Всего на фреске изображено свыше 50 фигур. Напротив – уединенный мечтатель. Сократ 469 – 399 гг. до н. э. Начало движения 4. Ранние произведения ("Мадонна Конестабиле", ок. На высоком бастионе, выступающем к юго-западу от Пропилей, находится небольшой храм Афины Ники. Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме.
Вероятно, благодаря покровительству Браманте, папского архитектора. Помните, я упоминал об Рафаэлевом чувстве юмора. Рядом с ним стоят два странных персонажа — в короне и с глобусом (Птолемей) и с небесной сферой (Зороастр, как утверждают). Правее этой группы — Зороастр и Птолемей (в короне), каждый из них держит в руке сферу.
Единство философий — в разнообразии отдельных школ и личных мнений. Платон описывает «идеи», как суть вещи, её первозамысел и всякая вещь стремится быть похожими на «идеи». Также есть здесь Пифагор, нарисованный с книгой в руках, Критий (в розовом одеянии), Диагор Мелосский – поэт с обнаженным торсом, другие исторические личности. Он нарисовал много архитектуры в античном духе (так, как тогда это понимали).
Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-17), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Цель — благо. 3.
В портретах создан идеальный образ человека Возрождения ("Б. И здесь Диоген символично изображён растянувшимся на лестнице, в вальяжной позе, в одиночестве, в отличие от всех других изображенных на картине, возможно чтобы никто «не заслонял ему солнца». Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум.
На каждой стене комнаты (станцы) располагается завершённая фресковая картина. Первая из трех станц (то есть комнат) Станца делла Сеньятура являлась местом, где скреплялись печатью папские указы.
Слева, у подножия лестницы, Пифагор (2), в окружении учеников, занят разработкой математических проблем. Над Зороастром в гордом одиночестве возвышается Плотин (с головой Донателло). Так он изобразил св. Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум. И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению. Трудно поверить, что 25-летний представитель Умбрийской живописной школы с преобладанием принципов раннего ренессанса смог выполнить столь глобальную работу.
Сюда его пригласил папа Юлий II. Рафаэль приехал в Вечный город в 1508 году. Сначала была расписана средняя из трёх станц – «Станца делла Сеньятура» (Комната подписей), названная так, так как здесь заседал Церковный Трибунал, хранилась папская печать и подписывались указы. Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени.
Внизу на первом плане — две симметрично размещенные группы: слева — склонившийся на колено с книгой в руках Пифагор с учениками справа, тоже в окружении учеников, Эвклид (или Архимед) низко нагнувшись, он чертит циркулем на лежащей на полу грифельной доске. Художник поставил перед собой задачу невероятной сложности. Вслух. Петра.
Самый внимательный из слушателей – молодой воин Алкивиад в шлеме и полном вооружении. Хотя интересно, что художник сказал по этому поводу папе Юлию. Работая над «Афинской школой» – фреской на тему философии.
Прекрасное соседство — веселый жизнелюб и мрачноватый (хоть и язвительно-остроумный) аскет. Когда-то Афинский Акрополь украшали другие, менее значительные святилища и памятники. Прототипом для «Афинской школы» послужила Академия, созданная Платоном в Афинах в IV веке до н. э., ученики которой проводили свои диспуты под открытым небом в оливковой роще. Возвышаясь над мощными крепостными стенами, храм венчает их своими легкими пропорциями. Компанию Эвклиду составили Птоломей (держащий земной шар в своих руках) и Зороастр (держащий глобус неба).
У Аристотеля возникает идея последовательных переходов от материи к форме и наоборот. Эти четыре фресковые картины названы: первая – «Диспута» (она изображает спор о святом причастии), вторая «Афинская школа», третья – состоит из нескольких меньших композиций, четвёртая «Парнас». Слева от Платона — Сократ, беседующий со слушателями, среди которых выделяется молодой Алкивиад в панцире и шлеме.
Хоть и со значительными коррективами. На лестничных ступенях восседает Диоген. Многочисленные изображения Богоматери ("Сикстинская мадонна", ок. Фигуры Платона и Аристотеля заметно крупнее и выше рядом стоящих фигур.
