Академия для Науки и Дизайна в Нью-Хэмпшире чтила Альберта, называя одно из его четырех зданий Магнусом Хаусом. Из-за его вкладов в естественную философию, виды растений Альберта Magna и астероид 20006 Олбертуса Магнуса были названы в честь него.
С 1251 г. по просьбе собратьев А. В. впервые в схоластике приступил к работе над комментариями (изложениями) всех выявленных им в лат. богословия. Была середина зимы и стояли такие холода, что Рейн промёрз до самого дна.
Альберт соглашается с этим комментарием, но он также добавляет в гармонии или соглашении. В трудах А. М., особенно посвящ. Другое важное произведение – «Сумма теологии» (Summa Theologiae). Затем, во второй главе, следуют тридцать шесть аргументов «против» и в третьей главе Альберт дает свое решение. Критическое издание части этих последних предприняли Эрнст Мейер и Карл Ессен (Берл., 1867), под заглавием: Alberti Magni de vegetabilious libri VII, historiae naturalis pars XVIII. Наиболее важное творение Альберта — «Сумма о творениях» (Summa de creatuns), написано в 1228-1233 гг.
Но если относительно материи до сотворения мир был ничем, то относительно формы он всегда существовал в Разуме Божием (in mente Dei) или в Премудрости Божией (in Dei sapientia) (Sum. Репутация Магнуса была столь велика, что после минутного колебания граф всё же согласился. В трудах А. М., особенно посвящ.
Креста (1804) мощи А. В. были перенесены в ц. св. Схоластику). переводах трудов Аристотеля, в т. ч. и приписывавшихся ему.
Теология, по Альберту, это наука о бытии как предельной цели и способах достичь ее (v. Далее, если универсалии и реализованы во множестве индивидов (in re), то в своей универсальности они содержатся в них лишь потенциально и не превращают их в одну всеобщую вещь. Позже в его жизни он издает Супер Ethica. В этих отступлениях Альберт обращается к опыту, понимаемому в широком смысле. В творении мира Бог сознательно проявил Свое всемогущество, мудрость и благость. Умер 15 ноя- бря 1280 г. в Кельне.
XIX 7b). Приглашение генерала ордена переехать в Париж (1269) А. В. отклонил по причине преклонного возраста, но согласился вернуться в Кёльн (1270/71). богословия все сочинения Аристотеля, к-рые были известны на Западе уже со 2-й пол. Уважаемый участник. Одним из его учени- ков в Кельне был Фома Аквинский.
продолжительному господству учения Аристотеля в Ср. -век. психологии и теории познания, заметно влияние араб, неоплатонизма и августинианства. Альберт пишет текст «О единстве интеллекта, против Аверроэса» (1263), вошедший затем в «Сумму теологии» (1270-1280), направленный против различных аргументов о единстве интеллекта. Однако есть скудные доказательства, что он лично выполнил алхимические эксперименты. I 14a 6a). Непосредственно Аверроэс упоминается трижды: в 14, 27 и 29 аргументах.
Альберт, граф фон Больштедт, обыкновенно называемый Albertus Magnus – один из самых ученых и самых богатых познаниями людей средних веков, род. Учение о Боге. theol. Граф был настолько ошеломлён увиденными чудесами, что согласился на сделку. theol. Деятельный и возможностный интеллект Альберт считает частями самой души, а не некими силами, внешними по отношению к реальной человеческой личности (как то полагали многие араб- ские и греческие перипатетики по отношению либо к деятельному, либо к возможностному интеллектам).
I 98a). В этике сближал античные добродетели с христианскими и отстаивал принцип свободы воли. Все сущее или телесно или бестелесно. theol.
II 30a). В 2008 его главное здание назвали Залом Олбертуса Магнуса. Более того, в мире отражается и Сама Св. 1). 70-х гг. 430a De mineral.
theol. Поскольку Бог не испытывает лишенности и не может утратить ничего, Он есть благо (р. Основываясь на ари- стотелевском тексте, Альберт разделяет три типа определения движения: формальное (актуализация потенциального), матери- альное (актуализация могущего двигаться) и целостное, охватыва- ющее актуальность двигателя и движимого. theol. 1280), выходец из рыцарского рода немецкий средневековый ученый (Doctor universalis), член Ордена доминиканцев жил и работал в Кёльне. I 333b Sum.
Алъбертовы комментарии к Аристотелю отличаются по форме от сложившейся арабской традиции — последовательного цитирования, перемежающегося об- ширными комментариями. Здесь к числу его учеников принадлежали св. V. 35. Первая есть неопределенное подлежащее (primum subjectum) для общей природы (naturae communis), а также качества, количества, места и др.
Ср. -век. II 342a 346b 347a 348a). Некоторое время (1245 – 1248) он занимал кафедру богословия в Парижском университете и, по преданию, читал свои лекции, вследствие громадного стечения слушателей, под открытым небом. На тот момент Альберт по праву считался одним из величайших ученых того времени. трактатами, написанными в духе Аристотелевой философии, А. М. положил нач. I 8b In Metaph. XIII в. («De V universalibus», «De XV problematibus» и «Problemata determinata») сочинения А. В. по этике – парафразы к «Никомаховой этике» (отличные от «Super Ethica») и комментарий к «Политике» («Politica»), единственный не в форме парафразов, - не поддаются точной датировке.
31, р. 11). Опыт представляется Альберту важным инструментом естест- веннонаучного познания — именно таким путем осуществляется познание единичных вещей, составляющих природный универсум и естественных причин.
