Из-за нахождения в церкви мощей некоторых мучеников из этих десяти тысяч. Во втором случае скала считается символическим изображением Голгофы. Его отец, Альбрехт Дюрер Старший, свою венгерскую фамилию Айтоши (венг.
Слева восседает на троне императорДомициани его придворный с мечом, оба одеты турками (так в то время принято было изображать враговХриста). Его работа в гравюре, кажется имела пугающий эффект на его немецких преемников, «Маленьких Владельцев», которые делали попытку немногих больших гравюр, но продолжали темы Дюрера в небольших, довольно тесных составах. Альбрехт Дюрер создал 374 ксилогравюры и 83 гравюры на меди57. Дюрер начал собственные исследования, которые продолжал до конца жизни.
Император изображен, как и полагается монархам, богатые одеяния, надменный взгляд, от картины так и веет высокомерием. С возрастом Дюрер пошел еще дальше в отражении своих переживаний на холсте. Альбрехт превратил гравюру, вслед за Шонгауэром, в один из основных видов искусства. В своем труде «Руководство к укреплению городов, замков и теснин», выпущенном в 1527 году, Дюрер описывает, в частности, принципиально новый тип укреплений, который он назвал бастея. Биография и творчество его были отмечены в это время важными событиями. Первоначально, это был «Trer», означая doormaker, который является «ajts» на венгерском языке (от «ajt», означая дверь).
Так «Апокалипсис» стал первым великим немецким произведением искусства нового времени и одновременно произведением искусства sui generis, проповедью лютеровской глубины и красноречия, созданной до Лютера в нем дух обращается к духу, это — произведение, к которому абсолютно неприложимы другие критерии, масштабы немецкого искусства того времени, но лишь его собственные. Гравюр сохранилось не так много – почему.
Об этом художнике мы уже писали в статье и виртуальной галерее Альбрехт Дюрер картины. И тогда появится Иисус на белом коне и обратится к вам: «Я брат ваш и раб подобно вам». Об этом рассказал сам Дюрер в «Семейной хронике», созданной им в конце жизни12, одной из первых автобиографий в истории западноевропейского искусстваK 1.
Это выполненные на дереве Большие страсти (около 1498-1510 гг. ), а также две серии гравюр на меди Малые страсти (годы создания – 1507-13 и 1509-11). Это мир неподвластный здравому смыслу, царство Антихриста. В 1495—1496 годах Дюрер занялся и гравировкой на меди.
Уперев руки в бок, в центре группы в уверенной позе изображен мужчина, критично и свысока вглядывающийся в блудницу, в нем мы можем предположить самого Дюрера (С. Начало этому собранию было положено в 1627 году, когда Нюрнберг безуспешно предлагал баварскому курфюрсту Максимилиану копию «Четырёх апостолов» взамен подлинника, хранившегося в его мюнхенской коллекции. Эти символы, очевидно, были понятны современникам художника.
В гравюре, самом демократичном жанре искусства, Дюрер сказал о том, что горе в Германию принесли нынешние грешники — развращенные церковники и князья и именно их в первую очередь должно постигнуть возмездие. Вот-вот и взойдёт (солнце гармонии). Альбрехт Дюрер Младшее позже изменил «Trer», дикцию его отца фамилии семьи, «Дюреру», чтобы приспособиться к местному Нюрнбергскому диалекту. И это также является чем-то новым. Альбрехт уже в ранней работе, выполненной около 1499 года (портрет Освальда Креля) предстает сложившимся мастером.
Первым эскизом витража, выполненным Дюрером, считается «Святой Георгий, убивающий дракона», нарисованный между 1496 и 1498 годами. Массы ибо каменных королей и святых в Шартрском соборе и в других соборах – уйма. «Дневник путешествия в Нидерланды» Дюрера по форме является приходно-расходной книгой, однако он даёт яркую и полную картину этой поездки.
Пожалуй. Этот своего рода «холодный подстрочник» потерял и Дюрерову линию – техника больше не позволяла строить с помощью линии светотень и драматизировать образ, а тот, в свою очередь, выглядел либо маньеристски-легковесно, либо барочно-перенасыщенно неоправданными деталями, либо назидательно (скажем, на одном из листов Вавилонская Блудница изображена в папской тиаре). 1501), с очень подробным пейзажным фоном и животными. В первую книгу автор включил обмеры пяти человеческих фигур при помощи делителя. Видения «Низвержение грешников» и «Ад» (как и две описанные выше доски) Босх трактует в соответствии с учениями мистиков, то есть в духовном плане.
В последующее время он создал более или по меньшей мере столь же значительные работы, но никогда более — произведение, до такой же степени исполненное страстности и юношеского воодушевления определенной идеей, как «Апокалипсис». В Государственном Музее архитектуры им. После находки гравированной доски титульного листа к изданию «Писем св.
Ну и, конечно, гениальность произведений, необычный, уникальный на тот момент способ создавать гравюры, усовершенствованный метод, который помогает передавать не только образы и настроение, но даже светотень. Создает Дюрер и большое число автопортретов. Это может быть как Всевидящее око, так и зеркало – но на этот раз – Зеркало спасения.
«Апокалипсис» святого Иоанна можно было бы назвать тенденциозным произведением, его основная мысль примечательно соприкасается с тем, что в размышлении над религиозными вопросами угнетало как Дюрера во время возникновения этого цикла, так и многих его современников. Сейчас, скажем так, не век гравюры. В Венеции художник выполнил по заказу немецких купцов «Праздник венков из роз» (или «Праздник чёток», Прага, Национальная галерея) для церкви Сан-Бартоломео30, располагавшейся у немецкого торгового дома Фондако деи ТедескиK 5. Дюрер написал, что это сокровище «было намного более красивым мне, чем чудеса. В 1505 году Якоб Вимпфелинг в своей «Немецкой истории» писал, что картины Дюрера ценятся в Италии «столь же высоко, как картины Паррасия и Апеллеса».
Это содержало беспрецедентные 1809 гравюр на дереве иллюстрации (хотя со многим повторным использованием того же самого блока) семинаром Wolgemut. Исследователи, основываясь на анализе картин Дюрера, считают, что художник ездил в Рим: в то время предполагалась, что туда прибудет император Максимилиан. «Апокалипсис» же, напротив, как никакое другое произведение мировой литературы, переполняет страстно необузданная и частично, без всякого сомнения, намеренно мрачная фантазия: образ громоздится на образ, символ на символ, видение на видение и все это написано неистово взволнованным и благодаря этому временами властно увлекающим языком: древний иудейский профетизм доходит здесь до страшных лихорадочных видений. Именно тогда состоялась женитьба на Агнесе Фрей, а также открытие собственной мастерской. Дальше его традицию продолжала живописная игла Рембрандта.
Может быть. Возможно именно из-за своей обширности, замысел так и не был воплощён в жизнь, тем не менее, Дюрер создал несколько трактатов, которые стали первыми на севере Европы работами, посвящёнными теоретическому систематизированию знаний об искусстве. «Апокалипсис» пророчествовал о Втором пришествии Христа на землю, о Страшном суде, на котором всем воздастся «по делам их». Задержка выпуска гравюры «Святой Филипп», законченной в 1523 году, но отпечатанной только в 1526 году, возможно, произошла из-за сомнений испытываемых Дюрером в отношении изображений святых даже если Дюрер не был иконоборцем, роль искусства в религии в последние годы жизни он подверг переоценке44.
Подавляющая часть пространства отводилась небесам и грозному Судне, там восседающему. При этом гравюра и рисунок занимают у него порой даже ведущее место. В пику антиподу, потребительскому католицизму, скажем так. Подтверждение того, что Дюрер совершил путешествие в Италию в 1494—1495 годах, находят в его письме из Венеции Виллибальду Пиркгеймеру от 7 февраля 1506 года, где художник говорит о тех работах итальянцев, которые понравились ему «одиннадцать лет назад», но теперь «больше не нравятся». На ней роскошное платье, обнажающее плечи, головной убор знатной венецианки, в правой руке она держит богато украшенную чашу и в целом образ ее столь прельстителен и обманчив, что никто в толпе, поклоняющейся ей, не обращает внимания на то, что она сидит на монстре, а чаша ее наполнена скверной.
Особенность искусства этого периода — экспрессивность. Более 900 листов насчитывает наследие Дюрера-рисовальщика. Намек на то, что именно он обеспечивает народу достаток и плодородие. Мне хотелось показать все эти личики, меня поразило то, что в таком небольшом городе никто не видел гравюр, не видели карт России (а я дал еще и карты XVII-XIX веков).
1501). В это время выполнял множество официальных заказов Альбрехт Дюрер. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной и никакой зелени и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих Четыре доски, хранящиеся во Дворце дожей в Венеции, объединенные под названием «Видения загробного мира» исследователи относят к одному алтарю, центральная часть которого, «Страшный суд», не сохранилась. Крёстным отцом Дюрера стал известный немецкий издатель Антон Кобергер910. Большое значение имело творчество Дюрера для развития портретного искусства в Германии.