Платон сформулировал понятие идеального и первый поставил вопрос о противоположности идеализма и материализма. Второй сидит в сложной, «закрученной» позе, в нем чувствуется горение беспокойной мысли, его облик отсылает воображение зрителя к огромной фреске, которую тогда в Сикстинской капелле создавал Микеланджело: эта фигура напоминает пророков с плафона. до н. э., был философом, математиком и стал основоположником собственной школы, названной «школа пифагорейцев». Петра). 25-ти летнему юноше надлежало создать росписи в трех помещениях Ватиканского дворца. Воин, облаченный в шлем – это Александр Македонский. Обратите внимание, что адепты этической философии, «лирики», группируются на стороне Платона передний план занят фигурами «неформатными» — или теми кто в равной степени занимался и этикой и физикой или те, кто занимался вообще непонятно чем — как Диоген или Гераклит. В этом отношении показателен общий замысел первой из расписанных Рафаэлем станц — так называемой Станцы делла Сеньятура (что в переводе означает комната подписи — здесь скреплялись печатью папские указы).
Этот человек находится в левом нижнем углу фрески. Рядом с Парменидом — таинственная фигура в белом. От этих людей отходит юноша, еще не избравший себе учителя, готовый к поискам истины. За синьором Буонаротти стоит Парменид. 1513), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками).
Кастильоне", 1514-15). Он разделил философов на несколько обособленных групп. На ступеньках лестницы расположился Диоген (3). Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится.
до н. э. ). Архитектурные детали, скульптура и рельефы имели яркую раскраску. Сюда его пригласил папа Юлий II. Рафаэль очень любил архитектуру и хотел быть архитектором у него, правда, не очень получалось — он не мог понять, почему такая красивая, тонкая ионическая колонна не может удержать пышную, массивную, торжественную римскую арку (его патрон, Браманте, надо заметить, тоже не очень хорошо это понимал). Вверху слева от Платона – Сократ. Художник в этой фреске объединил огромное количество фигур в гармоничную композицию, вот таким образом «Афинская школа» до сих пор считается высоким образцом героического жанра.
Возможно, так олицетворена новая смелая мысль, которая вызовет новые споры, подвигнет на новые искания. Воин, облаченный в шлем – это Александр Македонский. Абсолютно замечательна фигура юноши в левом дальнем углу фрески. Рафаэль Санти Рафаэль Санти – представитель Высокого Возрождения.
В этих жестах сконцентрированы и философские идеи – абстрактные у Платона (его мир идей обретается в небесах) и более практические и обоснованные у Аристотеля (его мир идей связан с земным опытом). Поверьте, в устах Микеланджело это было самой настоящей похвалой. За свое бесстыдство он был прозван собакой.
Снизу, на ступеньках, которые также символизируют ступени познания, расположился Диоген (ок. Кроме вышеописанных фигур, полотно представляет публике и таких персонажей, как Спеквсипп (философ изображенный с бородой и в тоге коричневого цвета), Менексен (философ, облаченный в тогу синего оттенка), Ксенократ (философ, в тоге белого цвета). И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению. Художник поставил перед собой задачу невероятной сложности. У самих ворот имеется 5 проемов для прохода, при этом средний, который предназначался для проезда всадников и прогона жертвенных животных, в значительной степени шире других, почти 4, 3 м. Внешний и внутренний фасады представляют из себя шестиколонные дорические портики. Философы увлечены спором. Это Платон и Аристотель.
А плафон маэстро расписал картинами идейно перекликающимися с основными композициями и несущими библейский, аллегорический и мифологический смысл. Так он изобразил св. Чуть ниже — в голубом хитоне — полулежит на лестнице Диоген. Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель. И тут же сам Рафаэль, создатель этого произведения изобразивший самого себя в зеркало.
Платон (в красном плаще и с чертами лица Леонардо да Винчи) указывает рукой на небо, а рука Аристотеля (в синем плаще) обращена раскрытой ладонью к Земле. Даже похвалил его. В этом споре не может быть победителя ибо для человека одинаково необходимы и безмерный космос и родная Земля, познание которых будет длиться вечно. Это наиболее идеальные образы фрески недаром прототипом Платона в рафаэлевской композиции явился Леонардо да Винчи. Платон указывает пальцем на небеса, а Аристотель простирает руку над землей.
