Леон Баттиста Альберти (итал. Leone Battista Alberti 18 февраля 1404 (1404), Генуя— 25 апреля 1472, Рим)— итальянский учёный, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения. Леон Баттиста Альберти (итал. Leon Battista Alberti 18 февраля3 1404 (1404), Генуя— 25 апреля4 1472, Рим)— итальянский учёный, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения. Леон Баттиста Альберти (итал. Leone Battista Alberti 18 февраля1 1404 (1404), Генуя— 25 апреля2 1472, Рим)— итальянский учёный, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения. Леон Баттиста Альберти (итал. Leon Battista Alberti 18 февраля 1404 (1404), Генуя— 25 апреля 1472, Рим)— итальянский учёный, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения.
«Он первый стал разрабатывать теорию рисунка, положив в основу её законы науки и законы природы.
И есть прогрессивные эпохи, когда воля и энергия человека расцветают. Леон Баттиста (1404 1472) итал. Труд у таких людей шел об руну с вдохновением и творческими стремлениями. Его картины и скульптуры почти не сохранились.
Он задумал превратить ее в величественный мемориальный храм, способный соперничать с древними святилищами. Альберти. Контракт предусматривал, чтобы в фресках были «человеческие фигуры, здания, замки, города, горы, холмы, равнины, скалы, различные одежды, разнообразные домашние животные, птицы и звери». По-иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии.
Достаточно напомнить, например, что в каждом бесконечном богатстве качеств, дарований, способностей видит Альберти в трактате «О семье» проявления превосходства человека, как он нанизывает одно за другим определения каждого из его дарований, видя все многообразие аспектов какого-либо свойства или понятия. Альберти уменьшил ширину ветвей креста по отношению к средокрестию. Один из крупнейших современных исследователей текстов Альберти – Дж. Исполнителем проектов и моделей Леон-Баттисты был флорентинец Сильвестро Фанчелли, рассудительный зодчий и ваятель, построивший по воле Леон-Баттисты с удивительным умом и старанием все те произведения, сооружением которых Баттиста руководил во Флоренции а для мантуанских построек – некий флорентине Лука, который с тех пор обосновался в этом городе и в нем умер, оставив, по свидетельству Филарете, свое имя семье деи Луки, живущей там и поныне. В определении Альберти содержатся два важных требования: в сюжетной композиции, «истории», должно быть изобилие (copia), украшенное разнообразием (varietas).
яз. опытов А. – лат. С 1432г. Прежде всего это мастерство подражания природе, с которой, как он пишет, сравнялся Пизанелло (quis naturae opera, cunctis mirantibus, aequas). Наиболее серьезной переделке подверглась верхняя часть фасада.
Наоборот, он глубоко закономерен, так как Фацио видит в названных им четырех художниках совершенство «подражания природе» изобретательность и богатство деталей так, описывая не дошедших до нас «Купающихся женщин» ван Эйка, он восхищается и искусством, с которым изображено зеркало, отражающее одну из них и изображениями старухи, лошадей, крохотными фигурками мужчин, горами и замками, виднеющимися в окне. Альберти принадлежит заслуга введения в архитектуру многоярусной ордерной композиции, большого ордера (возможно, отчасти предвосхищенного Брунеллеско в его палаццо ди Парте Гвельфа), античных по деталям порталов и др. С 1596 – исп. В то же время была начата работа над трактатом «О семье» (Della famiglia), законченное в 1441 г. Во время путешествий по Италии вместе с папским двором (1437-1443) Леоном Баттистой были созданы юридические сочинения «О праве», «Понтифекс» и этические диалоги «О спокойствии души».
Согласно его теории главная цель во взаимоотношениях между детьми и родителями это укрепление семьи и ее внутренней гармонией. Это прежде всего относится к разработанной Альберти модели «истории» (т. е. По-видимому, тогда же к работам был привлечен Альберти. Он создал диалоги «Теодженио» и «О спокойствии души», где мудро рассуждает о жизни. «демонстрации» с изображением ландшафтов.
Иероним». Все это вместе взятое придает сформированному образу черты величия. Вернее, обнаруживая в героической обобщенности своего художественного видения связь с традициями Джотто, он намного опередил свою эпоху с присущим ей пафосом разнообразия. Это именно римский стиль, так как, как я уже говорила итальянцы как бы открыли античность или заново переоткрыли ее через родство именно с Древним Римом.
Многие идеи Альберти получили дальнейшее развитие в творчестве Леонардо да Винчи. Сближение двух последних имен с именем Альберти может показаться произвольным. Нидерландов (терр.
языке. Этические учения XIV-XV веков, М., «Высшая школа», 1977 г., с. 153.
Окончил Болонский университет со степенью доктора канонического права (1428). 1. По теории Альберти вся ответственность за нравственное совершенствование, независимо от значения (общественное или личное) возлагается только лишь на самих людей.
В этом отношении истинным наследником и продолжателем Альберти стал Браманте. А. обновил фасад церкви Санта Мария Новелла (1456–70), построил Лоджию Ручеллаи и часовню Гроба Господня в церкви Св. По заказу Ручеллаи завершил фасад церкви Санта-Мария Новелла (1456–70 строил Дж. Болезненный от рождения, он сумел сделать себя здоровым и сильным.
Альберти внес чисто античное членение этажей наархитрав, фриз икарниз. Руководство для деятельности архитектора он видел в трудах Витрувия. Бельгии), эрцгерцог австрийский (Альбрехт VII).
252). реакции. Многогранность его интересов необычайна. К тому времени Лодовико Гонзага, маркиз мантуанский, пожелал соорудить в церкви Нунциаты при монастыре сервитов во Флоренции круглый хор и главную капеллу по проекту и модели Леон-Баттисты. Альберти оправдал эти слова своей деятельностью и хочется в связи с этим повторить слова, сказанные о нем его старинным биографом: «он являл собою пример того, как человек может сделать из себя все, что только пожелает».
Или: «Общий порок всякого невежества — говорить, будто то, чего ты не знаешь, не существует вовсе». Оказывается, это церковь. Оригинальная концепция человека, основанная на идее гармонии, принадлежит Альберти. На латинском языке написал комедию«Любитель славы» (1426), сатиру на князей и придворных в мифологически-аллегорической форме «Мом» (между 1443 и 1450).