Вернувшись из Италии, А. В. в 1258 г. вновь преподавал в Кёльне. участвовал в примирении архиепископа и городской общины. theol. 1280 г. в алтарной части (хоре) доминиканской ц. Св. Альберт считает сущностным определением души не ее близость телу, а то, что она, подобно ангелам, относится к роду нематери- альных субстанций, вот таким образом он предпочитает называть душу ак- том или совершенством тела, а не формой, ведь форма не может существовать без материи (форма — частный случай совершенст- ва, а именно совершенства по отношению к материи).
ученый (Doctor universalis), член Ордена доминиканцев жил и работал в Кельне. Понятие «материя» многозначно:рассматриваемая теологи- чески, она есть то, чему была придана форма в течение шести дней творения, рассматриваемая философски, она — субъект из- менений вот таким образом должны существовать различные типы мате- рии, в соответствии с различными типами изменений. de creatur. После этого он был особенно известен посредничеством между конфликтующими сторонами.
Троица: Всемогущество Отца (potentia Patri), Премудрость Сына (sapientia Filii) и Благость Св. Иоанн Златоуст. Формы имеют 3 образа своего бытия: они существуют до вещей (ante rem), в вещах (in re) и после вещей (post rem) (Sum. 227a).
О местном почитании А. В. среди доминиканцев сообщается с самой его кончины, в 1484 г. разрешено литургическое почитание А. В. в соборах Кёльна и Регенсбурга, папа Григорий XV признал А. В. блаженным (1622), а папа Пий XI канонизировал А. В. и присвоил ему титул «учителя Церкви» (doctor ecclesiae, 1931). Доказательства бытия Божия. Подобный трактат А. создал и о «тайнах» растений, животных и камней, в котором описал их «магические» свойства. XIII в. могли быть написаны оба сочинения о Евхаристии («De mysterio missae» и «De corpore Domini»), а также «Summa theologiae» («Summa de mirabili scientia Dei»), хотя их принадлежность А. В. оспаривается. theol.
p. 1. Opp. 147-148), неизменность (р. Учение о сущности и свойствах Божиих.
Богословию и философии соответствуют 2 различных образа откровения (modi revelationis) Бога: первый происходит от Божественного Света, превосходящего тварную природу (lumen elevatum) и выражается в положениях веры, второй проистекает от естественного общего для всех людей света разума (lumen generale, lumen connaturale) и выражается в общих понятиях, полученных самим человеком (in per se notis) (Sum. Знание Альберта физики было значительно и для удивительно точного возраста. виду или общей природе (Sum. 177). По своей сущности (secundum se) она представляет собой простую нематериальную (incorporea), разумную и мыслящую (rationalis et intellectualis) субстанцию, не зависящую от тела и возвышающуюся над материальными частями (Sum. Создавая общий план всех наук, Альберт следует традиционной аристотелевской схеме: он либо основывается на аристотелевских текстах, либо пытается восполнить утраченные трактаты или те, которые Аристотель не успел написать (поскольку тексты Аристотеля изобилуют постановками задач, к которым он планирует обратиться позже, «в свою пору»).
Подробнее о правильном описании и лицензировании файлов Вы можете прочитать на страницах «Википедия:Правила использования изображений» и «Википедия:Лицензирование изображений». 524a). Разум (intellectus) представляет собой высшую способность души. В этих отступлени- ях Альберт обращается к опыту, понимаемому в широком смысле.
Андрея в Кёльне, глава его покоится в городской церкви Лауингена. Деятельный и возможностный интеллект Альберт считает частями самой души, а не некими силами, внешними по отношению к реальной человеческой личности (как то полагали многие арабские и греческие перипатетики по отношению либо к деятельному, либо к возможностному интеллектам). 1222/23 г. Там же в 1223 (1229. ) г. А. В. вступил в недавно основанный орден доминиканцев, проведя первые годы (новициат изучение богословия, принесение обетов и посвящение) в нем. Из сохранившихся трудов А. В., по-видимому, наиболее ранним, еще почти не испытавшим на себе влияния Аристотеля, является незавершенный трактат поучительного содержания «De natura boni» (О природе блага – 30-е гг. Широкий диапазон работ Псеудо-Альбертин имеющих дело с алхимией, существует, тем не менее, показывая веру, развитую в поколениях после смерти Альберта, что он справился с алхимией, одной из фундаментальных наук о Средневековье. Для пояснения этого механизма А. В. использует аристотелевский образ: подобно тому как телесный свет, освещая поверхность, делает явными ее цвета со стороны их формы (formale colorum), так и деятельный разум, направляя свой умственный свет (lumen intellectus agentis lumen intellectuale) на единичные представления, актуализирует содержащиеся в них умопостигаемые формы (formale intelligibilium) (Sum.
Бог также есть абсолютная Воля, т. е. свободная движущая сила Разума, а также высшее Благо (bonum), существующее Само через Себя (per se) и превосходящее все остальные блага (Sum. Бог, как Первопричина, свободно сотворил мир ex nihilo (из ничего). пространные наблюдения (в первую очередь в области естествознания). комментариями пересказ Аристотелевой философии. Форма вещи всегда есть нечто общее (communis, universalis), сообщимое (communicabilis).
Это заработало для него, нежное прозвище «загружает епископа» от его прихожан. А. В. полагает, что Бог есть формальная и «образцовая» Причина всех тварей, поскольку Он причинно и идеально от века заключал в Себе формы всего, что Он сотворил (Sum. Всякое тварное бытие (omne creatum) состоит из «того, что есть» (id quod est или suppositum – «подлежащее») и «того, благодаря чему есть» (quo est или «бытие» – esse), к-рые реально отличаются друг от друга, причем первое изначально есть ничто и чистая потенциальность (potentiale est), а второе есть актуализация первого и происходит от Бога как от своей Первопричины (Sum. II 342a).