Существуют следующие версии: сам Рафаэль (боюсь, что даже для него два автопортрета на одной картине — это слишком) Франческо делла Ровере, аристократ и кондотьер (об особой дружбе его с Рафаэлем ничего не известно, мало того, есть намеки на то, что у Рафаэля были к нему серьезные кровные претензии) Маргарита Лути, Форнарина (Булочница), любовница Рафаэля — думаю этот вариант самый вероятный. Воин в шлеме — Александр Македонский (7), он внимательно слушает Сократа (8), который, что-то доказывая, загибает пальцы. 2. Августина в общем, теология в те времена — это вам не философия, а тоже точная наука :).
Воин, облаченный в шлем – это Александр Македонский. А справа — группируются «физики». Он разделил философов на несколько обособленных групп. Несмотря на то что «Афинская школа» – это фреска с изображением более 50 персонажей, в ней чувствуется легкость и простор, характерные для манеры Санти. Рядом с Евклидом стоят Птолемей (держит в руках земной шар) и, вероятно, пророк Зороастр (держит небесный глобус). Также есть здесь Пифагор, нарисованный с книгой в руках, Критий (в розовом одеянии), Диагор Мелосский – поэт с обнаженным торсом, другие исторические личности.
Главный в ней — Сократ, настойчиво что-то объясняющий внимательным слушателям. Станца делла Сеньятура Рафаэлем была расписана, передавая в живописных образах четыре сферы умственной деятельности человека: «Диспут» (богословие), «Афинская школа» (философия), «Парнас» (поэзия) и «Мудрость, Мера, Сила» (юриспруденция). Его деятельность— поворотный момент античной философии. Среди слушателей должны находиться: Тимон, Ксенофонт, Антисвен и Алкивиад (которого можно узнать по богатому шлему). Они передают мудрость времен Античности и представляют две философские школы. Потому в ордер храмика внесены некоторые черты дорики. Рядом другие увлечены решением геометрической задачи. Говорили что учение его — самый кратчайший путь к добродетели.
В центре фрески разместились Аристотель и Платон. Воин в шлеме — Александр Македонский (7), он внимательно слушает Сократа (8), который, что-то доказывая, загибает пальцы. Дальше (если двигаться по часовой стрелке) заметная группка из шести человек. Так складывается великая симфония человеческого познания. В самом храме, в наосе, находилась хрисоэлефантинная статуя Афины Парфенос (Девы) работы Фидия, в опистодоме хранили священные деньги богини и казну Афинского морского союза.
По такой причине и согласно такому усмотрению он построил космос как единое целое, составленное из целостных же частей, абсолютное и непричастное дряхлению и недугам. Очертания же он сообщил Вселенной такие, какие были бы для нее пристойны и ей сродны». Сложно сказать. Начнем с центральных фигур. Матфея, который, читая со скрижалей, которые перед ним держит ангел, начертанные на них фигуры и письмена, заносит их в свою книгу, а за ним старика, разложившего на коленке свиток и переписывающего на нем все то, что было изложено Матфеем в его книге и кажется, что он, весь поглощенный этим хлопотливым занятием, движет губами и качает головой по мере того, как он задерживает или ускоряет движение своего пера. Правда, чтобы после смерти придворного зодчего его закончить, пришлось выгонятьещё трех архитекторов (включая Рафаэля) и подряжать Микеланджело, который (страшно ругаясь) всё-таки воплотил великий замысел в реальность.
Философ учил, что у человека крайне мало естественных потребностей и все они могут быть легко удовлетворены. На переднем плане – одинокая фигура Гераклита, погружённого в размышления. Хотя, говорят, Микеланджело остался своим портретом доволен. Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени. Того самого, который спроектировал и начал строить собор Св. С прекрасными декоративными деталями — и в «Афинской школе» он не забыл установить статуи Аполлона и Афины, покровительствовавших мудрости, философии, наукам и искусствам. Работы начали в 437 г. до н. э. и за 5 лет их почти полностью закончили.