комедия «Филодокс» (1424, опубл. В этом же здании было соблюдено и другое теоретическое положение о том, что арки не должны опираться на колонны, поскольку это противоречит смыслу архитектурных конструкций античного ордера (Л. Б. «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке.
Среди первых лит.
Тempio Malatestiano, 1450), замышлял завершить её купольной ротондой наподобие рим. Скажем, он не учит их смешивать краски, а объясняет, что все многообразие красок природы основывается на четырех основных тонах, рассуждает о связи цвета и т. п. Как и Брунеллеско, Альберти был великим новатором в зодчестве. Альберти стоял в центре культурной жизни Италии.
Все это существенно изменяло традиционную крестово-купольную систему византийских храмов. барокко и классицизма. Наиболее полно эта задача была решена вцеркви Санта-Мария Новелла. Оно в какой-то мере сродни тому движению, которым Альберти советует наделять и неодушевленные Предметы: « принято видеть какое-либо движение и в волосах, шерсти, ветвях, листве, одежде». Реконструируя по заказу Сиджизмондо Малатесты готич. ц. Архитектурные работы: во Флоренции — палаццо Ручеллаи (1446—1451 гг. ), лоджия и капелла Ручеллаи при церкви Сан Панкрацио (закончены в 1467 г. ), хор церкви Сантиссима Аннунциата (1472—1477 гг. ), фасад церкви Санта Мария Новелла (1456—1470 гг. ) в Римини — церковь Сан Франческо (1450—1461 гг., повреждена во время последней войны и теперь восстановлена) в Мантуе — церкви Сан Себастьяно (1460—1472 гг. ) и Сант Андреа (нач.
В движении, по Альберти, раскрывается жизнь всего изображенного: « художник, желая выразить жизнь в предметах, будет изображать их в движении». И. Л. Мотив этот значительно позднее широко использовался в зодчестве барокко. архитектуры. Он изобрёл вуалевую сетку («reticolato» или «velo»), она разделена на маленькие правильные четырёхугольники и, будучи помещена между глазом и предметом на месте плоскости изображения, дает возможность наметить любую точку предмета в определённой петле и перенести её, таким образом, на соответствующую квадратную сетку плоскости черчения».
В своем учении он наиболее цельно выразил идеал гармонической личности. Вазари и др. ), он сам упражнялся в живописи и в лепке из воска, устраивал иллюзионистич. Двор палаццо имеет прямоугольную форму с аркадой по двум сторонам. тематике отразили трактаты «Первосвященник» («Pontifex», 1437, опубл. в 1890), «Теодженио» (ок. 1440, опубл.
Безусловно, он был предназначен для тех, кто был менее сведущ в предметах, о которых пишет Альберти, чем сам автор, – недаром последний замечает в конце первой книги, посвященной линейной перспективе: «Я обычно в кругу своих друзей объясняю более пространно, со всякими геометрическими выкладками». С 1577 – кардинал, в 1585-96 – вице-король португальский. Во мн. Он ведет наблюдения за влажностью воздуха отчего рождается гигрометр.
Трактат "О статуе" написан, вероятно, в 1453 г. В трактате "О живописи" (1436 г. ) дано первое научное описание перспективы. практики А. Согласно письм. Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей. Плоский рустованный (облицованный прямоугольными каменными плитами) фасад расчленен тремя ярусами пилястр, обрамляющих арочные окна и лентами антаблементов завершается сильно вынесенным карнизом.
Интерес к гражд. Искусство этого времени впервые дает нам ясные свидетельства того, что трактат Альберти художники читали: сюжет «Клеветы» Боттичелли, такие его мотивы, как группа трех граций в «Весне», развевающиеся волосы Венеры явно почерпнуты у Альберти. Он был замечен довольно рано.
Альберти должен был продолжить начатое готическими мастерами. В них Альберти свободнее и смелее пытался осуществить свою программу "возрождения" римской античной архитектуры. Внутри она имеет шесть прекраснейших капелл из коих одна, посвященная св.
постройках (например, церковь св. и др. ). Фасад воссоздавал портик храма-периптера.
В войне с республикой Соединенных провинций, к-рую стремился вернуть под исп. Здесь уже само человеческое, само природное рассматривается как то, что изначально хорошо, здесь грех вообще, так сказать, уводится, об этом даже не говорится, но сама природа человека такова, что он не должен влачить жалкое существование в бездействии, а он должен все эти способности, дары воплотить и тем самым, собственно говоря и завершить это творение. Это затруднило его задачу ибо, не разрушая сделанного, он вынужден был включить в свой проект элементы старой декорации – узкие боковые двери со стрельчатыми тимпанами, стрельчатые арки наружных ниш, разбивку нижней части фасада тонкими лизенами с аркатурой в проторенессансном стиле, большое круглое окно в верхней части. Альберти был одним из крупнейших теоретиков искусства. Он оставил следующим поколениям образцы творческой и научной этики.
Альберти был драматургом, музыкантом, математиком и спортсменом, воплотив в себе присущий эпохе Возрождения (Ренессанс) идеал "гармонической личности". Капеллу дель Инкороната (1478–80) отличают архитектоническая ясность пространственной структуры, прекрасные пропорции арок, легко несущих купол и своды. и этич.
перспектива и ордерная система. В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков. Но, как это было уже замечено некоторыми исследователями, понятия «varietas» и «copia» приобрели в культуре Возрождения новый, более широкий смысл.
Знаменитое палаццо Ручеллаи во Флоренции, построенное по проекту Альберти, — здесь действительно взят за образец римский стиль. Дворцы высшего слоя общества, таким образом, пространственно отделены от жилищ бедноты. 1485. ).
Первой осуществленной постройкой по проекту А. было Палаццо Ручеллаи (1446–51) во Флоренции, на фасаде которого впервые использованы пилястры классического ордера. После римского восстания. гуманизма. То, что иногда трактуют как чрезмерную разговорчивость, дробность излишнюю детализацию живописи позднего кватроченто, фресок Гирландайо и Пинтуриккио, росписей Сикстинской капеллы в Риме или Палаццо Скифанойя в Ферраре, живописных панно Джентиле Беллини и Карпаччо, усматривая в них отступление от главной, «героической» линии развития искусства раннего Возрождения, может быть увидено и в ином ракурсе. Отзвуки этого можно проследить и у Альберти.
