Альберти Леон Баттиста – теоретик искусства отказался от средневекового видения мира искренне восхищался античной классикой. Леон Баттиста Альберти родился 18 февраля 1404 года в Генуе. Леон Баттиста Альберти (1404 — 1472 гг. ) заслужил его многими своими свершениями, в первую очередь своим дарованием зодчего и неумирающими трудами по теории архитектуры и искусства. Умер Леон Баттиста Альберти 25 апреля 1472 года в Риме. Леон Баттиста Альберти (итал. Leon Battista Alberti 18 февраля3 1404 (1404), Генуя— 25 апреля4 1472, Рим)— итальянский учёный, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения.
Леон Баттиста Альберти (итал. Leon Battista Alberti 18 февраля1 1404 (1404), Генуя— 25 апреля2 1472, Рим)— итальянский учёный, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения. Альберти, Леон Баттиста (Alberti, Leon Battista) – (1404 – 1472 г. г. ) – итальянский ученый, теоретик искусства, литератор, архитектор эпохи Раннего Возрождения. Многие постройки Леона Баттиста Альберти в дальнейшем стали примером для других зодчих, а так же постройками, которые диктовали определенные каноны в архитектуре. Леон Баттиста Альберти (итал. Leone Battista Alberti 18 февраля 1404, Генуя— 20 апреля 1472, Рим)— итальянский ученый, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения.
Леон Баттиста Альберти (итал. Leone Battista Alberti 18 февраля 1404 (1404), Генуя— 25 апреля 1472, Рим)— итальянский учёный, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения. Ровно 610 лет назад родился итальянский философ (а также писатель, гуманист и в целом — учёный) Леон Баттиста Альберти, ставший, по сути дела, виднейшим теоретиком эпохи Возрождения. В 20-е годы Леон Баттиста Альберти написал свои первые работы, в 1425 комедию «Филодокс» а в 1428 «Деифира». Леон Баттиста Альберти (итал. Нынешний фасад появился в результате переделки инициированной Альберти Леоном Баттиста.
Леон Баттиста Альберти — один из наиболее одаренных людей своего времени — архитектор, живописец, поэт, музыкант, теоретик искусства и ученый. Леон Баттиста Альберти появился на свет в Генуе 18 февраля 1404 года. Переводы на русский язык: Альберти Леон Баттиста. Т. 1–2 Альберти Леон Баттиста.
Уже в двадцать четыре года Леон Баттист Альберти получил звание доктора кононического права. Леон Баттиста Альберти (итал. Leone Battista Alberti 18 февраля1 1404 (1404), Генуя— 25 апреля2 1472, Рим)— итальянский учёный, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения.
По видимому, тогда же к работам был привлечен Альберти. «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке. Подобно античному Витрувию, Альберти написал большой труд «Десять книг о зодчестве» (1452 г. ), включающий в себя его теорию архитектуры, а также сведения по математике, механике, оптике.
Как архитектор Альберти тяготел к смелым решениям, много сделал в разработке теории пропорции. В Мантуе возвел две церкви: Сан-Себастьяно (1460 г. ) и Сант-Андреа. Сочинения «Десять книг о зодчестве» (De re aedificatoria) (1452) и трактат «О статуе» (1464) были первыми трудами по теории итальянского искусства. Основная цель Альберти — устранение противоречий между базиликальной и центрической частями здания (Брунеллеско также стремился к этому, но в обеих его базиликах плоские перекрытия главного нефа и ветвей трансепта не дали решения задачи) — достигнуто однонефной композицией и применением крестовокупольной системы. Первая такая попытка была связана с перестройкой церкви Сан Франческо в Римини. 1-10, 1452, опубликован в 1485 на латинском языке русский перевод – «Десять книг о зодчестве», 1935 – 1937) стали первыми со времён античности трудами по теории искусства. Эти сочинения стали образцами гуманистической латинской прозы XV в. Среди последних произведений Альберти – утраченный впоследствии математический трактат «О принципах составления кодов» (De componendis cifris) и диалог на вольгаре «Домострой» (De iciarchia, 1470 г. ).
Альберти резко осуждает эпикурейскую идею о неделании как этической ценности. Идеал активной жизни роднит его этику с гражданским гуманизмом, но есть в ней и немало особенностей, позволяющих характеризовать учение Альберти как самостоятельное направление в гуманизме. Альберти должен был продолжить начатое готическими мастерами.
В период 30-х – начала 40-х годов он пишет ряд сочинений на латинском – «О преимуществе и недостатках ученых» (De commodis et incommodis litterarum, 1430 г. ), «О праве» (De iure, 1437 г. ), «Понтифекс» (Pontifex, 1437 г. ), а также диалоги на моральные темы на вольгаре – «Теодженио» (Teogenio, 1434 г. ), «О семье» (Deila famiglia, 1434–1441 гг. ), «О спокойствии души» (Deila tranquillita dellanimo, 1443 г. другое название – «Бегство от несчастий»), В зрелый период творчества – в 40–60-е годы – Альберти создает трактаты о живописи, скульптуре и архитектуре («De pictura», «De statua», «De re aedificatoria»), оказавшие влияние на художественную практику Возрождения. В роли архитектора Альберти оказал значимое влияние на стиль эпохи Высокого Возрождения. Наиболее серьезной переделке подверглась верхняя часть фасада.
Он понял необходимость обогатить практику искусства опытом науки, приблизить науку к практическим задачам искусства». Ростовцев Н. Н., Методика преподавания изобразительного искусства в школе, М., «Просвещение», 1980 г., с. 26. Леон Баттиста Альберти весьма много внимания уделял семейным устоям. Во всяком случае он доказал своими теоретическими сочинениями на итальянском языке, что родная речь может служить средством для выражения самых сложных понятий научной теории.
Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой». Развивая античные идеи «свободных искусств» («Artes liberalis»), Альберти переводит искусство из разряда чистого ремесла в область науки. Альберти был сведущим в науках о его возрасте. Альберти был одаренным во многих направлениях.