Не все фигуры на фреске можно идентифицировать со стопроцентной уверенностью, но великих греческих философов Платона (427 – 347 гг до н. э. ) и его ученика Аристотеля (384 – 322 гг до н. э. ) легко узнать по названиям книг в их руках. «Даже бронза ветшает со временем, но слава твоя, Диоген, во веки не пройдет ибо лишь ты сумел убедить смертных, что жизнь сама по себе достаточна и указать наипростейший путь жизни». Так, можно было уже видеть в одной из них законченную историю, написанную Пьеро делла Франческа, на другой стене фреску, благополучно доведенную до конца Лукой из Кортоны, а кое-что было начато аббатом Пьетро делла Гатта, настоятелем церкви Сан Клементе в Ареццо точно так же и Брамантино из Милана написал там много фигур, большинство которых было выполнено им с натуры и почиталось прекраснейшей работой. Лучшей фреской станц и величайшим произведением Рафаэля признана «Афинская школа» – один из шедевров ренессансного искусства. Ступени лестницы символизируют этапы овладения истиной. Рядом другие увлечены решением геометрической задачи.
Мир материальный — не идеальный, мир идей — совершенен. Кроме вышеописанных фигур, полотно представляет публике и таких персонажей, как Спеквсипп (философ изображенный с бородой и в тоге коричневого цвета), Менексен (философ, облаченный в тогу синего оттенка), Ксенократ (философ, в тоге белого цвета). Иное название фрески – «Философские беседы», чем как раз и заняты Платон и Аристотель. Но об этом как-то в другой раз. Платон открыл мир идей.
«Хорошо, что урбинцу хватило ума не поместить меня в толпу этих болтунов» — проворчал он. Впоследствии основал собственную школу, названную Ликеем. Здесь художник должен был расписать станцы (парадные залы) Ватиканского дворца. Узнав себя в образе Гераклита, порадовался: «Однако радует, что урбинцу хватило ума не поместить меня в толпе спорящих краснобаев». Именно вот таким образом Аристотель Рафаэля указывает на мир земной. Сократдревнегреческийфилософ, учение которого знаменует поворот в философии— от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. (Говорят, что от Платона произошли гуманитарии, а от Аристотеля — технари).
Также учителя прививали им навыки рисования и музицирования. Это мудрые, уверенные в себе люди сильной воли и высокого достоинства. 323 до н. э. ) — древнегреческий философ и основатель школы киников. Платон указывает пальцем на небеса, а Аристотель простирает руку над землей.
Философы на фреске тоже спорят, но без обозначения победителя. Но это не нарушение логики перспективного построения, это приём выделения центральных героев, когда рядом с фигурами высокого роста (Платон и Аристотель) изображаются низкие фигуры. За его спиной расположилось ещё несколько фигур, которые образуют единый образ в картине.
Но, тем не менее, он рисовал очень красивые здания. После победы греков в войне возвратившиеся жители спешно возвели стену и с севера. Дальше, слева — обосновалась исключительно теплая компания. От этих людей отходит юноша, еще не избравший себе учителя, готовый к поискам истины. Именно здесь появились росписи, представляющие четыре области духовной деятельности человека: богословие представляет фреска «Диспута», философию—«Афинская школа», поэзию—«Парнас», правосудие — «Мудрость, Умеренность и Сила». В центре фрески разместились Аристотель и Платон.
Кроме того, ничто естественное, согласно Диогену, не может быть постыдным. На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады. Сзади – Сократ, на пальцах объясняющий слушателям ход своих рассуждений. Материя — такова возможность сущности. Ближе к нам, с пером и книгой, сидит Пифагор подглядывают у него из-за спины Боэций (по другим версиям Анаксимандр или Эмпедокл) и араб Аверроэс (он же ибн-Рушд). Первым из греческих философов он стал проповедовать космополитизм: «Я — гражданин мира».
Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его. Чуть правее стоит сам художник (смотрит прямо на зрителя). Мир неосязаемый, но от этого он не становится менее реальным. Похож же он настолько, что кажется живым. Лучшей фреской станц и величайшим произведением Рафаэля следует признать «Афинскую школу».
Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель. Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру. Рельефы метоп по периметру сооружения изображали сцены мифологических битв.