Альберти объединил все потенциальные понятия человека с таким понятием как virtu (способность, доблесть). Андрея в Мантуе) он использовал принцип гармонии целого с контрастом отдельных элеменюв (concinnitas). Между антаблементом и основанием купола расположен невысокий барабан, прорезанный девятью окнами. Крупный деятель культуры Возрождения. А. был воплощением ренессансного идеала uomo universale– всесторонне развитого человека.
Он поясняет, как это надо делать на знаменитом, постоянно цитируемом примере: «Мне, безусловно, хотелось бы видеть в волосах все семь упомянутых мною видов движения: пусть они закручиваются, как бы желая заплестись в узел и пусть они развеваются по воздуху, подобно пламени, частью же пусть сплетаются друг с другом, как змеи, а частью – вздымаются в ту или другую сторону». 1–3, 1433–37, кн. Вернувшись после этого к описанию «истории» у Альберти, нельзя не сделать вывода, что и для Альберти идеалом современного художника вряд ли мог быть Мазаччо, хотя он и называет имя последнего рядом с именами Донателло, Гиберти, Луки делла Роббия в посвящении, адресованном Брунеллески, в итальянской версии трактата «О живописи». В проектах Альберти в Северной Италии ярко воплотилась программа «возрождения» древнеримской архитектуры.
По возвращении в Италию в 1432 г. получил место аббревиатора (своего рода секретаря) в папской канцелярии, которое и занимал до 1462 г. Покинув службу, Альберти вплоть до момента своей кончины в 1472 г. проживал в Риме. Общественные здания, театры, школы и др., должны быть доступны всем. Он занимался самыми экзотическими вещами. В его лице мы видим уже не старшего мастера каменотесов, каковыми были зодчие средневековья, а именно архитектора, художника зодчества. Круг его интересов был поистине безграничен: наука и искусство, проблемы семьи и общества, психология и этика, математика, оптика, механика, породы лошадей, тайны женского туалета, шифровальные коды он изобрел гигрометр (прибор для измерения влажности воздуха), проектировал механизмы для подъема затонувших римских галер, заново переосмыслил теорию пропорций.
Он написал несколько комедий. проектов для др. Этим многосторонним, но в то же время гармоническим умом был Леон Баттиста Альберти". Петра и Ватиканского дворца. Он понял необходимость обогатить практику искусства опытом науки, приблизить науку к практическим задачам искусства». Ростовцев Н. Н., Методика преподавания изобразительного искусства в школе, М., «Просвещение», 1980 г., с. 26. В сочинении на итальянском языке «О семье» (кн. в 1485 на лат.
Отталкиваясь от римских классических образцов с ордерной аркадой (Колизей), Альберти переработал эту тему, придав фасаду новый художественный смысл и пластическую выразительность. По-видимому, тогда же к работам был привлечен Альберти. пер. – «Десять книг о зодчестве», 1935–1937) стали первыми со времён античности трудами по теории иск-ва. Назовем также заслуживающую внимания работу Джоан Гейдол «Леон Баттиста Альберти. Даже аллегорический сатирический цикл есть «Застольные беседы» и такое рассуждение, которое по-русски переводится почти как «Домострой», то есть об устройстве человека, его семьи и прочем.
Нельзя не вспомнить старинную биографию Альберти, в которой подробно рассказывается, как он сознательно развивал все стороны своей натуры, стремясь к гармоническому сочетанию физического начала с духовным. Этот принцип соблюден и при определении размеров главного карниза высота его до выносной плиты, включая поддерживающую часть с модульонами, пропорциональна размерам ордера верхнего яруса, а выносная плита соразмерна высоте всего здания (здесь так же, как и в Колизее, при довольно большом выносе карнизной плиты применена система конструктивных модульонов, заделанных в стену и подпирающих плиту). Во Флоренции при перестройке Палаццо Ручеллаи по проекту А. (ок. 1453) фасад украшен ордерным декором, восходящим к Колизею античный ордер использован на фасаде ц. Санта-Мария Новелла (1456–70) и в декорации капеллы Ручеллаи (в ц. Сан-Панкрацио, 1467). Когда вы к ней подходите, вы сначала даже и не подумаете, что это церковь. Наконец, очень важно и то, что Гварино восхищает организованность, законченность пестрой и многообразной картины мира у Пизанелло, «симметрия вещей и согласие членов» (symmetria rerum et concordia membris).
Характер — категория не только психологическая, но и социальная. И действительно влияние Альберти на других художников очень значительно, так как многие художники — они же ведь люди спонтанные, они часто интуитивно идут, а Альберти старался всему найти философское и математическое обоснование. Он там про умеренность, помните, говорил, в первой цитате. рус. в 1520)– едкая сатира на правителя в стиле Лукиана. Во дворце Ручеллаи во Флоренции (1446-1451, построен Б. Росселлино по планам А. ) фасад впервые расчленён тремя ярусами пилястр разных ордеров и пилястры вместе с обработанной рустом стеной воспринимаются как конструктивная основа здания. Еще более широкое и, как нам представляется, плодотворное истолокование получило ренессансное понятие «varietas» у Л. М.
Выступил в защиту литературных прав«народного» (итальянского) языка В ряде теоретических трактатов («О статуе», 1435 и «О живописи», 1435-36, – на итальянском языке «О зодчестве», опубликовал в 1485, на латинском языке) А. обобщил опыт искусства своего времени, обогащенный достижениями науки. Он пишет так: «Природа, то есть Бог», то есть он ставит уже почти равенство между творцом и творением, то есть Бог действует через природу и для нас, так сказать, Бог познается через природу. Пантеона на фасаде воспроизведён мотив арки Августа (находящейся в том же городе). Во многих образах итальянской скульптуры, графики и живописи того времени видно воплощение такого типа человека. Второе, что особенно восхищает Гварино, – это качества, которые можно определить альбертиевскими терминами «copia» и «varietas» – передача облика зверей и птиц, деревьев, ночных сцен, сияния луны и холода зимы, цветущих весенних лугов и т. п.
