Именно в Алжире встретил свою будущую жену Марке Альбер, биография которого тесно связана с этой страной.
Один из рецензентов повторил в отношении работ фовистов, к которым в это время примкнул Марке, выражение, сказанное Рескиным по поводу Уистлера в Лондоне: Они бросили нам в лицо горшок с красками. Как и все парижане, Марке не представляет французской столицы без Нотр-Дам. «Вывестиживопись из дремотного состояния искать решения всех проблем в ящике с красками, преобразовать реальность, подчиняясь интуиции, добиваясь выразительности любой ценой» — к этому стремились молодые художники. Примечательно, что большинство людей на этих пейзажах – лишь силуэты, размытые фигуры. Марке много путешествовал, особенно часто бывал в Италии, долго жил в Алжире. Ряд картин, написанных художником в этот период, относятся к лучшим произведениям фовизма («Пляж в Фекане», 1906, Центр Помпиду, Париж).
В Неаполе показан ослепительно ясный полдень. Название фовизм произошло от французского«fauvre» (дикие звери), так один из критиков отозвался о работах А. Марке и его друзей А. Матисса, А. Мангена, Ж. Руо, Ш. Камуэна, а также М. Вламинка и А. Дерена, выставленных в Осеннем салоне 1905 года. В это время Марке пишет этюды обнаженной натуры, натюрморты интерьеры, портреты. Среди портретов наиболее интересны Портрет кузины, Портрет матери в черном платье, Портрет родителей. Здесь Марке встретил первых критиков, которые оценили его талант, - Ж. Бессона и Ф. Журдена.
В Нормандии Марке пишет одну из лучших своих работ — «регата в Меллерей» (1927, Музей искусств, Бордо). Ранние работы Марке (конец 1890 — начало 1900-х) главным образом представляют пейзажи, написанные в традиционной манере импрессионистов. Он кажется еще более непроницаемым из-за густых хлопьев снега, кружащихся в воздухе.
Шел 1934 год. Композиционные линии отличаются динамизмом и притягивают взгляд зрителя в глубину. Во второй половине 1900-х гг. Марке передает атмосферу Парижа избегая полного набора клише от художников предыдущего поколения — кафе с любителями абсента, пляски в Мулен Руж идиллические посиделки в парках. Храмы естественны, как растущие деревья и без труда растворяются в окружающей среде. Работы этих русских художников тоже войдут в экспозицию.
Проявляя необыкновенную наблюдательность, он искал в лицах людей, в их движениях не просто сиюминутное состояние (хотя это было интересно), а характеры, жизненный опыт, мироощущение. Однако из всех фовистов Марке был наименее «диким». И все же немало художественных приемов было им найдено благодаря фовизму. Вид Лувра», «Ярмарка в Гавре», «Гавань в Ментоне» и другие.
Однако после Осеннего салона 1905 года критика буквально взорвалась негодованием. Отдельно на выставке можно будет проследить отношения Марке с Россией. Здесь явно не они являются главными героями. Именно Африка, Алжир дали ему возможность проявить новое отношение к солнечному свету. Это была крепкая и чистая любовь. В Бордо был хороший музей, где Альбер увидел картины Веронезе, Мурильо, Рубенса.
Он пишет белые крыши и стены домов, белые террасы и заборы. В основе экспозиции, где будет около 40 произведений Марке из собраний европейских и российских музеев, а также частных коллекций, – работы с масштабной выставки художника, недавно прошедшей в Музее современного искусства Парижа. Отец работал кондуктором поезда, мать была на пятнадцать лет моложе его.
Уже в 1907 году Марке решительно отказался от условной экспрессивной системы фовизма. Альбер Марке, как и Матисс, не стремился быть первым, но работал упорно и вдохновенно. творческие поиски А. Марке приводят его к принятию художественного метода фовистов. Это характерно, например, для такого полотна, как «Ярмарка в Гавре» (1906, Музей искусств, Бордо). Марке много путешествовал. Проблемы выбора профессии для Марке не существовало.
Говоря об искусстве Марке, даже знаток смутится в определении стиля. Альбер Марке родился 26 марта 1875 года в Бордо. Вот таким образом работы мастера так воздушны.
Альбер Марке много путешествовал, а в 1934 году даже приезжал в Россию. Его Париж был серым, Неаполь – голубым, Гамбург – охристым. Как правило, контур предмета он передает при помощи четкого мазка-штриха. На пути к творческому самоопределению емупредстояло пройти испытание фовизмом.
Большинство пейзажей написано с высоты приблизительно пятого-шес-того этажа. Вместо ярких и чистых красок – монохромные, меланхоличные пейзажи с видами Сены. Одним из немногих впечатлений от поездки стало короткое замечание художника: «Коровин неплох». Ее пересекают редкие экипажи, пропадающие в сероватой завесе дождя. В начале 1947 года он переносит операцию, но буквально через неделю неожиданно встает, подносит мольберт к окну и начинает писать. Альбер чувствовал себя заложником устоявшейся формы. Выходило в основном меланхолично – чувствуется, Марке слушали внимательно.
