Лекция Софи Кребс – куратора выставки «Альбер Марке. Это неповторимый и загадочный, молчаливый и величественный собственный Париж Альбера Марке. 14 июня 1947 года Альбер Марке умер.
Марке, Альбер (1875 1947) французский художник. 14 июня 1947 года Альбер Марке умер. Альбер Марке (Albert Marquet), современник Матисса, родился в 1875 году. Проект Пушкинского музея значительно отличается от парижской выставки: он дополнен новыми ракурсами, которые позволяют по-новому взглянуть на Альбера Марке и его связь с Россией. Это неповторимый и загадочный, молчаливый и величественный собственный Париж Альбера Марке.
Пушкина открылась масштабная ретроспективная выставка произведений Альбера Марке (1875–1947). Как живописец, Альбер Марке формировался в период расцвета художественной жизни Парижа на рубеже XIX–XX веков, его связывала дружба с Анри Матиссом, Жоржем Руо, Раулем Дюфи и Андре Дереном. Пушкина перенял эту эстафету у Музея современного искусства города Парижа, в котором в марте-августе 2016 года прошла выставка «Альбер Марке.
Мастерски работает художник только серебристыми оттенками серого. Его городские пейзажи отличаются глубоко прочувствованным отношением к природе, но в то же время им свойственна отстраненная созерцательность авторской позиции, как будто художник смотрит с возвышения на спокойно текущие воды Сены, мосты, перекинутые с одного берега на другой, на прямые линии городских улиц («Набережная Бурбон зимой», 1908, ГМИИ, Москва). (Для справки: Хокусай – это японский художник 18 века, чьи произведения отличаются реалистической конкретностью, динамичным рисунком и насыщенным чистым цветом). Много работая над техникой изображения и над особым видением пространства, «взглядом художника», Марке создал тот стиль, который стал его визитной карточкой – выразительный с упрощенными формами, но передающий внутренний мир изображаемых героев. Мы знаем море, написанное Лорреном и Каналетто, Коро и Буденом, Курбе и Моне. Голубое до синевы небо, растворенные в мареве летнего воздуха дали, голубая вода.
Учился в Париже, в Школе декоративных искусств (1890—1895) и в Школе изящных искусств в мастерской Моро (1895—1898). Вместе с ним мы переходим в нижнюю часть холста, спускаемся по набережной Сен-Мишель. Его Париж был серым, Неаполь – голубым, Гамбург – охристым. Троицы». Эрмитаж Набережная Бурбон зимой, 1908, Москва, Гос.
Одним из немногих впечатлений от поездки стало короткое замечание художника: «Коровин неплох». «Вывестиживопись из дремотного состояния искать решения всех проблем в ящике с красками, преобразовать реальность, подчиняясь интуиции, добиваясь выразительности любой ценой» — к этому стремились молодые художники. Моро всегда говорил ученикам, что копирование натуры требует огромной ответственности: «Копировать природу надо с воображением, только воображение делает нас художниками». А. С. Пушкина Дождливый день в Париже. И такой особенностью стал для него свет.
Альбера Марке один из английских критиков назвал деликатным фовистом. Плотным розовым туманом окутан утренний Париж. Эти зарисовки он потом использовал в своих картинах. Мастер написал его, смотря с верхней точки. Марке также совершил путешествие, на которое решались немногие – он посетил СССР.
Почти все пейзажи художник писал с высоты пятого-шестого этажа – не только (и не столько) стараясь избежать любопытствующих прохожих, но и для того, чтобы иметь возможность широко охватить пространство Парижа. Голубое до синевы небо, растворенные в мареве летнего воздуха дали, голубая вода. Работы этих русских художников тоже войдут в экспозицию.
По горизонтали полотно делится на три части. Потом было путешествие в Алжир, в который он просто влюбился.
