1440-х Математические забавы (Ludi mathematici), в который затронул ряд проблем физики, геометрии и астрономии, а в начале 1450-х свою главную работу Десять книг о зодчестве (De re aedificatoria libri decem), где обобщил античный и современный опыт и сформулировал целостную ренессансную концепцию архитектуры (напечатана в 1485) получил прозвище «современного Витрувия». В организацию пространства церкви Сант-Андреа в Мантуе (1470) ввёл мотивы триумфальной арки, а также кессонированных сводов наподобие римской базилики Максенция. Создал новый тип городского дворца, включив в руст стены три яруса ордерных пилястр (палаццо Ручеллаи во Флоренции, 1446-51, построен Б. Росселлино по планам Альберти). После римского восстания. тех, которые требуют мужества и честности и приносят пользу многим. Двор палаццо имеет прямоугольную форму с аркадой по двум сторонам.
Наиболее серьезной переделке подверглась верхняя часть фасада. Кто такой Леон Баттиста Альберти. Написал в середине 1440-х Математические забавы (Ludi mathematici), в который затронул ряд проблем физики, геометрии и астрономии, а в начале 1450-х свою главную работу Десять книг о зодчестве (De re aedificatoria libri decem), где обобщил античный и современный опыт и сформулировал целостную ренессансную концепцию архитектуры (напечатана в 1485) получил прозвище «современного Витрувия». Альберти создал во многом оригинальную (восходящую к Платону, Аристотелю, Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии. Среди первых литературных опытов Альберти – латинския комедия «Филодокс» (1424, опубликована в 1500), образец стилизации античного жанра в духе филологического гуманизма. Указывая на необходимость рационального анализа и отбора при худож.
Гармонию человека и природы определяет его способность к познаванию мира, к разумному, устремлённому к добру существованию. Кривизна полуфронтонов позволяла создать плавный переход от боковых к повышенному центральному нефу. В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков. В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков.
Однако в последних его сочинениях (Застольные беседы и особенно Мом или о государе) появляется мотив человека как игрушки судьбы, как неразумного существа, которое не в силах удерживать свои страсти под контролем разума. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой». По-иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии. С детства он проявил тягу к гуманитарным наукам.
Первая такая попытка была связана с перестройкой церкви Сан-Франческо в Римини. Важную роль в воспитании человека, энергично приумножающего честным трудом свои собственные блага и блага общества и государства, Альберти отводил семье. Выступил как архитектор-практик.
1472 г. купол относится к 1763 г. ) в Риме Альберти приписывают без достаточных оснований палаццо Венеция и фасад церкви Сан Марко, а также участие в составлении проектов перестройки Рима при папе Николае V. Палаццо Ручеллаи во Флоренции — одно из первых архитектурных произведений Альберти, представляет собой следующий шаг в развитии типа дворца, все более отличавшегося (особенно в своем облике) от средневекового городского жилища и все более приближающегося к жизненному укладу и вкусам разбогатевшей флорентийской буржуазии. Позже Альберти сам написал несколько литературных произведений. Около 1450 года по его проекту была выполнена деревянная модель и в дальнейшем он очень внимательно следил из Рима за ходом строительства, которое вел местный мастер – миниатюрист и медальер Матгео деПасти.
1568) и особенно «Десятью книгами о зодчестве» (De re aedificatoria libri X, 1436—43 изд. 1450). Однако здесь этот прием более органичен и теснее связан с композицией всего здания. В этическом трактате О семье разработал идеал гармонически развитой личности.
Альберти резко осуждает эпикурейскую идею о неделании как этической ценности. Альберти объединил все потенциальные понятия человека с таким понятием как virtu (способность, доблесть).
Немного позже были созданы диалоги «Теодженио» и искусствоведческий трактат «Три книги о живописи», который Альберти посвятил скульптору Брунеллески. Творение себя самим, физическое совершенство— становятся целью, как и духовное. Отсюда разнообразие композиционных приемов и форм даже в зданиях культового назначения. Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей. Общественные здания, театры, школы и др., должны быть доступны всем.