В 1443 кардинал Просперо Колонна поручил ему поднять со дна моря затонувший корабль. Параллельно Альберти была начата работа над трактатом «Della famigliа» («О семье»).
В трактате «О зодчестве» он показал идеальный город, превосходный по разумной планировке и внешнему виду зданий, площадей и улиц.
Всё это придаёт образу, созданному Альберти, черты величия. Вернувшись в Рим, Альберти с новой энергией возобновил свои штудии античной архитектуры и в 1444 году приступил к составлению трактата "Десять книг о зодчестве". Универсальный человек раннего Возрождения» (1969), в которой показана как связь эстетики Альберти с его научными взглядами, так и нерасторжимость связи всей деятельности Альберти с гуманизмом эпохи Возрождения.
Как художник, Альберти отличился от обычного мастера, получившего образование в семинарах. Согласно письменных источников (Дж. Указывая на необходимость рационального анализа и отбора при худож. Сам Альберти писал своему другу — великому архитектору Филиппо Брунеллески: «. Человек познает законы природы благодаря разуму.
«Очень немного картин его, который является существующим, совсем не прекрасны, но это не удивительно, так как он посвятил себя больше его исследованиям, чем к черчению». тех, которые требуют мужества и честности и приносят пользу многим.
Окончательная цель художника состоит в том, чтобы подражать природе. Примерно в 50-60-е гг. Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием virtu (доблесть, способность). Альберти пробовал себя в роли художника и скульптора, но в итоге остался теоретиком.
Основной его ячейкой является семья – главный институт воспитания и хозяйственной деятельности в ее рамках гармонизируются частные и общественные интересы (О семье, Домострой). Папа Римский Николас V, которому Альберти посвятил целую работу, мечтал о восстановлении города Рима, но ему удалось понять только фрагмент его призрачных планов. «Искусство жить постигается в деяниях», — подчёркивал Альберти.
Позже составил трактат О принципах составления кодов (De componendis cifris) – первый научный труд по криптографии. Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека. По-видимому, тогда же к работам был привлечен Альберти.
На протяжении большей части своей жизни Альберти уделял большое внимание литературе – первые из его известных произведений, комедии «Деифира» (1428) и «Филодокс» (1425), были им написаны в период обучения в Болонском университете. К тому времени Лодовико Гонзага, маркиз мантуанский, пожелал соорудить в церкви Нунциаты при монастыре сервитов во Флоренции круглый хор и главную капеллу по проекту и модели Леон-Баттисты.
Внутри она имеет шесть прекраснейших капелл из коих одна, посвященная св.
Альберти запланировал посвятить свой трактат на архитектуре его другу. Подобно другим гуманистам эпохи Возрождения, он писал о величии человека, наделенного различными дарованиями и умениями, которые возвышают его среди всех существ, обитающих в мире, о безграничности его возможностей и устремлений, о совершенстве, которого он может достичь. Со студенческими годами связано начало увлечений Альберти математикой и философией.
Интересы и познания этого «универсального» ученого были разносторонними и глубокими. Вслед за Альберти сходные положения выскажет Леонардо да Винчи в заметках, посвященных проблеме человека, а полтора века спустя, на исходе культуры Возрождения им даст художественное воплощение Шекспир в трагедии «Гамлет». Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей. Папа Николай V пользовался советами Альберти при создании проекта перестройки Рима. Это отчетливо видно в диалогах, написанных на вольгаре «Домострой» и «О семье».
Дворцы высшего слоя общества, таки образом, пространственно отделены от жилищ бедноты. Там были созданы диалоги «Теодженио» и искусствоведческий трактат, посвященный скульптору Брунеллески – «Три книги о живописи». В 1432 вернулся в Италию и получил должность абревиатора (секретаря) римской курии.
Общие пропорции грузноватого, растянутого вширь здания, как и его мало удачные основные членения, обусловлены существовавшими ранее частями и размерами сооружения.
«В живописи Альберти не достиг ничего ни из какой большой важности или красоты», написал Вазари. 4, 1441 опубликован в 1844) и собрание басен и аллегорий «Застольные беседы» («Intercoenales», до 1438, опубликован в 1890, 1960, 1964). К одним из последних его произведений относятся диалог на вольгаре «Домострой» (1470 г. ) и математический трактат «Трактат о шифрах» (1466 г. ). В 1421–1428 гг.
«И Альберти был Леонардо Да Винчи как финишер новичку как владелец дилетанту. В 50-60-е гг. Он дал правильное методическое направление обучению рисунку. Само общество Альберти мыслит как гармоничное единство всех его слоёв, которому должна способствовать деятельность правителей. Для идеального города Альберти характерно, однако, равное благоустройство всех его частей для жизни людей разного социального статуса и доступность всем его обитателям прекрасных общественных зданий — школ, терм, театров.
В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков. Это не механическое соответствие, а диалектическое взаимодействие. В этике Альберти центральное место занимает проблема противоборства человека и Фортуны. «Он делился всем, что имел, знал или мог, — пишет его первый биограф. н. Tempio Malatestiano, 1450), замышлял завершить её купольной ротондой наподобие римского Пантеона на фасаде воспроизведён мотив арки Августа (находящейся в том же городе).
В 1432 вернулся в Италию и получил должность абревиатора (секретаря) римской курии. Альберти не принадлежал к любимцам фортуны. Вторая важнейшая постройка Альберти во Флоренции также была связана с заказом Ручеллаи. В то же время не оставлял и своих литературных занятий: в конце 1440-х изпод его пера вышли этико-политическая сатира-аллегория Мом или о государе (Momus o de principe), в 1450–1460-х – обширный сатирический цикл Застольные беседы (Intercoenales), ок.
Продемонстрировал исключительные способности во всех дисциплинах. В философских эссе А. «Автопортрет универсального человека», «О доблести и славе» и др. В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков.