Абсолютно необыкновенно полотно, с любовью показывающее лиловый Париж, – «Площадь св. В 1945 году Марке с женой вернулись в Париж. Вместе с тем они отличаются тонкостью валерных отношений изысканной мягкостью приглушенных тонов — сизо-зеленых, голубых, лилово-желтых, воссоздающих свет, воздух, ясные прозрачные дали, широкие просторы, как бы ассоциирующиеся с ощущением свободы, воли. Он был дружен с Матиссом, Дереном, Вламинком, Руо, Дюффи.
Его чувство цвета поразительно. Альбер Марке родился 26 марта 1875 года в Бордо. В ранних портретах Марке выразительность осанки, жеста выявлена чётко очерченным силуэтом фигуры, выделяющейся на нейтральном фоне (А. Мы знаем море, написанное Лорреном и Каналетто, Коро и Буденом, Курбе и Моне. Бесшумно проносятся лодки, плывут барки и динамичный силуэт Везувия плывет вместе с ними.
Большую часть из них составляли парижские пейзажи. На пути к творческому самоопределению Марке предстояло пройти испытание фовизмом. В Солнце над Парижем, в работах Вид Лувра, Новый мост. Марке много путешествовал, особенно часто бывал в Италии, долго жил в Алжире. Здесь явно не они являются главными героями. музей изобразительных искусств им. Ранние работы Марке (конец 1890 — начало 1900-х) главным образом представляют пейзажи, написанные в традиционной манере импрессионистов.
В пейзаже нет напряженности, создаваемой близким присутствием индустриального города, он пронизан поэзией, чувством радости и восхищения красотой природы. Подружился с Анри Матиссом и оба, выдержав конкурс, поступили в Школу изящных искусств в мастерскую Гюстава Моро. С трех сторон зажата пустынная площадь перед собором. К ним относятся «Модистки», «Вид на Сену и памятник Генриху IV», «Набережная Лувра, лето», «Дождливый день в Париже. А натюрморты с фруктами и вовсе напоминают сезанновские.
В это время Марке пишет этюды обнаженной натуры, натюрморты интерьеры, портреты. Композиционные линии отличаются динамизмом и притягивают взгляд зрителя в глубину.
Теперь глаз замечает все, не упускает ни одной подробности. В картине «Неаполь» (1909, Санкт-Петербург, Эрмитаж) все полно движения, пространство кажется напоенным мерцающим светом и морским воздухом, поверхность вод отражает меняющееся освещение неба. Это его Париж его он написал последним в своей жизни и в нем сохранился, дошел до нас живой образ художника. Эта группа именуемая фовистами (от фр.
Главное для художника — показать напряженный ритм жизни порта. Солнце Алжира стало главным действующим персонажем его работ. Он чувствует необычный подъем, работает легко, с упоением, как прежде. музей современного искусства Сержант колониальных войск, 1906, Бордо, Музей изящных искусств). Эрмитаж Гаврский порт, 1934, Париж, частное собрание). Отец работал кондуктором поезда, мать была на пятнадцать лет моложе его. В природе только два цвета голубой и белый.
Сын железнодорожного служащего из Бордо, Альбер уделял больше внимания своим карандашным рисункам на полях школьных тетрадей, нежели наукам. Это пейзажи Парижа, Алжира, Гамбурга, Неаполя. В природе только два цвета голубой и белый. Общая голубая тональность оживляется черно-коричневыми корпусами судов.
Альбер начал очень рано рисовать чем угодно и где угодно: куском угля на полях школьных тетрадей, на полу С 1890 по 1895 год он обучался живописи в Школе декоративных искусств, после чего поступил в Школу изящных искусств, в мастерскую Г. Моро, которого современники называли «мистиком, который устроил себе келью в центре Парижа». Типично для этого периода полотно «Деревья в Бийанкуре» (1898, Музей искусств, Бордо). Уже в 1907 году Марке решительно отказался от условной экспрессивной системы фовизма. 1875, Бордо — 1947, Париж.