Среди архитектурных экспериментов Альберти по созданию нового типа церковного здания выдающееся место занимает построенная по его проекту церковь Сан Себастьяно в Мантуе. Развивая античные идеи «свободных искусств» («Artes liberalis»), Альберти переводит искусство из разряда чистого ремесла в область науки. тех, которые требуют мужества и честности и приносят пользу многим. В проекте церкви Сан-Себастьяно в Мантуе (1460), выполненной для Лодовико Гонзага, Альберти одним из первых архитекторов Возрождения использовал план в форме греческого (равноконечного) креста, а также задумал торжественную входную лестницу по образцу древнеримских периптеров. Леон Альберти олицетворяет универсальную личность Возрождения.
В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков. Там были созданы диалоги «Теодженио» и искусствоведческий трактат, посвященный скульптору Брунеллески – «Три книги о живописи». художниками.
Трудно сказать Ибо своим его числят и литераторы и философы и архитекторы с искусствоведами Говорят, что ему были подвластны многие виды искусства – он играл на органе, рисовал, занимался скульптурой. Однако в последних его сочинениях (Застольные беседы и особенно Мом или о государе) появляется мотив человека как игрушки судьбы, как неразумного существа, которое не в силах удерживать свои страсти под контролем разума.
Город разделен на различные пространственные зоны: в центре расположены здания высших магистратур и дворцы правителей, по окраинам — кварталы ремесленников и мелких торговцев. Учился у известных гуманистов Гаспарино да Барцицца и Франческо Филельфо, затем в Болонском университете (1421—28), по окончании которого стал доктором канонического и гражданского права. Сопровождал папский двор в Болонью (апрель 1437), Феррару (январь 1438), Флоренцию (январь 1439) к этому времени относятся его юридические сочинения О праве и Понтифик и этический диалог О спокойствии души (Della tranquillitб dellanimo). Только гармоничное сочетание всех факторов ведет к совершенству произведения. Нечестные методы обогащения Альберти считал недопустимыми (отчасти расходясь в этом с купеческой практикой и менталитетом) ибо они лишают семью доброй репутации.
Выступил как архитектор-практик. Составлял проекты и руководил строительством церкви Сан Франческо в Римини, хоров церкви Сантиссима Аннунциата (1451), палаццо Ручеллаи (1451-1454) и фасада церкви Санта Мария Новелла (1470) во Флоренции, церквей Сан Себастиано (1460) и Сан Андреа (1472) в Мантуе. Альберти был драматургом, музыкантом, математиком и спортсменом, воплотив в себе присущий эпохе Возрождения (Ренессанс) идеал гармонической личности. В нем Альберти впервые представил эстетику архитектуры. К одним из последних его произведений относятся диалог на вольгаре «Домострой» (1470 г. ) и математический трактат «Трактат о шифрах» (1466 г. ).
Создал несколько архитектурных проектов для других городов, осуществлённых под наблюдением помощников. Параллельно Альберти была начата работа над трактатом «Della famigliа» («О семье»). После восстания в Риме в конце мая – начале июня 1434 вслед за папой Евгением IV бежал во Флоренцию написал там этический диалог Теодженио (Teogenio) и искусствоведческий трактат Три книги о живописи (De pictura libri tres), посвященный скульптору Ф. Брунеллески начал работу над сочинением О семье (Della famiglia), которое закончил в 1441.
Особое внимание было уделено уравновешенности общей композиции и отсутствию диссонансов. Трактаты «О живописи» («Della pittura», кн. Все это существенно изменяло традиционную крестово-купольную систему византийских храмов. Основная цель Альберти — устранение противоречий между базиликальной и центрической частями здания (Брунеллеско также стремился к этому, но в обеих его базиликах плоские перекрытия главного нефа и ветвей трансепта не дали решения задачи) — достигнуто однонефной композицией и применением крестовокупольной системы.
Albert. По возвращении в Италию в 1432 г. получил место аббревиатора (своего рода секретаря) в папской канцелярии, которое и занимал до 1462 г. Покинув службу, Альберти вплоть до момента своей кончины в 1472 г. проживал в Риме. По учению гуманиста образование и воспитание должны развивать в человеке свойства его натуры.
По окончании университета в 1428 несколько лет провел во Франции в качестве секретаря апостолического нунция (посла) кардинала Н. Альбергати побывал в Нидерландах и Германии. Он соединил в себе столько, сколько не соединил никто. его разум, воля, смелость помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой».