Здесь он вошел в круг книгопечатников и гуманистов. Поначалу отец привлекал сына к работе в ювелирной мастерской. В конце 1490-х годов Дюрер создал ряд превосходных ксилографий, в том числе один из своих шедевров— серию из пятнадцати гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498), воплощение эсхатологических переживаний конца века, в которой удачно сочетала позднеготический художественный язык и стилистику итальянского Возрождения26. Сохранилось около тысячи (. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoДжулия Бартрум говорит о 97045) рисунков Дюрера: пейзажи, портреты, зарисовки людей, животных и растений.
Присутствующие в книге образы апокалиптических всадников, вавилонской блудницы и др. Тревожное мироощущение людей конца XV в. выразилось в первой знаменитой работе Дюрера — цикле гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498). Свидетельством того, как бережно относился художник к рисунку, является тот факт, что сохранились даже его ученические работы. Работу Дюрера над человеческими пропорциями называют Четырьмя Книгами по Человеческой Пропорции (Vier Bcher von Menschlicher Proportion) 1528. Дюрер базировал это строительство и на Vitruvius и на эмпирических наблюдениях за, «двести – триста живущих людей», в его собственных словах. Печатная графика стала для него верным средством заработка.
Помимо перечисленного оставил заметный след в военно-инженерном искусстве6. Все погибнет в очистительном пламени.
Так, судя по письмам к Якобу Геллеру, для которого Дюрер писал алтарный образ «Вознесение Марии», этот франкфуртский купец был недоволен увеличением сроков работы и художнику пришлось объяснять, что произведение высокого качества, в отличие от рядовых картин, требует большего времени для исполнения. Ссылаясь на «древних», Дюрер строил кривые второго порядка как конические сечения82. И это была личностная искренняя вера в Бога. Источник этого родства заключен в том соотношении между искусством и проблемами бытия, основы которого были заложены в Германии как раз на рубеже пятнадцатого и шестнадцатого веков, которое сохранялось в Германии и позднее, вплоть до настоящего времени.
Человеческие фигуры на картинах очень динамичны, нередко их пропорции деформированы. Когда низменное наступает (как вещизм в СССР после войны и разоблачения сталинизма), то трагический героизм (Высоцкого, например, левого диссидента), опираясь на, казалось бы, совсем недавнее торжество гармонии личного и общего (победу в Великой Отечественной войне), – трагический героизм думает, что можно прошлое вернуть, ведь люди – те же надо только как бы разбудить заснувших в потребительстве. Производительная как бы. Одним из наилучших образцов работы мастерской Вольгемута может считаться окно Конхофера, оплаченное Конрадом Конхофером в 1479 году для установки в крытой галерее хоров. Каждый день приходила информация и мы должны были ее обрабатывать.
Родился в 1471 году – умер в 1528 году. Дверь показана в гербе приобретенная семья. Однако, в отличие от Альберти, Дюрер обмеряет не фигуру, близкую к идеальной, а различные её варианты (всего восемь). Следуя старому изобразительному принципу, Дюрер соединяет в одном листе идущие один за другим эпизоды повествования.
Так вот за исходное – гармонического типа идеал – было принято в качестве исторической конкретизации искусство Высокого Возрождения (слияние телесного с духовным) иллюстрируемое на Синусоиде идеалов точкой на середине синусоиды (при этом время, считаем, течёт слева направо). В ней, в отличие от живописи, раньше появились и легче приживались новые жанры. Он отлично передает внутреннюю энергию модели, своеобразие характера. Учёба в 1490 году по традиции завершилась странствиями (нем. Wanderjahre)K 2, во время которых подмастерье перенимал навыки у мастеров из других местностей. Есть мнение, что это фрагменты двух разных алтарей, где «Низвержение грешников» объединялось с «Вознесением в Эмпирей», а «Ад» – с «Земным Раем». Лучшими изданиями его литературных трудов на немецком языке стали издания К. Ланге и Ф. Фузе (Drers schriftlicher Nachlass, Halle, 1893) и Э. Гейдриха (Albrecht Drers schriftlicher Nachlass, Berlin, 1910).
Помощь в работе над этими книгами оказали друзья художника из числа учёных. Людьми сильной воли, независимой мысли показывает Дюрер и героев своей монументальной картины «Четыре апостола» (1526, Старая пинакотека, Мюнхен). Конечно, не надо думать, что Дюрер сознательно использовал традиционные образы для актуальной «пропаганды».
Работа близка к искусству мастеров Италии не только мотивами, но также и своей жизненной силой, полнозвучием красок, полнокровием образов (в основном портретных), равновесием композиции, широтой письма. В 1492 году Дюрер задержался в Эльзасе. Дюрер составил75 так называемый магический квадратK 19 изображённый на одной из самых совершенных76 его гравюр— «Меланхолии». Дюрер был первым художником, который создал и использовал свой герб и знаменитую монограмму (большая буква A и вписанная в неё D), впоследствии у него появилось в этом множество подражателей66. Выходя за пределы чисто эзотерических целей искусство должно было служить там всеобщей потребности душевного возвышения, всеобщей тяге к религиозному и светскому образованию и эта всеобщая духовная задача была для него важнее проблем формы. И не случайно отклик Дюрера был столь живой и яркий – он также жил в бурную эпоху.
В период Северного Возрождения это была попытка вернуться к фундаментальным духовным ценностям, как ни парадоксально, путем демонстрации самых жутких картин, описанных в книге «Апокалипсис» (Откровение Иоанна Богослова). В 1914 году, после сноса моста, памятник был перемещён в Исторический музей. Справа налево выгравированы эти наездники. Самые разные.
На выставке представлена знаменитая серия гравюр «Apocalypse», которая является наиболее выдающимся творением великого мастера. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. На доске «Ад» грешники, увлекаемые демонами, летят во тьме вниз. Впоследствии коллекция пополнилась и другими копиями картин Дюрера.
Рисунок с видом на Кьюзу был использован позднее в гравюре «Немезида» (ок. Всего они, Дюрер показывает объекты как сети. Красоту человеческого тела, лишенную средневекового аскетизма, прославляет Дюрер в «Адаме и Еве» (картина и гравюра на меди). Известно, что 14 книг из его библиотеки художник украсил своими рисунками: это были труды Лукиана, Фукидида, Теофраста, Аристофана, Аристотеля («Органон», «Этика», «Политика»), комментарии Симпликия. В «Вознесении в Эмпирей» избавившиеся от всего земного бестелесные души устремляются к яркому свету, сияющему у них над головами. Самые фантастические сцены приобретают на гравюрах Дюрера реальный земной смысл.
Приглядевшись к листам, увидим мерцающие оппозиции, составляющие фрактальный калейдоскоп.
С 1507 года художник начал работу над созданием учебника живописи. И небо скрылось, свившись, как свиток и всякая гора и остров двинулись с мест своих». В верхней части листа появляется ангел с жерновом, который он готовится бросить в море.
Исчезает свойственная его ранним произведениям готическая угловатость. В 1513 году художник вместе с другими ведущими немецкими мастерами принял участие в иллюстрировании (рисунки пером) одного из пяти экземпляров «Молитвенника императора Максимилиана». Шекспир был с Гамлетом. Ajtsi, от названия села Айтош, от слова ajt— «дверь»8. ) буквально перевёл на немецкий как Trer впоследствии она трансформировалась под влиянием франкского произношения и стала писаться Drer. Сейчас же глаз напряженно следит за толпой, творящей дела праведные и неправедные.
Он скоро производил некоторые захватывающие и исходные изображения, особенно Немезида (1502), Морской Монстр (1498) и Святой Юстас (c. Еще в детстве братья договорились заниматься живописью по очереди, так как известность и богатство от этого ремесла приходит не сразу и не всем, один из братьев должен был обеспечивать существование другого. Словно одним человеком.
Другие (Г. Иероним», «Меланхолия».
И знаете, процесс продолжается: дня три назад обнаружился лист к сцене о том, как св. Один из результатов исследований художником строения тела человека— известная гравюра «Адам и Ева» (1504). 76). На гравюре «Четыре всадника» над землёй, подобные вихрю, несутся кони и под их копытами гибнут люди разных возрастов и сословий. У меня как раз такой увели, очень жалею.
Причудливые изгибы перьев и усов, в которые «разодеты» изображенные здесь монстры, заставляют усомниться в том, что перед нами работа Босха, как ее определили в 1934-1936 годах в Мюнхене. Это было впоследствии приобретено императором Рудольфом II и взято в Прагу. Император держит в руке гранат, символ изобилия и бессмертия. В левом углу в плаще стоит внимательный наблюдатель (возможно, Дюрер изобразил себя).
Он гравировал иллюстрации для изданных Конрадом Цельтисом «Сборника комедий и стихов» Росвиты (1501) и для его «Четырёх книг о любви» (1502). Они отличаются редкой образной сосредоточенностью и лаконизмом. На подтверждение я наткнулся нынче в связи с Дюрером. Как великие нидерландцы Ян ван Эйк и Гуго ван дер Гус, он умел извлекать из старой философии новые уроки, а художественные приемы готического искусства он виртуозно использовал для новых творческих задач. Знакомство Альбрехта с императором Максимилианом I относится к 1512 году.