В североафриканском цикле пейзажей Марке центральное место занимает мотив моря. От этих двух работ Марке значительно отличаются посвященные жизни порта картины «Грузовое судно в Марселе» (1916, частное собрание, Париж), «Булонь-сюр-мер» (1930, частное собрание, Лозанна) и «Гавр» (1934, частное собрание, Париж). Нотр-Дам вдали, крупным планом дана набережная Сены и все погружено в серую полумглу. Так прекрасен и загадочен один-единственный город на свете, город, существовавший и не существовавший на самом деле, рожденный в душе человека, неказистого и забавного, но хранящего утонченность чувства, доброту и поэзию в душе Альбера Марке.
Сам мастер представлен 49 полотнами. Везувий как облако возникает на горизонте и растворяется в небе. Едва узнаваемые архитектурные акценты, намеченные контуром или тоном, позволяют безошибочно определить, что на картине изображен не просто город, а Париж (его Нотр-Дам, Эйфелева башня).
Линии набережных усиливают движение взгляда в глубину: как бы проскальзывают сквозь передний план, воспринимая его как вступление. «Порт в Онфлёре» (1911) – один из шедевров живописца, который попал в ГМИИ им. Нотр-Дам». Ряд картин, написанных художником в этот период, относятся к лучшим произведениям фовизма («Пляж в Фекане», 1906, Центр Помпиду, Париж). В пейзажах Марке этого периода, при всей хроматической насыщенности, сохраняются пространственные отношения, распределение интенсивных цветов следует за движением планов в глубину («Гавань в Ментоне», 1905 год, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Регата в Фекане», 1906 год, Национальный музей современного искусства, Париж).
Приглушённая тональность, передающая состояние влажной атмосферы, насыщается богатыми переливами перламутровых оттенков («Солнце над Парижем», 1907 год, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина «Дождливый день в Париже. Вместе с ним мы переходим в нижнюю часть холста, спускаемся по набережной Сен-Мишель. Особенно важной стала передача именно световых ощущений в его морских пейзажах. В 1905 году картины Марке («Солнце над деревьями») были представлены в седьмом зале Осеннего салона, названном критиками «клеткой диких», наряду с работами Матисса, Мангена, Дерена и Мориса Вламинка. Выходило в основном меланхолично – чувствуется, Марке слушали внимательно.
Его сияющие светом пейзажи были замечены и оценены. В его видах портов и гаваней спокойная водная гладь наполнена опаловым свечением, а тонущие в дымке прибрежные постройки, суда, горные массивы создают замкнутое обрамление («Везувий», 1909 год, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина «Роттердамский порт», 1914 год, Национальный музей современного искусства, Париж «Гамбургский порт», 1909 год, Эрмитаж, вариант – Кунстхалле, Гамбург «Гаврский порт», 1934 год, частное собрание, Париж и др. ).
Леняшиной, «принципом напоминания»: сочетанием «пластического обобщения холста в целом с акцентами, с решенными так же обобщенно, но тем не менее легко опознаваемыми, смысловыми вехами города – Эйфелевой башней и Сен-Шапель, Пантеоном и Нотр-Дам». Тихий, безветренный день встречает нас в «Везувии». Здесь явно не они являются главными героями.
Небо отражается в воде, даль бесконечна, все – простор и воля. Кроме того, на ней показаны работы Дерена («Просушка парусов»), Вламинка («Баржи на Сене»), Дюффи («Регата»). А. С. Пушкина Порт в Роттердаме, 1914, Париж, Нац. Годы оккупации художник провёл в Алжире. Начал обучение живописи в родном городе Бордо.
Именно Африка, Алжир дали ему возможность проявить новое отношение к солнечному свету. Морские дали, лодки, сероватое бледное небо, зеленоватая вода с легкой рябью. Типичен «Неаполитанский залив» (1909), который хранится в Эрмитаже. Матисс – в заношенном грубом пальто, Манген – в ярко-красном фантастическом костюме, Дерен и Вламинк – в оранжевых, желтых рубашках, Марке – в старом вельветовом костюме и в сдвинутой на затылок шляпе.