В 50-60-е гг. В то же время была начата работа над трактатом «О семье» (Della famiglia), законченное в 1441 г. Во время путешествий по Италии вместе с папским двором (1437-1443) Леоном Баттистой были созданы юридические сочинения «О праве», «Понтифекс» и этические диалоги «О спокойствии души». Увлекался древними языками, то есть латынью и древнегреческим. Человек познает законы природы благодаря разуму.
Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека. В них он обращается к проблемам воспитания и начального образования подрастающего поколения, решая их с гуманистических позиций.
Человек мудр и обладает чувством собственного достоинства. В 1432 вернулся в Италию и получил должность абревиатора (секретаря) римской курии. Альберти посвятил римской античной архитектуре и ее принципам значительную часть своего трактата о зодчестве использовав также строительный опыт современных мастеров. Добродетельный человек должен всегда руководствоваться принципом меры он не поступает вопреки природе и не пытается ее изменить (высшее бесчестие). Многогранность его интересов – яркий пример широты взглядов гуманистов эпохи Возрождения.
Основной акцент он делает на контурах, построении композиции и оттенках. В первом трактате (О живописи) Альберти излагает принципы построения перспективы, не утратившие своей актуальности и по сей день.
По мысли Альберти, развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование. Он полагал, что этим семья лишает себя хорошей репутации. Эрудиция и талант Альберти позволяют поставить его в один ряд с такими выдающимися личностями, как Леонардо да Винчи (1452–1519) и Микеланджело (1475–1564). Сочинения «Десять книг о зодчестве» (De re aedificatoria) (1452) и трактат «О статуе» (1464) были первыми трудами по теории итальянского искусства. Родился в семье знатного флорентийского изгнанника.
При этом немало внимания уделялось математике, механике, графологии и криптологии. В 1432 вернулся в Италию и получил должность абревиатора (секретаря) римской курии. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой». По-видимому, тогда же к работам был привлечен Альберти.
Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека. Оригинальная концепция человека, основанная на идее гармонии, принадлежит Альберти. Провел несколько лет во Франции в должности секретаря нунция (папского посла) кардинала Альбергати, посещал Германию и Нидерланды. Окончив университет, стал доктором канонического и гражданского права.
Вся городская площадь разделена на отдельные зоны. Leon Battista) (14 февраля 1404, Генуя — 25 апреля 1472, Рим) — итальянский философ, архитектор, художник, теоретик искусства. 1-3, 1433-37, кн.
Родился в Генуе и учился в Падуе (у известного гуманиста Гаспарино да Барцицца), затем в Болонье. В роли архитектора Альберти оказал значимое влияние на стиль эпохи Высокого Возрождения. Альберти уменьшил ширину ветвей креста по отношению к средокрестию. Составлял проекты и руководил строительством церкви Сан Франческо в Римини, хоров церкви Сантиссима Аннунциата (1451), палаццо Ручеллаи (1451–1454) и фасада церкви Санта Мария Новелла (1470) во Флоренции, церковей Сан Себастиано (1460) и Сан Андреа (1472) в Мантуе.
1472 г. купол. Только от свободной воли человека зависит выбор между добром и злом. Идеальный человек – это homo faber, «человек деятельный». Дворцы правителей и здания высших магистратур располагаются в центре города, а жилища мелких торговцев и ремесленников находятся на окраинах. В философских эссе А. «Автопортрет универсального человека», «О доблести и славе» и др.
Наиболее значительное из литературных сочинений Альберти – имеющий практическую направленность трактат «О семье» («Della famiglia», кн. В культурном зодчестве применил волюты для соединения разновеликих частей фасада здания (церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции, 1456-70) стремясь к величию и простоте использовал в оформлении фасадов мотивы римских триумфальных арок и аркад (церкви Сан-Франческо в Римини, 1447-68 и Сант-Андреа, 1472-94, в Мантуе), что явилось важным шагом в освоении античного наследия мастерами Раннего Возрождения. Человек познает законы природы благодаря разуму. «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке. Сопровождал папский двор в Болонью (апрель 1437), Феррару (январь 1438), Флоренцию (январь 1439) к этому времени относятся его юридические сочинения О праве и Понтифик и этический диалог О спокойствии души (Della tranquillitб dellanimo).