Его занимали вопросы семейных устоев, морали, этики, психологии, права и политики. 1472 г. купол относится к 1763 г. ) в Риме Альберти приписывают без достаточных оснований палаццо Венеция и фасад церкви Сан Марко, а также участие в составлении проектов перестройки Рима при папе Николае V. Палаццо Ручеллаи во Флоренции — одно из первых архитектурных произведений Альберти, представляет собой следующий шаг в развитии типа дворца, все более отличавшегося (особенно в своем облике) от средневекового городского жилища и все более приближающегося к жизненному укладу и вкусам разбогатевшей флорентийской буржуазии. Возрождения, архитектор, теоретик иск-ва, литератор.
Однако книга была написана «не только для мастеров, но также и для любого заинтересованного благородными искусствами», как Альберти выразился. Аннунциаты во Флоренции, авторство знаменитого флорентийского палаццо Ручеллаи.
Альберти оправдал эти слова своей деятельностью и хочется в связи с этим повторить слова, сказанные о нем его старинным биографом: «он являл собою пример того, как человек может сделать из себя все, что только пожелает». «. Добродетельный человек должен всегда руководствоваться принципом меры он не поступает вопреки природе и не пытается ее изменить (высшее бесчестие).
Такое методическое требование было новаторским шагом. Многие идеи Альберти получили дальнейшее развитие в творчестве Леонардо да Винчи. 1848) идеи гражданственности, столь характерные для гуманизма предшествующего поколения, отступают и совсем сходят на нет перед всем, что объемлет собой понятие «интересы семьи». По-иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии. Среди его архитектурных произведений – церковь Сан Франческо в Римини (по заказу Сиджизмондо Малатеста) палаццо Ручеллаи, церковь Сан Панкрацио и фасад церкви Санта Мария Новелла во Флоренции (по заказу Джованни Ручеллаи) церкви Сан Себастиано и Сант Андреа в Мантуе и апсида церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции (по заказу Лодовико Гонзага). Болезненный от рождения, он сумел сделать себя здоровым и сильным.
Сочинил ряд литературных произведений, в том числе комедию Филодоксий (Philodoxius). И. Л. В Риме у Альберти было много времени, чтобы изучить его древние места, руины и объекты. Написал в середине 1440-х Математические забавы (Ludi mathematici), в который затронул ряд проблем физики, геометрии и астрономии, а в начале 1450-х свою главную работу Десять книг о зодчестве (De re aedificatoria libri decem), где обобщил античный и современный опыт и сформулировал целостную ренессансную концепцию архитектуры (напечатана в 1485) получил прозвище «современного Витрувия».
Этот принцип соблюден и при определении размеров главного карниза высота его до выносной плиты, включая поддерживающую часть с модульонами, пропорциональна размерам ордера верхнего яруса, а выносная плита соразмерна высоте всего здания (здесь так же, как и в Колизее, при довольно большом выносе карнизной плиты применена система конструктивных модульонов, заделанных в стену и подпирающих плиту). Гармония—принцип не только его теории архитектуры, но и концепции человека. У Альберти, как член благородной семьи и как часть римской курии, был особый статус. Как и Брунеллеско, Альберти был великим новатором в зодчестве.
Викентьева). В 1430 составил трактат О преимуществе и недостатках ученых (De commodis et incommodis litterarum). Палаццо Ручеллаи очень отличается от всех зданий города.
Выступил как архитектор-практик. Низкий купол во всю ширину здания должен был завершить этот монументальный объем тяжелой полусферой (не осуществлен). По окончанию университета (1428 г. ) провел несколько лет в должности секретаря кардинала Альбергати, часто посещал Германию и Нидерланды. и в 1550 был издан стандартный итальянский выпуск Козимо Бартоли. Альберти принадлежит заслуга введения в архитектуру многоярусной ордерной композиции, большого ордера (возможно, отчасти предвосхищенного Брунеллеско в его палаццо ди Парте Гвельфа), античных по деталям порталов и др. По окончании университета в 1428 несколько лет провел во Франции в качестве секретаря апостолического нунция (посла) кардинала Н. Альбергати побывал в Нидерландах и Германии. Возможно, ему принадлежит и первая грамматика итальянского языка.
Он полагал, что этим семья лишает себя хорошей репутации. Леон Баттиста Альберти родился 14 февраля 1404 года в Генуе.
Главное предназначение человека Леон Батиста Альберти видел в творчестве. Сопровождал папский двор в Болонью (апрель 1437), Феррару (январь 1438), Флоренцию (январь 1439) к этому времени относятся его юридические сочинения О праве и Понтифик и этический диалог О спокойствии души (Della tranquillitб dellanimo). В проекте церкви Сан-Себастьяно в Мантуе (1460), выполненной для Лодовико Гонзага, Альберти одним из первых архитекторов Возрождения использовал план в форме греческого (равноконечного) креста, а также задумал торжественную входную лестницу по образцу древнеримских периптеров.
«Искусство жить постигается в деяниях», — подчёркивал Альберти. По теории Альберти вся ответственность за нравственное совершенствование, независимо от значения (общественное или личное) возлагается только лишь на самих людей. Дворцы высшего слоя общества, таким образом, пространственно отделены от жилищ бедноты.
В связи с этим семья по Альберти рассматривается как база хозяйственной деятельности. Этим многосторонним, но в то же время гармоническим умом был Леон Баттиста Альберти".
Человек мудр и обладает чувством собственного достоинства. 27). 1470 – этический диалог Домострой (Deiciarchus). Основной социальной ячейкой Альберти считал семью.
В своем учении он наиболее цельно выразил идеал гармонической личности. «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке. Во Флоренции при перестройке Палаццо Ручеллаи по проекту Альберти (около 1453) фасад украшен ордерным декором, восходящим к Колизею античный ордер использован на фасаде церкви Санта-Мария Новелла (1456-70) и в декорации капеллы Ручеллаи (в церкви Сан-Панкрацио, 1467). Только от свободной воли человека зависит выбор между добром и злом.
