В «Рождении Венеры» Сандро Боттичелли изобразил образ Афродиты Урании — небесной Венеры, дочери Урана, рожденной из моря без матери.
«Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня. В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми. " – Петрарка, поклоняющийся своему "златокудрому ангелу" – Лауре.
Боттичелли создал для капеллы три фрески:«Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. Наверху крыши хижины находятся три ангела, одетые вбелые, красные изелёные одежды.
Этот шедевр выставлен вГалерее Уффици воФлоренции. Удивительная картина, создает атмосферу мечтательности, светлой грусти. И Боттичелли донес до нас священную память о ней.
Боттичелли (1445-1510) жил в одну эпоху с Леонардо да Винчи, он видел, как устанавливали во Флоренции статую Давида, которая была творением молодого Микеланджело, он умер лишь на десять лет раньше Рафаэля, но между этими мастерами и ним была целая эпоха. В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ.
Он жил и творил более пяти веков назад в прекрасной Флоренции, которую еще в древности назвали «Цветком Тосканы» и которую многие считали самым совершеннейшим из всех городов Италии. И это своего рода эксперимент художника иможно сказать, что онудался. Затем последовал первый заказ, который Боттичелли выполнил для зала суда. Кажется, еще мгновение и Мария рухнет к ногам архангела Гавриила, готового самого заплакать.
Двое его друзей (братья Марк и Маркеллин) были осуждены на смерть за веру в Христа. Существует мнение, что юная Венера на картине Боттичелли символизирует Христа. Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. Иосиф изображён с терновым венком в руке.
«Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов. Его современникам этот замысел был более понятен, чем нам: боттичеллиевская Венера точно повторяет жест античных статуй – Венеры Медичейской из флорентийского собрания Медичи и Венеры Капитолийской, которую художник, очевидно, видел во время пребывания в Риме. Боттичелли Сандро (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция) итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор. О третьей истории известно меньше, поскольку она никогда не была выражена словами.
Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна. Варнавы работы Боттичелли)источник не указан 584 дня. Себастьян (Севастиан) – римский легионер, христианский святой, почитаемый как мученик. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии».
Композиция двухфигурная. была Симонетта Веспуччи, родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере. Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Одним изтаких популярных портретов является портрет Джулиано Медичи, написанный в1475году.
В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно. 1495). Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. В 1481 г. Боттичелли приехал в Рим.
Венера с кожей мраморного цвета поднимается рядом с ней над океаном, как статуя. Галерея Уффици (Флоренция)На картине изображена поляна в апельсиновом саду, вся усеянная цветами.
Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. Слева на Венеру дует бог ветра Зефир (2), олицетворяющий здесь мужскую сексуальность. Эту картину итальянского художника можно увидеть вэкспозиции Лондонской национальной галереи. Неприступный взгляд из-под тяжелых век придает Венере холодновато-сдержанный вид.
Но он был очень счастлив тем, что умел запечатлевать в своих картинах проявления Красоты. «Душа её – суть Любовь и Милосердие, глаза её – Достоинство и Великодушие, руки – Щедрость и Великолепие, ноги – Пригожесть и Скромность», как отзывался о Венере Боттичелли философ Марсилио Фичино. Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания. Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. Стихи Полициано, видимо и послужили сюжетным источником для Боттичелли. Этот шедевр можно увидеть вгалерее Уффици воФлоренции.
Каждая деталь этого произведения подобна музыке. Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве. Слышавшие Себастьяна увидели семь ангелов и Юношу, который благословил Себастьяна и сказал: «Ты всегда будешь со Мною». Себастьяна арестовали и допросили, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами. Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры». Мария Магдалина обнимает ноги, а Мария, мать Иакова Младшего, голову Христа. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством.
В глаза бросается скрытое противоборство на картине левой и правой групп. Нагая Венера стоит на золотой, сияющей раковине, которая плывёт к берегу по морской ряби. Изношенные платья намекают на пройденный долгий, одинокий и безнадежный путь. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. Верил в озарения и не заботился о богатстве.
Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов. Уталантливого итальянца есть целая группа картин под названием «Мадонна смладенцем» вот таким образом рассказать окакой-то одной картине неполучится. Их условно можно разделить на философские, мифологические, религиозные исторические и экзотические. Около 1485 г. Боттичелли создаёт другое известное полотно «Рождение Венеры». В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту).
Смерть ее стала глубоким личным горем для художника. Рубашки распластаны на ступенях как трупы. Сандро написал неодну копию этого портрета так как постоянно был недоволен своей работой. Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики.
В его руках жертвенная чаша и кропило. Её лицо могло бы нам что-то разъяснить, но лица-то как раз и не видно. Большинство портретов Симонетты появилось уже после ее смерти. Художник впервые изобразил нагую богиню любви и красоты Венеру из древнего мифа. Картина «Рождение Венеры» написана Боттичелли около 1485 года, когда (по выражению Вазари) «художник уже настолько уверенно владеет кистью, что может изображать на своих полотнах все, что захочет». Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры, цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана). Жизнь разрушает красоту, рок преследует любовь.
Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1474–1475, Уффици). Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры.
Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Запечатлены три эпизода из Евангелия – искушение Христа – в верхней части фрески. Настоящая фамилия художника — Алессандро Филипепи, а Боттичелли («Бочоночек») — это смешное прозвище, которое дали старшему брату художника и которое навсегда прилепилось к нему самому.
Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию. Но особенно дружен был художник с двоюродным братом флорентийского правителя — Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для которого и написал свои прославленные картины «Весна» и «Рождение Венеры». В левой части картины мы видим Зефира (западный ветер) в объятиях его супруги Хлориды (Флоры, богини растительности). Потерявший нравственную опору в лице семьи Медичи, глубоко религиозный и мнительный человек, он попал в духовную зависимость от экзальтированно-религиозного и нетерпимого проповедника. Она, обнажённая и юная, плывёт по волнам на раковине. Юношеская "Мадонна с Младенцем и ангелом" (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет ("Мадонна с Младенцем", 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию "Мадонны" учителя Фра Филиппа. Юдифь считается символом борьбы иудеев против угнетателей, символом патриотизма.
Афродиты. Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять. Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия «О пещере нимф» означает душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир. На небольшой картине анфас изображен юноша в скромной коричневой одежде и красной шапочке. Дай мне исполнить то, что заслужила эта женщина.
Например, мифологические картины (Афина Паллада и Кентавр, 1482 Венера и Марс, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков. Тогда Пилат приказал отдать тело. Портрет является поэтически идеализированным, где смягчено всё индивидуальное.
Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера. В такой трактовке нагота богини является не символом греха, а символом чистоты. С. Боттичелли «Весна» (1482). К сожалению, этот штандарт не сохранился. Сегодня мыпоговорим ивспомним самые красивые изнаменитые картины Сандро Боттичелли. С другой стороны спешит к богине нимфа Ора, торопясь набросить на нее пурпурный плащ.
В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии. Так он стал известным мастером, чьи работы востребованы. Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. «Покинутая» так многозначна, что истинный смысл ее шире любого определенного сюжета. Обнажённая богиня плывет к берегу в створке раковины, подгоняемая ветром. И все же это так.
Читайте в статье «Олимпийские боги»). В отличие от «Весны», «Рождение Венеры» написано на холсте. Ритм их падения подобен ритму волн, образуемых движением раковины. Например, Леонардо Бруни в похвальном слове городу писал: «В ней нет ничего беспорядочного, ничего неуместного, ничего неразумного, ничего необоснованного все имеет свое место и не только строго определенное, но и подобающее и необходимое». В полном соответствии с названием, они обратились к искусству дорафаэлевского времени – средневековому и раннеренессансному. Именно здесь Боттичелли написал две свои знаменитейшие картины – «Весна» и «Рождение Венеры».
В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Абирона, Исцеление прокаженного и искушение Христа) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик. Большинство историков искусства сходятся на мнении, что картина была написана для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, владевшим виллой Кастелло в 1486 году. "Уходят злые звезды с небосклона, узнав Ее прекрасный лик вдали.
