В религиозной сцене Дюрер впервые воплощает античный идеал человеческого тела. С полотном Тициана «Венера и Адонис» связана интересная работа по его атрибуции специалистами Пушкинского музея. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке и поместил там человека, которого создал (Бытие, 2: 7-8). Две обнаженные фигуры здесь подчинены не таким стремительным диагоналям, как у Тициана. Просто шутка.
Спор об этом с папским престолом шел на протяжении нескольких веков и заказанная дожем картина была призвана утвердить долгожданный особый статус храма, хранящего мощи святого патриарха. После этого Адам и Ева были изгнаны из Рая. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Драматизм сюжета сочетается здесь с изысканной красотой и гармонией композиции.
Зритель видит лишь лицо и плечи Адама, ноги его прикрыты шкурой леопарда. Знаковыми фигурами в живописи этого региона Италии в XVI веке безусловно являлись Тициан Вечеллио (1488/1490 – 1576), Якопо Тинторетто (около 1518 – 1594) и Паоло Веронезе (около 1528 – 1588), которые участвовали в формировании европейской художественной культуры, оказав определяющее влияние на искусство последующих веков. Потому сатана и стал врагом человека. Никакого нет труда. Адам также представлен согласно канону древнегреческого скульптора Поликлета. Его стиль необычайно красив.
«Снятие с креста» Якопо Робусти исполнено возвышенного драматизма и эмоциональности. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и будут одна плоть (Бытие, 2: 21-24). И открылись глаза у них обоих и узнали они, что наги и сшили смоковные листья и сделали себе опоясания (Бытие, 3: 1-7). И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю.
Что это. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей она будет называться женою ибо взята от мужа. 10, 32-35 11, 1).
В Раю Бог позволил Адаму есть от всякого дерева, кроме древа познания добра и зла ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Бытие, 2:17). Прародители представлены здесь не в виде неразумных грешников, а как эталон красоты. Открытый мазок создает тревожную вибрацию живописного пространства. Он как будто говорит: «Ты велик, Тициан, а я сделаю смешнее». Композиция полотна «Грехопадение Адама и Евы» Тинторетто как будто зеркально отражает «Венеру и Адониса» Тициана.
И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку. (Рим. 9, 6-19 Мф. Известная под эпитетом «драгоценная живопись», небольшая работа Веронезе «Венера и Марс с Амуром и лошадью» — вариант решения той же пластической задачи, что и две рассмотренные выше картины.
Сияющие драпировки, золото и дорогие ткани, жемчужное ожерелье (символ Венеции, сокровища, окруженного морем), прихотливая прическа Венеры — все это создает образ роскошной избыточности. Тициан, Тинторетто, Веронезе». Пушкина.
Микеланджело и Тициан, Дюрер и Кранах Старший, Рубенс и Веронезе – бесконечное количество изображений хрестоматийного сюжета про мужчину, женщину и яблоко казалось бы давно должно было исчерпать фантазию мастеров. Пушкина открывается масштабная выставка из музеев Италии и России «Венеция Ренессанса.
Все это мы повторяем всякий раз, когда слышим и читаем символ веры. Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. Бог, узнав о случившемся, проклял змея, а Еве сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей в болезни будешь рождать детей и к мужу твоему влечение твое и он будет господствовать над тобою (Бытие, 3: 16).
Теплый розоватый колорит включает в себя искристые золотые вкрапления — в пшеничных косах Венеры, драгоценной вышивке по бархату, перевернутой чаше, символе любовного опьянения. Кисти мастера из Кадоре принадлежат несколько вариантов воплощения этого сюжета. "Всякого, кто исповедает Меня перед людьми, того исповедаю и Я перед Отцем Моим Небесным". Ева же наоборот выглядит очень спокойной и довольной, у её ног растут цветы. Любовь к Венеции может родиться, но вряд ли может умереть.
«Адам и Ева» является продолжением «Поцелуя», но содержит в себе больше откровенностей. Тема восходит к «Метаморфозам» Овидия и повествует о прекрасном юноше Адонисе, страстно увлеченном охотой. Вот и на полотне он представляется в образе лиса, чьи горящие глаза выдают его торжество. Влюбленная в него Венера пытается удержать возлюбленного подле себя, но тщетно (на бесполезность ее усилий намекает заснувший амур). Наверное, этот город знает тайну притяжения. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей терния и волчцы произрастит она тебе и будешь питаться полевою травою в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю из которой ты взят ибо прах ты и в прах возвратишься (Бытие, 3: 17-19).
Колорит основан на ярком контрасте светлых и темных тонов, знаменитом венецианском «кьяроскуро», особенно остро выраженном Тинторетто. Можно вспомнить картину «Поцелуй», одну из самых знаменитых картин этого художника. Образы святых часто встречаются в творчестве всех троих художников. Как обычно, на картине доминирует женщина, мужчины в картинах Климта всегда отходили на задний план играли роль декорации к великолепным девушкам.
Картины из собраний Италии и России». Добро пожаловать в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Якопо Робусти, прозванный Тинторетто, то есть сын красильщика (около 1519, Венеция – 1594, Венеция), своей неистовой молодой энергией постоянно бросал вызов прославленному старцу. Адам выглядит измотанным и печальным из-за этого можно сделать вывод, что картина изображает пару после их греха.
Приглашаем вас посетить выставку «Венеция Ренессанса. Этим Бог доказал превосходство человека над ангелами. Возросшая на этих трех «столпах» искусства венецианская живописная школа на века вперед определила развитие и итальянского и всего мирового художественного языка. Трудно ли исповедать Господа.
Сегодня в ГМИИ имени А. С.