Недостроенная верхняя часть главного фасада над раскрепованным антаблементом была задумана с оригинальными кривыми полуфронтонами над боковыми нишами и высоким, с полукруглым завершением, окном-нишей в центре (такое завершение церковных зданий было широко распространено в Северной Италии, особенно в Венеции). Многогранная деятельность Леона Баттиста Альберти— яркий пример универсальности интересов человека эпохи Возрождения. 30), от которой сохранились декоративная аркада по обеим сторонам главного входа, порталы боковых входов, ниши для саркофагов и разноцветная мраморная инкрустация над ними. Леон Альберти стоял в центре культурной жизни Италии. Альберти стоял в центре культурной жизни Италии. Дворцы высшего слоя общества, таки образом, пространственно отделены от жилищ бедноты.
Альберти создал во многом оригинальную (восходящую к Платону, Аристотелю, Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии.
Он ведет наблюдения за влажностью воздуха отчего рождается гигрометр. Альберти отстаивал такие отношения человека и общества, при которых интерес отдельно взятой личности согласуется с интересами прочих людей. Альберти Леон Баттиста (Alberti, Leon Battista) (1404-1472 гг. ) итальянский архитектор, скульптор, художник и писатель. Позже Альберти сам написал несколько литературных произведений. Он мудр, руководствуется в своих действиях принципами меры, обладает сознанием своего достоинства. Способности человека. Л. Б.
После римского восстания. Ниже этого сада сводчатая конюшня, у которой были киоски для 100 лошадей. Характер — категория не только психологическая, но и социальная. Провел несколько лет во Франции в должности секретаря нунция (папского посла) кардинала Альбергати, посещал Германию и Нидерланды.
По Альберти идеальный человек согласовано сочетает в себе силы воли и разума, душевный покой и творческую активность. В теоретических трактатах (О статуе, 1435, О живописи, 1435-36, – оба на итальянском языке О зодчестве, опубликован в 1485, на латинском языке) обобщил опыт современного ему искусства, обогатив его достижениями гуманистической науки. Большой, почти во всю ширину здания, вестибюль открывается на площадь широкой аркой, что подчеркивает общественный характер сооружения.
И есть прогрессивные эпохи, когда воля и энергия человека расцветают. Под этой перспективой виллу Medici во Фьезоле можно было вот таким образом считать «музой» для многочисленных других зданий, не только во Флорентийской области, которые от конца 15-го века вперед находят вдохновение и творческие инновации здесь. Над трудом "О зодчестве" (основанном на произведении Витрувия) Альберти работал до конца жизни изданный посмертно в 1485 г., он стал первой печатной книгой об архитектуре. В то же время была начата работа над трактатом «О семье» (Della famiglia), законченное в 1441 г. Во время путешествий по Италии вместе с папским двором (1437-1443) Леоном Баттистой были созданы юридические сочинения «О праве», «Понтифекс» и этические диалоги «О спокойствии души».
Человек исключительной образованности, подлинный «uomo universale», Альберти занимался самыми разными областями науки и искусства, обнаруживая широчайшую эрудицию и блестящие способности. В то же время, будучи вдумчивым аналитиком жизненной практики и психологии людей, он видел «царство человека» во всей сложности его противоречий: отказываясь руководствоваться разумом и знаниями, люди подчас становятся разрушителями, а не созидателями гармонии в земном мире. Только гармоничное сочетание всех факторов ведет к совершенству произведения.
1041), который был установлен францисканскими оптическими семинарами 13-го века традиции Perspectivae ученых, такие как Роджер Бэкон, Джон Пекхэм и Витело (подобные влияния также прослеживаемы в третьем комментарии Лоренцо Гиберти, Commentario Терцо). В равной степени он учился владеть оружием, ездить верхом и играть на музыкальных инструментах по всем правилам искусства, как и увлекался науками и свободными искусствами и занимался изучением труднейших вещей», — рассказывает старинный биограф он продолжает свою характеристику так: «Он был человеком столь многосторонним, что едва ли остался чужд какому-либо из свободных искусств». Основной акцент он делает на контурах, построении композиции и оттенках. Написал в середине 1440-х Математические забавы (Ludi mathematici), в который затронул ряд проблем физики, геометрии и астрономии, а в начале 1450-х свою главную работу Десять книг о зодчестве (De re aedificatoria libri decem), где обобщил античный и современный опыт и сформулировал целостную ренессансную концепцию архитектуры (напечатана в 1485) получил прозвище «современного Витрувия».
Его личное человеческое величие было поистине титаническим. Исходная точка гуманистического учения Альберти заключается в неотъемлемой принадлежности человека миру природы.
Этот трактат был первым в серии возрожденческих трактатов об архитектуре. В На Живописи, Альберт использует выражение «Мы Художники», но как художник или скульптор, он был дилетантом. Брагина Л. М., Итальянский гуманизм. АЛЬБЕРТИ Леон Баттиста (1404–1472 гг. ) – филолог-моралист, политик, теоретик искусства, архитектор, скульптор, художник, поэт, археолог, математик и атлет.
Альберти удалось изложить в рамках единой теории не только эстетический идеал архитектуры, но и принципы правильного соотношения размеров: высоты строения с расположенным перед ним пространством, соразмерности главного здания города (которым в те времена являлся собор) с остальными постройками. Отсюда разнообразие композиционных приемов и форм даже в зданиях культового назначения. Ему приписываются два ранних образца ренессансной медальерной пластики с профильным портретом молодого Альберти (1430-е годы). Во время путешествий по Италии вместе с папским двором он создал ряд юридических сочинений: «Понтифекс», «О праве» и диалоги «О спокойствии души». Он считал ее основной ячейкой всего режима общественных порядков.
Сопровождал папский двор в Болонью (апрель 1437), Феррару (январь 1438), Флоренцию (январь 1439) к этому времени относятся его юридические сочинения О праве и Понтифик и этический диалог О спокойствии души (Della tranquillitб dellanimo). 1450).