1844) и «Домострой» (De iciarchia, 1470 изд. Этот принцип соблюден и при определении размеров главного карниза высота его до выносной плиты, включая поддерживающую часть с модульонами, пропорциональна размерам ордера верхнего яруса, а выносная плита соразмерна высоте всего здания (здесь так же, как и в Колизее, при довольно большом выносе карнизной плиты применена система конструктивных модульонов, заделанных в стену и подпирающих плиту). Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием virtu (доблесть, способность). Основной социальной ячейкой Альберти считал семью.
по проекту Альберти – яркий пример светской архитектуры того времени. В теоретических трактатах (О статуе, 1435, О живописи, 1435-36, – оба на итальянском языке О зодчестве, опубликован в 1485, на латинском языке) обобщил опыт современного ему искусства, обогатив его достижениями гуманистической науки. Он считает, что добродетельный человек, вооруженный разумом, способен одолеть судьбу.
Возрождения, архитектор, теоретик иск-ва, литератор. Членения главного фасада в ином масштабе многократно повторены в интерьере. Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей. Альберти был сторонником использования разговорного итальянского языка в литературе – большинство своих произведений он написал на вольгаре (народной латыни), что сделало его идеи популярными среди разных слоев населения. Основной его ячейкой является семья – главный институт воспитания и хозяйственной деятельности в ее рамках гармонизируются частные и общественные интересы (О семье, Домострой).
К последним его произведениям относятся математический трактат «Трактат о шифрах» (1466) и диалог на вольгаре (народной латыни) «Домострой» (1470). Этическая концепция Альберти исполнена веры в способность человека к разумному устройству своей жизни, семьи, общества, государства. Альберти Леон Баттиста (Alberti, Leon Battista) (1404-1472 гг. ) итальянский архитектор, скульптор, художник и писатель. Во Флоренции при перестройке Палаццо Ручеллаи по проекту Альберти (около 1453) фасад украшен ордерным декором, восходящим к Колизею античный ордер использован на фасаде церкви Санта-Мария Новелла (1456-70) и в декорации капеллы Ручеллаи (в церкви Сан-Панкрацио, 1467). Альберти был драматургом, музыкантом, математиком и спортсменом, воплотив в себе присущий эпохе Возрождения (Ренессанс) идеал "гармонической личности". По-иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии.
Сочинил ряд литературных произведений, в том числе комедию Филодоксий (Philodoxius). Трактаты Альберти «О живописи», «О скульптуре», написанные в 1434–1435 на латыни и позднее вышедшие в итальянском переводе, представляют собой первую научно обоснованную теорию искусства эпохи Возрождения. Там же находятся гробницы названного синьора Сиджизмондо и его супруги, весьма богато исполненные в мраморе в 1450 году на одной из них – портрет этого синьора, а в другой части этой постройки – портрет Леон-Баттисты. В учении Альберти получил наиболее цельное выражение идеал гармонической личности. Он наглядно излагает их на примере пирамиды.
Как архитектор-новатор, А. создал тип ренессанс-ного палаццо, впервые применил формы классического римского зодчества в декоре церковных сооружений. Дворцы высшего слоя общества, таки образом, пространственно отделены от жилищ бедноты. Способности человека.
Альберти был одним из крупнейших теоретиков искусства. Получил гуманистическое образование в Падуе и Болонье. Он разрабатывал и строил приборы, посвящал специальные работы тайнам женского туалета, разведению ценных пород лошадей. 252).
В то же время, будучи вдумчивым аналитиком жизненной практики и психологии людей, он видел «царство человека» во всей сложности его противоречий: отказываясь руководствоваться разумом и знаниями, люди подчас становятся разрушителями, а не созидателями гармонии в земном мире. «Искусство жить постигается в деяниях», — подчёркивал Альберти. Примерно в 50-60-е гг. Над трудом "О зодчестве" (основанном на произведении Витрувия) Альберти работал до конца жизни изданный посмертно в 1485 г., он стал первой печатной книгой об архитектуре. В то же время, будучи вдумчивым аналитиком жизненной практики и психологии людей, он видел «царство человека» во всей сложности его противоречий: отказываясь руководствоваться разумом и знаниями, люди подчас становятся разрушителями, а не созидателями гармонии в земном мире. Город разделен на различные пространственные зоны: в центре расположены здания высших магистратур и дворцы правителей, по окраинам -- кварталы ремесленников и мелких торговцев. его разум, воля, смелость помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной.