Марке Альбер (Marquet) (1875-1947), французский художник. В 1908 году группа распалась и дальше художник поддерживал отношения лишь с Матиссом. Нотр-Дам» (1910, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
«Я чувствую, что каждый день все больше и больше погружаюсь в усталость». Второй излюбленный жанр художника, как ни странно, — солнечные марины (этим словом искусствоведы называют любое полотно на морскую тему) с разноцветными флажками и нарядными морячками.
Пейзажист. Главное для художника — показать напряженный ритм жизни порта. Иная картина предстает перед зрителем в одном из лучших пейзажей Марке «В Неаполе» (1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
В 1905 году картины Марке («Солнце над деревьями») были представлены в седьмом зале Осеннего салона, названном критиками «клеткой диких», наряду с работами Матисса, Мангена, Дерена и Мориса Вламинка. ГМИИ напоминает, что поклонниками творчества французского живописца были отдельные выпускники ВХУТЕМАСа – ВХУТЕИНа 1920-х годов, представители московской группы «13» и ленинградского объединения «Круг художников». Подтверждением тому является его известная работа «Пляж в Фекаме», написанная уже в 1906 году. Жизнь человека и природы исполнена энергии, движения («Порт Гавр», 1934). В морских пейзажах Марке всегда есть знаки присутствия человека.
Гуманистическое восприятие человека и природы в единстве сочеталось у Марке с прогрессивными общественными демократическими взглядами и вместе с тем Марке был страстным патриотом своей родины. Кроме работы в ателье, Марке, как и его товарищи, много рисовал просто на улице. Его Алжир был белым.
Сколь бы притягательным не был импрессионизм – это было не то, чего он искал. Рисовать Альбер начал очень рано, он рисовал куском угля на полу, на полях тетрадей. После этой выставки начали говорить о «Париже Марке», поскольку виды французской столицы были пронизаны собственным, глубоко личным отношением, они обладали лиричной интонацией и щемящей свежестью.
В написанных в 1906-1907 годах пейзажах Марке Солнце над Парижем, Вид Лувра, Новый мост. Его сияющие светом пейзажи были замечены и оценены. В 1934 году по приглашению ВОКС (Всесоюзное общество культурной связи с заграницей) художник приехал в Ленинград, а затем посетил Москву и несколько провинциальных городов. Плотным розовым туманом окутан утренний Париж.
Голубое до синевы небо, растворенные в мареве летнего воздуха дали, голубая вода. Большую часть из них составляли парижские пейзажи. Вместе с ним мы переходим в нижнюю часть холста, спускаемся по набережной Сен-Мишель. Выставка имела большой резонанс, а французский критик Луи Восель сравнил художников с дикими зверями (fauves).
Хотя Марке остался реалистом, не пытаясь экспериментировать с многочисленными «измами» ХХ века, его пейзажи по силе обобщения приближались к абстракции. Оно то бурное и грозное, накатывающее на берег пенистыми волнами («Буря в Ла Гулетт», 1926, Музей искусств, Бордо), то тихое и спокойное («Алжирский порт», 1943, Музей искусств, Бордо). В них движение людей и гармония природы соединяются в едином течении городской жизни. Секрет его картин заключен в соотношении земли и неба, светлого и темного. Его Воксель, будущий автор термина «фовизм» (от французского fauve – «дикий») смело сравнил с Донателло.
Яркость и условность цвета, широта письма сближалаМарке с фовистами. С трех сторон зажата пустынная площадь перед собором. Марке навсегда сохранил теплые чувства к учителю, соединившему культ профессионализма с широтой взглядов. Моро всегда говорил ученикам, что копирование натуры требует огромной ответственности: «Копировать природу надо с воображением, только воображение делает нас художниками».
Марке пишет реку-труженицу и в то же время образ Сены в его исполнении очень поэтичен. В годы учебы у Моро Марке сдружился с А. Матиссом, А. Мангеном, Ж. Руо, Ш. Камуэном. Они не подавляют, они органичны и естественны в окружающей их среде. Он побывал в Италии, Тунисе и Марокко, долгое время жил в Алжире.
Именно в соотношении неба и земли, светлого и темного – основа его композиций. Освещение и композиция подобраны изысканно, однако в целом произведению не хватает тонкости и лиризма, присущих Сислею.