Его лучшие работы в первых годах семинара были его печатями гравюры на дереве, главным образом религиозными, но включая светские сцены, такие как Мужская Баня (приблизительно 1496). После нескольких лет школы Дюрер начал изучать основы goldsmithing и тянущий от его отца. – Только вдвоем. Особенно ясно это становится в изображении вавилонской блудницы. Между 1507 и 1511 Дюрер работал над некоторыми его самыми знаменитыми картинами: Адам и Ева (1507), Мученичество Десяти тысяч (1508, для Фредерика Саксонии), Девственница с Ирисом (1508), Предположение запрестольного образа о Девственнице (1509, для Джейкоба Хеллера Франкфурта) и Обожание Троицы (1511, для Matthaeus Landauer).
В 1498 году Кобергер издал «Апокалипсис». Особенно удались ему «Четыре всадника», несущие миру войну, мор, голод, тотальное уничтожение. Тем не менее было бы неверным попытаться объяснить стиль «Апокалипсиса» как последнюю вспышку средневекового духа. Действие разворачивается в пространстве, построенном с соблюдением законов перспективы, такова, например, серия гравюр «Жизнь Марии». В заключении третьей книги трактата Дюрер коснулся вопроса надписей на архитектурных сооружениях, а также подробно и в то же время доступно описал построение шрифтов: капитального латинского (антиквы), получившего наименование «шрифт Дюрера» и готическогоK 21. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится.
В работах Дюрера получил выражение мятущийся, беспокойный дух его творческой натуры, а также драматические нравственные коллизии, волновавшие его. Отцом его был выходец из Венгрии, серебряных дел мастер. Картины его в этом жанре многочисленны и весьма интересны.
Сначала художник наносит рисунок пером или карандашом, а после этого резчик (у Альбрехта Дюрера было несколько резчиков) вырезает ножом или выдалбливает долотом промежутки между линиями. Праздник четок. И в дальнейшем Дюрер много и охотно работал в технике гравюры.
Вокруг разворачиваются сцены Страстей Христовых, завершающиеся Распятием. Тем не менее работы эти объединяет морально-философский подтекст, весьма сложный (истолкованию его посвящено сегодня много работ). Дюрер, вероятно, также посетил Падую и Мантую в этой поездке.
Четвертая книга посвящена теории движения. Поначалу отец старался увлечь сына ювелирным делом, но обнаружил у сына талант художника. Волнения крестьян разгорались все сильнее. В Италии он поехал в Венецию, чтобы изучить ее более продвинутый артистический мир.
Впоследствии Кеплер опирался на них в своих работах. Однако работы Дюрера ближе по композиции к другому витражу— одному из так называемых Страсбургских окон (нем. Stropurg finster) работы страсбургского мастера Петера Хеммеля фон Андлау и его коллег по гильдии, заказанного Питером Фолкамером для хоров церкви Святого Лаврентия. «Страшный суд» – один из наиболее созвучных мироощущению Босха сюжетов. Экспрессивны композиции каждого лица, полные драматизма и активного действия.
Основоположник сравнительной антропометрии. Альбрехт провел это время в городах Верхнего Рейна (Страсбург, Кольмар, Базель). Незадолго до начала обучения Дюрера (1486) в мастерской был выполнен один из крупнейших витражных заказов в Нюрнберге: оформление церкви Святого Лаврентия. Каждый лист имеет монограмму художника. В 1512/13 его три критерия были функцией (39Nutz39), наивное одобрение (39Wohlgefallen39) и золотая середина (39Mittelmass39). Точно также падет Вавилон, город греха и с ним блудница, пока еще обольщающая людей.
Художник рисовал и друзей, знакомых, оставил прекрасный портрет своей старенькой матери. Доминиканские монахи использовали четки строго белого и красного цветов. Не против Рима императорского, но против папского Рима. История картины поражает своей символичностью.
Гравюра «Битва архангела Михаила с драконом» является одной из самых прославленных гравюр «Апокалипсиса». Уже приближается второй, чей голос возвещает: Вавилон, великий, пал и город пылает. В своем труде Руководство к укреплению городов, замков и теснин, выпущенном в 1527 году, Дюрер описывает, в частности, принципиально новый тип укреплений, который он назвал бастея. Скончался Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 года у себя на родине в Нюрнберге. Дюрер составил первый в Европе магический квадрат изображённый на его гравюре «Меланхолия» (см. И если условия жизни нарушается искусство умирает. 234-235). В начале 1506, он возвратился в Венецию и остался там до весны 1507 года. Главными героями картин Босха становятся не столько люди, сколько кривляющиеся демоны, страшные и одновременно смешные монстры.
Задержка гравюры Св. В «Низвержении» с вершины крутого утеса в небо бьет столб огня, а внизу, в воде беспомощно барахтаются души грешников. Первой стала Четыре Ведьмы.
Несмотря на то, что его живописные полотна являются очень профессиональными, прекрасными и практически бесценными, особое значение этому художнику стали придавать именно из-за его необычных гравюр. Одной из лучших и значимых работ Дюрера в период между 1494/5 и 1505 годами (предполагаемым первым и вторым путешествиями художника в Италию) считается «Поклонение волхвов»2829, написанное для Фридриха III. Но брат Альбрехта был набожным и смиренным человеком, он не огорчился на брата. Э. Панофский, следуя методу «скрытого символизма» изучал связь формы и содержания в произведениях художника.
У меня на столе лежали отчеты инспекторов двухнедельной давности. Знаменитым стал второй (тиражированный) экслибрис Пиркгеймера— геральдический знак с девизом в центральном поле «Себе и друзьям» (девиз, который впоследствии использовали многие библиофилы). В Венецию Дюрер ездил и в 1505 году, пробыл там до 1507 года. На этом холсте он написал свой автопортрет в анфас.
Также Дюрер получил от Максимилиана грамоту (Freibrief), защищавшую от копирования его гравюры на дереве и меди. И не только потому, что отличался привлекательной внешностью., но как любой видит, ситуация стала хуже». Завершает третью книгу «Эстетический экскурс», в котором художник раскрывает свои художественные принципы10. Эта гравюра считается одной из лучших работ Дюрера. Иоанна варят в котле.
Собственный экслибрис с гербом Дюреров художник выполнил в 1523 году65. Развитие в этом направлении можно наблюдать в Германии в течение всего пятнадцатого века. С 1512 Максимилиан I стал крупным покровителем Дюрера.
Шонгауэр умер 2 февраля 1491 года. Еще в 1484 году он создал рисунок серебряным штифтом, представленный в начале статьи. Дюрер преуспел в том, чтобы произвести две книги во время своей целой жизни. В «Апокалипсисе» художника эти высшие силы восстали против власть имущих. Среди гравюр – серий «Большие страсти», «Жизнь Марии» и отдельных работ – наибольшую известность приобрели «Рыцарь, Смерть и Дьявол» и «Меланхолия». Боязливо косятся на нее паж и дама. Вначале Дюрер использовал указания Барбари и Витрувия в комплексе с принятым в средневековье построением человеческого тела на основе геометрических фигур (позднее он отказался от сочетания этих методов).
Философских раздумий полны гравюры «Рыцарь, смерть и дьявол», «Св. Здесь же хранится Графическое собрание города. Творчество Альбрехта Дюрера многообразно. Одна была очень забавная.
Джером в его Исследовании и очень обсужденный Melencolia I (оба 1514). Экспрессия и напряженность свойственны и окружающему героев пейзажу, драпировкам, одеждам. Этот биографический момент был очень важен.
Рассмотрим самые известные картины Альбрехта Дюрера, признанные мировым сообществом. Здесь Альбрехт изображен 13-летним ребенком. Я состою в попечительском совете Тарусского краеведческого музея (у меня там дом в деревне). По многообразию и обширности его можно сопоставить только с творениями Леонардо да Винчи.
Этот графический цикл является самым ясным и спокойным по настроению. Текст Апокалипсиса, пророчащий страшный конец Вселенной, пришествие антихриста и Страшный суд, говорит также о наступлении Царства Божьего. Каждая из этих сцен занимает более четырёх панелей и украшена пейзажем на заднем плане. Автопортрет Дюрера в зрелом возрасте.
Эти вещи так драгоценны, что они были оценены в 100000 флоринов». Но, гравируя свои неистово гневные листы, он стремился говорить с современниками о том, что их волновало и что воплощалось тогда в привычных мотивах религиозного мифа. Знания, почерпнутые у Витрувия, были использованы для изображения человеческого тела, архитектурных элементов и орнаментов, в трудах по фортификации.
Не «не должен», а именно «не может». Подобно Леонардо да Винчи, на них он предстает как своеобразный идеал гуманиста, человека мудрого, глубоко эрудированного, тонкого, своеобразным «златокудрым ангелом Возрождения». Капитализм я считаю низостью. И перед этой сферой отступает и правда факта и разочарование в человеческой природе и голливудский «мармелад».
В 1495 году Дюрер в Нюрнберге открыл собственную мастерскую и в течение последующих десяти лет создал значительную часть своих гравюр. Его картины Ада призваны пугать, а не дарить эстетическое наслаждение. Он был одарен как рисовальщик, гравер и художник.