Альберт принимает аристотелевское деление на сущностные части – активный и возможностный интеллект и деление Авиценны, описывающее степени познания: 1) интеллект потенциальный ко всякому познанию (hyleaiis), подобно тому, как первоматерия потенциальна ко всяким формам, 2) – «хабитуальный» интеллект (in habitu), уже владеющий началами познания (habitus principiorum), 3) интеллект, владеющий познаниями и способный произвольно обращаться к ним (in effectu) и 4) интеллект коммуницирующий (accomodatus) с отделенными интеллигенциями. Августином А. В. полагает, что Бог, как первое Сущее (Sum. «Большая часть современного беспорядка следует из факта, что более поздние работы, особенно алхимическая работа известная как Секрета Альберти или Эксперимента Альберти, были ложно приписаны Albertus их авторами, чтобы увеличить престиж текста через ассоциацию». I 38b I 316b). Уважаемый участник.
В ней рассматриваются четыре соположения (coaequeva) того, что равносотворено изначально: материя время небеса или эмпиреи и природа ангелов47. Уважаемый участник. Альберт фон Болъштедт или Альберт из Кельна, родился в Ла- уингене (Швабия). Тексты Аристотеля породили множество противоречивых толкований.
науке. Она способна к восприятию форм и есть вещь лишь в возможности (Sum. Фомы Аквинского («Super Ethica Commentum et Quaestiones»). I 222a De intell. В особенности он отличился в ботанике подробными исследованиями.
Также Альберт рассматривает спекулятивный и практический интеллекты. В этом качестве они позже вещей (posterior particulari). Вот таким образом пожалуйста, не пожалейте времени, чтобы разобраться с их статусом. науке.
489). К последним принадлежит (изданное в первый раз в Нюрнберге, в 1473 г. ) Compendium theologicae veritatis, которое, как и многие другие сочинения А., распространено в бесчисленных изданиях XV в. и первой половины XVI в. Альберт Великий (AlbertusMagnus) Святой, (Альберт фон Больштедт – von Bollstdt, ок. 544). Но по своей деятельности (operatio) душа имеет отношение к телу ибо она формирует и оживляет тело и его органы как его субстанциальная форма и есть его законченность (entelecheia sive perfectio corporis physici organici) (Sum.
Пожалуйста исправьте описания нижеследующих файлов (сделать это можно, нажав ссылку «» вверху страницы изображения). Вслед за блж. de creatur. Покончив с Аристотелем, Альберт взялся за изучение трудов мусульманских ученых – в первую очередь, Авиценны (Avicenna) и Аверроэса (Averroes). В отличие от Аверроэса А. В. полагает, что обе эти способности не составляют принципов, отдельных от индивидуальной разумной души, но соединены с ней, входя в ее структуру (de constitutione ipsius) и суть ее существенные силы (Sum. Так Магнус стал доминиканцем, но орден пошёл на крайне важную исключительную уступку – Альберту было позволено иметь собственные средства и жить на них до самой смерти. Время, являю- щееся мерой изменений, также различно в различных частях бы- тия.
theol. I 45b Sum. А. В. считал, что следует разграничивать сферы богословия и философии. theol.
Он изложил идеи Аристотеля в своих трудах, представлявших собой расшир. Подробнее о правильном описании и лицензировании файлов вы можете прочитать на страницах «Википедия:Правила использования изображений» и «Википедия:Лицензирование изображений». T. 2. 126-128). По своей природе они выше единичного (natura priora sunt individuis).
de creatur. Фомой Аквинским. Материя ничего не говорит об истинном бытии вещи (de esse vero rei – Sum. Пожалуйста исправьте описания нижеследующих файлов (сделать это можно, нажав ссылку «» вверху страницы изображения). Иоанн Дамаскин, а в экзегетике – св. Вслед за Аристотелем А. В. выделяет в душе 3 способности: растительную (vegetabile), чувствующую (sensibile) и разумную (rationale), к-рые вместе составляют одну субстанцию (una substantia), одну душу (una anima) и одну действительность (unus actus) (Sum. Фомой Аквинским на фреске работы св.
С XVII века в народной среде появляются книги о заклинании и волшебстве, якобы написанные Магнусом, «маленьким» и «великим Альбертом», а он был действительно очень маленького роста (во время аудиенции у папы тот попросил Альберта встать с коленей — возникла неловкая ситуация, когда папе сказали, что Альберт уже стоит), это свидетельствует о посмертной народной славе этого удивительного духа. Формы, существующие до вещей (роды и виды – genera et species), суть образцы вещей (rei exemplar et paradigma), содержащиеся в Разуме Божием (см. А. В. создал первый в Зап. 177).
После разрушения ц. Св. Его умственный Свет (lumen intellectuale) есть не только причина всего умопостигаемого (omnis intelligibilitatis), но и причина познавательной cпособности для ангельского и человеческого разума (Sum. папа Пий XII объявил А. В. покровителем естественных наук (1941). Альберт делает это перед прямым контактом с моральным понятием метафизики.
Считалось, что корреспонденция вот таким образом существует между двумя и таким образом небесные тела следуют за образцами и циклами, аналогичными тем на земле. theol. Высшими авторитетами для А. В. были св. II 249b In I Sentent.
147-148), неизменность (р. Альберт же полагает, что движение существует в движимом (претерпевающем), но принадлежит движущему (действующему) как причине. Альберт дает скорее парафраз текста изобилующий авторскими отступлениями.
Уважаемый участник. Бог, неизменное существо, находится вне времени, в вечности, которая качественно отлична от «вечной жизни», присущей вещам, не имеющим конца существования. Также Альберт рассматривает спекулятивный и практический интеллекты. theol. Учение о творении.