Альберти. Основное предназначение личности гуманист видел в творчестве, которое понимал широко — от труда скромного ремесленника до высот научной и художественной деятельности. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой».
Альберти написал мне Libri della famiglia — который обсудил образование, брак, домашнее управление и деньги — на Тосканском диалекте. Многогранность его интересов – яркий пример широты взглядов гуманистов эпохи Возрождения. Интерес к гражданской и этической тематике отразили трактаты «Первосвященник» («Pontifex», 1437, опубликован в 1890), «Теодженио» (около 1440, опубликован в конце 15 века).
Значение Леона Баттиста Альберти (1404–1472) — гуманиста, поэта, теоретика искусства и архитектора для мировой культуры невозможно переоценить. Учился у известных гуманистов Гаспарино да Барцицца и Франческо Филельфо, затем в Болонском университете (1421—28), по окончании которого стал доктором канонического и гражданского права. 252).
Все это вместе взятое придает сформированному образу черты величия. Идеальный человек – это homo faber, «человек деятельный». 1568) и особенно «Десятью книгами о зодчестве» (De re aedificatoria libri X, 1436—43 изд. художниками. Наиболее значительное из литературных сочинений Альберти – имеющий практическую направленность трактат «О семье» («Della famiglia», кн. Первые работы Альберти относятся к 20-м годам: это литературные произведения: комедии «Филодокс» (Philodoxeos fabula, 1425 г. ), «Деифира» (Deifira, 1428 г. ) и некоторые другие.
Отталкиваясь от римских классических образцов с ордерной аркадой (Колизей), Альберти переработал эту тему, придав фасаду новый художественный смысл и пластическую выразительность. Создал новый тип городского дворца, включив в руст стены три яруса ордерных пилястр (палаццо Ручеллаи во Флоренции, 1446-51, построен Б. Росселлино по планам Альберти). И в то же время он не чуждался брадобрея Буркьелло, с которым обменивался сонетами, охотно засиживался до позднего вечера в мастерских кузнецов, архитекторов, судостроителей, сапожников, чтобы выведать у них тайны их искусства.
Нечестные методы обогащения Альберти считал недопустимыми (отчасти расходясь в этом с купеческой практикой и менталитетом) ибо они лишают семью доброй репутации. его разум, воля, смелость помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной. С 1432 и до конца жизни занимал место аббревиатура (своего рода нотариуса) при папской курии. 1-3, 1433-37, кн.
Тогда же Гонзага поручил Альберти составить проект церкви Сан Себастьяно. Труд у таких людей шел об руну с вдохновением и творческими стремлениями. Родился в семье знатного флорентийского изгнанника. Важнейшей чертой творчества Альберти несомненно было стремление к новаторству, органически сочетающееся с вдумчивым проникновением в античную мысль. В своих действиях он руководствуется принципами меры.
В нем Альберти впервые представил эстетику архитектуры. В ряде трактатов обобщил опыт искусства своего времени, обогащённый достижениями науки. Однако в последних его сочинениях (Застольные беседы и особенно Мом или о государе) появляется мотив человека как игрушки судьбы, как неразумного существа, которое не в силах удерживать свои страсти под контролем разума. В числе их есть рисунок моста св.
С большими надеждами он дал работу своей семье, чтобы читать, но в его автобиографии Альберти признается, что «мог едва избежать чувствовать гнев, кроме того, когда он видел некоторых своих родственников, открыто высмеивающих и целую работу и бесполезное предприятие автора вдоль нее». Церковный фасад — одна из труднейших проблем архитектуры XV в., отразившая всю остроту противоречий светского и церковного мировоззрения эпохи Возрождения. Работа была первым архитектурным трактатом Ренессанса. Его знание оптики было граничит с направленной вниз давней традицией Kitab al-manazir (Оптика Де aspectibus) арабского эрудита Алхэзена (Ибн аль-Хайтам, d. c. Особое внимание было уделено уравновешенности общей композиции и отсутствию диссонансов.
Albert. Он создал во многом оригинальную, хотя и опиравшуюся на многих древних авторов (Платон, Аристотель, Ксенофонт, Теофраст, Цицерон, Катон, Сенека), гуманистическую концепцию человека, основывающуюся на идее гармонии. На фасаде дана как бы его «идеальная схема», показывающая отношения между ордерным каркасом и заполняющей его, но также «работающей» стеной (рис. Альберти, Десять книг о зодчестве, М., Том II, «Издательство Всесоюзной академии архитектуры», 1937 г. с. 48. Работа над фасадом церкви, начавшаяся в XIV веке, не была завершена.
Среди его друзей были крупнейшие гуманисты и художники (Брунеллески, Донателло и Лука делла Роббиа), ученые (Тосканелли), сильные мира сего (папа Николай V, Пьеро и Лоренцо Медичи, Джованни Франческо и Лодовико Гонзага, Сиджизмондо Малатеста, Лионелло д, Эсте, Федериго де Монтефельтро). В учении Альберти получил наиболее цельное выражение идеал гармонической личности. Альберти родился в Генуе. Альберти написал «Застольные беседы». Его подробные наблюдения, включенные в его Де Р Адификаторя (1452, На Искусстве Строительства), были скопированы после архитектуры Де римским архитектором и инженером Витрувиусом (fl. ему иск-ва, высказал ряд оригинальных идей, касающихся худож. Трактаты Альберти «О живописи», «О скульптуре», написанные в 1434–1435 на латыни и позднее вышедшие в итальянском переводе, представляют собой первую научно обоснованную теорию искусства эпохи Возрождения.
Альберти был сторонником использования разговорного итальянского языка в литературе – большинство своих произведений он написал на вольгаре (народной латыни), что сделало его идеи популярными среди разных слоев населения. (Народный итальянский язык – Прим. Джорджио Вазари, который утверждал, что исторический прогресс искусства достиг своего пика в Микеланджело, подчеркнул академические успехи Альберти, не его артистические таланты: «Он провел свое время, находя о мире и изучая пропорции предметов старины но прежде всего, после его естественного гения, он сконцентрировался на написании, а не на прикладной работе». Его полотен и скульптур сохранилось мало.