В своем учении он наиболее цельно выразил идеал гармонической личности. По окончанию университета (1428 г. ) провел несколько лет в должности секретаря кардинала Альбергати, часто посещал Германию и Нидерланды. Дворцы высшего слоя общества, таким образом, пространственно отделены от жилищ бедноты. В трактате «О зодчестве» он показал идеальный город, превосходный по разумной планировке и внешнему виду зданий, площадей и улиц. В своих действиях он руководствуется принципами меры.
Как и Брунеллеско, Альберти был великим новатором в зодчестве. Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием virtu (доблесть, способность). В то же время не оставлял и своих литературных занятий: в конце 1440-х изпод его пера вышли этико-политическая сатира-аллегория Мом или о государе (Momus o de principe), в 1450–1460-х – обширный сатирический цикл Застольные беседы (Intercoenales), ок. Человек исключительной образованности, подлинный «uomo universale», Альберти занимался самыми разными областями науки и искусства, обнаруживая широчайшую эрудицию и блестящие способности. Альберти одним из первых изложил математические основы перспективы. Позже составил трактат О принципах состовления кодов (De componendis cifris) – первый научный труд по криптографии.
В одной из рукописей было написано: «Скажи мне, чего не знал бы этот человек». В них Альберти, опираясь на авторитет древних авторов (прежде всего на Витрувия), обосновал новый статус художника-учёного, а также сформулировал такие основы художественной практики Возрождения, как центральная перспектива и ордерная система. Среди его друзей были крупнейшие гуманисты и художники (Брунеллески, Донателло и Лука делла Роббиа), ученые (Тосканелли), сильные мира сего (папа Николай V, Пьеро и Лоренцо Медичи, Джованни Франческо и Лодовико Гонзага, Сиджизмондо Малатеста, Лионелло д, Эсте, Федериго де Монтефельтро). «Искусство жить постигается в деяниях», — подчёркивал Альберти.
Его занимали вопросы семейных устоев, морали, этики, психологии, права и политики. Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей. Он занимался изучением проблем математики и картографии. Альберти Леон Баттиста (Alberti, Leon Battista) (1404-1472 гг. ) итальянский архитектор, скульптор, художник и писатель. 1470 – этический диалог Домострой (Deiciarchus).
Словом, был универсалом. Такая пессимистическая позиция предвосхищает взгляды многих представителей Высокого Возрождения.
Вслед за Альберти сходные положения выскажет Леонардо да Винчи в заметках, посвященных проблеме человека, а полтора века спустя, на исходе культуры Возрождения им даст художественное воплощение Шекспир в трагедии «Гамлет». Всё это придаёт образу, созданному Альберти, черты величия. Альберти принадлежит заслуга введения в архитектуру многоярусной ордерной композиции, большого ордера (возможно, отчасти предвосхищенного Брунеллеско в его палаццо ди Парте Гвельфа), античных по деталям порталов и др. В 1443 кардинал Просперо Колонна поручил ему поднять со дна моря затонувший корабль. Флоренцийский палаццо Ручеллаи, возведённый в 1446-1451 гг.
Десять книг о зодчестве. Подобно античному Витрувию, Альберти написал большой труд «Десять книг о зодчестве» (1452 г. ), включающий в себя его теорию архитектуры, а также сведения по математике, механике, оптике.
4, 1441 опубликован в 1844) и собрание басен и аллегорий «Застольные беседы» («Intercoenales», до 1438, опубликован в 1890, 1960, 1964).
Альберти Леон Баттиста (Alberti) (1404-1472) итальянский учёный, архитектор, писатель и музыкант эпохи Раннего Возрождения. В возрасте 24 лет Альберти получил степень доктора в области права в университете города Болоньи — одном из крупнейших научных центров того времени. В 20 лет он написал комедию «Филодокс», затем увлекся естественными науками и математикой. По-видимому, тогда же к работам был привлечен Альберти. Леон Баттиста Альберти весьма много внимания уделял семейным устоям. Романтрактат «Мом» (до 1450, опубликован в 1520) – едкая сатира на правителя в стиле Лукиана. Ключевым вопросом этической концепции Альберти является вопрос о судьбе (Фортуне) и пределах ее власти над человеком. После обучения Альберти был принят на должность секретаря у кардинала Альбергати.