Самое современное знание Аристотеля было сохранено и представлено Альбертом. Впрочем, А. В. не отвергал и др. theol. Альберт считает сущностным определением души не ее близость телу, а то, что она, подобно ангелам, относится к роду нематериальных субстанций, вот таким образом он предпочитает называть душу актом или совершенством тела, а не формой, ведь форма не может существовать без материи (форма – частный случай совершенства, а именно совершенства по отношению к материи). трактатами, написанными в духе Аристотелевой философии, А. М. положил нач. II 246b 258а).
В 1260 г. Альберт назначается епископом Регенсбурга. 204). Формы, существующие в вещах, представляют собой их сущности (essentiae), наделяющие вещи бытием (dare esse rei apta dare multis esse) вместе с качественной определенностью. 1263 г. проповедь крестового похода против вальденсов в Германии и Чехии. I 317a 335b). В Кельне он не только известен тем, что он был основателем самого старого университета Германии там, но также и для «большого вердикта» (der Groe Schied) 1258, который положил конец конфликту между жителями Кельна и архиепископом.
Материя же (или вообще suppositum – «подлежащее») есть нечто единичное, несообщимое (non communicabilis) и, т. о., служит принципом индивидуации всякой вещи, но не в качестве материи, а скорее в качестве собственного «подлежащего» (per rationem proprii subjecti), к-рому свойственно принимать те или иные несообщимые (incommunicabile) акциденции (Sum. Учение о творении). Спасибо.
АЛЬБЕРТ МАГНУС, Альберт Великий (ок. Он умер в Кёльне, в 1280 г., сделавшись уже несколько лет перед тем слабоумным. На предмет алхимии и химии, много трактатов, касающихся алхимии, были приписаны ему, хотя в его подлинных письмах у него было мало, чтобы сказать относительно предмета и затем главным образом через комментарий относительно Аристотеля. А. В. полагает, что душа человека творится непосредственно Богом (immediate a Deo – cf. : Sum.
пространные наблюдения (в первую очередь в области естествознания). Между 1250 и 1252 гг. Почетное именование Мagnus впервые зафиксировано в XIV в. А. В. известен также как «великий философ» (philosophus magnus), «сведущий доктор» (doctor expertus), «универсальный доктор» (doctor universalis). II 348a). de creatur. XIII в., до 1243), в к-ром видное место отводилось мариологии. А. В. создал также ряд экзегетических сочинений, к-рые обычно относят к 60-м гг.
философов помимо Аверроэса А. В. обращался к Авиценне (Ибн Сине) и аль-Фараби из иудейских – к Маймониду и Авицеброну (Соломону Ибн Гебиролю). II 51b). 1440). 1256 г. А. В. совместно со св.
В ней рассматрива- ются четыре соположения (coaequeva) того, что равносотворено изначально: материя время небеса или эмпиреи и природа анге- лов2. психологии и теории познания, заметно влияние араб, неоплатонизма и августинианства.
В Нем Сущность (essentia или substantia) тождественна бытию (esse) и свойствам, содержащее совпадает с содержимым и все, что имеет Бог (т. Учение Альберта о душе (часть которого составляет предлага- емый читателю трактат) занимает важное место в его филосо- фии. II 84a).
Альберт полностью соглашается с Аристотелем в том смысле, что дружба – достоинство. Вот таким образом, пожалуйста, не пожалейте времени, чтобы разобраться с их статусом. 1193 — ок. Другое важное произведение — «Сумма теологии» (Summa Theolo- giae). Он вернулся в Кельн в качестве лектора и посвятил себя всецело занятиям наукой.
В веках начиная с его смерти, много историй возникли об Альберте как алхимик и фокусник. Альберт известен его комментарием относительно музыкальной практики его времен. Его сочинения, собранные, (но не во всей полной) Ямми (21 т., Лион, 1651), состоят частью из комментариев к философским сочинениям Аристотеля, частью из исследований физического, алхимического и естественноисторического содержания. Каждое из Его свойств выражает всю Его Сущность. Как друг и советник архиепископа Конрада фонГохштеден, он несомненно принимал деятельное участие в составлении плана для постройки кёльнского собора. Подробнее о правильном описании и лицензировании изображений Вы можете прочитать на страницах «Википедия:Правила использования изображений» и «Википедия:Лицензирование изображений».
theol. I 31a). Кроме того, душа наделена свободой воли (libertas arbitrii), вследствие чего она получает награды за свои добродетели и наказывается за свои грехи (Sum. 1280), выходец из рыцарского рода нем. На Альберта оказали сильное влияние неоплатонические тенденции (особенно в отношении космологии и концепции влияний высших интеллигенции на низшие) зачастую он воспринимал Аристотеля через неоплатоническую арабскую интерпретацию.
1193 — ок. theol. V. 35. 1279), А. В. выделил личные средства (как епископ он имел персональную привилегию распоряжаться собственным имуществом). Своими теологич.
продолжительному господству учения Аристотеля в Ср. -век. К разделу «рациональной философии» (логике) Аристотеля А. В. обратился в сер. theol. Он обладал самым всесторонним образованием из всех ученых XIII века, вследствие чего и получил от современников и потомства прозвание Великого и от католической церкви титул «универсального доктора» («Doctor universalis»), а в 1622 г. был причислен к лику святых. В 1223 (или 1229) он стал членом доминиканского Заказа, против пожеланий его семьи и изучил богословие в Болонье и в другом месте. II 35b 44b Sum. 31, р. 11). А. В. ложно приписываются мариологические сочинения («De laudibus beatae Mariae virginis», «Mariale», «Biblia Mariana»), комментарии на Псалмы и Апокалипсис, трактаты по богословию, алхимии, магии и астрономии («De adhaerendo Deo», «Paradisus animae sive de virtutibus», «Semina recta», «De secretis mulierum», «Speculum astronomiae», «Philosophia pauperum», «Summa naturalium» и др. ).