В учении Альберти получил наиболее цельное выражение идеал гармонической личности. Он изобрёл вуалевую сетку («reticolato» или «velo»), она разделена на маленькие правильные четырёхугольники и, будучи помещена между глазом и предметом на месте плоскости изображения, дает возможность наметить любую точку предмета в определённой петле и перенести её, таким образом, на соответствующую квадратную сетку плоскости черчения». В нем он также затрагивает вопросы градостроительства. Это жилье вершины, уполномоченное Джованни де39 Медичи, Козимо il второй сын Векчио, с его видом на город, может быть самым первым примером ренессансной виллы: то есть это следует за критериями Albertian предоставления страны, живущей «вилла под-Урбана». Он считает, что добродетельный человек, вооруженный разумом, способен одолеть судьбу. 1470 – этический диалог Домострой (Deiciarchus). Главными произведениями литературного творчества Альберти в 50–60-е годы стал обширный сатирически-аллегорический цикл «Застольные беседы» (Intercoenales) – в него вошли и некоторые более ранние произведения, – а также примыкающая к нему этико-политическая аллегория «Мом или о государе» (Momus о de principe).
Однако Альберти не подразумевал, что художники должны подражать природе объективно, как это, но художник должен быть особенно внимателен к красоте, «для в живописи красоты так же приятно, как это необходимо». Альберти создал во многом оригинальную (восходящую к Платону, Аристотелю, Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии. Первая такая попытка была связана с перестройкой церкви Сан-Франческо в Римини.
К последним его произведениям относятся математический трактат «Трактат о шифрах» (1466) и диалог на вольгаре (народной латыни) «Домострой» (1470). Составлял проекты и руководил строительством церкви Сан Франческо в Римини, хоров церкви Сантиссима Аннунциата (1451), палаццо Ручеллаи (1451-1454) и фасада церкви Санта Мария Новелла (1470) во Флоренции, церквей Сан Себастиано (1460) и Сан Андреа (1472) в Мантуе. Эрудиция и талант Альберти позволяют поставить его в один ряд с такими выдающимися личностями, как Леонардо да Винчи (1452–1519) и Микеланджело (1475–1564).
В этическом трактате О семье разработал идеал гармонически развитой личности.
Среди первых литературных опытов Альберти – латинския комедия «Филодокс» (1424, опубликована в 1500), образец стилизации античного жанра в духе филологического гуманизма. Трактат «О зодчестве» (закончен в начале 50-х годов) был напечатан в 1485 г. и многократно переиздавался в XVI в. в латинском варианте и переводах на новые языки. тех, которые требуют мужества и честности и приносят пользу многим.
Leon Battista) (14 февраля 1404, Генуя — 25 апреля 1472, Рим) — итальянский философ, архитектор, художник, теоретик искусства. Идеальный человек – это homo faber, «человек деятельный». творчества. Общественные здания, театры, школы и др., должны быть доступны всем.
Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей. По мысли Альберти, развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование. Он наглядно излагает их на примере пирамиды. Десять книг о зодчестве. И в Della pittura и в De статуе, Альберти подчеркнул, что «все шаги изучения должны быть разысканы от природы». Della pittura (также известный на латыни как Де Пиктюра) положился в ее научном содержании на классическую оптику в определении перспективы как геометрический инструмент артистического и архитектурного представления. Человек может развить свои природные способности и сам творить свою судьбу.
Романтрактат «Мом» (до 1450, опубликован в 1520) – едкая сатира на правителя в стиле Лукиана. Первая такая попытка была связана с перестройкой церкви Сан-Франческо в Римини. Перестройка (1450-1461 гг. ) готической монастырской церкви была предпринята герцогом Малатеста в ознаменование его военных подвигов. И основной мотив его этики—противоборство человека и Фортуны. Жил и работал в Риме и Флоренции.
46–30 до н. э). Творение себя самим, физическое совершенство— становятся целью, как и духовное.
Человек познает законы природы благодаря разуму. В эстетике Альберти основное место принадлежит учению о гармонии, которая рассматривается как важная природная закономерность. Если перейти от культурно-исторической и философско-эстетической критики к искусствоведению, то, в первую очередь, среди современных исследователей Альберти на Западе надо назвать Э. Панофского и Р. Виттковера, чьи труды хорошо известны в среде советских искусствоведов и архитекторов. В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков. В то же время не оставлял и своих литературных занятий: в конце 1440-х изпод его пера вышли этико-политическая сатира-аллегория Мом или о государе (Momus o de principe), в 1450-1460-х – обширный сатирический цикл Застольные беседы (Intercoenales), ок. Альберти Леон Баттиста (Alberti) (1404-1472) итальянский учёный, архитектор, писатель и музыкант эпохи Раннего Возрождения.
Однако здесь этот прием более органичен и теснее связан с композицией всего здания. Художники и скульпторы борются «через различными навыками, в той же самой цели, а именно, это почти, работа, которую они предприняли, должно казаться наблюдателю подобна реальным объектам природы».
Добродетельный человек должен всегда руководствоваться принципом меры он не поступает вопреки природе и не пытается ее изменить (высшее бесчестие). А. — автор теоретических трактатов по проблемам изобразительного искусства и архитектуры («О статуе», 1435 «О живописи», 1435—36 «О зодчестве», начат ок. При этом немало внимания уделялось математике, механике, графологии и криптологии.
По-иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии. Труд для Альберти— не наказание за первородный грех, как учила церковная мораль, а источник душевного подъёма, материальных благ и славы. Немного позже были созданы диалоги «Теодженио» и искусствоведческий трактат «Три книги о живописи», который Альберти посвятил скульптору Брунеллески. Красота была для Альберти «гармонией всех частей относительно друг друга» и впоследствии «это согласие понято в особом числе, пропорции и договоренности, потребованной гармонией».