Лестничные ступеньки – это этапы, на которых происходит овладение истиной. Так складывается великая симфония человеческого познания. Причем музицирование начинали осваивать лишь после знакомства с поэзией. Рафаэль приехал в Вечный город в 1508 году.
В «Афинской школе», как и в других фресках станц, Рафаэль создал композицию, которая выстраивается не вдоль переднего края, а в виде полукруга, на котором разворачиваются события. Платон показывает пальцем на небо: мол идея. А искусство игры на флейте вошло в программу афинских школ после персидских войн. Северное крыло (Пинакотеку) использовали в качестве картинной галереи.
Справа Евклид (9), склонясь над доской измеряет циркулем геометрический чертеж. Аристотель также был древнегреческим философом (384 — 322 гг. Сзади – Сократ, на пальцах объясняющий слушателям ход своих рассуждений. Проектировал собор св. «Истина рождается в споре» сказал древнегреческий философ Сократ.
Здесь художник должен был расписать станцы (парадные залы) Ватиканского дворца. Личностей-титанов, личностей, равных Богу, согласно мировоззрениям эпохи Возрождения. Именно в материи Аристотель рассматривал возможность существования всего сущего. Петра авторства Браманте. Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру.
Размышления Платона, которые он передал через Тимея помогают понять, почему на картине Рафаэля Платон указывает именно на небо, в космос. 1502-03) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Кроме обучения письму, в афинской школе кифаристе подростки учились читать, в основном, на историко-художественном материале – поэмах Гомера Иллиада и Одиссея и мифах, стихах известных греческих поэтов и пьесах драматургов Софокла, Еврипида и Эсхила (в старшем возрасте). 412 – ок. Кроме игры на музыкальных инструментах, юноши осваивали и нотную грамоту. На переднем плане — Евклид измеряющий что-то циркулем перед компанией молодежи.
Абсолютно замечательна фигура юноши в левом дальнем углу фрески. Тема росписи — четыре области духовной деятельности человека: богословие представляет фреска «Диспута», философию—«Афинская школа», поэзию—«Парнас», правосудие — «Мудрость, Умеренность и Сила». Всего на картине изображено более полусотни фигур.
В настоящей статье мы подробно остановимся на фреске «Афинская школа» и её фрагментах «Платон и Аристотель», «Пифагор», «Евклид с учениками», «Гераклит». Справа от них изображена фигура самого Рафаэля, смотрящего на зрителей. Всего на картине изображено более полусотни фигур. Человек в венке из виноградных листьев — Эпикур (6). Говорят, что изображенная на фреске постройка очень похожа на проект собора Св.
Евклида изображаетБраманте. Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится. На фреске – обширный портик в стиле ренессанс.
Станца делла Сеньятура Рафаэлем была расписана, передавая в живописных образах четыре сферы умственной деятельности человека: Диспут (богословие), Афинская школа (философия), Парнас (поэзия) и Мудрость, Мера, Сила (юриспруденция). Они передают мудрость времен Античности и представляют две философские школы. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Аристотель называет 4 причины бытия: 1.
Это Эпикур в венке из плюща (каковой венок был символом Вакха) и Зенон Китийский, стоик. Аристотель же простер руку над землёй — нет, материя, природа изучение, классификация. Фреска олицетворяет и прославляет Истину (Vero) и символизирует рациональные поиски истины философией и наукой. Лично мне интересно, почему Рафаэль обрядил Буонаротти в«варварские» сапоги вместо классических и приличных сандалий.
ление и принудят погибнуть. А рядом с ним – фигура со спины, держащая в руках небесную сферу, это – портрет Зороастра. В древние времена Пропилеи считали самым прославленным сооружением Акрополя. На могиле Диогена в Коринфе был установлен памятник изображающий пса. Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его.
Так или иначе, но «Афинскую школу» он рисовал, обладая определённой свободой действий. Человек, сидящий в задумчивой позе, опершись на куб, — Микеланджело в образе Гераклита (4). Пифагор жил в Древней Греции, в 570-490 гг. Единство философий — в разнообразии отдельных школ и личных мнений. Напротив – уединенный мечтатель. Форма — сущность бытия, это уже не возможность, а действительность.