Она была написана Дюрером для нюрнбергской ратуши. Судите сами: похоронная процессия едет по Кавказу и падает в пропасть. Огромное значение для Альбрехта имеет в то же время соприкосновение с искусством Италии. Все события – на уровне одного поколения и Дюрер окунается в эту среду, в которой турки уже «за окном» и вот этими личными впечатлениями проникнуты все его работы того времени и весь «Апокалипсис». В Ландау-Нуссдорф в 2002 году был возведён мемориал в память о Крестьянской войне, разработанный Питером Браухле по мотивам чертежа «Крестьянской колонны» Дюрера (ок. Ряд существующих рисунков показывает эксперименты Дюрера в человеческой пропорции, приводя к известной гравюре Адама и Евы (1504), который показывает его тонкость используя грабштихель в texturing поверхностей плоти. «Откровение» оказало сравнительно меньшее воздействие на искусство, чем другие части Нового Завета. Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди.
Надо сказать, что в эпоху Ренессанса отнюдь не все хотели ставить автограф. Под воздействием позднейшей церковной точки зрения мы знаем лишь одну сторону процесса: насильственный гнет язычников, пассивная покорность и самопожертвование христиан, это — естественная позднейшая идеализация мирового переворота. Сторонники версии первого путешествия в Италию обращают также внимание на воспоминания нюрнбергского юриста Кристофа Шейрля, который в своей «Книжечке в похвалу Германии» (1508) называет визит Дюрера в Италию в 1506 году «вторым»21.
Более ранняя «Немезида» демонстрирует тип женщины, далёкой от классических канонов красоты8610, её фигура, тем не менее, судя по подготовительному рисунку (1501—1502, Британский музей, Лондон), создана в соответствии с рекомендациями Витрувия— полный рост человека равен восьми головам. Но это не жест, эпатирующий зрителя, не дань моде – это движение души, мощное и глубокое. Но эти чары скоро будут разрушены. Художник расположил всадников по диагонали.
Как и в других картинах художника присутствует своеобразный символ. Дюрер проявил огромное влияние на художников последующих поколений, особенно в графике, среде, через которую его современники главным образом испытали его искусство, как его картины были преимущественно в частных коллекциях, расположенных только в нескольких городах.
Ajtsi, от названия села Айтош, от слова ajt — «дверь»), он буквально перевёл на немецкий как Threr впоследствии она стала записываться как Drer. Сейчас. В то же время он отмечал, что главное в обороне— стойкость защитников10. В «Четырех последних вещах» (столешница «Семь смертных грехов») Босх изобразил Страшный суд так, как это было принято и в Средние века и в эпоху Возрождения. Другие картины Дюрер, произведенный в Венеции, включают Девственницу и Ребенка с Щеглом, Христа, Дискутирующего с Врачами (предположительно, произведенный в простых пяти дни) и много меньших работ. Художник переносит действие в своё время.
Все эти работы отличаются вниманием к неповторимой индивидуальности модели, где образ часто подчинен одной идее, одному чувству. Его точный маршрут неизвестен, он объездил ряд городов в Германии, Швейцарии и (по мнению некоторых исследователей) Нидерландах, продолжая совершенствоваться в изобразительном искусстве и обработке материалов9. (Самозабвенно игравший Гамлета Высоцкий играл своё идейное будущее, до которого сам почти не дожил, почти не успел разочароваться в нас, вовремя умер. ) То есть Дюрер оказался между идеалом Ренессанса в творчестве Микеланджело и идеалом Микеланджело же, но после Ренессанса. Стремясь выразить не передаваемую словами сущность божественного в формах и красках, Босх в качестве главного выразительного элемента виртуозно использует свет: он предстает то в виде столба огня («Низвержение грешников»), то вспышек пламени («Ад»), а в сцене Вознесения в Эмпирей превращается в ослепительный коридор-воронку.
Здесь гуляют гигантские птицы, крысы размером с лошадь, летают рыбы и жареные гуси. Это уже слишком близко, что-то интимное. В 1860 году в Париже вышла четырёхтомная монография Эмиля Галишона (фр. Emile Galishon) «Альбрехт Дюрер: его жизнь и творчество». «Четыре Книги по Измерению» были изданы в Нюрнберге в 1525 и была первая книга для взрослых на математике на немецком языке, а также быть процитированным позже Галилео и Кеплером. Поздний Микеланджело (если допустить мысленный эксперимент) был бы с Шекспиром. Младенец – Иисус раздает всем венки роз.
Графический язык листа «Четыре всадника» поражает разнообразием и изощренностью орнаментального узора штрихов. Иллюстрации Дюрера к «Апокалипсису», созданные накануне начала движения Реформации в Германии, уже проникнуты её духом.
По его возвращению в Нюрнберг в 1495, Дюрер открыл свой собственный семинар (быть женатое было требованием для этого). Побуждаемый ангелом, он поднимает свой взор на небо, где видит Марию с Младенцем, «облаченную в Солнце, под ногами ее – Луна» и совсем не замечает демона, пытающегося утащить у него чернильницу. Автопортрет с остролистом.
Первый покрашенный автопортрет Дюрера (теперь в Лувре) был окрашен в это время, вероятно чтобы быть переданным обратно его невесте в Нюрнберге. А Дюрер – с Лаэртом и Высоцким. Лист, в котором все охвачено безудержным движением, в котором так неистово взметнулись «готические складки» на плаще смерти, так безжалостно опускаются копыта на головы поверженных, должно быть, производил величайшее эмоциональное впечатление на современников Дюрера, веривших в могучие силы высшего мира. Дело в том, что на обратную сторону досок нанесено крапчатое покрытие под мрамор (предположительно, самим Босхом), но у двух досок оно красное, а у других двух – черное. В 1496 он казнил Блудного сына, которого итальянский историк искусства эпохи Возрождения Джорджио Вазари выбрал для похвалы несколько десятилетий спустя, отметив ее германское качество. Так «Апокалипсис» Дюрера стоит между двух эпох, являясь завершением одной и вводя в другую, связуя предшествовавшее Ренессансу и то, что должно было за ним последовать.
Эти события порождали чувство отчаяния, духовного смятения и ощущение приближающейся мировой катастрофы, как отражение этих настроений и возник «Апокалипсис». По стилю и содержанию «Апокалипсис» разительно выделяется среди других частей Нового Завета, которые абсолютно лишены пафоса их стиль — литературных претензий, в целом им присущ характер спокойного, объективного повествования об имевших место событиях. Он сидит на берегу, не замечая демона с крыльями, который тянет его за руку.
Его первоначальные познания в математике, возможно, были ограничены знакомством с «Бамбергской арифметикой» или «Быстрым и красивым счётом для купечества». В своём двухтомном труде (Лейпциг, 1876 второе издание— 1884) М. Таузинг сделал попытку связать жизненный и творческий путь художника с событиями современной ему эпохи90. После этого получают оттиск на другой поверхности (на меди) с этой доски, в результате чего получается изображение зеркально отображённое. Дюрер проиллюстрировал «Апокалипсис Иоанна». Так или иначе его рисунки были разрушены во время сокращения блока.
Художник изобразил типичных представителей городской среды, в «Жизни Марии» любовно переданы многочисленные бытовые подробности, всё это делало произведение ближе к зрителю, заинтересовывало его серия была очень популярна у современников5960. Из-за того и имён авторов этих произведений не сохранилось. Надпись в верхней части холста гласит «Мои дела определяются сверху», это отсылка к преданности автора Богу и что все достижения его, на данном этапе жизни с благословения господня. Видимо, рисование было частью повседневной жизни мастера.
Себастьяна и битва Св. Творчество Альбрехта Дюрера отмечено тем, что он старался постичь тайну его совершенства и гармонии. Боязливо косятся на нее паж и дама. Однако Альбрехт пожелал заниматься живописью. Арка сопровождалась «Триумфальной Процессией», программа которого была решена в 1512 и включает гравюры на дереве Альбрехтом Алтдорфером и Хансом Спринджинкли, а также Дюрером. Альбрехт учился сначала у своего отца, а потом у Михаэля Вольгемута, живописца и гравера из Нюрнберга.
Картина написана по заказу покровителя Дюрера для церкви Всех Святых в Виттенберге. В «Семейной хронике» он ничего не пишет об этой поездке. Кто-то, как и Дюрер, создает в одном кадре сферу, памятуя богооткровенное «Я – Альфа и Омега». Истина «Апокалипсиса», говорил он, заключается не в уничтожении сущего, как часто толкуют многочисленные оракулы, а в возвращении к жизни без греха, к Богу, единому началу и одновременно цели бытия.
Немедленно. И всё это хорошо иллюстрируется движением по синусоиде с вылетами в экстремы на перегибах. При жизни Дюрера серия несколько раз переиздавалась. Следующий проект я бы хотел сделать по «Пляскам смерти».
Собирать гравюру нелегко. Почему он турецкий. Дюреру было двадцать пять лет, когда он начал работать над гравюрами к «Апокалипсису». И вавилонская блудница превращается для Дюрера в современный ему Рим.