Они покоятся в церкви Оньиссанти – церкви Всех Святых. Как мывидим, художник использовал ракурс втри четверти. Эту картину Боттичелли нарисовал позаказу богатого семейства Веспуччи.
И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам. Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами.
С картины смотрит приятное и открытое молодое лицо. На картине изображено предрассветное утро, слабые волны нарушают морской покой, на берегу с правой стороны шелестят апельсиновые деревья. Сюжет картины возвращает нас кгреческим мифам илегендам. Тонкое одухотворенное лицо ее полно той неземной затаенной печали. Свою версию картины художник написал в1475г иона теперь хранится вгалерее Уффици.
И вообще религиозные работы Боттичелли – одно из его главных творческих достижений. Венера, с телом античной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханию Зефиров, подгоняющих ее раковину к земле и, способствующих ее превращению из Венеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, они аналогичны Зефиру и Хлоре в Примавере).
Его дыхание наполняет ветер цветами. Что может быть религиозней исвященней, нежели рождение сына небесного. В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (рим.
Ее ранний уход оплакивал и Сандро Боттичелли, который писал с нее Венеру и Весну. Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. В это же время он увлекается идеями неоплатонизма, оказавшими существенное влияние на его творчество. «Разве не странно то, что еще 50 лет назад Боттичелли считали «темным» художником переходного времени, который пришел в мире только для того, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в «Образах Италии» знаменитый историк искусства Павел Муратов. То, что показалось странным П. Муратову в начале XX столетия, еще менее понятным представляется нам: мы видим гениальность Боттичелли и мы и представить себе не можем, что в течении почти трех веков, где-то с середины 16 до середины 19 веков., мир оставался равнодушным к шедеврам Боттичелли. Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота.
Что же. Такой ракурс придает образу ощущение некоего движения. Ученик онбыл очень трудолюбивый истарательный, арезультат незаставил себя долго ждать.
Что же определяет искусство Боттичелли. Неясно, кто был заказчиком «Рождения Венеры». Варнавы работы Боттичелли). Рождённая из пены она добирается до берега в морской раковине, где её встречает Бог западного ветра Зефир вместе со своей супругой Хлоридой (Флорой). Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилосьисточник не указан 584 дня.
Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная картина «Весна» пробыли в абсолютном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции. Он был вхож в высшие круги общества, в том числе и в богатые королевские семьи.
В 1481 году в Рим была приглашена группа флорентийских художников, где они вместе с умбрийскими мастерами при участии своих помощников украсили стены Сикстинской капеллы. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати. Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам.
Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Однако только в 1512 году Сикстинская капелла обрела мировую славу, после того как потолок и алтарная стена были расписаны Микеланджело. Сандро Боттичелли также принимал участие в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре и выполнил серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух. Думая, что он мёртв, палачи оставили его лежать одного, однако ни один из его жизненно важных органов не был повреждён стрелами и его раны, хоть и глубокие, не были смертельными. Как пишет Виктор Липатов, «он наряжает ее в красивые одежды, унизывает жемчужинами косу «медных» волос, аккуратно рисует чуть курносый нос, отмечает на устах загадочную улыбку обольщения и таинственной мечты.
Он был первым ренессансным мастером, запечатлевшим полностью обнаженное женское тело во всей его чувственной прелести и всячески подчеркивал преемственность своей Венеры с античной скульптурой. Подтверждение этому они находили в диалоге древнегреческого философа Платона «Пир»: «Я утверждаю, что из всех блаженных богов Эрос самый счастливый, так как он прекраснее и лучше всех. Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты.
Отсюда пошло второе имя богини – Пенорождённая. Справа ее с мантией в руках встречает нимфа Ора (5). «Спящая Венера» что как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы».
Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком. В средние века раковина символизировала плодородие, чистоту и непорочность. Тот исполнил просьбу матери, взял отрезанные гениталии в левую руку и забросил их в море. Римской Венере, богине любви и красоты, в Греции соответствовала Афродита, чье греческое имя происходит от слова «пена». Навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини украшенное цветами покрывало.