II 249b 258а). Таким способом можно узнать о том, что Бог существует, чем Он не является (quia est et quid non est), а также получить представление о таких Его качествах, как красота, благость, безграничное могущество, вечность и др. Альберт описывает несколько уровней совершенства (полезное) полезное, радостное (delectabile) и подлинная или дисквалифицированная польза (honestum). Спасибо. Он имеет двойственную природу – как деятельный и как возможный разум (intellectus agens et intellectus possibilis) (In I Sentent.
е. все Его свойства), есть Он Сам. II 342a). 489). Среди последних из его трудов была защита православия его бывшего ученика, Томаса Акуинаса, смерть которого в 1274 огорчила Альберта (история, что он поехал в Париж лично, чтобы защитить обучение Акуинаса, не может быть подтверждена).
Понятие «материя» многозначно: рассматриваемая теологически, она есть то, чему была придана форма в течение шести дней творения, рассматриваемая философски, она – субъект изменений вот таким образом должны существовать различные типы материи, в соответствии с различными типами изменений. I 132a). Во многом благодаря Альберту в высокой схоластике стала доминировать аристотелевская физика (наряду с которой существовали и другие представления о природе, например, у Гроссетеста, которые Альберт называл «пифагорейскими»). Из совпадения сущности и существования проистекают Его единство и простота (р. I 46b).
1. Дружба, основанная на полноценности (amicitia utilis), дружба, основанная на удовольствии (amicitia delectabilis) и дружба, укоренилась в неправомочном совершенстве (amicitia честность amicitia quae fundatur супер honestum). Так, он полагал, что анонимная арабская «Книга о причинах» (восходящая к «Пер- воосновам теологии» Прокла), к которой он написал комментарий, принадлежит Аристотелю (на связь этой книги с Проклом первым указал Фома Аквинский). Изображен А. В. вместе со своим учеником св.
Подробнее о правильном описании и лицензировании файлов вы можете прочитать на страницах «Википедия:Правила использования изображений» и «Википедия:Лицензирование изображений». В качестве наставника, к-рому была поручена подготовка орденских священников, А. В. после 1233 г. учил в конвентах Хильдесхайма, Фрайбурга, Регенсбурга и Страсбурга. Тем самым Альберт отвергает аверроистскую интерпретацию движения исключительно как претерпевания с точки зрения Альберта, Аверроэс не проводит различия между движением как via (процессом) и целью движения. Альберт дает скорее парафраз текста изобилующий авторскими отступлениями. theol. et intellig. Во многом благодаря Альберту в высокой схоластике стала до- минировать аристотелевская физика (наряду с которой существо- вали и другие представления о природе, например, у Гроссетеста, которые Альберт называл «пифагорейскими»).
Научный авторитет Альберта был столь значителен, что на протяжении долгого времени происхождение различных его работ не вызывало и тени сомнения. Вера и разум. 237). Альберт фон Больштедт или Альберт из Кельна, родился в Лауингене (Швабия). II 35b 38ab). Наиболее известным его учеником был Фома Аквинский.
Ср. -век. theol. de creatur. Тем самым Альберт отвергает аверроистскую интерпретацию движения исключитель- но как претерпевания с точки зрения Альберта, Аверроэс не прово- дит различия между движением как via (процессом) и целью движе- ния. 2.
237). theol. c. qu. Высшая интеллектуальная (intellectiva) деятельность души не связана с телесными органами (nullius corporis est actus) (Sum. В мире рассеяны следы (vestigia) Божия присутствия, как бы знаки (signa), посредством к-рых можно частично узнать о характере (habitudo) Бога как первой Причины (causa prima) по отношению к своим следствиям (ad causatum), но не о Его внутреннем существе (secundum se). Анджелико в зале капитула Сан-Марко во Флоренции (ок. Из совпадения сущности и существования проистекают Его единство и простота (р. В этике сближал античные добродетели с христианскими и отстаивал принцип свободы воли. На собственной печати А. В. (до 1260) значится Albertus de Lauging.
de creatur. Умер 15 ноября 1280 г. в Кельне. Альберт Магнус был ученым, хорошо разбиравшимся в различных философских течениях. de creatur. XIII в. : комментарии на Книги Иова, пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля (2 последних сохранились во фрагментах), Даниила, Варуха, Плача Иеремии и др., на Книгу Притчей Соломоновых («De muliere forti» – авторство А. В. оспаривается) и на 4 Евангелия.
II 44b). В особенности он отличился в ботанике подробными исследованиями. Вот таким образом, пожалуйста, не пожалейте времени, чтобы разобраться с их статусом. Говорили также, что он построил для себя робот, который, как сообщает Курт Зслигман, «имел человеческую фигуру», отдельные части робота были выкованы под «влиянием определенной звезды». Он изложил идеи Аристотеля в своих трудах, представлявших собой расшир. I 336b).
В 50-60-х гг. theol.
мистике (Ульрих Энгельберти, Дитрих Фрайбергский, Майстер Экхарт, Бертольд Моосбургский, Николай Кузанский). I 317a II 44b). Жестко проведя черту между Аристотелем и его иудейскими и араб. Бог, неизменное существо, находится вне времени, в вечнос- ти, которая качественно отлична от «вечной жизни», присущей вещам, не имеющим конца существования. I 52a).
Он возвратился в качестве лектора назад в Кёльн и посвятил себя всецело науке. Наиболее важное творение Альберта – «Сумма о творениях» (Summa de creaturis), написано в 1228-1233 гг. 1280), выходец из рыцарского рода нем. Наиболее известным его учеником был Фома Аквинский.