Есть вероятность, что и ещё одна венецианская работа Дюрера «Христос среди учителей» также предназначалась Беллини. Крикнуть громче – и они проснутся. А. В. Щусева в здании «Аптекарского приказа» открылась выставка гравюр великого художника Альбрехта Дюрера (1471-1528). После 4 лет обучения у мастера, Дюрер отправился путешествовать и тогда же написал свою первую самостоятельную картину «Портрет отца». В музее экспонируются копии важнейших произведений художника.
Крестный отец и учитель Дюрера – самый знаменитый европейский книгоиздатель. Это последнее, что отделяет души праведников от вечного слияния с Богом, от «совершенной глубины открывшейся божественности».
Дюрер познакомился с работами знаменитых нидерландских художников: Хуберта и Яна ван Эйков (Гентский алтарь), Рогира ван дер Вейдена, Хуго ван дер Гуса, Дирка Боутса, Мемлинга. В её основу был положен трактат Августина «О граде Божьем»K 9. Альбрехт Дюрер – знаменитый немецкий художник, гравер. В дополнение к «Триумфальной арке» Марксом Трайтцзаурвайном был разработан проект гравюры «Триумфальная процессия», ксилографии для него выполняли Дюрер совместно с Альбрехтом Альтдорфером и Гансом ШпрингинклееK 14. Не так давно я открыл для себя «Большую Библию Мортье» 1700 года.
В издании первых серий ему помогал Антон Кобергер. Первые два издания на немецком и латинском языках вышли в 1498 году. И было много казусов, настолько забавных, что там Хармс. Образы в «Откровении» заимствованы изветхозаветных пророчеств, что подчёркивает преемственность ветхозаветного и новозаветного учения.
«Ибо пришел великий день гнева Его и кто может устоять. » 7-й лист. Сам папа император и духовенство падают первыми жертвами божественных всадников и ангелов-мстителей. Один ангел низвергает принесшего несчастья змея древнего, черта, в бездну, а другой показывает Иоанну не небесный рай, как в тексте «Откровения», но царство небесное на земле, красивый небесный город, врата которого стережет ангел мира. Сценка комическая, а вовсе не трагическая.
Хотя некоторые апокалиптические сюжеты всегда влияли на изобразительное искусство, однако полностью «Откровение» отразило лишь одно великое произведение искусства, это — гравюры на дереве Дюрера. Дюрер создавал свои шедевры "Апокалипсиса" в эпоху подъема Северного Ренессанса. Принятый императором Максимилианом на службу, он получил некоторую материальную независимость и, оставив на время живопись, обратился к научным исследованиям и гравюрным работам. На боковых створках мы видим Земной Рай, куда снова, как в «Возе сена», Босх помещает падших ангелов и Ад, кишащий грешниками, от вида мучений которых кровь стынет в жилах. В центре картины Дева Мария с младенцем Христом на руках.
Дни люди проводили в убийствах, ночи — в страхе и тревоге: пишет современник. И тоже очень связан с безумной эпохой средневековья, там сама жизнь была очень трудной, абсолютно другой. Не всегда легко воспринимается творчество Альбрехта Дюрера. Подробности его пребывания в Венеции известны из писем (их сохранилось десять) Дюрера Виллибальду ПиркгеймеруK 4.
Альбрехт Дюрер (нем. Albrecht Drer, 21 мая 1471, Нюрнберг— 6 апреля 1528, Нюрнберг)— немецкий художник и график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса1. В последней работе (фото ее представлено выше) Альбрехт изображен строго в фас. Это предоставляет редкую информацию денежной стоимости, помещенной в печати в это время. Произведения 1507—1511 годов отличаются уравновешенностью композиции, строгой симметрией, «некоторой рассудочностью», суховатостью манеры изображения.
Образцом для неё послужили древнеримские триумфальные арки. За эту его наглость современники жестоко критиковали художника.
Внезапная смерть Максимилиана прибыла в то время, когда Дюрер был обеспокоен, что терял «мой вид и свободу руки» (возможно, вызванный артритом) и все более и более затрагиваемый письмами Мартина Лютера. В 1511 году Дюрер по заказу нюрнбергского купца Маттиаса Ландауэра написал алтарь «Поклонение Святой Троице» («Алтарь Ландауэра», Музей истории искусств, Вена)34. Во время путешествия он оттачивал свое мастерство у разных мастеров в разных городах. В гравюре «Четыре всадника», пересекая по диагонали лист, во весь опор несутся страшные кони. Их вешали на мокрые стены, они портились их снимали и вешали новые.
Дюрер читал также «Десять книг о зодчестве» Витрувия, работы Архимеда и других античных авторов, чему способствовали знакомства, завязанные во время итальянских путешествий и дружба с немецкими гуманистами (в частности, Пиркгеймер и Шедель обладали богатыми библиотеками, к которым Дюрер имел доступ). В 1513—1514 годах Дюрер создал три графических листа, шедевры резцовой гравюры, вошедшие в историю искусства под названием «Мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия». Здесь присутствует так называемая «несобранность мотива»: епископ (в характерном головном уборе) император (в отчаянии схватившийся за украшенную короной голову), портящий воздух дьявол, да и все остальные персонажи внутренне не связаны друг с другом.
Но «Апокалипсис» показывает нам, что это восприятие по меньшей мере лишь частично отвечает историческому положению дел. Целая стопка. Альбрехт Дюрер – немецкий художник и график, признан крупнейшим европейским мастером ксилографии и одним из величайших мастеров западноевропейского искусства Ренессанса. Он побывал в Падуе и Венеции в 1494-95 годах. Ведь и его «Апокалипсис» был революционной песней и также направленной против Рима. Эти руки и отражены в картине.
Большая их часть тщательно проработана и представляет собой законченные произведения, тем не менее, по обычаю художников того времени, они служили вспомогательным материалом: все свои штудии Дюрер использовал в гравюрах и картинах, неоднократно повторяя мотивы графических работ в крупных произведениях54. Те, кто видел картину, рассматривают гамму чувств на лице и образе изображенного человека. Мастера стремятся соединить натурализм с идеализацией классицизма. У этого были прочные связи с Италией, особенно Венецией, относительно коротким расстоянием через Альпы. Поскольку приближается дата конца света (не буду ее называть, чтобы не травмировать несведущих), то я советую всем, кто интересуется этим вопросом, постараться посетить эту выставку, но предварительно прочитать эту статью, ДАБЫ ВСЕ ПОНЯТНО БЫЛО.
Еще в Советском Союзе, я работал с отчетами о смертных случаях на производстве, которые централизованно собирались по всей стране. В отличие от своих венецианских работ, Дюрер не стремился передать эффекты световоздушной среды, работал с локальными цветами, возможно, уступая консервативным вкусам заказчиков50. Автор этих иллюстраций получил у историков искусства имя «мастера типографии Бергмана».
Его характер наложил отпечаток на все виды искусства. Другой, работа над городскими укреплениями, был издан в 1527. Оба думают, что можно вот-вот победить. Когда искали «спутников» к каждому листу, начали с 5-6 листов, а потом началась какая-то везуха и удалось найти практически все.
В дополнение к движению к коронации он сделал экскурсии в Кельн (где он восхитился живописью Штефана Лохнера), Неймеген, 39S-Хертогенбош, Брюгге (где он видел Мадонну Микеланджело Брюгге), Гент (где он восхитился запрестольным образом ван Эика) и Zeeland. Популярность его гравюрам сделали не только оригинальность и сложность изготовления, но и особый мистический, религиозный смысл произведений. В тексте «Апокалипсиса» трудно проследить за нитями повествования, это — в большей мере поток бессвязных ужасающих видений, чем ясно развивающийся рассказ. Изображение открытой двери на щите указывает на фамилию «Дюрер». Так «Апокалипсис» Дюрера становится не просто циклом иллюстраций, но по меньшей мере самостоятельным поэтическим произведением, представленным в зримых образах, в котором Дюрер художественно выразил свое собственное понимание важнейших духовных проблем эпохи, так что в этом соединении реальности и мечты, правды и поэзии можно увидеть почти что текст автора о себе, как в произведениях современных писателей.
Краткое содержание вышеупомянутого трактата важно знать для понимания образа воина. На других лицах написаны робость испуг или протест. За какие-то 8-10 лет (а Дюрер начал заниматься лет с 13) культурная элита дает молодому человеку столько, что он был буквально переполнен общением с мастерами и живыми событиями эпохи. Они пересекают поверхность листа как будто с нарастающим темпом, что создаёт впечатление неотвратимости надвигающихся бедствий.
Возможно, что «Мадонна с чижиком» (картины, где рядом с Марией и младенцем представлен Иоанн Креститель, нехарактерны для германского изобразительного искусства), была выполнена Дюрером по просьбе Беллини. 1528). Звание мастера (а с ним и право открыть собственную мастерскую) Дюрер получил, вероятно, выполнив росписи на «греческий манер» в доме нюрнбергского горожанина Зебальда Шрейера49. Лучше, чем Триеру – ибо вера в божественность человеческой природы. Как следствие этого развития, в ходе которого совершилось не меньшее очеловечивание искусства, чем в нидерландском и итальянском искусстве, хотя и совсем по-другому и вырастает «Апокалипсис», с той лишь разницей, что в нем индивидуальный гений в одном произведении искусства воплотил то, что до той поры в большей или меньшей степени было присуще широкому и более или менее однообразному потоку произведений, также как и шедевры Шекспира возникли на основе работ малозначительных авторов.