Всё это придаёт образу, созданному Альберти, черты величия. Трактат "О статуе" написан, вероятно, в 1453 г. В трактате "О живописи" (1436 г. ) дано первое научное описание перспективы. Членения главного фасада в ином масштабе многократно повторены в интерьере. По иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии.
Работа не была напечатана до 1843. В Новелле Санта-Марии, Флоренции, между (1448–70) верхний фасад был построен к дизайну Альберти. М., 1935, I, стр. Таким образом, в этих капеллах каменные архивольты арок, опирающихся на столбы, должны отклоняться назад, чтобы не отходить от стены, которая выгибается, следуя форме круглого хора, вот таким образом, если смотреть на эти арки капелл сбоку, кажется, что они заваливаются и что они – и таковы они и на самом деле – некрасивы, хотя размеры их правильные и прием этот действительно очень трудный. Выступил как архитектор-практик.
В то же время, будучи вдумчивым аналитиком жизненной практики и психологии людей, он видел «царство человека» во всей сложности его противоречий: отказываясь руководствоваться разумом и знаниями, люди подчас становятся разрушителями, а не созидателями гармонии в земном мире. Этические учения XIV-XV веков, М., «Высшая школа», 1977 г., с. 153.
В молодости ему пришлось пережить болезнь, бедность, жестокую вражду родственников. Дизайн также включает глазное окно, которое уже было в месте. В этом отношении истинным наследником и продолжателем Альберти стал Браманте. Многие идеи Альберти получили дальнейшее развитие в творчестве Леонардо да Винчи. Вся его жизнь и творчество были, по словам его анонимного биографа, «примером того, что человек может сделать из себя все, что пожелает».
Будучи высланным из небес, Момус, бог осмеяния, в конечном счете кастрируется. Оригинальная концепция человека, основанная на идее гармонии, принадлежит Альберти.
Составлял проекты и руководил строительством церкви Сан Франческо в Римини, хоров церкви Сантиссима Аннунциата (1451), палаццо Ручеллаи (1451–1454) и фасада церкви Санта Мария Новелла (1470) во Флоренции, церковей Сан Себастиано (1460) и Сан Андреа (1472) в Мантуе. После восстания в Риме в конце мая – начале июня 1434 вслед за папой Евгением IV бежал во Флоренцию написал там этический диалог Теодженио (Teogenio) и искусствоведческий трактат Три книги о живописи (De pictura libri tres), посвященный скульптору Ф. Брунеллески начал работу над сочинением О семье (Della famiglia), которое закончил в 1441. В организацию пространства церкви Сант-Андреа в Мантуе (1470) ввёл мотивы триумфальной арки, а также кессонированных сводов наподобие римской базилики Максенция. В них Альберти, опираясь на авторитет древних авторов (прежде всего на Витрувия), обосновал новый статус художника-учёного, а также сформулировал такие основы художественной практики Возрождения, как центральная перспектива и ордерная система.
В 1430 составил трактат О преимуществе и недостатках ученых (De commodis et incommodis litterarum). Продемонстрировал исключительные способности во всех дисциплинах. Сочинил ряд литературных произведений, в том числе комедию Филодоксий (Philodoxius). В несколько статичную концепцию «божественного человека» Альберти внес динамизм: исходя из требований природы, он делал вывод о необходимости активного творческого отношения к миру. В культурном зодчестве применил волюты для соединения разновеликих частей фасада здания (церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции, 1456-70) стремясь к величию и простоте использовал в оформлении фасадов мотивы римских триумфальных арок и аркад (церкви Сан-Франческо в Римини, 1447-68 и Сант-Андреа, 1472-94, в Мантуе), что явилось важным шагом в освоении античного наследия мастерами Раннего Возрождения.
По-видимому, тогда же к работам был привлечен Альберти. Альберти объединил все потенциальные понятия человека с таким понятием как virtu (способность, доблесть). Работа не была издана до 1485.
Его "Математические забавы", как и трактаты "О живописи", "О статуе", свидетельствуют об основательных познаниях их автора в области математики, оптики, механики. Большую часть своей жизни Альберти уделил литературе – первые его произведения, комедии «Деифира» (1428 г. ) и «Филодокс» (1425 г. ), были написаны еще в период учебы в Болонье.
Все это существенно изменяло традиционную крестово-купольную систему византийских храмов. Человек широко образованный и разносторонне одаренный, прославился прежде всего своими трактатами «О статуе» (De statua изд.
и римских источников, опыта совр. Способности человека. По окончании университета в 1428 несколько лет провел во Франции в качестве секретаря апостолического нунция (посла) кардинала Н. Альбергати побывал в Нидерландах и Германии.
Говорят, что он же сделал проект дома и сада для тех же Ручеллаи на улице делла Скала. Альберти системно изложил математические основы учения о перспективе. Он занимался изучением проблем математики и картографии. Альберти был одним из крупнейших теоретиков искусства.
Флоренцийский палаццо Ручеллаи, возведённый в 1446-1451 гг. По возвращении в Италию в 1432 г. получил место аббревиатора (своего рода секретаря) в папской канцелярии, которое и занимал до 1462 г. Покинув службу, Альберти вплоть до момента своей кончины в 1472 г. проживал в Риме. Позже составил трактат О принципах состовления кодов (De componendis cifris) – первый научный труд по криптографии. Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием virtu (доблесть, способность).
После восстания в Риме в конце мая – начале июня 1434 вслед за папой Евгением IV бежал во Флоренцию написал там этический диалог Теодженио (Teogenio) и искусствоведческий трактат Три книги о живописи (De pictura libri tres), посвященный скульптору Ф. Брунеллески начал работу над сочинением О семье (Della famiglia), которое закончил в 1441. По мысли Альберти, развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование. Имя его героя, Момуса, относится к греческому слову для вины или критики. Он оставил следующим поколениям образцы творческой и научной этики.