Просторная купольная ротонда, открывавшаяся посетителю в глубине сводчатого зала, пробуждала воспоминания о постройках древнего Рима. Леон-Баттиста этого, быть может и не сделал бы, владей он вместе с наукой и теорией также практикой и строительным опытом ибо другой избежал бы этой трудности и, скорее, стремился бы к изяществу и большей красоте постройки. 1–3, 1435–36), «О статуе» («Della statua», ок. Поразившие современников перспективные ведуты Брунеллески относятся, видимо, еще к 10-м годам XI в. Около 1417 г. Донателло применил линейную перспективу в рельефе на постаменте статуи св. его разум, воля, смелость помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной. источникам (Дж.
Нечестные методы обогащения Альберти считал недопустимыми (отчасти расходясь в этом с купеческой практикой и менталитетом) ибо они лишают семью доброй репутации. Вот таким образом он напоминает: « все тела должны двигаться в соответствии с замыслом данной истории», «история будет волновать душу тогда, когда изображенные на ней люди будут всячески проявлять движения собственной души». Говорят, что он же сделал проект дома и сада для тех же Ручеллаи на улице делла Скала. Это относится не только к чисто строительным, но и к более широким принципам: к соответствию здания его функции и общественному значению, его расположению в городе, к пропорциям помещений, к применению ордерной системы, единству объема и интерьера.
В этом случае программное начало поэмы Гварино выражено еше более отчетливо. Кэтомуже периоду относится его посещение Феррары, Венеции иСиены. Альберти создал во многом оригинальную (восходящую к Платону, Аристотелю, Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии. в кон.
Разработанный А. тип центрического или базиликального купольного храма, обладающий математически ясными пропорциональными соотношениями структурных элементов, гармонической соразмерностью интерьера с пространственной доминантой купола, стал идеальным воплощением рел. Австрийский (Albert) (13. XI. 1559 – 13. VII. 1621) – правитель Юж. По видимому, тогда же к работам был привлечен Альберти.
Эта универсальность проявилась уже достаточно рано, со студенческих лет, тем более что его тяга к учебе была огромна и он кончил несколько университетов и много путешествовал. Поэму эту обычно принято противопоставлять трактату Альберти. Видимо, она очень долго не доходила до адресата. Членения главного фасада в ином масштабе многократно повторены в интерьере. Перестраивая фасад церкви Санта-Мария Новелла (1456-70), А. использовал в облицовке традиции инкрустационного стиля и впервые применил волюты для соединения средней части фасада с более низкими боковыми. В проекте ц. Сан-Себастьяно в Мантуе (1460), выполненной для Лодовико Гонзага, А. одним из первых архитекторов Возрождения использовал план в форме греческого (равноконечного) креста, а также задумал торжественную входную лестницу по образцу др. -рим.
Это не механическое соответствие, а диалектическое взаимодействие. стран. Панкратия (1467) во Флоренции в Римини он реконструировал готическую церковь Св.
практики Возрождения, как центр. Напомним, что у Альберти это требование сформулировано более расплывчато: «Я хотел бы, чтобы обилие это было украшено некоторым разнообразием, а также чтобы оно было умеренным и полным достоинства и стыдливости», – пишет Альберти, осуждая живописцев, которые «не оставляют в картине пустого места». в 1890, 1960, 1964).
Если обратиться теперь к реальному процессу формирования новых тенденций в итальянской живописи первой половины XV в. и попытаться определить, в чем заключается сущность рубежа, отделяющего суммарное, типизированное, еще отвлеченное от непосредственного контакта с натурой художественное видение XIV в. от принципов искусства раннего Возрождения, то следует говорить именно о таких категориях, как «copia» и «varietas». Первая такая попытка была связана с перестройкой церкви Сан-Франческо в Римини.
Церковь Сан-Себастьяно в Мантуе (1460, строил Л. Фанчелли), возведенная по заказу герцога Лодовико Гонзага, представляла собой центрическую, крестообразную в плане постройку, перекрытую большим куполом. В Мантуе возвел две церкви: Сан-Себастьяно (1460 г. ) и Сант-Андреа. Трактаты «О живописи» («Della pittura», кн. То есть человек — это тот, который завершает творение или совершенствует творение.
Это не только способ передачи трехмерности пространства, более совершенный, чем те, которыми пользовались мастера конца XIII–XIV вв., но и начало, организующее «обилие» и «многообразие» картины мира, придающее изображенному целостность, единство пространственной структуры, упорядоченность. Леон Баттиста Альберти родился 14 февраля 1404 года в Генуе. Между тем, учитывая, что поэма Гварино имела несколько иное назначение, нежели работа Альберти, нетрудно обнаружить между ними много точек соприкосновения. Небольшому трактату Леона Баттисты Альберти «О живописи» (1435) посвящена столь обширная литература, что в ней с почти исчерпывающей полнотой иследован (или хотя бы затронут) весь комплекс вопросов – от эстетических и историко-культурных до филологических, связанных с этим ключевым для понимания многих художественных проблем раннего Возрождения текстом.
Он дал человеку крепость, стойкость, твердость, силу, презрение к ничтожным мелочам. гуманистам А. провозгласил необходимость развития прозы на нар.
Эти термины, также как и термин «compositio» (композиция), как известно, заимствованы Альберти из римской риторики, сочинений Цицерона и Квинтилиана об ораторском искусстве. Напомним это широко известное определение. Тогда же Гонзага поручил Альберти составить проект церкви Сан Себастьяно. Он считал ее основной ячейкой всего режима общественных порядков. Определение слова «Альберти» по БСЭ:Альберти – Альберти (Alberti)Леон Баттиста (18. 2. 1404, Генуя, – 25. 4. 1472, Рим) итальянский учёный, архитектор, писатель, музыкант. Текст трактата Альберти не оставляет сомнения в том, что Альберти хотел, чтобы его сочинение было «пригодным и полезным для живописцев».
Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека. Получил образование в Падуе, в школе гуманиста Гаспарино да Барцицца. Эта часть поэмы Гварино носит характер скорее программы, чем конкретного описания – недаром из работ Пизанелло здесь упомянут только «Св. творчество Боттичелли. направленность трактат «О семье» («Della famiglia», кн.