С трех сторон зажата пустынная площадь перед собором. Речь о молодых дарованиях ВХУТЕМАСа – высших художественных мастерских, которые впоследствии незначительно переименуют, заменив «мастерские» на «институт». Среди русских последователей, которых художник осенил во время организованной ВОКСом встречи (кстати, весьма безрадостной, судя по мемуарам), – Софронова, Рыбченков, Маврина и Лапченков.
Море Марке не пустынно в нем всегда чувствуется присутствие человека. Эти произведения также экспонируются в Эрмитаже. Марке как художник сформировался в атмосфере фовизма. «Набережная Лувра, лето» – это вид из окна его мастерской. И хотя впечатление о русской живописи у Марке исчерпывается всего лишь тем, что «Коровин неплох», французский мастер оказывает сильное влияние на советских художников.
В «Неаполе» показан ослепительно ясный полдень. Тремя штрихами художнику удается передать жизнь. Сена, которую художник называл «единственной рекой Франции» играет большую роль в его парижских пейзажах. музей изобразительных искусств им. Остается где-то внизу шум города.
С конца 1900-х Марке много путешествовал. Выход парусных лодок», 1920 год «Триель», 1931 год, обе – частные собрания, Париж). Вместо ярких и чистых красок – монохромные, меланхоличные пейзажи с видами Сены. Художник сам выработал такую манеру работы.
Это был непревзойденный мастер соотношений между общим и конкретным. В 1934 году по приглашению ВОКС (Всесоюзное общество культурной связи с заграницей) художник приехал в Ленинград, а затем посетил Москву и несколько провинциальных городов. Высокий горизонт позволяет охватывать не только город, но и много неба. Проявляя необыкновенную наблюдательность, он искал в лицах людей, в их движениях не просто сиюминутное состояние (хотя это было интересно), а характеры, жизненный опыт, мироощущение. Работа полна сочетания сложных цветов, где превалирует фиалковый на фоне бледного неба. Марке пишет реку-труженицу и в то же время образ Сены в его исполнении очень поэтичен.
Рисунки тушью поражали посетителей лаконизмом и реализмом. Пространство организовано черным контуром. Ее пересекают редкие экипажи, пропадающие в сероватой завесе дождя.
Но болезнь, начавшаяся в Африке, не отступала. Сколь бы притягательным не был импрессионизм – это было не то, чего он искал. Таковы «Гавань в Ментоне» (1905, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Регата в Фекане» (1906, Национальный музей современного искусства, Париж), «Набережная в зелени» (1906, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Неаполь дал возможность Марке глубоко почуствовать и передать на своих полотнах совершенность моря, саму мечту о водном просторе.
Иная картина предстает перед зрителем в одном из лучших пейзажей Марке «В Неаполе» (1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Марке очень часто обращался к образу Парижа. Необыкновенна, радостна и светла «Гавань в Ментоне».
Второй излюбленный жанр художника, как ни странно, — солнечные марины (этим словом искусствоведы называют любое полотно на морскую тему) с разноцветными флажками и нарядными морячками. Выход парусных лодок, 1920 Сабль дОлонь. Его полотна тяготеют к постоянному изображению Сены, пляжей, моря и берегов. Лучи, скользящие по воде, делают море молочным, непрозрачным, светящимся. Выставляется с 1901 – в Салоне Независимых, с 1909 – в Осеннем салоне.
Но не сразу художник пришел к полному пониманию того, как именно он хочет писать. Именно в Северной Африке Марке впервые начал писать грозы и штормы.
Чуть позже у него завязались близкие отношения с М. Вламинком, Р. Дюфи, А. Дереном и О. Фриезом. Для него была ближе собственная выразительная система. На всю жизнь Альбер запомнил слова учителя: «Копировать природу надо с воображением, только воображение делает нас художниками» и пронес эту заповедь через все свое творчество. Особенно же заинтересовало Марке творчество П. Боннара. Как и все парижане, Марке не представляет французской столицы без Нотр-Дам. музей современного искусства Гамбургский порт, 1909, Санкт-Петербург, Гос. Картины в Эрмитаже – это, как и в Москве, ранний Марке (1901-1913 годы).