Во второй книге, вслед за Альберти, для измерения человеческой фигуры Дюрер использует шкалу, подобную так называемой «эксемпеде Альберти». Презрительное и упрямое выражение застыло в глазах крестьянина. Позднее Дюрер переехал в Базель (предположительно до начала 1494 года), бывший в то время одним из центров книгопечатания, к четвёртому брату Мартина Шонгауэра— Георгу14. Один из мучителей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. Два других, посвященных страстям Христа, отличаются драматической экспрессией.
Мы сознательно показали не все, чтобы было выразительно и ярко. Язык «Апокалипсиса» был сложен, в первую очередь, потому, что перевода на немецкий язык тогда не существовало. По мнению Дюрера, сооружение укреплений даст работу обездоленным и спасёт их от голода и нищеты. В «Проповедях об Евангелиях» изданных в 1489 году, Иоанн описывается следующим образом: «В сравнении с другими Евангелистами, он подобен орлу. Кроме того, он ещё раз утверждал высокую значимость изобразительного искусства (несправедливо, как он считал исключённого из числа «семи свободных искусств») в то время, когда в Германии оно ещё причислялось к ремеслу.
Площадь Тиргертнерторплатц, рядом с которой он расположен, носит неофициальное название «площадь Дюрера». А правый диссидент (Галич) в то же время так же неистово рассчитывает на немедленную победу – Ну как сказать. Эти работы, выполненные на дереве, Альбрехт создал в 1498 году. Так, в 1521 году, получив во время своего нидерландского путешествия ложное известие о смерти Лютера, он пишет в своем дневнике пламенные слова против курии, убивающей истинное христианство, высасывающей из него кровь и являющейся источником неправедной жизни, недвусмысленно ссылаясь при этом на «Апокалипсис». Она помогла атрибутировать нескольких авторов. Например, Дюрер предложил свой последний портрет Максимилиана его дочери, Маргарет Австрии, но в конечном счете обменял картину на небольшое количество белой ткани после того, как Маргарет не любила портрет и отказалась принимать его.
Он ищет их секреты, рисуя обнаженные женские и мужские фигуры. И вот эта жизнь искусства среди людей очень интересна. Мученичество десяти тысяч христиан. Последней гравюрой немецкого художника стала Четыре Апостола созданная в 1526 году. Вера Дюрера в способности единственного художника по вдохновению побудила его утверждать, что «один человек может делать набросок чего-то со своей ручкой на половине листка бумаги через один день или может сократить его в крошечный кусок дерева с его небольшим железом и это, оказывается, лучше и более профессионально, чем чья-либо работа над который ее труды автора с предельным усердием в течение целого года».
В символических образах всадников художник изобразил войну, мор, суд и смерть. Дюрера с почётом приняли братья покойного (Каспар, Пауль, Людвиг) и Альбрехт имел возможность некоторое время работать в мастерской художника. Они образуют своего рода триптих. Народ Германии страдал от неурожаев, от жестоких поборов.
Видимо, Дюрер не задумывал создавать их как единый цикл. «Страшный суд» из собрания мюнхенской Пинакотеки не без оснований считают работой исполненной в мастерской Босха, но не им самим. Это лист из «Нюрнбергских хроник» Х. Шеделя, 1493 года. Контуры их фигур едва высвечиваются вспышками адского пламени. После выхода в свет «Апокалипсиса» Дюрер прославился в Европе как мастер гравюры и лишь во время второго пребывания в Италии получил за рубежом признание как художник.
По требованию Кристиана II Дании Дюрер поехал в Брюссель, чтобы нарисовать портрет Короля. Первый из европейских художников, написавший автобиографию.
Смерть не щадит ни мужчин, ни женщин, ни мирян, ни священников. В то время в Венеции работали такие знаменитые мастера эпохи Возрождения, как Тициан, Джорджоне (однако нет данных, что Дюрер встречался с ними), Пальма Веккио и другие. Кроме упомянутого в самом начале сверхобщего подозрения относительно парно-враждебных современников-идеалов искусства у меня есть ещё подозрение об исторической взаимопревращаемости типов идеалов (гармонический превращается в идеал трагического героизма, последний – при несгибаемости автора от внешних обстоятельств – превращается в идеал экстремистского типа, при сгибаемости – в идеал соединения несоединимого и т. д. ). Блудница Вавилонская трансформируется в Пречистую Деву Иерусалимскую.
«Апокалипсис» (по-древнегречески – откровение, пророчество) – последняя книга Нового Завета, написанная во второй половине I в. н. э. Все недатированные пейзажные зарисовки Дюрера, ставшие первыми в изобразительном искусстве Западной Европы акварелями в этом жанре, относятся сторонниками версии именно к итальянскому путешествию 1494—1495 годов22. C 1477 года Альбрехт посещал латинскую школу. Оно же как человек. Дюрер в своих гравюрах намного больше, чем в живописных полотнах, опирается на немецкие традиции.
Клубятся облака, ограниченные нервными контурами пульсирующих линий. Квадрат Альбрехта Дюрера). На переднем плане – грешник, если еще не раскаявшийся, то, по крайней мере, задумавшийся. К ним является с востока иной Ангел, держа в руках распятье — «печать Бога живого».
Были такие, которые, при высочайшем качестве работы категорически не хотели «светиться». Титульный лист был тогда только текстовым, без гравюры. Только Богу. Земной Рай находится прямо под Раем Небесным.
Вверху листа парит белый ангел. Среди исследователей творчества Дюрера существуют разногласия в толковании этого диптиха— некоторые, вслед за каллиграфом Иоганном НейдёрферомK 18, выполнившим по заданию художника надписи на картине (цитаты из Библии в переводе Лютера), видят в «Четырёх апостолах» лишь изображения четырёх темпераментов10, другие— отклик мастера на события (религиозные разногласия, крестьянская война), потрясшие Германию и отражение идеи «несоответствия гуманистической утопии и реальности»46. Автор монографии о Дюрере (1876), М. Таузинг, относил этот визит в Италию к 1492—1494 годам, то есть считал, что художник побывал там в ходе ученической поездки.
Приложенный к последней книге, однако, отдельное эссе по эстетике, которая Дюрер продолжил работать между 1512 и 1528 и именно здесь мы узнаем о его теориях относительно 39идеальной красоты39. Во времена художника в анфас или близко к этому можно было рисовать только святых. Перелистав страницы «Апокалипсиса» Дюрера, мы видим, как агнец, приблизившийся к трону, на котором восседает Бог, начинает одну за другой срывать семь печатей с лежащей у него на коленях книги. В 1505 году Дюрер уехал в Италию. Во Франкфурте-на-Майне установлена статуя Карла Великого, созданная по картине Дюрера с изображением императора (1513) для Городского совета Нюрнберга.
Этот этап включал в себя штудии, эскизы голов, ног, рук, драпировок. Но «наилучшим в живописи» (pest in gemell) немецкий художник считал Джованни Беллини, картины которого произвели на него впечатление невероятными силой и глубиной колорита и с которым, в отличие от других венецианских мастеров, у него установились дружеские отношения10. Гравюры сделали Дюрера выдающимся художником всех времён. Мы – очевидцы, вброшенные в Откровение подобно святому. В дни жестоких потрясений, в 1498 году Дюрер создает свой «Апокалипсис» — пятнадцать большого размера гравюр на дереве, которые он с невероятной для того времени смелостью населяет персонажами, одетыми в костюмы его эпохи. Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди.
Дюрер с симпатией изобразил простых крестьян («Три крестьянина», «Пляшущие крестьяне»). Однако большая часть исследователей предполагает, что художник был в Италии 1494—1495 годах21 (существует также мнение, что до 1506 года Дюрер там не бывал)22, где, возможно, знакомится с творчеством Мантеньи, Полайоло, Лоренцо ди Креди, Джованни Беллини и других мастеров. Более поздние работы Дюрера, как также утверждали, показали протестантское сочувствие.
Другими словами, то, что художник основывается на богатстве визуальных событий, чтобы вообразить красивые вещи. Дюрер также, кажется, собирался для своего собственного кабинета любопытства и он передал обратно в Нюрнберг различные рожки животных, часть коралла, некоторых больших плавников рыбы и деревянного оружия из Ост-Индии. Социализм (не советский, марксовский, государственный, а самоуправленческий, прудоновского-бакунинский, что был у Парижской Коммуны и у арагонцев во время гражданской войны в 1936-м в Испании), – социализм я считаю высотой.
Он удивляет одновременно реализмом Иоанновых пяток и разнообразием семи сказочных светильников, предвосхищая «Алису в Стране Чудес». Да, тут можно говорить не столько о гении северного Возрождения (это уже аксиома), сколько о молодом человеке, легко впитывающем, перерабатывающем информацию и стремящемся отлить это все в собственную, новую форму. Дюрер неустанно упражнялся в компоновке, обобщении частностей, построении пространства.