«. в 1485). Альберти создал новый тип городского дворца, в котором замкнутость и «крепостной» характер средневековых построек сменяются ясностью форм и идеальными пропорциями античной архитектуры. Человек может развить свои природные способности и сам творить свою судьбу. Основная цель Альберти — устранение противоречий между базиликальной и центрической частями здания (Брунеллеско также стремился к этому, но в обеих его базиликах плоские перекрытия главного нефа и ветвей трансепта не дали решения задачи) — достигнуто однонефной композицией и применением крестовокупольной системы.
Ни один исследователь, цитирующий эти слова, не обходится без упоминания о поразительном сходстве описания Альберти и развевающихся золотых волос Венеры у Боттичелли («Рождение Венеры». Или: «Кто умеет использовать время, тот будет господином всего, что пожелает». Ко входам вела высокая лестница, стены были украшены пилястрами большого ордера (пилястры охватывали весь фасад здания на высоту нескольких этажей).
От его внимания не ускользают и такие второстепенные вещи, как культивирование ценных пород лошадей, тайны женского туалета, код шифрованных бумаг, форма написания букв. И его постройки как бы такие нарочито римские и за это его, собственно и любили, за то, что он воскрешает в камне славу Рима. Бог вложил еще в грудь человека способность выдерживать всякий труд, всякое несчастье, всякий удар судьбы, преодолевать всякое затруднение, побеждать скорбь, не бояться смерти. Альберти Леон Баттиста (Alberti, Leon Battista) (1404-1472 гг. ) итальянский архитектор, скульптор, художник и писатель. Однако здесь этот прием более органичен и теснее связан с композицией всего здания.
Флорентийское иск-во кватроченто вместе с наследием античности стало источником собств. Это очень интересно, этот подход. На фасаде дана как бы его «идеальная схема», показывающая отношения между ордерным каркасом и заполняющей его, но также «работающей» стеной (рис.
Следуя своей концепции гармонического развития личности, Альберти с трудолюбием и упорством занимался физическими и военными упражнениями, развивал и совершенствовал в себе лучшие человеческие черты – сдержанность, человеколюбие, способность к пониманию, щедрость. Проводил политику феод. -католич. Викентьева).
Особенно явно его воздействие проявилось вработах урбинских мастеров. из лит. Первой работой Альберти стал проект палаццо для флорентийского купца Ручеллаи— друга изаказчика зодчего (1446–51).
В век varietas его искусство было «puro senza ornato», «лишенным украшенности», как пишет о нем Кристофоро Ландино. Сан-Франческо в Римини (т. н.
В связи с этим семья по Альберти рассматривается как база хозяйственной деятельности. Недаром Альберти в таких случаях советует « изображать на картине лики ветров, Зефира или Австра, дующих из облаков, отчего одежды их развеваются по ветру». Провел несколько лет во Франции в должности секретаря нунция (папского посла) кардинала Альбергати, посещал Германию и Нидерланды. Теперь онмог реализовать свои теории напрактике. Альберти системно изложил математические основы учения о перспективе.
Опубликована в 1485г. Последний проект был осуществлен в Мантуе уже после смерти мастера. В концепции движения у Альберти есть некая двойственность.
И я буду хвалить всякое изобилие, только бы оно имело отношение к истории». На протяжении большей части своей жизни Альберти уделял большое внимание литературе – первые из его известных произведений, комедии «Деифира» (1428) и «Филодокс» (1425), были им написаны в период обучения в Болонском университете. В учении Альберти получил наиболее цельное выражение идеал гармонической личности. В организацию пространства ц. Сант-Андреа в Мантуе (1470) ввёл мотивы триумфальной арки, а также кессонированных сводов наподобие рим. Он полагал, что этим семья лишает себя хорошей репутации.
Универсальный человек раннего Возрождения» (1969), в которой показана как связь эстетики Альберти с его научными взглядами, так и нерасторжимость связи всей деятельности Альберти с гуманизмом эпохи Возрождения. И точно, кому не известно, что при расположении построек надлежит философски избегать всяческих напастей, причиняемых вредоносными ветрами избегать тлетворного воздуха, зловония и испарений исходящих от сырых и нездоровых вод. В 1435 г., когда Альберти писал свой трактат, varietas и copia уже утвердились в флорентийской (и не только флорентийской) живописи и термины, заимствованные в античной риторике, оказались адекватными реальным тенденциям итальянского искусства именно потому, что отвечали их сущности. Он дал правильное методическое направление обучению рисунку. В высоком цокольном этаже находилась крипта с отдельным входом.
В соч. Утверждением колонны как архитектурного элемента и обоснованием центр, перспективы А. в решающей степени определил развитие архитектуры эпохи Ренессанса. Франциска (1450–68), придав ей облик величественного античного храма. Категория «varietas» так много значила в мышлении XV в., настолько определяла представление о мире и об искусстве, что при всем огромном влиянии, которое оказал Мазаччо на формирование живописи флорентийского раннего Возрождения, он остался как бы в стороне от развития некоторых ведущих ее тенденций.
Есть эпохи, ломающие человека, подминающие и разлагающие его личность.
Таким образом идеальная модель «истории», разработанная Альберти, введение им понятий «copia» и «varietas», его трактовка движения, при всей их теснейшей связи с античными источниками, в особенности с античной риторикой, преломляют в себе и формулируют те тенденции, которые были свойственны художественной жизни первой трети XV в. – эпохи становления раннего Возрождения. в 1500), образец стилизации античного жанра в духе филологич.
Но трактат Альберти в то же время не является ни практическим руководством, посвященным ремеслу художника (как, например, написанная в конце XIV в. «Книга о живописи» Ченнино Ченнини), ни теоретическим сочинением излагающим определенную систему взглядов, как более поздние трактаты об искусстве живописи. В трактате «О зодчестве» он показал идеальный город, превосходный по разумной планировке и внешнему виду зданий, площадей и улиц. У него есть на латинском языке трактат «О статуе», есть математические сочинения и так далее.
теории Возрождения, а также этический трактат Della famiglia (О семье). иск-во и музыка. На службе у пап ЕвгенияIV и НиколаяV А. принимал участие в изучении древних построек Рима (трактат «Описание города Рима», «Descriptio urbis Romae», 1443–49. ) и в подготовке проекта реконструкции города, где впервые обозначились принципы ренессансного градостроительства. Наиболее значит.