Рувейр, 1904 год, Национальный музей современного искусства, Париж «Сержант колониальных войск», 1907 год, Музей изящных искусств, Бордо). Везувий как облако возникает на горизонте и растворяется в небе. Проблемы выбора профессии для Марке не существовало.
Все, кто вышел из мастерской Моро, - Милсандро, Марке, Матисс, Руо стали блестящими рисовальщиками. Большинство пейзажей написано с высоты приблизительно пятого-шес-того этажа. Нотр-Дам», 1910 год, Эрмитаж «Мост Сан-Мишель и набережная Грандз-Огюстен», 1910-1911 годы, Национальный музей современного искусства, Париж и др. ).
Парижские пейзажи заставили говорить о художнике как о мастере с собственной выразительной системой и о «Париже Марке». Альбер Марке говорил: «Когда я начинаю картину, я не знаю, как ее закончу». Взгляд художника с высоты «затягивает» зрителя в глубину.
В написанных в 1906-1907 годах пейзажах Марке Солнце над Парижем, Вид Лувра, Новый мост. Именно в соотношении неба и земли, светлого и темного – основа его композиций. Художник остановленного времени». Нотр-Дам» (1910, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Когда началась война, Марке с присущей творческому человеку прямотой открыто осудил фашизм и супруги были вынуждены вновь вернуться в Алжир. Однако после Осеннего салона 1905 года критика буквально взорвалась негодованием. Эрмитаж Регата в Фекане, 1906, Париж, Нац.
Оно то бурное и грозное, накатывающее на берег пенистыми волнами («Буря в Ла Гулетт», 1926, Музей искусств, Бордо), то тихое и спокойное («Алжирский порт», 1943, Музей искусств, Бордо). Только преодолев это, получишь возможность продолжать. Альбер Марке, как и Матисс, не стремился быть первым, но работал упорно и вдохновенно.
Шел 1934 год. В Нормандии Марке пишет одну из лучших своих работ — «регата в Меллерей» (1927, Музей искусств, Бордо). После этой выставки начали говорить о «Париже Марке», поскольку виды французской столицы были пронизаны собственным, глубоко личным отношением, они обладали лиричной интонацией и щемящей свежестью. Цоканье копыт перекликается со звоном конок, фырканьем автобусов и все эти звуки растворяются в голубом пространстве, наполняющем пейзаж, уходят ввысь.
Однако, ставя перед собой сходные с фовистами колористические задачи, Марке по существу оставался в стороне от них и вскоре перешел к более сдержанной тональности и умеренному использованию чистого цвета («Вид на Сену и памятник Генриху IV», 1906).
А. С. Пушкина). В движении спешащих куда-то людей есть особая размеренность. Среди портретов наиболее интересны Портрет кузины, Портрет матери в черном платье, Портрет родителей.
Они не подавляют, они органичны и естественны в окружающей их среде. Чернышёва площадь», 1946 «Город зимой», 1936 «Малая Невка», 1930-е). Все работы были очень высокого уровня.
В морских пейзажах Марке всегда есть знаки присутствия человека. Гармоничны соотношения моря, лодки и корабля. Затем сам убирает краски, чистит палитру, моет кисти, хорошо, если бы завтра снова шел снег, надо успеть закончить. Благодаря свету создается впечатление, что мир прогрет лучами южного солнца.
Кроме работы в ателье, Марке, как и его товарищи, много рисовал просто на улице. Если Сезанн был одним из китов постимпрессионизма (наряду с Ван Гогом и Гогеном), а Матисс – диким зверем фовизма, то с Марке все отнюдь не так однозначно. Вот таким образом работы мастера так воздушны. Альбер Марке родился в Бордо, в семье железнодорожного служащего.