18). de creatur. et intellig. 524a). Учение Альберта о душе (часть которого составляет предлагаемый читателю трактат) занимает важное место в его философии. Предмет богословия – Бог, насколько Он обладает свойствами (attributa), к-рые приписываются Ему верой, предмет философии также Бог, но насколько Он, как первое Сущее (ens primum), обладает свойствами первого Сущего (proprietates entis primi) (Ibid. ). Альберт обращается к физической пользе как bonum naturae. В процессе познания деятельный разум человека анализирует данные чувственного опыта и посредством абстрагирования выделяет общие формы из единичных предметов и тем самым разрешает их в простое умопостигаемое бытие (in simplici esse intellectuali) (Sum.
Затем, во второй главе, следуют тридцать шесть аргу- ментов «против» и в третьей главе Альберт дает свое решение. Основываясь на аристотелевском тексте, Альберт разделяет три типа определения движения: формальное (актуализация потенциального), материальное (актуализация могущего двигаться) и целостное, охватывающее актуальность двигателя и движимого. богословия, развивавшегося в русле традиции блж. Когда, нисколько лет спустя, в Парижском университете вспыхнула сильнейшая ненависть против Доминиканцев, так что делегаты обеих сторон обратились в Рим, А. одержал при помощи своего красноречия победу для ордена и был затем назначен преподавателем богословия при папской курии (Magister Palatii). 524a Sum. Духа (bonitas Spiritui Sancto) (Sum. Вот таким образом, пожалуйста, не пожалейте времени, чтобы разобраться с их статусом.
de creatur. theol. В сент. Точка зрения Альберта была высоко оценена Католической церковью и его пэрами. А. В. был похоронен 18 нояб.
акциденций. Но духовные существа (души, ангелы), хотя и бестелесны, все же изменчивы, следов., они не могут быть Первым. Альберт Великий (ок. Вероятно, с 1240/41 (1243/44) г. А. В. находился в Париже, где в 1246 г. сделался магистром богословия. В Париже и затем в Кёльне А. В. составил обширный комментарий (до 1249) к 4 книгам сентенций Петра Ломбардского, а также единственный в схоластической традиции комментарий (до 1250) к «Ареопагитикам».
Создавая общий план всех наук, Альберт следует традицион- ной аристотелевской схеме: он либо основывается на аристотелев- ских текстах, либо пытается восполнить утраченные трактаты или те, которые Аристотель не успел написать (поскольку тексты Аристотеля изобилуют постановками задач, к которым он плани- рует обратиться позже, «в свою пору»). II 35b 44b Sum. теологии и нем.
Время, являющееся мерой изменений, также различно в различных частях бытия.
обр. Альберт приводит в первой части трактата тридцать аргументов, ссылаясь на «всех арабов», Абубацера, Алъ-Фараби, Авицеброна, Авемпаса.
Универсальность (всеобщность) свойственна только форме, а не материи (esse universale est formae, non materiae – cf. : De intell. Такое наивысшее бытие есть Бог: в Нем, в отличие от всех сотворенных вещей, сущность и существова – ние совпадают (именно в этом, согласно Альберту, заключена суть Анселъма доказательства бытия Бога) (р. То же самое следует сказать и о сочинениях, которые традиционно приписываются А. (апокрифические) – «Liber secretorum Alberti Magni de virtutibus herbarum etc» (Рейтлинген, 1871), «De mirabilibus mundi» (много изданий) и «De secretis mulierum» (в книге «Les Admirables Secrets DAlbert Le Grand.
Их задача – отыскать причины природных явлений (De vegetab. он являлся провинциалом нем. Альберт пишет текст «О единстве интеллекта, против Аверроэса» (1263), вошедший затем в «Сумму теологии» (1270-1280), направленный против различных аргументов о единстве интеллекта. Его сочинения состоят частью из комментариев к философским сочинениям Аристотеля, частью из исследований физического, алхимического и естественно-исторического содержания (критическое издание части этих последних предприняли Эрнст Майер и Карл Эссен: «Alberti Magni de vegetabilibus libri VII, historiae naturalis pars XVIII», Берлин, 1867). Альберт неоднократно по- лемизирует со сторонниками «монопсихизма» — учения о том, что существует единый для всех людей интеллект, временно со- единяющийся с отдельными людьми. В 1254-1257 гг.
Рудольфа Габсбурга (1273-1291), а в 1277 г., согласно актам о канонизации Фомы Аквинского, защищал в Париже его учение. theol. Альберт приводит в первой части трактата тридцать аргументов, ссылаясь на «всех арабов», Абубацера, Аль-Фараби, Авицеброна, Авемпаса. 204).
А. М. был ученым, хорошо разбиравшимся в различных философских течениях. Актуально же универсалии существуют только как умопостигаемое (intelligibilis), как собственный предмет мышления (proprium objectum intellectus): до вещей – Божественного, после вещей – человеческого (Sum. А. В. говорит даже, что эти виды и рациональные основы всего творения, составляющие мир невидимый, суть сам Божественный Разум (ipsa mens divina) (Sum. Альберт связывает врожденное метафизическое удовлетворение между дружбой и моральным совершенством.
Учение об универсалиях. Альберт Великий (ок. Августина. В духовных тварях принципом индивидуации служит сама форма или вид, не отличающиеся в них от «подлежащего» ибо они различаются друг от друга не только по числу, но и по виду (Sum. В требованиях Де Минералибю Альбера, «Цель естественной философии (наука) не состоит в том, чтобы быть просто, чтобы принять заявления других, но исследовать причины, которые работают в природе». Августин (воспринятый гл.
Спасибо. Однако Альберт, по-видимому, полагает, что для естественно- го познания необходим не только естественный свет присущегс человеку интеллекта, но и сверхъестественный свет: так, в «Ком- ментариях к Сентенциям"» (In I Sent., 2, 5) он говорит о «дву- сложном» и трехсложном (божественном, ангельском и естест- венном человеческом) свете. III 313b). Такое наивысшее бытие есть Бог: в Нем, в отличие от всех сотворенных вещей, сущность и существование совпадают (именно в этом, согласно Альберту, заключена суть Ансельма доказательства бытия Бога) (р.