В новом ракурсе можно увидеть и некоторые широко известные парадоксы художественных вкусов гуманистов XV в. Если в 1423 г. флорентийский гуманист Лалла Строцци заказал алтарный образ «Поклонение волхвов» крупнейшему позднеготическому живописцу Италии Джентиле да Фабриано, то это отнюдь не является доказательством консервативности художественных вкусов заказчика. Л. Б. Это почти цитата из Альберти, его модель исторической композиции.
Напомним, что в первой половине и середине XV в. именно Пизанелло, а не Мазаччо (которого мы сейчас с полным правом считаем основоположником живописи раннего Возрождения) был излюбленным художником гуманистов. Альберти написал «Застольные беседы». художник и разносторонний ученый. Фамильная капелла Ручеллаи в церкви Сан-Панкрацио (1467), украшенная пилястрами и мраморной инкрустацией с разнообразными по рисунку розетками, стилистически близка к предыдущей постройке. В своих действиях он руководствуется принципами меры.
Перестройка готической церкви Сан-Франческо в Римини (1447–68), согласно воле тирана Сиджисмондо Малатеста, должна была превратить это здание в фамильный мавзолей. Недостроенная верхняя часть главного фасада над раскрепованным антаблементом была задумана с оригинальными кривыми полуфронтонами над боковыми нишами и высоким, с полукруглым завершением, окном-нишей в центре (такое завершение церковных зданий было широко распространено в Северной Италии, особенно в Венеции). Создал неск.
То есть ему дано много, но с него много, как говорится и спросится. Это показывает на опыте, насколько писания, в числе прочего, могущественны и живучи для приобретения славы и имени ибо книги легко распространяются и повсюду снискивают себе доверие, только бы они были правдивы и лишены всякой лжи. Хотя надо сказать, что есть и нелицеприятные высказывания о человеке у того же Альберти. обосновался в Риме, где до конца жизни служил аббревиатором (нотариусом) при папской курии.
Между тем для Альберти передача движения – одно из главных условий того, чтобы живопись стала как бы живым подобием реальности, обрела те качества, которые сформулированы в его знаменитом определении: «Живопись содержит в себе такую божественную силу она не только, как говорится о дружбе, заставляет отсутствующих казаться присутствующими, но более того: она заставляет мертвых казаться живыми по прошествии многих веков, так что мы узнаем их испытывая великое изумление перед художником и великое наслаждение». Таким образом, паруса не должны были опираться на подпружные арки цилиндрических перекрытий ветвей креста, роль же контрфорсов, принимающих распор купола, приобрели входящие углы, образованные стенами креста в местах их примыкания к основному объему церкви. 4, 1441 опубл. М., 1935, I, стр.
Особое предпочтение гуманист отдавал труду архитекторов. По мысли Альберти, развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование. Андрея (1472–94) в Мантуе А. кардинально переосмыслил в классическом духе фасад и интерьер базиликального купольного храма, создав нац.
В 1432–64 А. работал в Римской курии. Однако предварительно нам хотелось бы обратиться к некоторым вопросам более общего плана, существенным для понимания интересующих нас проблем. И одновременно это тот тип композиции, который очень характерен для раннего Возрождения возможно, например, что сходная программа была предложена Беноццо Гоццоли, когда он писал на стенах домашней капеллы Медичи «Шествие волхвов» (Флоренция, палаццо Медичи-Риккарди, 1459–1461).
Примерно в 50-60-е гг. Первая такая попытка была связана с перестройкой церкви Сан-Франческо в Римини. Новинками вего оформлении были волюты побокам. В эти годы им были написаны трактаты De pictura (О живописи), De statua (О ваянии), заложившие основы худож.
Человек мудр и обладает чувством собственного достоинства.
«Искусство жить постигается в деяниях», — подчёркивал Альберти. Например, : «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными». Это такие постройки, как, например, церковь Сан Франческо в Римини. 1472 г. купол относится к 1763 г. ) в Риме Альберти приписывают без достаточных оснований палаццо Венеция и фасад церкви Сан Марко, а также участие в составлении проектов перестройки Рима при папе Николае V. Палаццо Ручеллаи во Флоренции — одно из первых архитектурных произведений Альберти, представляет собой следующий шаг в развитии типа дворца, все более отличавшегося (особенно в своем облике) от средневекового городского жилища и все более приближающегося к жизненному укладу и вкусам разбогатевшей флорентийской буржуазии.
Немалую часть своей биографии Леон Батиста Альберти потратил на обдумывание условий для достижения общественной гармонии. Ответственность за моральное совершенствование имеющее как личное, так и общественное значение, Альберти возлагает на самих людей.
В ряде трактатов обобщил опыт искусства своего времени, обогащённый достижениями науки. Флоренция, Уффици, ок. Прежде всего это постоянно привлекающий внимание исследователей, но по-прежнему неясный вопрос о назначении трактата Альберти. Леон Альберти стоял в центре культурной жизни Италии. даБертино).
Низкий купол во всю ширину здания должен был завершить этот монументальный объем тяжелой полусферой (не осуществлен). и Л. Медичи, Л. Гонзага, С. Малатеста, Л. дЭсте, Ф. даМонтефельтро) и простые ремесленники. С одной стороны, он исходит из античной традиции, напоминая, что « движения души познаются из движений тела», на примере памятников античного искусства в частности, он повторяет за античными авторами описание красноречивости жеста Агамемнона, в горе закрывающего лицо плащом на картине Тиманфа «Жертвоприношение Ифигении». Еще более показателен в этом смысле «парадокс Пизанелло», с которым неизбежно сталкивается каждый исследователь, обращающийся к проблемам становления раннего Возрождения и формирования гуманистических воззрений на изобразительное искусство. Сочинения «Десять книг о зодчестве» (De re aedificatoria) (1452) и трактат «О статуе» (1464) были первыми трудами по теории итальянского искусства. Зародившись в пределах того течения, которое часто и достаточно условно называют «интернациональной готикой» их искусство представляет принципиально новое явление, соответствующее формирующимся в это время ренессансным представлениям о мире.