Общая голубая тональность оживляется черно-коричневыми корпусами судов. Для пейзажей Марке исполненных после 1907 (главным образом изображение реки в черте города, моря, портовых городов), характерны лаконизм рисунка, спокойная ясность композиции, мягкая серебристая обобщенная гамма, построенная на сдержанных контрастах светлых и тёмных тонов, тонко передающих определённое состояние природы и пространственной и световоздушной среды (Везувий, 1909, Мост Сен-Мишель в Париже, 1912, – оба в ГМИИ). В работах членов группы «13» Татьяны Мавриной, Бориса Рыбченкова, Антонины Сафроновой, ленинградского объединения «Круг художников» Александра Ведерникова и Николая Лапшина можно увидеть безусловное влияние Марке. Уже в этих ранних работах выявилось своеобразие стиля Марке. Он любил воссоздавать то состояние, когда из-за того, что солнце находится высоко над головой, тени укорачиваются настолько, что с небольшого расстояния просто не воспринимаются. Так в России, а затем в СССР у Марке появились последователи.
Мы знаем море, написанное Лорреном и Каналетто, Коро и Буденом, Курбе и Моне. Там он поступил в Школу изящных искусств. Он не боялся чистого цвета, но никогда не стремился к цветовым эксцессам. Окончив школу, он отправился в Париж, чтобы получить художественное образование. Альбера Марке один из английских критиков назвал деликатным фовистом.
Марке очень часто обращался к образу Парижа. Марке также совершил путешествие, на которое решались немногие – он посетил СССР. Едва узнаваемые архитектурные акценты, намеченные контуром или тоном, позволяют безошибочно определить, что на картине изображен не просто город, а Париж (его Нотр-Дам, Эйфелева башня). Такая поездка для французского живописца была сравнима с полетом на другую планету. От этих двух работ Марке значительно отличаются посвященные жизни порта картины «Грузовое судно в Марселе» (1916, частное собрание, Париж), «Булонь-сюр-мер» (1930, частное собрание, Лозанна) и «Гавр» (1934, частное собрание, Париж). Альбер Марке с собственной неповторимостью изображал чарующие виды Парижа.
Речь о молодых дарованиях ВХУТЕМАСа – высших художественных мастерских, которые впоследствии незначительно переименуют, заменив «мастерские» на «институт». Альбер Марке родился в Бордо, в семье железнодорожного служащего. Таковы «Гавань в Ментоне» (1905, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Регата в Фекане» (1906, Национальный музей современного искусства, Париж), «Набережная в зелени» (1906, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Море и вся природа в них отходят на задний план, уступая место грузовым судам, буксирам, подъемным кранам и складским постройкам. Это был непревзойденный мастер соотношений между общим и конкретным.
Везувий как облако возникает на горизонте и растворяется в небе. Цоканье копыт перекликается со звоном конок, фырканьем автобусов и все эти звуки растворяются в голубом пространстве, наполняющем пейзаж, уходят ввысь.
В поиске света и движения он объехал полмира. Главным во всех работах Марке 1910-1920 годов является не цвет, а свет. Наталкиваясь на него, взгляд некоторое время блуждает в поисках выхода, удлиняя паузу и лишь затем начинается медленное обратное движение возвращение к поверхности холста. В североафриканском цикле пейзажей Марке центральное место занимает мотив моря.
Остается где-то внизу шум города. Нотр-Дам. Фовизм был самым кратковременным течением в истории искусства. Известность к фовистам пришла после Осеннего салона 1905 года в Гран-пале. Высокий горизонт позволяет охватывать не только город, но и много неба.
Они действительно заслуживали прозвище диких (le fauve – по-французски дикий зверь). Еще одна особенность городских пейзажей Марке – это выбор высокого горизонта. Альбер начал очень рано рисовать чем угодно и где угодно: куском угля на полях школьных тетрадей, на полу С 1890 по 1895 год он обучался живописи в Школе декоративных искусств, после чего поступил в Школу изящных искусств, в мастерскую Г. Моро, которого современники называли «мистиком, который устроил себе келью в центре Парижа». Учился в Школе изящных искусств в Париже (1895-98) у Г. Моро.
Он начинал, как и многие его современники-художники. Марке же делает его своим тональным камертоном. Он чувствует необычный подъем, работает легко, с упоением, как прежде.
Типично для этого периода полотно «Деревья в Бийанкуре» (1898, Музей искусств, Бордо). Примерно в таком настроении Марке отбыл на родину. Впервые его работы увидели в Москве в 1907 году на выставке «Голубой розы», затем в 1912-м – современных художников в Петербурге, благодаря коллекционерам Сергею Щукину и Ивану Морозову. (Для справки: Хокусай – это японский художник 18 века, чьи произведения отличаются реалистической конкретностью, динамичным рисунком и насыщенным чистым цветом).