Он получил всестороннее образование. Болезненный от рождения, он сумел сделать себя здоровым и сильным.
Вся жизненная среда человека устроена здесь так, чтобы она отвечала потребностям личности, семьи, общества в целом. Примечательный внутренний суд палаццо. Получил гуманистическое образование в Падуе и Болонье.
Леонардо, который иронически назвал себя «необразованным человеком» (omo чувства lettere), следовал за Альберти в представлении, что живопись – наука. Леон Баттиста Альберти (1404–1472 гг. ) происходил из знатной флорентийской семьи. 1404—72)—деятель раннего итал. Есть эпохи, ломающие человека, подминающие и разлагающие его личность.
1844) и «Домострой» (De iciarchia, 1470 изд. Для достижения подобных результатов он советует художникам изучать природу Изображая человеческие фигуры, художнику необходимо помнить о пропорциях и соразмерности отдельных частей тела, которые должны соответствовать по величине, характеру и цвету ибо «если на картине голова будет слишком большой, грудь слишком маленькой, рука чересчур широкой, нога слишком пухлой, а корпус чересчур одутловатым, то общее впечатление будет однозначно ужасным». по проекту Альберти – яркий пример светской архитектуры того времени. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой». Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека. Особое предпочтение гуманист отдавал труду архитекторов.
Назовем также заслуживающую внимания работу Джоан Гейдол «Леон Баттиста Альберти. Он развивал в зодчестве античные мотивы. Поиски нового оказались особенно плодотворными в тех сферах деятельности Альберти, где теория непосредственно связывалась с практикой: прежде всего в архитектуре, затем в эстетике, этике, педагогике.
Таким образом, высшее общество пространственно отделено от бедных кварталов. Основной социальной ячейкой Альберти считал семью. Архитектурные работы: во Флоренции — палаццо Ручеллаи (1446—1451 гг. ), лоджия и капелла Ручеллаи при церкви Сан Панкрацио (закончены в 1467 г. ), хор церкви Сантиссима Аннунциата (1472—1477 гг. ), фасад церкви Санта Мария Новелла (1456—1470 гг. ) в Римини — церковь Сан Франческо (1450—1461 гг., повреждена во время последней войны и теперь восстановлена) в Мантуе — церкви Сан Себастьяно (1460—1472 гг. ) и Сант Андреа (нач. Альберти был драматургом, музыкантом, математиком и спортсменом, воплотив в себе присущий эпохе Возрождения (Ренессанс) идеал "гармонической личности".
А. Б. Альберти резко осуждает эпикурейскую идею о неделании как этической ценности.
Среди его друзей были крупнейшие гуманисты и художники (Брунеллески, Донателло и Лука делла Роббиа), ученые (Тосканелли), сильные мира сего (папа Николай V, Пьеро и Лоренцо Медичи, Джованни Франческо и Лодовико Гонзага, Сиджизмондо Малатеста, Лионелло д, Эсте, Федериго де Мон-тефельтро). Трактаты «О живописи» («Della pittura», кн. 1-3, 1435-36), «О статуе» («Della statua», около 1435) и «О зодчестве» («De re aedificatoria», кн.
На службе у пап Евгения IV и Николая V Альберти принимал участие в изучении древних построек Рима (трактат «Описание города Рима», «Descriptio urbis Romae», 1443-49. ) и в подготовке проекта реконструкции города, где впервые обозначились принципы ренессансного градостроительства. Он отметил, что «забота об очень маленьких детях – женская работа для медсестер или матери» и которому в самых ранних детях возраста нужно преподавать алфавит. Вся городская площадь разделена на отдельные зоны. Труд для Альберти — не наказание за первородный грех, как учила церковная мораль, а источник душевного подъёма, материальных благ и славы. Основу основ всей деятельности Альберти и его мировоззрения составляло понятие о человечности.
В первом трактате (О живописи) Альберти излагает принципы построения перспективы, не утратившие своей актуальности и по сей день. Несмотря на неудачу, Леон Альберти сумел разработать новый способ определения глубины. Двор палаццо имеет прямоугольную форму с аркадой по двум сторонам. Основное место жительства, Палаццо Piccolomini, находится на западной стороне. Альберти известен и как автор фундаментальной архитектурной теории, которая обладает исключительным сходством с аналогичной теорией римского архитектора Витрувия ( век до н. э. ). В возрасте 24 лет Альберти получил степень доктора в области права в университете города Болоньи — одном из крупнейших научных центров того времени. В 20 лет он написал комедию «Филодокс», затем увлекся естественными науками и математикой. Альберти написал аллегорически-сатирический цикл «Застольные беседы».
Исходная посылка гуманистической концепции Альберти — неотъемлемая принадлежность человека миру природы, которую гуманист трактует с пантеистических позиций как носительницу божественного начала. Первоначально изданный на латыни, первый итальянский выпуск вышел в 1546.
Пиенцу считают ранним примером ренессансного городского планирования. Был бы только, что работа Вазари была здесь добавлена описанием как этот Альберти. Среди его друзей были крупнейшие гуманисты и художники (Брунеллески, Донателло и Лука делла Роббиа), ученые (Тосканелли), сильные мира сего (папа Николай V, Пьеро и Лоренцо Медичи, Джованни Франческо и Лодовико Гонзага, Сиджизмондо Малатеста, Лионелло дЭсте, Федериго де Монтефельтро).
Живопись охарактеризована Альберти как «проекция линий и цвета на поверхность». Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей. его разум, воля, смелость помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной. Колоссальные схемы характера Леонардо никогда не могут больше, чем смутно и отдаленно задумываться».
Ключевым вопросом этической концепции Альберти является вопрос о судьбе (Фортуны) и пределах ее власти над человеком. Альберти уменьшил ширину ветвей креста по отношению к средокрестию. В трактатах «О семье» (Delia famiglia, 1432— 1441 изд. Вазари и др. ), он сам упражнялся в живописи и в лепке из воска, устраивал иллюзионистические «демонстрации» с изображением ландшафтов.