Это отчетливо видно в диалогах, написанных на вольгаре «Домострой» и «О семье». Работа над фасадом церкви, начавшаяся в XIV веке, не была завершена.
Аннунциаты во Флоренции, авторство знаменитого флорентийского палаццо Ручеллаи. Он писал трактат «О семье», даже юридические трактаты писал. Результатом изучения античной архитектуры и увлечения математикой стали картографический труд Descriptio urbis Romae (Описание города Рима) и трактат De re aedificatoria libri X (Десять книг о зодчестве, опубл. Вот таким образом для проблематики искусства раннего Возрождения особенно большой интерес представляет второй вид движения, описанный Альберти и в частности его генезис. А. проявился его идеал гармонизации индивида и общества, однако авторская интонация колеблется между оптимизмом и мизантропией.
Именно такой тип человека воплощён в образах живописи, графики и скульптуры Италии того времени, в шедеврах Антонелло да Мессина, Пьеро делла Франческа, Андреа Мантеньи и других крупных мастеров. Первая такая попытка была связана с перестройкой церкви Сан Франческо в Римини.
Альберти спроектировал монументальный фасад в виде двухъярусной триумфальной арки, напоминавший о величии Древнего Рима (замысел был осуществлен лишь частично). Георгием» веронской церкви СантАнастасия и «Св. По-иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии. Георгия, а около 1427 г. Мазаччо дал в фреске «Троица» (Флоренция, церковь Санта Мария Новелла) классическое для раннего Возрождения перспективное построение.
Сам Альберти писал своему другу — великому архитектору Филиппо Брунеллески: «. Церкви эти были спроектированы поримским прототипам, поформам идуху приближались кзодчеству Ренессанса. Его "Математические забавы", как и трактаты "О живописи", "О статуе", свидетельствуют об основательных познаниях их автора в области математики, оптики, механики.
стиль церк. Брагина Л. М., Итальянский гуманизм. Альберти, Десять книг о зодчестве, М., Том II, «Издательство Всесоюзной академии архитектуры», 1937 г. с. 48. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой». Таким образом, Альберти около 1450 оказался вроли ведущего зодчего эпохи.
Именно эти понятия, соответствовавшие мировосприятию XV в., стали важными стилистическими категориями. Сын имп. И действительно, он открыл и воплотил многие основополагающие вещи. В то же время, будучи вдумчивым аналитиком жизненной практики и психологии людей, он видел «царство человека» во всей сложности его противоречий: отказываясь руководствоваться разумом и знаниями, люди подчас становятся разрушителями, а не созидателями гармонии в земном мире. Форма полусферического купола, перекрывающего все пространство небольшой ротонды, определила необходимость устройства венца девяти полукруглых ниш, погашающих распор.
Творение себя самим, физическое совершенство— становятся целью, как и духовное. Человек исключительной образованности, подлинный «uomo universale», Альберти занимался самыми разными областями науки и искусства, обнаруживая широчайшую эрудицию и блестящие способности. Заключая первую книгу, он пишет: «Я здесь изложил только самые первые наметки искусства и я потому называю их наметками, что они должны служить начальной основой хорошей живописи для малообразованных живописцев».
архит. Себастьяна (осуществлен частично в 1460–72) и Св. Провел несколько лет в должности секретаря кардинала Альбергати, часто посещал Германию и Нидерланды, что тоже дало ему расширить свой кругозор, потом даже поработал в папской канцелярии, но службу оставил и проживал в Риме.
В теоретич. Главное предназначение человека Леон Батиста Альберти видел в творчестве. Хотя его семья из Флоренции, он любил и часто бывал во Флоренции, но все-таки жил в Риме. В равной степени он учился владеть оружием, ездить верхом и играть на музыкальных инструментах по всем правилам искусства, как и увлекался науками и свободными искусствами и занимался изучением труднейших вещей», — рассказывает старинный биограф он продолжает свою характеристику так: «Он был человеком столь многосторонним, что едва ли остался чужд какому-либо из свободных искусств». сюжетной многофигурной композиции), которую он считает «величайшей задачей живописи».
Он прославился тем, что он писал всякие пьесы, когда учился. городов, осуществлённых под наблюдением помощников.
К последним его произведениям относятся математический трактат «Трактат о шифрах» (1466) и диалог на вольгаре (народной латыни) «Домострой» (1470). Среди его друзей были крупнейшие гуманисты и художники (Брунеллески, Донателло и Лука делла Роббиа), ученые (Тосканелли), сильные мира сего (папа Николай V, Пьеро и Лоренцо Медичи, Джованни Франческо и Лодовико Гонзага, Сиджизмондо Малатеста, Лионелло дЭсте, Федериго де Монтефельтро). здесь речь идет о некоем типизированном и, возможно, даже стилизованном рисунке движения, об ином понимании движения, которое может быть выражено не столько пластически, сколько графически.
1435) и «О зодчестве» («De re aedificatoria», кн. 1–10, 1452, опубл. Максимилиана II. Так, М. Гозебрух увидел в varietas Альберти стилеопределяющее значение (stilbezeichnere Bedeutung) для искусства XV в., названного им «веком многообразия» (das Jahrhundert der Mannigfaltigkeit). Там были созданы диалоги «Теодженио» и искусствоведческий трактат, посвященный скульптору Брунеллески – «Три книги о живописи». Отсюда разнообразие композиционных приемов и форм даже в зданиях культового назначения.
Движения мужчин должны отличаться большей твердостью, красивыми и искусными позами», т. е. Все это свидетельствует о том, что Альберти писал прежде всего для художников. Баткиным, можно было бы умножить. Среди его друзей были крупнейшие гуманисты и художники (Брунеллески, Донателло и Лука делла Роббиа), ученые (Тосканелли), сильные мира сего (папа Николай V, Пьеро и Лоренцо Медичи, Джованни Франческо и Лодовико Гонзага, Сиджизмондо Малатеста, Лионелло д, Эсте, Федериго де Монтефельтро). Понятие «concinnitas» появляется только в его трактате об архитектуре.
Напомним, что понятие «украшенность», «украшенное» (ornatus) входит в определение «varietas» и «copia» у Альберти («обилие, украшенное разнообразием»). По иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии. худож. Всё это придаёт образу, созданному Альберти, черты величия.