В 1434 году влиятельный род Колонна поднимает в Риме восстание, в результате чего Альберти, находящийся при дворе папы Евгением IV, оказывается во Флоренции. Продемонстрировал исключительные способности во всех дисциплинах. «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке. На фасаде дана как бы его «идеальная схема», показывающая отношения между ордерным каркасом и заполняющей его, но также «работающей» стеной (рис.
Большую часть жизни Альберти провел в Риме и других городах Италии и лишь время от времени наведывался во Флоренцию. В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков.
Многие идеи Альберти получили дальнейшее развитие в творчестве Леонардо да Винчи. Получил гуманитарное образование в Падуе, а в Болонье обучался праву. Альберти создал во многом оригинальную (восходящую к Платону, Аристотелю, Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии. В трактатах «О семье» (Delia famiglia, 1432— 1441 изд.
Альберти известен и как автор фундаментальной архитектурной теории, которая обладает исключительным сходством с аналогичной теорией римского архитектора Витрувия ( век до н. э. ). В числе их есть рисунок моста св. Дворцы высшего слоя общества, таки образом, пространственно отделены от жилищ бедноты. Для достижения подобных результатов он советует художникам изучать природу Изображая человеческие фигуры, художнику необходимо помнить о пропорциях и соразмерности отдельных частей тела, которые должны соответствовать по величине, характеру и цвету ибо «если на картине голова будет слишком большой, грудь слишком маленькой, рука чересчур широкой, нога слишком пухлой, а корпус чересчур одутловатым, то общее впечатление будет однозначно ужасным». Альберти написал «Застольные беседы».
Он получил всестороннее образование. Добродетельный человек должен всегда руководствоваться принципом меры он не поступает вопреки природе и не пытается ее изменить (высшее бесчестие). Альберти.
По окончании университета в 1428 несколько лет провел во Франции в качестве секретаря апостолического нунция (посла) кардинала Н. Альбергати побывал в Нидерландах и Германии. Его полотен и скульптур сохранилось мало. Сочинил ряд литературных произведений, в том числе комедию Филодоксий (Philodoxius). Архитектурные работы: во Флоренции — палаццо Ручеллаи (1446—1451 гг. ), лоджия и капелла Ручеллаи при церкви Сан Панкрацио (закончены в 1467 г. ), хор церкви Сантиссима Аннунциата (1472—1477 гг. ), фасад церкви Санта Мария Новелла (1456—1470 гг. ) в Римини — церковь Сан Франческо (1450—1461 гг., повреждена во время последней войны и теперь восстановлена) в Мантуе — церкви Сан Себастьяно (1460—1472 гг. ) и Сант Андреа (нач. По мысли Альберти, развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование. Отталкиваясь от римских классических образцов с ордерной аркадой (Колизей), Альберти переработал эту тему, придав фасаду новый художественный смысл и пластическую выразительность.
По теории Альберти вся ответственность за нравственное совершенствование, независимо от значения (общественное или личное) возлагается только лишь на самих людей. Способности человека.
Вазари и др. ), он сам упражнялся в живописи и в лепке из воска, устраивал иллюзионистические «демонстрации» с изображением ландшафтов. «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке.
Всё это придаёт образу, созданному Альберти, черты величия. А. Б. Альберти резко осуждает эпикурейскую идею о неделании как этической ценности. Иерониму, весьма разукрашена ибо в ней хранится множество реликвий, привезенных из Иерусалима. Этот трактат был первым в серии возрожденческих трактатов об архитектуре.
Альберти пробовал себя в роли художника и скульптора, но в итоге остался теоретиком. М., 1935, I, стр.
В ряде трактатов обобщил опыт искусства своего времени, обогащённый достижениями науки. Альберти был человеком своей эпохи. Живопись охарактеризована Альберти как «проекция линий и цвета на поверхность». С 1432 и до конца жизни занимал место аббревиатура (своего рода нотариуса) при папской курии.
Человек широко образованный и разносторонне одаренный, прославился прежде всего своими трактатами «О статуе» (De statua изд. Он был знаком с крупнейшими гуманистами и деятелями искусства своей эпохи, был приближен к королевским и духовным лицам высокого сана, включая папу. В нем он также затрагивает вопросы градостроительства.
В Мантуе возвел две церкви: Сан-Себастьяно (1460 г. ) и Сант-Андреа.