Это был сложный, во многом дисгармоничный период. Изображенные в сопровождении ангелов шествуют к источнику жизни. Георгия с драконом.
Речь идет о работах 1493, 1498 и 1500 годов. Биографы отмечают, что, обладая привлекательной внешностью, Дюрер особенно любил изображать себя в молодости и воспроизводил свой облик не без «тщеславного желания понравиться зрителю»51. Но вместо цвета Дюрер прорисовывает на доске глубокую, экспрессивную, светотеневую линию.
Считается, что в Базеле Дюрер работал над гравюрами для издания комедий Теренция (осталось незаконченным из 139 досок было обрезано всего 13), «Турнского рыцаря» (45 гравюр) и молитвенника (20 гравюр)16. Ну что вы, мертвецы – самый безобидный народец. Дюрер заслужил широкую известность как математик, прежде всего, геометр (в то время немецкие учёные почти не занимались решением геометрических задач) изучавший теорию перспективы, построения геометрических фигур и разработку шрифтов.
Надо сказать, что художник сам никогда не резал доски, а только рисовал. Михаила, Борющегося с Драконом. Реформация. Тогда как даже более признанные современники не могли позволить себе такой дерзости. Роль искусства в духовной жизни была там принципиально иной, чем на Западе и в Италии.
Эта картина напоминает Диспут Рафаэля. Особенно часто он писал автопортреты. И все выполнены – мистика какая-то – как-то одинаково. Все гравюры первого издания отличались высоким качеством отпечатков. В Нидерландах Дюрер, знаменитый художник, был всюду желанным гостем.
В честь Дюрера назван кратер на Меркурии. Презрительное и упрямое выражение застыло в глазах крестьянина. Ведь заканчивается «Апокалипсис» не картиной всеобщей гибели, а описанием Нового Иерусалима. Например, справочник Тима Беккера, вышел в конце XIX века. Многие тогда считали, что это время уже наступило.
Праздник четок является одной из самых больших работ Дюрера (161, 5 х 192 см). «Апокалипсис» Дюрера был воспринят современниками не только как символ судьбы человечества, но и как олицетворение их собственных страданий и надежд. И ведь это были не умеющие читать люди. В области печатной графики Дюрер не знал себе равных.
С 1512 года главным покровителем художника становится император Максимилиан I. Став к тому времени известным мастером гравюры, Дюрер вместе с учениками своей мастерской принял участие в работе над заказом императора: «Триумфальной аркой», монументальной ксилографией (3, 5м х 3 м), составленной из оттисков со 192 досок33. Воин представлен на фоне скалистого дикого пейзажа. То есть готика есть некая успокоенность после героичности (романского искусства воинствующей ценности потустороннего мира). Эти работы выполнены мастером с виртуозной тонкостью. Сумма любой пары симметрично расположенных относительно центра квадрата чисел равна 17.
Ученическая поездка Дюрера продолжалась до 1494 года. Оно изображает древо Иессея, по разные стороны которого изображены мученичество Св. Так, на обороте рисунка «Адам» (1507, Альбертина, Вена) изображена фигура человека, созданная с помощью дуг, окружности, квадратов. Вообще немного нужно людей, чтобы искусство зажило. Родился художник в Нюрнберге 21 мая 1471 года в семье ювелира, учился живописи у известного живописца Михаэля Вольгемута.
Прямо в пасть к Левиафану, символизирующему врата ада, падает император в короне. Они были больше и более точно сокращенные, чем значительное большинство немецких гравюр на дереве до настоящего времени и намного более сложными и уравновешены в составе. Но его содержание отнюдь не сводится к картинам катастроф и гибели всего мироздания. Здесь же каждый персонаж существует сам по себе.
К этому времени гравюры Дюрера достигли большой популярности и копировались. Это безумно разнообразный материал. Сам Дюрер тесно сотрудничал с мастерской Фейта Хиршфогеля (1461—1525), обучавшегося у страсбургских мастеров68.
Герои Дюрера энергичны, умны, они полны достоинства и уверенности в себе (портреты Эразма Роттердамского, друга художника Хиеронимуса Хольцшуэра, неизвестного молодого человека и др. ). В отличие от картин, очень редко документировалась их продажа. Несколько ранее Дюрер выполнил для курфюрста Саксонии «Дрезденский алтарь» и полиптих, вероятно, с помощниками— «Семь скорбей» (около 1500). Художник в течение нескольких лет писал эту картину. Белые символизируют радость Богородицы, красные кровь Христа при распятии.
И все это великолепие является тиражным товаром, продуктом индивидуального бизнеса. Смерть, ад, муки грешников, демоны, Дьявол, ангелы. Но тогда как в Италии речь шла только о движении по восстановлению господства церкви, то в Германии общество, воспитанное в духе более глубокого религиозного образования и чувствования, в ходе целого столетия задумывалось о более глубоких причинах упадка религиозной жизни, а в сознании ведущих личностей осязаемую форму начала обретать проблема духовного обновления христианства в качестве важнейшего требования времени то же мы видим и у Дюрера, чье первое большое произведение возникло из осознания долга по отношению к этому главному вопросу духовной жизни, вопросу, стоящему выше специальных задач искусства и превратившему цикл Дюрера в пронзительную проповедь. Дюрер разделял взгляды «иконоборцев», выступавших против обожествления «чудотворных» изображений, однако, как явствует из «Посвящения Пиркгеймеру» в трактате «Руководство к измерению», не настаивал на том, чтобы произведения искусства были удалены из церквей10.
С «Апокалипсисом» же просто повезло. В 1511 году художник повторил латинское издание, украсив титульный лист гравюрой и снабдив его строгим запрещением копирования серии. В 1502 отец Дюрера умер и его мать умерла в 1513.
И я сделал выставку «300 лет Романовых». «Апокалипсис» изначально – книга для чтения, канонизированный сравнительно поздно, она не участвует в литургической практике и в ее авторстве многие сомневаются. Портрет в 1520-е годы становится основным жанром в творчестве Дюрера.
Появляются четыре всадника — мор, война, голод и смерть, которым дана власть «над четвёртою частью земли — умерщвлять мечом и голодом и мором и зверями земными» (Откровение 6:8). Создание новой теории фортификации, по словам самого Дюрера, было обусловлено его заботой о защите населения «от насилий и несправедливых притеснений». Те, кто уже спаслись, устремляют взор к небесам. Будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном в семье. «И я взглянул и вот, конь бледный и на нем всадник, которому имя смерть и ад следовал за ним и дана ему власть над четвертой частью земли — умерщвлять мечом и голодом и мором и зверями земными» – зловещие слова «Апокалипсиса» — мрачных пророчеств Иоанна Богослова, предрекавших крушение мира, — раздавались с амвонов всех церквей, когда немецкий художник Альбрехт Дюрер вернулся в родной Нюрнберг после первого путешествия в Италию, где он изучал основы ренессансного искусства. И, в то же время, планы полнолистной гравюры максимально приближены к зрителю.
Ведь те пятнадцать листов, в которых Дюрер представил «Откровение» исполнены такой оригинальности, что по сравнению с ней все усвоенное на чужбине отступает на задний план и этот цикл не только сразу же выдвинул его на первое место среди немецких художников, но, как мы увидим далее, поднял на новую высоту и само немецкое искусство в общем контексте художественных устремлений европейских народов. (Однако искусствовед А. Сидоров считал, что приписывать все базельские гравюры Дюреру не стоит). Этот приём художника обеспечил огромный успех серии гравюр. Г. Вёльфлин в своей работе («Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса») проследил на примере его творчества как складывалось немецкое культурное сознание под воздействием идей итальянского Возрождения. Известно, что во втором итальянском путешествии он приобрёл «Начала» Евклида— эта работа лежала в основе университетского курса геометрии.
Знакомство с венецианской школой оказало сильное влияние на живописную манеру художника, несмотря на то, что картина «Праздник венков из роз» испорчена неумелыми реставрациями, она ясно демонстрирует это. Творчество Альбрехта Дюрера (1471-1528) интересно тем, что он выполнял гравюры одинаково успешно и на меди и на дереве. На лицевой стороне доски «Святой Иоанн в Патмосе» Босх изображает круг, подобный кругу в работе «Семь смертных грехов». Нюрнбергский Дом Дюрера в Циссельгассе (сейчас— улица Альбрехта Дюрера, 39), где он жил и работал с 1509 года до своей смерти, был приобретён городом в 1826 году.
Весь город спал вдвоем, а те, кто не спал, умирали. Прежде чем мы обратимся к иллюстрациям, следует сказать несколько слов о тексте. Апостол Иоанн Богослов, записывающий Откровение (видимо, этот текст лежит у него на коленях), довольно редко выступает в качестве сюжета для алтарной створки. Вавилон в изображении Альбрехта Дюрера — это папский Рим.
Самая узнаваемая картина Дюрера была написана для Сан-Бартоломейской церкви в Италии. На других лицах написаны робость испуг или протест. Поколение итальянских граверов, которые обучили в тени Дюрера все любой непосредственно скопированные части его пейзажного образования (Джулио Кампаньола и Чристофано Робетта) или целые печати (Маркантонио Раймонди и Агостино Венецьано). И поскольку смерть была совсем рядом, а жить хотелось, мертвец был каким-то «соседом справа», с которым можно было даже и поговорить.