Воспитывался иезуитами при дворе Филиппа II Испанского. (узкие боковые двери, стрельчатые арки, круглое окно-розу), создал декор, отвечающий духу нового времени: применил инкрустацию цветными мраморами, впервые использовал волюты, объединившие центральный высокий неф с пониженными боковыми. в 1844) и собрание басен и аллегорий «Застольные беседы» («Intercoenales», до 1438, опубл.
(Народный итальянский язык – Прим. Спенсер увидел в нем речь в похвалу живописи, нечто подобное цицероновской «oratio». Вторая важнейшая постройка Альберти во Флоренции также была связана с заказом Ручеллаи.
почти одновременная трактату Альберти «De pictura». В палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446–51, строил Б. Росселлино) на фасад трехэтажного здания наложена сетка классических ордеров. Движение теснейшим образом связано у Альберти с его концепцией «истории», с ее задачей взволновать изображенным зрителя, передать величие души и силу переживаний изображенных персонажей.
базилики Максенция. Его личное человеческое величие было поистине титаническим. В ряде трактатов обобщил художественный опыт своего времени, обогатив его достижениями науки («О статуе», 1435 «О живописи», 1436, – первое научное описание линейной перспективы «О семье» (1437–41) «Десять книг о зодчестве», 1450, – первая печатная книга об архитектуре, основанная на труде Витрувия. Место Альберти как архитектора-практика определялось целым рядом факторов.
Не разрушая элементы готической базилики 14в. Творение себя самим, физическое совершенство— становятся целью, как и духовное.
Ему приписываются два ранних образца ренессансной медальерной пластики с профильным портретом молодого А. (1430-егг. ). Напомним, например, о «Давиде» Кастаньо (Вашингтон, Национальная галерея, ок. Большинство сочинений Альберти проникнуто живой творческой мыслью, наблюдениями над действительностью, стремлением откликнуться на острые проблемы современности. 15в. ). Его полотен и скульптур сохранилось мало.
Работы А. и особенно построенные по его проектам церковь Сан-Франческо в Римини (1447-68, переделана из готического храма), церкви Сан-Себастьяно (1460) и Сант-Андреа (1472-94) в Мантуе, явились важным шагом в освоении античного наследия архитектурой Раннего Возрождения. Соч. : Opuscoli morali, trad. Перые знания получил дома. Таким образом, высшее общество пространственно отделено от бедных кварталов. Или, например: «Искусство жить постигается в деяниях».
Только от свободной воли человека зависит выбор между добром и злом. Таким образом, первосвященник, руководствуясь мнением одного из них и пользуясь исполнением другого, соорудил много полезных и достойных похвалы вещей: так, был починен испорченный водопровод Аква Верджине и был построен фонтан на площади Треви с теми мраморными украшениями, которые мы видим по сию пору и в которых изображены гербы первосвященника и римского народа.
трудах, посвящ. Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием virtu (доблесть, способность). вопросам искусства (например, «Об архитектуре», «De re aedificatoria» издан в 1484), А. опирался на античное искусство. В них А., опираясь на авторитет древних авторов (прежде всего на Витрувия), обосновал новый статус художника-учёного, а также сформулировал такие основы худож.
В проектах церквей Св. сознания эпохи Возрождения и получил развитие в архитектуре европ. 27). В1450 ему была заказана перестройка церкви Св. Среди его друзей были гуманисты и художники (Ф. Брунеллески, Донателло, Л. Гиберти), ученые (П. Если для Византии античность – это Греция, то, конечно, для итальянцев — Рим.
В дальнейшем жил во Флоренции и Риме. Вся городская площадь разделена на отдельные зоны. Палаццо Ручеллаи очень отличается от всех зданий города. Десять книг о зодчестве. Для Северной Италии Альберти стал первым архитектором Ренессанса.
Перестройка (1450-1461 гг. ) готической монастырской церкви была предпринята герцогом Малатеста в ознаменование его военных подвигов. дельПоццо Тосканелли), папа НиколайV, правители (П. Леон Баттиста Альберти весьма много внимания уделял семейным устоям. Сын знатного флорентийца изгнанного из города по политическим мотивам. Основной социальной ячейкой Альберти считал семью. сочинений А. – имеющий практич. Таким образом, позиции Гварино достаточно характерны для гуманистической концепции искусства XV в. Вот таким образом тот факт, как много значат для него те качества живописи Пизанелло, которые соответствуют понятиям «copia» и «varietas» у Альберти, какую принципиальную новизну видит он в этих качествах, вновь подтверждает нам некоторые существенные черты гуманистических представлений об искусстве и реального процесса художественного развития в Италии XV в. Вот таким образом отнюдь не случаен известный, многократно комментировавшийся в научной литературе выбор четырех ведущих художников этой эпохи, сделанный в 1456 г. учеником Гварино – Бартоломео Фацио в его «Жизнеописаниях знаменитых людей» («De viris illustribus»). Способности человека.
Требования упорядоченности, «правильных мер», по определению Гиберти, выражавшие тенденцию подняться над эмпирически-перечисленным началом, чрезвычайно характерны для складывающейся в XV в. гуманистической концепции искусства. наместник, с 1598 – государь Нидерландов (фактически только Южных), выделенных Филиппом II в 1598 в формально суверенное гос-во во главе с А. и дочерью Филиппа II Изабеллой (на к-рой А. женился в 1599). периптеров. Роман-трактат «Мом» (до 1450, опубл. alberti) Леон Баттиста (1404, Генуя – 1472, Рим) итальянский архитектор инженер, скульптор, художник, писатель, музыкант, математик, теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения. «Он делился всем, что имел, знал или мог, — пишет его первый биограф. Получил гуманистическое образование в Падуе изучал право в Болонье.
То есть его церкви очень сильно отличаются от многих других построек этого времени. Альберти проектирует подъемные механизмы для извлечения со дна озера затонувших римских кораблей. К этому вопросу мы еще вернемся, но прежде обратимся к тезису Альберти. В числе их есть рисунок моста св. Над трудом "О зодчестве" (основанном на произведении Витрувия) Альберти работал до конца жизни изданный посмертно в 1485 г., он стал первой печатной книгой об архитектуре.