В это время Томас Акуинас начал учиться под Albertus. Наиболее известным его учеником был Фома Аквинский. Их обсуждению Альберт посвятил особое сочинение – De XV problematibus («О пятнадцати трудностях»). Пророчество Девы Марии исполнилось. I 316b – 317a). Исключение к этой общей тенденции – его латинский трактат «Де falconibus» (позже вставленный в большую работу, Де Анималибю, как книга 23, глава 40), в котором он показывает впечатляющее фактическое знание a) различия между хищными птицами и другими видами птиц b) различные виды соколов c) способ подготовить их к охоте и d) лечения для больных и раненых соколов. I 52a).
II 328b). Эта тяга к мистическому и его учение о «реальной целостности» (космос виделся ему наполненным реальными энергичными существами) делают Магнуса предтечей гуманистов и натурфилософов и придают сто трудам о тайнах и особых свойствах растений, минералов и металлов непреходящее очарование. наук связывается с общим учением о космосе, с теологией и онтоло- гией. На Альберта оказали сильное влияние неоплатонические тенден- ции (особенно в отношении космологии и концепции влияний высших интеллигенции на низшие) зачастую он воспринимал Аристотеля через неоплатоническую арабскую интерпретацию. Европе комментарий к «Никомаховой этике» Аристотеля, к-рый стал фундаментом для классической интерпретации этики Аристотеля у св.
theol. 1200 – 1280), граф – немецкий философ, богослов, один из самых ученых людей Средневековья. theol.
Однако вслед за блж. Тогда в свою очередь есть три уровня дружбы, основанной на каждом из тех уровней. Альберт же полагает, что движение существует в движимом (претерпевающем), но принадлежит движущему (действующему) как причине. Иакова. Альберта как их святой заступник. 1193 — ок. (Sum.
Как и блж. Затем, все сущее или изменяемо или неизменно. theol.
Aristotelianism значительно влияет на точку зрения Альберта о природе и философии. Он изложил идеи Аристотеля в своих трудах, представлявших собой расширенный комментариями пересказ Аристотелевой философии. I 12a). Поскольку Бог не испытывает лишенности и не может утратить ничего, Он есть благо (р. Так, Альберт усматривает некоторую истинность в учении Аристотеля о вечности мира: основной довод Аристотеля заключается в том, что материя, будучи чисто потенциальной, никоим образом не может существовать прежде мира и в этом, полагает Альберт, он прав недостаточность аристотелевского воззрения состоит в том, что он не рассматривал альтернативу – творение ex nihilo идея которого является результатом божественного откровения в Книге Бытия. Граф принял приглашение и прибыл в дом знаменитого учёного в сопровождении большой свиты.
ученый (Doctor universalis), член Ордена доминиканцев жил и работал в Кёльне. ему науки. Кроме того, Бог есть духовное Существо (intellectualis substantia), всеобщий Деятельный Разум (intellectus universaliter agens) источник всякого познания и всего познаваемого (форм) (Sum. По завершении этой миссии А. В. в 1264-1267 гг. 150) и вечность (р. Как первичный акт она дает телу бытие, как вторичный – осуществляет его движения (Summa de creaturis. С 1254 он действовал, как провинциал своего ордена, в Германии.
разд. 126-128).
За энциклопедичностъ познаний получил ти- тул «Doctor Universalis» (всеохватывающий доктор). Первое документальное упоминание А. В. как frater Albertus Theutonicus (среди парижских магистров теологии) датировано 15 мая 1248 г. Осенью 1248 г. А. В. был направлен в Кёльн, с тем чтобы организовать и возглавить Studium generale et sollemne для нем. В 1260 г. Альберт назначается епископом Регенсбурга. А. М. был ученым, хорошо разбиравшимся в различных философских течениях. I 38b). А. В. отрицает возможность непосредственно доказать бытие Бога (онтологическое доказательство) и пользуется косвенными аристотелевскими доказательствами, восходящими от тварных следствий (ex creaturis) к Богу как их Причине (causa omnium creatorum) (Sum.
de creatur. Само Божественное знание (Dei cognitio) представляет собой единую и простую интуицию всех вещей и таково, что все в нем содержится как в действующей, формальной и целевой причине (Sum. Заслуга А. В. состоит в том, что он ввел в обиход католич. В этике сближал античные добродетели с христианскими и отстаивал принцип свободы воли. theol. Августином А. В. утверждает, что единственный истинный и независимый Деятельный Разум (intellectus agens vel practicus) – это Бог, Который производит все формы, как для общего, так и для единичного из Себя Самого (formans ex se ipso) (Sum. Учение о душе и познании.
Своими теологич. В духовных тварях «подлежащее» не отличается от самой их природы или формы (forma, species). Если эти его работы резко раздвинули узкий горизонт догматических представлений отцов церкви, то своим сочинением «О тайнах мужчин и женщин» он и вовсе бросал вызов общепринятому учению, ведь он утверждал, что от месяца зачатия зависит будущая судьба человека, которую направляют планеты.
Богословие основано на авторитете Откровения, на вдохновении Божественного Духа Истины (ab inspiratione Spiritus Veritatis), философия же – на разуме (Sum. После того, как пиршество закончилось, появившиеся почки замёрзли. орденской провинции (высшее учебное заведение ордена). А. В. не был однозначным последователем Аристотеля: большое место в его воззрениях занимали идеи неоплатоников, почерпнутые в «Ареопагитиках» и питавшие затем через посредство А. В. неоплатоновское направление в нем.