С. Боттичелли «Оплакивание Христа» (1495)Три Марии и Иоанн Богослов склонились в горе над безжизненным телом Христа. Хорошо итальянцу удавались портреты молодых женщин. Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла. По факту, в картине «Рождение Венеры» Боттичелли синтезировал христианство и язычество.
На картине «Рождение Венеры» тесно обнявшие друг друга бог ветров Зефир и его супруга Хлорида-Флора (чей образ Боттичелли использовал и в другом своём полотне – «Весна») своим дыханием ласково направляют Венеру к берегу острова Киферы. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и Благовещение Честелло (1489–1490, Уффици). Джорджо Вазари так высказался всвоих «Жизнеописаниях»: «Невозможно иописать всю красоту, вложенную Сандро визображение голов, повернутых всамых разнообразных положениях— товфас, товпрофиль, товполуоборот, то, наконец, склоненных, атоеще как-нибудь иначе. Но это правда.
Боттичелли начал создавать фрески, а также писать для церквей. Одни утверждают, что эта Венера из древнегреческих мифов, другие считают, что Сандро Боттичелли не мог знать этих мифов и, скорее всего, это одна из библейских историй. Будущий великий художник родился во Флоренции в 1445 году в семье дубильщика и поначалу хотел быть ювелиром.
Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами. Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо. Внастоящее время шедевр хранится вГалерее Уффици, Флоренция. Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу.
Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось. Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом.
Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха. Одновременно эта картина несет в себе массу загадок.
Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. Зефир дует на раковину и ветер этот – из цветов. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера). Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы».
До времени творчества Сандро Боттичелли мифологическая тематика в живописи встречалась в декоративных украшениях свадебных кассоне и предметах прикладного искусства, только изредка становясь объектом живописи. Вбудущем этот приём подхватят идругие художники.
Фон картины остался привычным для эпохи Возрождения иэто, как мывидим, дверной проем. Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. Последним штрихом стало покрытие полотна слоем яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» в сохранности дошло до нас. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу».
Но плодоносные силы Урана были настолько велики, что от упавших на землю капель крови родились гиганты, эринии и мелии, а от капель крови и семени, упавших в море, создалась пена из которой на свет появилась богиня Афродита (Венера). Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре. Так завершается этот путь – от идиллических грез чувствительного юноши к страстной проповеди пророка. Здесь мывидим, что женщина изображена уже невпрофиль, а ванфас. Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин "Святой Себастьян" (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре.
Название картины уже говорит освоем сюжете. На берегу богиню Венеру встречает другая длинноволосая красавица – древнеримская Ора (греческая грация) Талло, готовя для богини накидку. – его учеником станет Филиппино Липпи, сын первого учителя Боттичелли. Стремясь заглушить страдания, художник запечатлевал Симонетту Веспуччи в своих картинах. Вот таким образом для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было совершенно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой. В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля.
Недаром русский философ Н. Бердяев называл его «самым прекрасным, волнующим, поэтическим художником Возрождения и самым болезненным». Сюжет картины описывает процесс рождения Богини Венеры или Афродиты из морской пены. Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. До появления труда всей его жизни оставалось всего три года. Свою веру он пронёс терпеливо и покорно через все страдания. Был он, что называется, не от мира сего.
Посмотрите: сила ветра направлена не столько на море или на Венеру (волн нет и фигура героини статична), сколько на эту мантию. Рисунок фигур изображает бурное напряжение. Картина «Рождение Венеры» представляет собой иллюстрацию мифа о рождении древнеримской богини Венеры (или греческой Афродиты Анадиомены). Великий представитель флорентийской школы живописи Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 года в «цветущем» городе Флоренция. Также там присутствуют внук Козимо— Лоренцо Медичи сосвоим братом Джулиано. Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи.
Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Сандро – сокращение от Алессандро, а прозвище «Боттичелли», что в переводе с итальянского означает «бочонок», досталось ему от Джованни, его старшего брата, который был толстяком.
Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Мечтательно пуглив, алогичен в поступках и фантастичен в суждениях. Несомненным является тот факт, что 28 января 1475 г. он принял участие в турнире и после своей победы провозгласил даму своего сердца – Симонетту – королевой турнира. Так пурпурная мантия в руках у Грации имела не только декоративную, но и ритуальную функцию.
Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica». Перед нами довольно разные оценки. После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует.
Вот онсмысл жизни человека дарить жизнь инаслаждаться бытием. Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня. Использован уникальный для эпохи Возрождения прием: в доске сделана круглая ниша, куда вставлена пастилья – вылепленная из гипса и покрытая золотой краской копия медали, отлитой в честь Козимо Медичи около 1465 г. Новаторство художника заключается в том, что он изобразил юношу почти в фас (раньше изображали погрудно строго в профиль), с отчётливо выписанными руками (этого ранее не делалось) и с пейзажем на заднем плане (ранее фон был нейтральным). По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа». Заказы его были весьма многочисленны.
Боттичелли принадлежат, по крайней мере, одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: "Юность Моисея", "Искушения Христа" (напротив) и "Наказание восставших Левитов". Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует.
Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью. Укартины есть скрытый смысл. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия.
Самую известную свою работу – «Рождение Венеры» – Боттичелли закончил через 9 лет после смерти Симонетты. Боттичелли возвращается кстрогому профилю сизящным силуэтом ижёсткой рамой, нишей или окном. В них описывается, как бог ветра Зефир гнал Венеру к берегу в раковине.
Один изтаких портретов мысейчас свами ирассмотрим. Он тайно исповедовал христианство. Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении. Иосиф из Аримафеи, придя к Пилату, просил тела Иисусова.
В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици). С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (Весна, около 1477–1478, Рождение Венеры, около 1482–1483, – обе в Уффици). Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор.
Всадник закричал:Не мешай мне, Настаджио. Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли. Хранится этот портрет Боттичелли вмузее Виктории иАльберта вЛондоне. Увидеть сей шедевр можно вкартинной галерее города Берлина— одного изсамых красивых городов мира.
Однако «Рождение Венеры» никогда не упоминалось в инвентарях их имущества. Древнегреческий миф о патриархальном девственном зачатии богини Афродиты (Венеры) рассказывает, что однажды богиню земли Гею так разозлили измены супруга Урана, что она приказала их младшему сыну Кроносу отрезать отцу гениталии серпом. И так каждый день, в одно и то же время.
Когда он уснул, она острым мечом отрубила ему голову, спокойно прошла мимо спящих воинов и вернулась в спасённый родной город. Диптих состоит из 2 картин: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна». Именно сцену возвращения Юдифи изображает Ботичелли на этой картине. Сюжет этой картины известен всем. И это напоминает поединок за новорожденную. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино делла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску "Благовещение" (Флоренция, Уффици).
Из-под красной шапочки выпущены обрамляющие лицо прекрасные вьющиеся волосы. Папа Сикст IV, построивший капеллу в своём римском дворце, также пожелал, чтобы её расписал Сандро Боттичелли. Боттичелли использовал различные техники для написания своего шедевра, дробил лазурит для получения синей краски (на платье нимфы) и наносил тончайшее листовое золото на пурпурную накидку.
Кто она, эта женщина. Многие исследователи и историки сходятся во мнении, что картина «Рождение Венеры» была написана специально для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, банкира и государственного деятеля из знаменитого рода Медичи. С. Боттичелли «Покинутая» (ок. Ветер и нимфа, хоть полотно и неподвижно, все-таки полны движения, а вот Венера, напротив, спокойна и несколько безучастна. Уффици (Флоренция)Картина написана на деревянной доске темперой.
Он превращал жизнь в искусство и искусство становилось для него подлинной жизнью. Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем. Их кумиром был древнегреческий философ Платон.
Венера равнодушна и к охранительным действиям целомудренной Оры (аналогичной Меркурию в Примавере). Он владел виллой Кастелло, что под Флоренцией и именно на этой вилле хранились «Рождение Венеры» и «Весна». Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника.