Альбер Марке картины писал используя черные контуры. музей изобразительных искусств им. Как правило, контур предмета он передает при помощи четкого мазка-штриха. В годы учебы у Моро Марке сдружился с А. Матиссом, А. Мангеном, Ж. Руо, Ш. Камуэном. Он пишет белые крыши и стены домов, белые террасы и заборы. «Я чувствую, что каждый день все больше и больше погружаюсь в усталость». Нотр-Дам, 1910, Санкт-Петербург, Гос.
Нотр-Дам. В 1945 году вернулся в Париж. Они помогали ему вместе со светотенью и перспективой выявить форму и объем. В годы учебы завязалась его многолетняя дружба с Матиссом, сложились близкие отношения с Ж. Руо, Ш. Камуэном, А. Мангеном, позднее — с Дереном, Вламинком, Дюфи и Фриезом.
Он чувствует необычный подъем, работает легко, с упоением, как прежде. ГМИИ напоминает, что поклонниками творчества французского живописца были отдельные выпускники ВХУТЕМАСа – ВХУТЕИНа 1920-х годов, представители московской группы «13» и ленинградского объединения «Круг художников».
Его Воксель, будущий автор термина «фовизм» (от французского fauve – «дикий») смело сравнил с Донателло. Проявил себя также как рисовальщик иллюстратор, мастер акварели. Жизнь человека и природы исполнена энергии, движения («Порт Гавр», 1934).
Его Алжир был белым. Яркость и условность цвета, широта письма сближает Марке с фовистами. Марке много путешествовал.
В 1905 принимал участие в скандальном выступлении фовистов на Осеннем салоне. Невольно вспоминаются гравюры Хокусая «Сто видов Фуджи». Он побывал в Италии, Тунисе и Марокко, долгое время жил в Алжире. Марке же делает его своим тональным камертоном. Эти две темы (Париж и море) целиком захватили воображение мастера.
В Неаполе показан ослепительно ясный полдень. Это была крепкая и чистая любовь. Альбер чувствовал себя заложником устоявшейся формы.
Храмы естественны, как растущие деревья и без труда растворяются в окружающей среде. Нотр-Дам», «Гамбургский порт», «Сен-Жан-де-Люз», «Неаполитанский залив», «Набережная в зелени», «Гавань в Ментоне». В 1930-е годах в творчестве Марке проявились романтические интонации: пейзажи ночного Парижа пронизаны беспокойными ритмами, динамикой вспыхивающих, фосфоресцирующих цветов («Пон-Нёф ночью», 1935-1939 годы, Национальный музей современного искусства, Париж «Ночной Париж», 1937 год, частное собрание, Париж и др. ). Французский художник.
На выставке в парижской Галерее Дрюэ было представлено 39 композиций Марке. Но в некоторых работах он от них отказывался. Он окружен бледным неярким желтоватым небом. Альбер Марке много путешествовал, а в 1934 году даже приезжал в Россию. Много работая над техникой изображения и над особым видением пространства, «взглядом художника», Марке создал тот стиль, который стал его визитной карточкой – выразительный с упрощенными формами, но передающий внутренний мир изображаемых героев.
В Неаполе показан ослепительно ясный полдень. Пушкина из коллекции Сергея Щукина. Яркость и условность цвета, широта письма сближалаМарке с фовистами. Если в изображениях Парижа преобладают сиренево-серые оттенки, то Восток у Марке — белый. Улица в Сиди-Бу-Сайде и другие работы алжирского цикла эмоциональны и очень романтичны.
Второй излюбленный жанр художника, как ни странно, – солнечные марины (этим словом искусствоведы называют любое полотно на морскую тему) с разноцветными флажками и нарядными морячками. Название фовизм произошло от французского«fauvre» (дикие звери), так один из критиков отозвался о работах А. Марке и его друзей А. Матисса, А. Мангена, Ж. Руо, Ш. Камуэна, а также М. Вламинка и А. Дерена, выставленных в Осеннем салоне 1905 года. Одна из его лучших картин, «Порт Марселя» (1916), находится в Японии (художественный музей Охара). Уже в этих ранних работах выявилось своеобразие стиля Марке. Плотным розовым туманом окутан утренний Париж.