Одним из его учеников в Кельне был Фома Аквинский. I 316b). XII в., по преимуществу в изложении Аверроэса (Ибн Рушда) и в этой интерпретации породили кризис католич. 150) и вечность (р. II 350a 353b).
через книгу сентенций Петра Ломбардского), св. Вот таким образом, пожалуйста, не пожалейте времени, чтобы разобраться с их статусом. I 333b). V 247a 248a). богословия учеником А. В. св.
Окончив курс обучения в Падуе, поступил (в 1223) в незадолго перед тем основанный орден доминиканцев, начальство которого послало его в Германию, где он преподавал в различных монастырях – в Кельне, Фрайбурге, Регенсбурге и Страсбурге. Во время одной из лекций его хватил апоплексический удар. провинции ордена, возможно в ее главном конвенте в Кёльне (основан в 1220). За энциклопедичность познаний получил титул «Doctor Universalis» (всеохватывающий доктор). орденской провинции (примерно 50 конвентов), что заставило его отложить преподавание.
Альберт неоднократно полемизирует со сторонниками «монопсихизма» – учения о том, что существует единый для всех людей интеллект, временно соединяющийся с отдельными людьми. theol. theol.
theol. Всюду по Средневековью – и хорошо в ранний современный период – астрология была широко принята учеными и интеллектуалами, которые придерживались взгляда, что жизнь на земле – эффективно микромир в пределах макромира (последнее существо сам космос). 544). После того, как граф отказал ему, Альберт прибегнул к очень необычной уловке. Его богословские сочинения, самое известное из которых «Summatheologiae», состоят главным образом из толкования книг Священного Писания и из трудов догматического содержания («Compendium theologicae veritatis», Нюрнберг, 1473), которые, как и многие другие сочинения А., распространены в бесчисленных изданиях XV – XVII вв.
60-х – нач. Так, материя небесных тел, подверженных только изменению в отношении места, но неразрушимых иная, нежели материя подлунного мира, в котором происходит возникновение и разрушение. В 70-х гг. T. 5.
Последнее сочинение – «De secretis mulierum» – «о тайнах женщин» или «о женских тайнах» – никаких особых тайн или откровений, конечно, не содержит, за исключением некоторых физиологических секретов и особенностей женщин, самой природой предназначенных для продолжения человеческого рода это медицинский трактат, в котором автор, правда, отдает дань распространенным в его время суевериям, физиогномике и вере людей в астрологические предсказания. Не- посредственно Аверроэс упоминается трижды: в 14, 27 и 29 аргу- ментах. Так, он полагал, что анонимная арабская «Книга о причинах» (восходящая к «Первоосновам теологии» Прокла), к которой он написал комментарий, принадлежит Аристотелю (на связь этой книги с Проклом первым указал Фома Аквинский). de creatur. Если Вам непонятно, как именно это следует сделать, вы можете задать вопрос на форуме по авторскому праву.
II 348a). Альберт Магнус пытался объединить весь научный материал с привлечением арабских толкователей в единую систему, в которую включил собственные пространные наблюдения (в первую очередь в области естествознания). Опыт представляется Альберту важным инструментом естественнонаучного познания – именно таким путем осуществляется познание единичных вещей, составляющих природный универсум и естественных причин. Из араб. Теология, по Альберту, это наука о бытии как предельной цели и способах достичь ее (v.
описывающее степени познания: 1) интеллект потенциальный ко всякому познанию (hyleas), подобно тому, как первоматерия по- тенциальна ко всяким формам, 2) — «хабитуальный» интеллект (in habitu), уже владеющий началами познания (habitus principio- rum), 3) интеллект, владеющий познаниями и способный произволь- но обращаться к ним (in effectu) u 4) интеллект коммутирующий (accomodatus) с отделенными интеллигенциями. I 12a), совершенно прост и исключает всякую сложность. de creatur.
Деятельность Альберта, однако, была более философской, чем теологический (см. 5 янв. Письма Альберта собранного в 1899 пошли в тридцать восемь объемов.
кор. Телесные же субстанции, кроме того, представляют собой соединение из материи и формы (Sum. II 246b).
«Википедия:Правила использования изображений» и «Википедия:Лицензирование изображений»). в 1193 г. в Лауингене в Швабии. Излагал сочинения Аристотеля, развивая их подчас основательно, при помощи собственных отступлений, ставя многочисленные вопросы. theol., prolog.
Альберт вновь впал с состояние слабоумия, на протяжении последующих трёх лет разум его быстро угасал и в 1280 году, в возрасте восьмидесяти семи лет, он умер в Кёльне в доминиканском монастыре, посвятивши последние пятнадцать лет своей жизни научным работам. комментариями пересказ Аристотелевой философии. Он отвергнул идею «музыки сфер» как смешную: движение астрономических тел, он предположил, неспособно к созданию звука. Уважаемый участник. А. умер в Кельне, в 1280 г., сделавшись уже за несколько лет перед тем слабоумным. Креста в Кёльне, на строительство к-рой, согласно завещанию (янв.
XIII в. А. В. составил комментарии на физические сочинения Аристотеля («Physica», «De generatione et corruptione», «De anima», «De caelo et mundo» «De natura locorum», «De causis proprietatum elementorum», «Meteora», «De mineralibus» в 5 кн., «De nutrimento», «De sensu et sensato», «De somno et vigilia», «De morte et vita», «De vegetabilibus» в 7 кн., «Quaestiones super libris de animabilibus» и «De animabilibus» в 26 кн., «De principiis motus processivi») и «Метафизику» («Metaphysica» в 13 кн., «De unitate intellectus contra Averroem»). de creatur. Opp.
Пользуясь в Кёльне значительным авторитетом, А. В. впервые в 1252, а затем в 1258 и 1271 гг. V 248a).