Основу музейной коллекции составили полотна, принадлежавшие олигархическому семейству Медичи, которое вошло в историю благодаря своим многочисленным заслугам перед «цветком Тосканы» Флоренцией. В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса. По словам Полициано, случайный наблюдатель мог бы увидеть при этом вспышку глаз богини. Он парит и отдыхает над всем, что только есть нежного».
Все вариации портретов хранятся вразных музеях разных стран мира. И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку. Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос. Не построил своего дома, не свил семьи. Возможно, великого художника ренессанса Сандро Боттичелли на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы.
Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»). Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых. В изображении дующего Зефира, летящих роз, развевающихся волос и движения, как выражения жизни и энергии, Боттичелли следовал посылкам изложенным в работах теоретика искусства эпохи Возрождения Леона Баттисты Альберти. Может мастер кисти смотрел далеко вперед.
Кроме того, в античной символике раковина, на которой плывёт Венера, обозначала вульву. Еще один красивый портрет дамы Ренессанса, написанный живописцем в1475году.
Ее игриво развеваемые ветром вокруг лица волосам Боттичелли искусно придал особенный блеск тонкими золотыми штрихами. 17 мая 1510 года Сандро Боттичелли умер в возрасте 65 лет. И если бы не влиятельные друзья и поклонники его таланта, мог умереть от голода. потолок и алтарную стену распишет Микеланджело. Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея», а также 11 папских портретов. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством.
Для итальянского портрета xv века это было почти революцией – до того момента всех, кто заказывал свой портрет изображали в профиль или, со второй половины века, в три четверти. На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для кого и написал картины «Рождение Венеры» и «Весна». Судьба Боттичелли была сложной и полной тревожных раздумий, сомнений и испытаний. «Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов.
Спустя немного времени, она уползает, как ни в чем не бывало и снова начинается погоня. Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения). Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Благовещение – это самый фантастический сюжет из всех евангельских сюжетов. Зефир словно стремится помешать Оре укрыть Венеру.
Их сотрудничество продолжалось до 1467 года, когда Филиппо переехал в Сполето, а Боттичелли открыл свою мастерскую во Флоренции. Пропорции тела основаны на каноне гармонии и красоты. Творчество Сандро Боттичелли отличает особая певучесть линии в каждой из его картин, чувство ритма и гармонии, но особенно ярко они выражены в его «Весне» и «Рождении Венеры».
Она пример верности, чести исамопожертвования ради других. Мыпросто уверены, что эту реликвию живописи видел каждый. Как раз этот эпизод представил в поэме «Стансы на турнир» («Stanze per la Giostra») вдохновленный классической традицией современник Сандро Боттичелли, Анджело Полициано. На берегу Острова Кипр её ждёт одна из мифических граций. XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию.
У берегов Венеру встречает нимфа Ора, спешащая набросить на богиню пурпурное одеяние (которое имеет ритуальную функцию – символизирует переход между мирами: в такие заворачивали как новорожденных, так и умерших). Она обретёт всемирную славу после того, как в 1508-1512 гг. Её подгоняет западный ветер источник которого – бог Зефир изображённый в левой части картины в объятиях своей жены, богини цветов Флоры (Хлориды). 1475).
Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины. С. Боттичелли «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего» (ок. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление.
У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие губы.
То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. Согласно мифам о римско-греческих богах, в момент рождения Венеры впервые зацвела роза. Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек. Она опирается на одну ногу, что делает ее образ естественным. Сандро родился в семье кожевника.
Прекраснее, так как он самый юный и всегда следует за юностью. Клубящиеся одеяния, линии, которыми написаны волосы и крылья — все это исполнено динамического порыва, олицетворяющего один из основных элементов вселенной. Первыми самостоятельными работами Боттичелли стали несколько изображений Мадонн. Это один из самых эмоциональных и лиричных художников Возрождения. Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни. Все происходящее носит характер беспокойства, мрачного отчаяния. Она много лет украшала его виллу Кастелло.
Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение. Был начальником преторианской гвардии при императорах Диоклетиане и Максимиане. Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса. Боттичелли, по-прежнему желая утолить свою жажду знаний, стал искать среди высших художественных достижений эпохи иной источник. Весь день они простояли у креста, наблюдая его муки и смерть.