«Четыре Книги по Человеческой Пропорции» были изданы посмертно, вскоре после его смерти в 1528. В это время появилось множество беглых зарисовок. В 1500 году типография Кобергера выпустила «Страсти св. «Апокалипсис» играет особенную роль в творческом развитии Дюрера.
Даже ГДР оставила себе книги в качестве памятника и издавала «Апокалипсис» репринтом сумасшедшего качества. И вот на людей обрушиваются страшные бедствия.
Он благословляет грозное апокалипсическое войско. Один из палачей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. Виднеющиеся на очищенном кусочке граната зерна символ многогранности личности императора.
Церковь и князья жестоко мстили бунтарям. «Руководство» состоит из четырёх книг, которые обобщают достижения античности и средневековья (иногда Дюрер ссылается на неопределённых предшественников или упоминает ремесленников использующих те или иные приёмы), а также включают личные открытия Дюрера. В Доме Дюрера также проходят временные выставки оригинальных работ художника89.
Все это в комплексе представляется влиянием протестантизма. В левом углу в плаще внимательный наблюдатель (некоторые усматривают сходство с самим Дюрером).
Руки Молящегося. 1490-1494 – годы странствий, обязательные для того, чтобы получить звание мастера. В центре круга – скала, на вершине которой птица в гнезде кормит своих птенцов. В разработке этого проекта принимали участие Пиркгеймер и Иоганн Стабий (идея и символика), придворный художник Йорг Кёльдерер, гравёр Иероним Андреа39.
И вот таким образом уже нет страха, можно посмеяться, можно пошутить, уговорить смерть. По церковному преданию, авторство «Апокалипсиса» приписывается евангелисту Иоанну Богослову, которому во время его ссылки на остров Патмос в Эгейском море было видение (откровение) о конце мира и судьбах человечества. Однако в 1513 и 1514 Дюрер создал его три самых известных гравюры: Рыцарь, Смерть и дьявол (1513, вероятно основанный на Инструкции трактата Эразма militis Christiani), Св. Автопортрет, рисунок в silverpoint, датирован 1484 (Альбертина, Веной), «когда я был ребенком», как говорится в его более поздней надписи. После того, как Дюрер однажды находит нужный тон, картины возникают одна за другой. Дюрер после 1514 года работал при дворе Максимилиана I (выше представлен его портрет, выполненный Альбрехтом).
Второй – взмахнул огромным мечом, ослепленный яростью, он стремительно мчит коня – Война. Гравюра 1513 года Рыцарь, Смерть и Дьявол, а также две работы 1514 года (Иероним в келье и Меланхолия) занимают важное место в наследии Альбрехта. Первоначально в нём была оборудована мемориальная комната художника.
В 1493 Дюрер поехал в Страсбург, где он испытает скульптуру Николауса Герерта. Который также парадоксален. Многие из них отображают библейские предзнаменования и описания Конца Света, Апокалипсиса. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится.
В «Апокалипсисе» эта черта его искусства выступает на передний план столь же сильно, сколь и неожиданно в общем контексте европейского искусства того времени. И эти образные элементы он соединяет в композиции, которые можно было бы охарактеризовать как зримые видения и фантазии, они основываются скорее на свободных картинах, явленных воображению, чем на наблюдениях земного мира, так что перенесенное в чувственную сферу содержание «Апокалипсиса» опять-таки соединяется в образы, опирающиеся не на реальные ситуации и взаимосвязи, но на возникающие силой воображения. Так религиозная тема обернулась политическим памфлетом. Немецкое имя «Дюрер» является переводом с венгра, «Ajtsi». Дюрер написал своего желания привлечь Лютера в его дневнике в 1520: «И Бог помогает мне, что я могу пойти к доктору Мартину Лютеру таким образом я намереваюсь сделать портрет из него с большой осторожностью и выгравировать его на медной пластине, чтобы создать длительный мемориал христианского человека, который помог мне преодолеть столько трудностей».
Дюрер не учился в университете. Список их следующий: выполненный в 1520 году углем Эразм Роттердамский, а также работы 1521 года Лука Лейденский (выполнена серебряным карандашом), Агнес Дюрер, при создании которой использовался металлический карандаш и др. Славу ей создали поразительная экспрессия и красота. В средние века иконопись, алтарная живопись – любое произведение религиозной тематики было полно символов.
Именно в Болонье Дюреру преподавали (возможно Лука Пачоли или Брамант) принципы линейной перспективы и очевидно познакомился с 39costruzione legittima39 в письменном описании этих принципов, найденных только, в это время, в неопубликованном трактате Пьеро делла Франчески. Дюрер никогда не падал от критической пользы и были значительные возрождения интереса к его работам в Германии в Ренессанс Дюрера приблизительно 1570 – 1630 в начале девятнадцатого века и в немецком национализме с 1870 до 1945. В окружении, молящиеся, среди которых папа Юлиан второй и император Максимилиан первый. Он написал, что Джованни Беллини был самым старым и тем не менее лучшим из художников в Венеции. Пророчества «Апокалипсиса» становились в Европе особенно актуальными в неблагополучные периоды, во время войн, эпидемий, неурожаев. За балюстрадой видна небольшая площадь типичного немецкого города.
Причина поездки неизвестна. Одна часть исследователей (в том числе Г. Дехио, Б. Хендке) считала, что в Германии не было периода Возрождения и Дюрер и его современники относились к художникам поздней готики. «Начала» были детально изучены художником, однако, не без проблем: вероятно, Дюреру не хватало познаний в латыни и он обращался за помощью к Николасу Кратцеру, который переводил книгу Евклида на немецкий язык. Без портретов сложно себе представить творчество Альбрехта Дюрера.
Кроме того, это одна из самых мажорных по интонации картин.
Брак был бездетным известно, что оба брата художника: Эндрес (1484—1555), золотых дел мастер и Ханс (1490—1538), художник и гравёр, впоследствии придворный художник Сигизмунда I, также умерли, не оставив потомства20. Сегодня появился специальный термин «Северное Возрождение», который описывает особенности Ренессанса в других странах Европы. Но Дюрер – автор и живописных полотен. Открытая Альбрехтом в его современниках сила духа обретает большой масштаб в диптихе Четыре апостола (на фото ниже), последней живописной работе мастера (1525 год). Дюрер не затушевывает ирреальный характер видения, но, напротив, подчеркивает его.
В историографии творчества художника в XIX веке оформилось два направления. Во время Второй мировой войны дом сильно пострадал, но был восстановлен. В последнее десятилетие XV века художник создал несколько живописных портретов: своего отца, торгового агента Освальда Креля (1499, Старая пинакотека, Мюнхен), саксонского курфюрста Фридриха III (1494/97) и автопортрет (1498, Прадо, Мадрид). Там он видел «вещи, которые послали королю от золотой земли» — ацтекское сокровище, которое Эрнан Кортес отослал домой императору Священной Римской империи Карлу V после падения Мексики. Страшный суд – главная тема, проходящая через все творчество Босха. Одна из важнейших картин последних лет— диптих «Четыре апостола», который художник преподнёс городскому Совету в 1526 году.
В Базеле Дюрер, возможно, принял участие в создании знаменитых гравюр на дереве к «Кораблю дураков» Себастьяна Бранта (первое издание в 1494, художнику приписывается 75 гравюр для этой книги)10. В этой части мы подробнее остановимся именно на гравюрах этого замечательного художника. Это – единственная существующая гравюра, подписанная с его полным именем. С. 236-237). В 1494 году вернулся в Нюрнберг Альбрехт Дюрер. Иеронима» 1492 года, подписанной на обороте именем Дюрера, работы «мастера типографии Бергмана» были атрибутированы ему15. Отметим, что именно Альбрехт первым в Германии начал изучать обнаженную натуру.
На холсте изображена, не просто рука набожного человека, а родного брата Дюрера. С одной стороны, это может быть Макс Гигер, Ларс фон Триер и Мэл Гибсон, конечно – они явно продолжают писать натуралистическую (исторически или фантастически) «книгу наказаний». Они эффектно усложнены очертаниями огромных бархатных беретов или широкополых шляп. Четыре карающих Ангела, стоящие «на четырех углах земли», остановлены повелением свыше.
Шедевром резцовой гравюры на металле в исполнении Дюрера считается гравюра «Адам и Ева» (1504), работая над которой художник использовал рисунки с античных статуй Аполлона и Венеры62. Эти работы Дюрера были наиболее известны среди его современников. Этим и объясняется тот факт, что художественное развитие на примере больших алтарных картин протекало менее интенсивно, чем в тех видах искусства, что возникли из потребностей духовного воспитания и образования, как то: в резьбе по дереву, гравюрах на меди и в книжной иллюстрации. Пугающие, несоразмерные человеческому бытию явления, описанные в Откровении, дали повод связывать слово «апокалипсис» исключительно со страшными бедствиями и катаклизмами.
Возможно, ослабленная частыми беременностями, она много болела.