Если Сезанн был одним из китов постимпрессионизма (наряду с Ван Гогом и Гогеном), а Матисс – диким зверем фовизма, то с Марке все отнюдь не так однозначно. Эта работа по выбранному сюжету и колориту несет на себе отпечаток художественной манеры А. Сислея. Среди русских последователей, которых художник осенил во время организованной ВОКСом встречи (кстати, весьма безрадостной, судя по мемуарам), – Софронова, Рыбченков, Маврина и Лапченков.
В природе только два цвета голубой и белый. Среди картин, сделавших живописца знаменитым, наиболее выделялись «Солнце над деревьями», «Набережная в зелени», «Париж. Лучи, скользящие по воде, делают море молочным, непрозрачным, светящимся.
Теперь глаз замечает все, не упускает ни одной подробности. На выставке в парижской Галерее Дрюэ было представлено 39 композиций Марке. В некотором смысле он так и остался чужим среди своих. Если в изображениях Парижа преобладают сиренево-серые оттенки, то Восток у Марке — белый.
Эти зарисовки он потом использовал в своих картинах. В 1905-07 примыкал к фовизму, писал жизнеутверждающие, яркие по цвету пейзажи (14 июля в Гавре, 1906, частное собрание, Париж). Море Марке не пустынно в нем всегда чувствуется присутствие человека.
В своих лирических городских пейзажах Марке создал собственный неповторимый, глубоко эмоциональный по восприятию образ столицы Франции – Парижа. Тогда художники и были наречены критиком Луи Вокселем дикими зверями. Сена, которую художник называл «единственной рекой Франции» играет большую роль в его парижских пейзажах. Неаполь дал возможность Марке глубоко почуствовать и передать на своих полотнах совершенность моря, саму мечту о водном просторе. В картине «Неаполь» (1909, Санкт-Петербург, Эрмитаж) все полно движения, пространство кажется напоенным мерцающим светом и морским воздухом, поверхность вод отражает меняющееся освещение неба.
В движении спешащих куда-то людей есть особая размеренность. Его городские пейзажи отличаются глубоко прочувствованным отношением к природе, но в то же время им свойственна отстраненная созерцательность авторской позиции, как будто художник смотрит с возвышения на спокойно текущие воды Сены, мосты, перекинутые с одного берега на другой, на прямые линии городских улиц («Набережная Бурбон зимой», 1908, ГМИИ, Москва).
Затем сам убирает краски, чистит палитру, моет кисти, хорошо, если бы завтра снова шел снег, надо успеть закончить. Улица в Сиди-Бу-Сайде и другие работы алжирского цикла эмоциональны и очень романтичны. И хотя впечатление о русской живописи у Марке исчерпывается всего лишь тем, что «Коровин неплох», французский мастер оказывает сильное влияние на советских художников. Альбер Марке говорил: «Когда я начинаю картину, я не знаю, как ее закончу».
Но, если для Вламинка или Дерена тех лет, фовизм был сутью их мировоззрения, то Марке так и не стал до конца приверженцем этого направления. Матисс – в заношенном грубом пальто, Манген – в ярко-красном фантастическом костюме, Дерен и Вламинк – в оранжевых, желтых рубашках, Марке – в старом вельветовом костюме и в сдвинутой на затылок шляпе. Именно в Северной Африке Марке впервые начал писать грозы и штормы.
Она почти всегда оживлена движущимися по ней баржами и лодками. В Солнце над Парижем, в работах Вид Лувра, Новый мост. Второй излюбленный жанр художника, как ни странно, – солнечные марины (этим словом искусствоведы называют любое полотно на морскую тему) с разноцветными флажками и нарядными морячками.
Ему удавалось подобрать оттенок к атмосфере любого города: уловить лилово-сизый колорит Парижа, небесно-голубые оттенки Неаполя, молочный алжирский воздух, жар Марракеша. Марке выбрал стратегию ускользания не только в жизни, но и в искусстве. Однако, ставя перед собой сходные с фовистами колористические задачи, Марке по существу оставался в стороне от них и вскоре перешел к более сдержанной тональности и умеренному использованию чистого цвета («Вид на Сену и памятник Генриху IV», 1906). Именно с этого времени все заговорили о Париже Марке, о том, что у этого художника есть не только свой взгляд, но и своя интонация, что его полотна по-особому свежи, просветленны, что он умеет вслушиваться в тишину: Любимыми районами Марке стали теперь не Люксембургский сад, не Авеню де Версай, которые раньше он с таким вдохновением писал, а набережные Сены, центр города, Сена между мостами Де ля Турнель и мостом Искусства, Сите с Нотр-Дамом. Бесшумно проносятся лодки, плывут барки и динамичный силуэт Везувия плывет вместе с ними.
Для него была ближе собственная выразительная система. А натюрморты с фруктами и вовсе напоминают сезанновские. Особенно же заинтересовало Марке творчество П. Боннара. Именно Северная Африка и особенно Алжир дали Марке возможность более точно, глубоко воспринимать написанные во время путешествий европейские пейзажи.