музей современного искусства Ночной Париж, 1937, Париж, частное собрание). Лучи, скользящие по воде, делают море молочным, непрозрачным, светящимся. Он начинал, как и многие его современники-художники. Годы оккупации Марке провел в Алжире. Окончив школу, он отправился в Париж, чтобы получить художественное образование. И если для Хокусая вдохновением во все времена служила священная Фудзисан, то для Альбера это была Сена.
Проблемы выбора профессии для Марке не существовало. Существенным фактором в системе Моро было копирование в Лувре. Такая поездка для французского живописца была сравнима с полетом на другую планету. Она почти всегда оживлена движущимися по ней баржами и лодками.
Марке, перед которым, разумеется, встала проблема конкретности изображения архитектурных памятников и ансамблей, достойно справился с ней, не превратив городской пейзаж в ведуту, «видовую живопись». ГМИИ им Пушкина также отметил 140-летие художника выставкой «Альбер Марке. Парусные лодки, 1921 Триель, 1931, все — Париж, частные собрания). Это характерно, например, для такого полотна, как «Ярмарка в Гавре» (1906, Музей искусств, Бордо).
Он кажется еще более непроницаемым из-за густых хлопьев снега, кружащихся в воздухе. музей современного искусства). В пейзажах Парижа, который он обожал, серые и желтые цвета палитры неактивны. Но краски не буйствуют на его полотнах. Тогда художники и были наречены критиком Луи Вокселем дикими зверями. Главным во всех работах Марке 1910-1920 годов является не цвет, а свет.
В Бордо был хороший музей, где Альбер увидел картины Веронезе, Мурильо, Рубенса. Здесь Марке встретил первых критиков, которые оценили его талант, - Ж. Бессона и Ф. Журдена. Примечательно, что большинство людей на этих пейзажах – лишь силуэты, размытые фигуры. Он их писал, глядя из своей квартиры на шестом этаже (например, «Набережная в зелени»). А как холоден Париж зимой.
Говоря об искусстве Марке, даже знаток смутится в определении стиля. Полотна Марке — целиком и полностью об атмосфере, в них нет событийности или кого-либо нарратива: Свободы, ведущей народ, не ждите. С 1908 года Марке начинает путешествовать. Название «фовизм» произошло от французского «fauve» дикие звери, — так один из критиков отозвался о работах Марке и его друзей А. Матисса, А. Мангена, Ж. Руо, Ш. Камуэна, а также М. Вламинка, А. Дерена, выставленных в Осеннем салоне 1905 года «Вырвать живопись из дремотного состояния», «искать решения всех проблем в ящике с красками», преобразовать реальность, подчиняясь интуиции, добиваясь выразительности любой ценой к этому стремились молодые художники.
Но это были его последние картины. Рисовать Альбер начал очень рано, он рисовал куском угля на полу, на полях тетрадей.
Фовизм был самым кратковременным течением в истории искусства. Художник, график иллюстратор. Еще одна особенность городских пейзажей Марке – это выбор высокого горизонта. Он кажется еще более непроницаемым из-за густых хлопьев снега, кружащихся в воздухе. Секрет его картин заключен в соотношении земли и неба, светлого и темного. Примерно в таком настроении Марке отбыл на родину.
Обучался также в Национальной школе изящных искусств в ателье Г. Моро и Академии Рансона. Действительно, долгое разглядывание меланхоличной, сонной природы может погрузить зрителя в медитативный транс.
Там он поступил в Школу изящных искусств. Они действительно заслуживали прозвище диких (le fauve – по-французски дикий зверь). Ее пересекают редкие экипажи, пропадающие в сероватой завесе дождя. На пути к творческому самоопределению емупредстояло пройти испытание фовизмом. Моро и был тем человеком, который научил Марке работать с натурой.
В 1945 вернулся в Париж.